Законодательное Собрание Пермской области постановляет:
1. Принять Концепцию областной целевой комплексной программы "Поддержка и развитие полиграфии и книгоиздания в Пермской области в 2004-2008 годах" (прилагается).
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Законодательного Собрания |
Н.А.Девяткин |
Приложение
к постановлению Законодательного Собрания Пермской области
от 22 мая 2003 г. N 819
Концепция
областной целевой комплексной программы
"Поддержка и развитие полиграфии и книгоиздания
в Пермской области в 2004-2008 гг."
1. Приоритетные направления в сфере поддержки книгоиздания
2. Актуальность проблемы и обоснование ее решения
программными методами
3. Приоритетные направления в сфере поддержки и развития полиграфии
4. Актуальность проблемы отрасли и обоснование их решений
программными методами
5. Приоритетные направления развития полиграфической отрасли
6. Основные этапы реализации программы
7. Потребность в материальных, трудовых и финансовых ресурсах
8. Ожидаемый социально-экономический эффект от реализации программы
9. Информация о разработчиках программы
Концепция областной целевой комплексной программы "Поддержка и развитие полиграфии и книгоиздания в Пермской области в 2004-2008 годах" (далее - Концепция) представляет собой систему современных подходов, принципов и приоритетов в сфере развития, совершенствования и поддержки областного книгоиздания и государственного сектора полиграфии.
В основу разработанных мероприятий по поддержке книгоиздания и полиграфии вошли положения Концепции Национальной программы "Чтение" и программы "Культура России (подпрограмма "Поддержка полиграфии и книгоиздания"), реализация которой началась в 2002 году.
Концепция разработана с учетом положений, определенных Концепцией управления государственной собственностью в Пермской области и направлена на достижение ее генеральной цели - удовлетворения потребностей и извлечения выгоды в интересах области и населяющих ее граждан за счет рационального использования и развития объектов государственной собственности.
В Концепции также использованы положения, определенные законом Пермской области "О промышленной политике Пермской области" и Концепцией развития промышленности Пермской области.
Концепция определяет перечень мероприятий, порядок направления средств и определения приоритетов в деятельности органов, регулирующих вопросы книгоиздания и полиграфии в Пермской области.
1. Приоритетные направления в сфере поддержки книгоиздания
В сфере книгоиздания Концепция направлена на:
разработку приоритетных направлений развития книгоиздания в Пермской области, усиление государственного контроля над социальным заказом в данной сфере с целью возрождения традиций Пермского книгоиздания;
объединение усилий органов государственной власти и общественных организаций для создания в области максимально благоприятных условий, способствующих укреплению авторитета книги в общественном сознании, формированию интереса к чтению у молодого поколения, более полного использования возможностей книг и чтения в деле возрождения российской духовности и повышения творческой и социальной активности населения области;
создание условий для эффективной деятельности предприятий любой формы собственности, занимающихся выпуском высококачественной как в части издательской подготовки, так и в части полиграфического исполнения, социально значимой литературы, а также ее распространением;
введение в практику целевых областных заказов на издание социально значимой литературы на конкурсной основе, включая выпуск изданий научно-технической, образовательной, культурной тематики, а также литературы для отдельных групп населения, нуждающихся в государственной поддержке (дети дошкольного и школьного возраста, инвалиды и др.);
создание организационно-финансовых условий для обеспечения разнообразия областного издательского портфеля социально значимой литературы за счет активного привлечения областных писательских организаций, заинтересованных общественных и профессиональных структур;
укрепление материально-технической базы областного книгоиздания на основе применения современной техники и прогрессивных технологий. Обеспечение принципиально новых технических возможностей для рентабельного производства книжных изданий малыми тиражами по сокращенному технологическому циклу на полиграфической базе областное государственное унитарное предприятие издательско-полиграфический комплекс "Пермское книжное издательство" (далее - ОГУП ИПК "ПКИ"). Создание экономически эффективной, конкурентоспособной государственной издательско-полиграфической базы книгоиздания;
разработку системы адресного государственного и общественного поощрения издательской политики за выпуск и распространение социально значимой литературы, включая детские периодические издания, газеты и журналы по вопросам культуры;
усиление роли средств массовой информации, в первую очередь телевидения и радио, в пропаганде изданий, имеющих важное социально-культурное значение (на конкурсной основе);
разработку комплекса организационных мероприятий по продвижению Пермской книги на российский рынок.
2. Актуальность проблемы и обоснование ее решения
программными методами
Одной из приоритетных задач государства является создание оптимальных социально-культурных и экономических условий для духовного и нравственного развития общества. Чтобы решить задачу становления нравственного, сильного общества необходима целенаправленная и максимальная концентрация его интеллектуального потенциала в сочетании с экономической поддержкой.
