Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Законодательного Собрания Пермской области
от 18.04.96 N 454
Областная программа
"Молодежь Прикамья"
Введение
Программа разработана в соответствии с федеральной программой "Молодежь России", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.94 N 1279.
Характеристика проблемы
В Пермской области молодежь в возрасте от 15 до 29 лет составляет 22,7% (703808 человек), что составляет в настоящее время около 40% всего трудоспособного населения области.
Основными проблемами, характерными для молодежи Пермской области, являются:
ухудшение материального положения молодежи, в группу малообеспеченных (не считая школьников) попали учащиеся ПТУ, студенты техникумов и вузов, молодежь сельских районов. Согласно опросу 50% молодежи "денег обычно не хватает" или "хватает только на питание", 43% - "хватает только на самое необходимое", только 4,5% - живут в свое удовольствие. За чертой официального прожиточного минимума находится 69% молодых семей;
отсутствие информации о правах и возможностях отмечает 75% молодежи;
первоочередному увольнению при сокращении рабочих мест на предприятиях всех форм собственности, как правило, подлежат женщины и молодежь. Среди общего числа безработных 37% молодежи. Резко обострилась ситуация с трудоустройством выпускников всех форм обучения, особенно окончивших высшие и средние учебные заведения;
жильем молодежь обеспечена в 2 раза хуже, чем в среднем по республике. По статистическим данным Госкомстата России, 43% молодых людей имеют комнату в квартире родителей, 20% - муниципальную квартиру, 2% - кооперативную, 5% - комнату в коммуналке, 6% - свой дом, 6% живут в общей комнате с родителями, остальные - в общежитии;
в системе ценностей призывников патриотизм и гражданственность занимают последние места. По данным опроса в Приволжском округе, 70% призывников не желают служить, 36% - хотят покинуть Родину, каждый второй считает, что такие понятия, как "воинская честь" и "воинская доблесть" ушли в прошлое и лишены смысла;
всего около 14% детей практически здоровы, 50% имеют отклонения в здоровье, 20% - хронически больны;
число разводов приближается к 50% из-за распада семей, тысячи детей остаются с одним из родителей. В области смертность превысила рождаемость. По данным социологического исследования "Молодежь и наше время", только 13% из опрошенных молодых семей хотели бы иметь ребенка в ближайшие 5-10 лет.
Продолжается рост преступности среди молодежи и несовершеннолетних. За 7 месяцев 1995 года рост числа правонарушений составил 8,9%, до 7,1% преступлений совершается в группах, растет рецидив. Большинство из совершивших преступления не работает и не учится.
Пьянство и наркомания начинают превращаться во всеобщее зло. Если в 1994 г. среди несовершеннолетних было зарегистрировано 99 наркоманов, то в 1995 г. - уже 302 за 1-е полугодие, а токсикоманов - соответственно 315 и 698.
Резко упала политическая активность молодежи, растет социальная апатия.
В ходе опросов установлено, что молодежь перестает стремиться к духовному, творческому, спортивному развитию, появляется стремление к использованию алкоголя, наркотиков, чтобы как-то компенсировать эмоциональные нагрузки, связанные с сегодняшней социально-экономической ситуацией. К сожалению, в области наметилась тенденция на сокращение расходов, связанных с деятельностью культурно-досуговых, спортивных, творческих служб. Все это в сочетании с ростом уровня безработицы, снижением материальных доходов может привести к всплескам негативных явлений в молодежной среде.
В настоящее время в области около 35 зарегистрированных молодежных и детских организаций, осуществляющих социальные программы и остро нуждающихся в государственной поддержке.
Подходы к формированию программы
Структура программы формировалась на основе статистических данных и результатах социологических исследований;
в программу не вошли мероприятия, относящиеся к области государственной молодежной политики, если они включены в иные программы ("Дети Прикамья", образования, занятости и т.п.);
предусмотренные программой мероприятия осуществляются городами и районами области;
на уровне области должны быть сформированы правовые механизмы реализации программы, основы кадрового и методического обеспечения;
планируемые на реализацию программы средства областного бюджета выступают как стимулирующий фактор государственной молодежной политики, проводимой территориями, изыскивающими для этого как бюджетные, так и внебюджетные средства;
реализация программы предусматривает участие молодежных организаций.
