Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 5. Места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов
5.1. Реестр действующих объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов на территории Калужской области
Реестры действующих объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, на территории Калужской области (по состоянию на период выполнения работ) с указанием основных характеристик соответствующих объектов, представлены в Приложениях А7 - А9.
Реестры составлены на основании данных организаций, эксплуатирующих объекты, предоставивших соответствующую информацию, а также на основании сведений межрегионального управления Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области о лицензиатах.
Отходы V класса практически не оказывают негативного воздействия на окружающую среду. С учетом положений Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N 99-ФЗ деятельность по обращению с отходами V класса опасности не подлежит лицензированию. В Приложении А8 представлен перечень организаций Калужской области, принимающих отходы для утилизации.
5.2. Реестр действующих объектов по размещению отходов на территории Калужской области
Реестры действующих объектов размещения отходов на территории Калужской области (по состоянию на период актуализации) представлены в Приложениях А10.1, А10.2, А11.
5.3. Анализ данных об объектах по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов на территории Калужской области
Данные о ежегодном количестве отходов (суммарно и с разбивкой по видам и классам опасности отходов), принимаемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения, а также данные о количестве обработанных, утилизированных, обезвреженных и размещенных отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, представлены в Приложениях А12.1, А12.2, А12.3.
Количество юридических лиц, лицензированных на утилизацию отходов - 26 шт.
Количество юридических лиц, лицензированных на обезвреживание отходов - 2 шт.
Количество юридических лиц, лицензированных на обработку отходов - 41 шт.
Количество включенных в ГРОРО объектов размещения отходов - 12 шт., в том числе предназначенных для захоронения ТКО - 10 шт., принимающих промышленные отходы - 2 шт.
Данные Приложения А12 позволяют сделать вывод о мощностях по приему отходов для обработки, утилизации, обезвреживания.
Более 95% ТКО, образующиеся в области, подвергаются сортировке.
Часть отсортированных отходов после обработки на соответствующих объектах ООО "КЗПАТ" и ООО "Прогресс-Транспортные технологии" направляется в качестве альтернативного топлива (его компонентов) на объект утилизации ООО "Холсим (Рус) СМ".
Невостребованная часть ТКО направляется на захоронение.
Согласно пункту 8 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечни отходов, запрещенных к захоронению, составляет правительство Российской Федерации.
Развитие системы обращения с отходами предполагает системные преобразования в технологических схемах существующих объектов обработки (сортировки ТКО) и строительство новых объектов с долей извлекаемых утильных фракций не менее 10 - 15%.
Сводная информация о существующих и перспективных объектах обращения с отходами, планируемых к использованию на протяжении срока действия территориальной схемы, приведена в приложении Б2.
5.4. Оценка существующих объектов системы обращения с отходами на территории Калужской области
Все действующие объекты обращения с отходами должны соответствовать природоохранному законодательству Российской Федерации и действующим нормативным документам:
- Федеральному закону от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (с последующими изменениями и дополнениями);
- Постановлению Правительства РФ от 16.08.2013 N 712 "О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности";
- Постановлению Правительства РФ от 03.03.2018 N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" (с последующими изменениями и дополнениями);
- Приказу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 07.11.2014 N 701 "О вводе в эксплуатацию электронного сервиса государственной информационной системы "ПТК ГОСКОНТРОЛЬ" - Модуль "Государственный кадастр отходов";
- Приказу Минприроды России от 04.12.2014 N 536 "Об утверждении Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду";
- Приказу Минприроды России от 01.09.2011 N 721 "Об утверждении Порядка учёта в области обращения с отходами" (с последующими изменениями и дополнениями);
- Приказу Минприроды России от 30.09.2011 N 792 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов";
- Приказу Росприроднадзора от 01.08.2014 N 479 "О включении объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов" (с последующими изменениями и дополнениями);
- Приказу Минприроды РФ от 16.02.2010 N 30 "Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20.04.2010 N 16938) (с последующими изменениями и дополнениями);
- Федеральному закону от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
- Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
- Кодексу РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями);
- Федеральному закону от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с последующими изменениями и дополнениями);
- СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (с последующими изменениями и дополнениями);
- СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления";
- СанПиН 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твёрдых бытовых отходов";
- Постановлению Госстандарта России от 30.12.1993 N 299 "Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД) ОК 011-93" (с последующими изменениями и дополнениями);
- СанПин 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" (с последующими изменениями и дополнениями);
- СанПин 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами";
- СП 127.13330.2017 Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов. Основные положения по проектированию. СНиП 2.01.28-85.
