25 июля 2017 г.
В соответствии с Постановлением администрации МР "Жуковский район" от 23.10.2013 г. N 1541 "Об утверждении перечня муниципальных программ муниципального района "Жуковский район" (в редакции Постановления администрации МР "Жуковский район" от 22.04.2016 г. N 380) и в целях увеличения туристского потока в Жуковском районе постановляю:
1. Утвердить муниципальную программу "Развитие туризма на территории Жуковского района" (прилагается).
2. Признать утратившим силу с 01 января 2017 г. Постановление администрации МР "Жуковский район" от 06.12.2013 г. N 1806 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие туризма на территории Жуковского района" (в редакции Постановления администрации МР "Жуковский район" от 25.07.2014 г. N 1162, ред. 27.04.2015 г. N 574, ред. 24.11.2015 г. N 1292).
3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Главы администрации МР "Жуковский район" по экономике, инвестициям и управлению муниципальным имуществом и заведующего отделом культуры администрации МР "Жуковский район".
Глава администрации |
А.В. Суярко |
Муниципальная программа
"Развитие туризма на территории Жуковского района"
(утв. постановлением Администрации Жуковского района Калужской области
от 30 декабря 2016 г. N 1359)
25 июля 2017 г.
Паспорт
муниципальной программы "Развитие туризма на территории Жуковского района"
1. Ответственный исполнитель муниципальной программы |
Отдел культуры администрации МР "Жуковский район" |
||||
2. Цели муниципальной программы |
- увеличение туристского потока в Жуковском районе |
||||
3. Задачи муниципальной программы |
Задача I - Повышение конкурентоспособности туристского рынка, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах. Задача II - Развитие приоритетных направлений туризма в Жуковском районе. Задача III - Повышение качества туристских услуг и сохранение культурно-исторического потенциала |
||||
4. Подпрограммы муниципальной программы |
Отсутствуют в составе муниципальной программы |
||||
5. Индикаторы муниципальной программы |
- площадь номерного фонда коллективных средств размещения, тыс. кв. м.; - количество койко-мест в коллективных средствах размещения, ед.; - инвестиции в основной капитал средств размещения (гостиницы, рестораны и др. объекты туристской инфраструктуры), млн. руб.; - количество работающих в коллективных средствах размещения, тыс. чел.; - объем туристского потока в Жуковском районе, включая экскурсантов, тыс. чел.; - количество объектов аграрного туризма (средств размещения субъектов аграрного туризма), ед.; - количество участников событийных мероприятий в сфере культурно-познавательного туризма, проведенных на территории Жуковского района, тыс. чел.; - количество действующих маршрутов и программ по объектам туристского показа (включая объекты аграрного туризма), предлагаемые туристско-информационными центрами, ед.; - общее количество организованных туристских походов, в том числе туристских походов I и II категорий сложности, ед.; - количество участников туристских походов I и II категорий сложности, чел.; - численность иностранных граждан, прибывших в регион по цели поездки - туризм, чел.; - количество обучающихся в общеобразовательных учреждениях, участвующих в туристско-краеведческих мероприятиях, тыс. чел.; - удельный вес обучающихся в общеобразовательных учреждениях, участвующих в туристско-краеведческих мероприятиях,%; - объем платных услуг, оказанных населению в сфере туриндустрии, млн. руб.; |
||||
6. Сроки и этапы реализации муниципальной программы |
Программа реализуется в 1 этап: 2017 - 2019 годы |
||||
7. Объемы финансирования муниципальной программы за счет бюджетных ассигнований |
Наименование показателя |
Всего (тыс. руб) |
В том числе по годам (тыс. руб.) |
||
2017 |
2018 |
2019 |
|||
Итого: |
375 |
125 |
125 |
125 |
|
В т.ч. по источникам финансирования: |
|
|
|
|
|
Средства местного бюджета |
375 |
125 |
125 |
125 |
|
8. Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы |
В количественном выражении: - увеличение объема туристского потока в Жуковском районе, - включая экскурсантов, в 1,3 раза по сравнению с 2016 годом; - увеличение объема платных услуг, оказанных населению в сфере туриндустрии в 1,1 раза по сравнению с 2016 годом; - увеличение количества койко-мест в коллективных средствах размещения в 1,1 раза по сравнению с 2016 годом; - увеличение количества объектов аграрного туризма (средств размещения субъектов аграрного туризма) в 1,3 раза по сравнению с 2016 годом; - увеличение доли обучающихся в общеобразовательных учреждениях, участвующих в туристско-краеведческих мероприятиях, до 40%; В качественном выражении: - перевод отрасли туризма на инновационный путь развития и превращение в наиболее развитую и привлекательную сферу общественной деятельности, в том числе через широкое внедрение информационных технологий; - достижение необходимого уровня эффективности государственно-правового регулирования сферы туризма; - повышение качества, разнообразия и эффективности услуг в сфере туризма; - укрепление имиджа Жуковского района, как региона благоприятного для развития туризма; - решение социальных задач по удовлетворению потребностей различных категорий российских граждан в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным ценностям, а также задач по патриотическому воспитанию молодого поколения; - увеличение разнообразия туристского предложения на внутреннем туристском рынке; - улучшение социальной обстановки на селе. |
1. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы
Вводная
Реализация Программы осуществляется в значимой сфере экономики региона и экономики Жуковского района
Туризм выполняет важную роль в комплексном решении социальных проблем, стимулируя создание дополнительных рабочих мест, обеспечивая занятость и повышение качества жизни населения.
