Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Пермской городской Думы
от 23 марта 2004 г. N 32
Городская целевая программа
"Ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда на 2004-2006 годы"
1. Паспорт городской целевой программы "Ликвидации ветхого
и аварийного жилищного фонда"
Регистрационный номер 22
Наименование программы Городская целевая программа
"Ликвидации ветхого и аварийного
жилищного фонда"
Цели программы Основной целью программы является
обеспечение безопасных условий
проживания горожан в муниципальном
жилищном фонде.
Муниципальный заказчик программы Администрация города Перми
ул. Ленина, 23, г. Пермь, 614000,
Россия
Глава города Перми
Каменев Аркадий Леонидович,
телефон: 34-33-02, факс: 12-47-02.
Координатор программы Департамент планирования и развития
территории города Перми
Руководитель программы Заместитель Главы города Перми,
начальник департамента планирования
и развития территории города Перми
Головин А.В.
телефон: 34-02-89
Головной разработчик Департамент планирования и развития
территории города Перми,
ул. Ленина, 23, г. Пермь, 614000,
Россия
Исполнители программы Департамент планирования и развития
территории города Перми,
администрации районов.
Участники программы Организации, определяемые на
конкурсной основе.
Характеристика проблемы По состоянию на 01.01.2003 года
муниципальный ветхий жилищный фонд
города Перми составлял 579 строений,
в которых проживает 10470 человек, в
том числе 122 строения являются
аварийными, в которых проживает 2805
человек. Снижение объемов
строительства муниципального и
государственного жилья привело к
отставанию процесса ликвидации
ветхого жилья от темпов обветшания
жилых домов. Так только за 2 года
с 2000г. по 2002 г. ветхий
муниципальный жилищный фонд
увеличился на 44912,7 кв. м,
что составило 25% к показателям
2000 г. В последние годы острота
проблемы усиливается в связи с
ростом доли аварийного жилья,
которое реально угрожает жизни и
здоровью людей.
Сроки реализации программы 2004-2006 гг.
Объемы Предполагаемая потребность в
фыинансирования# по источникам финансовых средствах на
и срокам реализацию программы составляет
600 млн. рублей.
В том числе:
средства бюджета города
150 млн. руб.
2004 г. - 50 млн. руб.
2005 г. - 70 млн. руб.
2006 г. - 30 млн. руб.
средства областного бюджета
150 млн. руб.
2004 г. - 50 млн. руб.
2005 г. - 70 млн. руб .
2006 г. - 30 млн. руб.
средства федерального бюджета
60 млн. руб.
2004 г. - 20 млн. руб.
2005 г. - 28 млн. руб.
2006 г. - 12 млн. руб.
внебюджетные источники
240 млн. руб.
2004 г. - 80 млн. руб.
2005 г. - 112 млн. руб.
2006 г. - 48 млн. руб.
2. Основные понятия и термины
Ветхое жилое здание (помещение) - жилое здание (помещение) с физическим износом, при котором его прочностные и деформационные характеристики равны или ниже предельно допустимых характеристик, установленных нормативными документами для действующих нагрузок и условий эксплуатации.
Аварийное жилое здание (помещение) - жилое здание (помещение), состояние которого угрожает безопасности проживания.
Договор найма - соглашение, по которому наймодатель предоставляет в пользование нанимателю и членам его семьи пригодное для постоянного проживания жилое помещение, как правило в виде отдельной квартиры, в пределах нормы жилой площади, либо сохраняет право проживания по договору найма нанимателя в жилом помещении независимо от его площади, а наниматель обязуется использовать это жилое помещение по назначению, своевременно вносить плату за пользование им и коммунальные услуги.
Благоустроенное жилое помещение - электрифицированное помещение, находящееся в зданиях капитального типа, построенных из дерева, кирпича, шлакоблочных, крупнопанельных, керамзитобетонных плит, оборудованных центральным отоплением, канализацией, газом, холодным и горячим водоснабжением.
3. Основные положения программы
3.1. Введение
Программа "Ликвидация ветхого и аварийного жилищного фонда на 2004-2006 годы" (далее именуется программа) разработана на основании Жилищного кодекса РСФСР и Постановления Правительства Российской Федерации от 22.01.2002 N 33 "О подпрограмме "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда", входящей в состав Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы и, рассчитана на 3 года.