В связи с вступлением общества в новую фазу информационного развития важна ориентация государственной политики на усиление общественной значимости книг и самого процесса чтения как источника информации.
По оценкам экспертов чтение перестает быть национальной ценностью. Особенно сложная ситуация сложилась с детским и подростковым чтением. Все меньше продается книг для детей и подростков, тиражи их резко сократились. В книжных магазинах большинства городов области представлено не более 10% выходящих книг, а в некоторых поселках и селах практически отсутствует книжная торговля.
Проблемы книгоиздания
По оценкам экспертов кризис чтения тесно связан с кризисным положением в книгоиздании, которое является основой национальной культуры, призванной обеспечить образовательные и идеологические потребности общества.
Анализ показал, что кризис в книгоиздании проистекает из объективной ситуации, которая сложилась в отечественном и, в частности, в областном книгоиздании.
Книгоиздание развивается в рамках неблагоприятного социально-экономического поля: с одной стороны, имеет место поступательный рост затрат на его производство, с другой - снижение покупательной способности читающей аудитории. По стоимости затрат на книгу - полиграфических, материальных - Россия приблизилась к Европе, а по возможности приобрести книгу - значительно отстает. В этих условиях высокорентабельного и самодостаточного производства книг не может существовать. Учитывая резкое снижение тиражей книг, трудоемкость их исполнения и небольшую рентабельность, становится очевидным, что этот вид полиграфической продукции находится вне интересов частных полиграфических предприятий. Несмотря на рост числа предприятий частных форм собственности в области, все они в основном специализируются на выпуске обоев, этикетки, упаковки и другой высокорентабельной продукции.
На сегодняшний день государственный сектор занимает в выпуске книг в целом по России 85%, а в Пермской области - более 90%. Эти цифры характеризуют полиграфическую составляющую в выпуске книг.
На территории области мощности по выпуску книг в твердом переплете имеет ФГУП ИПК "Звезда". Линия "Книга", установленная на данном предприятии более 25 лет назад, рассчитана на работу с большими тиражами. Выпуск книг небольшими тиражами на данном оборудовании малорентабелен.
В программе будут предусмотрены мероприятия по установке современного офсетного печатного оборудования, а также созданию специализированных мощностей цифровой печати, позволяющих обеспечить принципиально новые технические возможности для рентабельного производства книжных изданий малыми тиражами по сокращенному технологическому циклу. Планируется доукомплектовать брошюровочно-переплетную линию пооперационным оборудованием и установить оборудование для современных способов отделки книжных переплетов.
Данные статистики подтверждают, что в 2002 году в России произведено 50 тыс. названий книг общим тиражом в 404 млн.экземпляров. Так, только около 150 млн. экземпляров (36%) принадлежат учебной и учебно-методической литературе, 129 млн. экземпляров - художественной и детской литературе. Это соответственно в 2,5 и в 6 раз меньше, чем в 1990 году. Весьма существенны тематические изменения в структуре художественной литературы. Из 100 миллионов экземпляров книг, выпущенных по художественной тематике, более 60% относятся к жанру развлекательной художественной литературы. На долю гуманитарных книг, ядром которых является национальная и мировая художественная классика, остается не более 15%.
Таким образом, общероссийский объем интеллектуальной литературы составляет 15 - 16 млн. книг в год, что крайне недостаточно.
На территории Пермской области ежегодно выпускается более 300 наименований книг и 50 тысяч различных методических пособий общим тиражом около 2 млн. экземпляров. Для них характерны те же тенденции, что и в целом по стране.
Изменение структуры книгоиздания, увеличение выпуска социально значимых книг будет являться приоритетным направлением программы.
Еще одной особенностью отечественного книгоиздания является сосредоточение основного издательского потенциала в Москве и Подмосковье. В результате 75% наименований и 95% тиражей книг издается в этих городах и только 5% всех книг производится в российских регионах.
Важнейшей особенностью отечественного книгоиздания является высокая степень концентрации и монополизации российского книжного рынка. Из 15 тысяч зарегистрированных издательств - только 5 производят одну треть общего тиража по стране, при этом учебно-образовательная литература (150 млн. книг) выпускается преимущественно издательствами "Просвещение" и "Дрофа". Таким образом из оставшегося количества изданий более 60% печатают и продают всего 3 крупные издательские структуры. Из них только одна издательская группа печатает и продает на рынке около 100 млн. экземпляров книг в год.
Опасность этого процесса состоит в том, что областные издательства, не имеющие возможности реализовать свои книги за пределами области, вынуждены подготовленные для печати издания перепродавать вышеназванным структурам.
Поддержка издателей социально значимой литературы в области, а также разработка организационных мероприятий по продвижению Пермской книги на российский рынок - одна из главных задач программы.
