Решение Пермской городской Думы
от 31 октября 2000 г. N 122
"Об утверждения городской целевой программы "Общественные инициативы"
В целях развития общественных инициатив, поддержки общественного территориального самоуправления и общественных организации в городе Перми Пермская городская Дума решила:
1. Утвердить городскую целевую программу "Общественные инициативы" (Программа совместных действий по развитию общественных инициатив в городе Перми на 2001 - 2004 годы).
2. Контроль за выполнением данного Решения возложить на комиссию Пермской городской Думы по местному самоуправлению (Саулин В.А.).
И.о. Главы города Перми |
В.И. Петенко |
Приложение
к решению Пермской городской Думы
от 31 октября 2000 г. N 122
Городская целевая программа
"Общественные инициативы"
Программа совместных действий по развитию общественных
инициатив в городе Перми на 2001 - 2004 годы
Содержание
1. Паспорт программы
/-----------------------------------------------------------------------\
|1.1.| Регистрационный | |
| | номер программы | |
|----+-----------------+------------------------------------------------|
|1.2.|Полное наименова-|Городская целевая программа "Программа совмест- |
| |ние программы: |ных действий по развитию общественных инициатив |
| | |в городе Перми на 2001-2004 годы" |
|----+-----------------+------------------------------------------------|
|1.3.|Условное (крат- |ГПЦ "Общественные инициативы" (ОИ) |
| |кое) название: | |
|----+-----------------+------------------------------------------------|
|1.4.|Цель программы: |Формирование и совершенствование действенного ме-
| | |ханизма взаимодействия административных органов |
| | |и городского населения |
|----+-----------------+------------------------------------------------|
|1.5.|Муниципальный за-|Администрация города Перми, Россия, 614000, г. |
| |казчик программы:|Пермь, ул. Ленина, 23, Заместитель Главы города |
| | |Марголина Татьяна Ивановна, тел. (3422) 12-45-07|
|----+-----------------+------------------------------------------------|
|1.6.|Руководитель про-|Отдел по работе с общественностью и развитию са-|
| |граммы: |моуправления Администрации города Перми, Россия,|
| | |614000, г. Пермь, ул. Ленина, 23, Начальник от- |
| | |дела Кропачев Андрей Владимирович, телефон/факс |
| | |(3422) 12-41-87, 12-50-52 |
|----+-----------------+------------------------------------------------|
|1.7.|Головной разра- |Отдел по работе с общественностью и развитию са-|
| |ботчик: |моуправления Администрации города Перми, Россия,|
| | |614000, г. Пермь, ул. Ленина, 23, Начальник от- |
| | |дела Кропачев Андрей Владимирович, телефон/факс |
| | |(3422) 12-41-87, 12-50-52 |
| | |Пермская общественная организация "Центр соци- |
| | |альных инициатив", Россия, 614039, г. Пермь, ул.|
| | |Швецова, 39, Председатель правления Жуков |
| | |Андрей Алексеевич, телефон/факс (3422) 64-12-20 |
|----+-----------------+------------------------------------------------|
|1.8.|Сроки реализации |2001-2004 годы |
| |программы: | |
|----+-----------------+------------------------------------------------|
|1.9.|Финансирование |Объемы бюджетного финансирования определяются |
| |программы: |ежегодно. Объемы внебюджетных средств определя- |
| | |ются системой и принципами программы. |
\-----------------------------------------------------------------------/
2. Основные понятия и термины
Общественная инициатива - форма проявления общественной активности, совокупность действий по выдвижению, утверждению, распространению и практической реализации общественно значимых идей, самостоятельно и добровольно осуществляемых субъектом.
Некоммерческая организация (НКО) - юридическое лицо, не преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющее полученную прибыль между своими участниками.
Общественное объединение - добровольное, самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединяющихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Территориальное общественное самоуправление (ТОС) - самоорганизация граждан по месту жительства для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы ТОС.
"Третий сектор" - составляющая социально-экономического потенциала города, совокупность некоммерческих организаций и общественных объединений, не ставящих своей целью получение прибыли и ориентированных на реализацию общественных интересов.
Социальный заказ - поручение Администрации города на выполнение мероприятий и мер, направляемых на решение приоритетных социально значимых проблем путем целевого финансирования на конкурсной основе за счет средств бюджета города Перми общественно полезных проектов НКО, ОТОС, действующих на территории Перми, по их заявкам в увязке с действующими городскими целевыми программами с обязательным последующим отчетом о выполнении программ и использовании предоставленных средств.
3. Основные положения
3.1. Введение
Городская целевая "Программа совместных действий по развитию общественных инициатив в городе Перми на 2001 - 2004 годы" (далее - программа) разработана в соответствии с требованиями Порядка разработки и реализации городских целевых программ.
Положения программы основаны на анализе состояния "третьего сектора" в городе Перми, взаимодействия органов местного самоуправления и некоммерческих организаций в рамках программы "Поддержка общественного самоуправления и общественных инициатив в городе Перми на 1996 - 2000 гг.". Соблюдена преемственность принципов и форм такого взаимодействия.
Программа направлена на эффективное развитие системы взаимодействия органов местного самоуправления и некоммерческого сектора, общественных инициатив граждан. Определены основные направления такого развития, рассмотрены его предпосылки, способы информационного обеспечения и финансирования мероприятий программы.