Цели и задачи областной программы "Молодежь Прикамья"
Целью программы является создание правовых, экономических и организационных механизмов осуществления государственной молодежной политики на территории области.
В этой связи программа предусматривает решение следующих задач:
обеспечение молодежи информацией о ее правах и возможностях в наиболее важных сферах жизнедеятельности;
создание условий для самостоятельной, эффективной деятельности молодежи в сфере творческого гармоничного развития, предпринимательства, международного сотрудничества;
содействие в решении проблем занятости молодежи, жилищной проблемы молодых семей и социально-ущемленных категорий молодых граждан;
внедрение постоянно действующей системы поддержки деятельности детских и молодежных организаций и их программ.
В программе "Молодежь Прикамья" предусмотрены следующие виды подпрограмм:
1. Создание системы информационного обеспечения молодежи
Формирование государственной молодежной политики предусматривает создание системы информационного обеспечения молодежи, которая позволит обеспечить сбор, оперативную обработку и анализ информации о состоянии в молодежной среде, потребностях, интересах и ценностных ориентирах молодежи.
Механизм реализации (приложение 1).
Структура информационной сети формируется как 2-уровневая в соответствии с распределением по зонам действия и объемам баз данных.
Первый уровень - областной центр информации, который обеспечивает сбор, хранение, анализ, обработку и прием информации, а также связь с федеральным центром; создание условий для получения каждым молодым человеком бесплатно информации о правах и способах решения его проблем.
Областной центр - центральное звено системы центров.
Второй уровень - центры информации и документации в территориях. Эти центры осуществляют сбор, хранение и обработку информации и в пределах района, города ведут прием и передают информацию непосредственно потребителям, осуществляют прием и консультирование молодежи.
Финансово-экономическое обеспечение предусмотрено осуществлять за счет следующих источников:
средств областного бюджета в рамках финансирования программы (затраты на разработку методических документов, программного обеспечения, разработку и внедрение систем статистической отчетности, сбора и корректировки баз данных, техническое обеспечение и формирование баз областного центра, подготовку и переподготовку специалистов и персонала системных центров информации и документации, материально-техническое оснащение центров в информации, организационное оформление системы информационного обеспечения молодежи);
бюджетов территорий (затраты на обучение специалистов, техническое оснащение центров, аренду и оборудование помещений, подключение и аренду информационных и компьютерных сетей, разработку и внедрение систем сбора, пополнения и корректировки баз данных, обслуживание абонентов и систем взаимодействия с потребителями, формирование территориальных баз данных и справочно-информационных фондов.
Социальный эффект реализации данного направления: удовлетворение потребности молодежи в информации, необходимой ей для социальной защищенности в период гражданского становления.
2. Пути решения жилищной проблемы молодежи
Механизм реализации (приложение 2). Базовой основой улучшения жилищных условий молодых семей является создание финансово-кредитного механизма работающего в настоящих условиях.
Предусматриваются 2 основные системы финансирования жилья для молодежи:
кредитование жилищного строительства путем использования ценных бумаг и долговых обязательств (облигаций, векселей, сертификатов и т.д.);
ипотечное кредитование на гарантиях и поддержке со стороны государства.
Финансово-экономическое обеспечение реализации данного направления программы предусмотрено осуществить за счет следующих источников финансирования:
средств федерального бюджета, предусмотренных для обеспечения жильем военнослужащих, лиц, уволенных из Вооруженных Сил, пострадавших от чернобыльской катастрофы, очередников инвалидов и других, имеющих право жилищных условий на льготных условиях;
средств областного бюджета;
средств территорий;
средств внебюджетных фондов;
средств предприятий и организаций всех форм собственности, привлекаемые для строительства жилья;
средств молодежи, приобретающей жилье на льготных условиях по договорным ценам, единовременно или в рассрочку;
поступлений от свободной или аукционной продажи жилья;
государственных кредитов и кредитов коммерческих банков.
