Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Пермской городской Думы
от 26 июня 2012 г. N 124
Концепция
долгосрочной целевой программы "Создание эффективной системы обращения с твердыми бытовыми отходами на период 2012-2020 годы"
1. Общие положения
1.1. Концепция долгосрочной целевой программы "Создание эффективной системы обращения с твердыми бытовыми отходами на период 2012-2020 годы" (далее - Концепция) определяет общие подходы, цель и задачи, сроки реализации, основные направления развития сферы обращения с твердыми бытовыми отходами.
1.2. Правовую основу Концепции составляют:
Конституция Российской Федерации,
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления",
Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения",
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды",
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации",
Правила обращения с отходами на территории города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от 26.06.2001 N 99 (далее - Правила обращения с отходами),
Правила благоустройства и содержания территории в городе Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от 29.01.2008 N 4.
1.3. Концепция является основой для разработки долгосрочной целевой программы "Создание эффективной системы обращения с твердыми бытовыми отходами на 2012-2020 годы" (далее - Программа).
1.4. Срок реализации Программы - с 2012 по 2020 годы.
2. Анализ существующего положения в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами
2.1. Организация сбора твердых бытовых отходов на территории города Перми.
На территории города Перми предусмотрена выдача разрешений на размещение мест сбора и (или) накопления отходов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, и на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. Установленные требования призваны обеспечить условия надлежащего исполнения обязательств физическими, юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы и индивидуальными предпринимателями в сфере обращения с отходами, а также обязательств органов местного самоуправления по организации сбора и (или) накопления отходов.
В настоящее время выдано 331 (44%) разрешение на места сбора и (или) накопления твердых бытовых отходов, которые приведены собственниками в нормативное состояние в соответствии с Правилами обращения с отходами. Однако часть управляющих организаций не берут на себя ответственность за содержание мест сбора и (или) накопления отходов, поэтому не обращаются за разрешением на размещение мест сбора и (или) накопления отходов или передают свои полномочия предприятиям-перевозчикам.
В микрорайонах индивидуальной жилищной застройки отсутствуют управляющие компании и предприятия-перевозчики. Деятельность физических лиц и индивидуальных предпринимателей по сбору, вывозу, захоронению и утилизации твердых бытовых отходов органами местного самоуправления недостаточно организовывается и контролируется.
2.2. Вывоз твердых бытовых отходов.
В сфере транспортировки отходов сложились рыночные отношения. В настоящее время на территории города Перми работает более 20 предприятий-перевозчиков, имеющих лицензии на осуществление данного вида деятельности, часть из которых работает посредниками, являющимися промежуточным звеном между отходообразователями (управляющими организациями) на основании договорных отношений и полигоном для захоронения твердых бытовых отходов. Часть предприятий-перевозчиков осуществляет свою деятельность ниже уровня рентабельности, тем самым не соблюдаются графики вывоза твердых бытовых отходов с мест сбора и (или) накопления отходов, что приводит к их складированию в несанкционированных местах.
В силу сложившихся рыночных отношений и отсутствия организации работ сбор и вывоз твердых бытовых отходов с территорий микрорайонов индивидуальной жилищной застройки носит несистемный характер, что также влечет образование стихийных свалок.
2.3. Несанкционированное размещение отходов.
Сохраняется практика уклонения от заключения договоров на сбор и вывоз отходов потребления со стороны представителей малого и среднего бизнеса, частного сектора, гаражных и садоводческих кооперативов. Помимо этого имеет место заключение договоров с недобросовестными предприятиями-перевозчиками по низким ценам, которые не осуществляют надлежащее удаление отходов.
Совокупность проблем, связанных с заключением и исполнением договоров на сбор и вывоз твердых бытовых отходов, несоблюдением требований законодательства отходообразователями и предприятиями-перевозчиками, отсутствием организации по удалению твердых бытовых отходов в микрорайонах индивидуальной застройки, гаражных и садоводческих кооперативах, приводит к возникновению несанкционированных свалок.
2.4. Захоронение твердых бытовых отходов.
Прием отходов, образующихся на территории города Перми, осуществляется на полигонах, расположенных в районе деревни Софроны Пермского района (полигон "Софроны"), вблизи закрытого административного территориального образования ЗАТО "Звездный" (ООО "Чистый город") и на территории Краснокамского района (ООО "Буматика"). Данные объекты соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям и используют традиционные виды захоронения методом свалки мусорных масс с последующим разравниванием и укатыванием. Основные характеристики полигонов представлены в таблице.
