Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 9. Данные о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов
9.1. Предложения по основным мероприятиям, направленным на развитие инфраструктуры экологически и санитарно-эпидемиологически безопасного обращения с отходами, в том числе коммунальными
Расчет перспективных объемов утильных компонентов ТКО, которые содержатся в ТКО приведен в таблице 31. Расчет проведен в разрезе по муниципальным образованиям, в соответствии с расчетным объемом образования ТКО на 2020 год и морфологическим составом ТКО представленным в разделе 2.
Таблица 31. Расчет перспективных объемов утильных компонентов ТКО на территории Калужской области
Муниципальное образование |
Образование ТКО за 2020 год, тонн |
Бумага |
Полимеры |
Металлы |
Текстиль |
Стекло |
Пищевые отходы |
Прочее |
Муниципальный район Бабынинский |
12727 |
3691 |
1654 |
255 |
255 |
255 |
5600 |
1018 |
Муниципальный район Барятинский |
2133 |
619 |
277 |
43 |
43 |
43 |
939 |
171 |
Муниципальный район Боровский |
46577 |
13507 |
6055 |
932 |
932 |
932 |
20494 |
3726 |
Муниципальный район Дзержинский |
20921 |
6067 |
2720 |
418 |
418 |
418 |
9205 |
1674 |
Муниципальный район Думиничский |
6390 |
1853 |
831 |
128 |
128 |
128 |
2811 |
511 |
Муниципальный район Жиздринский |
4223 |
1225 |
549 |
84 |
84 |
84 |
1858 |
338 |
Муниципальный район Жуковский |
27580 |
7998 |
3585 |
552 |
552 |
552 |
12135 |
2206 |
Муниципальный район город Киров и Кировский район |
22358 |
6484 |
2906 |
447 |
447 |
447 |
9837 |
1789 |
Муниципальный район Износковский |
3073 |
891 |
399 |
61 |
61 |
61 |
1352 |
246 |
Муниципальный район Козельский |
15155 |
4395 |
1970 |
303 |
303 |
303 |
6668 |
1212 |
Муниципальный район Куйбышевский |
3211 |
931 |
417 |
64 |
64 |
64 |
1413 |
257 |
Муниципальный район город Людиново и Людиновский район |
23452 |
6801 |
3049 |
469 |
469 |
469 |
10319 |
1876 |
Муниципальный район Малоярославецкий |
38314 |
11111 |
4981 |
766 |
766 |
766 |
16858 |
3065 |
Муниципальный район Медынский |
5467 |
1586 |
711 |
109 |
109 |
109 |
2406 |
437 |
Муниципальный район Мещовский |
3952 |
1146 |
514 |
79 |
79 |
79 |
1739 |
316 |
Муниципальный район Мосальский |
4264 |
1237 |
554 |
85 |
85 |
85 |
1876 |
341 |
Муниципальный район Перемышльский |
6670 |
1934 |
867 |
133 |
133 |
133 |
2935 |
534 |
Муниципальный район Спас-Деменский |
3620 |
1050 |
471 |
72 |
72 |
72 |
1593 |
290 |
Муниципальный район Сухиничский |
9656 |
2800 |
1255 |
193 |
193 |
193 |
4249 |
773 |
Муниципальный район Тарусский |
10922 |
3167 |
1420 |
218 |
218 |
218 |
4806 |
874 |
Муниципальный район Ульяновский |
2510 |
728 |
326 |
50 |
50 |
50 |
1105 |
201 |
Муниципальный район Ферзиковский |
6535 |
1895 |
850 |
131 |
131 |
131 |
2875 |
523 |
Муниципальный район Хвастовичский |
3661 |
1062 |
476 |
73 |
73 |
73 |
1611 |
293 |
Муниципальный район Юхновский |
4339 |
1258 |
564 |
87 |
87 |
87 |
1909 |
347 |
Городской округ - город Калуга |
227871 |
66083 |
29623 |
4557 |
4557 |
4557 |
100263 |
18230 |
Городской округ - город Обнинск |
74827 |
21700 |
9727 |
1497 |
1497 |
1497 |
32924 |
5986 |
Итого: |
590408 |
171218 |
76753 |
11808 |
11808 |
11808 |
259780 |
47233 |
Крупнотоннажными утильными компонентами ТКО, которые ценны для вторичного использования, являются: бумага - 171 тыс. тонн; полимеры - 76,8 тыс. тонн; металлы - 11,8 тыс. тонн; стекло - 11,8 тыс. тонн.
