Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Законодательного Собрания Пермской области
от 29 ноября 1999 г. N 693
Целевая комплексная Программа
гармонизации национальных и межнациональных отношений народов Прикамья на 1999 - 2003 гг.
20 января 2003 г.
Содержание
Паспорт целевой комплексной Программы
Наименование Программа гармонизации
национальных и межнациональных
отношений народов Прикамья на
1999 - 2003 годы.
Дата принятия решения по Решение координационного совета
разработке программы, по национальным вопросам
дата ее утверждения Администрации области от 18.02.99
(наименование и номер N 1.
соответствующего
нормативного акта)
Государственный заказчик Администрация Пермской области.
Законом Пермской области от 20 января 2003 г. N 574-111 в настоящий раздел паспорта программы внесены изменения
Основные разработчики Структурные подразделения
программы Администрации области, органы
местного самоуправления, высшие
учебные заведения г. Перми,
общественные организации:
национально - культурные
автономии, общества, центры.
Цели и задачи программы Объединение усилий всех звеньев
государственной системы,
общественных национальных и
религиозных движений для
сохранения межнационального
согласия, гармонизации
межнациональных отношений.
Совершенствование механизмов
реализации основных направлений
региональной национальной
политики, учета и предупреждения
межнациональных конфликтов на
основе научных исследований
национальных и межнациональных
отношений.
Профилактика национального
экстремизма.
Развитие информационной базы по
теории и практике национальных и
межнациональных отношений.
Активизация информационно -
аналитического обеспечения
органов местного самоуправления,
национальных объединений по
главным направлениям
государственной национальной
политики.
Обеспечение правовых,
организационных и материальных
условий для удовлетворения
национально - культурных
интересов и потребностей
многонационального населения
Прикамья в соответствии с
особенностями духовного и
культурного развития региона и
России в целом.
Формирование и распространение
идей духовного единства,
культивирование чувства
российского патриотизма.
Сохранение исторического наследия
и дальнейшее развитие
национальной самобытности,
традиций взаимодействия народов
Прикамья.
Формирование национального
самосознания, освоение ценностей
этнической, российской и мировой
культур.
Развитие национальной системы
образования, создание условий для
функционирования национальных
учреждений разных типов как
социальных институтов сохранения
и развития этнических культур,
воспитания уважения к истории,
культуре народов России, мировым
культурным ценностям.
Обеспечение подготовки кадров в
сфере национального образования,
культуры, средств массовой
информации, национальных видов
спорта.
Поддержка деятельности
национальных культурных
объединений, в том числе
национально - культурных
автономий, как институтов
самоорганизации этносов.
Поддержка национальных средств
массовой информации и печати как
каналов формирования и
распространения идей
межнационального согласия в
регионе.
Сроки реализации программы 1999 - 2003 гг.
Исполнители основных Департаменты: культуры и
мероприятий программы искусства, образования и науки,
комитет по физической культуре,
спорту и туризму, отдел по связям
с общественностью и средствами
массовой информации Администрации
области; органы местного
самоуправления городов и районов
области; Пермская государственная
телевизионная кинопроизводящая и
радиовещательная компания "Т 7";
общественные национальные
объединения.
Объемы и источники Потребность финансового
финансирования обеспечения на 1999 - 2003 гг. -
14055 тыс. рублей. Выделено из
областного бюджета в 1999 году
920 тыс. рублей.
Ожидаемые конечные Обеспечение национального
результаты согласия, гармонизации
национальных и межнациональных
отношений в регионе.
Дальнейшее формирование и
реализация направлений
региональной национальной
политики на основе комплексного,
межотраслевого подхода.
Преодоление отчуждения народов
региона от своей культуры,
традиций, языка. Сохранение и
развитие этнической самобытности
многонационального населения
области.
Профилактика и нейтрализация
национального экстремизма.
Система контроля за Анализ полугодовых и годовых
исполнением программы отчетов и информаций основных
исполнителей в отделе по связям с
общественностью и СМИ
Администрации области.
Целевая комплексная Программа
гармонизации национальных и межнациональных отношений народов Прикамья на 1999 - 2003 годы
1. Обоснование необходимости разработки Программы
Пермская область - один из многонациональных субъектов Российской Федерации. Исторически сложилось так, что в процессе многовекового совместного проживания и взаимодействия различных этнических общностей на территории Пермской области между славянскими, тюркскими, финно - угорскими народами складывались традиции взаимопонимания и уважения, межнационального общения и веротерпимости. С этой точки зрения, Прикамье - уникальный край. Заселение и хозяйственное освоение его крестьянами разных национальностей, с одной стороны, соседство с районами традиционного проживания татар, башкир, удмуртов - с другой, наложили своеобразный отпечаток на современный национальный состав населения области.
Этническая структура населения Прикамья сегодня такова: русские - 2 млн. 592 тыс. человек (83,9%), татары - 150,4 тыс. (4,9%), коми - пермяки - 123,3 тыс.(4,0%), башкиры - 52,3 тыс. (1,7%), украинцы - 45,7 тыс. (1,5%), удмурты - 32,7 тыс. (1,1%), белорусы - 18,8 тыс. (0,6%), немцы - 15,3 тыс. (0,5%), чуваши - 10,7 тыс. (0,3%), марийцы - 5,4 тыс. (0,2%), евреи - 5,4 тыс. (0,2%), мордва - 4,1 тыс. (0,1%), прочие - 33,4 тыс. (1,1%). Всего в области проживает 3 млн. 91 тыс. человек, представители более ста национальностей. В целом основные интересы отдельных этнических групп связаны со сферой сохранения и развития национального языка, национальной культуры, возрождения народных промыслов, ремесел, традиций.
Русские расселены равномерно, на большинстве территорий их численность является преобладающей. Исключение составляет Бардымский район, где 85,1% постоянного населения - башкиры, и на пяти территориях Коми - Пермяцкого автономного округа (г. Кудымкар, Косинский, Кочевский, Кудымкарский, Юсьвинский районы) преобладают коми - пермяки.
В пределах отдельных территорий компактно проживают: татары - в Уинском (33,5%), Октябрьском (32,5%), Березовском (16,7%), Ординском (15,3%) районах, в городах Гремячинске (15,3%), Кизеле (13,5%), Лысьве (16,7%); удмурты - в Куединском районе (17,7%); марийцы - в Суксунском районе (6,7%); немцы - в городах Гремячинске (1,6%), Кизеле (1,4%), Краснокамске (1,5%), Соликамске (3,1%), в Красновишерском районе (1,7%). На протяжении многих лет в области не проявлялись конфликты в межнациональных отношениях. В связи с этим необходимо отметить, что национальные отношения в Западно - Уральском регионе представляют один из наиболее важных типов социально - этнических отношений. Поэтому естественно, что общие тенденции, свойственные стране, получают развитие и в Западно - Уральском регионе.
Практика реформирования российского общества показала, что общие лозунги демократизации и перехода к рынку оказываются недостаточными, чтобы сформулировать цели, принимаемые всем обществом, обеспечить единство и целостность России, ее многонациональных регионов в новых исторических условиях развития российской государственности,согласовывания общественных интересов и интересов всех населяющих ее народов, сохранение и развитие общенациональных и общегосударственных ориентиров. Наряду с экономической и политической реформами идет поиск становления новых основ и форм национальных и межнациональных отношений. Достигается это в процессе реализации Концепции государственной национальной политики, главная цель которой - стабилизация этнополитической ситуации как в Российской Федерации в целом, так и в ее субъектах. Концепция предусматривает дифференцированный подход к осуществлению национальной политики с учетом особенностей регионов. Чтобы национальная политика не носила декларативный характер, необходимы конкретные механизмы, разрабатываемые на региональном уровне. Настоящая программа является конкретным инструментом дальнейшей разработки и реализации основных направлений региональной национальной политики.
Всесторонний анализ современной экономической, политической и социокультурной ситуации в Пермской области, соотнесение этой ситуации с ранее разработанными концепциями по национально - культурному развитию народов, проживающих в регионе, и реализацией соответствующих программ позволяет вновь подтвердить ранее сделанный вывод: основные теоретические и практические подходы к возрождению и развитию народов Прикамья верные. Это подтверждается бесконфликтным протеканием процессов межнационального взаимодействия различных этносов Пермской области. Совместное проживание на одной территории представителей многих народов, среди которых наиболее крупные группы представляют русские, татары и коми - пермяки, исторически характеризовалось стабильностью, взаимопониманием межнациональных отношений. Многонациональность региона никогда не являлась причиной напряженности в межэтнических отношениях.
Вместе с тем, в сфере национальных отношений на территории области существуют некоторые элементы скрытой напряженности. Многие из них кроются в продолжающемся кризисе в экономике и социокультурной сфере, в усиливающемся обнищании основной части населения, слабой его социальной защищенности. Кризис в условиях многонационального общества делает особо необходимой взвешенность, четко определенную последовательность и поэтапность в реализации конкретных мер не только на уровне всей Российской Федерации, но и на региональном уровне.
