Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к закону Пермской области
от 20 марта 2003 г. N 675-133
Областная целевая программа
"Охрана и восстановление водных объектов пермской области на 2003-2006 годы"
31 декабря 2003 г., 1 декабря 2004 г.
Паспорт областной целевой программы "Охрана и восстановление водных объектов пермской области на 2003-2006 годы"
Наименование Программы |
Областная целевая программа "Охрана и восстановление водных объектов Пермской области на 2003-2006 годы" |
||||||
1 | Основание для разработки Программы |
Федеральный закон от 06.05.98 N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами", Водный кодекс Российской Федерации |
|||||
2 | Цели Программы | Осуществление комплекса мероприятий, направленных на улучшение качественного состояния водных объектов, повышение безопасности гидротехнических сооружений, предотвращение берегообрушения и обеспечение защиты прибрежных населенных пунктов, объектов экономики и социальной инфраструктуры от вредного воздействия вод |
|||||
3 | Государственный заказчик Программы |
Администрация Пермской области | |||||
4 | Разработчик Программы |
Главное управление природопользования Пермской области |
|||||
5 | Руководитель Программы |
Заместитель губернатора области в соответствии с распределением обязанностей |
|||||
6 | Исполнители Программы |
Главное управление природопользования Пермской области, органы местного самоуправления |
|||||
7 | Участники Программы |
Организации-водопользователи, научные, проектные, строительные и другие организации, привлекаемые на конкурсной основе по договору для реализации программных мероприятий |
|||||
8 | Сроки реализации Программы |
2003-2006 годы | |||||
9 | Источники и объемы финансирования Программы, млн. рублей |
Источники финансирования |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2003- 2006 годы |
Итого, в том числе: |
25,164 | 137,501 | 138,56 | 104,428 | 405,653 | ||
федеральный бюджет "**" |
2,4 | 4,50 | 14,433 | 3,783 | 25,116 | ||
областной бюджет |
22,164 | 109,1 | 96,974 | 77,06 | 305,298 | ||
местный бюджет | 0,6 | 20,988 | 24,862 | 21,653 | 68,103 | ||
средства предприятий |
- | 2,913 | 2,291 | 1,932 | 7,136 | ||
10 | Контроль за реализацией Программы |
Законодательное Собрание Пермской области, Контрольно-счетная палата Пермской области, главное управление финансов и налоговой политики Пермской области |
|||||
11 | Ожидаемые результаты реализации Программы |
Ввод в эксплуатацию 4939 п. м вновь построенных и 1626 п. м отремонтированных защитных сооружений; ремонт 11 потенциально опасных, находящихся в аварийном состоянии ГТС прудов и водохранилищ в 9 городах и районах области; переселение из зон берегообрушения 18 дворов; проведение инвентаризации ГТС в 31 городе и районе области; определение границ зон затопления при прохождении паводков высокой обеспеченности в 30 городах и районах области. Подъем 2,75 тыс. м3 затонувшей древесины |
"**" - в соответствии с федеральным законодательством.
Введение
Областная целевая программа "Охрана и восстановление водных объектов Пермской области на 2003-2006 годы" разработана в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.05.98 N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами", федеральной целевой программой "Экология и природные ресурсы России".
Разработка настоящей Программы вызвана необходимостью безотлагательного решения ряда проблем, связанных с состоянием водных объектов.
Программа включает первоочередные меры по следующим основным направлениям:
предотвращение вредного воздействия вод, защита населенных пунктов, объектов экономики и социальной инфраструктуры от подтопления и затопления за счет строительства новых, реконструкции и ремонта существующих защитных сооружений;
охрана водных объектов от засорения и загрязнения в результате хозяйственной деятельности за счет проектирования водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов;
обеспечение безопасности гидротехнических сооружений (далее - ГТС) за счет инвентаризации объектов, выполнения деклараций безопасности, реконструкции, капитального и текущего ремонта.
1. Содержание проблемы
Санитарное состояние поверхностных водоемов, удовлетворяющих 53,3 % потребностей питьевого водоснабжения области, характеризуется высоким удельным весом нестандартных проб по санитарно-химическим (22-31 %) и микробиологическим (10-18 %) показателям. Аналогичная картина складывается и в отношении санитарно-гигиенической и эпидемиологической характеристики водоемов в местах массового отдыха населения.
