Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Законодательного Собрания Пермской области
от 17 февраля 2005 г. N 2074
Концепция промышленной политики
Пермской области на 2005-2008 годы
Введение
Концепция промышленной политики Пермской области на 2005-2008 годы (далее - Концепция) является логическим развитием работ по созданию инструментария для реализации Закона Пермской области "О промышленной политике Пермской области", как целостной системы средств управления в сфере промышленного развития.
Закон Пермской области от 11.06.98 N 103-03 "О промышленной политике Пермской области" определил правовые и экономические основы, цели, элементы и принципы реализации промышленной политики в области, основы взаимоотношений между ее субъектами.
Решением Законодательного Собрания Пермской области от 22.07.99 N 571 была одобрена концепция развития промышленности Пермской области на период 1999-2003 годы. Назначение концепции - дать исходную, базовую оценку характеристики промышленного комплекса Пермской области, экономической ситуации и тенденций развития промышленности; сформулировать суть промышленной политики; определить основные направления по обеспечению стабилизации и дальнейшего развития промышленности, а также механизм реализации концепции на период 1999-2003 годы. Концепция служила основой для разработки программ развития промышленности и других нормативных правовых актов.
Однако из запланированных в концепции развития промышленности Пермской области на период 1999-2003 годы нормативных правовых актов к настоящему времени принята лишь часть:
Программа развития и использования минерально-сырьевой базы Пермской области на 2003-2005 годы и на перспективу до 2010 года;
Программа развития легкой промышленности на 2000-2002 годы;
областная целевая Программа развития лесопромышленного комплекса Пермской области на 2004-2010 годы;
областная целевая Программа содействия занятости населения Пермской области на 2003-2005 годы;
Закон Пермской области "О налогообложении в Пермской области".
Правовая регламентация мер государственной поддержки промышленности на областном уровне послужила своеобразным катализатором принятия нормативных правовых актов органами местного самоуправления, направленных на реализацию промышленной политики на соответствующих территориях.
В 1998-2001 годы предоставление государственной поддержки осуществлялось в форме бюджетного кредита, инвестиционного налогового кредита, предоставления инвестиций и гарантий администрации области. За рассматриваемый период этими формами государственной поддержки смогли воспользоваться 12 организаций Пермской области, сумма предоставленной государственной поддержки составила 104,7 млн. рублей.
С 1 января 2003 года в соответствии с Законом Пермской области "О налогообложении в Пермской области" введены дополнительные инвестиционные льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций, что позволило сэкономить около 0,5 млрд. рублей для промышленных организаций области в 2003 году.
В 2004 году на содействие инвестициям выделено из областного бюджета 539,48 млн. рублей, в том числе на разработку и реализацию инвестиционных проектов - 181,58 млн. рублей.
Администрация Пермской области заключила соглашение о сотрудничестве с Западно-Уральским банком Сбербанка Российской Федерации, в том числе по кредитованию значимых для Пермской области инвестиционных проектов.
Заключены соглашения о сотрудничестве с ОАО НК "ЛУКОЙЛ", ОАО "Сибирско-Уральская нефтегазохимическая компания", ЗАО "Объединенная металлургическая компания".
Заключено соглашение между администрацией области и Пермским научным центром Уральского отделения Российской Академии наук о совместной деятельности по формированию и реализации научно-технической политики в Пермской области.
Изменение макроэкономической ситуации в Пермской области и в Российской Федерации в целом, произошедшее за данный период, а также принятие Стратегии социально-экономического развития Пермской области (постановление Законодательного Собрания Пермской области от 18.09.2003 N 990) потребовали корректировки механизмов и средств реализации промышленной политики в новых условиях.
В современных рыночных условиях, когда воздействие органов государственной власти на развитие экономики носит не директивный, а регулирующий характер, для органов государственной власти важно иметь не концепцию развития той или иной отрасли, а концепцию политики, определяющей поведение субъектов управления на основе мониторинга и анализа тенденций отраслевого развития. В связи с этим целесообразно рассматривать концепцию промышленной политики.
Концепция исходит из того, что реализация промышленной политики на современном этапе развития национальной экономики диктует необходимость учета таких макротенденций как переход России в категорию постиндустриальных обществ, активно надвигающуюся глобализацию национальных экономик, предполагаемое вступление России во Всемирную торговую организацию. Неразвитость рыночных механизмов саморегулирования промышленной деятельности требует активного участия органов государственной власти и местного самоуправления посредством реализации прямых и косвенных методов регулирования в формах, побуждающих товаропроизводителей к ускорению реформирования и реорганизации.
Основной целью промышленной политики области должно стать создание условий для организации и развития конкурентоспособных и эффективных производств. Формирование конкурентоспособного производства предъявляет особые требования к процессам модернизации производства, стандартизации и качеству продукции; квалификации специалистов и менеджеров, профессионально-квалификационному составу рабочих кадров, качеству труда; условиям поддержания платежеспособного спроса на промышленную продукцию, которые могут быть обеспечены за счет повышения уровня оплаты труда, финансового оздоровления организаций, увеличения объемов госзаказа и расширения его номенклатуры, создания определенного имиджа отечественному производству, содействия продвижению его продукции.
Данные требования, предъявляемые на современном этапе к функционированию промышленности, являются основанием для формирования положений промышленной политики и выработки действий по реализации мер государственной поддержки промышленности.
Концепция, как базовый системный документ, определяет задачи промышленной политики в Пермской области на 2005-2008 годы. В дальнейшем, исходя из сформулированных требований к Концепции и объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа, она подлежит регулярному (не реже одного раза в два года) уточнению и актуализации.
1. Характеристика современного состояния промышленности
Пермской области
1.1. Общая характеристика промышленности Пермской области
Пермская область - одна из наиболее индустриально развитых областей России. По объему промышленной продукции в 2003 году область занимала 11 место среди 89 регионов России. По объему промышленного производства на одного работающего в 2003 году ей принадлежит 4-е место среди регионов Приволжского федерального округа.
По данным Пермского областного комитета государственной статистики в 2003 году промышленными предприятиями области произведено продукции в фактических отпускных ценах на сумму 183,4 млрд. рублей, что значительно больше аналогичных показателей в сельском хозяйстве, капитальном строительстве и розничной торговле вместе взятых.
Существенный вклад вносят предприятия промышленности в создаваемый в области валовой региональный продукт. По оценке Пермского областного комитета государственной статистики доля промышленности в составе валового регионального продукта в 2002 году составила около 40,0%.
Анализ отраслевой макроструктуры промышленности (рис. 1) показывает, что более двух третей объема выпуска промышленной продукции в 2003 году получено предприятиями четырех крупных отраслей: топливной промышленности (на ее долю приходится более 25% произведенных объемов), химической и нефтехимической промышленности (16,0%), машиностроения и металлообработки (16,3%), электроэнергетики (13,3%).
"Рис.1. Структура выпуска промышленной продукции в 2003 году (в процентах к общему объему произведенной продукции)"
Из представленной диаграммы видно, что, основой многоотраслевого промышленного хозяйственного комплекса Пермской области являются организации, производящие продукцию производственно-технического назначения. Их доля в объеме промышленного производства области в 2003 году составляла 54,1%. Организациями топливно-энергетического комплекса произведено 36,9% промышленной продукции. В то же время относительно мала доля отраслей, производящих потребительские товары для населения.
Промышленное производство в области сосредоточено примерно на 6100 промышленных организациях, в том числе около 430 организаций входят в число крупных и средних. В результате проведенной приватизации большая часть организаций находится в частной собственности. Лишь 3,9% предприятий промышленности являются государственной или муниципальной собственностью. Уровень концентрации производства на промышленных организациях области характеризует следующий показатель: в 2003 году 430 крупных и средних организаций промышленности выпустили 92,4% от общего объема промышленной продукции.
Многие организации, расположенные на территории области, являются в России ведущими в своей отрасли. Так, в машиностроении лидируют организации, производящие топливную аппаратуру, газоперекачивающие агрегаты и газотурбинные генераторы, нефтепромысловое оборудование, аппаратуру цифровых и волоконно-оптических систем передачи информации.
На долю организаций Пермской области приходится 100% производимых в России калийных удобрений. Единственная в России организация по производству титановой губки находится в Пермской области. Половина от общероссийских объемов магния производится компаниями Пермской области.
Металлургическая промышленность представлена организациями по переработке черных, цветных и редкоземельных металлов, а также организациями порошковой металлургии.
Лесопромышленный комплекс области занимает одно из ведущих мест в России по объемам заготовки и переработки древесины. Организации целлюлозно-бумажной промышленности выпускают около 20% общероссийского производства бумаги различного назначения.
