Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к закону Пермской области
от 13 марта 2002 N 66-9
Областная целевая программа
"Молодежь Прикамья" на 2002-2005 годы
Паспорт областной целевой Программы
Наименование | Областная целевая программа "Молодежь Прикамья" на 2002-2005 годы |
Дата принятия решения о разработке Программы |
Указ Губернатора области от 15.05.2001 N 117 "О плане действий Администрации Пермской области по приоритетным направлениям на 2001 год" |
Государственный заказчик |
Администрация Пермской области |
Основной разработчик Программы |
Комитет по молодежной политике Пермской области |
Цели Программы | Основными целями Программы являются: обеспечение процесса социализации молодежи путем создания и развития правовых, социально-экономических и организационных условий для самореализации и духовно-нравственного развития молодежи; инициирование и поддержка позитивных процессов в молодежной среде через создание нормативно-правовой и материально-технической базы, системы научно-методического сопровождения молодежной политики и поддержки молодежных общественных инициатив; обеспечение оздоровления негативных процессов среди молодежи |
Сроки реализации Программы |
2002-2005 годы |
Исполнители основных мероприятий Программы |
Комитет по молодежной политике Пермской области, департамент образования Пермской области, департамент культуры и искусства Пермской области, аппарат Администрации Пермской области, органы местного самоуправления, областной совет профсоюзов (по согласованию), ГУВД Пермской области (по согласованию), департамент ФГСЗН по Пермской области (по согласованию), военный комиссариат Пермской области (по согласованию). |
Ожидаемые результаты выполнения программных мероприятий |
Трудоустройство около 2 тысяч подростков и молодежи. Создание служб содействия занятости подростков и молодежи в восьми территориях области. Оказание информационно-консультационных услуг 600 начинающим предпринимательским структурам и молодым предпринимателям. Обеспечение жильем около 750 молодых семей. Создание служб по поддержке молодой семьи в шести территориях области. Оказание информационно-консультационных услуг около 800 молодым семьям. Открытие в территориях области 26 клубов военно-спортивной направленности, с количеством занимающихся около 5000 человек. Вовлечение в творческую деятельность более 18 000 человек. Создание 1 областного, 3 региональных и 21 городских и районных молодежных информационных центров. Создание единого информационного пространства позволит обеспечить информационными услугами более 50% молодых людей. Создание не менее 26 клубов по месту жительства, 8 центров социальной адаптации подростков и молодежи, 4 Дворцов молодежи. Создание этих служб позволит охватить более 120 тысяч человек различными видами социальных услуг. |
Объем финансирования | Потребность финансового обеспечения из областного бюджета: на 2002-2005 годы - 90 393 рубля |
Контроль за исполнением Программы |
Ежеквартальный анализ выполнения Программы комитетом по молодежной политике Пермской области и отделом социального развития аппарата Администрации Пермской области. Ежегодное рассмотрение хода исполнения Программы Законодательным Собранием области. Анализ целевого расходования бюджетных средств Контрольно-счетной палатой Пермской области. Анализ узловых вопросов исполнения Программы областной межведомственной комиссией по молодежной политике. |
Введение
Областная целевая программа "Молодежь Прикамья" на 2002-2005 годы (далее программа) определяет в соответствии с постановлением Верховного совета Российской Федерации от 03.06.1993 N 5090-1 "Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.1996 N 387 "О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2000 N 1015 "О федеральной целевой программе "Молодежь России (2001- 2005 гг.)", законом Пермской области "О государственной молодежной политике в Пермской области" от 19.10.1998 N 253-28, приоритетные направления государственной молодежной политики в Пермской области на 2002- 2005 годы и меры по их реализации.
Анализ состояния проблемы
В современных формах развития общества социальная сфера является не просто затратной сферой, поглощающей финансовые средства, но и становится мощным фактором, средством и условием эффективного развития экономики региона. Социальная переориентация, изменение приоритетов экономического и политического развития регионов выдвигают на первый план человеческий фактор в функционировании общества и производства. Таким образом, среди основных ресурсов региона важным, главным и основным является население. Молодежь является его стратегической составляющей. Изменение качества этой составляющей приводит к объективным изменениям в обществе в момент перехода граждан из категории "молодежь" в зрелую жизнь. Учитывая отсутствие массовой миграции молодежи и усиление тенденции включения молодежных лидеров в территориальные и отраслевые элиты, можно отметить, что наиболее активная сегодня часть молодежи будет определять настоящее региона через 10-15 лет.
