Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Регистрация документов о правах на земельные участки
2.1. Регистрация документов о правах на земельные участки.
2.1.1. Регистрация документов о правах не земельные участки (далее - регистрация) осуществляется посредством внесения подтвержденной документами информации о правах на земельные участки в поземельную книгу.
2.1.2. Регистрация производится в органе регистрации по месту нахождения земельного участка, относительно которого регистрируется документ о правах.
2.1.3. Регистрация осуществляется на бумажных и электронных носителях, имеющих равную юридическую силу. До момента полного перехода к автоматизированной системе регистрации и в случаях наличия противоречивых сведений приоритет имеет регистрация на бумажных носителях.
2.2. Субъекты регистрации
Субъектами регистрации являются законные держатели прав на земельные участки, включая без ограничений граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства, российские и иностранные юридические лица, органы власти и управления Российской Федерации и Пермской области.
2.3. Объекты регистрации
2.3.1. Объектами регистрации являются документы о правах на земельные участки, устанавливающие, передающие, подтверждающие, изменяющие, ограничивающие (обременяющие) или прекращающие права на земельные участки. Документы должны удовлетворять требованиям законодательства Российской Федерации.
2.3.2. Регистрации подлежат документы о следующих правах: праве собственности, праве хозяйственного владения, праве оперативного управления, праве пожизненного наследуемого владения, праве постоянного пользования, ипотеки, сервитута, а также документы об иных правах в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
2.4. Последствия регистрации
2.4.1. Осуществленная в поземельной книге запись считается истинной до момента внесения в нее новых данных в соответствии с настоящим Положением.
2.4.2. Регистрация рассматривается как удостоверение подлинности возникновения, перехода, ограничения или прекращения права на землю. С момента такой регистрации данное право существует независимо от фактической осведомленности об этом третьих лиц и считается известным всем заинтересованным лицам независимо от их действительного знания об этом праве.
2.5. Органы, осуществляющие регистрацию документов о правах на земельные участки и связанную с ними недвижимость
2.5.1. До принятия Федерального Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" действуют прежние нормативные акты, устанавливающие порядок регистрации документов о правах на земельные участки и прочно связанной с ними недвижимости. Регистрация документов о правах на недвижимость и сделок с ней производится государственными и муниципальными органами (организациями), в которых сосредоточена информация о различных видах недвижимости:
- регистрация прав собственности на строения, расположенные в городах, поселках и сельских населенных пунктах области, в том числе на жилые дома и их части (кварталы), дачи, гаражи - местной Администрацией (бюро технической инвентаризации);
- регистрация ипотеки (залога недвижимого имущества) и договоров ипотеки - органами, осуществляющими регистрацию соответствующего недвижимого имущества;
- регистрация документов о правах на земельные участки - районными (городскими) комитетами по земельным ресурсам и землеустройству.
2.5.2. Регистрационные органы для осуществления возложенных на них функций по регистрации документов могут создавать соответствующие структурные подразделения (отделы, службы) по регистрации документов о правах на недвижимость и сделок с ней, либо самостоятельные специализированные учреждения.
2.5.3. Координация деятельности регистрационных органов по регистрации документов о правах на земельные участки и сделок с ними возлагается на областной комитет по земельным ресурсам и землеустройству и органы местного самоуправления.
2.6. Состав, содержание и требования к документам, представленным для регистрации
2.6.1. Для регистрации документов о правах на земельные участки и сделок с ними правообладатель представляет в регистрирующий орган:
- письменное заявление (в произвольной форме) с просьбой о регистрации права на землю (сделки с ней);
- правоустанавливающий документ (договор, свидетельство и т.п.), подтверждающий возникновение, изменение, ограничение (обременение) или прекращение соответствующего права на землю;
- документ об оплате регистрационного сбора с отметками банка об исполнении.
Кроме того, вместе с заявлением и указанными документами:
- физическое лицо предъявляет паспорт или иной заменяющий его документ, который возвращается после сверки паспортных данных, содержащихся в заявлении;
- юридическое лицо представляет копию свидетельства о его регистрации либо другое законное доказательство существования юридического лица (устав, положение) с отметками о регистрации, выписки из государственного реестра юридических лиц и т.п.
2.6.2. Правоустанавливающие документы представляются для регистрации в надлежаще оформленном виде в двух экземплярах, один из которых может быть ксерокопией. Подлинные экземпляры этих документов после регистрации возвращаются правообладателю.
Правоустанавливающие документы должны отвечать требованиям, установленным действующим законодательством. В необходимых случаях иметь подписи сторон, определенных должностных лиц и т.п.