Загрязнению и засорению водных объектов способствует отсутствие проектов водоохранных зон и прибрежных защитных полос, в том числе и у наиболее крупных и значимых для Пермской области водных объектов - Камского и Воткинского водохранилищ.
Серьезную экологическую проблему Пермской области представляет собой переработка берегов водных объектов.
По данным мониторинга экзогенных геологических процессов протяженность береговой линии, подверженной переработке, составляет: на Камском водохранилище - 591 км, на Воткинском - более 400 км, из них наиболее активному разрушению подвергается соответственно 200 и 246 км (446 тыс. п. м). Максимальные темпы переработки берегов достигают 6 м в год (в среднем - 0,5-1,5 м/год), а суммарная площадь земель, теряемых ежегодно, составляет от 300 до 670 тыс. м2.
Продолжается образование новых оползней и подвижки старых. Так, на Камском водохранилище общая длина оползневых берегов составляет 55 км или 6,1 % общей протяженности береговой линии. Наибольшие подвижки отдельных оползней или их морфоэлементов достигают 4-6 м/год.
В целях предотвращения процесса переработки берегов, затопления и подтопления населенных пунктов, объектов экономики и социальной инфраструктуры в области построены сооружения инженерной защиты (40 шт.) общей длиной 123,1 км, включая 91,2 км защитных дамб и 31,9 км берегоукреплений.
Большинство существующих защитных сооружений за более чем 40-летний срок эксплуатации выработали свой ресурс и не выполняют своего назначения. Ежегодно приходит в полную непригодность более 500 п.м берегоукреплений, ущерб от разрушения которых превышает 15-20 млн. рублей. Техническое состояние многих из них оценивается как неудовлетворительное.
Находящиеся в аварийном и предаварийном состоянии сооружения инженерной защиты, а также гидротехнические сооружения прудов и водохранилищ, в нижних бьефах которых расположены жилые дома и объекты экономики, представляют реальную угрозу для безопасного функционирования этих объектов, а также для жизни и здоровья населения. Эксплуатация большинства таких гидротехнических сооружений не обеспечивает предотвращения чрезвычайных ситуаций.
Из 14 потенциально опасных защитных сооружений в предаварийном состоянии находятся 11 объектов, а из 124 потенциально опасных ГТС прудов и водохранилищ - 27.
2. Цели Программы
Основными целями Программы являются - улучшение экологического состояния водных объектов, повышение безопасности гидротехнических сооружений, предотвращение береговой абразии, оползневых процессов и обеспечение защиты прибрежных населенных пунктов и хозяйственных объектов от вредного воздействия вод.
В рамках Программы предусматривается решение первоочередных задач: разработка проектов установления водоохранных зон Камского и Воткинского водохранилищ; очистка водных объектов; предотвращение обрушения берегов на наиболее социально опасных участках, обеспечение защиты населенных пунктов, объектов экономики и социальной инфраструктуры от береговой эрозии, оползневых процессов, подтопления и затопления за счет строительства новых, реконструкции и ремонта существующих защитных сооружений; предотвращение чрезвычайных ситуаций в нижних бьефах потенциально опасных гидроузлов водохранилищ и прудов, находящихся в предаварийном состоянии.
3. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий включает в себя мероприятия, предусматривающие капитальные и текущие расходы.
В составе капитальных расходов реализуются следующие направления (приложение 1):
строительство и реконструкция водохозяйственных сооружений;
переселение граждан, проживающих в зонах берегообрушения и затопления.
В составе текущих расходов предусмотрена реализация следующих направлений:
капитальный ремонт водохозяйственных сооружений (приложение 2);
разработка проектов установления водоохранных зон водных объектов;
очистка водных объектов (приложение 3);
организация конкурса "Чистая вода";
научное и информационное обеспечение Программы (приложения 4, 5).
3.1. Строительство и реконструкция водохозяйственных сооружений
В рамках данного направления предусмотрено строительство и реконструкция сооружений инженерной защиты на наиболее подверженных негативному воздействию вод участках, где возникла угроза разрушения или затопления жилых или производственных строений. Кроме того, запланировано строительство плотины Чермозского пруда, а также реконструкция гидроузла пруда на р. Уя в с. Уинское.
Мероприятия по объектам берегозащиты разработаны в соответствии с выводами и рекомендациями ФГУП "Пермгеомониторинг".