3.2. Характеристика проблемы
По состоянию на 01.01.2003 года муниципальный ветхий жилищный фонд города Перми составлял 579 строений с общей жилой площадью 148680,7 кв. м, в которых проживает 10470 человек, в том числе 122 строения являются аварийными с общей площадью 34979,3 кв. м, в данных помещениях проживает 2805 человек.
Основными причинами возникновения ветхого и аварийного жилищного фонда в городе являются:
- естественное старение зданий;
- экстремальные условия формирования жилищного фонда в годы индустриализации, военного и послевоенного периода;
- ежегодное бюджетное недофинансирование капитального ремонта и текущего содержания жилья.
Вместе с тем следует отметить, что проблема ветхого жилищного фонда - это не новая проблема для города. Расселение семей, проживающих в ветхом фонде, всегда находилось в поле зрения органов местной власти, однако в настоящее время эта проблема встала наиболее остро. Снижение объемов строительства муниципального и государственного жилья привело к отставанию процесса ликвидации ветхого фонда от темпов обветшания жилищного фонда в целом. Так в 2000 году ветхий жилищный фонд составлял 173704,2 кв. м, в 2001 - 204043,4 кв. м, а в 2002 - 218616,9 кв. м.
Ликвидация ветхого жилищного фонда в городе прошла несколько этапов. Первый этап, начиная с середины шестидесятых и до конца восьмидесятых годов, имел своей целью ликвидацию бараков и жилья, рассчитанного на временное проживание граждан. Расселение семей, проживающих в ветхом жилье, производилось в основном за счет строительства государственного жилья. Большой процент среди ветхого жилищного фонда занимал ведомственный фонд. Ежегодно по линии министерств и ведомств планировались средства для строительства жилья, за счет которого производилось расселение ветхого жилищного фонда.
Второй этап ликвидации ветхого жилищного фонда, начавшийся в 90-х годах, характеризовался поквартирным отселением жителей из помещений, признанных непригодными для постоянного проживания в силу физического износа. Такой подход в первую очередь был вызван крайне ограниченным количеством муниципального жилья, вводимого в эксплуатацию. Расселение семей из ветхого фонда производилось только в крайнем случае. Однако такой подход привел к существованию полупустых зданий, способствуя ускоренному ветшанию и созданию неудовлетворительных условий проживания для граждан.
Следует отметить, что данный период характеризуется так же массовой приватизацией государственного промышленного сектора. В ходе приватизации ветхий фонд, ранее находившийся в ведении предприятий, был передан в муниципальную собственность.
К концу 90-х годов проблема ликвидации ветхого жилищного фонда становится наиболее острой, темпы обветшания фонда намного превышают темпы его ликвидации, проживание в зданиях зачастую становится опасным для жизни и здоровья граждан, увеличивается число исков, поданных жильцами в суды города. Так, если в 2001 году к администрации города было предъявлено 21 исковое требование о предоставлении жилья, в 2002 - 34, то за 9 мес. 2003 г. число таких заявлений составило 48.
Исходя из размеров ветхого и аварийного жилищного фонда, а также средней стоимости затрат на переселение граждан из ветхого и аварийного муниципального жилищного фонда в масштабах города, в целом необходимо 2871 млн. рублей, в том числе для переселения из аварийного жилищного фонда - 606,7 млн. руб.
Ветхий и аварийный жилищный фонд ухудшает внешний облик города, сдерживает развитие городской инфраструктуры.
Большинство проживающих в ветхих и аварийных домах граждан не в состоянии в настоящее время самостоятельно приобрести или получить на условиях найма жилье удовлетворительного качества.
Программа предусматривает частичное решение проблемы с учетом возможностей бюджетного финансирования (различных уровней) и привлечения внебюджетных ресурсов. За 3 года на решение данной проблемы планируется привлечь 600 млн. руб., в том числе 150 млн. рублей за счет бюджета города, 150 млн. руб. за счет средств областного бюджета, 60 млн. руб. за счет федерального бюджета и 240 млн. руб. за счет внебюджетных источников.
3.3. Основные цели и задачи программы
Основной целью программы является обеспечение безопасных условий проживания граждан в муниципальном жилищном фонде.
Основные задачи программы:
- реализация обязательств собственников жилищного фонда относительно его состояния;
- согласование и координация деятельности муниципальных и управляемых ими структур в процессе реализации программы;
- переселение жильцов из ветхого и аварийного жилищного фонда и снос ветхого и аварийного жилья.
3.4. Сроки и этапы реализации программы
1. Программа носит среднесрочный характер и рассчитана на период с 2004 по 2006 год.
