Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к Постановлению Администрации области
от 11 июля 1994 г. N 172
Положение
о сети наблюдения и лабораторного контроля в Пермской области
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет организацию, основные задачи и порядок функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) гражданской обороны на территории Пермской области.
2. СНЛК является составной частью сил и средств областной подсистемы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (ОПЧС). Выполнение стоящих перед ней задач является обязательным для всех организаций, включенных в структуру СНЛК, независимо от форм собственности. Общее руководство сетью наблюдений и лабораторного контроля возлагается на областную комиссию по чрезвычайным ситуациям. Непосредственное руководство подведомственными учреждениями СНЛК осуществляют комитеты, управления и организации, включенные в структуру СНЛК.
Наблюдения и лабораторный контроль на территории Пермской области организуются и проводятся в целях:
своевременного обнаружения и идентификации радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия, объектов окружающей среды (воздуха, почвы, воды, открытых водоемов, растительности и др.) при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
принятия экстренных мер по защите населения, сельскохозяйственного производства от радиоактивных (РВ), отравляющих (ОВ), сильнодействующих ядовитых (СДЯВ) веществ, биологических (бактериологических) средств - возбудителей инфекционных заболеваний.
3. Областной, городской и районные штабы по делам ГО и ЧС организуют и координируют деятельность учреждений, включенных в СНЛК на подведомственной территории, руководят их работой при ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; контролируют состояние готовности СНЛК к действиям в ЧС мирного и военного времени, организуют обучение, подготовку (переподготовку) специалистов, обеспечивают взаимодействие со специализированными учреждениями различных министерств и ведомств.
II. Функционирование и порядок передачи информации
учреждениями сети наблюдения и лабораторного контроля
Функционирование СНЛК осуществляется в трех режимах.
В режиме повседневной деятельности (мирное время, нормальная радиационная, химическая, микробиологическая обстановка, отсутствие эпидемий, эпизоотий, эпифитотий) наблюдение и лабораторный контроль проводится в объеме задач, установленных для данного учреждения директивным (вышестоящим) органом. Информация о результатах наблюдений и лабораторного контроля представляется по установленному регламенту в вышестоящую организацию по подчиненности.
В режиме повышенной готовности (ухудшение производственно - промышленной, радиационной, химической, микробиологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, прогноз о возможном возникновении ЧС и угрозе войны) наблюдения и лабораторный контроль проводятся в объеме задач, предусмотренных настоящим Положением.
Информация об ухудшении обстановки, обнаружении в воздухе, почве, воде, растительности, продовольствии, пищевом и фуражном сырье и др. РВ, СДЯВ, а также ОВ, БС, о случаях инфекционных заболеваний, опасных для жизни и здоровья людей, животных и растений, о случаях высокого загрязнения природной среды передается учреждениям СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в соответствующий территориальный штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Передача информации осуществляется в сроки, не превышающие 2-х часов с момента обнаружения признаков угрозы возникновения ЧС и далее с периодичностью не более 4-х часов в формализованном виде по существующим каналам связи.
Состав и конкретные формы представления информации по подчиненности устанавливаются для каждого учреждения СНЛК вышестоящей организацией, территориальными штабами по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и закрепляются соответствующей инструкцией.
В режиме чрезвычайной ситуации (возникновение и ликвидация ЧС в мирное время, применение противником современных средств поражения в военное время) наблюдения и контроль проводятся в объеме задач, предусмотренных настоящим Положением.
Экстренная информация об обнаружении в объектах окружающей среды (воздухе, почве, воде, продуктах питания, пищевом и фуражном сырье) РВ, СДЯВ в количествах, значительно превышающих фоновые значения или ПДК (ПДУ), а также ОВ, ВС, о массовых вспышках особо опасных инфекционных заболеваний (поражений) людей, животных и растений, о случаях высокого загрязнения окружающей среды передается учреждениям СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в соответствующий территориальный штаб по делам ГО и ЧС.
Передача экстренной информации (уведомления) осуществляется в формализованном виде по имеющимся каналам связи немедленно, и в последующем, письменным подтверждением не позднее 2-х часов с момента уведомления о возникновении ЧС.
