Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Губернатора Пермской области
от 20 марта 1997 г. N 88
Примерное положение
о предоставлении земель в аренду органами местного
самоуправления Пермской области
15 марта, 18 мая 1999 г.
1. Общие положения
1.1. Примерное положение о предоставлении земель в аренду органами местного самоуправления Пермской области определяет организационные и правовые основы передачи земель в аренду на территории Пермской области до принятия соответствующих законодательно-нормативных актов Российской Федерации.
1.2. После разграничения в соответствии с действующим законодательством государственной и муниципальной собственности на землю настоящее Примерное положение распространяется только на земли, находящиеся в муниципальной собственности, кроме случаев наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
1.3. Отношения аренды земельных участков регулируются Земельным Кодексом РСФСР, Гражданским Кодексом Российской Федерации и иными законодательными и нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Пермской области.
1.4. Исполнительные органы местного самоуправления (далее - Арендодатель) сдают в аренду земельные участки в соответствии с действующей законодательно-нормативной базой и в пределах территорий, переданных в их ведение:
сельские органы местного самоуправления - земельные участки в пределах черты сельских населенных пунктов и других земель, переданных в их ведение;
поселковые, городские органы местного самоуправления - земельные участки в пределах поселковой, городской черты и других земель, переданных в их ведение;
районные органы местного самоуправления - земельные участки в границах района и других земель, переданных в их ведение, за исключением земель, переданных в ведение сельских, поселковых и городских органов местного самоуправления.
1.5. На условиях аренды земельные участки предоставляются гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам, лицам без гражданства, юридическим лицам, включая совместные предприятия, независимо от формы собственности и сферы их деятельности, международным объединениям и организациям с участием российских и иностранных юридических лиц, международным организациям, иностранным государствам, иностранным юридическим лицам.
1.6. Запрещается обязывать граждан, получивших земельные участки до 1 января 1991 г. для ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства, жилищного либо дачного строительства и находящиеся в их пожизненном наследуемом владении и пользовании, в том числе и сверх установленных предельных размеров, брать их в аренду. Сдача земли в аренду в этих случаях производится на основании добровольных личных заявлений граждан или садоводческих товариществ в соответствии с их уставом.
1.7. Аренда земли у органов местного самоуправления может быть краткосрочной - до 5 лет и долгосрочной - до 50 лет.
1.8. При наличии двух или более претендентов предоставление земельных участков в аренду осуществляется на конкурсах или аукционах с продажей права аренды в соответствии с Временным порядком продажи права аренды земельных участков в Пермской области (прилагается).
2. Цели аренды
2.1. Земельные участки могут предоставляться Арендодателем в аренду для осуществления следующих целей:
2.1.1. сельскохозяйственного использования;
2.1.2. размещения предприятий, организаций и учреждений:
а) промышленности, транспорта, связи, строительства, недропользования;
б) торговли, общественного питания, бытового и сервисного обслуживания, оптово-складских мощностей, а также необходимых для обеспечения товарооборота и объемов услуг указанных юридических лиц;
2.1.3. резервирования земельных участков для проведения проектно-изыскательских работ; на период строительства объектов;
2.1.4. использования гражданами и их объединениями для:
а) индивидуального жилищного строительства, личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства, огородничества;
б) гаражного строительства и использования;
в) предпринимательской деятельности.
2.1.5. других целей.
2.2. Не допускается самостоятельное изменение Арендатором установленного договором аренды целевого использования земельного участка.
3. Договор аренды
3.1. Документом, регламентирующим отношения Арендодателя с Арендатором, является договор аренды, который заключается в письменной форме в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации.
3.2. Договор аренды не удостоверяется нотариально.
3.3. Договор аренды подлежит государственной регистрации в комитете по земельным ресурсам и землеустройству города, района (до введения в действие специального Закона о регистрации).