Реализация программы предусматривается по следующим направлениям:
А) составление реестра аварийных и ветхих жилых строений, уточнение численности граждан, проживающих в данных строениях;
В целях реализации данного направления администрации районов представляют в департамент планирования и развития территории города Перми на начало каждого года сведения(пообъектно):
- о количестве ветхого и аварийного жилищного фонда;
- о количестве семей, проживающих в аварийном жилье.
Отнесение домов к категории ветхих и аварийных производится межведомственными комиссиями, созданными на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 N 552 и Приказа государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 03.11.2003 N 413 "Об утверждении критериев и технических условий отнесения жилых домов (жилых помещений) к категории ветхих или аварийных".
На основании данных, представленных районными администрациями, департаментом планирования и развития территории города Перми составляются списки:
- ветхих муниципальных жилых домов;
- аварийных муниципальных жилых домов;
- жилых домов, планируемых к расселению в текущем году;
- земельных участков с компактным расположением ветхого и аварийного жилья.
Перечень жилых домов, планируемых к расселению, утверждается Главой города по предложению городской комиссии по реализации городской целевой программы "Ликвидация ветхого и аварийного жилищного фонда на 2004-2006 годы", состоящей из представителей администрации города и депутатов Пермской городской Думы на паритетной основе.
Составление перечня жилых домов, планируемых к расселению, производится в
следующем порядке:
в первую очередь - в данный перечень включаются дома, грозящие обвалом;
во вторую очередь дома, находящиеся на планируемых к застройке земельных участках с компактным расположением ветхого и аварийного жилья;
в третью очередь - все другие аварийные дома. Включение домов, отнесенных к третьей очереди, в перечень домов, подлежащих расселению, производится в порядке очередности исходя из величины физического износа зданий.
Б) формирование муниципального жилищного фонда, предназначенного для переселения граждан из ветхих и аварийных домов;
Предоставляемое муниципальное жилье может являться:
а) жильем, освободившимся в результате прекращения предыдущего договора найма;
б) жильем, полученным муниципалитетом от застройщика взамен платежей за предоставление земельного участка и подключение к городской инфраструктуре;
в) жильем, приобретенным на вторичном рынке недвижимости;
г) жильем, построенным муниципалитетом в качестве муниципального социального жилья;
д) жильем, переданным в муниципальную собственность организациями во исполнение своих обязательств по переселению семей из аварийного жилищного фонда.
В) переселение граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилье и его снос;
Для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда возможно предоставление им жилой площади, размеры и качество которой определяются исходя из установленных законодательством гарантий государства перед указанными гражданами.
В целях реализации данного направления департаментом планирования и развития территории города Перми совместно с администрациями районов на основании утвержденного Главой города перечня домов, подлежащих расселению в текущем году, составляются графики переселения граждан.
Переселение граждан и оформление документов на заселение жилых помещений производится администрациями районов на основании Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Пермской области, утвержденных решением Пермского облисполкома от 16.08.1988 N 102.
После переселения семей из ветхих и аварийных домов, жилые дома, независимо от группы их капитальности, подлежат списанию на основании заключения постоянно действующей межведомственной комиссии при районной администрации о признании жилого дома непригодным для проживания и необходимости его сноса. Оформление документов по списанию жилых домов производится в соответствии с решением Пермской городской Думы от 11.11.97 N 180 "Об утверждении положения "О порядке списания недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности г. Перми".
Г) Подготовка освобождаемых земельных участков для новой застройки и их продажа на конкурсной основе;
Предоставление освобождаемых земельных участков для строительства на конкурсной основе производится в соответствии с положениями Земельного кодекса РФ, Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 N 808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков", Постановлением Главы города Перми от 03.07.2003 N 2000 "О городской комиссии по продаже земельных участков или права заключения договора аренды земельных участков для строительства на конкурсной основе".