Значительная часть продукции, созданной промышленными организациями области, реализуется на экспорт. В товарной структуре экспорта доминирует продукция организаций химии и нефтехимии, а также топливно-энергетического комплекса, доли которых в объеме экспорта в 2003 году составили соответственно 42% и 34%.
Территориально развитие промышленности характеризуется неравномерностью: более 60% промышленной продукции выпускается в таких крупных промышленных центрах Пермской области как г.Пермь, г.Березники, г.Соликамск. В структуре промышленного производства этих городов преобладает продукция топливной, химической и нефтехимической, лесной и целлюлозно-бумажной промышленности, машиностроения.
1.2. Ресурсный потенциал промышленности Пермской области
Пермская область обладает богатым ресурсным потенциалом для развития промышленности. В числе наиболее значимых следует выделить минерально-сырьевые и лесные ресурсы, производственный потенциал промышленных организаций, научно-технический потенциал, трудовые и финансовые ресурсы, наличие транспортной и коммуникационной инфраструктуры.
1.2.1. Природно-ресурсный потенциал Пермской области
Минеральное сырье имеет важнейшее значение для промышленности Пермской области. По оценкам национального рейтингового агентства "Эксперт-РА" природно-ресурсному потенциалу Пермской области в 2002-2003 годах было присвоено 5-е место среди 89 субъектов Российской Федерации. По мнению ряда исследователей, на ее территории сконцентрировано 7,2% природно-ресурсного потенциала страны.
На территории области выявлено и разведано более 1000 месторождений почти по 50 видам полезных ископаемых, из них - около 850 месторождений твердых полезных ископаемых, 214 - нефти и газа, более 90 - подземных вод.
В недропользовании находится порядка 25% месторождений. Наиболее развитой является добыча нефти и газа, калийно-магниевых и натриевых солей, алмазов, золота, металлургического и цементного сырья, хромовых руд, стройматериалов и пресных подземных вод.
Наиболее существенный вклад в бюджеты всех уровней вносит разработка нефтяных месторождений. Эксплуатация нефтяных месторождений обеспечивает около 30% совокупных платежей в бюджеты всех уровней и более 90% налога на добычу полезных ископаемых. В целом 97% всех доходов от недропользования и 96,5% налога на добычу полезных ископаемых приходится на разработку нефтяных месторождений и Верхнекамского месторождения калийных солей. Вклад алмазов оценивается на уровне 1,5% по всем видам налогов и порядка 2% по налогу на добычу полезных ископаемых. Суммарная доля остальных полезных ископаемых незначительная - до 1,5% в консолидированном бюджете и столько же в налоге на добычу полезных ископаемых.
Состояние лесного фонда Пермской области, являющейся одним из самых крупных лесосырьевых регионов России, позволяет утверждать, что для развития всех отраслей лесопромышленного комплекса имеется надежная лесосырьевая база.
Общая расчетная лесосека Пермской области на начало 2004 года составляла 12,5 млн. куб. метров древесины. В годичной расчетной лесосеке имеется 4,0 млн. куб метров пиловочного сырья (в том числе около 3,0 млн. куб. метров хвойных пород), более 1,2 млн. куб. метров березового фанерного сырья, около 3,0 млн. куб. метров балансов (в их числе почти 2,0 млн. куб. метров хвойных пород), а также около 2,2 млн. куб. метров технологического сырья.
Богатый лесопромышленный потенциал сделал Пермскую область одним из всероссийских центров лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.
1.2.2. Производственный потенциал промышленных организаций
Основой производственного потенциала многоотраслевого промышленного комплекса Пермской области являются основные производственные фонды.
Стоимость промышленно-производственных основных фондов по организациям, состоящим на самостоятельном балансе, на конец 2003 года составила 170,8 млрд. рублей, или 82,8% всех основных фондов отраслей, производящих товары.
Анализируя структуру промышленно-производственных основных фондов, можно отметить, что наибольший объем их стоимости приходится на долю четырех отраслей. В их числе: электроэнергетика (32,2%), топливная промышленность (22,8%) химия и нефтехимия (20,0%) и машиностроение (8,1%). На долю металлургической промышленности приходится 7,5%, лесной отрасли - 4,8%. Остальная часть фондов небольшими долями распределилась по другим отраслям (приложение 1 к концепции).
Необходимо также отметить, что в промышленности не используется в среднем около 40% мощностей. Пермским областным комитетом государственной статистики на промышленных организациях проводится ежегодное обследование загрузки мощностей по выпуску важнейших видов продукции. В 2003 году из 130 видов, по которым проводилось обследование, не полностью использовались мощности по 125 (96,2%), причем по 43 видам продукции (33,1%) среднегодовая мощность использовалась менее чем наполовину, по 10 видам (7%) уровень использования мощностей был ниже 10%. Наибольшая степень загрузки мощностей отмечается в топливной, лесной и легкой промышленности (в пределах 75-85%), несколько ниже на организациях черной металлургии, химии и нефтехимии, а также промышленности строительных материалов - 60-68%, машиностроения и пищевой промышленности - 55-58%.
Степень износа промышленно-производственных фондов промышленных организаций области на конец 2003 года составила 52,0%. В отдельных отраслях этот показатель значительно выше. В их числе электроэнергетика (61,6%), черная металлургия (69,9%), лесозаготовительная отрасль (57,8%), промышленность строительных материалов (56,7%).
Качественный состав основных производственных фондов характеризует их активная часть, доля которой в общей стоимости промышленно-производственных фондов на конец 2003 года составила 48,3%. Степень их износа (60,0%) превышает соответствующий показатель, сложившийся в целом по промышленности (51,4%), а также по зданиям и сооружениям (30,5% и 51,2% соответственно). При этом в составе активной части основных промышленно-производственных фондов наибольшую степень износа имеют машины и оборудование (61,5%).
1.2.3. Кадровый потенциал
Главным источником экономического роста и социального прогресса является человеческий потенциал. Для целей развития производства существенную роль играет его общеобразовательный уровень и квалификация.
Однако доля занятых в экономике лиц с высшим образованием последние три года не увеличивается, оставаясь на уровне 15,8-16,8%. Подготовкой специалистов с высшим и средним специальным образованием в Пермской области в настоящее время занимаются 15 вузов, более 20 филиалов, 42 техникума (училища) и 37 колледжей.
В современных условиях носителями интеллектуального потенциала являются не только инженерно-технические, но и многие рабочие специальности. Только при наличии высококвалифицированных рабочих можно выпускать продукцию высокого качества, отвечающую требованиям рынка потребления. Многие рабочие специальности требуют высокого уровня образованности и трудовой дисциплины.
В Пермской области подготовку рабочих кадров обеспечивают 90 учреждений начального профессионального образования. В организациях сохранились учебные центры, отделы технического обучения, продолжают функционировать постоянно действующие курсы по подготовке персонала.
Вместе с тем анализ показывает необходимость обеспечения реорганизации системы подготовки квалифицированной рабочей силы, адекватной требованиям современной экономики. В настоящее время в данной сфере накопились следующие диспропорции: сократилась подготовка ИТР и квалифицированных рабочих в техникумах, профессиональных училищах и лицеях, возрос удельный вес подготовки специалистов экономического профиля, ослаблено взаимодействие профессиональных учебных заведений с организациями, что не способствует поддержанию материально-технической базы, отрицательно влияет на качество профессионального образования.
1.2.4. Научно-технический потенциал и инновационное развитие
В последние десятилетия в экономической науке при анализе проблем экономического роста факторам производства стали уделять повышенное внимание. В настоящее время такой фактор как земля (природные ресурсы), не оказывает существенного влияния на экономический рост. Два других фактора - труд и капитал обеспечивают не более 50% роста экономики. Например, количественный и качественный рост труда и капитала обеспечивают только 15% экономического роста в США. Преимущественная часть ("остаток Солоу") обеспечена новыми технологиями.
Таким образом, все большее значение приобретает четвертый фактор производства - технологии. Высокий вклад этого фактора обеспечен значительными вложениями не только в современную технику и человеческий капитал, а именно в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). По этому показателю отставание России от стран с рыночной экономикой является наиболее существенным, и более того, усиливается из года в год. Отставание в технологиях приводит к тому, что, даже получая новейшее оборудование в качестве инвестиций и повышая качество рабочей силы, мы не можем обеспечить экономический рост, следовательно, рост качества жизни, как развитые страны, производящие новые технологии. Эта проблема "догоняющего развития" является чрезвычайно актуальной для всех стран, не относящихся к развитым.
Научно-исследовательский потенциал Пермской области достаточно велик, что связано с исторической ориентацией Пермской области на потребности оборонно-промышленного комплекса. Его формируют один филиал и четыре института Пермского научного центра Уральского отделения Российской академии наук, четыре отраслевых института, ОКБ "Темп", Республиканский инженерный центр порошковой металлургии, в которых ведутся фундаментальные и прикладные научные исследования в области технической химии, механики сплошных сред, неорганических и композиционных материалов, экологии, генетики микроорганизмов, буровой техники, металлургии, исследования недр. Одновременно в Пермской области сложился устойчивый рынок научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области информационных технологий.
