Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
к Указу
Губернатора Пермской области
от 11 июня 1999 г. N 32
Положение
о территориальной системе защиты прав пациентов при реализации государственных гарантий обеспечения медицинской помощью населения Пермской области
1. Общие положения
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Законами Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" и "О защите прав потребителей" гражданину гарантируются права на охрану здоровья и получение медицинской помощи. Возрастающее число обращений граждан в различные инстанции с претензиями на нарушения прав при получении медицинской помощи определяет необходимость проведения последовательных действий по обеспечению их защиты.
Территориальная система защиты прав пациентов при реализации государственных гарантий обеспечения медицинской помощью населения Пермской области (далее - территориальная система защиты прав пациентов) направлена на интеграцию деятельности всех субъектов обеспечения прав пациентов на получение качественных медицинских услуг, оказываемых учреждениями независимо от форм собственности и лицами, занимающимися частной медицинской практикой.
Целью функционирования территориальной системы защиты прав пациентов является создание единых принципов контроля качества медицинской помощи и процедуры досудебного разрешения споров и конфликтных ситуаций, возникающих между субъектами, участвующими в организации и оказании медицинской помощи.
2. Организация взаимодействия субъектов территориальной системы защиты прав пациентов при реализации государственных гарантий обеспечения медицинской помощью населения Пермской области
2.1. Взаимодействие субъектов территориальной системы защиты прав пациентов реализуется по следующим направлениям:
2.1.1. Организационно-методическое регулирование и правовое обеспечение процесса защиты прав граждан при получении медицинской помощи:
совместная деятельность по разработке, согласованию и принятию методических рекомендаций, нормативов, правил по вопросам защиты прав пациентов;
информирование населения о правах застрахованного в системе обязательного медицинского страхования и правах гражданина при получении им медицинской помощи.
2.1.2. Обеспечение качественной медицинской помощью:
контроль за соблюдением и обеспечением медико-экономических стандартов;
совершенствование организации и проведения внутри - и вневедомственного контроля качества медицинской помощи;
разработка критериев подготовки и повышения квалификации медицинских кадров, а также квалификационных требований, предъявляемых лицам, осуществляющим частную медицинскую деятельность.
2.1.3. Организация защиты прав пациентов, в т.ч. застрахованных в системе обязательного медицинского страхования, на досудебном уровне.
2.2. Координацию деятельности субъектов территориальной системы защиты прав пациентов осуществляет координационный совет по проблемам реализации государственных гарантий обеспечения медицинской помощью населения Пермской области.
3. Субъекты территориальной системы защиты прав пациентов
Территориальная система защиты прав пациентов при реализации государственных гарантий обеспечения медицинской помощью населения Пермской области включает в себя две группы субъектов.
Первую группу составляют субъекты, имеющие непосредственное отношение к обеспечению и охране здоровья граждан, оказанию медицинской помощи и эпидблагополучию на территории.
Вторую группу составляют субъекты, которые не участвуют непосредственно в оказании медицинской помощи, но в чью компетенцию входит защита прав граждан в вопросах охраны здоровья.
3.1. Первая группа:
органы управления здравоохранением области;
комитет по лицензированию, аккредитации и экспертизе медицинских услуг Администрации области;
страховые медицинские организации;
Пермский областной фонд обязательного медицинского страхования;
лечебно-профилактические учреждения;
Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора по Пермской области.
3.2. Вторая группа:
Законодательное Собрание и Администрация области;
органы местного самоуправления;
исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации;
инспекции по защите прав потребителей органов местного самоуправления;
территориальные органы надзора за страховой деятельностью;
территориальное управление Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Российской Федерации;
профессиональные медицинские ассоциации;
профсоюзные органы;
общества защиты прав потребителей;
органы прокуратуры.
4. Компетенция субъектов первой группы территориальной системы защиты прав пациентов при реализации государственных гарантий обеспечения медицинской помощью населения Пермской области
4.1. Органы управления здравоохранением:
реализация единой политики в сфере обеспечения государственных гарантий оказания медицинской помощи населению;
организация и проведение внутриведомственного контроля качества медицинской помощи, направленного на обеспечение граждан гарантированными видами, объемами и качеством медицинской помощи;
организация работы клинико-экспертных комиссий для урегулирования спорных ситуаций, претензий пациентов и заинтересованных организаций, возникших в процессе оказания медицинской помощи;
организация мероприятий, направленных на активное выявление и предупреждение случаев нарушения прав и интересов пациентов, в т.ч. застрахованных в системе обязательного медицинского страхования;
рассмотрение в установленном порядке заявлений, жалоб и претензий пациентов на неудовлетворительное качество и организацию медицинской помощи;
организация и проведение в установленном порядке экспертной оценки качества и эффективности лечебно-диагностического процесса в медучреждениях; контроль за исполнением решений, принятых по результатам экспертизы;
применение мер воздействия к медицинским работникам и медучреждениям при установлении фактов нарушения прав пациентов;
обращение в областной координационный совет по проблемам реализации государственных гарантий обеспечения медицинской помощью населения Пермской области по вопросам, касающимся неудовлетворительной деятельности субъектов территориальной системы защиты прав пациентов, в т.ч. застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, а также с предложениями по совершенствованию системы обязательного медицинского страхования и улучшению качества медицинской помощи населению.