- Федеральному закону от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (с последующими изменениями и дополнениями);
- СП от 17.11.2017 N 320.1325800.2017 "Полигоны для твердых коммунальных отходов. Проектирование, эксплуатация и рекультивация";
- ИТС от 15.12.2016 N 17-2016 "Размещение отходов производства и потребления";
- ИТС от 15.12.2015 N 9-2015 "Обезвреживание отходов термическим способом (сжигание отходов)";
- ИТС от 15.12.2016 N 15-2016 "Утилизация и обезвреживание отходов (кроме обезвреживания термическим способом (сжигание отходов)";
- Постановлению Правительства РФ от 03.09.2010 N 681 "Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде" (с последующими изменениями и дополнениями).
5.4.1. Объекты обработки (сортировки)
На территории Калужской области эксплуатируется 5 объектов, производящих сортировку ТКО (объекты сортировки ГП "КРЭО" и ООО "СПЕЦТРАНС" на момент актуализации деятельность по сортировке отходов не осуществляют, прием отходов на сортировку ООО "ПрофЗемРесурс" с 2020 года), и 33 объекта, занимающихся обработкой иных видов отходов.
В рамках территориальной схемы предусмотрена реконструкция существующих производств. Перечень объектов обработки и их характеристики представлены в Приложении А7.
5.4.2. Объекты утилизации
В 2018 - 2019 гг. на территории региона утилизацией различных видов отходов, в основном, занимались следующие специализированные организации (Приложение А8):
- ЗАО ОНПЭЦ "Регион - Центр - Экология";
- ООО "Рециклен";
- ООО "ДПЛ Полимер";
- ООО КМДК "СОЮЗ-Центр";
- ООО "ЭКО-Стандарт";
- ООО "Холсим (Рус) СМ"
- ООО "НЛМК-Калуга".
5.4.3. Объекты обезвреживания
Объекты обезвреживания отходов в части ТКО на территории Калужской области отсутствуют.
В 2018 - 2019 гг. на территории региона обезвреживанием промышленных отходов занимались следующие специализированные организации, имеющие соответствующие лицензии (Приложение А9):
- ЗАО ОНПЭЦ "Регион - Центр - Экология";
- ООО "ЭКОФарм".
Основную массу наиболее токсичных отходов I класса опасности составляют отработанные люминесцентные лампы, содержащие ртуть. По данным статотчетности 99% из них сдаются на обезвреживание в ЗАО ОНПЭЦ "Регион-Центр-Экология", расположенного в г. Калуге, 1% временно хранятся на предприятиях с последующей сдачей на обезвреживание.
ООО "ЭКОФарм" (Жуковский р-н) на базе Приборного завода "Сигнал" (г. Обнинск, площадка N 2) занимается обезвреживанием отходов (III - IV классов опасности) по многим видам, указанным в Лицензии Управления Росприроднадзора по Калужской области (серия 040 N 00129 от 06.05.2016 г.), в том числе и обезвреживанием медицинских и фармацевтических отходов с использованием новейшего оборудования - комплексов термического обезвреживания (КТО).
Данная технология - инсинерация, т.е. высокотемпературное воздействие на отходы в специальной установке, - одна из наиболее эффективных и экологически безопасных из существующих отечественных разработок. Данная технология указана Росприроднадзором в Банке данных технологий использования и обезвреживания отходов различных видов III-V классов опасности, в том числе и медицинских отходов классов А, Б, В и частично Г (кроме ртутьсодержащих) по СанПиН 2.1.7.2790-10, а также других биологических отходов.
Установки КТО полностью соответствуют существующим санитарным правилам и нормам, обеспечивают 100% обезвреживание фармацевтических отходов, дают возможность уничтожения медицинских отходов и наркотических средств, не допускают возможность повторного использования отходов.
ООО "ЭКОЛОГИЯ" (г. Калуга) эксплуатирует комплекс термического обезвреживания отходов "IMA 2006", предназначенный для термического обезвреживания (сжигания) методом высокотемпературного горения отходов и очистки образовавшихся при этом газов от вредных веществ до предельно-допустимых концентраций. Обезвреживаются медицинские отходы классов А, Б, В, Г (кроме ртутьсодержащих) (соответствует требованиям по СанПиН 2.1.7.2790-10), а также биологические отходы.
5.4.4. Объекты размещения
На сентябрь 2020 года на территории Калужской области расположено 12 объектов размещения отходов, которых включены в Государственный реестр объектов размещения отходов, 2 из них принимают промышленные отходы.
