15 марта 2013 г.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы", постановлением Правительства Пермского края от 27 ноября 2012 г. N 1335-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2013-2020 годы" приказываю:
1. Утвердить прилагаемую региональную экономически значимую программу "Развитие молочного скотоводства в Пермском крае на 2013-2015 годы и на период до 2020 года" (далее - Программа).
2. Финансирование Программы обеспечить за счет общего объема средств, предусмотренных долгосрочной целевой программой "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2013-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 27 ноября 2012 г. N 1335-п.
3. Признать утратившими силу
3.1. приказ Министерства сельского хозяйства Пермского края от 12 декабря 2011 г. N СЭД-25-01.1-02-117 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Региональная экономически значимая программа "Развитие молочного скотоводства в Пермском крае на 2011-2012 годы и на период до 2020 года";
4. Настоящий приказ подлежит официальному опубликованию.
5. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя министра, начальника управления формирования аграрной политики И.П. Огородова.
Министр |
О.Н. Шипиловских |
Региональная экономически значимая программа
"Развитие молочного скотоводства в пермском крае на 2013-2015 годы и на период до 2020 года"
(утв. приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 29 декабря 2012 г. N СЭД-25-01.1-02-160)
15 марта 2013 г.
Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 15 марта 2013 г. N СЭД-25-01.1-02-35 в паспорт настоящей Региональной экономически значимой программы внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного приказа и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.
Паспорт программы
Наименование Программы |
Региональная экономически значимая программа "Развитие молочного скотоводства в Пермском крае на 2013-2015 годы и на период до 2020 года" |
||||
Основания разработки Программы |
Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы"; постановление Правительства Пермского края от 27 ноября 2012 г. N 1335-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2013-2020 годы" постановление Правительства Пермского края от 14 февраля 2013 года N 55-п "О Перечнях экономически значимых программ, объемах и источниках их финансирования по отдельным мероприятиям долгосрочной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2013-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 27 ноября 2012 г. N 1335-п" |
||||
Разработчик Программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края |
||||
Ответственный исполнитель Программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края |
||||
Цель Программы |
Создание экономических и технологических условий устойчивого развития отрасли молочного скотоводства; увеличение объемов производства молока; увеличение обеспеченности потребностей внутреннего рынка в продукции молочного скотоводства и рост объемов реализации за пределами Пермского края |
||||
Основные задачи |
Увеличить производство молока за счет ускоренной реализации инвестиционных проектов, связанных с приобретением племенного поголовья, техники и технологического оборудования; обеспечить стимулирование роста продуктивности отрасли за счет выплаты субсидий, дифференцированных с учетом продуктивности; ориентировать производителей на значительное обновление поголовья крупного рогатого скота за счет закупки высокопродуктивного племенного скота новых пород с высоким генетическим потенциалом; создать условия для развития кадрового потенциала, оказания информационно-консультационной поддержки; осуществить реализацию мер по развитию рынка молока, продвижение продукции пермских товаропроизводителей на внутренние и внешние рынки сбыта |
||||
Участники Программы |
Сельскохозяйственные товаропроизводители; организации агропромышленного комплекса; иные хозяйствующие субъекты |
||||
Основные мероприятия Программы |
Реализация комплекса мер государственной поддержки отрасли молочного скотоводства осуществляется за счет мероприятия "Поддержка доходов сельскохозяйственных производителей в области животноводства" |
||||
Сроки и этапы реализации Программы |
2013-2015 годы и период до 2020 года Программа не имеет разбивки на этапы. Мероприятия программы реализуются на протяжении всего срока ее реализации |
||||
Исполнители Программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края |
||||
Объемы и источники финансирования Программы(1) |
Общий объем финансового обеспечения Программы на 2013-2015 годы составит 6472,0 млн. рублей, в том числе 1941,6 млн. рублей из бюджета Пермского края |
||||
Источник |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Всего за 2013-2015 годы |
|
Бюджет Пермского края |
441,3 |
721,3 |
779,3 |
1941,6 |
|
Внебюджетные средства |
1029,7 |
1683 |
1818,4 |
4530,4 |
|
Всего |
1471 |
2404,3 |
2597,7 |
6472,0 |
|
Целевые индикаторы Программы |