В рамках реализации программы взаимодействуют различные категории субъектов: органы местного самоуправления, органы общественной инициативы по месту жительства, общественные организации, научные учреждения, специалисты и эксперты, городские ведомства и службы.
Программа носит долгосрочный характер и рассчитана на 2001-2004 годы.
3.2. Характеристика проблемы
Пермская область относится к наиболее развитым и стабильным субъектам Российской Федерации. Город Пермь, как крупнейшее муниципальное образование региона, характеризуется значительными темпами становления рыночного хозяйства.
Вместе с тем генезис "третьего сектора" происходит в условиях недостаточной развитости гражданского общества и традиций личной свободы. Это способствует сохранению иждивенческих настроений населения, сдерживает стабильное развитие города.
"Третий сектор" необходим городскому сообществу по ряду причин:
- своей деятельностью он заполняет нишу, не занятую государством и частным сектором;
- за счет деятельности "третьего сектора" население вовлекается в организацию и функционирование местной власти, в процесс социальных изменений, в разработку и реализацию программ социальных инновации;
- система организаций "третьего сектора" обеспечивает баланс интересов различных социальных групп, а также отдельных граждан и властных структур;
- "третий сектор" осуществляет очень важные социальные функции в развитии и распространении таких ценностей, как индивидуальная и групповая свобода, разнообразие, чувство общности, гражданская активность и ответственность, бескорыстие и благотворительность.
В конечном счете от глубины взаимодействия государственных и муниципальных структур, бизнеса и некоммерческих организаций зависят стабильность экономических процессов, социальная справедливость и отсутствие конфликтов в городском сообществе.
В эффективном партнерском взаимодействии некоммерческих организаций и местного самоуправления содержится огромный потенциал для решения социально-экономических проблем города.
Некоммерческие организации объединяют самую активную и образованную часть населения и способны не только профессионально участвовать в решении местных проблем и оказывать качественные социальные услуги населению, но и служат выразителем интересов граждан, организуют людей для самостоятельного решения проблем, обеспечивают обратную связь с органами местного самоуправления.
Принципиальная задача органов местного самоуправления - обеспечить процедуру поддержки гражданской активности, правовые условия и стимулы. В настоящее время в основном созданы условия для успешного функционирования "третьего сектора". Существующая законодательная база на Федеральном, региональном и местном уровнях дает возможность реализовать инициативу граждан на местах. На уровне города в основном сформирована нормативная база, регулирующая деятельность органов общественной самодеятельности. В Администрации города отдел по работе с общественностью и развитию самоуправления координирует деятельность районных Администраций по работе в области местного самоуправления, оказывает всестороннюю консультационную и организационно-методическую поддержку некоммерческим организациям, инициативным группам, социальным организаторам.
Особенность ситуации в городе состоит в вовлеченности власти в процесс поддержки и развития "третьего сектора". Реализована программа "Поддержка общественного самоуправления и общественных инициатив в городе Перми на 1996 - 2000 гг." (ПОСОИ). Это позволило придать значительный импульс развитию структуры гражданского общества в городе. Продемонстрирована жизнеспособность основных идеи и механизмов, заложенных в программе. Созданы структуры управления и взаимодействия, запущен механизм по внедрению социального заказа в городе. Привлечены значительные средства из внебюджетных источников. Реализация программы ПОСОИ вывела город в число муниципальных образований с наиболее развитой системой общественного самоуправления. Трудно переоценить тот социально-экономический эффект, который возникает при вовлечении в народнохозяйственный оборот огромного ресурса гражданской инициативы. Сегодня территориальное общественное самоуправление является неотъемлемой составляющей таких процессов развития общества, как управление территорией, формирование конкурентной среды, становление отношении конструктивного сотрудничества. Население приобретает навыки использования ресурсов территории проживания.
В микрорайонах города постоянно растет число создающихся ОТОС. Если в начале 1996 их было 25, то в июле 2000 уже 53. Происходит качественный рост кадров и программных разработок.
Поддержку находят и общественные инициативы, не оформленные организационно, как юридические лица. Взаимодействие происходит и на уровне малых поселенческих общностей. В последнее время идет процесс развития низовых структур общественного самоуправления (улица, дом). Это особенно актуально в условиях проведения реформы ЖКХ и преобразования системы собственности в сфере недвижимости. Там, где сами граждане начинают преобразования, для властных структур возникают дополнительные мотивации и стимулы для поддержки общественных инициатив.
Это приводит к позитивным результатам. Социологические исследования показывают, что в общественном сознании произошли значительные сдвиги - осознание важности комплексного взаимодействия, поиске общих интересов. Вместе с тем некоторые характеристики (информационное поле, уровень взаимодействия с районными Администрациями, специальная подготовка кадров и программная деятельность) свидетельствуют о необходимости решать эти проблемы и в дальнейшем.
Полученный опыт требует дальнейшего продолжения деятельности в заданном направлении, учитывая корректирующее воздействие социально-экономической ситуации, возросшее понимание общественностью и властными структурами важности гражданских инициатив.
В этих условиях перед органами местного самоуправления стоит задача укрепления и поддержки некоммерческих структур, необходимых городскому сообществу.