В настоящее время туризм является необходимым механизмом оживления экономики, поскольку туристская индустрия оказывает стимулирующее воздействие на развитие сопутствующих сфер экономической деятельности, таких как транспорт, связь, торговля, производство сувенирной продукции, сфера услуг, общественное питание, сельское хозяйство, строительство и других, выступает катализатором социально-экономического развития. Удовлетворяя потребности экскурсантов и туристов, туристическая индустрия является источником поступления средств в бюджеты всех уровней.
Жуковский район по праву можно назвать жемчужиной, одной из уникальнейших территорий по наличию памятников истории, культуры и природы России. Район имеет благоприятные долгосрочные перспективы развития туристического комплекса. Обладая богатой историей, многовековыми традициями и живописными природными ландшафтами, район имеет возможность развития туризма различных форм: от делового, культурно-познавательного, религиозного до агротуризма, спортивного туризма с активными формами отдыха, а так же сейчас приходит новое направление это событийный туризм. Предопределяющими факторами успешного развития туризма в районе являются близость столицы Российской Федерации, генерирующий мощный поток туристов, и наличие инновационных ядер, способных обеспечить конкурентоспособность туристско-рекреационного направления и его динамическое развитие.
Важнейший показатель состояния туристского рынка - объем туристского потока региона; его динамика является одним из главных индикаторов эффективности государственной политики в сфере туризма и определяет ориентиры выработки стратегии и тактики действий для субъектов туристского рынка.
Уровень туристского потока в Жуковском районе по итогам 2015 года составляет более 3930 тыс. человек, в том числе:
- туристов и экскурсантов, посетивших крупнейшие объекты туристского показа:
- Парк птиц "Воробьи" - 225 тыс. человек;
- Государственный музей Г.К. Жукова - 30 тыс. человек;
- туристов, обслуженных в коллективных средствах размещения, расположенных на территории Жуковского района - более 30 тыс. человек;
Для целей настоящей Программы под субъектами туристской индустрии понимаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, предоставляющие комплекс туристско-экскурсионных услуг в сфере туристкой индустрии, организации, осуществляющие туроператорскую и турагентскую деятельность, операторы туристских информационных систем, организации, предоставляющие услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников, субъекты аграрного туризма.
Применение программно-целевого метода на основе межведомственной координации позволит увеличить эффективность использования бюджетных средств, усовершенствовать и гармонизировать региональное и муниципальное законодательство, снять излишние административные барьеры и создать условия для формирования инвестиционной активности.
1.1 Основные проблемы в сфере реализации муниципальной программы
К наиболее значимым проблемам сферы туризма относятся:
- недостаточно развитая туристская инфраструктура в нашем районе, недостаточное количество гостиничных средств размещения туристского класса с современным уровнем комфорта;
- высокая стоимость проживания, питания, транспортного и другого туристского обслуживания;
- дефицит квалифицированных кадров, который влечет за собой невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии;
- лимитированное по разнообразию число туров, сформированных с помощью устаревших методов;
- недостаточная реклама туристских возможностей района, что связано с ограниченным бюджетным финансированием.
2. Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации муниципальной программы, цели, задачи и индикаторы достижения целей и решения задач, основные ожидаемые конечные результаты муниципальной программы, сроки и этапы реализации муниципальной программы
2.1. Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации муниципальной программы
Приоритеты муниципальной политики в сфере туризма установлены следующими стратегическими документами и нормативными правовыми актами:
- Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" N 132-ФЗ от 24 ноября 1996 г. (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 05.02.2007 N 12-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 28.06.2009 N 123-ФЗ, от 27.12.2009 N 365-ФЗ, от 30.07.2010 N 242-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 03.05.2012 N 47-ФЗ, от 29.06.2015 N 155-ФЗ, от 05.04.2016 г. N 104-ФЗ);
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 08.08.2009 г. N 1121-р);
- Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р);
- Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. N Пр-212);
- Стратегия социально-экономического развития Центрального федерального округа до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2011 г. N 1540-р в редакции постановления Правительства РФ от 26.12.2014 г. N 1505);
- Указы и поручения Президента Российской Федерации в сфере туризма;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 02.08.2011 N 644 "О федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)" (в ред. Постановления Правительства РФ от 18.09.2012 N 936, в ред. Постановления Правительства РФ от 11. 06.2016 г. N 534);
- Закон Калужской области от 13.06.2000 N 18-ОЗ "О туристской деятельности на территории Калужской области" (в ред. Законов Калужской области от 22.10.2001 N 67-ОЗ, от 08.11.2010 N 64-ОЗ, от 16.11.2011 N 216-ОЗ, от 05.12.2014 г. N 659-ОЗ) (принят постановлением Законодательного Собрания Калужской области от 01.06.2000 N 848);
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Закона Калужской области от 05.12.2014 г. следует читать как "N 654-ОЗ"
- Постановление Правительства Калужской области от 29.06.2009 N 250 "О стратегии социально-экономического развития Калужской области до 2030 года" (ред. Постановления Правительства Калужской области от 13.07.2012 N 353, от 26.08.2014 N 506, от 12.02.2016 N 89);
- Постановление администрации МР "Жуковский район" от 18.10.2016 N 994 "Об утверждении Порядка принятия решения о разработке, формировании и реализации муниципальных программ муниципального района "Жуковский район" и Порядка проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ муниципального района "Жуковский район".
Реализация положений вышеперечисленных стратегических документов и нормативных правовых актов позволила наметить пути решения многих проблем сферы туризма и решить некоторые из них.
В связи с этим реализация Программы будет осуществляться в соответствии со следующими основными приоритетами:
- обеспечение развития отрасли туризма, с применением современных технологий;
- создание необходимых условий для активизации инвестиционной деятельности в сфере туризма;
- повышение роли государственно-общественного партнерства в развитии сферы туризма;
- укрепление имиджа Жуковского района, как динамично развивающегося во всех секторах экономики;
- раскрытие туристского потенциала и поддержка районных инициатив в сфере туризма;
- создание туристско-рекреационных кластеров и туристических брендов;
- укрепление материально-технической базы учреждений сферы туризма;
- повышение конкурентоспособности туристического рынка Жуковского района, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах;
- формирование единого туристического пространства на территории Жуковского района, вовлечение в процесс содействия развитию туризма всех уровней муниципального управления.
- максимальное вовлечение туризма в популяризацию и использование историко-культурного наследия;
- приоритетная поддержка и развитие внутреннего и въездного туризма.
2.2. Цели, задачи и индикаторы (показатели) достижения целей и решения задач муниципальной программы
Основной целью Программы является увеличение туристского потока в Жуковском районе.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
1. Повышение конкурентоспособности туристского рынка, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах.
2. Развитие приоритетных направлений туризма в Жуковском районе.
3. Повышение качества туристских услуг и сохранение культурно-исторического потенциала Жуковского района.
Цели и задачи развития туристско-рекреационного комплекса Жуковского района на период с 2017 до 2019 года определены на основании анализа существующих проблем с учетом достигнутого уровня развития туризма и наличия имеющихся ресурсов.
Целевые индикаторы представлены в Таблице 1.
Таблица 1
Сведения об индикаторах муниципальной программы и их значениях
N п/п |
Наименование индикатора (показатели) |
Ед. изм. |
Значение по годам: |
|||||
2015 год |
2016 год |
Годы реализации муниципальной программы |
||||||
2017 год |
2018 год |
2019 год |
||||||
Муниципальная программа "Развитие туризма в Жуковском районе" | ||||||||
Задача N 1. Повышение конкурентоспособности туристского рынка, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах | ||||||||
1.1 |
Обеспечение туристско-рекреационного комплекса объектами инженерной инфраструктуры |
|||||||
1.1.1 |