На крупных организациях осуществляют научно-исследовательскую деятельность 56 организаций, из них 23 НИИ, 20 проектно-конструкторских бюро, 13 научно-исследовательских подразделений, в которых работают более 450 докторов наук и более 2300 кандидатов наук. Основной упор делается на технические науки, на долю которых приходится более 90% объема затрат на исследования и разработки. Величина объемов научных исследований и разработок, выполненных собственными силами, в расчете на одного специалиста НИОКР, возросла в 2002 году на 12,6%.
Столь значительный научно-исследовательский потенциал может стать основой инновационного развития промышленности Пермской области. Между тем лишь незначительное количество разработок доводится до стадии промышленной реализации.
Пермская наука испытывает значительный дефицит финансирования. И хотя в последние годы финансирование науки несколько возросло (с 0,65% от ВРП в 1998 году до 1,3% в 2002 году), его нельзя признать соответствующим современной экономической ситуации.
Анализ производственного, экономического, технологического и научного потенциала показывает, что 98 организаций и 33 научных учреждения Пермской области способны заняться развитием и внедрением перспективных наукоемких разработок и являются потенциальными участниками в реализации экономического развития Пермской области. При этом только около 30% крупных и средних организаций занимались в 2002 году инновационной деятельностью. Наибольшая инновационная активность отмечается в организациях нефтепереработки.
По данным Федерального института промышленной собственности в Пермской области с 2000 по 2002 год включительно зарегистрировано и выдано патентов на 620 изобретений. По данным Российского агентства по патентам Пермская область стабильно входит в 10 первых регионов России по количеству подаваемых заявок на изобретения, полезные модели и товарные знаки.
Конечным результатом инновационной деятельности является внедрение в производство более эффективных видов технологий и совершенствование действующих видов продукции. В общем объеме отгруженной продукции на инновационную продукцию в 2002 году приходилось лишь 10,9%. При этом около 90% инноваций связаны с приобретением нового оборудования и лишь 2% новых технологий является результатом исследований и разработок.
1.2.5. Инвестиционные ресурсы
Пермская область имеет разветвленную сеть финансово-кредитных учреждений. На финансовом рынке области активно действуют специализированные институты, выступающие как непосредственными инвесторами, так и финансовыми посредниками: 11 региональных банков и 48 филиалов 29 иногородних банков, инвестиционные и лизинговые компании, пенсионные фонды и другие структуры, обеспечивающие трансформацию денежных средств в инвестиции. Количество финансово-кредитных учреждений, работающих в Пермской области, соответствует среднероссийским региональным показателям.
Общий объем финансовых вложений организаций увеличился за 2003 год в 2,5 раза и составил 152,3 млрд. рублей. На долгосрочные финансовые вложения приходилось 30,9 млрд. рублей, что составляет 20,3%. В структуре долгосрочных финансовых вложений крупных и средних организаций области в 2003 году наибольшая доля приходилась на инвестиции в паи и акции других организаций 92,8% или 28,7 млрд. рублей.
В структуре финансовых вложений по основным отраслям экономики наблюдаются положительные изменения: растет доля финансовых вложений, направляемых в промышленность, при одновременном сокращении удельного веса финансово-кредитных организаций. За 2003 год удельный вес инвестиций в основной капитал организаций промышленности возрос с 46% до 52,3%.
Характеризуя банковский капитал как один из источников инвестиций, следует отметить его рост за 2003 год на 42%. Рост активов банковской системы области повышается опережающими темпами по отношению к уровню инфляции, росту производства, росту уровня доходов населения.
В структуре банковского капитала и оборота лидирующее положение занимает Западно-Уральский банк Сбербанка России, которому принадлежит 67% активов банковской системы области.
За последние годы наблюдается процесс укрупнения региональных банков и проникновения в область иногородних крупных банков, что предполагает дальнейшую интеграцию национальных банковских структур. Положительным моментом этого процесса является возможность кредитования крупных инвестиционных проектов и снижение процентных ставок.
Совокупный кредитный портфель банков, работающих в Пермской области, составил на конец 2003 года 31 млрд. рублей, что на 53% больше по сравнению с 2002 годом. Реально кредитный портфель на территории области значительно больше, так как большие объемы кредитных ресурсов организациям предоставляют головные офисы московских и иностранных банков.
Основным направлением вложений кредитных организаций и филиалов иногородних банков являются кредитные вложения и вложения в ценные бумаги. В 2003 году их удельный вес в общей сумме валюты сводного баланса составил соответственно 47,3% и 14,6%.
В структуре кредитных вложений значительное место занимают краткосрочные кредиты (55,3%). Это обусловлено преобладанием у банков краткосрочных ресурсов. Средневзвешенная процентная ставка по этим кредитам варьировала в 2003 году от 14,5% до 24,8%.
Поэтому организации вынуждены осуществлять инвестиции в основном за счет собственных средств и лишь частично за счет кредитов. Практически не используются такие формы инвестирования, как выпуск облигаций и проведение эмиссий акций.
В последнее время наметились тенденции по развитию банковского розничного бизнеса, который является одним из наиболее привлекательных направлений в российском банковском секторе на фоне роста благосостояния населения и снижения доходности в ряде других направлений банковского бизнеса.
Также наблюдаются позитивные изменения в вопросе привлечения промышленными организациями кредитных ресурсов как внутри страны, так и за рубежом. Однако основной объем кредитных ресурсов приходится на узкую группу основных заемщиков. Более значительное увеличение объемов кредитования за счет расширения круга заемщиков представляет в настоящее время угрозу банковскому сектору, так как существует опасность негативного изменения кредитных портфелей банков в сторону значительного повышения рисков.
В целом стоит отметить, что банковская система области находится на недостаточно высоком уровне развития: кредитные институты не способны предоставить организациям необходимый объем финансовых ресурсов, процентные ставки находятся на высоком уровне, ощущается недостаток эффективных механизмов кредитования. Очевидно, что большая часть данных проблем носит институциональный характер (инфляция, отсутствие механизма рефинансирования, слабая защищенность кредиторов и заемщиков и др.).
1.2.6. Инфраструктурный комплекс
Развитие инженерной и транспортной инфраструктуры имеет решающее значение в обеспечении производственных связей промышленных организаций, доведении продукции до потребителей. В современных условиях особая роль отводится развитию телекоммуникационных сетей и технологий.
Пермская область имеет выгодное географическое положение и развитую инженерную инфраструктуру.
Территорию Пермской области пересекают две железнодорожные магистрали, имеющие трансконтинентальное значение "Москва - Ярославль - Киров - Пермь - Екатеринбург - Тюмень - Омск - Владивосток" и "Москва - Казань - Екатеринбург - Курган - Омск". Дополнительный выход в соседнюю Свердловскую область дает старейшая на Урале Горнозаводская железная дорога "Пермь - Чусовская - Нижний Тагил - Екатеринбург". Выход в Свердловскую и Челябинскую области обеспечивает железная дорога "Калино - Лысьва - Бакал". Северные и восточные промышленные районы с областным центром связаны дорогами "Чусовская - Соликамск" и "Пермь (Левшино) - Ярино - Углеуральская".
Эксплуатационная длина железных дорог Министерства путей сообщения (Пермского отделения Свердловской железной дороги, Ижевского отделения Горьковской железной дороги) составляет 1326 км, из них электрифицировано 1107 км (83,5%).
По территории области проходит подъезд к городу Перми от автодороги "Волга" и "Пермь - Екатеринбург". В настоящее время область имеет автодорожные выходы в соседние регионы: Удмуртию, Башкортостан, Кировскую и Свердловскую область.
В 1996 году введены в эксплуатацию автомобильный мост через р.Чусовая и автомобильная дорога "Пермь - Березники", что позволило кратчайшим путем соединить с областным центром города Верхнекамья. Продолжается строительство автодороги "Полазна - Чусовой", которая обеспечит удобный выход к городу Перми районам горнозаводской части области. В 1996 году завершена реконструкция автодороги "Кукуштан - Чайковский". Таким образом, обеспечено устойчивое автотранспортное сообщение города Чайковского с областным центром, а центральные районы области получили еще один выход в соседнюю Удмуртию. В 1998 году сдан в эксплуатацию мостовой переход через р.Вишера, в 2000 году - мостовой переход через р.Колва. Благодаря этому решена проблема присоединения северного Чердынского района к сети автомобильных дорог Прикамья. На севере области строится автодорога "Соликамск - Коса", которая объединит сырьевые районы Коми-Пермяцкого автономного округа с перерабатывающими организациями города Соликамска.