Поголовье коров во всех категориях хозяйств на конец отчетного периода; валовое производство молока во всех категориях хозяйств; валовое производство молока в сельскохозяйственных организациях; надой молока на одну корову в сельскохозяйственных организациях; производство молока на душу населения; выход телят на 100 коров; удельный вес племенного поголовья в общей численности крупного рогатого скота |
||||
Ожидаемые результаты реализации Программы |
Увеличение численности поголовья с 109,9 тыс. голов в 2011 году до 112,5 тыс. голов в 2015 году и до 119,4 тыс. голов к 2020 году; увеличение валового производства молока во всех категориях хозяйств с 480,7 тыс. тонн в 2011 году до 513,3 тыс. тонн в 2015 году и до 577,9 тыс. тонн в 2020 году; увеличение валового производства молока в сельскохозяйственных организациях с 334,7 тыс. тонн в 2011 году до 375,4 тыс. тонн в 2015 году и до 577,9 тыс. тонн в 2020 году; увеличение надоев на одну корову в сельскохозяйственных организациях с 4641 кг в 2011 году до 4925 кг в 2015 году и до 5209 кг в 2020 году; выход телят на 100 коров довести с 80 голов в 2011 году до 82 голов в 2015 году и до 85 голов в 2020 году; доведение производства молока во всех категориях хозяйств на душу населения с 182 кг в год в 2011 году до 195 кг в 2015 году и до 220 кг в 2020 году |
||||
Контроль реализации Программы |
Общее руководство и контроль реализации Программы осуществляет Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края. Финансовый контроль использования средств бюджета Пермского края, направленных на реализацию Программы, осуществляется контролирующими органами в соответствии с действующим законодательством Пермского края |
------------------------------
(1) Финансирование мероприятий настоящей Программы осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных долгосрочной целевой программой "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2013-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 27 ноября 2011 г. N 1335-п.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как "27 ноября 2012 г."
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа
Программа разработана во исполнение долгосрочной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2013-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 27 ноября 2012 г. N 1335-п, и направлена на создание условий для эффективного развития молочного скотоводства Пермского края, увеличение объемов производства высококачественной молочной продукции для удовлетворения потребностей населения в продуктах собственного производства, что является частью достижения приоритетных целей развития агропромышленного комплекса Пермского края, на реализацию которых направлена деятельность Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края.
Молочное скотоводство является одной из приоритетных отраслей сельского хозяйства Пермского края: доля молочной продукции в валовом объеме животноводческой продукции края составляет более 23%. Данная отрасль обеспечивает рабочими местами большое количество сельского населения, и, в силу своей специфики, способствует ежедневному поступлению денежных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям. Успех решения многих экономических и социальных проблем села во многом зависит от того, как будет развиваться эта отрасль сельского хозяйства.
В настоящее время производится на четверть меньше молока по сравнению с уровнем 2000 года. Снижение объемов производства в отрасли происходило вплоть до 2007 года, в 2008 году ситуацию удалось стабилизировать. За отмеченный период произошло значительное снижение поголовья и валового надоя в хозяйствах населения - на 57%, в то же время в сельскохозяйственных организациях за этот же период за счет опережающего роста продуктивности коров объемы производства молока увеличились на 17%. В результате в отрасли произошли структурные изменения: увеличилась доля производства молока в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах при устойчивом сокращении доли производства в личных подсобных хозяйствах. Если в 2000 году в личных подсобных хозяйствах населения производилось 52% молока, то в 2011 году - всего 29%.
Таблица 1
Динамика
производства молока в пермском крае по категориям хозяйств
N п/п |
Хозяйства |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
||||
тыс. тонн |
% |
тыс. тонн |
% |
тыс. тонн |
% |
тыс. тонн |
% |
||
1 |
Все категории хозяйств |
481 |
100 |
479 |
100 |
476,1 |
100 |
480,7 |
100 |
2 |
Сельскохозяйственные организации |
291,5 |
60,8 |
306,9 |
64,1 |
320,8 |
67,4 |
334,7 |
69,6 |
3 |
Крестьянские (фермерские) хозяйства |
6,8 |
1,4 |
6,4 |
1,3 |
5,8 |
1,2 |
6,1 |
1,3 |
4 |
Хозяйства населения |
181,6 |
37,8 |
165,7 |
34,6 |
149,5 |
31,4 |
139,9 |
29,1 |
Источник: Пермьстат
Как видно по данным таблицы 2, в Пермском крае произошло наибольшее сокращение объемов производства молока и молокопродуктов по сравнению с Приволжским федеральным округом и Российской Федерацией.
