Решение Законодательного собрание Пермской области
от 10 января 2000 г. N 748
"Об основных направлениях научно - технической политики в
Пермской области до 2008 года"
Принято Законодательным Собранием
Пермской области 23 декабря 1999 года
В соответствии с Законом Пермской области "О науке и научно - технической политике в Пермской области" от 14.05.98 N 96-2 Законодательное Собрание Пермской области решает:
1. Утвердить Основные направления научно - технической политики в Пермской области до 2008 года (прилагаются).
3. Настоящее Решение вступает в силу с 1 января 2000 года.
Губернатор Пермской области |
Г.В.Игумнов |
Приложение
к Решению Законодательного Собрания
от 10.01.2000 N 748
Основные направления научно-технической политики в
Пермской области до 2008 года
1. Введение
2. Основные направления научно-технической политики в Пермской
области
3. Финансовое обеспечение
4. Заключение
1. Введение
Государственный подход к формированию основных направлений научно - технической политики региона в своей основе направлен на обеспечение необходимых условий для сохранения и развития наиболее продуктивной части региональной науки и системы подготовки научных кадров, на определение приоритетов в научно - технической сфере и концентрацию имеющихся ресурсов.
Наука в Пермской области представлена коллективами вузов, академических институтов и иных учреждений различной организационно - правовой формы, выполняющих научно - исследовательские и опытно - конструкторские работы. Сложились и развиваются различные направления интеграции ученых: вузовско - академические комплексы, совместные подразделения, общественные научные организации и др.
Сегодня на территории области расположены: Пермский научный центр УрО РАН (4 академических института), 15 государственных высших учебных заведений, более 40 отраслевых научно - исследовательских, конструкторско - технологических, проектных институтов и конструкторских бюро. В них трудятся более 450 докторов наук и 2500 кандидатов наук.
Аттестация научных и научно - педагогических кадров осуществляется через сеть специализированных ученых советов, включающих в себя 16 докторских и 23 кандидатских совета.
Исторически в Пермской области в сфере фундаментальных и прикладных наук, а также опытно - конструкторских разработок сложился и развивается ряд научных направлений. Исследования выполняются в признанных научных школах. К таким научным направлениям можно отнести:
В области фундаментальных наук: математическое моделирование и вычислительный эксперимент, дифференциальные уравнения (математика); физика твердого тела; механика газа, жидкости, плазмы; механика сплошных сред; химия твердого тела; аналитическая химия; физико - химия жидких сред; прогнозирование полезных ископаемых, инженерная геология, экология; физиология растений, микробиология и иммунология; фармакология; гносеология, социология, филология и др.
В сфере прикладных наук научно - производственным комплексом Пермской области накоплен значительный потенциал. В настоящее время достигнуты существенные результаты в следующих областях: новые материалы и химические продукты (композиты, полимеры, материалы и сплавы со специальными свойствами); информационные технологии и электроника; топливо и энергетика; производственные технологии; транспорт и др.
В медицине получили признание исследования пермских ученых в следующих областях: клиническая кардиология и ревматология; диагностика и способы лечения внутренних болезней; патология органов дыхания и желудочно - кишечного тракта взрослых и детей; хирургия суставов; неврология; медицинская диагностика и др.
В сельскохозяйственных науках учеными Прикамья достигнуты существенные научные результаты в селекции зерновых и овощных культур, исследовании почв, технологии производства продуктов животноводства, технологии выращивания парниковых культур и др.
Вместе с тем практическая реализация полученных научных решений в экономику Прикамья затягивается из-за разрыва связей между различными функциональными системами (производством, наукой, образованием, учреждениями власти), из-за неэффективного распределения финансовых ресурсов среди организаций, занимающихся научной деятельностью, из-за отсутствия системы управления интеллектуальной собственностью в регионе.
По-прежнему острой остается проблема притока в сферу научных исследований молодежи. Проблема не решается из-за низкого уровня социальной защищенности научных и научно - педагогических работников, отсутствия реального экономического стимулирования их труда.
Затягивается процесс обновления научного оборудования, что в ближайшем будущем неудовлетворительно скажется на эффективности научных результатов и воспроизводстве научно - педагогических кадров.