Настоящая программа по гармонизации национальных и межнациональных отношений народов Прикамья на 1999 - 2003 гг. является логическим продолжением предыдущих двух программ, реализованных в 1993 - 1998 гг. Поэтому в ней соблюдена определенная преемственность. Она разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами (прямо или косвенно относящимися к национальной политике) и Концепцией государственной национальной политики Российской Федерации. При сохранении глубокой преемственности с предыдущими концепциями и программами внесены определенные дополнения. Они заключаются в следующем:
- во-первых, если раньше акцент делался преимущественно на развитие и обогащение культур народов Прикамья, то в данной концепции и программе усилено внимание и к другим компонентам общественной жизни, в том числе социальной сфере, гармонизации национальных и межнациональных отношений, роли национальных формирований как основных институтов самоорганизации этносов региона. Такой подход диктуется реалиями жизни. Средствами обеспечения межнационального согласия в регионе является обеспечение условий по удовлетворению этнокультурных и этнообразовательных потребностей проживающих в области этнических общностей.
Однако акцент только на развитие культуры народов вольно или невольно ведет на практике к так называемому отраслевому принципу управления, что в такой сложной сфере, как региональная национальная политика, в любой, а тем более современной ситуации недопустимо. Требуется комплексный, межотраслевой подход, а не только меры властных структур, связанные с развитием национальной и межнациональной культуры;
- во-вторых, накопленный опыт убедительно показал, что в решении повседневных вопросов по гармонизации межнациональных отношений, по своевременному предупреждению в них конфликтных ситуаций, снижению социальной напряженности ведущую роль наряду с государством играет местное самоуправление. Ему в концепции и программе также уделено больше, чем прежде, внимания.
В соответствии с системным, комплексным подходом к решению проблем национальных и межнациональных отношений в программу заложена идея национальной гармонизации. Под ней понимается усиление сплоченности каждого народа (этнической группы) на основе общности интересов, ценностей, исторических традиций прошлого, но без противопоставления при этом себя другим, без проявления национального эгоизма, этноцентризма и шовинизма, превращения национальных движений в националистические. Тем самым региональная программа учитывает необходимость обеспечения единства и целостности России в новых исторических условиях развития российской государственности на основе согласования и учета общегосударственных интересов и интересов народов, проживающих на Прикамской земле, налаживания их всестороннего сотрудничества, развития национальных культур, языков, средств массовой информации.
Гармонизация национальных и межнациональных отношений невозможна без четко определенной политики взаимодействия всех властных структур, в том числе органов местного самоуправления, с общественными национальными формированиями, учеными вузов региона и Российской Федерации. Данное положение отражено в разделах программы.
2. Цели и задачи программы
Объединение усилий всех звеньев государственной системы, общественных национальных и религиозных движений для сохранения межнационального согласия, гармонизации межнациональных отношений.
Совершенствование механизмов реализации основных направлений региональной национальной политики, учета и предупреждения межнациональных конфликтов на основе научных исследований национальных и межнациональных процессов в регионе.
Противодействие национальному экстремизму.
Развитие информационной базы по теории и практике межнациональных отношений.
Активизация информационно - аналитического обеспечения органов местного самоуправления, национальных объединений по главным направлениям государственной национальной политики.
Обеспечение правовых, организационных и материальных условий для удовлетворения национально - культурных интересов и потребностей многонационального населения Прикамья в соответствии с особенностями духовного и культурного развития региона и России в целом.
Формирование и распространение идей духовного единства, культивирование чувства российского патриотизма.
Сохранение исторического наследия и дальнейшее развитие национальной самобытности, традиций взаимодействия народов Прикамья.
Формирование национального самосознания, освоение ценностей этнической, российской и мировой культур.
Развитие национальной системы образования, создание условий для функционирования национальных учреждений разных типов как социальных институтов сохранения и развития этнических культур, воспитания уважения к истории, культуре народов России, мировым культурным ценностям.
Обеспечение подготовки кадров в сфере национального образования, культуры, средств массовой информации, национальных видов спорта.
Поддержка деятельности национально - культурных общественных объединений, в том числе национально - культурных автономий, как институтов самоорганизации этносов.
Поддержка национальных средств массовой информации как каналов формирования и распространения идей межнационального согласия среди народов Прикамья.
3. Приоритеты программы
В политической сфере:
- гармонизация национальных и межнациональных отношений на основе объединения усилий федеративных структур власти, расположенных на территории области, властных институтов и организаций Прикамья, местного самоуправления и национальных сообществ;
- совершенствование механизмов регулирования взаимоотношений между нациями, национальными группами, отраженных в соответствующих политических документах и правовых актах государства с учетом ближайшей и более отдаленной перспективы;
- нейтрализация национального экстремизма;
- повышение доверия граждан всех национальностей к органам власти всех уровней;
- разработка на уровне органов местного самоуправления системы раннего учета и предупреждения межнациональных конфликтов и противоречий в сфере межнационального взаимодействия, противодействия национальному экстремизму.
В социально - экономической области:
- обеспечение прав, удовлетворение этносоциальных потребностей народов, проживающих в Пермской области, с учетом региональных приоритетов;
- развитие национальных отношений с опорой на достижения в развитии экономики, на активную промышленную политику, повышение темпов социально - экономического развития Пермской области с целью выравнивания социально - экономических показателей на душу населения со среднефедеральными показателями;
- формирование планов бюджета и инвестиций с учетом потребностей районов и населенных пунктов по реализации данной концепции и соответствующей ей программы;
- разработка программ экономического и социального развития поддержки не только традиционных видов хозяйственной деятельности, но и носящих инновационный характер и развиваемых населением тех или иных территорий.
Программы должны быть ориентированы на сохранение основ жизнеобеспечения и выравнивания социальных и культурных условий жизни народов; на адресную социальную защиту; осуществление программ в сфере занятости рабочей силы с целью оптимизации социально - профессиональных структур национальных групп и предотвращения социальной стратификации по этническим признакам, учет новых этносоциальных явлений, связанных с обострением социально - экономической ситуации в обществе.
В культурно - духовной сфере:
- культурное развитие народов Прикамья на основе полной свободы, сохранения самобытности, взаимообогащения и приумножения национальных ценностей и традиций края;
- освоение ценностей этнической, общероссийской и мировой культур;
- формирование национального самосознания в каждом новом поколении; воспитание культуры межнационального общения народов Пермской области;
- просвещение граждан по части культурного многообразия и единства жителей региона, страны, мира, пропаганда идей толерантности;
- развитие национальной системы образования, функционирование национальной школы как важнейших институтов сохранения и развития этнических культур, межнационального согласия.
Следует выработать концепцию воспитания подрастающих поколений с учетом достижений мировой культуры, а также национальных особенностей и традиций Западно - Уральского региона и России в целом. Доктрина воспитания должна возродить систему патриотического воспитания, основанную на общенациональном и патриотическом наследии, принципах единства и культурного многообразия населения России;
- обеспечение на основе государственных гарантий языкового суверенитета народов и личности, свободы выбора и использования языка общения;
- свободное развитие конфессий как составной части духовной культуры каждого народа, противодействие попыткам использования чувств верующих в разжигании межнациональной розни, осуществление межнационального диалога на основе межрелигиозного;
- формирование чувства патриотизма и духовного единства на основе общности исторических судеб народов, интегрированных в единую евроазиатскую общность россиян;
- поддержка семьи как социального института, способствующего сохранению национально - культурного наследия и духовно - нравственного здоровья общества.
Важнейшее направление настоящего периода межнациональных отношений - реализация Федерального закона "О национально - культурной автономии", определяющего правовые условия взаимодействия государства и общества длязащиты национальных интересов граждан Российской Федерации в процессе выбора ими путей и форм своего национально - культурного развития, в том числе сохранения и развития национальной культуры, которая, однако, не может быть изолирована от общенациональной и мировой культуры.
Характерная для нынешнего времени "массовая культура" будет значительно влиять на национальную культуру. Выстоять в борьбе с ней национальная культура без потерь не сможет. Поэтому крайне необходима система мер по противодействию низкопробным образцам массовой культуры, в связи с чем востребовано и предусмотрено в программе:
- продолжение работы по сохранению фольклора, песенного творчества, музыкального исполнительства, национально - религиозных традиций, обрядов и обычаев, народных художественных промыслов, по подготовке и изданию научно - популярной литературы по этнической истории народов Прикамья;
- распространение знаний о прогрессивных национально - бытовых традициях народов, населяющих регион, идей духовного единения, межнационального согласия через средства массовой информации;
- периодическое проведение научных исследований, семинаров и научно - практических конференций с выработкой конкретных рекомендаций по гармонизации межнациональных отношений.
4. Основные принципы программы
Гармонизация национальных и межнациональных отношений не является самоцелью, а направлена на решение общей задачи: экономический и социальный прогресс Пермской области.
Программа строится на основе всестороннего анализа национального состава населения области, национальных особенностей различных этнических групп, их социально - экономического положения, национально - культурных потребностей народов, проживающих в регионе, научных исследований и опыта работы по решению национальных проблем.
Программа носит целевой, комплексный характер и представляет систему мер, направленную на дальнейшую гармонизацию национальных и межнациональных отношений народов Прикамья.
Местные органы власти принимают на себя обязательства по обеспечению последовательного осуществления национальной политики Российской Федерации на территории области и содействия всестороннему развитию народов, населяющих область, реализации их национальных, политических, экономических, социокультурных прав, укреплению связей с другими регионами.