Из 74 организаций на территории Прикамья, имеющих лицензии на издательскую деятельность, собственную продукцию, которая поступает в книжные магазины, муниципальные и школьные библиотеки области, выпускают всего несколько издательств: ГОУП "Пермское книжное издательство", ООО "Пушка", ООО "Книжный мир", ЗАО "Стрелец Плюс", ООО "Пермская книга", ООО "Здравствуй", "Фонд Юрятин".
Вместе с тем, в области постоянно происходит уменьшение числа названий и объемов тиражей, отсутствуют произведения местных авторов, ограничен ассортимент детской и художественной литературы. Произведения талантливых Пермских писателей, не находят поддержки в области, печатаются в Москве.
Анализ показывает, что объем бюджетных средств, предусмотренных на выпуск социально значимой литературы, достаточно велик, однако распыленность указанных средств по различным программам не позволяет выпускать книги и брошюры хорошего качества, с грамотно проведенной предпечатной подготовкой и в хорошем полиграфическом исполнении. Не в полной мере используется потенциал Пермских книжных редакторов, художников, дизайнеров.
Для организации работ по коренному изменению сложившейся ситуации и преодолению вышеперечисленных негативных тенденций необходимо:
введение в практику целевых областных заказов на издание социально значимой литературы (на конкурсной основе), включая выпуск изданий научно-технической, образовательной, культурной тематики, а также литературы для отдельных групп населения, нуждающихся в государственной поддержке (дети дошкольного и школьного возраста, инвалиды и др.), с обязательным направлением процента от тиражей в публичные библиотеки области;
разработка системы государственного и общественного поощрения писателей, в том числе детских, иллюстраторов детских книг, издателей, библиотекарей, распространителей печатных изданий;
разработка организационно-финансовых условий для обеспечения разнообразия областного издательского портфеля социально значимой литературы. Активное привлечение для этой цели областных писательских организаций, заинтересованных общественных и профессиональных структур.
Сложные процессы в области книгоиздания вызывают необходимость рассмотреть место и роль единственного в области государственного издательства. Основные задачи, которые ставились перед вновь созданным в 1999 году Пермским книжным издательством, - это выпуск социально значимой литературы, в том числе краеведческой и детской, издание и переиздание именитых Пермских авторов, издание произведений молодых авторов, а также подготовка кадров редакторов, книжных художников при активной государственной поддержке. На сегодняшний день эти задачи не могут быть решены в полной мере из-за отсутствия государственной поддержки.
В настоящее время ОГУП ИПК "ПКИ" находится в процессе реформирования, в ходе которого планируется создание при нем мощной современной полиграфической базы.
Программой предусматривается дальнейшее развитие и поддержка государственного издательства, организация в ОГУП ИПК "ПКИ" эффективного менеджмента, способного организовать продвижение на книжный рынок Пермских авторов, связать воедино вопросы книгоиздания и книготорговли. По примеру других регионов государственное издательство должно стать реальным механизмом реализации программы книгоиздания, призванной обеспечить образовательные и культурные потребности общества.
В Пермской области функционирует 904 массовые библиотеки с большим количеством посетителей. С другой стороны, резко сокращается приток новинок, они составляют не более 6-7% от всех издаваемых книг.
В настоящее время фонд централизованных библиотечных систем Пермской области составляет 15492,0 тыс. экземпляров книг. Средне областная книгообеспеченность равна 5,2 экземпляра книг на 1 жителя, на 1 читателя - 15,7 экземпляра книг. Аналогичные российские показатели значительно выше (соответственно - 7,1 и 17,3 экземпляра книг).
На комплектование муниципальных библиотек области в 2002 году пришлось 19853,0 тыс.рублей или 15,1% от израсходованных на их содержание.
На 1 читателя области в 2002 году приобретено 0,45 издания.
В области функционируют 89 специализированных детских библиотек, их услугами пользуются 342,2 тысяч детей и подростков до 14 лет включительно (в 2002 году читатели-дети составляли 35% от общего количества пользователей библиотек).
Общий фонд книг в детских библиотеках составляет около 2,254 млн. экземпляров. Как показывает статистика, ежегодно наблюдается его сокращение (в 2002 году он снизился по сравнению с 2000 годом на 9,8%), следовательно, снижается средняя книгообеспеченность детей-читателей.
По оценкам экспертов в Пермской области практически не издаются книги, отвечающие на волнующие сегодняшних подростков вопросы, формирующие нравственные, гражданские, патриотические позиции юных читателей.
Исходя из этого, концепцией предусмотрена активная поддержка изданий социально значимых книг для детей и юношества, поддержка авторов и художников детских книг.
Анализ фондов национальной литературы в сельских библиотеках показал, что их состояние не соответствует реальным потребностям жителей и есть необходимость в их качественном пополнении. В течение нескольких лет в общественные библиотеки не поступают книги на удмуртском, марийском, чувашском языках. Большинство опрошенных представителей малых этнических групп считают, что сельской библиотеке требуются гораздо большее количество книг на национальных языках.