Таблица
Полигон |
Место нахождения |
Год ввода в эксплуатацию |
Год окончания эксплуатации |
S, га |
Вместимость/т |
|
max |
в год |
|||||
Бекрятский полигон твердых бытовых отходов |
Краснокамский район д. Запальта |
2008 |
2028 |
37 |
2 008 846 |
100 000 |
Полигон твердых бытовых отходов "Звездный" |
ЗАТО "Звездный" |
2005 |
2020 |
9 |
3 432 526 |
171 626 |
Полигон твердых бытовых отходов "Софроны" |
Пермский район д. Софроны |
1978 |
2020 |
62 |
9 236 836 |
326 261 |
2.5. Организация утилизации, переработки твердых бытовых отходов.
По сведениям Западно-Уральского управления Ростехнадзора на территории города Перми образуется порядка 500 тысяч тонн отходов производства и потребления. Часть отходов, являющаяся высококачественным сырьем, используется хозяйствующими субъектами повторно, но основная доля отходов по-прежнему транспортируется на полигоны для захоронения.
Существующая организация утилизации и переработки бытовых, промышленных и строительных отходов в настоящий период находится на стадии развития. Порядка 5% вторичного сырья извлекается из всего объема образующихся на территории города Перми отходов. Предприятия - сборщики вторсырья в основном собирают макулатуру, пластик, металл, стекло. Переработка вторичных ресурсов на территории города Перми развита слабо, так как предприятия-переработчики не могут конкурировать с оптовыми закупщиками вторсырья. По этой причине большая часть вторичных ресурсов вывозится за пределы Пермского края.
В сфере жилищно-коммунального хозяйства происходит смещение акцентов в сторону развития конкурентной среды и привлечения в отрасль частных инвесторов. По причине низкой рентабельности, высокой финансовой затратности при строительстве станций сортировки и перегруза в существующей технологической схеме движения отходов на территории города Перми не сформирована промышленная сортировка твердых бытовых отходов.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки твердых бытовых отходов на территории города Перми находятся в ведении муниципалитета.
Таким образом, для внедрения на территории города Перми промышленной сортировки твердых бытовых отходов с выделением полезных утильных фракций, подлежащих вторичному использованию, необходимо принятие кардинальных мер для развития данного направления - создание экономических стимулов по вовлечению отходов в хозяйственный оборот в качестве вторичных ресурсов.
Промышленная сортировка позволит извлекать вторичное сырье, качество которого будет зависеть от состава поступающих на переработку твердых бытовых отходов. Как показывает зарубежный и российский опыт только разделение твердых бытовых отходов на фракции в местах их образования позволяет повысить качество и увеличить объемы извлекаемого при сортировке сырья.
Таким образом, внедрение промышленной сортировки на территории города Перми будет способствовать развитию селективного сбора отходов, оборудованию контейнерами для разделения твердых бытовых отходов и приведению в нормативное состояние мест сбора и (или) накопления отходов.
3. Принципы политики органов местного самоуправления города Перми в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами
Принципами политики органов местного самоуправления города Перми в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами являются:
обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды;
возложение бремени несения расходов по обращению с отходами на отходообразователей;
создание условий для развития рыночной конкурентной среды в отрасли в целях повышения качества оказываемых услуг и снижения их стоимости;
обеспечение приоритета использования отходов в качестве вторичных ресурсов над уничтожением и захоронением;
гласность и свободный доступ заинтересованных хозяйствующих субъектов к информации в области обращения с отходами;
воспитание и формирование культуры, организация и развитие системы образования в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами.
4. Обоснование необходимости и целесообразности решения задачи программно-целевым методом
Целесообразность решения задачи по созданию эффективной системы обращения с твердыми бытовыми отходами программно-целевым методом определяется следующими факторами:
необходимостью совершенствования нормативно-правовой базы;
необходимостью системного подхода к решению проблем и реализации отдельных направлений в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами;
потребностью в комплексной реализации мероприятий по развитию сферы обращения с твердыми бытовыми отходами на территории города Перми;
возможностью привлечения средств бюджета города Перми для решения существующих проблем в сфере обращения с отходами.
5. Цель и задачи Программы
5.1. Целью Программы является совершенствование системы обращения с твердыми бытовыми отходами на территории города Перми, направленное на снижение количества отходов, подлежащих захоронению, повышение экономической эффективности функционирования системы, а также обеспечение безопасности окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения города Перми.
5.2. Достижение данной цели обусловливает необходимость решения следующих задач:
5.2.1 приведение в нормативное состояние мест сбора и (или) накопления твердых бытовых отходов, расположенных на территории города Перми.
Решение данной задачи предусматривает:
закрепление за отходообразователями мест сбора и (или) накопления отходов, расположенных на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена;
обеспечение соответствия мест сбора и (или) накопления отходов утвержденным нормативным требованиям за счет их собственников;
создание условий для организации селективного сбора твердых бытовых отходов;
взаимодействие с органами, уполномоченными осуществлять контроль и надзор в данной сфере;
5.2.2 предотвращение несанкционированного размещения твердых бытовых отходов.