Протяженность автомобильных дорог общего пользования (с учетом Коми-Пермяцкого автономного округа) составляет 10540 км, из них с твердым покрытием 10143 км (96,2%). Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием на начало 2001 года составила 79,9 км на 1000 кв. км территории.
Протекающая по территории области река Кама является важным звеном единой глубоководной системы Европейской части России, в свою очередь связанной с водными путями европейских стран. Из Прикамья можно осуществлять перевозку грузов в порты Балтийского, Белого, Черного, Азовского и Каспийского морей, речные порты Большого Европейского кольца.
Через город Пермь проходит ряд российских и международных авиалиний. В 1993 году в аэропорту "Большое Савино" открыт международный сектор. Намечена полномасштабная реконструкция аэропорта.
В настоящее время в Пермской области осуществляют деятельность 199 операторов связи, которые предоставляют услуги электросвязи (международная, междугородная, местная телефонная связь, телеграф, сотовая радиотелефонная связь стандартов NMT-450, GSM-900, DCS-1800, DAMPS-800, пейджинговая связь, подвижная радиосвязь, эфирная и кабельная трансляция телевизионных и звуковых программ, узлы телематических служб и сети передачи данных и др.) и почтовой связи.
Монтированная емкость АТС телефонной связи общего пользования в области составляет более 750 тыс. номеров, монтированная емкость коммутаторов сотовой радиотелефонной связи - более 310 тыс. номеров. Телефонная сеть общего пользования создана с применением коммутационного оборудования электронного типа. Межстанционная сеть и распределительная сеть строятся с применением современных цифровых систем передачи информации синхронной (SDH), плезиохронной (PDH) и асинхронной иерархий на базе волоконно-оптических линий связи.
1.3. Место промышленности в системе экономических интересов
населения Пермской области
Социально-экономическая роль промышленности чрезвычайно весома для населения области. Стабильно работающая промышленность - основа благополучия населения области.
Промышленность обеспечивает постоянную занятость и стабильные доходы 31% общей численности населения, занятого в экономике области. Уровень оплаты труда в промышленности превышает средний уровень заработной платы по области. Так, в 2003 году среднемесячная заработная плата работающих в промышленности составила 6500 рублей, что на 23% выше, чем в среднем по области.
Пермская область, являясь территорией-донором, занимает ведущее место по сумме поступлений налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации. При этом более половины налоговых поступлений в бюджеты всех уровней обеспечивают промышленные организации. По данным Главного управления МНС РФ по Пермской области за 2003 год налоговые поступления от промышленных организаций Пермской области составили 30,3 млрд. рублей или 57,5% общей суммы налоговых поступлений.
К числу основных отраслей промышленности, обеспечивающих большую часть поступлений по налогам и сборам в бюджетную систему Российской Федерации, относятся:
топливная промышленность, организации которой перечислили в консолидированный бюджет области 15,8 млрд. рублей (52% поступлений по промышленности);
машиностроение и металлообработка - 3,9 млрд. рублей (12,8%);
электроэнергетика - 3,8 млрд. рублей (12,6%);
химическая и нефтехимическая промышленность - 2,1 млрд. рублей (7,1%).
Все это обеспечило лидирующее место области в Российской Федерации по показателям, характеризующим уровень жизни населения, в том числе: по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы, обороту розничной торговли, реализации платных услуг, денежным доходам на душу населения и средней заработной плате.
Однако при этом высокий уровень концентрации промышленного производства создает высокую зависимость состояния экономики области и отдельных территорий, а также благополучия населения от результатов деятельности небольшого числа бюджетообразующих организаций.
1.4. Основные тенденции развития промышленности Пермской области
Анализ динамики развития промышленного производства Пермской области за ряд последних лет позволяет выявить основные тенденции развития промышленности (как позитивного, так и негативного плана) и на этой основе выделить проблемы ее развития.
1.4.1. По объему производства продукции, численности работающих, стоимости основных производственных фондов промышленность сохраняет ведущие позиции в экономике Пермской области.
Однако объем промышленного производства в области в 1999-2003 годах характеризуется неустойчивыми темпами прироста (рис.2).
После дефолта 1998 года в (положительные тенденции наметились в марте 1999 года) в течение двух лет наблюдался значительный рост промышленного производства, вызванный, прежде всего, широкими возможностями импортозамещения, наличием резервных (недозагруженных) мощностей и благоприятной конъюнктурой на мировом рынке на экспортную продукцию области. Показатели темпов роста объемов промышленного производства по области значительно превышали общероссийские.
Развитие промышленного производства в 2002-2003 годы во многом зависело от изменения мировых цен на основные товары экспорта области, прежде всего на нефть. В конце 2001 года - начале 2002 года темпы прироста замедлились ввиду нестабильности на мировых рынках нефти, металлов и метанола. Ускорение развития в 2003 году обусловлено благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой для основных товаров экспорта области.
"Рис.2. Динамика промышленного производства по полному кругу предприятий (Индекс физического объема (ИФО) в процентах к предыдущему году)"
По итогам 2003 года Пермская область по темпам роста промышленного производства занимала 10-е место среди 15 субъектов Российской Федерации Приволжского федерального округа.
1.4.2. Отрасли, ориентированные на внешний рынок (топливная, химическая и нефтехимическая промышленность, цветная металлургия), продолжают наращивать стоимостные объемы в отличие от отраслей, ориентирующихся на внутренний спрос (приложение 2 к концепции), что является причиной нарастания диспропорций в структуре промышленности Пермской области, а именно, приводит к преобладанию доли отраслей сырьевой направленности.
Так, за ряд последних лет существенно увеличился удельный вес продукции топливной промышленности (с 17,4% в 1995 году до 23,6% в 2003году), которая вышла на первое место, вытеснив химическую и нефтехимическую промышленность (приложение 3 к концепции). Тем не менее доля последней в структуре промышленного производства остается по-прежнему значительной.
При этом возросла до 16,3% по итогам 2003 года доля продукции машиностроения. Доля черной и цветной металлургии практически не изменилась. По всем остальным отраслям наблюдается снижение удельного веса в объеме производства промышленной продукции.
1.4.3. Структурные изменения в промышленности Пермской области отразились на структуре экспорта и импорта продукции. Для внешнеторгового оборота Пермской области характерно преобладание экспорта. Доля экспорта в объеме внешнеторгового оборота организаций области в 2003 году составила 86%.
В целом, по сравнению с 1998 годом внешнеторговый оборот организаций области вырос на 38,5% при увеличении экспорта и снижении импорта. Так, если в 1998 году на 1 рубль импортируемой продукции приходилось 4,11 рублей экспортируемой продукции, то в 2003 году на 1 рубль импорта приходилось 5,97 рублей экспорта. Экспортно-ориентированная направленность Пермской области усилилась за ряд последних лет за счет увеличения доли экспорта продукции топливно-энергетического комплекса (почти в 2,5 раза за 1998-2003 годы). Импортные поставки в Пермскую область в 2003 году возросли по сравнению с 1998 годом на 14,1%.
Товарная структура экспорта все более приобретает сырьевую направленность. В ее основе - продукция топливно-энергетического комплекса (34%) и химической промышленности (42%). Преобладание в структуре экспорта области сырьевых товаров (около 85% от общего объема) делает его крайне зависимым от конъюнктуры российского и мирового рынков.
В товарной структуре импорта ведущую позицию в течение ряда лет занимает продукция машиностроения (около половины импортируемой продукции). Высока доля импорта химической продукции, минеральных продуктов.
Большую часть внешнеторгового оборота области в 2003 году обеспечивали такие крупнейшие промышленные организации, как: ОАО "Уралкалий", ОАО "Сильвинит", ОАО "Соликамскбумпром", ООО "Лукойл-Пермнефтепродукт", ООО "Лукойл-Пермь", ОАО "Метафракс".
1.4.4. Промышленность области вносит весомый вклад в положительный финансовый результат, полученный в экономике области. На ее долю в 2003 году приходилось около 84% всей прибыли. При этом 65% прибыли в промышленности приходилось на долю организаций топливной отрасли.
Сальдированный финансовый результат деятельности крупных и средних организаций за 2003 год по сравнению с 2002 годом возрос на 66,2% (приложение 4 к концепции). В промышленности он увеличился почти вдвое.
В результате к концу 2003 года прибыль превосходила убытки нерентабельных организаций в 15 раз, в то время как в 2002 году это соотношение составляло 4,4 раза.
В то же время в общей численности организаций возросла доля убыточных организаций. Если в 2002 году в промышленности удельный вес таких организаций составил 36,8%, то по результатам 2003 года - уже 40,3%. Такая тенденция прослеживается во всех основных отраслях экономики области.
1.4.5. В качестве основных тенденций, характеризующих инвестиционную активность промышленных организаций, могут быть выделены следующие.