Не принимаются правоустанавливающие документы, имеющие подчистки, приписки, зачеркнутые слова и иные неоговоренные исправления, а также документы, исполненные карандашом.
Текст документа должен быть написан четко, относящиеся к содержанию документа числа и сроки обозначены хотя бы один раз словами, а наименование юридических лиц - без сокращения, с указанием места их нахождения (юридического адреса). Фамилии, имена, отчества граждан, их домашний адрес должны быть написаны полностью.
2.6.3. План (чертеж границ) земельного участка должен быть удостоверен комитетом по земельным ресурсам и землеустройству.
2.7. Порядок и сроки регистрации. Основания для отложения регистрации
2.7.1. Регистрация документов о правах на земельные участки и сделок с ними производится в следующей последовательности:
принятие от субъектов регистрации заявлений и документов, предусмотренных пунктом 2.6.1 настоящего Положения;
проверка достоверности документов (в случаях, когда они не удостоверены нотариально);
внесение записей о регистрации документов о правах на земельные участки и сделок с ними в поземельную книгу;
передача (внесение) информации о зарегистрированных документах на земельные участки в информационную систему города (района).
В соответствии со статьей 131 Гражданского Кодекса Российской Федерации и настоящим Положением регистрирующий орган обязан выдать правообладателю документ о зарегистрированном праве или сделке (регистрационное удостоверение, свидетельство о праве на землю и т.п.).
2.7.2. При получении документов регистратор на лицевой стороне заявления о регистрации проставляет дату их поступления.
Заявителю выдается расписка в получении документов для регистрации с указанием даты их представления.
2.7.3. Документы, представленные для регистрации, подвергаются проверке на предмет их соответствия законодательству Российской Федерации.
Правоустанавливающие документы о сделках с землей, заверенные нотариально, проверке в регистрирующих органах не подлежат и считаются подлинными.
2.7.4. Регистрация документов о правах на земельные участки и сделок с ними осуществляется не позднее 30 дней со дня представления документов для регистрации.
2.7.5. Регистрация может быть отложена:
- в случае непредставления какого-либо документа из указанных в пункте 2.6.1 настоящего Положения;
- до вступления в законную силу решения суда о праве на землю, которое оспаривается у лица, обратившегося с заявлением о регистрации документов. В этом случае регистрация права на землю откладывается по заявлению заинтересованного лица на основании представленного им документа, подтверждающего наличие соответствующего судебного спора.
2.7.6. Об отложении регистрации производится соответствующая запись в книге учета документов, представляемых для регистрации.
2.7.7. Регистрация откладывается до выяснения оснований, на которых она была отложена.
2.8. Основания для отказа в регистрации
2.8.1. В регистрации может быть отказано в следующих случаях:
- правоустанавливающий документ, удостоверяющий право или сделку, за регистрацией которого (которой) обратился заявитель, противоречит законодательству Российской Федерации;
- заявление о регистрации подано в регистрационный орган не по месту нахождения земельного участка;
- с просьбой о регистрации документов о правах на земельные участки и сделок с ними самостоятельно (без своего законного представителя) обратился недееспособный гражданин.
Перечень этих оснований для отказа в регистрации является исчерпывающим.
2.8.2. При отказе в регистрации заявителю (его представителю) в трехдневный срок направляется (выдается) письменное уведомление с указанием причины отказа.
Копия такого уведомления помещается в дело, заведенное в регистрирующем органе на данный земельный участок.
2.8.3. Отказ в регистрации либо уклонение соответствующего органа от регистрации могут быть обжалованы в судебном порядке.
2.9. Регистратор документов о правах на земельные участки и сделок с ними
2.9.1. Регистрацию документов о правах на земельные участки и сделок с ними осуществляет регистратор.
2.9.2. При выполнении своих должностных обязанностей регистратор руководствуется законодательством Российской Федерации и Пермской области.
2.9.3. Служебные обязанности регистратора регламентируются Временным положением о регистраторе документов о правах на земельные участки и сделок с ними и утвержденной на его основе должностной инструкцией.
2.10. Регистрационные сборы
2.10.1. За совершение действий по регистрации документов о правах на землю и сделок с ней, предоставление выписок из поземельной книги, изготовление дубликатов документов, выдаваемых регистраторами, взимаются регистрационные сборы.
2.10.2. Размер регистрационных сборов и порядок их взимания регулируется Временным положением о регистрационных сборах, взимаемых при регистрации документов о правах на землю и сделок с ней, утвержденным Постановлением Губернатора области.
2.11. Поземельная книга
2.11.1. Поземельная книга содержит все необходимые сведения для однозначного определения прав на землю и является источником информации, которая служит основой для определения существующих прав граждан и юридических лиц на землю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.