Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Указу Губернатора Пермской области
от 21 июля 1999 г. N 77
Порядок
выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости
на территории Пермской области
19 мая 2003 г.
1. Общие положения
Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным Законом "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" и Градостроительным Кодексом Российской Федерации и вводится в целях совершенствования действующего порядка выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости на территории области исполнительными органами местного самоуправления городов и районов, сокращения сроков и количества согласований.
Строительство любых объектов (независимо от мощности и назначения), для возведения которых требуется проведение земляных и строительно - монтажных работ по устройству фундаментов, возведению несущих и ограждающих конструкций, прокладке инженерных коммуникаций, требует оформления разрешительной документации для выполнения проектных и строительных работ в порядке, установленном для нового строительства зданий и сооружений.
Объекты временного использования (металлические гаражи, киоски, палатки, ларьки, лотки, остановочные укрытия, телефонные кабины, рекламные стенды и т.д.), не отвечающие признакам объектов недвижимости, на территориях общего пользования поселений устанавливаются, как правило, на конкурсной основе, согласно схеме размещения, утвержденной органом местного самоуправления, после согласования уполномоченным должностным лицом местного органа архитектуры и градостроительства представленных проектных материалов и при условии наличия оформленных в установленном порядке отношений землепользования.
Капительный ремонт зданий и сооружений без изменения основных технико-экономических показателей или функционального назначения, ремонт, связанный с изменением элементов фасадов (входов, тамбуров, балконов, лоджий, пробивкой оконных и дверных проемов, заменой столярных изделий, элементов фасадов) осуществляется по проекту, согласованному местным органом архитектуры и градостроительства.
Не требуется оформления разрешения в исполнительных органах местного самоуправления городов и районов, т.ч. и в местных органах архитектуры и градостроительства, на:
1. Ремонт помещений с заменой отделочных покрытий стен, полов, потолков, внутренних столярных изделий, инженерного оборудования.
2. Ремонт кровель.
3. Ремонт и восстановление благоустройства.
2. Основные понятия
В настоящем Порядке применены понятия, используемые в Федеральных Законах, строительных нормах и правилах (СНиП) и территориальных строительных нормах (ТСН) Пермской области.
3. Этапы подготовки разрешительной документации
на создание объектов недвижимости
Вопросы предоставления (приобретения) земельных участков для строительства регулируются земельным законодательством.
На представленном (приобретенном) земельном участке, правовые документы на который оформлены в установленном порядке, создание объектов недвижимости осуществляется в три этапа.
Первый этап - предпроектная стадия, на которой определяется назначение и мощность объекта недвижимости с учетом принципиальных требований и условий субъектов градостроительной деятельности, а также вид строительства:
- новое строительство, расширение, реконструкция и техническое перевооружение предприятий, зданий и сооружений с изменением архитектурно - планировочных, конструктивных решений или с изменением целевого назначения;
- капитальный ремонт существующего объекта без изменения архитектурно - планировочных, конструктивных решений и целевого назначения.
На предпроектной стадии осуществляется выбор вариантов по принципиальным градостроительным, объемно - планировочным и композиционным вопросам для принятия решений о целесообразности последующих этапов проектирования.
Данный этап регламентирует действия субъектов градостроительной деятельности с момента подачи заинтересованным лицом заявления (декларации) об инвестиционных намерениях до момента выдачи местным органом архитектуры и градостроительства требований к использованию земельного участка либо строительному изменению ранее построенного объекта недвижимости в виде архитектурно-планировочного задания - АПЗ.
Второй этап - разработка заказчиком проектной документации ее согласование, экспертиза и получение постановления о разрешении строительства.
Данный этап регламентирует действия субъектов градостроительной деятельности после получения в местном органе архитектуры и градостроительства АПЗ до принятия постановления о разрешении строительства объекта недвижимости.
Третий этап - получение разрешения на выполнение строительно - монтажных работ, строительство, приемка и ввод объекта в эксплуатацию.
Данный этап регламентирует действия субъектов градостроительной деятельности после принятия постановления о разрешении строительства объекта недвижимости до момента приемки и ввода объекта в эксплуатацию.