К негативным последствиям ведет снижение уровня свободного доступа к научной информации. Отсутствие для большинства научных работников финансовой возможности обмена информацией и ее обсуждения на международном уровне существенно снижает качество научных разработок.
С целью решения данных проблем в Пермской области создана и развивается региональная система управления наукой. В этом направлении принят Закон Пермской области "О науке и научно - технической политике в Пермской области".
В соответствии с законом научная политика Пермской области является частью социально - экономической политики государственной власти Пермской области и охватывает широкий круг вопросов. Это, во-первых, разработка целей, задач, приоритетов, стратегий и путей их достижения в области научного развития региона. Во-вторых, формирование научной системы, способной реализовать эффективную научную политику, включающую формирование финансовых, интеллектуальных, материальных ресурсов, их распределение и использование на приоритетных направлениях социально - экономического развития региона. В-третьих, создание благоприятных условий для функционирования, развития и взаимодействия государственной и негосударственной научных систем в рамках федерального и регионального законодательств на основе взаимных соглашений.
2. Основные направления научно - технической политики
в Пермской области
2.1. Основными целями региональной научно - технической политики Пермской области в соответствии с Законом Пермской области "О науке и научно - технической политике в Пермской области" являются:
сохранение, развитие и эффективное использование научно - технического и научно - образовательного комплексов для социально - экономического развития региона, повышения уровня жизни населения области, улучшения состояния окружающей природной среды;
создание регионального механизма инвестирования в наукоемкие технологии для подъема производства;
создание экономических условий, стимулов и механизмов работы хозяйственного комплекса области для выпуска конкурентоспособной продукции на основе научных достижений;
усиление экономической самостоятельности области путем использования технологий двойного применения и конверсии;
создание экономических условий для обеспечения экологической безопасности и сохранения биологического разнообразия.
2.2. Региональная научно - техническая политика имеет следующие основные задачи:
реализация на территории Пермской области региональной составляющей государственной научно - технической политики;
привлечение научного сообщества к решению приоритетных для Пермской области проблем на базе научно - технических разработок, способствующих развитию региона;
содействие развитию фундаментальных исследований путем поддержки научной деятельности организаций Российской академии наук, вузов, отраслевых академий, государственных научных центров и организаций по приоритетным региональным научно - техническим программам, финансируемым из средств бюджета Пермской области, регионального фонда поддержки научной деятельности и других источников;
содействие разработке и освоению конкурентоспособной наукоемкой продукции;
содействие сохранению и развитию научного потенциала области, привлечению молодежи в сферу науки, интеграции научной деятельности и образования, а также распространению и практической реализации научных достижений;
привлечение дополнительных российских и зарубежных инвестиций и развитие инновационной деятельности;
развитие и поддержка межрегиональных связей и международного сотрудничества в сфере научной деятельности;
социальная поддержка научных и научно - технических работников, экономическое стимулирование их труда.
2.3. Основные направления региональной научно - технической политики, вытекающие из ее целей и задач, в себя включают:
2.3.1. Исследования и разработки по направлениям:
проблемы экономики региона;
безопасность жизнедеятельности, экология;
проблемы информатизации и развитие телекоммуникационных систем;
проблемы культуры и образования;
медицина и охрана здоровья;
оценка и исследование природно - ресурсного потенциала региона;
разработка новых технологий, материалов, веществ и изделий;
проблемы промышленной политики в регионе;
проблемы строительства, коммунального хозяйства и транспорта;
проблемы агропромышленного комплекса и перерабатывающей промышленности;
утилизация отходов, разработка безотходных технологий;
проблемы государственности на региональном уровне.
2.3.2. Развитие региональной инфраструктуры научной, научно - технической и инновационной деятельности (информационное обеспечение всей деятельности; координационный совет по научной, научно - технической и инновационной деятельности; центр научно - образовательной деятельности; инновационно - технологический центр; венчурный фонд и т.п.).
2.3.3. Кадровое обеспечение научной сферы (интеграция науки и образования, подготовка кандидатов и докторов наук, стажировки, участие в конференциях и т.п.)
2.3.4. Содействие развитию материально - технической базы научных исследований государственных научных организаций и учебных заведений.
2.3.5. Формирование и управление интеллектуальной собственностью в регионе.