Площадь номерного фонда коллективных средств размещения |
тыс. кв. м |
14,690 |
19,884 |
21,0 |
21,5 |
22,0 |
|
1.1.2 |
Количество койко-мест в коллективных средствах размещения |
ед. |
2304 |
2304 |
2320 |
2330 |
2350 |
|
1.2 |
Создание условий для инвестиционной привлекательности и развития туристско-рекреационного комплекса Жуковском районе |
|||||||
1.2.1 |
Инвестиции в основной капитал средств размещения (гостиницы, рестораны и др. объекты туристской инфраструктуры) |
н. б. мр |
- |
18,5 |
6,0 |
17,0 |
5,6 |
|
1.2.2 |
Количество работающих в коллективных средствах размещения |
тыс. чел. |
0,790 |
0,883 |
0,890 |
0,900 |
0,900 |
|
1.3 |
Продвижение туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках |
|||||||
1.3.1 |
Объем туристского потока в Калужской области, включая экскурсантов |
тыс. чел. |
361,8 |
457,5 |
430,0 |
554,0 |
560,0 |
|
1.3.2 |
Количество действующих маршрутов и программ по объектам туристского показа (включая объекты туристского туризма), предполагаемые туристско-информационными центрами |
ед. |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
|
2.1 |
Создание условий для развития аграрного (сельского) туризма |
|||||||
2.1.1 |
Количество объектов аграрного туризма (средств размещения субъектов аграрного туризма) |
ед. |
47 |
75 |
75 |
85 |
100 |
|
2.2 |
Создание условий для развития культурно-познавательного туризма |
|||||||
2.2.1 |
Количество участников событийных мероприятий в сфере культурнопознавательного туризма, проведенных на территории Жуковского района |
тыс. чел. |
7,0 |
10,0 |
10,3 |
10,5 |
11,0 |
|
2.2.2 |
Количество действующих маршрутов и программ по объектам туристского показа (включая объекты аграрного туризма), предлагаемые туристско-информационными центрами |
ед. |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
|
2.3 |
Создание условий для развития спортивного туризма с активными формами отдыха |
|||||||
2.3.1 |
Общее количество организованных туристских походов, всего |
ед. |
15 |
15 |
30 |
33 |
35 |
|
2.4 |
Создание условий для развития делового (конгрессионного) туризма |
|||||||
2.4.1 |
Численность иностранных граждан, прибывших в регион по цели поездки - туризм |
тыс. чел. |
0,03 |
0,03 |
0,03 |
0,03 |
0,04 |
|
2.5 |
Создание условий для развития экологического туризма |
|||||||
2.6 |
Создание условий для развития школьного туризма |
|||||||
2.6.1 |
Количество обучающихся в общеобразовательных учреждениях, участвующих в туристско-краеведческих мероприятиях |
тыс. чел. |
2,582 |
2,662 |
2,670 |
2,670 |
2,670 |
|
2.6.2 |
Удельный вес обучающихся в общеобразовательных учреждениях, участвующих в туристско-краеведческих мероприятиях |
% |
65,6 |
67,65 |
67,7 |
67,7 |
67,7 |
|
2.6.3 |
Количество обучающихся в учебных объединениях туристско-краеведческой направленности |
чел. |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
|
3.1 |
Содействие повышению квалификации и уровня подготовки кадров субъектов туристской индустрии повышение качества туристских услуг, создание условий для удовлетворения потребностей жителей Жуковского района в полноценном отдыхе, способствующем приобщению к культурным, историческим, природным ценностям и укладу жизни сельских поселений |
|||||||
3.1.1 |
Объем платных услуг, оказанных населению в сфере туриндустрии |
н. б. мр |
424,6 |
470,5 |
500,0 |
525,0 |
550,0 |
2.3. Конечные результаты реализации муниципальной программы
Основные ожидаемые к 2019 году конечные результаты реализации муниципальной программы в количественном выражении:
- увеличение объема туристского потока в Жуковском районе, включая экскурсантов, в 1,3 раза по сравнению с 2016 годом;
- увеличение объема платных услуг, оказанных населению в сфере туриндустрии в 1,1 раза по сравнению с 2016 годом;
- увеличение количества койко-мест в коллективных средствах размещения в 1,1 раза по сравнению с 2016 годом;
- увеличение количества объектов аграрного туризма (средств размещения субъектов аграрного туризма) в 1,3 раза по сравнению с 2016 годом;
- увеличение доли обучающихся в общеобразовательных учреждениях,
участвующих в туристско-краеведческих мероприятиях, до 67,7%.
Основные ожидаемые к 2019 году конечные результаты реализации государственной программы в качественном выражении:
- перевод отрасли туризма на инновационный путь развития и превращение в наиболее развитую и привлекательную сферу общественной деятельности, в том числе через широкое внедрение информационных технологий;
- достижение необходимого уровня эффективности государственно-правового регулирования сферы туризма;
- повышение качества, разнообразия и эффективности услуг в сфере туризма;
- укрепление имиджа Жуковского района, как региона благоприятного для развития туризма;
- решение социальных задач по удовлетворению потребностей различных категорий российских граждан в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным ценностям, а также задач по патриотическому воспитанию молодого поколения;
- увеличение разнообразия туристского предложения на внутреннем туристском рынке;
- улучшение социальной обстановки на селе.
2.4. Сроки и этапы реализации муниципальной программы
Программа реализуется в 2017 - 2019 годах, в один этап:
3. Обобщенная характеристика основных мероприятий муниципальной программы
Система основных мероприятий муниципальной программы рассчитана на период с 2017 по 2019 год и включает направления в соответствии с поставленными целью и задачами муниципальной программы.