На территории Пермской области, начиная с 1999 года, наблюдалась положительная динамика инвестиций в основной капитал. В течение ряда последних лет рост инвестиций в Пермской области был одним из самых высоких на Урале. Объем инвестиций на душу населения был выше, чем в среднем по Российской Федерации. Росла доля инвестиций в основной капитал в составе ВРП области и в 2002 году она достигла 20,4%, что говорит о переходе к инвестиционному типу развития.
Однако, несмотря на рост финансовых вложений в экономику области за ряд последних лет, наблюдается неблагоприятная инвестиционная ситуация, которая характерна не только для Пермской области, но и России в целом. К числу основных факторов, сдерживающих инвестиционную активность, относятся: высокая зависимость национального хозяйства, государственных финансов и платежного баланса от внешнеэкономической конъюнктуры при существующем ВВП, избыточные административные барьеры для предпринимательской деятельности, отсутствие действенных механизмов стимулирования инвестиционной активности налогоплательщиков при сохранении в целом высокой налоговой нагрузки на бизнес.
Собственные инвестиционные ресурсы организаций остаются нестабильными ввиду нестабильности объемов производства продукции и финансовых показателей организаций. Банковский сектор ввиду отсутствия механизмов капитализации сбережений населения и трансформации их в инвестиции более успешно работает с вкладами населения и государственными облигациями, чем с реальным сектором экономики.
В результате положительной динамики финансовых результатов деятельности организаций в 2003 году объем инвестиций в промышленность составил 15,9 млрд. рублей и увеличился на 5,7 % к уровню предыдущего года.
В структуре инвестиций в основной капитал на долю промышленности приходилось около половины инвестиций в экономику области. Среди отраслей промышленности наиболее привлекательными для инвесторов являются топливная, химическая и нефтехимическая промышленность. На их долю в 2003 году приходилось 62,1% инвестиций в промышленность (приложение 5 к концепции).
Наибольшие темпы роста наблюдались в топливной (на 5,4%), лесной (на 38,9 %), полиграфической (на 20,1%) отраслях промышленности.
Наибольшие темпы снижения объемов инвестиций в основной капитал по итогам 2003 года отмечены в черной металлургии, (57,5% к уровню 2002 года), цветной металлургии (58,6%), легкой промышленности (53,4%).
Около половины объема инвестиций в основной капитал (50,7%) организации области направляли на приобретение машин, оборудования и транспортных средств, в том числе на приобретение импортного оборудования (6,8 %).
В 2003 году отмечается также снижение числа инвесторов и объема поступления иностранного капитала (58,3% к уровню 2002 года). Несмотря на то, что среди отраслей экономики промышленность является наиболее привлекательной для вложения иностранного капитала, ее доля в общем объеме иностранных инвестиций снизилась за 2003 год с 74,8% до 40,6%.
Иностранные вложения инвесторов направлялись в основном в машиностроение и металлообработку, цветную металлургию и лесопромышленный комплекс и другие производства.
Общая величина инвестиций в эти отрасли составила 98,5% всех вложений в промышленность. Значительно снизились объемы вложения иностранного капитала в машиностроение и металлообработку и цветную металлургию. Следует отметить, что в топливную промышленность в 2003 году иностранные инвестиции не поступали.
В структуре поступления иностранного капитала снизилась доля прямых инвестиций (с 74,8% до 17,1%). Общий объем прямых инвестиций в 2003 году сократился по сравнению с 2002 годом в 4,5 раза и составил 14,6 млн. долларов США. Это вызвано, прежде всего, сокращением кредитов от зарубежных совладельцев организаций.
1.4.6. Для промышленных организаций Пермской области характерна общемировая тенденция диверсификации производства. В современных условиях размывается узкая отраслевая направленность деятельности организаций.
В связи с этим актуальна характеристика промышленности не только в отраслевом разрезе, но и по группам организаций, выделенным в зависимости от конкурентных преимуществ продукции отдельных производственных комплексов, условий их повышения, а также возможных направлений диверсификации производства.
В связи с этим промышленные организации Пермской области можно разделить на следующие три группы, обладающие сходными динамическими тенденциями.
Экспортноориентированные организации.
В настоящее время в эту сферу попадают крупные организации, основная доля продукции которых реализуется на внешних рынках. Это в основном организации, деятельность которых основывается на использовании природных ресурсов: топливная, лесная и целлюлозно-бумажная промышленность, химия и нефтехимия, металлургия.
Для них характерна высокая инвестиционная привлекательность (низкий уровень инвестиционных рисков, высокая рентабельность производства). Основные конкурентные преимущества этой группы организаций - низкие по мировым оценкам затраты на производство продукции, в основе которых дешевые сырье и трудовые ресурсы.
Однако при этом следует отметить неустойчивость конкурентных преимуществ этих организаций вследствие перспективного истощения сырьевых ресурсов, все возрастающих затрат на их изыскание и добычу, обустройство новых месторождений. К увеличению стоимости продукции неизбежно ведет рост удельного расхода и стоимости энергоресурсов. Существенный вес в составе затрат на реализацию продукции этих организаций имеет транспортная составляющая, связанная с особенностями климатического и географического положения Пермской области. Хотя существует зависимость: чем выше степень переработки сырья и требования к его качеству, тем менее существенным является транспортный фактор.
Основным направлением повышения (сохранения) конкурентоспособности этой группы организаций является снижение издержек на производство и реализацию продукции, особенно в условиях роста конкуренции со стороны развивающихся стран, имеющих сходные конкурентные преимущества. Эти организации испытывают острую потребность в снижении ресурсоемкости и энергоемкости производства. Велико их воздействие на экологию области, что обусловливает все возрастающие затраты на природоохранные мероприятия. Так, в 2002 году 90,5% средств на природоохранные мероприятия были использованы организациями лесной, топливной, химической и нефтехимической промышленности.
В структуре промышленного производства Пермской области эта группа организаций имеет существенный перевес. Вместе с тем сложившаяся экспортно-сырьевая ориентация экономики области не в полной мере отвечает интересам ее населения. Зависимость областного бюджета от деятельности отдельных, ориентированных на экспорт организаций этой группы, в перспективе создает угрозу устойчивости регионального социально-экономического развития области.
В связи с этим наряду со снижением затрат на добычу и транспортировку продукции этой группы организаций актуальна диверсификация производства в направлении повышения степени технологического передела продукции и производству конечного продукта, создание экспортно-ориентированных территориальных промышленных комплексов (в том числе кластеров). Примером тому может служить современный мощный диверсифицированный комплекс организаций по добыче и переработке нефти и газа, входящих в вертикально интегрированный концерн "Лукойл".
Организации с высокотехнологичными производствами.
Основу этой группы организаций составляют крупные и средние промышленные организации машиностроения и металлообработки, большая часть которых ранее входила в военно-промышленный комплекс. На внутренних рынках их конкурентные преимущества соответствуют среднероссийскому уровню. Вместе с тем на мировых рынках они зачастую отстают от зарубежных фирм по уровню применяемых технологий и степени наукоемкости производимой продукции.
Конкурентные преимущества этой группы организаций основываются на высококвалифицированной рабочей силе, исторически сложившемся высоком интеллектуальном и производственно-техническом потенциале, который в настоящее время требует значительных вложений в техническое перевооружение и модернизацию производства.
Однако у большинства организаций не хватает собственных источников инвестирования, а привлечение заемных ресурсов сдерживается их низкой инвестиционной привлекательностью (низкий уровень рентабельности). Возникает замкнутый круг, когда низкая эффективность и конкурентоспособность производства обусловлены отсутствием инвестиционных ресурсов, а приток инвестиционных ресурсов сдерживается низкой инвестиционной привлекательностью.
В условиях сокращения спроса на высокотехнологичную продукцию на внутренних рынках вследствие резкого сокращения государственных закупок промышленной продукции, неподготовленности к конкурентной борьбе с крупными зарубежными компаниями на мировых рынках эта группа организаций сталкивается с проблемами сбыта продукции, в основе которой недостаток инвестиций на инновационные разработки, техническое перевооружение, модернизацию производства и внедрение новых технологий. Создание и выпуск инновационной конкурентоспособной продукции - их первоочередная задача. В современных экономических условиях именно эта группа организаций призвана решить задачу перехода к инновационному развитию промышленности области, создать новые рабочие места, получить доступ к инвестициям, интегрироваться в мировое экономическое пространство в качестве равноправного партнера.
Организации, обеспечивающие потребительский спрос населения.
Функционирование этой группы организаций, состоящей из средних и мелких производств, ориентировано, прежде всего, на областные товарные рынки и зависит от платежеспособного потребительского спроса населения. На деятельность этой группы, включающей организации стройиндустрии, пищевой, легкой промышленности, существенным образом влияет импорт продукции, который в силу конкурентных преимуществ зарубежных производителей (квалифицированный менеджмент, развитой маркетинг, высокий технологический уровень) сужает рынок сбыта продукции местных товаропроизводителей.