2.3.6. Экономическое стимулирование труда научных и научно - технических работников и их социальная поддержка.
2.3.7. Развитие международного научно - технического сотрудничества и организационная деятельность по распространению и практической реализации научных и научно - технических разработок на региональном уровне.
3. Финансовое обеспечение
Основным инструментом реализации приоритетов научно - технического развития является программно - целевой метод. Его стержень составляют научно - исследовательские и опытно - конструкторские работы (НИОКР), выполняемые в рамках региональных целевых научно - технических программ, сформированных на основе конкурсного отбора предложений ученых, товаропроизводителей и потребителей продукции. В области прикладных НИОКР основным показателем должен стать проблемный принцип комплексного решения задач в рамках проектов, ориентированных на внедрение конкретных конечных результатов и обеспечение возвратности в бюджет средств, выделенных на проведение научных исследований.
В соответствии с Законом Пермской области "О науке и научно - технической политике в Пермской области" для реализации основных направлений региональной научно - технической политики предусматривается ежегодное выделение финансовых средств в размере не менее 0,5% консолидированного бюджета области. Учитывая фактическое исполнение областного бюджета, планируется поэтапное достижение этой величины. Расчетные значения денежных сумм по соответствующим разделам основных направлений на ближайшие три года представлены в таблице.
Таблица
Расчетные значения финансирования разделов
основных направлений научно - технической политики
на 2000 - 2002 годы
/--------------------------------------------------------------\
|Направление | Мероприятия | Объем |
| научно - | | финансирования,|
|технической | | тыс. рублей |
| политики | |----------------|
| | |2000|2001 |2002 |
| | |год | год | год |
|--------------+------------------------------+----+-----+-----|
|Исследования | Конкурсное финансирование |3300| 8200|16400|
|и разработки |прикладных исследований и | | | |
| |разработок на условиях | | | |
| |платности, срочности и | | | |
| |возвратности кредита | | | |
| | Финансирование на конкурсной|1500| 3000| 4500|
| |основе региональных социально | | | |
| |значимых программ и проектов, | | | |
| |выполняемых по заказу | | | |
| |администрации области | | | |
|--------------+------------------------------+----+-----+-----|
|Региональная | Формирование и поддержка | 200| 400| 600|
|инфраструктура|экспертной информационно - | | | |
|научной, |аналитической системы, | | | |
|научно - |включающей в себя базу данных | | | |
|технической и |основных показателей научно - | | | |
|инновационной |образовательного комплекса | | | |
|деятельности |Пермской области в рамках | | | |
| |межвузовской научно - | | | |
| |технической программы | | | |
| |"Геоинформационные системы" | | | |
|--------------+------------------------------+----+-----+-----|
|Кадровое | Региональная компонента | 200| 400| 600|
|обеспечение |финансирования президентской | | | |
|научной |программы "Государственная | | | |
|сферы |поддержка интеграции высшего | | | |
|Пермской |образования и фундаментальной | | | |
|области |науки" | | | |
| | Подготовка, переподготовка и| - | 500| 750|
| |индивидуальная поддержка | | | |
| |высококвалифицированных | | | |
| |научных кадров Пермской | | | |
| |области, выполнение | | | |
| |региональных проектов в рамках| | | |
| |федеральных целевых программ | | | |
| | Проведение ежегодных | 65| 70| 70|
| |конкурсов на соискание премий | | | |
| |Пермской области имени | | | |
| |выдающихся ученых Прикамья в | | | |
| |соответствии с совместным | | | |
| | Решением Законодательного | | | |
| |Собрания и администрации | | | |
| |области от 27.08.98 N 228/54 | | | |
| | Назначение именных стипендий| 60| 60| 60|
| |Пермской области одаренным | | | |
| |ученым Пермского научного | | | |
| |центра УрО РАН в соответствии | | | |
| |с совместным решением | | | |
| |Законодательного Собрания и | | | |
| |администрации области от | | | |
| |27.08.98 N 227/53 | | | |
|--------------+------------------------------+----+-----+-----|
|Международное | Содействие установлению и | 100| 230| 480|
|научно - |развитию прямых международных | | | |
|техническое |научно - технических контактов| | | |
|сотрудничество|в интересах региона | | | |
|и практическая| Участие в организации и | 200| 450| 980|
|реализация |проведении региональных и | | | |
|научных и |межрегиональных научно - | | | |
|научно - |технических выставок и ярмарок| | | |
|технических | Финансовая поддержка | 50| 110| 240|
|разработок |публикации результатов научных| | | |
| |исследований (монографии, | | | |
| |учебники, статьи и др.) | | | |
|--------------+------------------------------+----+-----+-----|
| |Всего |5675|13430|24680|
\--------------------------------------------------------------/
Конкретный объем финансирования определяется ежегодно при утверждении бюджета области. Планируется с 2004 года ввести в действие механизм финансирования исследований и разработок за счет средств областного бюджета и возвратных средств предприятий.