Концепция предусматривает оказание поддержки при издании книг на языках народов, живущих в Прикамье.
Таким образом, изменение ситуации в сфере книгоиздания в Пермской области зависит от конкретных мер по поддержке данной сферы, прежде всего на законодательном уровне.
Основополагающие принципы поддержки книгоиздания, декларируемые разрабатываемой программой:
1) Книгоиздание рассматривается как социально ориентированный бизнес Пермской области, способный, наряду с пополнением бюджета региона, выполнять важную роль в духовном, нравственном, патриотическом воспитании подрастающего поколения, в формировании интеллектуального потенциала, творческой и социальной активности населения области.
2) Предприятия любой формы собственности, работающие в данном секторе экономики, должны находиться в равных конкурентных условиях. Вместе с тем имеющиеся в собственности государства предприятия должны являться прибыльными и конкурентоспособными, способными оперировать на рынке социально-важных заказов, предлагать современные услуги и продукты, востребованные потребителями.
3) В соответствии с Концепцией управления государственной собственностью в Пермской области для увеличения доходов областного бюджета и достижения последующего положительного социально-экономического эффекта на основе повышения эффективности функционирования и использования государственной собственности, предусматривается вложение инвестиций собственником в целях производственной, технологической реконструкции предприятий и создания конкурентоспособной продукции, а также повышение конкурентоспособности ОГУП посредством их реорганизации (оба этих направления предусмотрены Концепцией).
4) Создание благоприятных условий для эффективной деятельности предприятий любой формы собственности, занимающихся выпуском высококачественной (и по издательской подготовке, и по полиграфическому исполнению) социально значимой литературы, а также ее распространением;
5) Восстановление традиций Пермского книгоиздания на базе ОГУП ИПК "Пермское книжное издательство", имеющей современные издательские технологии, с привлечением к этой работе и использованием творческого потенциала частных издательств, активно работающих на выпуске социально значимой литературы. Полиграфическое исполнение книг, особенно в твердом переплете, необходимо производить, используя мощности Федерального ГУП ИПК "Звезда", а в дальнейшем и полиграфическую базу ИПК "ПКИ" (на конкурсной основе).
6) Взаимосвязь издательской деятельности с вопросами книготорговли, совершенствование структуры издательских проектов в части поиска оптимального соотношения коммерческих и социально значимых изданий.
7) Специализация полиграфических предприятий области с целью ориентации на единое рыночное пространство, а также возврата производства высокорентабельных видов полиграфической продукции в Пермскую область.
8) Выделение бюджетных средств на создание производства по выпуску высокорентабельных видов книжной продукции, необходимых для предприятий области только на основе конкретных, экономически обоснованных бизнес-планов, построенных в соответствии с прогнозами перспективы развития полиграфической отрасли России, ориентированных на конкретные сегменты рынка.
Таким образом, задачей программы является обеспечение организационно-финансовых условий для динамичного и поступательного развития книгоиздания в Пермской области на базе концептуальных направлений:
создание экономически эффективной, конкурентоспособной государственной издательско-полиграфической базы областного книгоиздания на основе применения современной техники и прогрессивных технологий при ОГУП ИПК "ПКИ". Обеспечение принципиально новых технических возможностей для рентабельного производства книжных изданий;
создание условий для самостоятельного развития частного книгоиздания, поддержки данного бизнеса как социально-ориентированного;
создание условий для выпуска социально значимой литературы в Пермской области исходя из обязательной рентабельности данного процесса, исключая литературу для социально незащищенных слоев населения, детскую и специализированную литературу;
возложение на государственную издательскую структуру задач по развитию указанных направлений социально значимого книгоиздания, привлечение к работе частных издательств, активно занимающихся выпуском литературы данного спектра. При этом областные власти в рамках соответствующих структур формируют планы выпуска социально значимой литературы, на издание которых будут выделены бюджетные средства, рассматривают и утверждают тематические планы "Пермского книжного издательства";
размещение целевых областных заказов на издание социально значимой литературы производится исключительно на конкурсной основе, с выработкой критериев как ценового, так и качественного плана.
3. Приоритетные направления в сфере
поддержки и развития полиграфии
В сфере полиграфии Концепция направлена на:
создание современной, экономически эффективной, конкурентоспособной государственной полиграфической базы;
оптимизацию полиграфических предприятий (мощностей) на территории Пермской области, в том числе предприятий государственного сектора данной отрасли;
разработка и поддержка приоритетных направлений развития отрасли;
создание условий для повышения конкурентоспособности и увеличения рыночной доли Пермских предприятий полиграфии всех форм собственности на рынке полиграфических услуг Российской Федерации.