Следует продолжить и расширить деятельность по обучению и профессионализации кадров общественного самоуправления и общественных организаций. Для работы в областях, где исполнители сталкиваются с массой разнообразных факторов и большой степенью неопределенности, требуется внедрение новейших социальных технологий. Необходимо расширять партнерские отношения с общественными организациями, реализующими свои программы в различных сферах. Этому в значительной степени способствует дальнейшее развитие системы социального заказа.
Неравномерность развития некоммерческих организаций является постоянной характеристикой этого процесса. "Третий сектор" нуждается в квалифицированной организационно-методической поддержке, формировании системы партнерских отношений как с властью, так и внутри собственной структуры. В свою очередь городское сообщество нуждается в активном вовлечении некоммерческих организаций в процесс реализации инициатив граждан.
3.3. Основные цели и задачи программы
Главной целью программы является дальнейшее формирование и совершенствование механизма взаимодействия органов местного самоуправления и городского населения.
Достижение поставленной цели основывается на следующих базовых принципах:
- Приоритет интересов городского сообщества
- Равноправность, отказ от практики патернализма в отношениях власти и "третьего сектора"
- Публичность деятельности как властных структур, так и некоммерческих организаций
В рамках программы необходимо решение основных задач:
- Развитие системы гражданского участия, партнерства в решении проблем городского сообщества
- Повышение результативности, действенности, активности негосударственных организаций - "от стадии роста к интенсификации развития"
- Формирование долгосрочной инвестиционной политики поддержки общественных инициатив
- Стимулирование общественной активности структур частного бизнеса
3.4. Направления реализации программы
Направления реализации программы определены с учетом существующих проблем, оказывающих влияние на процессы развития "третьего сектора" и его взаимодействия с органами муниципальной власти, учитывают опыт, накопленный в этой области за последние годы.
Реализация программы ориентирована на весь спектр негосударственных организаций - собственно общественные объединения, территориальное общественное самоуправление, общественные инициативы. Учитывая специфику каждого из этих блоков, программа решает вопросы, характерные для всех них.
Вместе с тем в рамках программы целесообразно выделение отдельных блоков - подпрограмм, ориентированных на ряд объектов деятельности некоммерческого сектора, а также имеющих особое значение для его собственного развития:
- "Территориальное общественное самоуправление"
- "Гармонизация межнациональных отношений"
- "Партнерство. Социальный заказ"
- "Социальный аудит"
- "Ресурсная стратегия для "третьего сектора"
"Территориальное общественное самоуправление"
Территориальное общественное самоуправление, являясь неотъемлемой и органичной частью местного самоуправления, становится одной из основ формирующегося гражданского общества. Реализация права на самоуправление создает условия для участия граждан в решении вопросов местного значения. Система территориального общественного самоуправления является наиболее специфической сферой возникновения и реализации общественных инициатив. Проблематика соседского сообщества минимизирует отчуждение, а влияние условий проживания на социальное поведение трудно переоценить. В свою очередь социальное поведение способно оказывать существенное влияние на эти условия.
Программа учитывает уровень развития ТОС в городе и предполагает на основании существующего опыта решение ряда основных проблем:
Проблема соорганизации по основным направлениям
- Участников инициативных групп, общественных инициатив
- Органов ТОС и общественных организаций
- Органов ТОС и муниципальных структур
- Органов ТОС с населением
- Распределение полномочий и ответственности муниципальных структур
и органон ТОС по управлению ресурсами территории.
Проблема выбора направленности деятельности
- Выбор направлений деятельности
- Разработка проектов и программ
- Информационное обеспечение деятельности
- Система планирования деятельности
Проблема профессионализации деятельности органов ТОС и муниципальных
служащих, взаимодействующих с общественными организациями и населением -
обладание навыками
- Коммуникабельности и информированности
- Выявления проблем, различения деятельностных позиций
- Организации делового общения, коллективного проектирования,
кооперации ресурсов
Учебно-методическая направленность мероприятий по работе с кадрами и активом ТОС опирается на максимальное вовлечение этих категорий в программную деятельность, сотрудничество с другими некоммерческими организациями. Деятельность органов ТОС, инициативных групп постоянно нуждается в методической и организационной поддержке. Существует необходимость выхода актива ТОС на самостоятельную информационную деятельность, реализация возможности профессиональной, квалифицированной помощи в этих вопросах, в полной мере учитывающей самоуправленческую составляющую процесса (консультации по различным вопросам, мероприятия по обмену опытом, формирование команды, разрешение конфликтных ситуаций и т.д.).
Этому может способствовать дальнейшее развитие системы, в которую наряду с отделом по работе с общественностью и развитию самоуправления Администрации города входят методические кабинеты районных Администраций, специалисты по социальным технологиям, некоммерческие организации, работающие в этой сфере общественной жизни. Такая деятельность позволит отработать и формализовать различные модели деятельности ОТОС, в том числе через "зонтичные" ресурсные центры.
Особое внимание необходимо уделить общественным инициативам, не ставящим своей целью формальное закрепление статуса, а направленным на решение конкретных задач на территории проживания. Этим группам чаще всего нужны квалифицированные, предметные консультации.
"Гармонизация межнациональных отношений"
Динамика национальных и межнациональных отношений в городском сообществе формирует потребность в повышении роли и места национально-культурных объединений (национально-культурных автономий, центров и обществ) в удовлетворении культурных и духовных потребностей людей различных национальностей. Совокупность некоммерческих организаций, действующих в этом направлении, является своеобразной частью "третьего сектора", требующей особых подходов.