Увеличение туристского потока в Жуковском районе является основной целью муниципальной программы. Одновременно ключевым направлением развития туристской индустрии Жуковского района является создание условий для повышения конкурентоспособности туристского рынка района за счет привлечения дополнительных инвестиционных средств частных инвесторов и инвестиционных кредитных средств.
1). Создание туристско-рекреационного кластера
В рамках данного мероприятия планируется и развитие 4-ми туристических объектов и комплекса обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационного кластера района.
Целью осуществления данных мероприятий является увеличение количества коллективных средств размещения туристов и объектов туристской инфраструктуры за счет модернизации и обновления существующих и строительства новых объектов.
Реализация данного мероприятия осуществляется за счет средств инвесторов
- использование привлеченных средств для материально-технического обновления объектов туристской инфраструктуры.
2). Развитие событийного туризма на территории Жуковского района
Основной целью данного мероприятия является популяризация туристского потенциала Жуковского района.
Реализация мероприятия программы позволит:
- сформировать представление о Жуковском районе как субъекте Калужской области, благоприятном для туризма;
- распространять информацию об историко-культурном наследии, природно-оздоровительном потенциале области, привлекать внимание к сохранению культурного и исторического наследия, популяризировать краеведение, продвигать информацию об объектах туристического показа, привлекать население района к разработке туристских маршрутов по родному краю, содействовать сохранению народных традиций и ремесел;
- повысить конкурентоспособность районного туристского продукта, обеспечивающего привлекательный образ и признание Жуковского района на туристском рынке.
- способствовать решению социальных задач по удовлетворению потребностей различных категорий населения в активном и полноценном отдыхе.
3). Продвижение туристского продукта на региональном рынке и межсубъектном уровне
Активная пропагандистская компания туристских ресурсов Жуковского района, посредством публикации информационных материалов о туристском потенциале Жуковского района, в т.ч. в СМИ положительно скажется на имидже региона, привлечет в регион дополнительный турпоток.
Таким образом, основной задачей данного мероприятия является создание обобщенного образа Жуковского района как региона, благоприятного для посещения туристами и экскурсантами - представителями внутреннего и въездного туризма.
Достижение поставленной задачи осуществляется путем реализации мероприятия по продвижению туристских продуктов в электронных и печатных средствах массовой информации, Интернет, на радио и телевидении, включая изготовление и трансляции видеороликов, рекламы, фильмов освещающих вопросы развития туризма, и другие мероприятия.
4). Создание условий для инвестиционной привлекательности и развития туристско-рекреационного комплекса Жуковского района
Целью осуществления мероприятий по созданию условий для инвестиционной привлекательности и развития туристско-рекреационного комплекса является организация туристского рынка, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением задач по привлечению дополнительных инвестиционных средств, в т.ч. собственные средства инвесторов, в туристско-рекреационный комплекс Жуковского района.
Решение намеченных задач осуществляется путем:
- оказания информационно-консультационной и методической помощи по реализации новых инвестиционных проектов в сфере туризма (строительства новых объектов туристской индустрии, реализации мероприятий по реконструкции, модернизации и обновлению материально-технической базы);
- сопровождения инвестиционных проектов по развитию и реконструкции материальной базы существующих объектов туристской индустрии, строительству новых объектов туристской индустрии.
- -оказание содействия субъектам туристической деятельности по участию в обучающих семинарах по вопросам туризма.
5). Развитие приоритетных направлений туризма в Жуковском районе
Исторический туризм
Исторический туризм в районе должен занимать лидирующее положение, т.к. объектов туристского показа в районе много. Это и Спас-Прогнанье с музеем П.Л. Чебышева, с. Троицкое с усадьбой Воронцовой-Дашковой, с. Тарутино с музеем 1812 г., г. Жуков с музейным комплексом Г.К. Жукова. На территории района имеются первые поселения вятичей (Огубское городище).
Самым крупным блоком в историческом туризме являются музеи и исторически значимые места, для которых основная проблема - изношенность музейных экспозиций и отсутствие интереса у туристов. Сложившаяся ситуация предполагает необходимость принятия мер по сохранению исторического наследия музеев района с максимальным применением современных технологий при пересмотре позиционирования музейных экспозиций.
Событийный туризм
Событийный туризм в большинстве своем - это индивидуальный вид отдыха, который наполнен постоянной атмосферой праздника.
Весь событийный туризм можно разбить на несколько категорий, которые отобраны по масштабу события. По этому признаку выделяются национальные и международные события. Также в событийном туризме можно выделить несколько направлений в зависимости от тематик: национальные фестивали, фестивали кино и театра, театрализованные шоу, модные показы, гастрономические фестивали, фестивали музыки и другие.