Таблица 2
Индекс
объема производства молока и молокопродуктов к уровню 2000 года, %
N п/п |
Территория |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 |
1 |
Российская Федерация |
100,3 |
100,9 |
98,8 |
98,1 |
2 |
Приволжский федеральный округ |
110,2 |
112,3 |
108,2 |
104,5 |
3 |
Пермский край |
76,7 |
76,6 |
76,1 |
76,9 |
Источник: Пермьстат
В то же время в Приволжском федеральном округе и в Российской федерации наблюдается тенденция снижения объемов производства по сравнению с 2008 годом - за последние 4 года в Российской Федерации в целом произошло снижение на 2,2 процентного пункта относительно уровня 2008 года, в Приволжском федеральном округе - на 5,7 процентного пункта (таблица 2). В Пермском крае ситуацию с производством молока удалось стабилизировать.
Молочное скотоводство Пермского края за последние годы претерпело крупные изменения: сокращение материально-технической базы АПК, увеличение импорта и ввоза из других регионов продовольствия и сырья, неразвитость аграрных рынков, отсутствие эффективных систем их регулирования, трудности со сбытом продукции, нарушение хозяйственных связей отрицательно сказались на развитии сельскохозяйственного производства, в том числе и молочного скотоводства. Диспаритет цен на энергоресурсы, комбикорма, технику и продукцию животноводства вызвал в 2000-2010 годах значительное снижение поголовья крупного рогатого скота (далее - КРС) и объемов производства молока. Тенденцию по снижению поголовья крупного рогатого скота удалось приостановить только в 2011 году - впервые за последние годы Пермьстатом зафиксирован прирост поголовья крупного рогатого скота и коров.
Таблица 3
Анализ
состояния молочного скотоводства в Пермском крае
N п/п |
Показатели |
Единицы измерения |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2011 год к 2008 году в % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Поголовье коров во всех категориях хозяйств на конец отчетного периода |
тыс. голов |
120,40 |
114,7 |
108,8 |
109,9 |
91,2 |
2 |
Поголовье коров в сельскохозяйственных организациях, тыс. голов |
тыс. голов |
76,8 |
74,3 |
70,3 |
73,1 |
91,2 |
3 |
Надой молока на 1 корову во всех категориях хозяйств |
кг |
3995 |
4176 |
4376 |
4374 |
109,5 |
4 |
Надой молока на 1 корову (сельскохозяйственные организации), кг |
кг |
3738 |
4159 |
4376 |
4641 |
124,2 |
5 |
Валовое производство молока во всех категориях хозяйств |
тыс. тонн |
481,0 |
479,0 |
476,1 |
480,7 |
99,9 |
6 |
Производство молока в сельскохозяйственных организациях, тыс. тонн |
тыс. тонн |
291,5 |
306,9 |
320,8 |
334,7 |
114,80 |
7 |
Производство молока на душу населения |
кг |
177,2 |
177,4 |
180,7 |
182,7 |
103,1 |
8 |
Покупка племенного молодняка крупного рогатого скота молочных пород |
голов |
2200 |
2200 |
2300 |
2000 |
91,0 |
9 |
Выход телят на 100 коров |
голов |
78 |
80 |
79 |
80 |
102,6 |
10 |
Удельный вес племенного поголовья в общей численности крупного рогатого скота |
% |
29,5 |
31,4 |
32,6 |
34,4 |
116,6 |
11 |
Удельный вес племенного поголовья коров в их общей численности |
% |
30,8 |
32,9 |
35,6 |
37,5 |
121,7 |
12 |
Реализация молока, произведенного во всех категориях хозяйств, в т.ч. |
тыс. тонн |
300,5 |
319,9 |
332,8 |
351,1 |
116,8 |
13 |
Реализация молока, произведенного в сельскохозяйственных организациях |
тыс. тонн |
277,4 |
298,5 |
313,7 |
333,0 |
120,0 |
Источник: Пермьстат
На 1 января 2012 года во всех категориях хозяйств имелось 109,9 тыс. голов коров (101% к 2010 году), в т.ч. в сельскохозяйственных организациях - 73,1 тыс. голов (104%). В отрасли в 2011 году наблюдается рост валового надоя по сравнению с уровнем 2010 года (101%).