Необходимость развития общественных инициатив, направленных на дальнейшую гармонизацию национальных и межнациональных в г. Перми, вызвана следующими факторами:
- многообразием и высокой смешанностью национально-этнического
состава жителей города;
- ростом национального самосознания и активности представителей
различных этносов, реализуемых через национально-культурные
объединения;
- наличием развитой организационной структуры национально-культурных
объединений различных форм, опытом работы и временем существования
(в городе работает 20 национально-культурных объединений);
- существенным воздействием на характер межнациональных отношений
религиозных конфессий (всего в городе - более 20 конфессий,
включающих 60 религиозных организаций);
- влиянием на национально-культурные объединения политических партий
и движений, СМИ.
Гармонизации межнациональных отношений способствует решение
следующих задач:
- Совершенствование механизма взаимодействия органов местного
самоуправления (ОМС) и национально-культурных объединении.
- Создание благоприятных условий для реализации общественно значимых
инициатив национально-культурных объединений в удовлетворении
культурных и духовных потребностей.
- Формирование и воспитание культуры межнационального общения,
мирного совместного проживания граждан различных национальностей
через их вовлечение в деятельность национально-культурных
объединений.
- Организационно методическая, информационная и финансовая поддержка
деятельности национально-культурных объединений.
Направления реализации целей и задач:
- создание и организация работы координационных органов при
Администрации города и районов по вопросам реализации
государственной и региональной национальной политики;
- научное и информационное обеспечение деятельности структурных
подразделений ОМС и национально-культурных объединении;
- формирование системы обучения специалистов, руководителей и
активистов национально-культурных объединений;
- организация методической помощи и обмена опытом работы
национально-культурных объединений по гармонизации межнациональных
отношений;
- внедрение системы развития национальных культур и просвещения.
В программе гармонизации межнациональных отношений необходимо уделить особое внимание тем инициативам национально-культурных объединений, которые не ставят своей целью удовлетворение только узконациональных интересов и потребностей, открыты для использования другими национальностями и этносами, являются полиэтничными по сути при сохранении национальной самобытности.
Конечными результатами согласованной работы ОМС и национально-культурных объединений могут стать развитие и появление новых социально значимых начинаний в их деятельности; их организационное укрепление и самостоятельность; рост влияния на сохранение национального согласия и общественной стабильности в г. Перми.
"Партнерство. Социальный заказ"
Стратегия партнерства - роль органов местного самоуправления
Становление партнерских отношений между органами местного самоуправления и организациями "третьего сектора" требует расширения спектра форм и методов сотрудничества по различным направлениям.
Продолжится сотрудничество районных Администраций с некоммерческими организациями. Необходимо усилить методическую деятельность по работе с организациями "третьего сектора" на основе опыта взаимодействия районных Администраций и органов ТОС, в первую очередь в отдаленных районах города. В число соисполнителей Программы включаются организации-партнеры, обладающие собственными ресурсами, технологиями социальной деятельности, опытом подобного рода деятельности.
Отдельные НГО могут взять на себя определенные ресурсные функции в различных областях деятельности "третьего сектора" - система ТОС, развитие вновь созданных НГО, низовые общественные инициативы и т.д. В рамках Программы целесообразна поддержка таких организаций.
Планируется создание постоянно действующей системы экспертного консультирования. Это позволит квалифицированно анализировать и эффективно координировать процессы взаимодействия различных общественных, властных и коммерческих структур.
Невозможно обойтись без дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы деятельности "третьего сектора". Следует развивать уже опробованные и новые формы участия некоммерческих организаций в разработке и обсуждении нормативных актов.
Становление устойчивой системы партнерства подразумевает и формирование корпоративной культуры в среде "третьего сектора". Следует поддерживать возникновение ассоциаций и союзов по самым различным направлениям, в которых могли бы участвовать представители разнообразных типов общественных инициатив. Аккумуляция идей и ресурсов позволяет реализовывать совместные проекты для решения проблем городского сообщества.
Таким образом, обеспечиваются:
- развитие устойчивых финансовых механизмов для обеспечения
финансовой состоятельности НГО
- Создание благоприятной правовой среды для всего сектора в целом,
разработка нормативных актов, способствующих созданию и успешному
развитию НГО; вовлечение НГО. а также экспертно-аналитических
институтов в процесс принятия общественно-значимых решений
- Разработка и внедрение эффективных механизмов разрешения
конфликтов в обществе
- Поддержка существующих и вновь образованных негосударственных
организаций, общественных инициатив
- Отработка механизма солидарной ответственности за принятые
решения.
Для объективной оценки процессов развития "третьего сектора" и городского сообщества в целом необходимы масштабные социологические исследования в соответствии с современными методиками. Данные мониторинга будут использованы как исходные данные для оценки и прогнозирования результатов программы, корректировки программных мероприятий.
Совершенствование механизмов социального заказа
Важнейшим инструментом взаимодействия местною самоуправления и некоммерческих организаций становится механизм социального заказа. Он представляет собой участие организаций "третьего сектора" совместно с органами местного самоуправления в выработке стратегии социально-экономической политики, определении приоритетов в решении местных проблем, нормотворчестве и практической работе по реализации и контролю над выполнением принятых решений.