Социальный эффект:
улучшение демографической ситуации в области;
отработка рыночных финансово-кредитных механизмов и новых организационных форм строительства жилья применительно к молодым и малообеспеченным семьям;
внедрение ресурсосберегающих и экономических технологий и материалов.
3. Поддержка молодой семьи
Данное направление программы имеет целью поддержку молодой семьи, адаптацию ее в условиях рыночной экономики, улучшение ее нравственного и духовного состояния.
Механизм реализации (приложение 3) этого направления предусматривает:
создание условий, позволяющих оказывать поддержку молодым семьям с детьми;
содействие занятости молодых женщин, имеющих детей;
содействие молодым семьям в приобретении товаров длительного пользования.
Финансово-экономическое обеспечение данной подпрограммы предлагается осуществлять за счет использования средств областного, местных бюджетов, поступлений из федеральных и внебюджетных источников.
Социальный эффект: улучшение социально-демографической ситуации в области, репродуктивное поведение молодых семей.
4. Поддержка молодежного предпринимательства
Механизм реализации (приложение 4) данного направления программы предусматривает:
разработку и реализацию при взаимодействии с органами исполнительной власти территорий комплекса мер по созданию в ряде территорий, где особенно высок процент безработной молодежи и уровень преступности, наиболее благоприятных организационно-экономических условий для развития предпринимательства;
разработку предложений по совершенствованию нормативной базы по созданию условий поддержки молодежного предпринимательства;
формирование системы поддержки и развития молодежного предпринимательства включает поэтапную реализацию одновременно нескольких направлений:
а) профориентация, повышение квалификации и специализация:
конкурсный отбор программ, доработка и поэтапное внедрение образовательных программ по основам предпринимательства в учебные планы образовательных учреждений;
анализ деятельности учебных программ и методических пособий российских школ предпринимательства и аналогичных образовательных структур (курсов, факультетов и т.п., в том числе, анализ опыта зарубежных стран); внедрение специализированных образовательных программ и учебно-методических пособий; создание единой системы российских школ предпринимательства.
б) информационно-справочное и аналитическое обеспечение, юридическое и экспертное консультирование, финансовая поддержка и предоставление гарантий, реализуемых в рамках экспериментальной отработки и разработки сети специализированных предприятий (бизнес-инкубаторов), оказывающих весь перечень вышеуказанных услуг начинающему предпринимателю;
в) материально-техническое обеспечение, предполагающее создание сети лизинговых фирм, использование существующей базы школьных учебно-производственных комбинатов, научно-исследовательских и учебных институтов.
Финансово-экономическое обеспечение предусмотрено осуществить за счет следующих источников финансирования:
средств областного бюджета в рамках финансирования программы;
средств бюджетов территорий;
средств юридических и физических лиц, в том числе иностранных, осуществляющих программы по развитию частного предпринимательства.
Социальный эффект:
привлечение молодежи в сферу промышленного предпринимательства и оказания услуг населению;
ослабление криминогенных проявлений в сфере предпринимательства;
увеличение доходов молодежи и повышение материального уровня молодых семей;
профессиональная подготовка и решение вопросов занятости;
снижение уровня преступности в молодежной среде.
5. Решение вопросов занятости молодежи
Механизм реализации (приложение 5). Главной целью направления является создание условий внедрения молодежи в рынок труда.
Для решения проблем занятости предполагается создать сеть новых региональных информационно-консультационных пунктов, основным назначением которых являются:
анализ и прогноз рынка труда молодежи;
выработка рекомендаций о коньюнктуре рынка труда, требований к профессиональной подготовке, с учетом специфики рынка.
Создание благоприятных условий для самореализации и трудоустройства молодых людей путем улучшения поиска и подбора работы в соответствии с индивидуальными потребностями каждого молодого человека предлагает:
автоматизацию процессов формирования и введения баз данных, поиска и подбора работы, обеспечивающую свободный доступ к ее услугам молодежи;
создание инфрастуктуры малого предпринимательства, в том числе бизнес-инкубаторов, технопарков, технополисов и др.