3.4. Договор аренды должен содержать:
предмет договора, определенно устанавливающий земельный участок;
описание целей использования земельного участка;
срок действия договора;
размер, условия и сроки внесения арендной платы;
права и обязанности Арендодателя;
права и обязанности Арендатора;
Постановлением Губернатора Пермской области от 15 марта 1999 г. N 80 в настоящий абзац внесены изменения
ответственность сторон, в том числе пени в размере соответствующем ежедневной ставке пени за несвоевременную уплату земельного налога, установленной действующим законодательством;
условие о бесспорном взыскании Арендодателем либо налоговым органом не уплаченной в срок арендной платы и пени;
порядок изменения и досрочного расторжения договора аренды;
наличие или отсутствие права Арендатора на выкуп земельного участка и на заключение договора аренды на новый срок;
наличие или отсутствие согласия Арендодателя сдавать земельный участок в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять в безвозмездное пользование, отдавать арендные права в залог;
особые обстоятельства и поведение сторон при их возникновении;
особые и дополнительные условия;
реквизиты сторон;
подписи сторон;
регистрационная отметка горрайкомзема;
план земельного участка.
3.5. Сроки аренды (краткосрочной и долгосрочной) земельных участков устанавливаются договором аренды с учетом хозяйственной необходимости и целевого использования земель.
3.6. Если договор аренды не содержит запрета Арендодателя на заключение договора аренды на новый срок, Арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, после истечения срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок. При этом Арендатор обязан письменно уведомить Арендодателя о желании заключить такой договор в срок, указанный в договоре аренды, а если в договоре такой срок не указан, в разумный срок до окончания действия договора.
3.7. При заключении договора аренды на новый срок условия договора могут быть изменены по соглашению сторон.
3.8. Договор субаренды заключается по правилам договора аренды и на срок, не превышающий срок договора аренды.
3.9. При аренде, передаче в хозяйственное ведение или оперативное управление зданий, сооружений или их частей (в том числе встроенно-пристроенных нежилых помещений в жилых домах) на земельных участках, не принадлежащих на праве собственности, Арендатору или иному пользователю строения одновременно передается право аренды на соответствующий земельный участок.
При этом условия договора аренды земельного участка включаются в договор аренды здания и сооружения, который регистрируется в горрайкомземе, либо Арендатор заключает отдельный договор аренды земельного участка.
3.10. Приватизированные предприятия, граждане и их объединения, занимающиеся предпринимательской деятельностью, не выкупившие земельные участки в собственность и не имеющие документов о правах на землю, выданных вновь образованным в процессе приватизации или осуществления предпринимательской деятельности юридическим лицам либо предпринимателям без образования юридического лица, заключают договоры аренды земельных участков.
4. Арендная плата и другие платежи
4.1. За земли, предоставленные в аренду, взимается арендная плата. При этом исполнительный орган местного самоуправления утверждает базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов.
4.2. Категории арендаторов определяются по следующим видам использования земель:
4.2.1. жилищное хозяйство (жилой фонд, организации обслуживания
жилого фонда);
4.2.2. общее образование (школы, детские дошкольные учреждения);
4.2.3. здравоохранение, соцобеспечение (больницы, поликлиники, учреждения соцобеспечения);
4.2.4. культура и искусство:
библиотеки, клубы;
музеи, театры, концертные залы;
кинотеатры, видеотеки;
4.2.5. бытовое обслуживание:
дома быта, пункты проката;
гостиницы;
4.2.6. физическая культура (стадионы, бассейны, спорткомплексы);
4.2.7. связь:
почта, телеграф;
организации телефонной связи;
4.2.8. торговля:
отдельно стоящие торговые здания (торговые фирмы, универсамы, универмаги, торговые центры, рынки, магазины);
встроенные объекты торговли (магазины продовольственные, промтоварные, смешанного ассортимента);
объекты мелкорозничной торговли (киоски, палатки);
4.2.9. общественное питание:
объекты общественного питания, ориентированные на высокие цены обслуживания (рестораны, кафе, бары);