Кроме государственных мер по гармонизации национальных и межнациональных отношений народов Прикамья, программа предусматривает содействие работе национально - культурных общественных формирований, совершенствование национально - культурных автономий как институтов самоорганизации этносов.
Финансирование программы обеспечивается целевыми выделениями средств из областного и местных бюджетов; расходов на образование, науку, культуру, средства массовой информации; из федерального бюджета; общественными организациями.
Мероприятия программы являются дополнительными по отношению к текущим направлениям деятельности структурных подразделений Администрации области.
Программа базируется на принципах, определенных Концепцией государственной национальной политики Российской Федерации, при этом обеспечивается:
- равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;
- сохранение исторически сложившегося государственного единства Российской Федерации исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов;
- содействие развитию национальных культур и языков народов Российской Федерации;
- запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам расовой, национальной, языковой, социальной или религиозной принадлежности;
- запрещение создания и деятельности общественных и религиозных объединений, цели и действия которых направлены на подрыв безопасности государства, разжигание расовой, национальной и религиозной розни;
- право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения;
- запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;
- запрещение пропаганды и агитации, возбуждающих расовую, национальную, социальную и религиозную ненависть и вражду, равно как и пропаганды расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
Настоящая концепция и программа не являются самоцелью в регулировании национальных и межнациональных процессов, они имеют более широкое значение: создание наиболее благоприятных условий для удовлетворения интересов и потребностей граждан, раскрытие их способностей.
Законом Пермской области от 20 января 2003 г. N 574-111 в настоящий раздел программы внесены изменения
5. Мероприятия по обеспечению гармонизации национальных и межнациональных отношений народов Прикамья на 1999 - 2003 гг.
Основные направления деятельности, мероприятия по их реализации |
Сроки выпол- нения (годы) |
Ответственный исполнитель |
Источник финанси- рования |
Необходимая сумма (в тыс.рублей) |
Социальный эффект |
|
на 1993- 2003 гг. |
в т.ч. на 1999 год |
|||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
5.1. Система мер по сохранению и развитию культурно - национальной самобытности народов Прикамья как условие гармонизации национальных и межнациональных отношений |
||||||
Создание условий для сохранения и развития национальных культур народов Прикамья 1. Поддержка деятельности библиотек, работающих по программе "Возрождение и развитие национальных традиций, обрядов, обычаев (Бардымский, Карагайский, Кунгурский, Нытвенский, Кишертский, Александровский, Верещагинский, Суксунский районы) 2. Поддержка деятельности национальных библиотек в Уинском, Октябрьском, Куединском районах 3. Поддержка деятельности библиотек - музеев (Александровский, Чусовской, Очерский, Частинский, Ординский, Кишертский, Пермский, Чердынский районы) 4. Выделение целевым назначением средств на приобретение литературы и периодических изданий библиотек, обслуживающих территории с компактным проживанием этнических групп населения 5. Создание электронной базы данных праздников и обрядов народов Прикамья 6. Поддержка проекта по созданию музея народной культуры в с. Сепыч Верещагинского района Организация деятельности и поддержка национальных коллективов и центров 7. Оснащение костюмами, музыкальными инструментами 8. Создание школ, студий, центров: (татаро - башкирского в гг. Осе, Гремячинске, Кизеле; центра славянской культуры в г. Нытва, с. Уинское; русского центра в п. Суксун; центра коми - пермяцкой культуры на базе ДК с. Шерья Нытвенского района; центра белорусской культуры в г. Горнозаводске) 9. Укрепление материально - технической базы действующих школ, студий народных ремесел (творческой мастерской "Город мастеров" - г. Добрянка; студии художественных ремесел - г. Оса; школы народных ремесел поселков Рассадки, Усть - Турка, Голдырево, Уинское, мастерские по пошиву национальных костюмов - Красновишерский район) 10. Формирование видеотеки о традициях и обрядах народов Прикамья 11. Обеспечение учреждений культуры национальных сел Октябрьского, Суксунского, Уинского, Чернушинского, Куединского и др. районов методической литературой и музыкальными записями Содействие развитию национальной культуры: традиций, обрядов, праздников 12. Проведение национальных праздников, смотров, фестивалей, Дней национальных культур, встреч с писателями, поэтами, композиторами, мастерами искусств и т.д. 13. Проведение ежегодных фольклорных праздников на базе архитектурно - этнографического комплекса "Хохловка" - "Проводы масленицы", "Троицкие гуляния" 14. Проведение фольклорных праздников на базе архитектурно - этнографического комплекса "Сайгатка" (Чайковский филиал областного краеведческого музея) - "Троицкие гуляния", "Весенний градарь", организация праздника ремесел 15. Музыкальный лекторий "Молодые национальные композиторские школы" 16. Цикл мероприятий "Славянские встречи" (для жителей отдаленных деревень) 17. Дни славянской письменности и культуры 18. Областные фестивали - праздники фольклора: "Кунгурская ярмарка", "Очерская ярмарка", "Оханский уезд", "Прикамские узоры","Кыновские зори" 19. Фестиваль татарского искусства 20. Областной фестиваль национальных культур народов Прикамья 21. Региональный фестиваль национальной культуры "Богат талантами Урал" 22. Всеуральский фестиваль "Уралым" 23. Региональный Бажовский фестиваль 24. Национальные татарские праздники "Сабантуй", "Бардазиен" 25. Праздник удмуртов Прикамья "Удмуртские вечера" 26. Марийский национальный праздник 27. Праздник коми - язьвинцев "Сарчик приносит весну" 28. Праздники немецкой культуры 29. Национальный еврейский праздник "Ханука" 30. Дни Коми - Пермяцкой культуры и искусства в г. Перми 31. Мастера искусств Перми - юбилею округа 32. Фестиваль - эстафета традиционной культуры "Хоровод дружбы" (встрече 3-го тысячелетия посвящается) Развитие народных промыслов и ремесел 33. Открытие на базе салона "Сударушка" художественных мастерских для ремесленников г. Перми 34. Открытие на базе салона "Народные промыслы" русского этнографического центра 35. Поддержка деятельности народных умельцев, представителей коренных народов Прикамья 36. Организация региональной выставки "У золотых родников" (уральская народная живопись, художественная резьба по дереву, плетение из корней и бересты и т.д.) 37. Поддержка национального народного татарского драматического театра Бардымского района |
1999 - 2003 1999 - 2003 1999 - 2003 1999 - 2003 1999 - 2000 1999 - 2000 2000 - 2003 1999 - 2003 1999 - 2003 1999 - 2003 1999 - 2003 1999 - 2003 1999 - 2003 1999 - 2003 2000 - 2003 1999 - 2003 1999 - 2003 1999 - 2003 1999, 2001, 2003 1999, 2002 1999 1999 1999 1999 - 2003 1999 - 2003 1999 - 2003 1999 - 2003 1999 - 2003 1999 - 2003 1999, 2002 1999 2000 2000 - 2003 2000 - 2003 2000 - 2003 1999 , 2002 2000 - 2003 |
департамент культуры и искусства Администрации области, органы управления культурой Администраций городов и районов области, областная библиотека департамент культуры и искусства Администрации области департамент культуры и искусства Администрации области департамент культуры и искусства Администрации области областная библиотека департамент культуры и искусства Администрации области департамент культуры и искусства Администрации области департамент культуры и искусства Администрации области департамент культуры и искусства Администрации области областной Дворец культуры областной Дворец культуры департамент культуры и искусства Администрации области, органы управления культурой Администраций городов и районов области, областной Дворец культуры, национально - культурные объединения областной краеведческий музей областной краеведческий музей, органы управления культурой Администрации г. Чайковского Пермский государственный институт искусств и культуры департамент культуры и искусства Администрации области, областной Дворец культуры, органы управления культурой Администраций городов и районов области департамент культуры и искусства Администрации области, органы управления культурой Администраций городов районов области, Пермский славянский культурный центр департамент культуры и искусства Администрации области, органы управления культуры Администраций городов и районов области департамент культуры и искусства Администрации области, национально - культурная автономия татар и башкир области департамент культуры и искусства Администрации области, областной Дворец культуры департамент культуры и искусства Администрации области, областной Дворец культуры департамент культуры и искусства Администрации области, областной творческий центр департамент культуры и искусства Администрации области, областной творческий центр Администрации городов и районов области, национально - культурные автономии городов и районов Администрации Куединского, Чернушинского районов, удмуртские культурные центры Администрации Суксунского, Октябрьского районов, марийский культурный центр Администрация Красновишерского района Администрации городов и районов, общества российских немцев еврейская национально - культурная автономия департамент культуры и искусства Администрации области, Администрация Коми - Пермяцкого автономного округа Управления внутренней политики и взаимодействия с территориями аппарата администрации области. департамент культуры и искусства Администрации области, Администрация Коми - Пермяцкого автономного округа департамент культуры и искусства Администрации области салон "Сударушка" салон "Народные промыслы" департамент культуры и искусства Администрации области департамент культуры и искусства Администрации области департамент культуры и искусства Администрации области, Администрация Бардымского района |