Для одноквартирных малоэтажных жилых домов и обособленных бытовых построек, возводимых индивидуальными застройщиками для личных бытовых нужд, за свой счет, своими силами и под свою ответственность нормативными правовыми актами органов местного самоуправления устанавливается упрощенный порядок получения разрешительной документации и разработки проектной документации с учетом рекомендаций органов исполнительной власти Российской Федерации и Пермской области, уполномоченных в сфере градостроительства.
4. Предпроектная стадия
Субъект градостроительной деятельности, заинтересованный в предоставлении земельного участка для нового строительства либо заинтересованный в строительном изменении (реконструкции, расширении, техническом перевооружении) существующего объекта недвижимости (далее - строительство), для определения объемов разрабатываемой предпроектной документации может обратиться в местный орган архитектуры и градостроительства с заявлением (декларацией) об инвестиционных намерениях (форма дана в приложении 1) с приложением:
1. Материалов, позволяющих оценить назначение, размеры и технические характеристики (в том числе мощность) планируемого объекта недвижимости (в произвольной форме) и его местоположение на земельном участке.
2. Документов о правах на земельный участок (при их наличии).
3. Свидетельства о государственной регистрации прав на имеющийся объект недвижимости (при предполагаемом строительном изменении ранее построенного объекта).
4. Ситуационного плана земельного участка.
Заявление (декларация) с приложениями рассматривается уполномоченным должностным лицом местного органа архитектуры и градостроительства, которое в срок, установленный органом местного самоуправления (рекомендуется не более 10 дней), в письменной форме уведомляет заинтересованное лицо о предлагаемом объеме разрабатываемой предпроектной документации.
В зависимости от технической сложности и градоформирующего значения объекта местный орган архитектуры и градостроительства предлагает разработать предпроектную документацию в объеме:
обоснования инвестиций - для намечающегося строительства уникальных зданий, технически сложных объектов, объектов, имеющих градоформирующее значение, объектов в охранных зонах, микрорайонов, кварталов, жилых групп;
эскизных (с указанием объема) предпроектных материалов - для остальных объектов строительства.
Предпроектная документация прикладывается к заявлению о выборе земельного участка, если земельный участок предоставляется с предварительным согласованием места размещения объекта недвижимости в соответствии со статьями 30, 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
В ходе сбора исходных данных для проектирования субъект градостроительной деятельности обращается в местный орган архитектуры и градостроительства с заявлением о выдаче требований к использованию земельного участка (до внесения изменений в Закон Российской Федерации "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" эти требования выдаются в виде архитектурно-планировочного задания - АПЗ). АПЗ выдается также при строительном изменении ранее построенного объекта недвижимости.
Порядок и сроки (рекомендуется не более 10 дней) выдачи АПЗ, состав требований устанавливаются органом местного самоуправления в соответствии со статьей 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации, со статьей 3 Федерального закона "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", иными нормативными актами, а также с рекомендациями органов исполнительной власти Российской Федерации и Пермской области, уполномоченных в сфере градостроительства.
Субъект градостроительной деятельности, оформивший соответствующим образом права на земельный участок, получивший АПЗ, собравший иные исходные данные для проектирования, до начала проектно-изыскательских работ при отсутствии у него лицензии на осуществление функций заказчика передает исходные материалы, в том числе АПЗ, лицу, имеющему указанную лицензию, с приложением этих материалов к договору об оказании услуг по осуществлению функций заказчика.
5. Разработка проектной документации на
строительство объектов
Заказчик намечаемого строительства по рекомендации местного органа архитектуры и градостроительства может выбрать в зависимости от сложности, градостроительной значимости и других параметров объекта одно из следующих сочетаний стадий проектирования:
двустадийное - технико - экономическое обоснование (проект), рабочая документация;
одностадийное - рабочий проект (с утверждаемой частью).
Разработка проектов на строительство новых, реконструкцию и капитальный ремонт существующих зданий и сооружений в зонах охраны объектов культурного наследия допускается только при наличии решения соответствующего органа охраны объектов культурного наследия о возможности и условиях проведения работ.
6. Согласование и экспертиза проектной документации
Заказчик после разработки проектной документации на строительство объекта недвижимости (в составе, определенном заданием на проектирование) представляет ее на согласование в местный орган архитектуры и градостроительства.
Местный орган архитектуры и градостроительства проверяет наличие необходимых согласований государственных и муниципальных органов, а также организаций и лиц, чьи интересы затрагиваются при строительстве. При отсутствии необходимых согласований рекомендует их проведение.