Необходимо привлечение некоммерческих организаций к разработке и реализации муниципальных программ в рамках следующих направлений:
- координация деятельности и совместная разработка программ;
- размещение заказов на выполнение социальных услуг;
- поддержка проектов и программ независимых некоммерческих
организаций в рамках государственных и муниципальных программ.
Особое значение приобретают проблемы эффективного распределения и использования средств, направляемых на социальные цели. Деятельность некоммерческих организации как раз и может обеспечить более эффективное расходование бюджетных средств.
Организационные механизмы, обеспечивающие решение этих задач:
- создание при органах власти рабочих групп по подготовке программ и
их отдельных разделов, включение в эти группы представителей
"третьего сектора";
- проведение обсуждений проектов социальных программ в органах
исполнительной власти с приглашением на эти обсуждения
представителей "третьего сектора";
- проведение слушаний по проектам социальных программ в органах
представительной власти с приглашением на эти обсуждения
представителей "третьего сектора";
- направление проектов социальных программ на экспертизу в
некоммерческие организации;
- развитие конкурсной составляющей при разработке концепции
муниципальных целевых программ, подпрограмм, разделов программ,
участие в которых могут принять некоммерческие организации;
гласное подведение итогов конкурсов.
Открывается возможность для появления нетрадиционных решений социальных проблем, предложений по более рациональному и эффективному использованию муниципальных ресурсов и ресурсов "третьего сектора", а также в установлении и укреплении обратной связи между органами местного самоуправления и городским сообществом, что является необходимым условием достижения социально-политической стабилизации.
Одним из наиболее перспективных направлений является переход к распределению части бюджетных средств на конкурсной основе среди некоммерческих организаций на основе прозрачности процедур и общественного контроля целевого расходованием средств.
В настоящее время уже отработана организация конкурсного отбора проектов и программ, отвечающих задачам социальной политики в городе и предлагающих конкретные пути их решения.
В ходе выполнения Программы будет реализован еще один соответствующий механизм - это формирование и размещение заказа на выполнение услуг (реализацию мер, проведение мероприятий), перечень, содержание и объемы которых могут быть четко определены исходя из целей соответствующей городской программы. В городских целевых программах должны быть четко выделены разделы, реализация которых осуществляется путем конкурсного отбора представляемых НКО программ и проектов. В конкурсе вправе принять участие любые организации и граждане. Проекты и программы, разрабатываемые некоммерческими организациями, получат возможность войти на конкурсной основе в качестве составных частей в государственные и муниципальные социальные программы на основе ответственного исполнения и солидарной ответственности.
"Социальный аудит"
Растущие потребности местного самоуправления в поиске партнеров для решения городских проблем обеспечит система социального аудита. При помощи масштабного анкетирования максимально возможного количества некоммерческих организаций формируется база данных. Ее использование позволяет объективно оценить возможности партнеров по самым различным показателям - от способности привлечь ресурсы населения до уровня финансового менеджмента. Программа предусматривает возможность создания различных методик оценки деятельности организаций "третьего сектора", которые помогли бы формированию наиболее объективных подходов к такой оценке.
Помимо этого система социального аудита поможет самим некоммерческим организациям в поиске партнеров, финансирования, в выработке объективных критериев собственной деятельности.
Реализация Программы в данном направлении позволяет идентифицировать широкий спектр некоммерческих организаций по сферам и типам деятельности, эффективно использовать их возможности и ресурсы. Одновременно формируется система независимой экспертизы. Особое значение имеет информационное обеспечение этой деятельности (максимально доступное распространение результатов анализа, издание ежегодного справочника и т.д.).
Таким образом, у органов местного самоуправления появляется возможность обоснованного выбора некоммерческих организаций для их привлечения к реализации различных задач, а круг таких организаций становится широк и разнообразен. При этом ограничения в использовании бюджетных средств и "прозрачность" НГО служат гарантиями того, что некоммерческие организации не отклонятся в своей деятельности от социально значимых целей, ради которых они создавались.
"Ресурсная стратегия для "третьего сектора"
Качественный рост кадровых ресурсов
Современные потребности городского сообщества подразумевают широкое внедрение новейших социальных технологий, качественный рост уровня социального менеджмента. Требуется повышение уровня знаний, необходимых для содействия преобразованиям в обществе. Реализация Программы должна содействовать созданию системы регулярного и эффективного обучения кадрового состава и актива НГО, сотрудников муниципальных структур. Полученные знания и навыки должны обладать мультипликативным эффектом, что способствует их широкому распространению и внедрению в реальную практику.
Для осуществления качественного социального менеджмента со стороны НГО предполагается оказание им различных видов помощи:
- Методическая помощь
- Организация совместных мероприятий - семинаров, конференций и пр.
- Финансовое консультирование (аудит и т.д.)
- Юридическое консультирование
Для квалифицированного сопровождения процессов развития "третьего сектора" в городе требуется привлечение профессионалов - специалистов в области социологии, психологии, социального менеджмента. Эти специалисты будут проводить обучение кадров и актива некоммерческих организаций. Такая деятельность будет носить систематический, регулярный характер и одновременно позволит методически оформить необходимые материалы (учебные курсы, программы и т.д.)