В рамках Программы планируется завершить строительство берегоукреплений в с. Посер, с. Усть-Качка (1 очередь), с. Частые, а также обеспечить новое строительство берегоукрепительных сооружений в 6 районах области: Пермском (с. Хохловка, с. Ельники), Кишертском (с. Усть-Кишерть), Ильинском (п. Ильинский, г. Чермоз), Нытвенском (п. Ново-Ильинский), а также в городах: Кунгур, Добрянка (г. Добрянка; с. Усть-Гаревая, п. Полазна).
Из объектов нового строительства крупнейшими инвестиционными объектами являются берегоукрепления с. Усть-Качка (2 очередь) и с. Усть-Кишерть, завершить строительство которых намечено в 2005-2006 годах.
Планируется проведение реконструкции дамб обвалования, защищающих с. Усть-Качка (является областной собственностью) и г. Кунгур.
С целью принятия решений по строительству сооружений инженерной защиты или выносу жилых домов, объектов экономики и социальной сферы из зон берегообрушения намечается разработка технико-экономических обоснований.
Общая потребность в финансовых затратах на реализацию мероприятий данного направления, включая разработку проектно-сметной документации, составляет 334,083 млн. рублей. Будет построено и введено в эксплуатацию 4939 п. м сооружений инженерной защиты.
3.2. Переселение граждан, проживающих в зонах берегообрушения и затопления
Данное направление предусматривает переселение граждан из опасных для проживания зон в тех населенных пунктах, где угроза разрушения берега и причинение ущерба строениям ограничивается несколькими домами и строительство объектов инженерной защиты экономически нецелесообразно. По данным ФГУП "Пермгеомониторинг" такие локальные проблемы существуют в г. Добрянке, Ильинском и Частинском районах. Для переселения 18 дворов потребность в финансовых средствах составляет 1,656 млн. рублей.
3.3. Капитальный ремонт водохозяйственных сооружений
В настоящем направлении предусмотрены работы по ремонту сооружений инженерной защиты, находящихся в неудовлетворительном и предаварийном состоянии. Это берегоукрепительные сооружения в г. Осе и с. Усть-Гаревая, а также защитные дамбы в г. Добрянке, с. Посад Кишертского района и Пермском районе ("Красава"). Будет отремонтировано 1626 п. м защитных сооружений.
Кроме того, запланирован ремонт потенциально опасных, находящихся в предаварийном состоянии напорных гидротехнических сооружений: водохранилища в с. Григорьевское, в нижнем бьефе которого проходит магистральный газопровод федерального значения; пруда в д. Дыбки, где пролегает автодорога федерального значения "Пермь-Казань" (оба объекта - в Нытвенском районе); водохранилища в п. Бисер Горнозаводского района, где под угрозой затопления находятся цех завода и жилые дома; прудов в Больше-Сосновском, Частинском (каскад), Чернушинском, Верещагинском, Сивинском, Ординском районах и г. Чайковском, где существует угроза жилым строениям.
Общая потребность в финансовых средствах на реализацию мероприятий данного направления составляет 62,309 млн. рублей.
3.4. Разработка проектов установления водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов
Водоохранные зоны устанавливаются на водных объектах в целях предотвращения их загрязнения, засорения, заиления, а также для сохранения среды обитания объектов растительного и животного мира.
В рамках Программы запланировано разработать проекты установления водоохранных зон основных водных объектов области - Камского и Воткинского водохранилищ.
На реализацию данного мероприятия запланированы средства федерального бюджета в размере 0,85 млн. рублей (в соответствии с федеральным законодательством).
3.5. Очистка водных объектов
В рамках данного направления запланирована очистка Чермозского залива Камского водохранилища от затонувшей древесины, значительные скопления которой обусловливают неблагоприятный для гидробионтов кислородный режим (особенно - в зимний период).
Также предполагается произвести расчистку русла верховьев Сылвенского залива Камского водохранилища в районе "Вятских озер", где из-за изменения естественного русла р. Дикой активизировались процессы заиления и заболачивания.
На реализацию данных мероприятий запланирован 0,796 млн. рублей.
3.6. Организация конкурса "Чистая вода"
В области проводится конкурс "Чистая вода" среди учащейся молодежи. Его цель - активизировать деятельность общеобразовательных учреждений по дополнительному экологическому образованию учащихся, привлечь внимание школьников к проблемам состояния водных ресурсов и к участию в конкретной природоохранной работе.
