Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Пермской городской Думы
от 18 апреля 2000 г. N 36
Целевая муниципальная социально-инвестиционная программа
адресной помощи гражданам в улучшении жилищных условий "Дом для вышей семьи"
1. Паспорт целевой муниципальной социально-инвестиционной программы адресной помощи гражданам в улучшении жилищных условий "Дом для вашей семьи"
1.1. Регистрационный номер:
1.2. Полное наименование программы:
Целевая муниципальная социально - инвестиционная программа адресной помощи гражданам в улучшении жилищных условий "Дом для Вашей семьи".
1.3. Условное (краткое) наименование:
Муниципальная программа "Дом для Вашей семьи".
1.4. Цели программы:
- обеспечение доступности приобретения жилья для различных категорий населения города;
- создание инфраструктуры социально - ориентированного рынка жилья;
- сокращение муниципальной очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.
1.5. Муниципальный заказчик:
Администрация города Перми в лице первого заместителя Главы города Петенко В.И.
1.6. Руководитель программы:
Начальник управления капитального строительства Тутак Е.Е., тел. 12-63-00.
1.7. Разработчик программы:
Комиссия по городскому хозяйству и муниципальной собственности, председатель комиссии Годовалов В.А., тел. 12-70-20.
1.8. Этапы и сроки реализации программы:
Программа рассчитана на перспективу 10 - 15 лет и предусматривает создание нормативной и социально - экономической базы в 2000 - 2004 гг.
I этап: 2000 г. Начало реализации и совершенствование Организационно - экономических отношений между участниками программы; создание нормативно - правовой базы; разработка кредитно - финансового и инвестиционного механизмов жилищного строительства; получение 10 тыс. кв. метров жилья в рамках программы.
II этап: 2001 - 2004 гг. Развитие практики накопительных вкладов и долгосрочного кредитования физических лиц под залог недвижимости (ипотеки) на цели жилищного строительства; получение 150 тыс. кв. метров жилья в рамках программы.
1.9 Объемы финансирования по источникам и срокам:
I этап: 4,775 млн. рублей бюджетных средств; 40 млн. рублей за счет внебюджетных источников - 2000 г.
II этап: 685 млн. руб. за счет внебюджетных источников - 2001 - 2004 гг.
Всего на программу за 2000 - 2004 гг. объем финансирования - 729,775 млн. рублей.
2. Основные понятия и термины
Жилищная сфера - область хозяйствования, включающая строительство и реконструкцию жилища, сооружений и элементов инженерной и социальной инфраструктуры, управление жилищным фондом, его содержание и ремонт.
Жилищный фонд города - совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома, квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.
Муниципальный жилищный фонд социального использования - совокупность всех жилых помещений, включая жилые дома, квартиры и иные жилые помещения, заселенных на условиях договора найма и предоставляемых в пределах нормы жилой площади, жилые помещения в коммунальных квартирах, специализированные дома и жилые помещения в них.
3. Основные положения программы
3.1. Введение
Целевая муниципальная социально - инвестиционная программа адресной помощи гражданам в улучшении жилищных условий "Дом для Вашей семьи" (далее - Программа) разработана на основании Решения Пермской городской Думы от 22.06.99 N 76 "Об утверждении перечня и мероприятий городских целевых программ на 1999 год".
Основной целью Программы является обеспечение доступности приобретения жилья населением города. С этой целью предусмотрено увеличение объемов строительства жилья, ориентированного на различные группы потребителей, развитие интеграционных связей между участниками программы, создание кредитно - финансового механизма жилищного строительства.
Программа включает мероприятия по разработке нормативно - правовой базы в жилищном строительстве, меры по снижению стоимости строительства жилья и развитию новых организационно - правовых форм управления жилищным фондом, мероприятия по разработке и совершенствованию систем управления и финансирования жилищного строительства.
Реализация Программы создает условия для развития строительных предприятий и предприятий стройиндустрии города, обеспечения занятости работоспособного населения.