Максимальный процент отбора утильных компонентов из ТКО возможен при их отборе на стадии сбора отходов, при организации раздельного накопления и внедрении системы пунктов приема вторичных ресурсов (как стационарных, так и передвижных).
Раздельное накопление твердых коммунальных отходов предполагает накопление различных видов отходов в различных контейнерах, предназначенных для их накопления. Раздельное накопление отходов может осуществляться путем использования большого количества различных контейнеров для отдельного накопления стекла (в том числе, по цветам), пластика, бумаги и прочих фракций либо путем использования двух различных контейнеров. Принцип системы заключается в разделении отходов на стадии накопления на две составляющие: полезные вторичные компоненты, пригодные для повторного использования (полимерные отходы, бумага, металл, стекло и пр.) и прочие отходы (пищевые и растительные отходы, смет от уборки дворовой территории). Таким образом не происходит смешивание и загрязнение ценных компонентов пищевыми отходами, вторсырье, собираемое отдельно, остается более высокого качества, чем смешанное.
Территориальной схемой предлагается поэтапный переход на раздельное накопление твердых коммунальных отходов.
Для внедрения системы раздельного накопления отходов отходы вторичного использования целесообразно складировать в евроконтейнеры объемом 1,1 куб. м, имеющие специальную маркировку.
Двухконтейнерная система накопления твердых коммунальных отходов имеет следующие преимущества:
- уменьшение необходимой площади земельного участка для организации контейнерной площадки;
- снижение затрат на обустройство контейнерной площадки;
- снижение затрат на приобретение и обслуживание контейнерного парка;
- снижение затрат на транспортирование отходов за счет сокращения количества транспортных средств и логистических маршрутов для сбора отходов.
С учетом существующих технологических возможностей по сортировке отходов двухконтейнерная система раздельного накопления отходов экономически более эффективна, чем многоконтейнерная система накопления отходов.
Внедрение раздельного накопления твердых коммунальных отходов целесообразно осуществлять поэтапно, с использованием "пилотных" городов. Внедрение целесообразно начинать с относительно больших городов, городов в которых уже организовано раздельное накопление твердых коммунальных отходов, а также городов, рядом с которыми расположены сортировочные мощности. В приложении А5.3 представлена информация о перспективных местах раздельного накопления ТКО.
9.2. Обоснование основных параметров предлагаемых к созданию объектов системы обращения с отходами
Разработка территориальной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами в части объектов обращения с отходами строилась на следующих базовых принципах:
1. В соответствии с пунктом 8 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Таким образом, весь объём ТКО, из которого может быть выделена полезная фракция, перед захоронением должен проходить обработку.
2. В целях минимизации накопленного экологического ущерба, объекты по утилизации, обработке, обезвреживанию и размещению отходов должны соответствовать требованиям природоохранного законодательства с учетом установленных ограничений и запретов, в том числе предусмотренных статьей 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". К числу обязательных требований для объектов размещения ТКО относятся такие, как: наличие системы учета поступающих отходов, наличие весового и видового контроля поступающих отходов, наличие системы обустройства объектов (подъездные пути, ограждение, накопление и отвод фильтрата, биогаза, дезинфекционные ванны и пр.), наличие регистрация объектов в ГРОРО, наличие лицензии на осуществление деятельности у организации, эксплуатирующей объект, наличие заключений экологической экспертизы на проектную документацию и окончательное установление санитарно-защитной зоны, наличие программы экологического контроля.
3. В соответствии с Рекомендациями Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.05.2016 N АС-03-03-36/10394, для сокращения вовлекаемых земельных ресурсов под размещение отходов, в первую очередь рассматривалась возможность приведения в соответствие с нормами действующего природоохранного законодательства существующих (в том числе фактически эксплуатируемых) объектов размещения отходов, в том числе не включенных в ГРОРО.