объекты общественного питания, ориентированные на массовое посещение и доступные цены (столовые, пельменные и другие организации общественного питания);
4.2.10. Промышленность:
производственные виды деятельности, требующие больших (определяются органами местного самоуправления) территорий;
производственные виды деятельности, не требующие больших территорий; резервирование земельных участков под объектами лицензионного недропользования (карьеры, скважины и т.п.);
4.2.11. кредитование и страхование (банки, биржи, страховые фирмы);
4.2.12. управление (органы законодательной, исполнительной и судебной власти, местного самоуправления и т.д.);
4.2.13. наука и научное обслуживание (научно-исследовательские и проектные институты, другие организации, ведущие научную работу);
4.2.14. подготовка кадров (вузы, техникумы, ПТУ);
4.2.15. отдых и туризм (санатории, дома отдыха, турбазы, пансионаты);
4.2.16 транспорт:
воздушный, речной, железнодорожный, автомобильный (аэропорты, вокзалы);
электрический и автомобильный (депо, парки);
гаражи;
автозаправочные станции, автостоянки;
4.2.17. строительство:
строительные комбинаты, тресты, их подразделения и т.п.;
резервирование земельных участков для проведения проектно-изыскательских работ;
резервирование земельных участков для строительства объектов;
4.2.18. материально-техническое снабжение (склады, базы, овощебазы и т.п.);
4.2.19. коммунальное хозяйство (бани, прачечные, очистные сооружения, электроподстанции, мусоросвалки, мусороперерабатывающие предприятия, скотомогильники и т.п.);
4.2.20. сельскохозяйственное использование (сельхозугодья и иные земли, связанные с ведением сельскохозяйственного производства):
ассоциации, акционерные общества, колхозы и другие сельскохозяйственные предприятия;
крестьянские (фермерские) хозяйства;
предприятия переработки, склады сельхозпродукции;
личное подсобное хозяйство, садоводство, огородничество, животноводство граждан и их объединений;
4.2.21. индивидуальное жилищное строительство;
4.2.22. иные виды использования и категории арендаторов.
Распоряжением Губернатора Пермской области от 18 мая 1999 г. N 169-р пункт 4.3 настоящего приложения изложен в новой редакции
4.3. Базовые размеры арендной платы устанавливаются в размерах от 0,1 и более процентов от нормативной цены земли, принятой в соответствии с постановлениями Губернатора области от 11 апреля 1997 г. N 122 "О порядке определения нормативной цены земли в Пермской области" и от 23 мая 1997 г. N 190 "О порядке проведения работ по определению нормативной цены земли на территории Пермской области".
4.4. Минимальный размер арендной платы может устанавливаться юридическим лицам и гражданам, освобожденным от уплаты земельного налога в соответствии со статьей 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю", на определенный срок или на период действия Закона, другим категориям и отдельным плательщикам на определенный срок.
4.5. От арендной платы за землю полностью освобождаются:
4.5.1. заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады;
4.5.2. предприятия, граждане, занимающиеся традиционными промыслами в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп, а также народными художественными промыслами и ремеслами в местах их традиционного бытования;
4.5.3. научные организации, опытные, экспериментальные и учебно-опытные хозяйства научно-исследовательских учреждений и учебных заведений сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля за земельные участки, непосредственно используемые для научных и учебных целей, а также для испытания сортов сельскохозяйственных и лесохозяйственных культур;
4.5.4. предприятия, учреждения, организации и граждане, получившие для сельскохозяйственных нужд нарушенные или малопродуктивные земли в соответствии с кадастровой оценкой на первые 10 лет аренды;
4.5.5. предприятия, учреждения, организации и граждане за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения. Период освоения контролируется органами местного самоуправления.
4.6. Размеры арендной платы могут изменяться по согласованию сторон в сроки, предусмотренные договором.
4.7. Арендная плата уплачивается в сроки, установленные договором.
4.8. Арендная плата может устанавливаться как в денежной, так и в натуральной форме.
4.9. Арендная плата за землю зачисляется на бюджетные счета соответствующих органов местного самоуправления и расходуется в соответствии со статьями 19, 24 Закона Российской Федерации "О плате за землю".