4. Актуальность проблемы отрасли и обоснование их решений
программными методами
По состоянию на 1 января 2003 года на территории области зарегистрировано 119 полиграфических предприятий (рост за последние 5 лет - в 1,8 раза).
Полиграфическое производство, по мнению потенциальных инвесторов, является выгодным вложением средств.
Прирост полиграфических предприятий в последнее время идет за счет негосударственного сектора (за 5 лет на территории области зарегистрировано 45 частных предприятий из 53). Несмотря на рост частных предприятий, государственный сектор полиграфических предприятий продолжает занимать ведущие позиции в выпуске социально важных видов продукции. Так, на долю 15 государственных предприятий (одно Федеральной собственности - ИПК "Звезда" и 14 - областной собственности) приходится 95% выпуска газет, 90% - книг, традиционной бланочной продукции - более 90%. За счет этого роль государственной части полиграфического потенциала области остается достаточно значимой, и поэтому представляется крайне важным ее оптимизация.
Среди проблем полиграфической отрасли области к числу важнейших следует отнести:
несоответствие потенциала государственных полиграфических предприятий потребностям рынка печатной продукции;
техническую и технологическую отсталость большинства предприятий;
отток заказов на производство некоторых видов выгодной высокорентабельной полиграфической продукции из области на полиграфические базы соседних регионов, что приводит к прямым и косвенным потерям областного бюджета;
низкую инвестиционную активность предприятий;
дефицит квалифицированных кадров на предприятиях.
Для решения этих задач предусмотрены мероприятия организационного, экономического и технического порядка.
В настоящее время осуществляется коренное реформирование системы государственных предприятий полиграфической отрасли. В соответствии с распоряжением Губернатора области от 15.12.2002 N 598-р реализуется комплекс организационных мероприятий по укреплению имущественной и кадровой базы. Создаются (путем слияния, оптимизации) издательско-полиграфические комплексы (ИПК): на севере области - ОГУП ИПК "Соликамск", в г. Перми - ОГУП ИПК "Пермское книжное издательство", на юге - ОГУП ИД "Кунгур". Осуществляемое реформирование позволяет более рационально распределить печатные мощности предприятий, ликвидировать нерентабельные убыточные государственные предприятия, включив их в состав комплексов, вывести с производства ненужные и дублирующие звенья производственных цепочек, устаревшие технологии, оборудование с высокой степенью износа, улучшить условия труда и социальную защищенность работников отрасли.
С помощью разрабатываемой целевой комплексной программы предусматривается решить оставшиеся вопросы экономического и технического характера, направленные на повышение эффективности функционирования и использования государственной собственности - реорганизованных государственных предприятиях (ИПК), а также повышения их конкурентоспособности, в целях достижения последующего положительного социально-экономического эффекта и увеличения областного бюджета.
Подавляющее большинство государственных предприятий полиграфии являются рентабельными и прибыльными (12 из 14 предприятий).
Однако в последние годы наметились тенденции к снижению некоторых основных показателей:
чистая прибыль в 2002 году снизилась в 2,2 раза и составила 8,6 тыс. рублей;
при сохранении в целом положительного значения рентабельности по госпредприятиям наметилась тенденция к ее снижению (2000 год - 21,1%, 2001 год - 18%, 2002 год - 12,3%);
при росте в целом выпуска продукции в натуральных показателях в половине типографий отмечается его снижение из-за потери выгодных заказчиков, которые требуют исполнения продукции на более качественном уровне.
В последние годы значительно меняется структура ассортимента печатной продукции. Если раньше на долю книг, журналов, газет приходилось почти 95% от выпуска печатной продукции, то теперь все большее значение приобретают производства, обеспечивающие потребности рынка в таких видах продукции как высококачественные этикетки, упаковка, рекламные издания, представительская продукция.
Выпуск книжной и этикеточной продукции ежегодно падает (в среднем на 10-12%). Этот факт объясняется отсутствием на государственных предприятиях оборудования для выпуска высококачественной этикетки и специализированного оборудования для изготовления книг небольшими тиражами.
Одной из главных целей программы является создание надежной материально-технической базы полиграфического производства, которая определяет технические возможности выпуска печатных средств массовой информации, книжных изданий, продукции производственно-технического назначения, является важным условием для обеспечения всех потребностей рынка полиграфических услуг в области.
Полиграфическая промышленность - наиболее фондоемкая из подотраслей сферы печати, на нее приходится 95,3% стоимости основных фондов. Обновление производственного потенциала в последние годы идет в основном только за счет технического перевооружения в двух крупных государственных предприятий: ОГУП "Соликамская типография", ОГУП "Издательский дом "Типография купца Тарасова". Именно на базе этих предприятий созданы ИПК. Однако собственный инвестиционный потенциал крупных типографий крайне низок. Средний размер годового фонда накопления одного предприятия недостаточен для разовой закупки одной печатной машины.