По состоянию на 1 января 2012 года в Пермском крае насчитывалось 42 сельскохозяйственных предприятия, зарегистрированных в государственном племенном регистре Российской Федерации, в том числе 30 предприятий - в молочном скотоводстве. За 4 года их количество удвоилось. Удельный вес племенного поголовья крупного рогатого скота вырос с 29,0% в 2008 году до 34,4% в 2011 году, удельный вес племенного поголовья коров - с 30,8% до 37,5%. В сельскохозяйственных организациях продуктивность коров за период 2008-2011 годы увеличилась на 24%, производство молока выросло на 14,8%.
Таблица 4
Динамика
объемов производства, ввоза, вывоза и потребления молока и молокопродуктов в Пермском крае
N п/п |
Показатели |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2011 год к 2008 году, в % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Производство молока на душу населения, кг |
177,2 |
181,4 |
180,7 |
182,7 |
103,1 |
2 |
Потребление молока и молокопродуктов на душу населения, кг |
221,5 |
226,2 |
227,6 |
228,4 |
103,1 |
3 |
Производство молока на душу населения, кг |
481,0 |
479,0 |
476,1 |
480,7 |
99,9 |
4 |
Потребление молока и молокопродуктов на душу населения, кг |
600,9 |
611,8 |
600,2 |
601,9 |
100,2 |
5 |
Расходы на производственные цели, тыс. тонн |
73,6 |
69,3 |
72,1 |
74,0 |
100,5 |
6 |
Коэффициент самообеспечения молоком, % |
71,1 |
70,3 |
70,8 |
71,1 |
100,0 |
7 |
Отношение производства и потребления молока на душу населения, в % |
80,0 |
80,2 |
79,4 |
80,0 |
100,0 |
8 |
Объем ввоза молока и молокопродуктов в регион на душу населения, кг |
101,0 |
102,2 |
107,3 |
111,9 |
110,8 |
9 |
Объем вывоза молока и молокопродуктов из региона на душу населения, кг |
25,7 |
30,3 |
27,7 |
42,7 |
166,1 |
10 |
Объем ввоза молока и молокопродуктов в регион, тыс. тонн |
273,6 |
269,9 |
282,6 |
294,5 |
107,6 |
11 |
Объем вывоза молока и молокопродуктов из региона, тыс. тонн |
69,7 |
80,0 |
73,0 |
112,4 |
161,3 |
Источник: Пермьстат
В Пермском крае растет потребление молока на душу населения. В 2011 году данный показатель составил - 228,4 кг (по России 246 кг) Потребность населения края в молоке в значительной степени (на 71,1%) - удовлетворяется за счет собственного производства.
Таблица 5
Экономические показатели
сельскохозяйственных организаций Пермского края, занимающихся производством и реализацией молока
N п/п |
Показатели |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2011 год к 2008 году, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Реализация молока, тыс. тонн |
277,4 |
298,4 |
313,7 |
333,0 |
120,0 |
2 |
Цена реализации молока и молокопродуктов, руб./тонн |
12030 |
10170 |
13130 |
13920 |
115,0 |
3 |
Полная себестоимость реализованного молока и молокопродуктов, руб./тонн |
9730 |
9220 |
10620 |
11990 |
123,2 |
4 |
Прибыль от реализации молока и молокопродуктов, руб./тонн |
2300 |
950 |
2510 |
1930 |
83,9 |
5 |
Выручка от реализации молока и молокопродуктов, млн.руб. |
3090 |
2757 |
3743 |
4458 |
144,2 |
6 |
Полная себестоимость реализованного молока и молокопродуктов, млн.руб. |
2500 |
2500 |
3028 |
3614 |
144,6 |
7 |
Прибыль от реализации молока и молокопродуктов, млн.руб. |
590 |
257 |
715 |
844 |
143,1 |
Нумерация пунктов таблицы приводится в соответствии с источником
9 |
Рентабельность молока и молокопродуктов (без учета субсидий), % |
23,6 |
10,3 |
23,6 |
23,4 |
х |
Источник: Пермьстат, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края
На территории Пермского края на 1 января 2012 года осуществляют деятельность 335 сельскохозяйственных организаций, из них 230 занимаются производством и реализацией молока.
За период с 2008 года по 2011 год в сельскохозяйственных организациях выручка от продажи молока и молокопродуктов увеличилась на 44,2%, в то же время возросла себестоимость данной продукции - на 44,6%. Рентабельность продукции по годам на уровне 23%.