Участники конкурса вносят реальный вклад в оздоровление экологической ситуации на водных объектах области: осуществляют благоустройство родников, работу по расчистке водоохранных зон и русел наиболее загрязняемых и засоряемых малых рек промышленных центров и т.д.
Для финансирования организации конкурса Программой предусмотрено 55 тыс. рублей.
3.7. Научное и информационное обеспечение охраны водных объектов и предупреждения вредного воздействия вод
Данное направление включает в себя мероприятия, направленные на обоснование и оптимизацию принимаемых решений по вопросам, связанным с использованием и охраной водных объектов, предупреждением вредного воздействия вод. Общие затраты на реализацию этих мероприятий составляют 5,904 млн. рублей.
3.7.1. Определение зон возможного затопления территорий при прохождении паводков, половодий высокой обеспеченности
На территории области имеются зоны, периодическое затопление которых во время половодий и паводков наносит ущерб объектам различного назначения. В зонах периодического затопления расположены жилые дома, ценные земли сельскохозяйственного назначения, объекты социальной сферы и экономики, в том числе потенциальные загрязнители водных объектов и их водоохранных зон. Кроме того, на паводкоопасных территориях осуществляется новое строительство. При общем росте стоимости объектов на паводкоопасных территориях будут возрастать и объемы возможного ущерба.
Информация о границах зон возможного затопления при прохождении паводков, половодий высокой обеспеченности, составление перечня объектов жилого фонда, экономики и соцкультбыта, попадающих в данные зоны, с нанесением на картографический материал и использованием ГИС технологий обеспечат базовую основу для принятия мер по предотвращению или уменьшению ущерба.
На проведение данных работ запланировано 1,575 млн. рублей.
3.7.2. Инвентаризация гидротехнических сооружений
Из 872 расположенных на территории области действующих ГТС водохранилищ и прудов только 152 сооружения были обследованы на предмет их технического состояния.
В рамках Программы планируется оценить соответствие параметров 720 сооружений водохранилищ и прудов требованиям строительных норм и правил, обеспечивающих безопасность ГТС. Также будет исследовано влияние ГТС на водные объекты и близлежащие гидротехнические сооружения (каскады водохранилищ и прудов), оценено возможное негативное воздействие на населенные территории и объекты экономики при авариях гидротехнических сооружений.
На проведение инвентаризации ГТС запланировано 3,979 млн. рублей.
3.7.3. Разработка региональных нормативов качества воды для бассейна Верхней Камы по марганцу и железу
Как показали многочисленные исследования, реки бассейна Верхней Камы в силу почвенных геохимических особенностей водосборной территории в своем естественном состоянии характеризуются повышенным содержанием таких металлов, как железо, марганец, медь. Согласно нормативно-методическим документам в этом случае должны разрабатываться и использоваться при установлении нормативов ПДВВ на водные объекты региональные нормативы качества воды.
Разработка и утверждение региональных нормативов качества воды позволит более объективно подойти как к регламентации техногенных воздействий на поверхностные водные объекты, так и к планированию водоохранных мероприятий.
На проведение данной работы запланировано 0,35 млн. рублей.
4. Финансовое обеспечение Программы
Финансовое обеспечение Программы предусматривает использование бюджетных средств (федеральный, областной и местные) и внебюджетных средств (средства организаций-водопользователей).
Потребность в объемах и источниках финансирования по годам приведена в приложении 6.
Общая сумма инвестиций, необходимых для реализации программных мероприятий, составляет 405,653 млн. рублей, в том числе на мероприятия капитального характера - 335,739 млн. рублей, на мероприятия текущего характера - 69,914 млн. рублей.
Финансирование программных мероприятий осуществляется за счет средств:
федерального бюджета - 25,116 млн. рублей (в соответствии с федеральным законодательством);
областного бюджета - 305,298 млн. рублей;
местных бюджетов - 68,103 млн. рублей;
средств водопользователей - 7,136 млн. рублей.
Финансирование программных мероприятий планируется осуществлять в пределах средств, предусмотренных законом Пермской области о бюджете Пермской области на соответствующий год.
Выделение средств областного бюджета на проектные, строительные, ремонтные и научно-исследовательские работы будет производиться на конкурсной основе.
5. Механизм реализации Программы
Реализация Программы представляет собой скоординированные по срокам и направлениям действия исполнителей программных мероприятий, направленных на достижение целей и задач Программы.