Программа рассчитана на перспективу 10 - 15 лет и определяет ее основные мероприятия в 2000 - 2004 годы. В зависимости от достигнутых результатов и реально складывающейся социально - экономической ситуации программные мероприятия должны уточняться и корректироваться. В развитие настоящей Программы предусмотрена разработка проекта на последующие периоды времени.
Реализация Программы предполагает обеспечение гласности проводимых мероприятий и их результатов.
3.2. Характеристика проблемы
Облик города, его развитие (территориальное, социально - экономическое) в значительной степени определяется состоянием жилищной сферы.
Жилищный фонд города - это 20% недвижимого городского имущества. В физическом выражении городской жилищный фонд составляет около 18 млн. кв. метров.
Капитальный ремонт, реконструкция и модернизация жилья осуществляются в незначительных объемах. Отмечается тенденция старения и ветшания жилья, более трети городского жилищного фонда имеет физический износ более 60%.
Снижается качество обслуживания и содержания жилья. Все это приводит к ухудшению условий проживания горожан.
При сократившемся общем объеме инвестиций в жилищное строительство происходит изменение структуры источников финансирования:
- значительно уменьшилась доля инвестиций за счет капитальных вложений бюджетов всех уровней;
- увеличивается доля частных инвестиций.
По прогнозным оценкам в ближайшее время сохранится тенденция уменьшения бюджетных капитальных вложений, следовательно, реально развиваться городское жилищное строительство может за счет увеличения внебюджетных инвестиций.
Основными причинами, сдерживающими привлечение внебюджетных инвестиций (прежде всего средств частных инвесторов, а также иностранных инвестиций), являются:
- несовершенство нормативно - правовой базы как на уровне субъекта Российской Федерации (Пермской области), так и на муниципальном уровне;
- несоответствие существующих форм управления и организации жилищного строительства развивающимся рыночным принципам хозяйствования.
Большие сроки и затраты на строительство предопределяют высокие цены на жилье, а относительно низкая платежеспособность населения делает недоступным приобретение жилья для широкого круга горожан.
Острота жилищной проблемы в городе не уменьшается. В очереди на улучшение жилищных условий при администрациях районов города зарегистрировано около 19 тыс. семей. При этом 38,5% состоящих на учете относятся к категории "первоочередников", в том числе одинокие матери и многодетные семьи составляют 14.2%, хронические больные - более 5%, участники Великой Отечественной войны, боевых действий в Афганистане и Чечне - более 7%, учителя - около 4%, внеочередники (в том числе офицеры запаса) - 14,5%.
Срок получения жилья составляет в среднем 25 лет. В последующие 1 - 3 года прогнозируется рост муниципальной очереди на улучшение жилищных условий за счет очередников, ныне состоящих на учете предприятий города.
Таким образом, сокращение объема капитальных вложений, сложившаяся динамика цен на недвижимость, отставание нормативно - правовой базы, отсутствие кредитно - финансового механизма жилищного строительства, а также продуманной политики в отношении различных категорий населения, направленной на стимулирование платежеспособного спроса, в значительной степени затрудняют решение жилищной проблемы в городе.
3.3. Цели и задачи Программы
Основными целями муниципальной программы "Дом для Вашей семьи" являются:
- обеспечение доступности приобретения жилья для различных категорий населения города;
- создание инфраструктуры социально - ориентированного рынка жилья;
- сокращение муниципальной очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Достижение поставленных целей Программы предполагает решение следующих задач:
- создание нормативно - правовой базы городского жилищного строительства;
- создание Пермского жилищного социально - инвестиционного фонда "Жилсоцинфонд";
- создание кредитно - финансового механизма жилищного строительства, обеспечивающего привлечение внебюджетных средств, в том числе иностранных инвестиций;
- развитие практики накопительных вкладов и долгосрочного кредитования физических лиц под залог недвижимости (ипотеки) на цели жилищного строительства, предоставления субсидий на строительство и приобретение жилья, размещение облигаций жилищного займа;
- увеличение строительства жилья, ориентированного на различные группы потребителей;
- развитие интеграционных связей между участниками программы;
- снижение стоимости строительства;
- формирование муниципального жилищного фонда социального использования, разработка механизма обмена квартир большей площади на меньшую с согласия граждан;
- изменение форм управления строительством и жилищным фондом;
- развитие частной собственности на жилые помещения, здания в целом и иную недвижимость в жилищной сфере;
- комплексное решение вопросов градостроительства и землепользования при строительстве жилья и иных объектов жилищной сферы.