По данным проведенного в 2000 году Пермским государственным университетом социологического исследования "Социальные проблемы молодежи Прикамья в условиях трансформации российского общества" количество молодых людей в области на рубеже веков составляло 733 тысячи человек, или 26% всего населения Прикамья. Из числа трудоспособного населения области 43,7% - молодые граждане. Структура молодого поколения становится все более сложной и многослойной. В настоящее время для молодежи характерен рост привлекательности образования, особенно высшего. Наблюдается рост количества молодых людей, образующих свое собственное дело. Увеличивается число молодых граждан, реализующих свой творческий и интеллектуальный потенциал в различных общественных объединениях, которые играют все большую роль в решении социальных проблем, как молодежи, так и общества в целом.
В то же время, большая часть молодежи позиционирует себя вне поля реализации молодежной политики (54% опрошенных молодых людей считают, что государственная молодежная политика в Пермской области недостаточно эффективна, 24% - что ее вообще нет):
отсутствием информированности молодежи в области гражданских и трудовых прав (75% молодежи отмечают, что не информированы о своих правах);
наличием острой жилищной проблемы (молодежь в Пермской области в среднем обеспечена жильем в 2 раза хуже, чем в целом по России: у 43% - комната в квартире родителей, у 20% - государственная квартира, у 2% - кооперативная квартира, у 5% - комната в коммунальной квартире, у 6% - свой дом, 6% - проживают в одной комнате с родителями, 18% - живут в общежитии);
не обеспечено развивающее обучение кадров, работающих в сфере молодежной политики;
общественные организации не являются проводниками государственной молодежной политики: недостаточна поддержка их деятельности и инициатив.
В условиях социального расслоения, отсутствия у молодых граждан равных шансов на получение образования, достойной работы продолжают нарастать негативные тенденции в молодежной среде. Размываются духовные ценности, ориентиры. Сохраняется высокий уровень преступности. По данным ГУВД Пермской области 67,6% всех преступлений совершаются гражданами от 14 до 30 лет; количество несовершеннолетних, совершивших противоправные деяния в возрасте от 14 до 16 лет на протяжении 1999-2001годов постоянно увеличивается. Около 70% лиц, потребляющих наркотики, составляют молодые люди до 30 лет.
Одним из факторов, влияющих на уход молодежи в наркотическую зависимость и криминальную среду, является отсутствие в жизни молодого человека иных, организованных при помощи и в интересах государства, "адреналиновых зон" - побед, выступлений, споров, творчества, геройствования и др.
Интенсивная адаптация молодых граждан к различным формам социальных отношений, т.е. начало активной реализации ими своих прав и обязанностей, своего жизненного потенциала, приходится на возраст от 14 до 30 лет (активное социальное становление, получение общего, профессионального образования, начало трудовой деятельности, служба в Вооруженных Силах РФ, создание семьи, рождение и воспитание детей). Именно в этот период, исключительно важно государственное внимание и стимулирование созидательного потенциала молодежи.
В 1998 году Законодательным Собранием Пермской области был принят закон Пермской области "О государственной молодежной политике в Пермской области". В целях его реализации, создания экономических, организационных, правовых условий и гарантий для социального становления молодежи, начиная с 1998 года, за счет средств областного бюджета производилось финансирование плана мероприятий по реализации основных направлений данного закона. С 1999 года в закон Пермской области "О минимальной бюджетной обеспеченности Пермской области" внесен раздел 1803 "Молодежная политика", в соответствии с которым финансируются учреждения и мероприятия в сфере молодежной политики.
В настоящее время наблюдается рост внимания административных органов к проблемам молодежи: практически во всех исполнительных органах местного самоуправления созданы структуры по работе с молодежью (структура органов по работе с молодежью охватывает 38 административно-территориальных единиц области). В двенадцати из сорока территорий Пермской области представительными органами местного самоуправления приняты и действуют комплексные программы по молодежной политике. За последние два года в девятнадцати территориях области создана и развивается сеть учреждений по работе с молодежью: 82 клуба по месту жительства, 3 социально-реабилитационных, 3 молодежных информационных центра, 4 Дворца молодежи. Растет осознание необходимости постоянной работы с молодежью у руководителей организаций независимо от их формы собственности (создаются службы по работе с молодежью).