Последующая информация о развитии обстановки передается с периодичностью не более 4-х часов (если сроки подобных сообщений не оговорены особо).
III. Организация наблюдения и лабораторного контроля
1. СНЛК области включает (схема СНЛК прилагается):
штаб ГО и ЧС области, штабы ГО и ЧС городов, районов области;
комитет по охране природы;
управление здравоохранения;
Пермское и Чусовское отделения Свердловской железной дороги;
главное управление образования;
областной центр СЭН;
областное управление общественного питания;
Камско - Уральское бассейновое управление по охране и воспроизведению запасов и регулированию рыболовства;
ТПО жилищно - коммунального хозяйства;
управление лесами;
Пермский ЦГМС;
облпотребсоюз;
НПО "Биомед";
ТПО "Пермхлебпром";
МСЧ-133;
МСЧ-140 ;
Камский бассейновый ЦСЭН;
ПГМИ;
ПГСХИ;
Федеральная служба контрразведки;
Пермский гарнизон МО России;
управление внутренних дел.
2. Основу СНЛК составляют головные учреждения как наиболее подготовленные к выполнению задач СНЛК. Они являются подразделениями повышенной готовности со сроками приведения в готовность 6 - 8 часов. При эвакуации головные учреждения СНЛК рассредоточиваются в загородной зоне, которая подготавливается заблаговременно в соответствии с планом перевода учреждений с мирного на военное время.
В целях повышения устойчивости функционирования СНЛК в мирное и военное время головным учреждениям назначаются дублеры, на которые возлагаются функции головных.
Головные учреждения СНЛК выполняют следующие задачи:
определяют зараженность объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды РВ, ОВ, СДЯВ и проводят специфическую индикацию БС;
осуществляют сбор, обобщение и анализ информации о радиоактивном, химическом, и биологическом (бактериологическом) загрязнении (заражении) продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, объектов окружающей среды при ЧС мирного и военного времени;
разрабатывают нормативно - методические документы для подчиненных подразделений СНЛК;
осуществляют методическое руководство подчиненными учреждениями СНЛК при проведении всех видов лабораторных исследований;
организуют подготовку (переподготовку) специалистов СНЛК.
3. Головными учреждениями СНЛК на территории Пермской области являются:
областной центр государственного санитарно - эпидемиологического надзора (ЦГСЭН) - дублер Коми - Пермяцкий окружной ЦГСЭН (г. Кудымкар);
Пермский городской ЦГСН - дублер Осинский районный ЦГСЭН (г. Оса);
Коми - Пермяцкий окружной ЦГСЭН;
областная ветеринарная лаборатория - дублер Осинская ветеринарная лаборатория;
Центр агрохимического обслуживания Пермской области; областная
станция защиты растений - дублер станция защиты растений Осинского района.
4. На лаборатории кафедр высших учебных заведений химического, токсикологического, радиологического, микробиологического, гигиенического, ветеринарного, агрохимического и фитопатологического профилей возлагается:
разработка методов выявления и оценки радиоактивного загрязнения (заражения) и индикации ОВ, СДЯВ и БС в объемах окружающей среды, продовольствии, питьевой воде, пищевом и фуражном сырье, а также в материалах, взятых от больных и трупов людей, животных и птиц;
оказание методической помощи головным учреждениям СНЛК по вопросам индикации ОВ, СДЯВ, БС и оценке радиоактивного заражения (загрязнения);
развертывание в ЧС на базе своих лабораторий профильных центров индикации бактериальных средств, гидрометеорологических, химических, токсикологических, радиологических и фитопатологических центров с возложением на них задач по индикации БС, идентификации выявленных штампов микроорганизмов, проведению экспертных анализов по токсикологии, радиологии, эпизотологии, фитопатологии и химико - аналитических исследований;
участие в выявлении, оценке и прогнозировании радиационной, химической и биологической (бактериологической) обстановки, складывающейся в районах чрезвычайных ситуаций;
разработка стандартных образцов и контрольных проб для проведения проверок готовности учреждений СНЛК к действиям в ЧС мирного и военного времени.