Средства областного бюджета, выделяемые на возвратной основе, предоставляются разработчику НИОКР при соблюдении следующих обязательных условий:
к финансированию принимаются прошедшие конкурсный отбор проекты НИОКР, обеспечивающие реальную экономическую эффективность;
наличие заключенного тройственного договора "администрация области - разработчик НИОКР - потребитель научной продукции", в котором юридически закрепляются гарантии возврата кредита;
наличие согласованного документа, устанавливающего размер платы за пользование кредитом.
4. Заключение
Реализация разработанной научно - технической политики предполагает выполнение комплекса мер в области нормативно - правового, программно - финансового обеспечения и организационно - структурного реформирования научной сферы Пермской области.
Особо следует отметить необходимость развития новых информационных технологий для организации непрерывного мониторинга состояния научно - технического потенциала, включая такие его аспекты, как статистика науки и инноваций, реструктуризация системы научных организаций, финансирование науки, интеграция высшего образования и науки, оценка реформ на федеральном и региональном уровнях.
Предстоит запустить механизм финансирования исследований и разработок, основная цель которого привлечение финансовых ресурсов из реально существующих источников, но требующих своего перераспределения. Улучшения ситуации можно добиться путем концентрации бюджетных средств на приоритетных направлениях, на селективной поддержке ведущих отраслевых научных организаций, а также привлечения внебюджетных источников и частного капитала.
Наряду с непосредственной государственной финансовой поддержкой науки и инноваций предстоит разработать комплекс косвенных методов их стимулирования, включая налоговые льготы, в том числе предоставление инвестиционных налоговых кредитов, механизм ускоренной амортизации, лизинг, льготные тарифы и др. При современном состоянии экономики оплата научно - технической продукции в виде ставки роялти отвечает стратегическим целям и предприятия - разработчика, и потребителя, и покупателя, и государства, так как значительно сокращается временной лаг внедрения новшества в реальный цикл использования.
Вместе с тем следует активизировать переход от прямого кредитования инновационных проектов к практике компенсации ставки банковских кредитов и предоставления гарантийных обязательств. Эти меры позволят в рамках бюджетных средств поддержать большее число проектов путем привлечения частных инвестиций. Это может стать основой для развертывания сети венчурных фондов поддержки науки и инноваций. Безусловно, расширение привлечения частного капитала в научно - техническую и инновационную сферу способствует формированию отечественной системы венчурного и лизингового финансирования технологических проектов. Способом снижения рисков частных инвесторов может явиться участие государства в венчурных фондах с соответствующими государственными гарантиями.
Для совершенствования правового, финансового, материально - технического и иного обеспечения научной деятельности в Пермской области предстоит разработать и принять:
положение об экспертизе научных проектов и полученных результатов;
порядок распоряжения (управления) региональной интеллектуальной собственностью;
положение об организации и проведении конкурсов на право заключения договоров на выполнение научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ по заказу администрации области;
положение об экономическом стимулировании труда научных и научно - технических работников, об их социальной поддержке;
критерии и условия поддержки и развития материально - технической базы научных исследований государственных научных организаций и образовательных учреждений;
систему кадрового сопровождения региональной сферы науки (стажировка, стипендии, конференции и т.п.);
систему аккредитации научных организаций;
систему внедрения научных разработок (ярмарки, выставки, публикации и т.п.).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Законодательного Собрания Пермской области от 10 января 2000 г. N 748 "Об основных направлениях научно - технической политики в Пермской области до 2008 года"
Текст Решения официально опубликован не был