Решение данной задачи предполагает следующие действия:
привлечение органов территориального общественного самоуправления к работе с населением по благоустройству территории;
размещение и содержание мест сбора и (или) накопления отходов в местах въезда (выезда) на магистральных дорогах;
5.2.3 развитие рынка вторичного сырья.
Решение задачи включает создание условий для строительства и эксплуатации станций сортировки и перегруза на территории города Перми путем:
предоставления субсидий на сортировку твердых бытовых отходов;
увеличения объемов переработки вторичных ресурсов;
5.2.4 уменьшение объемов твердых бытовых отходов, подлежащих захоронению на полигоне "Софроны".
Решение данной задачи предусматривает завершение эксплуатации полигона, проведение мероприятий по его рекультивации;
5.2.5 внедрение системы муниципального учета по сбору, транспортировке, сортировке и захоронению твердых бытовых отходов.
Решение данной задачи включает разработку городской информационной системы мониторинга накопления, сбора, вывоза и утилизации твердых бытовых отходов "Отходы" (далее - ГИС "Отходы");
5.2.6 повышение уровня культуры населения в области обращения с твердыми бытовыми отходами.
Повышение уровня культуры населения в области обращения с твердыми бытовыми отходами должно осуществляться как один из элементов создания органами местного самоуправления условий для своевременной, четкой и полной реализации всеми участниками оборота твердых бытовых отходов прав и обязанностей и основываться на принципах:
существования четкой работоспособной системы ответственности;
активной и систематической пропаганды культуры обращения с твердыми бытовыми отходами;
разработки и реализации программ воспитания культуры обращения с отходами для детских дошкольных и средних общеобразовательных учреждений.
Неотъемлемой частью реализации политики органов местного самоуправления города Перми в сфере обращения с отходами является планомерное и долгосрочное воспитание культуры жителей, рассчитанное на все возрастные и социальные группы. Решение данной задачи планируется в рамках Программы, включающей комплекс мероприятий, акций на соблюдение жителями города требований в сфере обращения с отходами. Информационно-разъяснительная деятельность будет направлена на организацию селективного сбора, обязательность заключения физическими и юридическими лицами договоров на удаление отходов и размещение их в надлежащем месте, на приведение мест сбора и (или) накопления отходов в соответствии с нормативными требованиями, на информирование отходообразователей о возможных последствиях их несоблюдения (применение мер административного воздействия).
Таким образом, у жителей города будет сформировано отношение к соблюдению правил содержания территории города Перми, правил обращения с отходами и выполнению ими своих обязанностей.
6. Механизмы реализации Программы
Реализация настоящей Концепции обеспечивается путем:
дальнейшего совершенствования нормативно-правовых актов города Перми в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами,
экономического стимулирования внедрения сортировки отходов,
разработки, утверждения и реализации планов, программ, мероприятий, проводимых администрацией города Перми,
информационного обеспечения мероприятий в сфере обращения с отходами,
взаимодействия с органами государственной власти Пермского края и Российской Федерации,
организации системы мониторинга.
7. Ожидаемые социально-экономические последствия реализации Программы
Результатом реализации Программы должно явиться:
улучшение экологического, а также эстетического состояния территории города Перми,
приведение в нормативное состояние мест сбора и (или) накопления твердых бытовых отходов, расположенных на муниципальных землях,
практическая реализация селективного сбора твердых бытовых отходов на территории города Перми,
уменьшение количества несанкционированного размещения твердых бытовых отходов,
построение схемы мониторинга накопления, сбора, вывоза и утилизации твердых бытовых отходов,
увеличение доли извлеченных утильных фракций, что напрямую повлияет на уменьшение количества отходов, размещаемых на полигонах для захоронения твердых бытовых отходов.
8. Период реализации и основные этапы реализации Программы
Период реализации Программы составляет 8 лет. Этапы реализации Программы представлены в приложении N 1 к настоящей Концепции.
9. Объемы и источники финансирования Программы, целевые показатели конечного результата, позволяющие оценить итоги реализации Программы
Целевые показатели, позволяющие оценить итоги реализации Программы, представлены в приложении N 2 к настоящей Концепции.
Программа рассчитана на период 2012-2020 годы и предусматривает детальную корректировку программных мероприятий на очередной год и плановый период по итогам результатов предыдущих лет.
В бюджете города Перми на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов предусмотрено 4 528,7 тыс.руб. (приложение N 3 к настоящей Концепции).
Планируемый объем финансирования Программы из бюджета города Перми представлен в приложении N 4 к настоящей Концепции.
Планируемый объем финансирования на субсидирование сортировки твердых бытовых отходов будет определен в Программе исходя из установленного Пермской городской Думой расходного обязательства на предоставление субсидий организациям, осуществляющим сортировку твердых бытовых отходов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.