Для обеспечения целенаправленной подготовки, переподготовки и повышения квалификации молодежи по социально значимым для региона направлениям деятельности предусматривается:
включение в планы учебных заведений экономических курсов предметов, соответствующих потребностям региона;
создание условий, стимулирующих деятельность учреждений и организаций, осуществляющих целевую подготовку профессиональных кадров.
Финансово-экономическое обеспечение предусмотрено осуществить за счет следующих источников финансирования:
средств областного бюджета в рамках финансирования программы;
средств областного фонда занятости населения;
средств бюджетов территорий в соответствии с планируемыми мероприятиями по реализации молодежной политики;
средств молодежных бирж труда;
добровольных взносов юридических и физических лиц, в том числе иностранных.
Социальный эффект:
снижение уровня безработицы среди молодежи;
социальная защита молодежи при структурной перестройке экономики;
повышение конкурентоспособности молодежи на рынке труда;
снижение уровня преступности по всем возрастным категориям молодежи.
6. Развитие гражданственности и патриотизма у молодежи
Предусматривается разработка и внедрение в практику с учетом изменений, происходящих в обществе, новых подходов к решению проблем формирования и развития у молодежи области гражданственности, патриотизма (приложение 6).
Финансово-экономическое обеспечение данной подпрограммы предлагается осуществлять из средств областного и местных бюджетов, поступлений из федеральных и внебюджетных источников.
Социальный эффект: улучшение социальной ситуации в области, связанной с призывом в Вооруженные Силы России, воспитание у молодежи чувства гражданственности и патриотизма.
7. Поддержка талантливой молодежи
Предусматривается создание экономических и организационных условий для функционирования системы содействия молодежи в творческом развитии, поиске, поддержке и социальной защите талантливой и одаренной молодежи в сфере науки и техники (приложение 7).
Финансово-экономическое обеспечение данной подпрограммы предлагается осуществлять из средств областного и местных бюджетов, поступлений из федеральных и внебюджетных источников.
Социальный эффект: предусмотренная подпрограммой система поиска и поддержки молодых талантов позволит охватить наибольшее количество молодежи с целью возрождения интеллектуального и духовного потенциала области.
8. Развитие художественного творчества детей и молодежи
Предусматривается содействие развитию самодеятельного художественного творчества детей и молодежи через сеть конкурсов-фестивалей по различным жанрам, проводимым на местном, областном, региональном, федеральном и международном уровнях (приложение 8).
Финансово-экономическое обеспечение данной подпрограммы предлагается осуществлять из средств областного и местных бюджетов, поступлений из федеральных и внебюджетных источников, в том числе международных.
Социальный эффект: улучшение социального климата в общественной жизни области, развитие творческих способностей молодежи.
9. Развитие массового спорта среди детей и молодежи
Предусматривается обеспечение доступного для всех участия молодежи в массовых спортивных соревнованиях, проводимых на территории области, в соревнованиях и турнирах местного, областного, регионального, всероссийского, международного уровней (приложение 9).
Финансово-экономическое обеспечение данной подпрограммы предлагается осуществлять из средств областного и местных бюджетов, поступлений из федеральных и внебюджетных источников, в том числе международных.
Социальный эффект: утверждение среди молодежи здорового образа жизни, объединение усилий государственных и общественных организаций по популяризации физической культуры и спорта среди детей и молодежи области, сохранение и развитие молодежных физкультурных клубов и объединений по месту жительства.
10. Формирование и развитие системы социальных служб для молодежи
Предусматривается формирование комплекса специальных социальных служб для молодежи (молодежных бирж труда, центров социального-психологической помощи молодежи, наркологических служб, приютов для несовершеннолетних правонарушителей, центров юридической помощи, учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей, служб помощи молодой семье, досуговых центров и т.д. (приложение 10).
Финансово-экономическое обеспечение данной подпрограммы предлагается осуществлять из средств областного и местных бюджетов, поступлений из федеральных и внебюджетных источников.