4.10. Предложения по распределению средств от арендной платы за землю по направлениям их использования представляются в органы местного самоуправления горрайкомземами по согласованию с сельскохозяйственными органами при формировании бюджета.
4.11. Контроль за поступлением в бюджеты арендной платы за землю возлагается на налоговые органы.
4.12. Споры, возникающие по вопросам арендной платы за землю, рассматриваются судом или арбитражным судом в соответствии с их компетенцией.
4.13. Убытки, включая упущенную выгоду, причиненные изъятием или временным занятием земель, а также потери сельскохозяйственного производства в арендную плату не включаются и взимаются в установленном порядке.
4.14. Расходы Арендодателя по составлению договора аренды, изготовлению плана земельного участка, а также установлению границ в натуре возмещает Арендатор.
4.15. За регистрацию договора аренды взимается регистрационный сбор в размере одной минимальной заработной платы, установленной федеральным законом, который является доходом соответствующего бюджета по месту регистрации.
4.16. Финансирование горрайкомземов для проведения работ по подготовке и регистрации договоров аренды земли и составлению списков арендаторов производится за счет средств Арендатора в соответствии с пп. 4.14, 4.15 настоящего Примерного положения, а также других источников, определяемых органами местного самоуправления.
5. Порядок предоставления земельных участков в аренду
5.1. Подготовка договора аренды производится горрайкомземом на основании решения районного, городского органа местного самоуправления. Сельские, поселковые органы местного самоуправления заключают договоры самостоятельно, с обязательной регистрацией договоров в горрайкомземе либо по согласованию поручают подготовку договоров горрайкомзему.
5.2. Предприятия, учреждения, организации, граждане, желающие арендовать земельные участки, направляют Арендодателю письменную заявку. В заявке приводится полное наименование, реквизиты юридического лица, Ф.И.О. его представителя или Ф.И.О. и адрес гражданина, а также техническая, экономическая, квалификационная характеристика будущего арендатора; указываются цели использования земель и обоснование сроков аренды.
При предоставлении в аренду земель на условиях резервирования для проведения проектно-изыскательских работ, строительства объекта к заявке прилагаются копии решений органов местного самоуправления или решения суда (при возникновении споров) о согласовании места размещения объекта или об изъятии и предоставлении земельного участка для строительства объекта.
5.3. Арендодатель или горрайкомзем от лица Арендатора после получения заявки в месячный срок разрабатывает проект договора аренды и согласовывает его с арендатором. При подготовке договора аренды на вновь предоставляемые земельные участки проводится его согласование с главным архитектором города, района. К договору прилагается план земельного участка. При установлении границ участка в натуре сроки их выполнения определяются договором на проведение этих работ.
5.4. Предварительное согласование места размещения для строительства объекта при аренде земель для несельскохозяйственного использования производится в порядке, установленном статьей 28 Земельного кодекса РСФСР.
5.5. С целью резервирования земельного участка за предприятием, учреждением, организацией на период проведения проектно-изыскательских работ составляется договор аренды (резервирования) земли под проектно-изыскательские работы. Сроки резервирования определяются договором.
5.6. После разработки и утверждения проектной документации орган местного самоуправления рассматривает представленные материалы и принимает решение об изъятии земельного участка и условиях его предоставления в аренду (резервирования) на период строительства объекта.
5.7. Рассмотрение ходатайств об изъятии и предоставлении земельных участков производится в порядке, установленном статьей 29 Земельного Кодекса РСФСР.
5.8. После подписания Арендодателем и Арендатором договор аренды земли регистрируется в соответствующем горрайкомземе в порядке, установленном постановлением Губернатора области от 06.07.95 N 193 "О временном порядке регистрации документов о правах на земельные участки и сделок с ними на территории Пермской области".
6. Ответственность сторон
За неисполнение или неполное исполнение обязательств по договору аренды земли, в т.ч. за изменение и расторжение договора в одностороннем порядке, стороны несут ответственность, предусмотренную договором аренды. За нарушение требований по использованию и охране земель стороны несут ответственность в соответствии с законодательными и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.