Проектная документация, разработанная в соответствии с исходными данными, техническими условиями с неистекшим сроком действия, в соответствии с государственными нормами, правилами и стандартами, согласованию не подлежит, за исключением случаев, установленных законодательством.
В случае обоснованных отступлений от государственных норм, правил, стандартов, требований исходных данных, технических условий, заказчик обязан согласовать проектную документацию с государственными органами, уполномоченными на согласование отступлений от норм, и заинтересованными органами и организациями, выдавшими исходные данные и технические условия.
Местный орган архитектуры и градостроительства рассматривает представленную проектную документацию на предмет соответствия требованиям АПЗ и в виде заключения согласовывает ее либо отказывает в согласовании. Порядок и сроки (рекомендуется не более 10 дней) рассмотрения проектной документации устанавливаются органом местного самоуправления. Форма заключения дана в приложении 2.
В соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации (статья 20) заказчик обязан безвозмездно передать в установленном порядке один экземпляр копий градостроительной, проектной документации, а также материалов комплексных инженерных изысканий для строительства в соответствующие архивные фонды.
Государственная экспертиза проектной документации проводится в соответствии с Законом Российской Федерации "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2000 N 1008 "Об утверждении положения о проведении государственной экспертизы и утверждении градостроительной, предпроектной и проектной документации в Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами.
Сводное заключение по результатам проведения государственной экспертизы проектной документации подготавливается с учетом заключений органов специализированной экспертизы или их территориальных органов, органов ведомственной экспертизы, местных органов архитектуры и градостроительства. Положительное сводное заключение является основанием для утверждения проектной документации.
В Пермской области сводное заключение подготавливается управлением государственной вневедомственной экспертизы Пермской области (в пределах его компетенции).
7. Постановление о разрешении строительства
Для рассмотрения вопроса о подготовке проекта постановления о разрешении строительства (либо строительного изменения) объекта недвижимости заказчик обращается с заявлением в местный орган архитектуры и градостроительства и представляет следующие документы:
1. Документ о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя.
2. Лицензия на осуществление функций заказчика.
3. Договор об оказании услуг по осуществлению функций заказчика (при осуществлении функций заказчика на основании договора).
4. Документы (в том числе договоры), удостоверяющие права на земельный участок.
5. Свидетельство о государственной регистрации прав на имеющийся объект недвижимости (при предполагаемом строительном изменении ранее построенного объекта).
6. Решение собственника о возможности строительного изменения имеющегося объекта недвижимости (при предполагаемом строительном изменении ранее построенного объекта).
7. Положительное сводное заключение государственной экспертизы по проектной документации на строительство (строительное изменение) объекта недвижимости.
8. Документ об утверждении проектной документации.
Местный орган архитектуры и градостроительства осуществляет проверку представленных документов, готовит проект постановления главы исполнительного органа местного самоуправления о разрешении строительства (либо строительного изменения) объекта недвижимости. Порядок подготовки постановления устанавливается органом местного самоуправления.
Не допускается принятие постановления при отсутствии вышеуказанных документов.
В постановлении должны быть указаны срок действия постановления (не более трех лет), ограничения (обременения), устанавливаемые при использовании земельного участка либо иного объекта недвижимости, порядок передачи исполнительных съемок территории, зданий, строений, подземных сетей в соответствующие фонды для учета, регистрации и хранения, а также иные требования органа местного самоуправления, связанные со строительством (строительным изменением) объекта недвижимости.
Срок, в течение которого должно быть принято постановление либо подготовлен отказ, не должен превышать месяца со дня регистрации факта поступления заявления.
В принятии постановления о разрешении строительства может быть отказано в случае:
а) обращения с заявлением ненадлежащего лица;
б) несоответствия проектной документации разрешенному использованию земельного участка и иных объектов недвижимости, установленному правилами землепользования и застройки территории муниципального образования;
в) несоответствия проектной документации обязательным требованиям строительных норм и правил, иных нормативных документов;
г) несоответствия формы или содержания представленных документов требованиям, установленным нормативными документами;
д) нарушения прав смежных землепользователей, а также охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц на сопредельных территориях (при подтверждении указанных нарушений соответствующими документами);
е) отсутствия документов, без наличия которых не допускается принятие постановления.