Социальный эффект: улучшение социального климата в молодежной среде области, благодаря возможности получения помощи в сфере занятости, социальной и медицинской реабилитации, юридической консультации и т.д. и, исходя из этого, участие молодежи в полноценной жизнедеятельности общества.
11. Развитие системы детского, молодежного и семейного отдыха
Предусматривается организация отдыха детей и молодежи в оздоровительных центрах и профильных лагерях как местного, так и областного, регионального и всероссийского уровней (приложение 11).
Финансово-экономическое обеспечение данной подпрограммы предлагается осуществлять из средств областного и местных бюджетов, поступлений из федеральных и внебюджетных источников.
Социальный эффект: возрастание доли детей и молодежи, охваченных различными формами организованного отдыха, за счет организации досуговой занятости произойдет снижение роста преступности среди детей и молодежи, улучшится состояние здоровья данной категории населения области.
12. Международное молодежное сотрудничество
Предусматривается активное привлечение молодежи области к установлению дружеских связей со своими сверстниками в рамках установленных партнерских международных соглашений Пермской области и непосредственно по линии комитетов и управлений областной Администрации (приложение 12).
Финансово-экономическое обеспечение данной подпрограммы предлагается осуществлять из средств областного и местных бюджетов, поступлений из федеральных и внебюджетных источников, в том числе международных.
Социальный эффект: привлечение зарубежных материальных, духовных ресурсов на благо развития молодежи области.
13. Система подготовки и переподготовки государственных служащих и специалистов по работе с молодежью
Предусматривается переподготовка руководителей и специалистов из числа работающих в структурах территориального управления городов и районов области, специалистов по социальной работе с учетом их работы в настоящее время или в будущем с молодежью и подростками (в сфере занятости, юриспруденции, досуга, спорта и т.д. (приложение 13).
Финансово-экономическое обеспечение данной подпрограммы предлагается осуществлять из средств областного и местных бюджетов, поступлений из федеральных и внебюджетных источников.
Социальный эффект: формирование квалифицированных, владеющих современными методами управленческих технологий, специалистов для решения различных социально значимых проблем молодежи.
14. Поддержка деятельности детских и молодежных общественных организаций
Предусматривается поддержка социально значимых проектов и разработок предлагаемых детскими и молодежными общественными объединениями для их последующего внедрения на территории области на благо защиты интересов молодежи (приложение 14).
Финансово-экономическое обеспечение данной подпрограммы предлагается осуществлять из средств областного и местных бюджетов, поступлений из федеральных и внебюджетных источников, в том числе международных.
Социальный эффект: развитие творческой, деловой инициативы общественных детских и молодежных объединений на благо молодежи и всего общества в целом.
15. Система управления и контроля за реализацией программы
Общее руководство: координацию и контроль за разработкой и реализацией программы осуществляет комитет по делам молодежи Администрации области.
Приложение 1 к Областной программе "Молодежь Прикамья" в базу не вошло
Приложение 2 к Областной программе "Молодежь Прикамья" в базу не вошло
Приложение 3 к Областной программе "Молодежь Прикамья" в базу не вошло
Приложение 4 к Областной программе "Молодежь Прикамья" в базу не вошло
Приложение 5 к Областной программе "Молодежь Прикамья" в базу не вошло
Приложение 6 к Областной программе "Молодежь Прикамья" в базу не вошло
Приложение 7 к Областной программе "Молодежь Прикамья" в базу не вошло
Приложение 8 к Областной программе "Молодежь Прикамья" в базу не вошло
Приложение 9 к Областной программе "Молодежь Прикамья" в базу не вошло
Приложение 10 к Областной программе "Молодежь Прикамья" в базу не вошло
Приложение 11 к Областной программе "Молодежь Прикамья" в базу не вошло
Приложение 12 к Областной программе "Молодежь Прикамья" в базу не вошло
Приложение 13 к Областной программе "Молодежь Прикамья" в базу не вошло
Приложение 14 к Областной программе "Молодежь Прикамья" в базу не вошло
<< Назад |
||
Содержание Решение Законодательного Собрания Пермской области от 14 апреля 1996 г. N 454 "Об областной программе "Молодежь... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.