На сегодняшний день событийный туризм динамично развивается в Жуковском районе и представлен следующими направлениями:
- праздники городских и районных масштабов;
- тематические праздники и фестивали;
- народные и фольклорные гулянья;
- юбилеи исторических событий;
- проведение ярмарок.
Целью проводимых мероприятий по развитию культурно-познавательного туризма является возможность его развития как отдельного крупного туристического кластера.
Кроме того, существует объективная заинтересованность объектами туристского показа со стороны посетителей и гостей региона, имеющая круглогодичный характер, что позволяет рассматривать культурно-познавательный туризм как отдельно устоявшийся для Жуковского района вид туризма.
Развитие спортивного туризма с активными формами отдыха
Спортивный туризм с активными формами отдыха является одним из наиболее доступных и здоровых круглогодичных видов досуга. Данный вид отдыха сочетает в себе общение, физические нагрузки, а также существенные рекреационные, экологические и культурно-познавательные составляющие.
Ряд изначально вспомогательных для спортивного туризма с активными формами отдыха дисциплин со временем выделились в самостоятельные виды досуга и спорта: ориентирование на местности, скалолазание, туристское многоборье.
Высокая доля занимающихся спортивным туризмом приходится на молодое поколение. Основную массу туристов составляют школьники (в возрасте 12-17 лет) и молодежь в возрасте 18-25 лет.
На территории Жуковского района, располагающей крупными лесными массивами и широкой сетью малых и средних рек, традиционно наиболее развиты водные и пешеходные маршруты. Большой потенциал остается в развитии велосипедных и конных маршрутов.
Для решения задач, способствующих созданию условий для развития спортивного туризма с активными формами отдыха, предполагается реализация следующих программных мероприятий:
- организация мероприятий социального туризма (походов выходного дня, пешеходные экскурсии).
Реализация основных программных мероприятий в разделе спортивного туризма будет способствовать увеличению внутреннего и въездного туристского потока в Жуковском районе, поможет поддержанию здорового образа жизни населения, созданию условий для более качественного образования и воспитания молодежи средствами туризма.
Развитие делового (конгрессионного) туризма
Деловой туризм является составной частью индустрии туризма и характеризуется следующей направленностью:
- командировки руководителей и сотрудников компании, посещение и участие в специализированных индустриальных мероприятиях, профессиональных тематических ярмарках и выставках;
- посещение различных научных мероприятий (конференции, семинары, конгрессы);
- поощрительные корпоративные поездки, организованные для сотрудников и клиентов с целью досуга, рекреации и отдыха.
Развитие школьного туризма
Школьный туризм является действенным средством воспитания и служит целям всестороннего развития школьников - подготовке к жизни, труду, защите своего Отечества; интегрирует в себе все основные педагогические процессы и позволяет одновременно осуществлять шесть составляющих педагогического воздействия: обучение, развитие, оздоровление, профессиональная ориентация, социальная адаптация учащихся.
Туристская деятельность все чаще используется как средство активного отдыха, способствующее гармоничному развитию личности, укреплению здоровья, повышению культурного уровня человека.
Важнейшим факторов для развития школьного туризма и краеведения является природно-рекреационный и историко-культурный потенциал района - музеи-заповедники, государственные музеи, духовно-просветительские центры, мемориальные комплексы, учреждения культуры, спорта, предприятия промышленности, транспорта, связи, торговли, агропромышленного комплекса, различные памятники природы и истории.
Общая доля занимающихся туризмом и краеведением в системе дополнительного образования детей сегодня составляет не более 5% от общего числа всех обучающихся в районе.
Государственная поддержка развития школьного туризма ориентирована на создание наиболее благоприятных условий для обучения и воспитания детей на лучших национальных традициях посредством учебно-тематических экскурсий, культурно-этнографических экспедиций, туристских походов и прогулок, вовлечение детей и подростков в деятельность по исследованию и изучению духовного наследия Калужского края, его культуры, истории и природы.
Реализация программы позволит увеличить число занимающихся туризмом к 2019 г. до 67,7%.
6). Повышение качества туристских услуг и сохранение культурно-исторического потенциала Жуковского района
Задача повышения качества туристских услуг и сохранение культурно-исторического потенциала Жуковского района решается посредством проведения мероприятий в рамках трех основных направлений:
1. Содействие повышению квалификации и уровня подготовки субъектов туристской индустрии;
В рамках данных мероприятий предполагается оказание содействия субъектам туристической деятельности района по участию в обучающих семинарах, проводимых в области, в т.ч. в подготовке инструкторов активного туризма.