5. На областной и городские центры по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (ПЦГМС), специализированные инспекции аналитического контроля областного комитета по охране природы возлагается:
измерение доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;
определение зараженности атмосферного воздуха, воды открытых водоемов и местности СДЯВ и ОВ;
установление границ зон радиоактивного и химического заражения (загрязнения) в районах ЧС;
определение удельной и объемной активности радионуклеидов в объектах окружающей среды;
установление радионуклерного состава исследуемых проб;
подготовка специалистов ГМС и ГМП по ведению радиационного и химического наблюдения.
6. На гидрометеорологические станции и посты Росгидромета возлагается:
измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения метеоплощадок;
установление наличия ОВ и СДЯВ в атмосферном воздухе, воде открытых водоемов и на местности;
осуществление отбора проб воздуха, аэрозолей из приземного слоя атмосферы, воды открытых водоемов и доставка их в соответствующие ЦГМС.
7. На центральные, бассейновые, окружные, базовые, складские, производственные лаборатории (заводские, фабричные, комбинатов, лесные и др.) министерств, государственных комитетов, ведомств, консорциумов, государственных концернов и ассоциаций возлагается:
измерение мощности доз радиоактивного излучения на территории расположения лаборатории;
установление наличия в воздухе, почве и растительности в районе расположения предприятия (объекта) ОВ, СДЯВ и проведение их индикации;
установление на контролируемой территории факта заражения (загрязнения) РВ, ОВ, СДЯВ воды открытых водоемов, используемой для промышленных нужд и рыбного хозяйства, питьевой воды на контролируемых городских водопроводных станциях, на выпусках сточных вод и осуществление предварительной идентификации ОВ, СДЯВ;
установление наличия РВ, ОВ и СДЯВ в перерабатываемой, выпускаемой, перевозимой и хранящейся пищевой продукции, продовольственном сырье;
установление удельной и объемной активности радионуклеидов в пробах продовольствия, пищевого сырья, воды, пищевой продукции;
установление радионуклеидного состава исследуемых проб (только для центральных лабораторий);
определение на контролируемых объектах зараженности продовольствия, пищевого сырья, воды и др. ОВ, СДЯВ, осуществление их окончательной идентификации (только для центральных лабораторий);
отбор и доставка проб в соответствующие учреждения СНЛК для проведения экспертизы и исследований по определению их зараженности (загрязнения) РВ, ОВ, СДЯВ и БС.
8. Химико - радиометрическая лаборатория ГО проводит радиационную, химическую, неспецифическую бактериологическую разведку в зонах заражения (загрязнения), индикацию ОВ, СДЯВ, в том числе ракетного топлива, участвует в подготовке специалистов производственных (объектовых) лабораторий, включенных в СНЛК.
9. Основными задачами областного, городских, районных ЦСЭН и МСЧ федерального управления МБ и ЭП, водном и воздушном транспорте являются:
проведение санитарно - эпидемиологической разведки в очагах особо опасных инфекций и за пределами границ очагов химического заражения и радиационного поражения на территории жилой застройки;
установление наличия и вида на основе косвенных признаков микробиологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний в пробах, отобранных из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья, а также в материалах, взятых от больных и трупов людей (специфическая индикация) при ЧС мирного времени;
идентификация выделенных штамов и токсинов; измерение мощности
доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;
отбор проб, доставка их в головные ЦГСЭН для проведения лабораторных исследований, проведения санитарно - гигиенической и радиологической экспертизы продуктов питания, продовольственного сырья, питьевой воды для проведения наличия или уровня загрязнения РВ, ОВ, СДЯВ и БС путем выборочного контроля предприятий торговли, питания, садоводческих кооперативов и объектов водоснабжения в мирное время и организация целенаправленной экспертизы в условиях возникновения ЧС;
определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья;
установление радионуклидного состава исследуемых проб;
оказание методической помощи и руководство работой нижестоящих звеньев ЦГСЭН на подведомственной территории;
осуществление взаимодействия с учреждениями СНЛК других ведомств на обслуживаемой территории.