Исторически сложилось, что сельское хозяйство Пермского края специализируется на молочном скотоводстве. Молочная направленность скотоводства и сельского хозяйства региона в целом подтверждается удельным весом выручки от реализации молока в общей выручке от продажи товаров, продукции, работ, услуг, равным в 2011 году 30,5%.
Тем не менее, существует ряд факторов, сдерживающих устойчивое развитие молочного скотоводства и реализацию потенциала молочной продуктивности: недостаточная развитость племенной базы; низкий выход телят в расчете на 100 коров - 80 голов; недостаточный уровень оценки и использования выдающихся быков-производителей; недостаточный уровень модернизации молокозаводов и молочных комплексов; увеличение затрат на производство, и т.д.
Сохраняется проблема развития генетического потенциала отрасли молочного животноводства, обусловленная неудовлетворительным финансовым состоянием сельскохозяйственных товаропроизводителей (недостаток собственных оборотных средств, в некоторых хозяйствах сумма задолженности превышает выручку в 2 и более раз), недостаточным уровнем материально-технической базы и современных технологий производства сельскохозяйственной продукции, отвечающей современным требованиям стандартов качества, недостаточной обеспеченностью в финансовых и инвестиционных ресурсах сельхозтоваропроизводителей Пермского края.
За анализируемый период получено увеличение производства молока в сельскохозяйственных предприятиях на 14,8%. Получение вышеуказанных результатов в первую очередь связано с проводимой в крае аграрной политикой, направленной на развитие молочного бизнеса. Комплексное решение в последние годы таких вопросов, как технологическая модернизация, использование скота с высоким генетическим потенциалом продуктивности в сочетании с полноценным кормлением и стимулирующими мерами государственной поддержки, позволило увеличить средний надой на корову в сельскохозяйственных предприятиях на 903 кг до уровня 4641 кг в 2011 году. С целью поддержки эффективных товаропроизводителей, начиная с 2009 года в регионе был введен механизм "попродуктовки" - часть бюджетной поддержки распределялась только между теми предприятиями, где надои на одну корову составляли не менее 75% от среднекраевого уровня, что также стимулирует сельхозтоваропроизводителей на рост продуктивности.
В рамках указанной господдержки в 2010 году внедрен механизм субсидирования приобретения крупными успешными предприятиями низкоэффективных товаропроизводителей с целью их дальнейшей модернизации и выхода на рентабельное производство. Данное мероприятие призвано создать благоприятные условия для развития ряда убыточных хозяйств и вывести его на положительные производственно-экономические показатели. Итогом "слияния" предприятий является рост поголовья не менее чем на 20% в хозяйствах молочного направления.
За анализируемый период в регион завезено 5439 голов молочного крупного рогатого скота из Венгрии и Германии, в том числе 36 быков-производителей, введены в эксплуатацию 16 молочных комплексов и 1 ферма с беспривязным содержанием коров, доением в доильных залах. В результате ввода в эксплуатацию новых комплексов создано 13475 скотомест. Кроме того, проведена модернизация 94 малых молочных ферм (с поголовьем коров до 400 голов), в том числе 77 - с участием средств краевого бюджета.
Вместе с тем, анализ состояния молочного скотоводства в крае показывает, что строительство, реконструкция и модернизация современных молочных комплексов (ферм) с комплектованием их высокопродуктивным поголовьем коров несут в себе затраты, которые не под силу большинству сельскохозяйственных товаропроизводителей края. Строительство, реконструкция и модернизация молочных комплексов (ферм) остаются недоступными для большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей края из-за высокой стоимости строительных работ и невозможности обеспечения исполнения обязательств по кредитным договорам.
В целях формирования современной и высокотехнологичной подотрасли молочного скотоводства необходимы значительные инвестиции, что позволит ввести, модернизировать и реконструировать около 50 молочных комплексов (ферм) с использованием современных технологических решений.
Недостаток молока-сырья особенно в осенне-зимний период сдерживает развитие предприятий по переработке молока, способствует увеличению ввоза из других регионов и импорта молока и молочных продуктов.
Одним из важных направлений успешного развития молочного животноводства в малых формах хозяйствования является реализация отраслевой программы по созданию семейных молочных ферм. В случае с малыми формами хозяйствования важным направлением является кооперация с крупными производителями и переработчиками молока, которая позволяет выстроить высокоэффективные интегрированные структуры, производящие продукт с высокой добавленной стоимостью, конкурентоспособные и финансово устойчивые.