областной бюджет областной бюджет областной бюджет областной бюджет областной бюджет областной бюджет областной бюджет областной бюджет областной бюджет областной бюджет областной бюджет областной и местные бюджеты областной бюджет областной бюджет областной бюджет областной и местные бюджеты областной и местные бюджеты областной бюджет областной бюджет областной бюджет областной бюджет областной бюджет областной бюджет областной и местные бюджеты областной и местные бюджеты областной и местные бюджеты областной и районный бюджеты областной и местные бюджеты областной бюджет областной и окружной бюджеты областной бюджет областной бюджет областной бюджет областной бюджет областной бюджет областной бюджет областной и местный бюджеты |
225 15 25 175 5 8 200 60 20 50 15 50 25 15 0 15 75 25 15 30 4 3 3 85 25 25 15 35 23 135 5 20 300 200 200 20 50 |
45 3 5 35 2 4 - 15 4 10 3 - 7 3 - 3 15 5 3 10 4 3 3 17 5 5 3 5 3 10 5 - - - - 4 - |
Обеспечение права граждан региона, относящих себя к разным этническим общностям, на развитие национальной культуры Пополнение фондов национальных библиотек для удовлетворения духовных запросов населения области Поддержка инновационных проектов по работе библиотек с многонациональ- ным населением Использование целевого финансирования для развития деятельности национальных коллективов художественного творчества с целью сохранения традиционной культуры Развитие социально - культурной сферы территорий с компактным проживанием этнических групп Возрождение и сохранение народных праздников, обрядов, пропаганда фольклорных традиций. Противодействие низкопробным образцам массовой культуры Сохранение исторического наследия, развитие национальной самобытности славянских народов Возрождение интереса и уважения к культуре и традициям проживающих рядом народов Развитие национальной самобытности и укрепление традиций взаимодействия народов Прикамья Активизация процессов культурного взаимо- обогащения Сохранение и развитие исконно пермских ремесел, русских обычаев и традиций Пермского края Поддержка народных театральных коллективов |
5.2. Система мер по развитию национального образования как средства совершенствования духовной жизни народов Прикамья |
||||||
Поддержка учреждений национального образования как средства гармонизации национальных и межнациональных отношений 1. Создание и развитие сети национальных образовательных учреждений на основе изучения образовательных этнокультурных потребностей родителей и учащихся, укрепление учебно - материальной базы учреждений образования 2. Открытие национальных учреждений комплексного типа "Детский сад - школа" (Уинский район - д. Иштеряки, Нижний Сып) 3. Создание школ с углубленным изучением предметов художественно - эстетического цикла (специализация - национальная культура и искусство) с участием учреждений культуры и искусства, вузов г.Перми 4. Поддержка школ, работающих в режиме технологии "Русская школа", создание и апробация ее городской и сельской модели в Суксунском, Кишертском, Чайковском районах, школах NN 72, 86 г. Перми 5. Поддержка деятельности воскресных школ по изучению родных языков с целью удовлетворения образовательных потребностей представителей этнических групп, проживающих на территории области дисперсно 6. Ежегодное формирование заказа на учебники, дидактический материал и учебные пособия в соответствующие книжные издательства 7. Обеспечение учебно - методической литературой и учебниками национальных образовательных учреждений 8. Оказание поддержки образовательным учреждениям в приобретении учебно - наглядных пособий и средств обучения 9. Научно - методическая и финансовая поддержка национальных образовательных учреждений, работающих в экспериментальном режиме: областные экспериментальные площадки: Бардымская средняя школа N 1 Бардымского района творческие педагогические лаборатории: Березовская средняя школа Бардымского района Печменская средняя школа Бардымского района Кояновская средняя школа Пермского района Ишимовская средняя школа Октябрьского района Усть-Турская средняя школа Кунгурского района национальный татарский детский сад N 355 г. Перми 10. Организация смотров - конкурсов учебных кабинетов в национальных школах Обновление содержания образования в национальных школах 11. Разработка стандарта по родному (татарскому) языку и литературе для национальных школ Пермской области как национально - регионального компонента государственного образовательного стандарта 12. Разработка стандарта по русскому языку и литературе для национальных (нерусских) школ Пермской области как национально - регионального компонента государственного образовательного стандарта 13. Разработка учебных программ, факультативных и интегрированных курсов по истории, культуре, национальным традициям, этнографии народов Прикамья для образовательных учреждений 14. Разработка учебного курса "Народонаселение и этнография народов Прикамья" (для учителей средних школ, педучилищ, колледжей), экспериментальной программы "Школа традиционной культуры" 15. Реализация авторских программ по дополнительному образованию: "История Урала", "История Перми", "Русская изба" 16. Расширение и углубление разделов дополнительных образовательных программ по прикладному творчеству по направлениям: народный костюм, роспись по дереву, игрушка Урала, вышивка Прикамья Работа с одаренными учащимися 17. Проведение областных олимпиад по родному (нерусскому) и русскому языкам и литературе для учащихся национальных школ 18. Организация областных образовательных лагерей с целью углубленного изучения родных языков, литературы, национальной культуры и истории 19. Активизация научной и исследовательской деятельности учащихся по изучению истории и культуры Прикамья через работу научного общества учащихся (секция "Этнография Урала", "История Прикамья" и т. д.) 21. Проведение областной краеведческой олимпиады 22. Создание областной заочной детской школы фольклора 23. Организация и проведение областного конкурса "Юный этнограф" Удовлетворение этнообразовательных потребностей через систему дополнительного образования 24. Развитие сети детских творческих объединений прикладного и художественного творчества в образовательных учреждениях 25. Создание на базе учебно - производственного комплекса "Уральское подворье" мастерских народных ремесел 26. Проведение цикла занятий (абонемент - концерт) по традиционной народной культуре 27. Проведение уроков этнографии и русских календарных праздников (на базе архитектурно - этнографических музеев) 28. Организация работы объединений школьников по изучению народной культуры этнических групп и народов Прикамья 29. Проведение "Праздника народных игр" для национальных детских коллективов области на базе архитектурно - этнографического комплекса "Хохловка" 30. Проведение профильного лагеря "Фольклорная деревня" 31. Организация концертной практики детских фольклорных коллективов и работы коллективов прикладного творчества в архитектурно - этнографическом комплексе "Хохловка" 32. Областной фестиваль детских фольклорных коллективов "Береги честь смолоду" 33. Чтение лекций, проведение игр - занятий, игр - экскурсий, уроков - экскурсий, бесед (на базе архитектурно - этнографических памятников) 34. Обеспечение функционирования существующих музеев образовательных учреждений, создание новых музеев истории и культуры Прикамья в образовательных учреждениях (Суксунский, Уинский, Кишертский, Чайковский, Бардымский районы) 36. Организация краеведческих, туристических, этнографических, фольклорных экспедиций |
1999 - 2003 2000 - 2002 2000 - 2003 1999 - 2001 1999 - 2003 1999 - 2003 1999 - 2003 1999 - 2003 1999 - 2003 1999 - 2003 1999 - 2000 1999 - 2001 1999 - 2003 1999 - 2003 2000 - 2003 2000 - 2003 1999 - 2003 1999 - 2003 1999 - 2003 2002 1999 - 2003 1999 - 2003 1999 - 2003 2000 - 2003 1999 - 2003 1999 - 2003 1999 - 2003 1999, 2001, 2003 2000 - 2003 1999 - 2003 1999, 2002 1999 - 2003 1999 - 2003 1999 - 2003 |
органы управления образованием Администраций городов и районов области управление образования Администрации Уинского района органы управления образованием Администраций городов и районов области департамент образования и науки Администрации области, институт повышения квалификации работников образования органы управления образованием Администраций городов и районов области, национально - культурные объединения департамент образования и науки Администрации области департамент образования и науки Администрации области департамент образования и науки Администрации области департамент образования и науки Администрации области, институт повышения квалификации работников образования, органы управления образованием Администраций городов и районов области департамент образования и науки Администрации области департамент образования и науки Администрации области, институт повышения квалификации работников образования департамент образования и науки Администрации области, институт повышения квалификации работников образования департамент образования и науки Администрации области, институт повышения квалификации работников образования департамент культуры и искусства Администрации области, институт повышения квалификации работников образования, областной краеведческий музей органы управления образованием городов и районов области департамент образования и науки Администрации области, органы управления образованием Администраций городов и районов департамент образования и науки Администрации области департамент образования и науки Администрации области департамент образования и науки Администрации области департамент образования и науки Администрации области департамент образования и науки Администрации области департамент образования и науки органы управления образованием Администраций городов и районов области комитет по образованию и науке Администрации г. Перми областной краеведческий музей областной краеведческий музей, его филиалы областной краеведческий музей областной краеведческий музей департамент образования и науки Администрации области областной краеведческий музей департамент образования и науки Администрации области областной краеведческий музей органы управления образованием Администраций городов и районов области, краеведческие музеи органы управления образованием Администраций городов и районов области |