4.2. Комитет по лицензированию, аккредитации и экспертизе медицинских услуг Администрации области:
защита прав граждан на медицинскую помощь, соответствующую требованиям безопасности, качества и надлежащего объема, посредством осуществления лицензирования, аккредитации, экспертизы качества медицинской помощи и медицинских услуг;
контроль за выполнением медицинскими учреждениями и физическими лицами лицензионных условий с целью обеспечения реализации прав граждан на получение медицинской помощи надлежащего объема и качества, предупреждения возможного нарушения этих прав;
принятие решений о приостановлении или прекращении действия лицензии на право заниматься медицинской деятельностью, выданной медицинскому учреждению или физическому лицу по результатам экспертной проверки или по заявлениям заинтересованных организаций;
обращение в областной координационный совет по проблемам реализации государственных гарантий обеспечения медицинской помощью населения Пермской области по вопросам неудовлетворительной деятельности субъектов территориальной системы защиты прав пациентов, а также с предложениями по совершенствованию системы здравоохранения и обязательного медицинского страхования и улучшению качества медицинской помощи населению.
4.3. Страховые медицинские организации:
обеспечение реализации права застрахованных граждан на получение медицинской помощи надлежащего объема и качества посредством заключения гражданско-правовых договоров со страхователями, медучреждениями и Пермским областным фондом обязательного медицинского страхования;
организация приема и рассмотрения обращений застрахованных;
организация и проведение экспертизы качества медицинской помощи по обращению (заявлению, жалобе, претензии) застрахованного для выяснения обстоятельств дела и принятия по нему обоснованного решения;
организация работы по информированию населения о правах застрахованных при обращении за медицинской помощью, о состоянии работы по обеспечению и защите их прав;
обращение в экспертную комиссию при Пермском областном фонде обязательного медицинского страхования с целью досудебного урегулирования споров по объему, качеству, срокам оказания и оплате медицинской помощи, возникших между застрахованным, медучреждением и страховой медицинской организацией в ходе проведения вневедомственной экспертизы качества медицинской помощи;
применение штрафных санкций к медучреждениям за нарушение договорных обязательств в отношении объемов, качества, сроков оказания медицинской помощи застрахованным;
предъявление в установленном порядке претензий и исков к медучреждениям по возмещению ущерба, причиненного застрахованным гражданам, представление интересов застрахованных в суде;
информирование органов управления здравоохранением, комитета по лицензированию, аккредитации и экспертизе медицинских услуг Администрации области о недостатках в деятельности лечебно-профилактических учреждений, являющихся причиной систематических нарушений прав застрахованных;
информирование органов государственного управления и страхователей по их запросам о выполнении условий договоров по обязательному медицинскому страхованию, в том числе по разделу защиты прав застрахованных;
обращение в комитет по лицензированию, аккредитации и экспертизе медицинских услуг Администрации области с заявлением о приостановлении или прекращении действия лицензии лечебно-профилактических учреждений в тех случаях, когда по итогам проведения в установленном порядке вневедомственного контроля качества медицинской помощи выявлены факты систематического нарушения прав застрахованных;
обращение в органы управления здравоохранением с заявлением о применении мер воздействия в отношении лечебно-профилактических учреждений при выявлении фактов систематического нарушения прав застрахованных в части оказания медицинской помощи надлежащего объема и качества;
обращение в областной координационный совет по проблемам реализации государственных гарантий обеспечения медицинской помощью населения Пермской области по вопросам ненадлежащей деятельности субъектов территориальной системы защиты прав застрахованных, а также с предложениями по совершенствованию системы обязательного медицинского страхования и улучшению качества медицинской помощи;
представление в следственные органы, суд материалов, подтверждающих необходимость привлечения к ответственности лиц (в т.ч. должностных), виновных в причинении ущерба здоровью и жизни застрахованных граждан вследствие оказания медицинской помощи ненадлежащего объема и качества;
перезаключение договора на предоставление лечебно-профилактической помощи в случаях выявления систематических нарушений со стороны лечебно-профилактических учреждений прав застрахованных граждан.
4.4. Пермский областной фонд обязательного медицинского страхования:
участие в определении стратегического направления работы субъектов территориальной системы защиты прав застрахованных по обеспечению гарантий и защиты их законных прав;
методическое руководство и помощь страховым медицинским организациям по реализации и защите прав застрахованных;
участие в разработке нормативно-методической документации по защите прав застрахованных;
сбор информации и анализ обращений застрахованных в страховые медицинские организации и Пермский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.