Для дальнейшего наращивания объемов производства и повышения конкурентоспособности региональной молочной продукции необходимо вести работу по таким стратегическим направлениям, как развитие инфраструктуры, переработки, кооперации и выстраивание эффективного взаимодействия между производителями, в том числе между малыми предприятиями и переработчиками молока.
Действующими мерами государственной поддержки молочного скотоводства являются субсидирование процентных ставок по кредитам на модернизацию и строительство животноводческих комплексов, предприятий для первичной переработки молока, на приобретение племенного скота, предоставление субсидий на племенную поддержку.
Важным фактором обеспечения рынка молочной продукции является товарность производимого молока. В целях повышения товарности молока и выравнивания сезонности его производства, а также повышения инвестиционной привлекательности молочного скотоводства в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717, с 2013 года планируется из федерального бюджета на условиях софинансирования с бюджетами субъектов РФ осуществлять субсидирование производства 1 литра товарного молока не ниже первого сорта.
Таким образом, в Пермском крае сохраняются условия для развития молочного скотоводства: наличие земельных угодий и пастбищ для производства высококачественных кормов площадью 1292,7 и 106,5 тыс.га соответственно, наличие помещений для содержания животных, молокоперерабатывающих предприятий в регионе; обеспеченность предприятий трудовыми ресурсами; высокая численность племенного скота в общей численности крупного рогатого скота - 34,4%.
На решение указанных проблем и использование имеющегося потенциала Пермского края в развитии молочного скотоводства и направлена Программа.
II. Основные цели, задачи и направления программы
2.1. Цели Программы - создание стартовых технологических и экономических условий формирования и устойчивого развития подотрасли молочного скотоводства, увеличение объемов производства продукции молока и повышение конкурентоспособности продукции, увеличение обеспеченности потребностей внутреннего рынка в продукции молочного скотоводства и рост объемов реализации за пределами Пермского края.
2.2. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
увеличить производство молока за счет ускоренной реализации инвестиционных проектов, связанных с приобретением племенного поголовья, техники и технологического оборудования;
обеспечить стимулирование роста продуктивности отрасли за счет выплаты субсидий, дифференцированных с учетом продуктивности;
ориентировать производителей на значительное обновление поголовья крупного рогатого скота за счет закупки высокопродуктивного племенного скота новых пород с высоким генетическим потенциалом;
создать условия для развития кадрового потенциала, оказания информационно-консультационной поддержки;
осуществить реализацию мер по развитию рынка молока, продвижение продукции пермских товаропроизводителей на внутренние и внешние рынки сбыта.
2.3. Государственная поддержка направлена на развитие следующих процессов в молочном скотоводстве:
развитие племенной базы молочного скотоводства;
увеличение производства объемов производства молока;
строительство, реконструкция и технологическая модернизация действующих молочных комплексов (ферм);
укрепление кормовой базы, в том числе улучшение пастбищ.
Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 15 марта 2013 г. N СЭД-25-01.1-02-35 в раздел III настоящей Региональной экономически значимой программы внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного приказа и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.
III. Целевые индикаторы, ожидаемые результаты и социально-экономическая эффективность программы
Реализация Программы создаст условия и предпосылки для устойчивого развития молочного скотоводства и производства молока в Пермском крае, что позволит в перспективе снизить зависимость от ввоза молока и молокосырья из других регионов и импорта в снабжении населения молоком и молокопродуктами.
Основные целевые индикаторы Программы и их значения по годам приведены в таблице 6. Дополнительное финансирование и меры, которые будут предприниматься для развития отрасли, позволят значительно увеличить основные показатели эффективности деятельности отрасли. Ожидается увеличение поголовья коров на 8,6% с 109,9 тыс. голов в 2011 году до 112,5 тыс. голов в 2015 году и до 119,4 в 2020 году, увеличение объемов производства молока на 20,2% с 480,7 тыс. тонн в 2011 году до 513,3 тыс. тонн в 2015 году и до 577,9 тыс. тонн в 2020 году, рост надоев в сельскохозяйственных организациях на 16,1% - с 4641 кг в 2011 году до 4925 кг в 2015 году и до 5209 в 2020 году.