Данная группа производителей в значительной мере испытывает недостаток инвестиций на техническое перевооружение и модернизацию производства.
1.5. Основные проблемы развития промышленности Пермской области
Основные тенденции, характерные для промышленности Пермской области, позволяют выявить ряд существенных проблем развития данной сферы экономики, в том числе:
низкий уровень конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках значительной части выпускаемой продукции;
устаревшие технологии производства, высокий физический и моральный износ основных фондов, характерные для большинства отраслей промышленности;
высокий уровень ресурсных затрат в себестоимости продукции, низкая энергоэффективность производства;
ухудшение условий добычи и первичной переработки сырья в добывающих отраслях;
низкая рентабельность и неустойчивость финансового положения большинства организаций обрабатывающих отраслей промышленности, не позволяющие осуществлять активную инвестиционную и инновационную деятельность;
необходимость значительных объемов финансирования для решения накопившихся природоохранных проблем;
недостаточное развитие транспортной и коммуникационной инфраструктур на территории области, отсутствие единого информационного пространства;
слабая степень кооперации крупных и малых промышленных организаций;
высокие инвестиционные риски для инвесторов;
недостаток управленческого, инженерно-технического персонала и квалифицированных рабочих кадров.
Вместе с тем существуют проблемы промышленной политики в Пермской области, требующие решения как на федеральном, так и на областном уровнях, в том числе:
отсутствие федеральной промышленной политики, комплексно определяющей приоритетные направления развития отраслей промышленности. Государственная поддержка промышленности во многом осуществляется хаотично, в рамках отдельных инновационных проектов и программ развития;
не стимулирующая производство система тарифной и налоговой политики. Ограниченность стимулирующих механизмов налогообложения выступает сдерживающим фактором инвестиционной активности в промышленном секторе экономики;
нестабильность налогового законодательства создает неопределенность в планировании деятельности организаций, что в свою очередь сказывается на оценке инвестиционных проектов, не способствует активной инвестиционной деятельности на промышленных организациях;
несовершенный механизм регулирования цен на продукцию и услуги организаций - монополистов. Доминирующее положение естественных монополий в российской экономике и проводимая ими неэффективная ценовая политика создают значительные трудности для развития соответствующих ресурсоемких промышленных производств;
низкий уровень поддержки местных товаропроизводителей;
неэффективная распределительная система межбюджетных отношений, не стимулирующая социально-экономическое развитие территорий.
Учитывая, что возможности воздействия органов государственной власти Пермской области на решение проблем Российской Федерации являются ограниченными, следует сделать акцент на проблемах, решаемых на областном уровне. Именно в этой части можно говорить о наличии реальных возможностей органов государственной власти Пермской области по целенаправленному воздействию на промышленное развитие области.
2. Цели и задачи промышленной политики в Пермской области
Промышленная политика рассматривается как система мер административного и финансово-экономического воздействия на производителей промышленной продукции и сопряженные с ними сферы общественно-экономической среды.
Исходными условиями действий органов государственной власти Пермской области в сфере промышленной политики являются:
осуществление промышленной политики области на основе и во взаимосвязи с федеральной экономической политикой;
формирование промышленной политики как важнейшей составной части стратегии социально-экономического развития области;
активное равноправное участие в разработке и реализации промышленной политики органов государственной власти, органов местного самоуправления, бизнеса, научных и общественных организаций Пермской области;
переход от сложившейся отраслевой промышленной политики к политике государственной поддержки конкурентоспособных производств и технологий;
системность мер государственной поддержки промышленности области, т.е. сочетание прямых и косвенных мер государственной поддержки, мер налоговой, бюджетной, внешнеэкономической, образовательной, экологической политики;
приоритетное обеспечение охраны здоровья людей и окружающей среды от негативных последствий хозяйственной деятельности.
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Пермской области основополагающей целью промышленной политики является создание условий и содействие организации и развитию высокоэффективных, конкурентоспособных промышленных производств для увеличения валового регионального продукта как основного источника повышения жизненного уровня населения Пермской области. Таким образом, речь идет о повышении "региональной конкурентоспособности".
Повышение региональной конкурентоспособности означает "способность производить и потреблять товары и услуги в условиях конкурентной борьбы с другими регионами России и странами ближнего и дальнего зарубежья при соблюдении международных стандартов, расширение доли региональных компаний на внутреннем и внешнем рынках".
Основными факторами, определяющими рост эффективности производства и конкурентоспособности продукции, являются:
внешние, связанные с повышением степени использования рыночных возможностей, увеличением сбыта продукции, разработкой и внедрением на рынок новых видов продукции, проведением рекламных кампаний и т.д.;
внутренние, связанные с использованием внутренних возможностей организации (т.е. с оптимальным использованием всех видов ресурсов - трудовых, материальных, технологических, финансовых) и имеющие количественное выражение в росте производительности труда. В свою очередь основными факторами роста производительности труда (или внутренней эффективности производства), как известно, являются повышение технического уровня производства, модернизация производства на основе инновационных наукоемких технологий, уровень организации и эффективности управления, квалификация специалистов и т.д.
В условиях усиливающейся конкуренции на внутренних и внешних рынках (особенно в преддверии вступления России в ВТО), роста издержек, связанных, в том числе с опережающим ростом тарифов на услуги естественных монополий, особую важность приобретает задача производства продукции с высокой добавленной стоимостью на основе повышения инновационной активности в промышленности.
Инновации являются важнейшим инструментом повышения качества традиционных видов продукции, освоения новых видов продукции, снижения материало- и энергоемкости производства.
С учетом основных факторов повышения конкурентоспособности и возможных инструментов государственного регулирования, задачами промышленной политики Пермской области будут являться:
В сфере научно-технической деятельности:
создание условий для сохранения и эффективного использования научно-производственного потенциала;
стимулирование научно-технического прогресса, внедрение наукоемких и ресурсосберегающих технологий;
содействие развитию рынка научно-инновационной деятельности, создание институциональных основ, обеспечивающих практическое освоение научных достижений.
В сфере сохранения и развития промышленного потенциала:
стимулирование инвестиционной активности в промышленности; формирование имиджа области как инвестиционно привлекательного региона;
содействие расширению спроса на промышленную продукцию местных товаропроизводителей на внутреннем и внешних рынках;
использование кластерного подхода в поддержке наиболее перспективных направлений предпринимательской деятельности;
создание благоприятных условий для горизонтальной и вертикальной диверсификации промышленности;
повышение эффективности использования объектов государственной собственности и стратегических ресурсов;
проведение эффективного регулирования энергетических тарифов;
оптимизация размещения производительных сил;
реализация мер по финансовому оздоровлению промышленных организаций.
В сфере экологии:
экологизация промышленного производства;
усиление экологического контроля за производством продукции.
В сфере создания необходимых инфраструктурных условий деятельности промышленных организаций:
развитие транспортной инфраструктуры, связи, телекоммуникаций;
информатизация общества и проведение на этой основе реформы управления;
содействие кооперации крупного, среднего и мелкого бизнеса.
В сфере трудовых ресурсов - создание условий для скорейшего восполнения дефицита в трудовых кадрах промышленных организаций.
3. Механизм реализации промышленной политики
3.1. Основные критерии, объекты и приоритеты
государственной поддержки
При определении направлений и мер областной промышленной политики органы государственной власти Пермской области исходят из того, что в современных условиях развития рыночных отношений значительная часть проблем может быть решена организациями самостоятельно (через механизм рыночного саморегулирования), но часть проблем может быть разрешена путем государственного регулирования рыночных экономических процессов.
Государственное регулирование экономики - вмешательство (воздействие) органов государственной власти в функционирование рыночной экономики с целью перспективного воздействия на развитие общественного производства в необходимом обществу направлении и (или) решения социальных проблем. Важнейшим средством такого воздействия государства являются меры государственной поддержки.
Деятельность органов государственной власти Пермской области основывается на сочетании двух основополагающих форм государственного регулирования:
формирование общих условий для эффективного развития промышленности;
адресная поддержка объектов промышленности в целях содействия развитию конкурентоспособных высокоэффективных наукоемких производств.
Формирование общих условий для эффективного развития промышленности области направлено на повышение инвестиционной привлекательности области как стратегической цели социально-экономического развития Пермской области и создание благоприятной экономической среды функционирования организаций промышленного комплекса. В условиях ограниченности финансово-бюджетных ресурсов данная форма государственного регулирования - формирование общих условий для развития промышленности - является приоритетной и рассматривается в качестве основополагающей в деятельности органов государственной власти области.