10. Основными задачами ветеринарных лабораторий управления сельского хозяйства являются:
проведение ветеринарной разведки на объектах сельского хозяйства;
установление вида биологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний животных в мирное время в материалах, взятых от больных, трупов животных и птиц, а также в пробах фуражного сырья и воды в местах водопоя животных (специфическая индикация);
проведение лабораторной диагностики инфекционных болезней животных и птиц;
осуществление идентификации выделенных микроорганизмов;
измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;
определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах пищевого сырья животного происхождения, фуражного сырья и воды на контролируемых объектах;
установление радионуклидного состава исследуемых проб, зараженных радиоактивными веществами;
определение зараженности сельскохозяйственных животных и птиц, продуктов животноводства, растениеводства, фуражного сырья и воды ОВ, СДЯВ, а также осуществления их индикации;
проведение лабораторных исследований животных и птиц, пораженных РВ, ОВ, СДЯВ;
проведение ветеринарно - санитарной экспертизы пищевого сырья животного происхождения, воды (для водопоя сельскохозяйственных животных), а также фуражного сырья, зараженных РВ, ОВ, СДЯВ и БС с выдачей заключения о возможности их использования по назначению;
прогнозирование и оценка радиационной, химической и биологической (бактериологической) обстановки в целях обоснования планируемых защитных мероприятий;
оказание методической помощи ветеринарным лабораториям на закрепленной территории и подготовка кадров специалистов.
11. Основными задачами районных и межрайонных ветеринарных лабораторий управления сельского хозяйства являются:
проведение ветеринарной разведки в очагах биологического заражения на контролируемых объектах сельского хозяйства; установление наличия (на основе косвенных признаков) биологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний животных и птиц при ЧС мирного времени;
проведение ветеринарно - санитарной экспертизы пищевого и фуражного сырья, воды (для водопоя сельскохозяйственных животных) на зараженность РВ, ОВ, СДЯВ и БС с выдачей заключения о возможности использования их по назначению;
проведение лабораторных исследований о наличии возбудителей бактериальной группы;
измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;
установление факта заражения животных и птиц, пищевого сырья животного происхождения, фуражного сырья и воды РВ, ОВ, и СДЯВ, осуществление их индикации;
отбор на объектах ветеринарного надзора проб пищевого сырья животного происхождения, фуража, воды, а также материалах от больных, трупов животных и птиц, зараженных РВ, ОВ, СДЯВ, БС и в сомнительных случаях доставка их в головные учреждения для лабораторных исследований и проведения ветеринарно - санитарной экспертизы.
12. Основными задачами областной проектно - изыскательской станции агрохимической службы ПИСАС являются:
измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения и на территории контролируемых объектов;
установление наличия в объектах окружающей среды ОВ и СДЯВ в районе расположения учреждения и на территории сельскохозяйственных угодий и проведение их индикации;
определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах почвы, растений, кормов, минеральных и органических удобрений, пестицидов, воды;
установление радионуклидного состава исследуемых проб;
определение на объектах сельскохозяйственного производства зараженности почвы, растений, кормов, минеральных и органических удобрений, воды ОВ, СДЯВ, пестицидами, фитотоксикантами и осуществление их окончательной идентификации;
проведение длительных систематических наблюдений на стационарных контрольных участках с отработкой коэффициентов накопления и перехода (Кн и Кп);
оценка радиоактивного и химического заражения (загрязнения) путем проведения полевого обследования сельскохозяйственных угодий, участие в проведении специальных опытов.
13. Основными задачами районных агрохимических лабораторий управления сельского хозяйства являются:
измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения лаборатории и на территории контролируемых объектов;
установление наличия во внешней среде ОВ и СДЯВ в районе расположения лаборатории и на территории сельскохозяйственных угодий и проведение их предварительной идентификации;
установление факта заражения почвы, растений, кормов, воды, минеральных и органических удобрений ОВ и СДЯВ; отбор на контролируемых объектах проб почвы, растений, кормов, воды, минеральных и органических удобрений, зараженных РВ, ОВ, СДЯВ, пестицидами и доставка их в головные учреждения для лабораторных исследований.
14. Посты радиационного и химического наблюдения на предприятиях министерств, государственных комитетов и ведомств осуществляют наблюдение ЧС мирного и военного времени для своевременного обнаружения в объектах окружающей среды РВ, ОВ и СДЯВ и их индикации техническими средствами.