Таблица 6
Основные целевые индикаторы Программы
N п/п |
Показатель |
Ед.изм. |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2020 год |
2020 год к 2011 году |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
Поголовье коров во всех категориях хозяйств на конец отчетного периода |
тыс. голов |
109,9 |
108,6 |
111,2 |
111,9 |
112,5 |
119,4 |
108,6 |
2 |
Поголовье коров в сельскохозяйственных организациях на конец отчетного периода |
тыс. голов |
72,9 |
73,0 |
74,1 |
74,6 |
75,1 |
81,0 |
111,1 |
3 |
Валовое производство молока во всех категориях хозяйств |
тыс. тонн |
480,7 |
485,6 |
495,8 |
501,7 |
513,3 |
577,9 |
120,2 |
4 |
Валовое производство молока в сельскохозяйственных организациях |
тыс. тонн |
334,7 |
343,6 |
353,9 |
364,5 |
375,4 |
388,6 |
116,1 |
5 |
Надой молока на 1 корову в сельскохозяйственных организациях |
Кг |
4641 |
4811 |
4876 |
4901 |
4925 |
5209 |
112,2 |
6 |
Производство молока на душу населения |
Кг |
182,5 |
184,6 |
188,5 |
190,8 |
195,3 |
220,0 |
120,5 |
7 |
Выход телят на 100 коров |
голов |
80 |
80 |
81 |
81 |
82 |
85 |
106,2 |
8 |
Удельный вес племенного поголовья в общей численности крупного рогатого скота |
% |
37,5 |
38,0 |
38,5 |
39,0 |
39,5 |
40,0 |
106,6 |
Реализация Программы обеспечит прирост валового дохода отрасли от реализации молока с 4887 млн.руб. в 2011 году до 6031 млн.руб. в 2015 году и до 8648 млн.руб. в 2020 году и увеличение поступления налогов в бюджеты всех уровней с 170,9 млн.руб. в 2011 году до 210,5 млн.руб. в 2015 году и до 301,8 млн.руб. в 2020 году.
Расчет социально-экономической эффективности реализации Программы приведен в таблице 7.
Таблица 7
Социально-экономическая эффективность
реализации Программы
Достичь указанных результатов Подпрограммы планируется за счет реализации программных мероприятий.
IV. Перечень и описание программных мероприятий
4.1. Реализация основного мероприятия по поддержке доходов сельскохозяйственных производителей в области молочного скотоводства направлена на стабилизацию и рост доходов сельскохозяйственного производства, повышение уровня его экологической безопасности, увеличение эффективности молочного скотоводства.
Механизм реализации - предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), специализирующихся на производстве и реализации молока и молокопродуктов, на возмещение части затрат на покупку материала (скота), оборудование и технику.
Размер субсидии определяется по ставке за единицу используемых ресурсов (посевные площади сельскохозяйственных культур, поголовье сельскохозяйственных животных), рассчитанной с применением индекса, учитывающего эффективность деятельности сельскохозяйственного товаропроизводителя за определенный период и объем используемых производственных мощностей.
При реализации сельскохозяйственными товаропроизводителями (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) новых проектов, направленных на увеличение используемых ресурсов, рост объемов произведенной и реализуемой сельскохозяйственной продукции, а также при осуществлении строительства жилья для своих работников могут быть предусмотрены дополнительные ставки субсидии.
Методика определения индексов и ставки субсидии утверждаются Министерством сельского хозяйства и продовольствия Пермского края.
4.2. В рамках долгосрочной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2013-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 27 ноября 2012 г. N 1335-п, осуществляются так же мероприятия по развитию кадрового потенциала, оказанию информационно-консультационной поддержки; мероприятия, направленные на продвижение продукции пермских товаропроизводителей на внутренние и внешние рынки сбыта; оказывается государственная поддержка развития племенного животноводства, с 2013 года планируется осуществлять субсидирование производства 1 литра товарного молока не ниже первого сорта; а также проводятся противоэпизоотические мероприятия, направленные на диагностику, профилактику и ликвидацию карантинных и особо опасных болезней в целях предотвращения потерь животноводческой продукции и повышения ее качества.
V. Ресурсное обеспечение программы
5.1. Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных долгосрочной целевой программой "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2013-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 27 ноября 2012 г. N 1335-п, по мероприятию "Поддержка доходов сельскохозяйственных производителей в области животноводства".
5.2. Объем средств, необходимый для реализации мероприятий Программы, рассчитан с учетом:
средних по региону производственных издержек на производство молока и племенного материала;
экспертных оценок капитальных вложений на технологическое оборудование молочных ферм и центров по оказанию сервисных услуг;
средних цен на племенной скот по импорту и внутри страны.
Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 15 марта 2013 г. N СЭД-25-01.1-02-35 пункт 5.3 раздела V настоящей Региональной экономически значимой программы изложен в новой редакции, вступающей в силу после официального опубликования названного приказа и распространяющейся на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.
5.3. Общая потребность финансового обеспечения Программы на 2013-2015 годы составит 6472,0 млн. рублей, в том числе 1941,6 млн. рублей - из бюджета Пермского края. Данные по объемам и источникам финансирования всех мероприятий Программы приведены в таблице 8.
Таблица 8
Общая потребность
в финансировании мероприятий Программы и источники финансирования, млн.руб.
N п/п |
Мероприятие |
Источник |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Всего за 2013-2015 годы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Всего по Программе, мероприятие "Поддержка доходов сельскохозяйственных производителей в области животноводства" |
Бюджет Пермского края |
441,3 |
721,3 |
779,3 |
1941,6 |
Внебюджетные средства |
1029,7 |
1683 |
1818,4 |
4530,4 |
||
Всего |
1471 |
2404,3 |
2597,7 |
6472,0 |
VI. Система управления реализацией программы
6.1. Управление реализацией Программы осуществляет Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края, являющееся координатором и исполнителем Программы.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края:
обеспечивает согласованные действия участников Программы по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств федерального и краевого бюджетов;
составляет и в установленном порядке представляет в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации бюджетную заявку на ассигнования из федерального бюджета для финансирования Программы на очередной финансовый год;
подготавливает информационные справки и аналитические доклады о ходе реализации Программы.
6.2. Участниками Программы являются хозяйствующие субъекты различных форм собственности в соответствии с действующим законодательством (сельскохозяйственные товаропроизводители, организации агропромышленного комплекса, иные хозяйствующие субъекты).
6.3. Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов, заключаемых исполнителями Программы с участниками отдельных мероприятий, или путем предоставления субсидий участникам Программы в порядке, установленном Правительством Пермского края в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6.4. Финансовый контроль использования средств бюджета Пермского края, направленных на реализацию Программы, осуществляется контролирующими органами в соответствии с действующим законодательством.
6.5. Механизм реализации целей и задач Программы по соответствующим направлениям Программы детализируется в порядках предоставления субсидий, утверждаемых нормативными правовыми актами Правительства Пермского края на весь период действия Программы.
6.6. Предоставление субсидий осуществляется в соответствии с утвержденным уполномоченным органом реестром получателей субсидий. Порядок формирования и условия включения в реестр получателей субсидий определяется нормативным правовым актом, утвержденным Правительством Пермского края.
6.7. Оценка рисков реализации Программы.
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:
внешние риски:
недостаточный уровень финансирования со стороны инвесторов, а также сельскохозяйственных производителей из собственных и заемных средств;
неблагоприятная рыночная конъюнктура товаров и услуг для села;
природно-климатические риски;
внутренние риски:
организационные риски, запаздывание с реализацией мероприятий;
производственные и технологические риски (обеспечение кормами, ветеринарная защита).
Управление рисками в рамках реализации Программы проводится в форме ее точного и своевременного финансирования из всех источников и четкого выполнения технологических регламентов. Риски, связанные с неоправданно высокими ценами на энергоносители, удобрения, фуражное зерно, другие товары и услуги для села, подлежат государственному управлению.
Эффективное управление рисками входит в сферу ответственности исполнителя и участников Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 29 декабря 2012 г. N СЭД-25-01.1-02-160 "Об утверждении экономически значимой программы "Развитие молочного скотоводства в Пермском крае на 2013-2015 годы и на период до 2020 года"
Текст приказа опубликован в Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края от 21 января 2013 г. N 2 (233)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 20 марта 2014 г. N СЭД-25-01.1-02-40
Изменения вступают в силу после официального опубликования названного приказа и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 г.
Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 14 марта 2014 г. N СЭД-25-01.1-02-35
Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 9 марта 2014 г. N СЭД-25-01.1-02-31
Изменения вступают в силу после официального опубликования названного приказа и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 г.
Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 23 мая 2013 г. N СЭД-25-01.1-02-77
Изменения вступают в силу после официального опубликования названного приказа и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.
Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 15 марта 2013 г. N СЭД-25-01.1-02-35
Изменения вступают в силу после официального опубликования названного приказа и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.