В ходе реализации Программы может быть осуществлена корректировка объемов финансирования конкретных мероприятий в соответствии с Законом Пермской области "Об областных целевых программах".
Выполнение программных мероприятий осуществляется на основании договоров, заключаемых исполнителями Программы с организациями-участниками. Выбор участников Программы осуществляется на конкурсной основе.
Исполнителями программных мероприятий являются главное управление природопользования Пермской области, областное государственное унитарное предприятие "Управление капитального строительства администрации Пермской области" (далее по тексту - УКС области), органы местного самоуправления, Камское бассейновое водное управление.
Исполнители программных мероприятий осуществляют свою деятельность в части привлечения финансовых средств на реализацию мероприятий из бюджетов других уровней и внебюджетных источников на основании соглашений (договоров).
Органам местного самоуправления, выступающим исполнителями программных мероприятий, средства областного бюджета передаются в виде субвенций.
Главное управление природопользования Пермской области определяет первоочередность реализации мероприятий с учетом приоритетных направлений Программы, организует взаимодействие и координацию деятельности субъектов, участвующих в реализации мероприятий Программы.
Исполнители Программы предоставляют главному управлению природопользования Пермской области информацию о ходе выполнения программных мероприятий, объемах выполненных работ в соответствии с актом губернатора области.
6. Контроль за выполнением Программы
Контроль за выполнением Программы, целевым использованием бюджетных средств осуществляется Законодательным Собранием Пермской области, Контрольно-счетной палатой Пермской области, главным управлением финансов и налоговой политики Пермской области, в том числе с использованием программно-аналитического комплекса "Мониторинг областных целевых программ".
Текущий контроль за своевременностью и качеством выполнения программных мероприятий осуществляет главное управление природопользования Пермской области.
Оценка эффективности реализации программы
N п/п |
Система показателей оценки эффективности |
Наименование мероприятий |
Фактическое значение показателя на момент разработки Программы |
Изменение значений показателя по годам |
Целевое значение показа- теля на момент окончания действия Программы |
|||
2003 год |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
|||||
1 | Ввод в эксплуатацию объектов инженерной защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ и рек |
1.1; 1.4. Строительство берегоукрепления 1.2; 1.5. Реконструкция дамб, плотин |
31,9 км 91,2 км |
- - |
1,874 км - |
- 0,75 1 объект |
2,315 км - |
36,089 - |
2 | Обеспечение безопасности ГТС водохранилищ и прудов, предотвращение чрезвычайных ситуаций |
2. Капитальный ремонт ГТС водохранилищ и прудов |
124 потен- циально опасных напорных ГТС; 14 потен- циально опасных защитных сооружений |
1 шт. 1 объект |
10 шт. 1 объект |
- 2 объекта |
- - |
- - |
3 | Обеспечение безопасного проживания граждан в населенных пунктах |
1.6. Переселение жильцов из зоны берегообрушения |
6 дворов | - | 12 дворов |
6 дворов |
- | 18 дворов |
4 | Улучшение качества воды в Чермозском и Сылвенском заливах Камского водохранилища |
3. Очистка водных объектов: Чермозского залива Сылвенского залива |
Подъем затонувшей древесины Содержание взвешенных веществ 10,5 мг/л |
2,75 тыс. м3 4,1 мг/л |
- - |
- - |
- - |
- - |
5 | Предотвращение загрязнения водных объектов и сохранение среды обитания объектов растительного и животного мира |
Разработка проектов установления водоохранных зон и прибрежных защитных полос Камского и Воткинского водохранилищ |
- | 1 проект |
- | - | - | - |
6 | Экологическое образование и воспитание учащейся молодежи |
п. 5 прил. 6 Организация конкурса среди учащейся молодежи "Чистая вода" |
1400 | 1600 | 1650 | 1700 | - | - |
7 | Обоснование и оптимизация принимаемых решений по вопросам, связанным с использованием и охраной водных объектов, предупреждением вредного воздействия вод |
п. 6 прил. 6 Научно- информационное обеспечение |
Инвентари- зация ГТС в 4 районах области Определение зон возможного затопления территорий при прохождении паводков, половодий высокой обеспечен- ности |
7 районов 10 районов |
11 районов 10 районов |
13 районов 10 районов |
- - |
- - |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.