областной и местные бюджеты областной и местный бюджеты областной и местные бюджеты областной бюджет областной и местные бюджеты областной бюджет областной бюджет областной и местные бюджеты областной бюджет областной бюджет областной бюджет областной бюджет областной бюджет областной и местные бюджеты областной и местные бюджеты областной бюджет областной бюджет областной бюджет областной бюджет областной бюджет областной бюджет областной и местные бюджеты местный бюджет областной бюджет областной бюджет областной бюджет областной бюджет областной бюджет областной бюджет областной бюджет областной бюджет местные бюджеты местные бюджеты |
400 100 200 12 50 160 40 10 10 10 10 10 10 10 15 8 10 25 20 24 30 60 270 25 20 30 5 50 25 15 15 15 6 200 10 10 15 100 |
- - - 4 10 32 8 2 2 2 2 2 2 2 3 2 2 2 3 4 - 10 - - - 5 2 - - 3 3 3 - - - 5 - - |
Аналитический обзор состояния, тенденций развития национального образования в регионе и на его основе обновление содержания образования, удовлетворение этно- образовательных потребностей получения образования на родном языке. Укрепление и совершенство- вание национальной школы как инструмента сохранения и развития родной культуры и языка наряду с воспитанием уважения к культуре, языку народов области и России, мировым ценностям Повышение качества образовательной деятельности национальных учреждений образования Совершенство- вание учебно - методического процесса национальных (нерусских) школ Обновление содержания образования, рост профессиона- лизма педагогов, приобщение детей к исследователь- ской работе Развитие творческих способностей учащихся, интереса к родному языку, литературе, истории Обновление содержания образования и воспитания детей на основе традиций, истории и культуры народов Прикамья Воспитание патриотизма и гражданствен- ности, создание системы формирования национального самосознания в процессе непрерывного обучения Воспитание учащихся на образцах народного музыкального творчества, музыкального классического наследия |
5.3. Подготовка и переподготовка кадров | ||||||
По проблемам национальной культуры 1. Включение в программу курсов повышения квалификации работников культуры и искусства курса лекций по истории, культуре, этнографии, фольклору народов Прикамья 2. Привлечение специалистов из других регионов для оказания методической и практической помощи национальным коллективам 3. Проведение зональных учебных мероприятий, творческих лабораторий, консультационных дней, семинаров по повышению квалификации работников учреждений культуры, руководителей фольклорных коллективов 4. Организация целевой подготовки кадров для сел с компактным проживанием этнических групп в учебных заведениях Ижевска, Казани, Уфы, Сыктывкара 5. Создание студий фольклора, декоративно - прикладного творчества при областном колледже искусств и культуры 6. Набор целевых групп из выпускников национальных школ области с целью их обучения в вузах и колледжах г. Перми и национальных республиках на договорной основе 7. Семинар - тренинг "Народный сценинический танец" для руководителей хореографических коллективов 8. Теоретический семинар "История народов Прикамья" Подготовка кадров для системы национального образования 9. Проведение педагогической научно - практической конференции "Современная русская школа: поиск идеалов и ценностей" 10. Проведение областного конкурса "Учитель года национальной школы" 11. Подготовка и переподготовка педагогических кадров для национальных школ на базе отделения Пермского областного института повышения квалификации работников образования Бардымского района 12. Областной семинар для специалистов органов управления образования по проблемам создания системы воспитания и дополнительного образования детей на основе традиционной народной культуры 13. Областной семинар для педагогов дополнительного образования по возрождению декоративно - прикладного искусства, ремесел и народных промыслов 14. Организация и проведение "круглых столов" по проблемам развития национального образования: "Проблемы межнационального согласия и современный образовательный процесс в многонациональном регионе" "Национальная школа как социальный институт сохранения и развития национальной культуры, воспитания культуры межнационального общения" Повышение квалификации работников средств массовой информации 15. Проведение областных практических семинаров с журналистами областных, городских, районных печатных изданий, радио и телевидения по национально - культурной проблематике 16. Организация и проведение научно - практической конференции для руководителей печатных и электронных СМИ по проблемам "Роль средств массовой информации в гармонизации межнациональных отношений в регионе" 17. Организация занятий в клубах журналистского мастерства по этике освещения в СМИ вопросов национально - культурного развития народов Прикамья Подготовка кадров для развития национальных видов спорта 18. Организация постоянно действующего практического семинара для тренеров - наставников по национальной борьбе на базе Уинского района 19. Подготовка тренеров, преподавателей по исконно русским видам спорта через систему школ методического мастерства, семинаров Работа по повышению теоретического и практического уровня владения национальными вопросами заместителей глав органов местного самоуправления, специалистов структурных подразделений, председателей национально - культурных общественных формирований 20. Продолжение работы постоянно действующего научно - практического семинара "Национальные отношения: состояние, проблемы, перспективы развития": "Национально - культурная автономия: опыт, проблемы, перспективы создания" (с участием ученых РАН) "Пути, формы, средства гармонизации этносоциальных процессов в регионе на современном этапе" 21. Проведение научно - практических конференций: "Славянский мир на рубеже тысячелетий" "Национально - государственное строительство: история и современность (региональные аспекты)" "Влияние фактора межнациональных отношений на социально - экономические преобразования в обществе" 22. Проведение круглых столов: "Механизмы реализации Концепции государственной национальной политики: региональные аспекты" (с участием руководителей Миннаца России) "Культура межнационального общения и взаимодействия: исторический опыт, состояние, перспективы" "Региональный фактор в совершенствовании национальных отношений в современной России" 23. Создание проблемной группы из ученых Прикамья, занимающихся этническими проблемами, по отработке направлений региональной национальной политики 24. Проведение индивидуальных и групповых консультаций по проблемам национальной политики |
1999 - 2003 1999 - 2003 1999 - 2003 1999 - 2003 2000 - 2003 2000 - 2003 2000 2001 1999 1999 - 2003 1999 - 2003 2000 1999, 2002 1999 2001 1999- 2003 2001 2000 - 2003 1999 - 2003 1999 - 2003 1999 - 2003 1999 2000 1999 2001 2003 1999 2000 2002 1999 1999 - 2003 |
департамент культуры и искусства Администрации области департамент культуры и искусства Администрации области департамент культуры и искусства Администрации области департаменты образования и науки, культуры и искусства Администрации области областной колледж искусств и культуры департаменты культуры и искусства, образования и науки Администрации области Пермский государственный институт искусств и культуры департамент культуры и искусства Администрации области департамент образования и науки Администрации области департамент образования и науки Администрации области институт повышения квалификации работников образования департамент образования и науки Администрации области департамент образования и науки Администрации области департамент образования и науки Администрации области департамент образования и науки Администрации области Управление внутренней политики и взаимодействия с территориями аппарата администрации области. Управление внутренней политики и взаимодействия с территориями аппарата администрации области. Управление внутренней политики и взаимодействия с территориями аппарата администрации области. комитет по физической культуре, спорту и туризму Администрации области, областная федерация по национальной борьбе комитет по физической культуре, спорту и туризму Администрации области сектор политики и национальных отношений управление внутренней политики и взаимодействия с территориями аппарата администрации области. сектор политики и национальных отношений Администрации области, фонд "Нанук" сектор политики и национальных отношений сектор политики и национальных отношений Администрации области, гуманитарный институт, славянский культурный центр сектор политики и национальных отношений Администрации области сектор политики и национальных отношений Администрации области |
областной бюджет областной бюджет областной бюджет областной бюджет областной бюджет областной бюджет областной бюджет областной бюджет областной бюджет областной бюджет областной бюджет областной бюджет областной бюджет областной бюджет областной бюджет областной бюджет областной бюджет областной бюджет областной бюджет областной бюджет областной бюджет внебюджет- ные средства областной бюджет областной бюджет областной бюджет областной бюджет областной бюджет областной бюджет областной бюджет |
10 15 25 50 20 100 15 20 8 50 180 25 15 10 10 0 20 0 40 5 77 3 15 20 20 - 10 10 |
1 2 5 5 - - - - 8 10 35 3 6 - - - - - - - - - 15 - - - - - |
Повышение квалификацион- ного уровня кадров национальных учреждений культуры Подготовка специалистов по фольклору Подготовка кадров для национальных учреждений образования и культуры Подготовка и переподготовка кадров национальных учреждений образования Повышение престижа учительского труда, выявление талантливых педагогов, расширение диапазона профессиональ- ного обучения Целевая подготовка педагогических кадров для национальных школ Повышение уровня профессиональ- ного мастерства журналистских кадров по вопросам освещения национальных проблем Подготовка кадров для организации работы по национальным видам спорта Овладение теоретическими и практическими знаниями для управления национальными вопросами Выработка практических рекомендаций по осуществлению региональной национальной Осмысление роли НКА как института самоорганизации Научное осмысление роли славянских народов, в том числе русского, в современном государственном строительстве Осмысление особенностей региональной национальной политики Обмен опытом органов власти всех уровней, определение перспектив в работе по национально - культурному строительству |
5.4. Поддержка деятельности национально - культурных общественных формирований |
||||||