Таким образом, деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления в Пермской области по решению молодежных проблем осуществляется в условиях правового, организационного и финансового обеспечения. Однако их решение не носит еще системного, комплексного характера, что отрицательно сказывается на положении молодежи, ее участии в социально-экономической жизни области.
Реализация программы "Молодежь Прикамья" позволит осуществить систему экономических, социальных, организационных мер в создании условий для решения проблем молодежи.
Цели и задачи программы
Обеспечение процесса социализации молодежи путем создания и развития правовых, социально-экономических и организационных условий для самореализации и духовно-нравственного развития молодежи.
Инициирование и поддержка позитивных процессов в молодежной среде через создание нормативно-правовой и материально-технической базы, системы научно-методического сопровождения молодежной политики и поддержки молодежных общественных инициатив.
Обеспечение оздоровления негативных процессов среди молодежи.
Организация занятости и снижение безработицы среди молодежи, создание структур и механизмов, обеспечивающих различные формы трудоустройства подростков.
Содействие предпринимательской деятельности молодежи, вовлечение ее в цивилизованный производительный бизнес.
Осуществление политики, направленной на содействие решению социально-бытовых проблем молодой семьи.
Создание инфраструктуры по поддержке молодой семьи.
Создание условий для формирования и развития гражданственности и патриотизма молодых граждан.
Утверждение нравственно-духовных ценностей, воспитание уважения к историческому и культурному наследию региона.
Создание системы поиска, поддержки и развития талантливой и одаренной молодежи, содействие развитию самодеятельного и профессионального художественного творчества молодежи.
Создание областной системы информационного обеспечения молодежи, информирование молодежи о своих правах и возможностях.
Создание целостной системы изучения молодежных проблем, научно-методического обеспечения молодежной политики.
Создание правовых, экономических и организационных условий для осуществления кадровой политики в молодежной сфере.
Создание условий для роста и развития молодежных общественных организаций, постепенного делегирования им части полномочий в решении социально значимых проблем.
Создание условий для социализации молодежи в современных условиях, развитие позитивных форм досуга, профилактики правонарушений и предупреждения девиантного поведения подростков и молодежи.
Механизм реализации Программы
В целях эффективного контроля за реализаций программных мероприятий, главным распорядителем кредитов и координатором программы является комитет по молодежной политике Пермской области. Взаимодействие комитета по молодежной политике Пермской области с другими исполнителями Программы осуществляется путем заключения договоров и соглашений, определяющих взаимные права и обязанности, а также конкретные сроки и объемы финансирования.
Контроль за реализацией Программы
Администрация Пермской области осуществляет контроль, координирует деятельность органов государственной власти по вопросам организации, выработке дополнительных управленческих решений с целью наиболее полной реализации Программы.
Комитет по молодежной политике Пермской области:
осуществляет оперативный контроль за реализацией программных мероприятий;
обеспечивает ознакомление с программой и задачами ее реализации исполнительные государственные органы власти, органы местного самоуправления, общественные организации и объединения;
разрабатывает и утверждает систему статистических показателей, необходимых для осуществления мониторинга за реализацией программы;
совместно с отделом социального развития аппарата Администрации области проводит ежеквартальный анализ выполнения Программы;
совместно с органами местного самоуправления обеспечивает предоставление информации, необходимой для контроля за реализацией программы.
Этапы и сроки реализации программы
Программа реализуется в 2 этапа.
Первый этап (2002-2003годы) включает в себя:
нормативно-методическое обеспечение молодежной политики;
построение системы информационного обеспечения молодежной политики;
создание системы государственной поддержки молодежных общественных инициатив.
Второй этап (2003-2005годы) включает в себя:
развитие и поддержка сети учреждений в территориях области, внедрение современных технологий работы социальных служб, территориальных органов молодежной политики;
совершенствование системы государственной поддержки молодежных общественных инициатив;
создание системы содействия экономической самостоятельности молодых граждан;
осуществление государственной поддержки молодежи в решении жилищной проблемы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.