Для своевременного перенаправления потоков ТКО от источников образования и потоков балластных фракций, обработанных ТКО, требуется введение в эксплуатацию новых объектов их захоронения с достаточной годовой мощностью, емкостью и в сроки, соответствующие годам вывода из эксплуатации действующих объектов.
В ходе реализации предложений территориальной схемы планируется 100% охват отходообразующего пространства субъекта в части обработки ТКО.
Для достижения поставленных целевых показателей по обработке и утилизации отходов территориальной схемой предлагаются соответствующие мероприятия (Таблица 32).
Количество перспективных объектов захоронения, обработки, утилизации и их основные технологические параметры определены на основании:
1. Формирующихся в течении срок действия схемы территориальных пустот в части объектов обращения с отходами, а также расположения областей количественной концентрации отходов.
2. Логистических расчетов по оптимизации транспортной схемы перемещения ТКО и их балластных фракций после обработки, сгенерированных электронной моделью.
3. Оптимизации тарифного уровня в зоне обслуживания регионального оператора.
Планируемые технологические решения для вновь вводимых объектов представлены в Приложении А14 к территориальной схеме.
В результате анализа потребности создания новых и реконструкции имеющихся объектов сформирован сценарий развития системы по обращению с отходами Калужской области.
В таблице 32 приведен перечень мероприятий, планируемых в соответствии со сценарием.
На территории Износковского района Калужской области формируется инфраструктура обращения с отходами, которые будут поступать с территории г. Москвы. В рамках реализации проекта планируется ввод в эксплуатацию мусоросортировочного комплекса мощностью 1000 тыс. тонн/год. Извлечение полезных компонентов (ВМР) - до 25%.
Таблица 32. Перечень мероприятий, предлагаемых территориальной схемой
Год |
Объект |
Расположение или географические координаты |
Мероприятие |
Прочая информация |
2020 (до 01.07.2020) |
Полигон ГП "КРЭО" Боровский район, д. Тимашово |
55.14372, 36.504418 |
Завершение эксплуатации, подготовка к рекультивации |
Объект заполнен |
2020 (до 01.07.2020) |
Сортировка ГП "КРЭО" |
55.14372, 36.504418 |
Завершение эксплуатации |
- |
2020 |
МСК Износковский район Сортировка ООО "ПрофЗемРесурс" (Опытно-экспериментальная площадка по приему, обработке ТКО и размещению неутилизируемых фракций)** |
55.17632, 35.54561 |
Ввод в эксплуатацию |
Мощность: 1000 тыс. тонн/ год. Отбор ВМР - 25% |
2020 |
Площадка компостирования Малоярославецкий район |
54.927329, 36.084688 |
Ввод в эксплуатацию |
Утилизация органических фракций ТКО Мощность: 200 тыс. тонн/ год |
2021 |
Сортировка ООО "Реммонтаж" |
54.099601, 34.369828 |
Реконструкция объекта |
Увеличение мощности до 65 тыс. тонн/ год |
2021 |
Полигон МУП "Хвастовичское КХ" Хвастовичский район |
53.486059, 35.128924 |
Завершение эксплуатации, подготовка к рекультивации |
Объект заполнен |
2021 |
МПС Жиздринский район |
53.766167, 34.738556* |
Ввод в эксплуатацию |
Мощность: 9 тыс. тонн/ год |
2021 |
Мусороперегрузочная площадка Мосальский район |
54.510673, 34.966305* |
Ввод в эксплуатацию |
Мощность: 4,5 тыс. тонн/ год |
2021 |
МПС Тарусский район |
54.70896, 37.12484* |
Ввод в эксплуатацию |
Мощность: 19 тыс. тонн/ год |
2021 |
Мусороперегрузочная площадка Медынский район |
54.991656, 35.868683* |
Ввод в эксплуатацию |
Мощность: 6 тыс. тонн/ год |
2021 |
МПС Людиновский район |
53.921334, 34.394863* |
Ввод в эксплуатацию |