Координация деятельности национально - культурных автономий, обществ и центров народов Прикамья 1.Оказание консультативно - методической помощи и финансовой поддержки национально - культурным объединениям 2. Проведение разъяснительной и организационной работы по реализации Закона "О национально - культурной автономии" 3. Обеспечение поддержки органами исполнительной власти всех уровней национально - культурных автономий по направлениям деятельности: - по удовлетворению этнокультурных потребностей и обеспечению прав по сохранению и развитию национальной культуры, традиций, обычаев - по обеспечению права на сохранение, развитие и использование национального (родного) языка, по обеспечению права на получение основного общего образования на национальном (родном) языке через развитие национальной системы образования - по обеспечению права НКА на освещение их деятельности в СМИ; на развитие и распространение среди населения национальных видов спорта 4. Координация организации взаимодействия и взаимосотрудничества действующих в регионе НКА, национально - культурных обществ и центров через систему совместных мероприятий 5. Обобщение и распространение опыта работы национально - культурных объединений |
1999 - 2003 1999 - 2003 1999 - 2003 1999 - 2003 1999 - 2003 |
сектор политики и национальных отношений управления внутренней политики и взаимодействия с территориями аппарата администрации области. органы исполнительной власти всех уровней ПГТКРК "Т 7" органы местного самоуправления, сектор политики и национальных отношений Администрации области сектор политики и национальных отношений Администрации области |
820 |
17 |
Оказание организационно- методической помощи в деятельности национально - культурных формирований |
|
5.5. Международное, межнациональное культурное сотрудничество | ||||||
1. Пролонгация и заключение Соглашений о межнациональных отношениях, научно - техническом и культурном сотрудничестве между министерствами республик и Пермской областью, а также договоров о сотрудничестве между министерствами республик с соответствующими департаментами, управлениями и комитетами Администрации области 2. Привлечение специалистов национальных республик к проведению учебных семинаров, курсов по повышению квалификации работников культуры, образования, национального вещания региона 3. Обмен образовательными и информационными программами с органами управления образования, культуры, вещания республик Башкортостан, Татарстан, Марий-Эл, Удмуртии в области национальных культур, образования, СМИ 4. Участие национальных коллективов, народных мастеров в фестивалях, праздниках, выставках, проводимых в регионах России 5. Организация международного книгообмена 6. Обмен научно - методической литературой, сценарными, дидактическими, аудио - видеоматериалами по национальной культуре, образованию, вещанию 7. Организация обменных гастролей национальных самодеятельных и профессиональных коллективов 8. Проведение праздников, декад, дней культуры республик Башкортостан, Татарстан, Марий-Эл, Удмуртской 9. Оздоровление учащихся национальных образовательных учреждений в профильных лагерях республик 10. Участие школьников национальных школ области в олимпиадах по родному языку в национальных республиках 11. Организация подготовки и переподготовки специалистов для национальных учреждений образования, культуры, вещания, СМИ, тренеров по национальным видам спорта 12. Участие в работе межрегиональных конференций, съездов, конгрессов |
1999- 2003 1999 - 2003 1999 - 2003 1999 - 2003 1999 - 2003 1999 - 2003 1999 - 2003 2000 - 2003 1999 - 2003 1999 - 2003 1999 - 2003 1999 - 2003 |
структурные подразделения Администрации области структурные подразделения Администрации области структурные подразделения Администрации области департамент культуры и искусства Администрации области департамент культуры и искусства Администрации области структурные подразделения Администрации области департамент культуры и искусства Администрации области департамент культуры и искусства Администрации области департамент образования и науки Администрации области департамент образования и науки Администрации области структурные подразделения Администрации области сектор политики и национальных отношений Администрации области |
областной бюджет областной бюджет областной бюджет областной бюджет областной бюджет областной бюджет областной бюджет областной бюджет областной бюджет областной бюджет областной бюджет |
0 0 80 55 50 50 120 200 100 200 65 |
- 1 5 5 - 5 - 20 10 - 3 |
Установление взаимодействия и сотрудни- чества с республиками в целях подготовки и переподготовки национальных кадров, приобретения учебников и литературы, обмена видео-, аудио- материалами, информацией, обменными гастролями и т.д. для удовлетворения духовных за- просов народов Прикамья |
5.6. Финансирование мероприятий Федеральных программ | ||||||
1. "Русский язык" 2. Президентской - по национально - культурному развитию российских немцев |
1999 - 2000 1999 - 2003 |
структурные подразделения Администрации области структурные подразделения Администрации |
областной бюджет областной бюджет |
50 82 |
10 10 |
Реализация федеральных программ в регионе |
5.7. Система мер по развитию средств массовой информации и издательств для удовлетворения духовных запросов народов, проживающих в области |
||||||
Развитие национального вещания | Удовлетворение | |||||
1. Организация теле-радиопередач, создание видеофильмов по национальной тематике |
2003 г. |
Управление внутренней политики и взаимодействия стерриториями аппарата администрации области |
Областной бюджет |
420 | Удовлетворе- ние духовных запросов народов Прикамья средствами массо-вой |
|
2. Издание областной газеты "Прикамье многонациональное (вестник о межнацио-нальном взаимодействии народов Пермской области) |
2003 г. |
Управление внутренней политики и взаимодействия стерриториями аппарата администрации области |
Областной бюджет |
200 | Пропаганда национально- культурных ценностей средст-вами массовой информации |
|
3. Издание букваря Коми-Язьвинского языка - предпечатная подготовка - издание |
2002 г. 2003 г. |
Департамент образования области, управление внутренней политики и взаимодействия стерритория- ми аппарата администрации области |
Областной бюджет |
50 120 |
Издание первого букваря коми-язьвинс- кого языка. Обновление содержания образования и воспитания детей наоснове изучения родного языка |
|
4. Поддержка издания энциклопедии сказок народов России |
2003 г. |
стерриториями аппарата администрации области, департамент образования области |
Областной бюджет |
0 | Участие в реализации данного проекта |
|
5. Поддержка издания книги Иванова А.В. "Чердынь - княгиня гор" |
2003 г. |
Управление внутренней политики и взаимодействия стерриториями аппарата администрации области, департамент культуры и искусства области |
Областной бюджет |
10 | Участие в реализации данного проекта |
|
6. Издание научно-методической литературы по этнологической проблематике |
2003 г. |
Управление внутренней политики и взаимодействия с территориями аппарата администрации области, департамент культуры и искусства области департамент образования области |
Областной бюджет |
0 | Распростране- ние научных знаний среди населения, обобщение и распростране- ние опыта работы в сфере национальных |
|
7. Совершенствование деятельности Бардымской теле- и радиостудии: реконструкция УКВ-ЧМ вещания "Радио Татарстана", установка передатчика УКВ-ЧМ на 6 кВт на РТС в с. Барда, приобретение малой студии для Бардымского телевидения и радиовещания Работа национальных печатных изданий практики освещения вопросов национально - культурного развития и взаимодействия народов Прикамья в областных, городских, районных печатных изданиях 9. Издание областной газеты "Халык чишмэсе" ("Народный родник") на татарском языке 10. Укрепление материально - технической базы редакции, компьютеризация газеты "Тан" ("Рассвет") Бардымского района 11. Издание газеты "Йом-йом" (День 12. Поддержка печатных изданий татаро - башкирского центра 15. Поддержка издания детского издательств 16. Взаимодействие с Коми - проживающих на территории Прикамья 17. Поддержка развития Бардымской типографии: - капитальный ремонт офсетной печатной машины; - приобретение ризографа; лазерного принтера формата А-3 Издательская деятельность В сфере региональной национальной политики: 18. Продолжение выпуска книг серии "Межэтнический мир Прикамья. Опыт этнополитической деятельности" культуры Прикамья" пособий, информационных бюллетеней национальной политики) В сфере национальной культуры: 21. Подготовка и издание сводного каталога "Набивные ткани и набойные области" (Пермь, Чердынь, Соликамск, Кудымкар, Ильинский) 22. Выпуск серии буклетов "Традиционный костюм народов Прикамья" 23. Составление и публикация "Свода памятников истории и культуры Пермской области" 24. Издание народного календаря каталог "Дорогой этнографов" (по материалам экспедиций Пермского 26. Подготовка и издание сборников серии "Традиционная народная культура Верхокамья" (4 тома) фольклорного коллектива из с. Кочево А.А.Гагарина с описанием коми - пермяцких праздников 28. Подготовка и издание научно - популярной книги "Страницы истории русского старообрядчества Верхокамья" 29. Продолжение издания серии "Народы Прикамья" 30. Издание серии "Фольклор Прикамья" поэтов на национальных и русском языках В сфере национального образования: 32. Подготовка и издание методических пособий "В помощь воспитателям татарских дошкольных 33. "Литературое краеведение" (для языка и литературы) 34. "Из опыта работы. Материалы областных конкурсов учителей национальных (татарских) школ" 35. Программа по музыке для области 36. Сборник авторских программ дополнительного образования, направленных на приобщение учащихся к народным традициям и культуре 37. Научно - популярная книга для учащихся и учителей "Народы Прикамья" Издательская деятельность 38. "История Бардымского района" (под редакцией Фатыхова А.) 39. "Этнопсихологический анализ башкир" 40. Сборник - альманах местных авторов на татарском языке 41. Научно - популярная книга об археологических раскопках в 42. "Памятники истории и культуры Коми - Пермяцкого автономного округа" (каталог памятников истории и культуры Коми - Пермяцкого автономного округа) 43. "Традиционные ремесла коми - пермяков" |