В свою очередь тематика обучения должна быть ориентирована на современные потребности городского сообщества:
- Внедрение новейших социальных технологий
- Навыки разрешения конфликтных ситуаций
- Социальный менеджмент в рыночных условиях
- Информационные технологии
Учитывается естественный процесс развития "третьего сектора" - постоянное возникновение новых общественных организаций. Обучение кадров проводится по направлениям, которые уже обозначились в ходе реализации предыдущей программы ПОСОИ:
- Навыки организационной деятельности
- Привлечение различных видов ресурсов
- Опыт взаимодействия
- Методы и способы оценки собственной деятельности
Отсутствие кадров для обучения тренеров и консультантов в специфических областях для НГО требует создания в городе собственной тренерской школы на базе имеющихся разработок и с привлечением специалистов из других регионов России.
Привлечение финансовых ресурсов
Привлечение финансовых ресурсов в "третий сектор" - важная составляющая в процессах повышения эффективности использования бюджетных средств, создания механизмов софинансирования проектов и программ некоммерческих организаций.
Предусмотрено активное вовлечение бизнес-структур в процесс реализации программы. Здесь может быть использован как российский, так и зарубежный опыт. Наиболее эффективен путь привлечения не только крупного, но и среднего, и малого бизнеса к финансированию проектов некоммерческих организаций, общественных инициатив, в том числе и на территориях непосредственного проживания, что особенно актуально для территориального общественного самоуправления.
Целесообразно развитие структур (благотворительных фондов, попечительских советов программ и т.д.) для финансирования проектов некоммерческих организаций. Это позволило бы отработать механизм взаимодействия некоммерческого сектора и бизнеса, который сейчас находится в самом зачаточном состоянии. В свою очередь, для бизнеса такая политика должна стать продуманной и организованной. Это способствует привлечению значительных финансовых средств, усилению позитивной составляющей имиджа коммерческого сектора.
В то же время подобные структуры могут быть ориентированы на координацию проведения городских конкурсов социально значимых проектов. Таким образом, естественным финансовым ресурсом для некоммерческого сектора в сложившихся условиях является и система социального заказа.
Многие общественные организации, органы ТОС обладают возможностями фандрайзинга - организацией финансирования проектов за счет внебюджетных региональных, российских и зарубежных фондов. Обучение способам ведения такого рода деятельности следует распространять среди максимально возможной аудитории.
Целесообразна разработка системы муниципальной поддержки некоммерческих организаций, вносящих существенный вклад в решение городских задач (в виде оплаты арендных платежей, организаций ресурсных центров и т.д.). Необходимо сохранение существующих льгот по оплате аренды для некоммерческих организации, органов ТОС.
Информационное поле деятельности "третьего сектора"
Информация имеет большое, а зачастую и решающее значение в принятии и реализации решений, влияющих на жизнь населения. Стремление быть информированными и информировать характерно для участников общественных инициатив в нашем регионе.
В информационном обеспечении реализации Программы будут использоваться уже существующие структуры и возможности - методические кабинеты в Администрациях районов, информационный центр при Центральной городской библиотеке им. А.С. Пушкина. Брошюры и информационные бюллетени выпускаются Уральским центром поддержки НГО, рядом других некоммерческих организаций, некоторыми органами ТОС.
Информированность населения является важнейшим фактором для оценки эффективности проводимых мероприятий. Поэтому деятельность НГО, органов ТОС и органов местного самоуправления по информационному обеспечению должна быть максимально ориентирована в этом направлении. Принципиальной является публичность всех мероприятий и результатов деятельности некоммерческих организаций. Планируется издание значительного количества информационных бюллетеней, брошюр и т.д., их широкое распространение, участие широкого круга представителей общественных инициатив в мероприятиях самого различного уровня.
3.5. Сроки и этапы реализации программы
Программа рассчитана на 4 года. Этапы и сроки реализации программы неразрывно связаны с целями и задачами, стоящими перед органами местного самоуправления.
Первый этап - 2001 - 2003 гг. - характеризуется преобладанием процессов дальнейшего развития механизмов сотрудничества органов местного самоуправления и организации "третьего сектора" на фоне реализации имеющегося потенциала и сложившихся систем взаимодействия.
На втором этапе - 2003 - 2004 гг. - происходит интенсивное включение в городские, районные целевые программы, в том числе на этапе их разработки и экспертизы значительной массы общественных организаций, общественных инициатив. Организации некоммерческого сектора смогут полноценно участвовать в мероприятиях по социальной поддержке населения, развитию конкурентной среды в социальной сфере. Особое значение имеет организация квалифицированного общественного участия в городском управления.
В течение всего срока реализации Программы необходимо проводить обучение как лидеров и актива общественных организаций, органов ТОС, общественных инициатив, так и сотрудников органов местного самоуправления. Долговременной задачей является и привлечение частного бизнеса к адекватному включению в общественную жизнь.