2. Содействие повышению качества туристских услуг;
В рамках данных мероприятий предполагается оказание содействия объектам туризма района по участию в областных конкурсах, на получение субсидий и грантов.
3. Создание условий для удовлетворения потребностей жителей района в полноценном отдыхе, способствующем приобщению к культурным, природным ценностям и укладу жизни сельских поселений.
В рамках данных мероприятий предполагается организация выступлений творческих коллективов района на ярмарках и иных мероприятиях событийного культурно-познавательного туризма.
Территориальное положение Жуковского района, наличие здесь богатых природных ресурсов определили развитие с древнейших времен различных традиций и ремесел. Во внутреннем туризме культурное наследие стимулирует национальную гордость за свою историю
Отмечая необходимость возрождения и развития культурно-бытовых традиций деревенского уклада жизни в сельских поселениях и сохранения природно-рекреационного и культурно-исторического потенциала района, необходимо учитывать, что многие промыслы и ремесла в современном мире утратили свою хозяйственную актуальность и тем самым приобрели неподдельный интерес для туристской сферы. Исторически ведение сувенирного промысла было распространено в осенне-зимний период. Возрождение забытых культурно-бытовых традиций деревенского уклада сможет послужить мощным экономическим стимулом для сельских жителей.
Развитие данного направления с учетом вышеуказанных условий позволит не только организовать эффективную реализацию сувенирной продукции по стимулировать приток туристов в период наибольшего падения спроса на туристско-экскурсионные услуги за счет проведения мастер-классов по разным видам древнерусских ремесел, разводить за счет туристской направленности ряд утраченных или позабытых национальных особенностей Жуковского района.
4. Характеристика мер муниципального регулирования
Отдел культуры администрации района в рамках программы обеспечивает методическую поддержку и координацию мероприятий, направленных на развитие туризма в Жуковском районе.
Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации муниципальной программы
N п/п |
Вид и наименование нормативного правового акта |
Основные положения нормативного правового акта |
Ответственный исполнитель |
Наименование индикатора муниципальной программы и (или) показателя подпрограммы, на который влияет правовое регулирование |
Задача "Повышение конкурентоспособности туристского рынка, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах. Развитие приоритетных направлений туризма в Жуковском районе. Повышение качества туристских услуг и сохранение культурно-исторического потенциала". | ||||
1 |
Постановление администрации муниципального района "Жуковский район" от 06.09.2016 г. N 831 "О создании координационного совета при администрации "МР Жуковский район" по развитию туризма |
Определяет основные направления регулирования отношений в сфере туризма с учетом социально-экономических условий Жуковского района. |
Отдел культуры администрации МР "Жуковский район" |
Объем туристического потока, включая экскурсантов, тыс. чел.; объем платных услуг, оказанных населению в сфере туриндустрии. |
5. Объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации муниципальной программы
(тыс. руб. в ценах каждого года)
Наименование показателя |
Всего |
В том числе по годам реализации программы: |
||
2017 |
2018 |
2019 |
||
Всего |
29445 |
6175 |
17575 |
5695 |
В том числе по источникам финансирования: |
|
|
|
|
Средства местного бюджета |
375 |
125 |
125 |
125 |
Иные источники (справочно): |
|
|
|
|
Собственные средства организации |
29070 |
6050 |
17450 |
5570 |
6. Механизм реализации муниципальной программы
Механизм реализации муниципальной программы основан на скоординированных действиях исполнителей и участников программных мероприятий по достижению намеченных целей. Выполнение мероприятий предусматривается осуществлять на основе открытости, добровольности, взаимовыгодного сотрудничества, обеспечивает широкие возможности для участия всех заинтересованных юридических и физических лиц.
По мере формирования проекта бюджета МО "Жуковский район" на очередной финансовый год и на плановый период, в соответствии с предельными объемами бюджетного финансирования на очередной финансовый год предложения по финансированию муниципальной программы уточняются ответственным исполнителем совместно с финансовым отделом Жуковского района для включения в проект бюджета района на очередной финансовый год.
Управление и контроль реализации программы, осуществляется в соответствии с полномочиями, указанными в пункте 2 раздела VI "Полномочия ответственного исполнителя, соисполнителей и участников программы при разработке и реализации муниципальных программ" и на основании положений, определенных в разделе V "Управление и контроль реализации муниципальной программы" Порядка принятия решения о разработке, формировании и реализации муниципальных программ муниципального района "Жуковский район", утвержденного Постановлением администрации МР "Жуковский район" от 18.10.2016 г. N 994.