Отказ выдается местным органом архитектуры и градостроительства заявителю в письменной форме с объяснением причин отказа. При этом заявителю возвращаются все представленные им документы.
После получения постановления главы исполнительного органа местного самоуправления о разрешении строительства (либо строительном изменении) объекта недвижимости заказчик обращается в органы архитектурно-строительного контроля (надзора) за получением разрешения на выполнение строительно-монтажных работ.
При изменении организации, выполняющей функции заказчика, постановление о разрешении строительства подлежит переоформлению на нового заказчика в порядке, установленном органами местного самоуправления. Заказчик также должен перерегистрировать разрешение на выполнение строительно-монтажных работ.
Для объектов недвижимости федерального значения, а также объектов недвижимости на территориях объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения правила выдачи разрешений на строительство установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2000 N 221 "Об утверждении правил выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости федерального значения, а также объектов недвижимости на территории объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения".
8. Выдача разрешений на выполнение строительно - монтажных работ
Разрешение на выполнение строительно - монтажных работ - документ, удостоверяющий право субъекта градостроительной деятельности осуществить застройку земельного участка, строительство или реконструкцию здания, строения и(или) сооружения, благоустройство территории.
Разрешение на выполнение строительно - монтажных работ подлежит регистрации.
Разрешение на выполнение строительно-монтажных работ выдается руководителем органа архитектурно-строительного контроля соответствующего муниципального образования или его заместителем, за исключением разрешений по объектам, порядок выдачи которых установлен специальными нормативными правовыми актами.
Выдача разрешений на выполнение строительно - монтажных работ по объектам, заказчиками по которым выступают организации, предприятия и учреждения Министерства обороны, производится в соответствии с Положением о разграничении функций между органами Государственного архитектурно - строительного надзора Российской Федерации и Инспекцией Государственного архитектурно - строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации по государственному надзору за организационно - правовым порядком и качеством строительства объектов Министерства обороны Российской Федерации и в порядке, установленном Министерством обороны Российской Федерации.
Не требуется разрешение на возведение инвентарных зданий и сооружений, необходимых для обслуживания работников строительства, инвентарных временных ограждений строительной площадки при наличии у заказчика документов на право пользования землей и акта выноса в натуру границ участка.
Разрешение на выполнение строительно - монтажных работ выдается на строительство всего объекта в целом. При этом монтаж оборудования, подконтрольного Госгортехнадзору Российской Федерации, может осуществляться только при наличии дополнительного разрешения Госгортехнадзора.
При двустадийном проектировании строительства объекта допускается выдача разрешения на выполнение отдельных видов строительно - монтажных работ, на которые имеется рабочая документация, при наличии утвержденного и согласованного в установленном порядке технико - экономического обоснования (проекта).
Срок действия разрешения устанавливается исходя из приведенного в проекте организации строительства периода времени, предусмотренного для строительства объекта или выполнения отдельных видов работ, при этом он не должен превышать три года.
По истечении срока действия разрешения заказчик обязан продлить его в недельный срок.
При завершении разрешенных видов работ до выполнения последующих заказчик обязан представить в орган архитектурно строительного контроля (надзора) заявление с просьбой выдать разрешение на последующие работы.
При переходе права собственности на строящийся объект недвижимости, при изменении организации, выполняющей функции заказчика, разрешение подлежит перерегистрации в двухнедельный срок в органе, выдавшем разрешение. Не перерегистрированное при изменении вышеназванных условий разрешение является недействительным.
Порядок выдачи разрешений на выполнение строительно - монтажных работ устанавливается территориальными строительными нормами Пермской области.
Контроль за соответствием строительно - монтажных работ проекту, строительным нормам и правилам осуществляют органы архитектурно - строительного надзора и контроля в соответствии с их полномочиями.
9. Приемка и ввод в эксплуатацию законченных
строительством объектов
Приемка и ввод в эксплуатацию законченных строительством объектов на территории области осуществляется в соответствии с ТСН-12-301-96 Пермской области "Приемка и ввод в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения" (до выхода нового СНиП "Приемка и ввод в эксплуатацию законченных строительством объектов").
10. Ответственность за неисполнение настоящего порядка
За неисполнение и нарушение настоящего Порядка граждане и юридические лица несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.