Оценка включенных в ГРОРО объектов размещения отходов, в том числе технические характеристики и расположение, наличие проектной документации, положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации, лицензии эксплуатирующей организации, сведения о внесении объекта в Государственный реестр объектов размещения отходов и т.д. представлены в Приложениях А10.1, А10.2, А11.
5.5. Оценка возможности дальнейшей эксплуатации существующих объектов системы обращения с отходами
В рамках реализации территориальной схемы обращения с отходами в регионе выполнена оценка возможности эксплуатации существующих объектов обращения с отходами. Оценка возможности эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения промышленных отходов представлена в Приложениях А7, А8, А9, А11.
В части объектов размещения ТКО оценка представлена в Приложении А10.
Кроме того, по объектам захоронения необходимо учитывать такие технологические характеристики как общая и остаточная вместимость. Данные по полной и остаточной (на 1 января 2020 года) вместимости включенных в ГРОРО объектов размещения ТКО представлены в Таблице 25.
Таблица 25. Данные по вместимости включенных в ГРОРО объектов размещения ТКО
N |
Наименование объекта |
Вместимость, тонн |
Расчетная остаточная вместимость на 01.01.2020, тонн |
1 |
Полигон ООО "Форум" Сухиничский район |
120 000,00 |
83 517,36 |
2 |
Полигон ГП "КРЭО" Боровский район, д. Тимашово |
1 890 294,00 |
0,00 |
3 |
Полигон МУП "Благоустройство" Спас-Деменский район |
27 271,00 |
16 514,196 |
4 |
Полигон ГП "КРЭО" Козельский район, г. Сосенский |
46 000,00 |
18 631,963 |
5 |
Полигон МУП ЖКХ МР "Мосальский район" Мосальский район |
20 948,00 |
0,00 |
6 |
Полигон ООО "Внешние сети" Бабынинский район, п. Воротынск |
98 494,00 |
46 460,457 |
7 |
Полигон МП "СЕЗ" МР "Ферзиковский район" Ферзиковский район, д. Козловка |
80 000,00 |
20 217,14 |
8 |
Полигон МУП "Хвастовичское КХ" Хвастовичский район |
40 000,00 |
3 650,00 |
9 |
Полигон ООО "Реммонтаж" Кировский район |
750 000,00 |
185 913,9568 |
10 |
Полигон ООО "ПрофЗемРесурс" Износковский район |
6 527 079,00 |
6 527 079,00 |
При этом полигон в Боровском районе (д. Тимашово) эксплуатировался до 1 июля 2020 года.
Данные по полной и остаточной вместимости действующих объектов размещения промышленных отходов представлены в Таблице 26.
Таблица 26. Характеристики эксплуатируемых объектов захоронения промышленных отходов
N |
Наименование объекта |
Вместимость, тыс.тонн |
Остаточная вместимость на 01.01.2020, тыс.тонн |
1 |
Полигон промышленных отходов ОАО "Стройполимеркерамика" |
272,074 |
164,807281 |
2 |
Полигон промышленных отходов ООО ООО "ЭКОФарм" |
5,155 |
2,806239 |
В рамках обеспечения эксплуатации существующих в настоящее время объектов размещения отходов и контроля их фактической остаточной вместимости целесообразно рассмотреть в рамках обеспечения регламентной эксплуатации объектов ежегодный комплекс эксплуатационных мероприятий:
- проведение ежегодного нивелировочного контроля высотных отметок размещения отходов и плотности сложения формируемых массивов с получением топогеодезической съемки поверхности участка размещения отходов и протоколов контроля плотности сложения массивов;
- проведение ежегодных мониторинговых исследований качества компонентов окружающей среды в границах объекта и на границе СЗЗ;
- оборудование пунктов весового контроля или наращивание имеющихся мощностей (устройство дополнительных групп) для обеспечения бесперебойного вывоза отходов от потребителей;
- наращивание систем дегазации свалочных массивов по мере увеличения газопродуктивности объектов;
- расширение сети технологических внутриобъектных дорог, обеспечивающих доставку и формирование отходов на технологических картах;
- устройство санитарных слоев изоляции размещаемых отходов, в том числе за счет использования отходов 4 - 5 классов опасности;
- проведение мероприятий эксплуатационного обслуживания и ремонта инженерных коммуникаций и систем объектов обращения с отходами (сети внешнего и внутреннего электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, сети связи, система вентиляции и кондиционирования воздуха).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.