3.6. Система программных мероприятий
Мероприятия | Сроки испол- нения |
Исполнители | Объем финансирования | ||||
Прочие источ- ники (спр.) |
Из городского бюджета | ||||||
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | ||||
Территориальное общественное самоуправление | |||||||
Профессиональная подготовка лидеров ОТОС. Обучение ак- тива. Повышение профессио- нального уровня муниципаль- ных служащих Администраций районов. Проведение семина- ров, круглых столов, конфе- ренций по проблемам ОТОС. Организация обмена опытом ОТОС |
|||||||
Консультационная и методи- ческая помощь инициативным группам, общественным ини- циатвам |
В те- чении года |
ОРОРС НКО | |||||
Работа Школы социальных ор- ганизаторов, организация профессиональных консульта- ций и методической помощи на местах |
В те- чении года |
ОРОРС НКО | |||||
Финансирование пилотных проектов органов ТОС, тре- бующих специальной поготов- ки |
3-4 кв. |
ОРОРС, про- фильные подразд.Адм Адм.Районов |
|||||
Гармонизация межнациональных отношений | |||||||
Создание условий для сохра- нения, развития и взаимо- проникновения достижений и ценностей национальных культур (традиций, обрядов, праздников, ритуалов, язы- ка, народных промыслов и т.д.) через поддержку дея- тельности национольно-куль- турных объединений |
В те- чении года |
ОРОРС, про- фильные подразделе- ния Адми- нистрации |
|||||
Совершенствование системы повышения теоретического и методического уровня руко- водителей ОМС и национоль- но-культурных объединений путем совершенствования практики проведения семина- ров, семинаров-тренингов, общественных слушаний, кол- лективного и индивидуально- го консультирования и т.д. |
Еже- квар- тально |
ОРОРС, про- фильные подразделе- ния Адми- нистрации |
|||||
Обмен опытом работы ОМС и национально-культурных объединений по гармонизации межнациональных отношений: круглые столы, обзоры, ин- формационные бюллетени, те- матические выступления в СМИ и т.д. |
1 раз в ме- сяц |
ОРОРС, про- фильные подразделе- ния Адми- нистрации, НКО |
|||||
Повышение эффективности ин- формационно-научного обес- печения решения проблем гармонизации через проведе- ние научно-практических конференций, социологичес- ких исследований, монито- ринга, создания баз данных, информационно-аналитичес- ких центров и т.д. |
1 раз в по- луго- дие |
ОРОРС, про- фильные подразделе- ния Адми- нистрации |
|||||
Оказание методической помо- щи специалистам ОМС и акти- ву национально-культурных объединений в проведении мероприятий, разработке ус- тавных и программных доку- ментов, инициатив (консуль- тирование, обеспечение ме- тодическими пособиями, ре- шение организационных воп- росов, правовая и финансо- вая поддержка) |
В те- чении года |
ОРОРС, про- фильные подразделе- ния Адми- нистрации, НКО |
|||||
Партнерство. Социальный заказ | |||||||
Разработка документов нор- мативно-правового характе- ра, обеспечивающих деятель- ность третьего сектора и взаимодействие с ОМС и биз- нес-структурами |
1-2 кв. |
ОРОРС, про- фильные подразделе- ния Адми- нистрации, НКО, Адм. районов |
|||||
Координация деятельности некоммерческих организаций с муниципальными учреждени- ями. Развитие практики об- щественных координационных центров для отдельных рай- онов города |
В те- чении года |
ОРОРС, НКО, Адм.районов |
|||||
Проведение научных исследо- ваний по проблемам развития третьего сектора. Создание Консультативной группы при Администрации города. Про- ведение социологических ис- следований, организация мо- ниторинга реализации про- граммы |
В те- чении года |
ОРОРС, НКО | |||||
Проведение городских кон- курсов социально значимых проектов, ярмарок. Развитие механизма размещения муни- ципального заказа на выпол- нение социально значимых услуг |
1, 4 кв. |
ОРОРС, про- фильные подразделе- ния Адми- нистрации, НКО, Адм. районов |
|||||
Создание системы обществен- ной экспертизы городских социальных программ, учас- тие общественности в их разработке |
2-3 кв. |
ОРОРС, про- фильные подразделе- ния Адми- нистрации, НКО, Адм. районов |
|||||
Социальный аудит | |||||||
Создание механизма эксперт- ной оценки |
1-2 кв. |
ОРОРС, НКО | |||||
Создание системы сбора ин- формации, формирование баз данных. Разработка системы критериев оценки деятель- ности третьего сектора |
1-2 кв. |
ОРОРС, НКО | |||||
Создание центра социального аудита |
1-2 кв. |
ОРОРС, НКО | |||||
Издание ежегодного справоч- ника "Общественный потенци- ал города Перми" |
4 кв. | ОРОРС, НКО | |||||
Ресурсная стратегия "третьего сектора" | |||||||
Развитие структур по прив- лечению внебюджетных средств в третий сектор. Создание городского благо- творительного Фонда для фи- нансирования значимых про- ектов. Создание системы ре- сурсных центров по различ- ным направлениям |
1-2 кв. |
ОРОРС, НКО | |||||
Организация сотрудничества третьего сектора со струк- турами третьего сектора. Проведение специальных, именных конкурсов |
3-4 кв. |
ОРОРС, НКО | |||||
Разработка муниципальной системы аренды помещений для НКО |
1-2 кв. |
ОРОРС, НКО | |||||
Разработка учебных курсов и программ для проведения обучения кадров и актива НКО, муниципальных служа- щих. Мероприятия по обуче- нию НКО, ОТОС навыкам фанд- райзинга. Разработка мето- дических материалов в по- мощь некоммерческим органи- зациям, органам ТОС, об- щественным инициативам. Обучение кадров НКО, ОТОС навыкам информационного обеспечения своей деятель- ности |
В те- чении года |
ОРОРС, НКО, Адм.районов |
|||||
Организация подготовки тре- неров для третьего сектора |
3-4 кв. |
ОРОРС, НКО | |||||
Подготовка и издание инфор- мационных бюллетеней, бро- шюр, справочников |
В те- чении года |
ОРОРС, НКО | |||||
Проведение конкурсов по вопросам освещения деятель- ности третьего сектора сре- ди СМИ и общественных орга- низаций |
2-3 кв. |
ОРОРС, НКО | |||||
Итого по годам |
4. Обеспечение реализации программы
4.1. Правовое обеспечение программы
Согласно действующему законодательству, органы местного самоуправления вправе координировать участие предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования, развивать различные формы самодеятельности населения, устанавливать сферы совместной компетенции и выступать заказчиком услуг, способствующих решению местных проблем.