В то же время привлечение банковского капитала на обновление основных фондов не может быть использовано вследствие высокой степени износа - 75% оборудования эксплуатируется более 10 лет, в том числе более 20 лет работают 58% машин. В технологическом плане сохраняется значительное отставание от современных требований по удельному весу прогрессивных технологий. Так, высокая печать, отличающаяся самой низкой производительностью и повышенной степенью экологической опасности, занимает по полиграфическим предприятиям государственного сектора 60%.
Создается противоречивая ситуация, при которой, с одной стороны, имеет место незагруженность производственного потенциала некоторых предприятий, а с другой - невозможность на имеющемся устаревшем оборудовании в полной мере удовлетворять качественные потребности издателей и заказчиков по выпуску современной конкурентоспособной печатной продукции. Неполная загрузка снижает эффективность производства, не позволяет получать необходимые для технического перевооружения финансовые накопления.
Таким образом, значительная капиталоемкость полиграфического производства при относительно невысокой рентабельности, обусловленной низкой покупательной способностью конечного потребителя, не позволяет предприятиям в условиях инфляции и высоких процентных ставок по кредитам направлять на собственные инвестиции и заемные средства.
Следовательно, на нынешнем этапе полиграфическая отрасль нуждается в государственной поддержке, результатом которой должен стать процесс ее дальнейшего воспроизводства на собственной финансовой основе.
5. Приоритетные направления развития полиграфической отрасли
Предлагается сосредоточить инвестиционные ресурсы капитальных вложений по следующим приоритетным направлениям:
Завершение программы технического перевооружения центров печати городских и районных газет, созданных на базе областных государственных полиграфических предприятий.
Техническое перевооружение будет направлено:
на завершение создания пункта централизации городских и районных газет на западе области в ОГУП ИПК "Запад" (на базе ОГУП "Верещагинская типография");
создание центра печати газет на полиграфической базе ОГУП ИПК "Пермское книжное издательство", его техническое перевооружение;
завершение создания пункта централизации городских и районных газет на юге области на базе ОГУП ИД "Кунгур";
обновление печатного оборудования для выпуска газет на национальных языках (на базе ОГУП "Бардымская типография" и ГОУП "Кудымкарская типография").
Комплексная поддержка приоритетных направлений областного книгоиздания по всем ключевым тематическим разделам. Формирование ежегодного целевого областного заказа на издание социально значимой литературы на конкурсной основе (см.таблицу).
Таблица
/---------------------------------------------------------------------\
| Тематика | Количество названий на |
| |период действия программы |
|------------------------------------------+--------------------------|
|а) Литература для детей и подростков | 15 |
|------------------------------------------+--------------------------|
|б) Учебная и учебно-методическая| 20 (уч.-метод.) |
|литература | 10 (учебники) |
|------------------------------------------+--------------------------|
|в) Научная литература | 10 |
|------------------------------------------+--------------------------|
|г) Литература общественной тематики | 15 |
|------------------------------------------+--------------------------|
|д) Художественная литература | 15 |
|------------------------------------------+--------------------------|
|е) Литература на языках народов, живущих в| 10 |
|Прикамье | |
|------------------------------------------+--------------------------|
|ж) Литература по культуре и искусству | 10 |
|------------------------------------------+--------------------------|
|з) Литература к знаменательным датам | 5 |
|------------------------------------------+--------------------------|
|и) Справочная литература | 5 |
|------------------------------------------+--------------------------|
| Итого| 110 |
\---------------------------------------------------------------------/
Бюджетные средства выделяются не в полном объеме, а лишь на частичное покрытие расходов (исходя из средних цен по отрасли) по приобретению бумаги и переплетных материалов, а также на оплату стоимости полиграфических услуг на предприятиях отечественной полиграфии.
Кроме того, 10-30% от тиража каждого наименования выпускаемой литературы будет направлено в библиотеки области.
Организация конкурентоспособного книжного производства на основе применения современной техники и прогрессивных технологий. Обеспечение принципиально новых технических возможностей для рентабельного производства книжных изданий малыми тиражами по сокращенному технологическому циклу на базе полиграфического комплекса ОГУП ИПК "ПКИ".
Планируется установка офсетного печатного оборудования для выпуска книжной продукции, пооперационного брошюровочно-переплетного оборудования, оборудования для современных способов отделки книжных переплетов. Это позволит организовать выпуск высококачественной книжной продукции небольшими тиражами по оптимальным ценам.
Значительное сокращение неэффективно используемых мощностей и их замена современными технологиями, использующими компьютерный набор, цветоделительную технику, офсетный и флексографский способы печати, выполнение на областной полиграфической базе высокорентабельных заказов на этикеточную продукцию, упаковку и обертку, практически полное покрытие потребностей пищевой промышленности области в этом виде продукции.