При этом следует выделить условия, общие для всех отраслей экономики (не только промышленности), а также условия, особенные для развития только промышленных организаций. К общим для всей экономики условиям относятся:
защита прав инвесторов и акционеров;
стабильная политическая ситуация;
повышение независимости судебной системы и качества судебных процедур;
четкая формализация отношений власти с промышленными организациями;
организация эффективного взаимодействия представительных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления;
снижение административных барьеров в работе с промышленными организациями;
снижение уровня преступности в сфере экономики.
Создание общеэкономических условий для развития промышленности предполагает: использование налогового регулирования, финансово-кредитных инструментов, ценового регулирования, механизм государственного заказа, участие в подготовке квалифицированных кадров, информационную поддержку, содействие органов государственной власти области промышленным организациям в решении вопросов их участия в федеральных целевых программах и в привлечении инвестиций и др. Проблемы промышленных организаций, возможные уровни их решения представлены в приложении 6 к концепции.
Формирование общих условий, объединяющих составляющие как экономического, так и неэкономического характера и содержания, требует необходимости совместных действий всех субъектов промышленной политики в целях выработки скоординированных эффективных решений.
Субъекты промышленной политики определены в Законе Пермской области "О промышленной политике Пермской области" - органы государственной власти и органы местного самоуправления, профсоюзы и организации, обладающие статусом юридического лица, действующие в сфере промышленности области.
Адресная государственная поддержка в первую очередь должна быть направлена на содействие развитию конкурентоспособных высокоэффективных наукоемких производств. Основными принципами адресной государственной поддержки являются:
целевой характер и эффективность использования средств государственной поддержки;
предоставление средств государственной поддержки на условиях софинансирования инвестиционных проектов промышленных организаций;
предоставление средств поддержки на конкурсной основе;
дифференцированный подход к выработке мер государственной поддержки объектов промышленности.
Адресная государственная поддержка объектов промышленности осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Ограниченность возможностей адресной государственной поддержки объектов промышленности определяет необходимость выделения четких приоритетов и критериев государственной поддержки, требующих соотнесения с обозначенной целью промышленной политики.
В условиях глобализации экономики, когда определяющим фактором стала общественная производительность труда, приобретают значения новые акценты при определении приоритетов промышленной политики области. На современном этапе актуальными являются следующие критерии выбора объектов адресной государственной поддержки:
бюджетная эффективность;
совокупная (общественная) производительность труда;
уровень наукоемкости продукции, наличие новых технологий;
выравнивание территориального размещения производительных сил;
социальная значимость проекта, организации;
экологическая составляющая нагрузки на окружающую среду;
стратегическая значимость для развития области (факторы лидерства, импортозамещения, емкости рынка и др.);
минимальный риск при реализации проекта (наличие обеспечения или гарантии).
При этом особую важность при выборе объектов адресной государственной поддержки приобретает сочетание нескольких критериев.
В качестве объектов адресной государственной поддержки в рамках промышленной политики рассматриваются:
группа организаций (кластеры);
организация;
инвестиционный проект.
Как определено в Стратегии социально-экономического развития Пермской области при создании "целостной системы обеспечения развития наукоемкого производства области речь идет не о поддержке отраслей или подотраслей по канонам плановой экономики, а о поддержке отдельных производств и технологий, определяющих возможности технологических прорывов и значимых для российской и мировой экономик".
Группа организаций (кластеры).
В качестве одного из видов объектов государственной поддержки и развития целесообразно рассматривать группы организаций, каждая из которых представляет совокупность промышленных организаций, объединенных одним или несколькими общими признаками или кластеры.
Под кластером понимается группа расположенных в достаточной географической близости взаимосвязанных промышленных, научно-исследовательских и других организаций, взаимодополняющих и усиливающих конкурентные преимущества друг друга.
Выделение в качестве объекта государственной поддержки группы организаций обусловлено наличием в законодательстве определенных мер и инструментов поддержки, специфичных для данного вида объектов. К числу таких мер и инструментов могут быть отнесены предоставление льгот по налогу на прибыль и имущество для организаций, осуществляющих инвестиции на реконструкцию и обновление основных фондов. Кроме того, одним из основных и перспективных инструментов поддержки является использование программно-целевого метода, применяемого для разработки областных целевых программ для групп организаций промышленного комплекса области.
При выборе групп организаций в целях адресной поддержки следует исходить из целей промышленной политики, принципов осуществления мер государственной поддержки, а также критериев выбора объектов поддержки.
В качестве приоритетных для групп организаций, выделенных по сочетанию нескольких признаков и критериев (экспортноориентированные, с высокотехнологичными производствами и обеспечивающие потребительский спрос) можно выделить следующие характерные (специфичные) для каждой группы организаций направления государственной поддержки.
Экспортноориентированные организации.
Меры государственной поддержки этой группы организаций на уровне области должны быть направлены на снижение издержек производства продукции (тарифное и таможенное регулирование, развитие транспортной инфраструктуры, содействие финансированию проектно-изыскательских работ и обустройства месторождений), решение экологических проблем, доставшихся им в наследство от прежнего собственника - государства. На результаты финансово-экономической деятельности этой группы организаций существенным образом влияет внешнеэкономическая политика государства, поэтому немаловажным является лоббирование их интересов на федеральном уровне.
Организации с высокотехнологичными производствами.
В интересах этой группы организаций государственная поддержка должна быть направлена на содействие в продвижении их продукции на внутреннем и внешнем рынках (формирование госзаказа, проведение ярмарок, выставок и т.п., создание лизинговых фондов), стимулирование технического перевооружения и модернизации производства, инвестиционную поддержку инновационных проектов, проведение адекватной научно-технической и кадровой политики.
Организации, обеспечивающие потребительский спрос населения.
Государственная поддержка этой группы организаций, с одной стороны, не должна ограничивать конкуренцию среди местных товаропроизводителей, а с другой, в интересах бюджета области необходимо поддержать их в конкурентной борьбе с поставщиками импортной продукции. В связи с этим решающее значение имеет государственная поддержка платежеспособного спроса населения (содействие ипотеке, развитию потребительских кооперативов и т.п.), формирование областного и муниципального заказов на продукцию местных товаропроизводителей для нужд бюджетных организаций, ограничение недобросовестной конкуренции, протекционистские меры, снижение административных барьеров.
Важную роль в развитии этой группы организаций имеет информационное обеспечение в целях инвестиционного проектирования и оценки инвестиционных рисков. В этом случае незаменима роль государства в проведении анализа состояния товарных рынков и обеспечении широкого доступа к информации для населения.
Организация.
Государственная поддержка отдельных промышленных организаций адресного характера может предоставляться в виде отсрочки и рассрочки уплаты налоговых платежей, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита.
Помимо этого, государственная адресная поддержка может предоставляться в виде бюджетных кредитов, участия в уставных (складочных) капиталах и имуществе юридических лиц, гарантии администрации области, а также возмещения части затрат инвесторов, связанных с разработкой и реализацией инвестиционных проектов, в том числе возмещение части затрат на разработку инвестиционных проектов, на уплату процентной ставки по кредитам, привлеченным на реализацию инвестиционных проектов, на страхование рисков, связанных с реализацией инвестиционных проектов.
Инвестиционный проект.
Адресная государственная поддержка инвестиционных проектов и технологий на основании решения комиссии по инвестиционной политике Пермской области.
При рассмотрении проектов и принятии решения об их финансировании данный орган должен руководствоваться вышеперечисленными критериями отбора. Приоритеты при прочих равных условиях должны отдаваться инновационным наукоемким проектам.
3.2. Инструменты и меры государственной поддержки,
возможности их применения
Проведение промышленной политики может осуществляться с помощью применения мер прямого и косвенного воздействия. При этом основу нормативной правовой базы государственной поддержки и содействия развитию промышленности составляют законы Пермской области "О промышленной политике Пермской области" и "О бюджете содействия инвестициям Пермской области".
Прямое воздействие органов государственной власти области на промышленные организации может осуществляться в нескольких формах.
Административный контроль размещения и строительства организаций.
Административный контроль размещения и строительства организаций должен происходить в соответствии с требованиями сбалансированного развития экономики Пермской области, миграции населения, охраны природы, сложившегося правового пространства. Прямое воздействие органов государственной власти Пермской области направлено на регулирование структурной политики, территориальных пропорций, пропорций между производительным капиталом и экономической инфраструктурой, развитие социальной инфраструктуры в соответствии с экологическими требованиями.
Экологический и санитарный контроль.