Раздел 7 изменен. - Постановление Администрации Жуковского района Калужской области от 25 июля 2017 г. N 1157
7. Перечень мероприятий муниципальной программы "Развитие туризма на территории Жуковского района"
N п/п |
Наименование мероприятия |
Сроки реализации |
Участник программы |
Источники финансирования |
Сумма расходов (тыс. руб.) |
в т. ч. по годам реализации программы |
||
2017 год |
2018 год |
2019 год |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
10 |
11 |
12 |
Создание туристско-рекреационного кластера. | ||||||||
1. |
Проект ООО "Парк птиц": База отдыха "Иволга" с. Спас-Прогнанье Жуковского района |
2017 - 2019 г.г. |
ООО "Парк птиц" |
Собственные средства организаций |
7000 |
1000 |
5000 |
1000 |
2. |
Туристический парк "Протва" |
2017 - 2019 г. г. |
Туристический парк "Протва" |
Собственные средства организации |
7500 |
1500 |
5000 |
1000 |
3. |
Пансионат "Воробьи" |
2017 - 2019 г.г. |
ООО "Пансионат "Воробьи" |
Собственные средства организации |
3000 |
1000 |
1000 |
1000 |
4. |
Парк-отель "Яхонты" |
2017 - 2019 г.г. |
Парк-отель "Яхонты" ООО "Даквел" |
Собственные средства организации |
7000 |
1000 |
5000 |
1000 |
5. |
Развитие сети средств коллективного размещения субъектов туризма |
2017 - 2019 г. г. |
Руководители предприятий туризма |
Собственные средства организации |
4570 |
1550 |
1450 |
1570 |
6. |
Всего: |
2017 - 2019 г.г. |
|
Собственные средства организаций |
29070 |
6050 |
17450 |
5570 |
Развитие событийного туризма на территории Жуковского района | ||||||||
7. |
Развитие событийного туризма на территории Жуковского района, организация и проведение ярмарок, приуроченных к историко-культурным событиям местного значения |
2017 - 2019 г.г. |
Отдел культуры Жуковского района |
Средства местного бюджета |
75 |
25 |
25 |
25 |
Продвижение туристского продукта на региональной рынке и межсубъектном уровне | ||||||||
8. |
Выпуск буклетов, каталога, рекламы, стендов, путеводителей, роликов, фильмов, ТВ-передач |
2017 - 2019 г.г. |
Отдел культуры Жуковского района |
Средства местного бюджета |
268,332 |
68,332 |
100 |
100 |
9. |
Участие в Межрегиональном конкурсе "Чемпионат по развитию внутреннего туризма "I LOVE RUSSIA" г. Волгоград |
2017 - 2019 |
Отдел культуры Жуковского района |
Средства местного бюджета |
31,668 |
31,668 |
|
|
10. |
Всего: |
2017 - 2019 г.г. |
|
Средства местного бюджета |
375 |
125 |
125 |
125 |
Создание условий для инвестиционной привлекательности и развития туристско-рекреационного комплекса Жуковского района | ||||||||
11. |
Оказание информационно-консультационной, методической помощи по реализации инвестиционных проектов в сфере туризма и их сопровождение |
2017 - 2019 г. г. |
Отдел культуры Жуковского района, отдел экономического развития Администрации МР "Жуковский район" |
Средства местного бюджета |
В рамках текущего финансирования |
|||
12. |
Содействие объектам туризма по участию в обучающих семинарах по вопросам туризма |
2017 - 2019 г.г. |
Отдел культуры Жуковского района |
Средства местного бюджета |
В рамках текущего финансирования |
|||
Развитие приоритетных направлений туризма в Жуковском районе | ||||||||
13. |
Развитие приоритетных направлений туризма в Жуковском районе |
2017 - 2019 г. |
Отдел культуры Жуковского района; Отдел физической культуры, спорта и молодежной политики Администрации МР "Жуковский район" |
Средства местного бюджета |
В рамках текущего финансирования |
|||
Повышение качества туристских услуг и сохранение культурно-исторического потенциала Жуковского района | ||||||||
14. |
Содействие участию субъектов туристической индустрии в областных конкурсах |
2017 - 2019 г.г. |
Отдел культуры Жуковского района |
Средства местного бюджета |
В рамках текущего финансирования |
|||
|
Итого по программе: |
2017 - 2019 г.г. |
|
|
29445 |
6175 |
17575 |
5695 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Жуковского района Калужской области от 30 декабря 2016 г. N 1359 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие туризма на территории Жуковского района"
Текст постановления опубликован на официальном сайте администрации МР "Жуковский район" (http://adm-zhukov.ru/) 30 декабря 2016 г.
Постановлением Администрации Жуковского района Калужской области от 30 декабря 2019 г. N 1075 настоящий документ признан утратившим силу с 1 января 2020 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Жуковского района Калужской области от 3 ноября 2017 г. N 1638
Постановление Администрации Жуковского района Калужской области от 25 июля 2017 г. N 1157