Создание информационно-издательского центра, рекламного бюро, участка по выпуску продукции строгой отчетности, центра оперативной печати, для изготовления продукции представительского класса в период выборных кампаний.
Один из разделов программы будет направлен на решение кадровой проблемы полиграфической отрасли.
6. Основные этапы реализации программы
Период действия программы - 2004-2008 годы.
1 этап (2004-2005 годы)
Совершенствование (создание) допечатного цикла подготовки книг, а также создание экономически эффективной, конкурентоспособной государственной материально-технической базы областного книгоиздания на основе применения современной техники и прогрессивных технологий, обеспечение принципиально новых технических возможностей для рентабельного производства книжных изданий малыми тиражами по сокращенному технологическому циклу на полиграфической базе ОГУП ИПК "Пермское книжное издательство".
Организация маркетинговой структуры при ОГУП ИПК "Пермское книжное издательство", целью которой является формирование издательской политики, издательского портфеля заказов, формирование тематического плана выпуска литературы.
Формирование ежегодного целевого областного заказа на издание социально значимой литературы (на конкурсной основе), включая выпуск изданий научно-технической, образовательной, культурной тематики, а также литературы для отдельных групп населения, нуждающихся в государственной поддержке (дети дошкольного и школьного возраста, инвалиды и др.), определив обязательный процент от их тиражей для публичных библиотек области.
Создание в рамках Администрации Пермской области экспертного совета по книгоизданию с целью максимального привлечения общественности к обсуждению тематических планов, привлечении областных писательских организаций, авторов и частных (государственных) издательств, всех заинтересованных общественных и профессиональных структур. Подготовка и выпуск журнала Пермских авторов.
Проведение ежегодных конкурсов среди печатных и электронных средств массовой информации, направленных на пропаганду интереса к книге и чтению среди детей и подростков.
Организация на базе ОГУП ИПК "ПКИ" совместно с Коми-Пермяцким книжным издательством, национальными издательствами юга области специализированного редакционно-издательского участка для проведения предпечатной подготовки изданий национальной литературы.
Создание производства по выпуску высокорентабельной и быстро окупаемой продукции (упаковки, обертки, этикеточная продукция) в Добрянском филиале ОГУП ИПК "ПКИ" или на базе ФГУП ИПК "Звезда" (совместный проект).
Создание информационно-издательского центра на базе издательского комплекса ОГУП ИПК "ПКИ" (г.Пермь) (оперативная печать, выпуск продукции строгой отчетности). Запуск офсетного производства в Добрянком филиале ОГУП ИПК "ПКИ" (г.Добрянка). Завершение комплектования книжного производства в ОГУП ИПК "Соликамск" (г.Соликамск) (книги и брошюры в мягкой обложке).
Создание на базе ОГУП ИПК "ПКИ" учебного подразделения, осуществляющего подготовку кадров (переобучение) специалистов отрасли - на безвозмездной основе для государственного сектора полиграфии и книгоиздания, на возмездной основе для частного сектора отрасли.
2 этап (2006-2007 годы)
Организация выпуска цветоделенных фотоформ для многокрасочной продукции в ОГУП ИД "Кунгур". Создание технологической линии по выпуску цветной этикеточной продукции для пищевой промышленности юга области на базе ОГУП "Бардымская типография".
Организация выпуска национальной литературы и печатных средств массовой информации в цветном исполнении на базе ОГУП "Бардымская типография".
Завершение создания центров печати газет в областном центре на базе полиграфического комплекса ОГУП ИПК "ПКИ" (г.Пермь), западном кусте ОГУП ИПК "Запад" (г.Верещагино), северном кусте ОГУП ИПК "Соликамск" (г.Соликамск).
3 этап (2008 год)
Поддержка и развитие издательско-полиграфического комплекса Коми-Пермяцкого округа (г.Кудымкар), организация выпуска национальной литературы и печатных средств массовой информации в цветном исполнении.
Доукомплектование формного участка офсетного производства в ИПК "Запад" (г.Очер). Завершение комплектования книжного производства и производства по выпуску тетрадей на севере области в Березниковском филиале ОГУП ИПК "ПКИ" (г.Березники).
Разработка совместно с ФГУП ИПК "Звезда" новых высокорентабельных видов полиграфической продукции и создание совместного производства (предприятия) по их выпуску.
Разработка совместно с ФГУП ИПК "Звезда" комплекса организационных мероприятий по продвижению Пермской полиграфической продукции на российский рынок.
7. Потребность в материальных, трудовых и финансовых ресурсах
В реализации Программы будет максимально использоваться кадровый потенциал системы государственных предприятий полиграфии и книгоиздания.
Координатором программы будет являться управление внутренней политики и взаимодействия с территориями аппарата Администрации области.