Данная Программа опирается на следующие нормативно-правовые документы:
- Европейская хартия местного самоуправления от 15.10.1985 г.
- Закон Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской
Федерации" N 1550-1 от 06.07.1991 г.
- Закон Российской Федерации "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации" N 154-ФЗ от
28.08.1995 г.
- Закон Российской Федерации "Об общественных объединениях" N 82-ФЗ
от 19.05.1995 г.
- Закон Российской Федерации "О некоммерческих организациях" N 7-ФЗ
от 12.01.1996 г.
- Закон Российской Федерации "О товариществах собственников жилья" N
72-ФЗ от 15.06.1996 г.
- Закон Пермской области "О местном самоуправлении в Пермской
области" N 358-57 от 09.12.1995 г.
- Устав города Перми
- Решение Пермской городской Думы N 73 от 26.06.2000 г. <Об
утверждении "Положения о территориальном общественном
самоуправлении в городе Перми"
- Решение Пермской городской Думы N 103 от 21.09.1999 г. "Об
утверждении "Положения "О социальном заказе"
Целесообразно и в дальнейшем совершенствовать нормативно-правовую базу деятельности негосударственных некоммерческих организаций. Это касается разработки параметров смешанного финансирования, механизмов морального и материального поощрения актива территориального общественного самоуправления, системы участия общественности в разработке и реализации муниципальных программ.
4.2. Организация управления реализацией программы
Руководитель Программы осуществляет общий контроль за ходом ее выполнения, согласовывает условия, сроки, задания и договоры на работы по реализации мероприятий Программы.
Ответственным исполнителем Программы является начальник отдела по работе с общественностью и развитию самоуправления Администрации города. Отдел осуществляет оперативное управление реализацией Программы, привлекает соисполнителей (партнеров), контролирует и оценивает эффективность выполняемых мероприятий, готовит отчеты о реализации Программы.
Районные Администрации создают условия для реализации общественных инициатив, организуют исполнение мероприятий Программы в рамках своей компетенции.
Контроль за ходом реализации Программы осуществляет Пермская городская Дума.
К реализации Программы привлекаются организации-партнеры, количество и роль которых будут возрастать по мере достижения промежуточных целей. Анализ хода реализации программы на основе постоянного мониторинга осуществляет Консультативная группа при Администрации г. Перми, в которую входят представители исполнителей Программы, соисполнителей (партнеров), эксперты.
4.3. Информационное обеспечение программы
Информационное обеспечение реализации Программы предполагает взаимодействие со средствами массовой информации, свободный доступ к данным мониторинга, использование собственных информационных возможностей НГО.
Важным элементом является распространение полученного опыта, проведение информационных мероприятий, конференций, участие в мероприятиях регионального и федерального масштаба.
4.4. Финансовое обеспечение программы
Источниками финансового обеспечения Программы являются средства бюджета г. Перми и внебюджетные средства.
Существенную роль в финансировании программы играют собственно возможности некоммерческих структур по привлечению внебюджетных средств - участие в программах внебюджетных фондов, сотрудничество с бизнес-структурами, зарубежными и российскими благотворительными организациями.
Конкретные объемы выделяемых бюджетных средств целесообразно определять ежегодно, учитывая особенности и многофакторность развития "третьего сектора" в городе Перми.
5. Ожидаемый социально-экономический эффект от реализации программных мероприятий
В результате реализации программы будет получен следующий социально-экономический эффект:
Существенно улучшатся условия для взаимодействия всех участников общественной жизни города - муниципальных органов управления, некоммерческих структур организации населения, частного бизнеса.
Расширится участие "третьего сектора" в решении социальных проблем города путем дальнейшего внедрения механизмов социального заказа и конкурсного распределения средств городского бюджета. При этом повышается эффективность использования бюджетных средств.
Привлечение интеллектуальных и материальных ресурсов "третьего сектора" к решению различных городских программ стабилизирует позитивные тенденции конструктивного сотрудничества населения и властных структур. Будут расширены партнерские отношения с общественными организациями, реализующими свои программы в социальной сфере. Усилится влияние населения на такие процессы, как использование бюджетных средств на территории проживания, адресное решение социальных вопросов, правовая защита, разработка городских и районных программ.
Очевидно, что гражданское общество успешнее развивается там, где органы местного самоуправления ориентируют и стимулируют некоммерческие организации, не допуская вместе с тем неоправданного вмешательства в их деятельность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Пермской городской Думы от 31 октября 2000 г. N 122 "Об утверждении городской целевой программы "Общественные инициативы"
Текст решения официально опубликован не был