3.4. Основные направления реализации Программы
Практическая реализация Программы осуществляется по следующим направлениям:
1. Разработка нормативно - правовой базы.
2. Разработка мер по снижению стоимости строительства жилья.
3. Совершенствование схемы финансирования жилищного строительства.
4. Развитие новых организационно - правовых форм управления жилищным фондом.
3.5. Сроки и этапы реализации Программы
Реализация Программы условно разбита на два этапа.
I этап: 2000 г.
Начало реализации и совершенствование организационно - экономических отношений между участниками Программы; создание нормативно - правовой базы жилищного строительства в городе; разработка кредитно - финансового и инвестиционного механизмов привлечения средств из внебюджетных источников на цели жилищного строительства; получение 10 тыс. кв. метров нового жилья в рамках Программы.
II этап: 2001 - 2004 гг.
Развитие практики накопительных вкладов и долгосрочного кредитования физических лиц под залог недвижимости (ипотеки) на цели жилищного строительства; получение 150 тыс. кв. метров нового жилья в рамках Программы.
3.6. Система программных мероприятий:
/-----------------------------------------------------------------\
| N | Наименование мероприятий |Исполнитель | Сроки |
|п/п| | | |
|---+---------------------------------------+------------+--------|
| 1 | 2 | 3 | 4 |
|---+---------------------------------------+------------+--------|
|1 |Разработка нормативно - правовой базы | | |
|---+---------------------------------------+------------+--------|
|1.1|Разработка предложений в рамках |Комиссия ПГД|2000 г. |
| |программы для Градостроительного |по ГХ и МС; | |
| |Устава города Перми в части: |Жилсоцинфонд| |
| |- основ градостроительной деятельности;| | |
| |- порядка регулирования застройки и | | |
| |землепользования | | |
|---+---------------------------------------+------------+--------|
|1.2|Разработка уставных документов |Комиссия ПГД|2000 г. |
| |субъектов инфраструктуры рынка жилья: |по ГХ и МС; | |
| |- жилсоцинфонд; |Жилсоцинфонд| |
| |- агентство недвижимости; | | |
| |- жилсоцсберкасса; | | |
| |- строительная корпорация; | | |
| |- оператор рынка ценных бумаг | | |
|---+---------------------------------------+------------+--------|
|1.3|Разработка предложений по |Комиссия ПГД|2000 г. |
| |реформированию системы управления |по ГХ и МС; | |
| |жилищным строительством в рамках |Жилсоцинфонд| |
| |программы в части: | | |
| |- резервирования земельных участков | | |
| |под программу; | | |
| |- согласования градостроительной | | |
| |документации; | | |
| |- формирования градостроительного | | |
| |совета | | |
|---+---------------------------------------+------------+--------|
|2 |Разработка мер по снижению стоимости | | |
| |строительства жилья | | |
|---+---------------------------------------+------------+--------|
|2.1|Разработка плана мероприятий по |Жилсоцинфонд|2000 г. |
| |кардинальному снижению себестоимости | | |
| |жилищного строительства в рамках | | |
| |Программы | | |
|---+---------------------------------------+------------+--------|
|3 |Совершенствование схемы финансирования | | |
| |жилищного строительства | | |
|---+---------------------------------------+------------+--------|
|3.1|Разработка плана мероприятий по |Жилсоцинфонд|2000 г. |
| |привлечению внебюджетных источников | | |
| |финансирования жилищного строительства | | |
| |в рамках Программы | | |
|---+---------------------------------------+------------+--------|
|3.2|Разработка Положения о проведении |Жилсоцинфонд|2000 г. |
| |конкурса среди страховых компаний по | | |
| |участию в программе | | |
|---+---------------------------------------+------------+--------|
|3.3|Разработка Положений о предоставлении |Жилсоцинфонд|2000 г. |
| |налоговых и иных льгот участникам | | |
| |Программы | | |
|---+---------------------------------------+------------+--------|
|3.4|Разработка Положений, регулирующих |Жилсоцинфонд|2001 - |