15. Учреждения СНЛК должны иметь следующий комплект документации:
ведомственное Положение о работе СНЛК;
соответствующий штат и табель оснащения;
план перевода учреждений с мирного на военное положение;
план подготовки и развития учреждения СНЛК на текущий год и на перспективу;
схему оповещения, сбора личного состава учреждения в рабочее и нерабочее время;
функциональные обязанности специалистов учреждений;
перечень особо опасных заболеваний и поражений людей, сельскохозяйственных животных и растений; перечень СДЯВ, нарабатываемых на химических предприятиях и хранящихся на территории объекта и региона;
перечень потенциально опасных объектов в радиационном, химическом и микробиологическом отношении;
инструкцию о порядке ведения радиационного, химического, биологического, бактериологического наблюдения и порядок оповещения о загрязнении объектов окружающей среды;
инструкцию о порядке передачи информации о заражении объектов окружающей среды со схемой связи;
методики отбора и проведения исследований на зараженность РВ, ОВ, СДЯВ и БС, определенных перечнем особо опасных заболеваний и поражений людей, сельскохозяйственных животных и растений;
нормы допустимых уровней радиоактивного заражения, предельно допустимых концентраций ОВ и СДЯВ в воздухе, питьевой воде, продовольствии, пищевом и фуражном сырье на мирное и военное время;
карту (схему) контролируемого района для отображения радиационной, химической и биологической обстановки;
журнал регистрации отобранных (поступивших) проб и учета результатов, анализов;
журнал радиационного химического и биологического (бактериологического) наблюдений (разведки);
инструкция по мерам безопасности при работе с пробами, зараженными РВ, ОВ, СДЯВ и БС;
переговорные таблицы, табели срочных донесений для передачи информации по подчиненности и территориальный штаб по делам ГО и ЧС.
IV. Материально-техническое и финансовое обеспечение, подготовка кадров - специалистов сети наблюдения и лабораторного контроля
Оснащение и обеспечение учреждений СНЛК табелями, лабораторным оборудованием, химическими реактивами, посудой и другими техническими средствами для выполнения задач в мирное время производится за счет средств, выделяемых соответствующими министерствами и ведомствами Российской Федерации, а также за счет бюджета.
Приборами радиационной, химической и биологической разведки, дозиметрического контроля, средствами индивидуальной защиты учреждения СНЛК оснащаются в соответствии с табелями на военное время через штабы ГО и ЧС по средствам формирования госзаказа с последующим заключением прямых договоров с предприятиями-изготовителями.
Приборы, лабораторное оборудование, реактивы, средства индивидуальной защиты и другое имущество, которое не применяется для работы в условиях мирного времени, но требуется для решения задач на военное время (ЧС мирного времени), хранится непосредственно в учреждениях СНЛК, используются только по прямому назначению и освежается в установленном порядке.
Основными источниками финансирования деятельности СНЛК являются ассигнования, выделяемые министерствами, государственными комитетами, ведомствами, организациям и учреждениям на мероприятия ГО, а также иные средства, получаемые в результате деятельности, не запрещенной Законодательством Российской Федерации.
Основанием для истребования финансовых средств является план подготовки текущего и перспективного развития СНЛК, разрабатываемый комитетами, управлениями, организациями и согласованный с территориальными штабами ГО и ЧС. Финансирование мероприятий, связанных с участием СНЛК в ликвидации последствий ЧС и стихийных бедствий, осуществляется за счет страховых и резервных финансовых фондов, создаваемых комитетами, управлениями, учреждениями, а также органами исполнительной власти на местах.
Ущерб и убытки, причиненные учреждениям СНЛК не по их вине в результате выполнения ими задач по ликвидации последствий ЧС и стихийных бедствий, возмещаются в установленном действующим законодательством порядке.
Начальник штаба по Начальник областного
делам ГО и ЧС Пермской управления сельского
области полковник хозяйства и продовольствия
В.МЕШОЧКИН Л.НИКИТИН
Председатель комитета Главный врач областного
по охране природы центра санэпиднадзора
Администрации области Г.ШАКЛЕИН
В.КАЗАНЦЕВ
Управление здравоохранения Начальник областного
Пермской области центра ГМС
В.МИШНЕВ В.ПОНОМАРЕВ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.