2000 - 2003 2003 1999 - 2003 1999 - 2003 1999 - 2000 - 1999 - 1999 - 1999 - 2003 1999 - 2003 2003 1999 - 2002 1999 - 2003 2000 - 2003 1999 - 2001 1999 - 2003 2001 1999 - 2001 1999 - 2003 1999 - 2003 2001 2000 2001 2002 2003 2001 2000 2000 2001 2003 2002 1999 - 2002 2001 |
Администрация Бардымского района самоуправления городов и районов области, редакции городских и районных газет национально - культурная автономия татар и башкир области, редакция газеты Администрация Бардымского района, редакция газеты еврейская национально - редакция журнала, Управления внутренней политики и области. Администрация Коми - Пермяцкого автономного округа Управления внутренней политики и взаимодействия с территориями аппарата администрации области. Бардымского района сектор политики и национальных отношений управления внутренней политики и взаимодействия с департамент культуры Администрации области, областной областной краеведческий музей департамент образования и науки Администрации области, институт повышения работников Управления внутренней политики и взаимодействия с территориями аппарата администрации области. |
областной, и местный бюджеты областной бюджет областной и местный бюджеты областной областной областной областной областной и местный бюджеты областной бюджет областной бюджет областной бюджет областной бюджет областной бюджет областной бюджет бюджет областной бюджет областной бюджет областной бюджет бюджет областной бюджет областной областной бюджет областной областной бюджет областной бюджет областной и местный бюджеты областной и окружной бюджеты областной и окружной бюджеты |
415 168 200 86 60 30 200 40 80 90 200 25 200 60 25 60 10 20 8 5 25 40 30 25 20 20 125 20 |
- 25 - 8 - 15 30 7 20 10 10 15 12 10 5 10 - - - - - - - - - - 10 - |
научной, художественной, публицисти- Прикамья, а также на языках народов области |
5.8. Развитие и пропаганда национальных видов спорта | ||||||
1. Поддержка деятельности областной федерации по национальной борьбе районах с компактным проживанием татар и башкир 3. Проведение массовых соревнований в области в рамках праздников "Сабантуй", "Бардазиен" 4. Участие в республиканских и международных соревнованиях по национальным видам спорта 5. Создание секций, клубов по исконно русским видам спорта |
1999 - 2003 2001 1999 - 2003 1999 - 2003 1999 - 2003 |
комитет по физической культуре, спорту и туризму Администрации области |
областной бюджет бюджет областной бюджет областной бюджет областной бюджет |
80 100 60 40 |
10 15 10 - |
Культивирование национальных видов спорта массовых соревнований |
5.9. Система мер по противодействию национальному экстремизму | ||||||
Разработка стратегии предупреждения Профилактика проявлений национального экстремизма 1. Аналитический мониторинг проблемам региональной национальной политики 2. Осуществление общественного обществ, общественного фонда "Нанук", региональной общественной организацией "Юлианский орден дискуссионного клуба на базе муниципального Дворца культуры, общественной организации "Дом дружбы" 4. Создание Ассамблеи народов Прикамья советов и групп по нейтрализации экстремизма среди молодежи и взрослого населения 6. Поддержка реализации общественных инициатив региональной национально - культурной автономии татар и башкир Прикамья, еврейской национально - культурной автономии: по благоустройству кладбищ, очистке стен домов и подъездов от свастик и надписей; благотворительных акций базы по противодействию экстремизму Образование и просвещение населения 8. Включение в разрабатываемые региональные программы факультативных и интегрированных учреждений разделов об истории мировых геноцидов, антисемистских погромов и сталинских репрессий 9. Разработка и преподавание спецкурсов по истории мировых геноцидов в вузах 10. Разработка и издание методических рекомендаций по проведению открытого урока "Кто мы - россияне?" 11.Включение в научно - популярный сборник "Народы Прикамья" под редакцией профессора ПГУ Чагина Г.Н., готовящийся к публикации, главы по профилактике национального экстремизма 12. Подготовка циклов тематических публицистических теле- и радиопередач с соответствующей тематикой национальной студией "Истоки" ПГТКРК "Т 7" и другими каналами Пермского радио и телевидения 13. Объявление номинации "Народы Прикамья" (по освещению проблем национальной региональной политики) в областном конкурсе журналистского мастерства имени А.Гайдара Проведение акций семинаров, "круглых столов", конференций 14. Обсуждение специфики освещения национально - культурной проблемати- ки с журналистами местных СМИ на семинарах журналистского мастерства по тематике "Основные тенденции развития региональных СМИ", "Правовые и этические проблемы в работе журналиста", "Современное представление о месте журналиста и журналистики в обществе" 15. Проблемно - целевой семинар "Роль СМИ в профилактике и нейтрализации национального экстремизма" 16. "Круглый стол" с активистами национально - культурных деятельности национальных объединений по профилактике и нейтрализации национального экстремизма" 17. Общественный форум: научный семинар "Что такое геноцид?", цикл тематических радио- и телепередач, разовый открытый урок "Кто мы - россияне?", выставка "Что такое геноцид?" 18. Организация работы секции "Межэтнические отношения и национальный экстремизм" на региональной конференции по патриотическому и гражданскому воспитанию 19. Участие во Всероссийских и межрегиональных конференциях по проблемам национального эгоизма: "Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости" (Москва); "Многонациональный регион как феномен экономики, политики, культуры" (г. Оренбург) и т.д. 20. Парад народов и земель Прикамья 21. Организация и проведение мероприятий по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий 22. Содействие развитию взаимодействия национально - культурных объединений и религиозных общин через проведение совместных мероприятий: участие в культурных акциях, миротворческая деятельность, благотворительные акции, конференции, "круглые столы" по тематике "Межнациональный диалог на основе межрелигиозного диалога" 23. Создание национально - территориального кадастра народов 24. Профилактика проявления национального экстремизма (аналитический мониторинг) |
1999 - 1999 - 2003 2000 - 2001 2003 2000 - 2003 2001 1999 - 2003 2000 - 2003 2000 2000 1999 - 2003 2000 2000 - 2003 2000 1999 2000 1999 1999 - 2003 1999 - 2000 1999 2000 2000 - 2003 1999 - 2003 2000 - 2001 2003 г. |
сектор политики и управлений внутренней политики и взаимодействия с территориями аппарата администрации области. общественные и национальных отношений сектор политики и национальных управлений внутренней политики и взаимодействия с территориями аппарата администрации области. самоуправления политики и взаимодействия с территориями аппарата администрации области. департамент образования и науки Администрации области департамент образования и науки Администрации области сектор политики и национальных управлений внутренней политики и взаимодействия с территориями аппарата администрации области. национальная студия "Истоки" ПГТКРК "Т 7" управлений внутренней политики и взаимодействия с территориями аппарата администрации области. управлений внутренней политики и взаимодействия с территориями аппарата администрации области. Управление внутренней политики и взаимодействия с территориями аппарата администрации области. Управление внутренней взаимодействия с территориями аппарата администрации области. Управление внутренней политики и взаимодействия с территориями аппарата администрации области. сектор политики и национальных отношений комитет по делам молодежи сектор политики и национальных отношений управления внутренней политики и взаимодействия с территориями аппарата администрации области. Комитет культуры и искусства Администрации области управления внутренней политики и взаимодействия с территориями аппарата администрации области, комиссия по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий области органы исполнительной власти всех уровней, национально - культурные общественные формирования Отдел по связям с общественностью и Администрации области |
внебюджет- бюджет областной бюджет бюджет областной бюджет бюджет областной бюджет областной бюджет областной бюджет областной бюджет областной бюджет областной бюджет областной бюджет внебюджет- ные областной бюджет внебюджет- ные источники внебюджет- ные источ- ники областной бюджет областной бюджет, внебюджет- ные источ- ники внебюджет- ные источники областной бюджет Областной бюджет |
30 50 20 45 2 5 5 2 12 12 5 3 32 15 2 300 50 10 50 |
Предупреждение публикаций провокационного характера Мобилизация акций, направленных на взаимодействие Прикамья Включение в созидательную деятельность конструктивных сил общественных сил, активизация населения Объединение усилий общественных объединений для достижения межнациональ- ного согласия, формирование принципов веротерпимости нормативно - правовых механизмов противодействия национальному экстремизму Воспитание культуры меж- национального Формирование уважительного отношения к национально - культурным ценностям народов Прикамья и России Просвещение населения Распространение знаний о духовных и национально - культурных ценностях народов Прикамья Повышение профессиона- лизма журналистов местных СМИ Осмысление роли национальных профилактике экстремизма Разработка стратегии противодействия экстремизму Научное осмысление проблем по нейтрализации национального эгоизма Повышение про- фессионализма специалистов Администрации области, ее структурных подразделений Демонстрация ценностей национально - культурного достояния народов Прикамья, ак- тивизация меж- национального взаимодействия Предупреждение религиозного экстремизма и нетерпимости, межконфессио- нального противостояния Систематизация научных истории и культуре этносов Прикамья Отслеживание и анализ этнополи- тических процессов в регионе |
|
25.Поддержка реализации общественных инициатив (на конкурcной основе) |
2003 г. |
Областной бюджет |
100 | Мобилизация ресурсов общества на профилактику экстремизма |
||
26.Проведение акций, семинаров, круглых столов, научно-практических конференций, форумов по этническим проблемам |
2003 г. |
Управление внутренней политики и взаимодействия с территориями аппарата администра- ции области департамент культуры и искусства области, департамент образования области |
Областной бюджет |
360 | Научное осмысление и внедрение в практику форм и методов работы по нейтрализации национального экстремизма |