Предполагается, что активное и непосредственное участие в реализации Программы примут территориальные органы местного самоуправления Пермской области, исполнительные органы государственной власти Пермской области, структурные подразделения аппарата Администрации области, лизинговые компании, отечественные и зарубежные производители полиграфического оборудования, а также иные структуры, заинтересованные в ее реализации.
При определении объемов финансирования программы необходимо учитывать, что система государственных предприятий полиграфии и книгоиздания не получала должной целевой финансовой поддержки на протяжении последних 10 лет, парк полиграфического оборудования не обновлялся, в результате чего система не могла в полной мере реализовывать важнейшие социально-политические функции, прежде всего в части формирования единого информационного пространства, на территории области.
Общая финансовая потребность на реализацию Программы в течение 5 лет - 158927 тыс. рублей.
Расходы по выполнению Программы будут обеспечиваться за счет:
средств областного бюджета (27%), в т.ч.:
завершение программы технического перевооружения центров печати городских и районных газет, создание книжного производства на основе применения современной техники и прогрессивных технологий, созданных на базе областных государственных полиграфических предприятий;
комплексная поддержка приоритетных направлений отечественного книгоиздания по всем ключевым тематическим разделам;
бюджетного кредита на возвратной основе (согласно ст.41 закона Пермской области "О бюджете Пермской области на 2003 год", в 2004-2008 годах - аналогичные статьи) (20,6%)*, в т.ч :
техническое перевооружение государственных полиграфических предприятий;
инвестиционного налогового кредита (ст.8 закона Пермской области "О налогообложении в Пермской области") (1%)*, в т.ч.:
техническое перевооружение государственных полиграфических предприятий;
средств местных бюджетов (5,5%), в т.ч.:
техническое перевооружение государственных полиграфических предприятий;
собственных и (или) привлеченных средств предприятий (45,9%)*, в т.ч.:
техническое перевооружение государственных полиграфических предприятий;
обучение кадров полиграфистов и издателей;
комплексная поддержка приоритетных направлений отечественного книгоиздания по всем ключевым тематическим разделам;
подготовка и выпуск журнала Пермских авторов.
8. Ожидаемый социально-экономический эффект от реализации программы
Выполнение программных мероприятий в течение 5 лет позволит:
обеспечить стабильность и наращивание промышленного производства в полиграфической отрасли в 1,5 раза, что приведет к финансовому оздоровлению государственных предприятий, выпуску отечественной конкурентоспособной продукции;
увеличить поступления в бюджеты всех уровней на сумму порядка 95 млн. рублей, в т.ч. налог на прибыль - 64,5 млн.рублей, налог на имущество - 4,7 млн.рублей, перечисление части прибыли в доход областного бюджета собственнику имущества - 21 млн. рублей;
прогнозировать окупаемость проекта в течение трех лет;
возвратить выгодные высокорентабельные заказы Пермских предприятий из других регионов на полиграфическую базу области;
сконцентрировать бюджетные средства на реальную поддержку книгоиздания как важнейшего элемента культуры, повышение интеллектуального потенциала, творческой и социальной активности населения области;
обеспечить потребности области в социально значимой литературе, необходимой для решения задач в области воспитания, образования, науки и культуры;
обеспечить прогрессивные структурные сдвиги в сторону увеличения выпуска национальной литературы, книг для детей и юношества, молодых и известных Пермских авторов, учебных и научно-популярных изданий;
повысить качество книжной продукции как по содержанию, так и по художественно-оформительскому, полиграфическому исполнению.
оптимизировать инфраструктуру государственной полиграфической отрасли на территории Пермской области, обеспечить условия для формирования единого информационного пространства на территории области.
сохранить занятость в сфере полиграфии и книгоиздания, сформировать новое поколение издателей, обеспечить развитие государственного и частного книгоиздания.
обеспечить условия для формирования цивилизованного рынка полиграфических услуг и книгоиздания, где в равной конкурентной среде осуществляются как коммерческие, так и социально значимые некоммерческие проекты.
9. Информация о разработчиках программы
Государственный заказчик - Администрация Пермской области.
Инициатор, разработчик и координатор программы - управление внутренней политики и взаимодействия с территориями аппарата Администрации области.
Исполнители программы - органы местного самоуправления области, структурные подразделения аппарата Администрации области.
Общее руководство реализацией программы осуществляет заместитель Губернатора области, курирующий сферу полиграфии и книгоиздания.
Оперативное руководство программой осуществляет начальник управления внутренней политики и взаимодействия с территориями аппарата Администрации области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Пермской области от 22 мая 2003 г. N 819 "О Концепции областной целевой комплексной программы "Поддержка и развитие полиграфии и книгоиздания в Пермской области в 2004-2008 гг."
Текст постановления опубликован в Бюллетени Законодательного Собрания и Администрации Пермской области от 31 июля 2003 г. N 8