Мощность: 25 тыс. тонн/ год |
2021 |
Мусороперегрузочная площадка Юхновский район |
54.739343, 35.263741* |
Ввод в эксплуатацию |
Мощность: 8 тыс. тонн/ год |
2021 |
Мусороперегрузочная площадка Ульяновский район |
53.732297, 35.64487* |
Ввод в эксплуатацию |
Мощность: 3 тыс. тонн/ год |
2021 |
Полигон Малоярославецкий район |
54.927329, 36.084688 |
Ввод в эксплуатацию |
Мощность: 270 тыс. тонн/ год; Вместимость: 1000 тыс. тонн |
2021 |
МСК Малоярославецкий район |
54.927329, 36.084688 |
Ввод в эксплуатацию |
Мощность: 45 тыс. тонн/ год |
2022 |
Полигон ООО "Форум" Сухиничский район |
54.086914, 35.355747 |
Реконструкция объекта |
Увеличение вместимости на 320 тыс. тонн |
2022 |
Полигон ООО "Внешние сети" Бабынинский район, п. Воротынск |
54.459175, 36.017391 |
Завершение эксплуатации, подготовка к рекультивации |
Объект заполнен |
2022 |
Полигон МП "СЕЗ" МР "Ферзиковский район" Ферзиковский район, д. Козловка |
54.505286, 36.787728 |
Завершение эксплуатации, подготовка к рекультивации |
Объект заполнен |
2023 |
Полигон ООО "Реммонтаж" Кировский район |
54.099601, 34.369828 |
Реконструкция объекта |
Увеличение вместимости на 600 тыс. тонн |
2023 |
Полигон ГП "КРЭО" Козельский район, г. Сосенский |
54.067022, 36.001639 |
Завершение эксплуатации, подготовка к рекультивации |
Объект заполнен |
2024 |
Полигон МУП "Благоустройство" Спас-Деменский район |
54.437887, 34.020977 |
Завершение эксплуатации, подготовка к рекультивации |
Объект заполнен |
2024 |
Мусороперегрузочная площадка Спас-Деменский район |
54.437887, 34.020977* |
Ввод в эксплуатацию |
Мощность: 4 тыс. тонн/ год |
2025 |
Полигон Малоярославецкий район |
54.927329, 36.084688 |
Реконструкция объекта |
Увеличение вместимости на 1500 тыс. тонн |
2024 - 2025 |
Полигон ООО "ПрофЗемРесурс" Износковский район (Опытно-экспериментальная площадка по приему, обработке ТКО и размещению неутилизируемых фракций) |
55.17632, 35.54561 |
Завершение эксплуатации, подготовка к рекультивации |
Объект заполнен |
* - местоположение указано предварительно и может быть изменено по решению уполномоченных органов Калужской области | ||||
** - объект предназначен для приема ТКО, поступающих с территории города Москвы. Прием ТКО, образующихся на территории Калужской области, не предполагается |
При проектировании, строительстве / реконструкции и рекультивации объектов обращения с отходами должны соблюдаться положения следующих документов:
- Информационно-технического справочника по наилучшим доступным технологиям "Размещение отходов производства и потребления" ИТС 17-2016;
- Информационно-технического справочника по наилучшим доступным технологиям "Утилизация и обезвреживание отходов (кроме обезвреживания термическим способом (сжигание отходов)" ИТС 15-2016;
- ГОСТ Р 56828.31-2017 Наилучшие доступные технологии. Ресурсосбережение. Иерархический порядок обращения с отходами;
- Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (с последующими изменениями и дополнениями);
- СП от 17.11.2017 N 320.1325800.2017 "Полигоны для твердых коммунальных отходов. Проектирование, эксплуатация и рекультивация".
Конкретные технологические решения в части строительства / реконструкции / рекультивации объектов обращения с отходами будут предусмотрены на этапе подготовки и согласования проектно-технической документации при условии выполнения запланированных целевых показателей, установленных территориальной схемой, и соответствия наилучшим доступным технологиям.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.