| |основы ипотечного кредитования | |2002 гг.|
|---+---------------------------------------+------------+--------|
|4 |Развитие новых организационно - | | |
| |правовых форм управления жилищным | | |
| |фондом | | |
|---+---------------------------------------+------------+--------|
|4.1|Разработка Положения о порядке |Жилсоцинфонд|2000 г. |
| |проведения андеррайтинга муниципальной | | |
| |очереди нуждающихся в улучшении | | |
| |жилищных условий | | |
|---+---------------------------------------+------------+--------|
|4.2|Разработка Положения о порядке |Жилсоцинфонд|2001 г. |
| |передачи вновь построенного жилого | | |
| |дома в управление | | |
\-----------------------------------------------------------------/
5 | Жилищное строительство | |||||||
Ед. изм. | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | Всего | ||
5.1 | Объем сдачи жилья |
тыс.кв.м | 10 | 30 | 40 | 40 | 40 | 160 |
5.2 | Объем капитальных вложений |
млн.руб. | 44,775 | 145 | 180 | 180 | 180 | 729,775 |
5.3 | Получение жилья очередниками |
тыс.кв.м | 4 | 10 | 15 | 15 | 15 | 59 |
5.4 | Получение жилья перво- очередниками |
тыс.кв.м | 0,5 | 1,5 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 8,0 |
Решением Пермской городской Думы от 20 июня 2000 г. N 85 последний абзац пункта 3.6. исключен из данной редакции
Примечание.
Финансирование разделов 1 - 4 данных программных мероприятий предусматривается без привлечения бюджетных ресурсов.
4. Обеспечение реализации программы
4.1. Правовое обеспечение
Реализация Программы основывается на действующей нормативно - правовой базе (приложение N 2) и требует развития последней как на муниципальном уровне, так и на уровне субъекта Российской Федерации (Пермской области).
С целью развития нормативно - правовой базы Программой предусмотрена разработка предложений для следующих нормативно - правовых актов:
- Градостроительного Устава города Перми;
- Уставных документов субъектов инфраструктуры рынка жилья;
- Положения по реформированию системы управления жилищным строительством в рамках Программы;
- Положения о порядке ипотечного кредитования;
- Положения по развитию организационно - правовых форм управления жилищным фондом.
4.2. Организация управления реализацией Программой
Муниципальный заказчик заказывает и финансирует разработку Программы, определяет формы и методы организации управления, осуществляет текущий контроль за ходом разработки и реализации Программы.
Управление реализацией Программы осуществляется Руководителем Программы.
Руководитель Программы определяет основные направления реализации Программы, ответственных исполнителей, ежегодные объемы финансирования Программы, ожидаемый результат, в установленном порядке отчитывается перед Муниципальным заказчиком о выполнении Программы.
4.3. Ресурсное обеспечение Программы
Финансовое обеспечение Программы планируется в размере 729,775 млн. рублей (в ценах 1999 года), в том числе:
из средств городского бюджета - 4,775 млн. рублей (приложение N 1); за счет внебюджетных источников - 725 млн. рублей.
4.4. Информационное обеспечение
В целях успешной реализации Программы предусмотрено привлечение средств массовой информации для освещения основных положений Программы и хода ее реализации, использование рекламы для расширения круга участников Программы (строительных предприятий, финансовых компаний, частных инвесторов).
5. Ожидаемый социально-экономический эффект реализации программных мероприятий
Увеличение объемов жилищного строительства. Получение 160 тыс. кв. метров жилья.
Сокращение очередности жилья на 2000 человек, получение 160 муниципальных квартир первоочередниками.
Сохранение и увеличение рабочих мест.
Увеличение налогов и их реальное получение.
Создание действенного механизма поддержки со стороны представительных и исполнительных органов городского самоуправления, юридических лиц и граждан, участвующих в финансировании строительства жилья.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.