|
5.10. Научно - исследовательская и организационно - методическая работа |
||||||
Проведение научных исследований по отработке направлений региональной национальной политики 1. "Проблемы межнациональных отношений и взаимодействия в современных социокультурных условиях (региональные особенности)" 2. "Особенности социальных изменений среди коренных народов Прикамья на современном этапе" 3. "Социально - демографическая ситуация в Пермской области среди русского населения" 4. Состояние и особенности демографической ситуации в Прикамье с учетом национальной принадлежности населения 5. Создание регионального центра по изучению проблем славянских народов Научно - исследовательская работа по изучению истории и культуры народов Прикамья Возрождение культуры русского населения Пермской области на основе исторического опыта 1. Организация экспедиций по области 2. Организация научных командировок 3. Изучение научных тем по истории и культуре русского населения 4. Организация экскурсий, лекций, бесед 5. Традиционные народные промыслы и художественные ремесла Прикамья: 6. Организация социологических исследований 7. Проведение экспедиций 8. Формирование фонда для закупа работ народных мастеров 9. Открытие на базе салона "Народные промыслы" русского этнографического центра 10. Изучение, сохранение и использование памятников русской культуры региона 11. Реставрационные работы в архитектурно - этнографическом комплексе "Хохловка" 12. Продолжение работ в комплексе "Сайгатка" 13. Реставрация предметов музейного фонда Духовная и материальная культура народов южного Прикамья (исторический опыт, традиции, этнокультурная ситуация на рубеже веков) 14. Проведение полевых исследований в Октябрьском, Суксунском, Куединском, Частинском, Ординском, Уинском, Осинском, Кунгурском, Бардымском районах (комплектование коллекций областного краеведческого музея) 15. Изучение научных тем по локальным группам населения: сылвенско - иренские татары, буйские удмурты и т.д. Организация научных исследований в сфере национального образования 16. Изучение потребностей учащихся и родителей в этнокультурном образовании 17. Научное исследование по теме: "Роль национальных учреждений образования как инструмента гармонизации межнациональных отношений в Прикамье" 18. Организация мониторинга среди населения о востребованности национального вещания и печатной продукции Проведение научных исследований по проблемам чеченской, китайской, таджикской диаспор, проживающих на территории области |
1999 - 2001 2000 - 2003 1999 2001 - 2003 2001 - 2002 1999 - 2003 1999 - 2003 1999 - 2003 1999 - 2003 1999 - 2003 1999 - 2003 1999 - 2003 1999 - 2003 1999 - 2000 - 2003 2000 - 2000 - 2003 1999 - 2003 1999 - 2003 1999 - 2003 2001 - 2002 1999 - 2003 2003 г. |
социологическая лаборатория Пермского государственного технического университета (руководитель академик М.А.Слюсарянский) центр по изучению межнациональных отношений института этнологии и антропологии РАН (руководитель доцент Н.А. Дубова) областной комитет госстатистики областной комитет госстатистики Управление внутренней политики и взаимодействия с территориями аппарата администрации области, департамент культуры и искусства Администрации области, областной краеведческий музей областной краеведческий музей областной краеведческий музей Пермский государственный университет, областной краеведческий музей органы управления образованием Администраций городов и районов области департамент образования и науки Администрации области сектор социологического мониторинга Управления внутренней политики и взаимодействия с территориями аппарата администрации области, Управление внутренней политики и взаимодейстия с территориями аппарата администра- ции области |
областной бюджет областной бюджет областной бюджет областной бюджет областной бюджет областной бюджет областной бюджет областной бюджет областной бюджет областной бюджет областной бюджет областной бюджет областной бюджет областной областной бюджет областной областной бюджет областной бюджет областной бюджет местные бюджеты областной бюджет областной бюджет Областной бюджет |
40 40 - 50 200 40 20 30 15 20 25 60 50 200 200 40 45 50 60 30 0 165 |
10 - - - - 5 4 2 1 2 2 5 10 - - - - 5 5 - - |
Постоянное накопление и системный анализ социологической и иной информации о жизни народов, проживающих в Прикамье Оптимизация регулирования этносоциальных процессов славянских народов Анализ деятельности новых этнических диаспор, профилактика и предупреждение межэтнических конфликтов |
Финансовые потребности на реализацию программы
Наименование раздела программы | Необходимая сумма (в тыс. рублей) |
|
на 1999 - 2003 гг. |
в т.ч. на 1999 год |
|
5.1. Система мер по сохранению и развитию культурно - национальной самобытности народов Прикамья 5.2. Система мер по развитию национального образования 5.3. Подготовка и переподготовка кадров 5.4. Поддержка деятельности национально - культурных объединений 5.5. Международное, межнациональное культурное сотрудничество 5.6. Финансирование мероприятий федеральных программ 5.7. Система мер по развитию средств массовой информации и издательств для удовлетворения духовных запросов народов, проживающих в области 5.8. Развитие национальных видов спорта 5.9. Система мер по противодействию национальному экстремизму 5.10.Научно - исследовательская и организационно - методическая работа |
2196 2045 773 820 920 132 4132 310 1347 1380 |
239 117 90 17 49 20 302 35 - 51 |
Итого: | 14055 | 920 |
6. Механизмы по организации контроля за реализацией программы
Мероприятия | Перио- дичность |
Сроки | Ответственные лица, службы |
Приме- чание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Довести программу до Министерства по делам федерации и национальностей Российской Федерации, до органов местного самоуправления городов и районов области, департаментов, управлений, комитетов и отделов Администрации области, национально - культурных общественных объединений 2. Обеспечить представление информации, необходимой для контроля за реализацией программы 3. Проводить корректировку финансово - ресурсного обеспечения программы на последующие годы, расчет необходимых целевых ассигнований для реализации программы 4. В порядке контроля рассматривать ход реализации программы на заседаниях координационного совета, заслушивать структурные подразделения Администрации области, ответственных лиц за реализацию программы или ее разделов (по особому плану) 5. Проводить оперативные совещания по корректировке программы, оценке информации, вопросам организации контроля и выработке дополнительных управленческих актов с целью наиболее полной реализации программы 6. Проводить комплексные проверки территорий области, структурных подразделений Администрации области по реализации программы 7. Предусмотреть в отчетах структурных подразделений Администрации области, задействованных в реализации программы, обязательное наличие раздела о ходе реализации программы 8. Представлять информацию Губернатору области, в Законодательное Собрание Пермской области о ходе реализации программы с предложениями, требующими решения на их уровне 9. С целью корректировки программы проводить социологический мониторинг по национальным проблемам |
1 раз в полгода 1 раз в год регулярно по мере необходи- мости по особому плану по тре- бованию ежегодно ежегодно |
1999 июнь- ноябрь ежегодно - к 15.01 |
отдел по связям с общественностью и СМИ Администрации области департаменты культуры и искусства, образования и науки, телекинорадиокомпания "Т 7", комитет по физической культуре, спорту и туризму, Администрации городов и районов департаменты, управления, комитеты и отделы, задействованные в реализации программы; специалисты сектора политики и национальных отношений отдел по связям с общественностью и СМИ, координационный совет по национальным вопросам Администрации области заместитель Губернатора области, отдел по связям с общественностью и СМИ, специалисты сектора политики и национальных отношений отдел по связям с общественностью и СМИ заместители Губернатора области по направлениям через заместителя Губернатора области, курирующего вопросы национальной политики сектор политики и национальных отношений отдела по связям с общественностью и СМИ |
Состав рабочей группы по разработке программы
Антипьев А.Г. - заведующий кафедрой Пермского государственного
университета, профессор, доктор социологических
наук
Бабченко И.В. - главный специалист департамента культуры и
искусства Администрации области, кандидат
педагогических наук
Гагуа Н.И. - заместитель председателя департамента культуры
и искусства Администрации области
Горобец Д.И. - председатель Пермского славянского культурного
центра
Исаков М.Н. - начальник отдела по связям с общественностью и
СМИ аппарата Администрации области, кандидат
психологических наук
Кисельгоф Э.З. - председатель Пермской региональной еврейской
национально - культурной автономии
Клейман И.С. - начальник отдела развития общего и
педагогического образования департамента
образования и науки Администрации области,
кандидат педагогических наук
Козлова З.Р. - председатель правления Пермского областного
отделения Российского фонда мира
Минеева Л.А. - главный специалист департамента образования и
науки Администрации области
Назин С.Н. - заместитель главы Администрации Бардымского
района
Николайчук И.П. - заместитель начальника отдела главного
управления финансов и налоговой политики
Администрации области
Пак Ф.С. - председатель региональной национально -
культурной автономии татар и башкир Пермской
области
Попов Л.Н. - заместитель председателя комитета по физической
культуре, спорту и туризму Администрации области
Сергеев В.Г. - заместитель Губернатора Пермской области
Сергеева С.В. - консультант сектора политики и национальных
отношений отдела по связям с общественностью и
СМИ аппарата Администрации области
Суслов М.Г. - заведующий кафедрой Пермского государственного
университета, профессор, доктор исторических
наук
Щукина Р.И. - главный специалист сектора политики и
национальных отношений отдела по связям с
общественностью и СМИ аппарата Администрации
области
<< Назад |
||
Содержание Решение Законодательного Собрания Пермской области от 29 ноября 1999 г. N 693 "О целевой комплексной Программе гармонизации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.