Экологический и санитарный контроль направлен на обеспечение охраны здоровья людей и окружающей среды от негативных последствий хозяйственной деятельности. Основными элементами этого механизма могут быть:
контроль продовольственных товаров и лекарственных препаратов и изъятие их в случае не соответствия принятым нормам и стандартам;
контроль производственной безопасности в виде контроля производственной гигиены и безопасности труда и закрытие организаций, производств, не соответствующих нормам и стандартам;
нормативное регулирование и штрафные санкции за нарушение требований охраны окружающей среды в виде проведения экологической экспертизы, введения экологических нормативов и ограничений, инспектирования организаций, платы за загрязнение, штрафов за нарушение природоохранных законов;
экономическое стимулирование и поддержка природоохранной деятельности в виде косвенных субсидий, займов и кредитов под низкие проценты, ускоренной амортизации экооборудования, налоговых льгот;
осуществление исполнительными органами государственной власти области подготовки специалистов в области охраны окружающей среды, выполнение обязательств в рамках международных программ и организаций.
Контроль качества продукции.
Контроль качества продукции, выпускаемой организациями промышленности Пермской области, обусловлен значением качества продукции как одного из важнейших условий экономического роста. Это связано с тем, что:
повышение качества товаров и услуг повышает жизненный уровень населения;
улучшение качества средств производства повышает эффективность производства;
соответствие качества продукции мировым стандартам обязательное условие ее конкурентоспособности на внешнем рынке.
Контроль трудового и социального законодательства
Контроль соблюдения трудового и социального законодательства направлен на повышение состояния человеческого ресурса промышленных организаций: увеличение его творческого потенциала, способностей к изобретательству, трудовому положению и социальной обеспеченности.
Антимонопольный контроль.
Антимонопольный контроль воздействует с целью предотвращения чрезмерной концентрации экономического влияния отдельных организаций, сохранения и поддержания конкуренции. Воздействие происходит в соответствии с законодательством Российской Федерации, направленного против монополизации рынка, антиконкурентных слияний организаций, сговора о ценах, ценовой дискриминации и прочих нарушений торговой практики.
Косвенное воздействие органов государственной власти области на экономические процессы предполагает законодательное регулирование хозяйственной деятельности и включает в себя следующие инструменты:
инструменты бюджетной политики (предоставление дотаций, бюджетных ссуд, субвенций);
инструменты налоговой политики (установление налоговых льгот, предоставление инвестиционного налогового кредита, предоставление отсрочек и рассрочек уплаты налоговых платежей);
инструменты кредитной политики (реструктуризация задолженности, лизинг);
инструменты инвестиционной политики (создание инвестиционных фондов, агентств, установление правовых гарантий для инвесторов, содействие по участию промышленных организаций в федеральных целевых программах);
инструменты кадровой политики (подбор и обучение квалифицированных кадров);
инструменты структурно-территориальной политики (проведение дифференцированной по территориям области политики государственного регулирования, содействие формированию диверсифицированных структур, кластеров).
Возможности применения инструментов адресной государственной поддержки связаны с объектами государственной поддержки (см. таблицу).
Таблица
Возможности применения инструментов государственной поддержки
Инструменты государственной поддержки | Объект государственной поддержки |
||
Группа организаций |
Организация | Проект | |
Отсрочка уплаты налоговых платежей | + | ||
Рассрочка уплаты налоговых платежей | + | ||
Налоговый кредит | + | ||
Инвестиционный налоговый кредит | + | ||
"Инвестиционная налоговая льгота" | + | ||
Налоговые льготы (льготы по налогу на имущество и т.п. ) |
+ | ||
Выдача бюджетных кредитов | + | + | |
Участие в уставных (складочных) капиталах и имуществе юридических лиц |
+ | + | |
Гарантии администрации области | + | + | |
Возмещение части затрат инвесторов, связанных с разработкой и реализацией инвестиционных проектов, в том числе возмещение части затрат на разработку инвестиционных проектов, на уплату процентной ставки по кредитам, привлеченным на реализацию инвестиционных проектов, на страхование рисков, связанных с реализацией инвестиционных проектов |
+ |
+ |
|
Областные целевые программы | + | ||
Установление льготных ставок платежей за землю для промышленных организаций |
+ | + | |
Предоставление в аренду государственного имущества на льготных условиях |
+ | + |
4. Управление реализацией промышленной политики
Механизм реализации промышленной политики представляет собой целостную систему взаимосвязанных методов и средств управления, направленных на организацию деятельности субъектов промышленной политики в целях обеспечения эффективности и конкурентоспособности промышленного производства.
Основными элементами механизма являются:
нормативное правовое обеспечение;
финансово-ресурсное обеспечение;
информационно-аналитическое обеспечение, в том числе: выработка критериев и осуществление периодической оценки результатов развития промышленности на основе прогноза социально-экономического развития области; осуществление мероприятий по координации деятельности в сфере промышленной политики;
научно-методическое обеспечение.
В целях нормативного правового обеспечения основных средств и мер государственной поддержки развития промышленности Пермской области необходима разработка нормативных правовых актов, перечень которых представлен в приложении 7 к концепции. Субъектами нормативной правовой деятельности (в пределах своей компетенции) являются и органы местного самоуправления.
Нормативные правовые акты призваны регламентировать применение конкретных инструментов государственного регулирования.
Особое значение приобретает программно-целевой подход. Целевая Программа представляет собой увязанный по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и результатам комплекс мероприятий, ориентированных на эффективное решение приоритетных для социально-экономического развития области задач посредством консолидации ресурсов и их целенаправленного использования для достижения ожидаемых конечных результатов программы. Анализ и выявление проблем, решение которых целесообразно осуществлять программно-целевым методом, осуществляется при помощи постоянно действующего мониторинга.
Финансово-ресурсное обеспечение реализации промышленной политики осуществляется за счет средств промышленных организаций, финансово-кредитных институтов, областного и федерального бюджетов.
При составлении бюджета области на очередной финансовый год должны предусматриваться средства, которые будут недополучены бюджетом в результате предоставления инвестиционного налогового кредита, а также средства бюджета содействия инвестициям.
В соответствии с Законом Пермской области "О промышленной политике Пермской области" инвестиционные расходы на цели промышленной политики из бюджета содействия инвестициям должны составлять не менее его одной трети.
Средства федерального бюджета могут быть получены промышленными организациями области за счет их участия в федеральных целевых программах, заключения контрактов на производство и поставку продукции для федеральных нужд. Роль органов государственной власти Пермской области сводится к проведению протекционистской политики в федеральных органах власти с целью получения организациями области целевых федеральных бюджетных средств и информационной поддержки.
Информационно-аналитическое обеспечение промышленной политики осуществляется с помощью системы мониторинга и прогнозирования промышленности области.
Основой для разработки системы мониторинга промышленности должна стать областная информационно-аналитическая система Пермской области, реализуемая в рамках Программы реформирования системы управления общественными финансами.
Организация обмена информацией по вопросам промышленной политики между органами государственной власти Пермской области и промышленными организациями должна осуществляться путем заключения и реализации соглашений об информационном взаимодействии в соответствии с распоряжением губернатора области "О проведении мониторинга промышленности Пермской области".
Органом, координирующим промышленную политику и ответственным за ее проведение, является департамент промышленности и науки Пермской области.
В соответствии с Концепцией промышленной политики департамент промышленности и науки Пермской области разрабатывает программу действий по реализации промышленной политики Пермской области на 2005-2008 годы (далее - Программа).
Программа представляет комплекс мероприятий, ориентированных на эффективное решение приоритетных для развития промышленности области задач, посредством консолидации ресурсов и их целенаправленного использования для достижения конечных результатов Программы.
Заключение
Анализ динамики развития промышленности и мер, принятых органами государственной власти Пермской области по реализации концепции развития промышленности Пермской области на 1999-2003 годы, показал, что в настоящее время усилилась актуальность перехода к активной промышленной политике области. В изменившихся условиях необходимо использование новых средств и форм государственной поддержки развития промышленности.
Назначение настоящей Концепции - конкретизировать цель промышленной политики Пермской области на предстоящий период и, исходя из этого, обозначить основные направления повышения эффективности промышленности области, определить методы и средства государственной поддержки промышленности области.
Особенность Концепции как правового акта в том, что она не ставит целью количественное определение результатов реализации основных направлений промышленной политики и не исключает определение экономических критериев оценки результатов ее реализации, соответствующих целям промышленной политики.
Систематическое проведение оценок социально-экономического развития области и промышленных организаций позволит корректировать инструменты и меры государственного воздействия, и на этой основе осуществить переход к инновационной стратегии и адекватной государственной политике качественного экономического роста.
Учитывая поставленную цель промышленной политики, связанную с созданием условий для повышения эффективности и конкурентоспособности промышленного производства, в качестве результатов ее осуществления следует ожидать количественный и качественный рост производства промышленной продукции и на этой основе - рост валового регионального продукта как экономической базы роста благосостояния населения.
Значение Концепции заключается прежде всего в том, что это одна из важнейших составляющих механизма реализации Стратегии социально-экономического развития Пермской области, основной целью которой является рост качества жизни населения Пермской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.