3.5. Система программных мероприятий
N | Наименование мероприятия |
Исполнитель | Сроки | Объемы финансирования на 2004 г., млн. руб. | ||||
Все- го |
Бюджет города |
Обл. бюд- жет |
Феде- раль- ный бюджет |
Внебюджетные источники |
||||
1 | Ревизия ветхого и аварийного жилья |
ДПиР Администрации районов |
2004 г. | |||||
2 | Составление реестра муници- пальных аварий- ных и ветхих жилых помеще- ний и уточнение численности граждан, прожи- вающих в дан- ном жилье |
ДПиР Администрации районов |
1 кв. 2004 г. |
|||||
3 | Составление перечня домов, планируемых к расселению |
ДПиР | до 01.02. каждого года |
|||||
4 | Формирование муниципального жилищного фонда, предназ- наченного для переселения граждан из ава- рийного и вет- хого муници- пального жилья (ориентировоч- но 152 квартиры или 4363 кв. м) |
ДПиР Администрации районов |
Постоянно | 199 | 49 | 50 | 20 | 80 |
5 | Поэтапное переселение граждан из ава- рийного жилья |
ДПиР Администрации районов |
Постоянно | |||||
6 | Подготовка зе- мельных участ- ков для нового строительства |
ДПиР | Постоянно | 1 | 1 | |||
7 | Накопление и использование целевого фонда жилищного стротельства |
ДПиР | Постоянно | |||||
Итого | 200 | 50 | 50 | 20 | 80 |
4. Обеспечение реализации программы
4.1. Правовое обеспечение программы
Правовой основой программы являются:
Конституция Российской Федерации,
Жилищный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 24.06.1983) (ред. от 31.12.2002) (с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 28.03.2003),
Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 30.06.2003) (принят ГД ФС РФ 28.09.2001),
Закон РФ от 24.12.1992 N 4218-1 (ред. от 06.05.2003) "Об основах федеральной жилищной политики",
Постановление Правительства РФ от 04.09.2003 N 552 "Об утверждении положения о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания",
Постановление Правительства РФ от 17.09.2001 N 675 (ред. от 14.02.2002) "О Федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы",
Постановление Правительства РФ от 13.10.1997 N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации",
Решение Исполкома Пермского областного СНД от 23.08.1989 N 232 "О правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Пермской области",
Решение Пермской городской Думы от 22.06.99 N 79 "Об условиях продажи ветхих муниципальных жилых домов и жилых помещений",
Решение Исполкома Пермского городского СНД от 04.05.1989 N 277 "О размере предоставления жилой площади гражданам, проживающим в городе Перми".
4.2. Организация управления реализацией программы
Муниципальный заказчик программы, администрация города Перми, заказывает и обеспечивает финансирование реализации программы, осуществляет текущий контроль за ходом реализации ГЦП и целевым использованием бюджетных средств и несет ответственность за достижение программных целей.
Финансирование программы за счет бюджетных средств осуществляет департамент финансов через счета департамента планирования и развития территории города Перми.
Администрации районов:
- организуют работу межведомственных комиссий;
- ежегодно представляют списки ветхих и аварийных муниципальных жилых домов в срок до 10 января текущего года;
- представляют предложения о формировании перечня жилых домов, планируемых к расселению в течение года, в срок до 10 января;
- производят переселение граждан из аварийных жилых домов в другие благоустроенные жилые помещения в установленном законом порядке;
- представляют в департамент планирования и развития территории города Перми ежеквартальные отчеты о распределении муниципального жилищного фонда, выделенного по программе, в срок до 10 числа, следующего за отчетным периодом.
Департамент планирования и развития территории города Перми:
- заключает договоры с исполнителями программных мероприятий;
- обеспечивает своевременно в соответствии с установленным порядком и сроками представление полной и достоверной информации о ходе выполнении ГЦП;
- координирует деятельность муниципальных и управляемых ими структур в процессе реализации программы;
- готовит перечень домов, подлежащих расселению;
- готовит предложения о расходовании бюджетных средств, выделенных на реализацию программы;
- организует размещение муниципального заказа на строительство и покупку жилья, необходимого для переселения граждан на конкурсной основе;
- готовит конкурсную документацию на продажу земельных участков, организует проведение конкурса;
- контролирует соблюдение сроков и очередности переселения;
- отчитывается о выполнении программных мероприятий.
4.3. Ресурсное обеспечение программы
Финансовые средства для решения проблем переселения граждан из аварийного жилищного фонда формируются за счет бюджетов различных уровней и внебюджетных источников.
Предполагаемые объемы финансирования на реализацию программы - 600 млн. рублей.
В том числе:
средства бюджета города -150 млн. руб.
2004 г. - 50 млн. руб.
2005 г. - 70 млн. руб.
2006 г. - 30 млн. руб.
средства областного бюджета -150 млн. руб.
2004 г. - 50 млн. руб.
2005 г. - 70 млн. руб.
2006 г. - 30 млн. руб.
средства федерального бюджета - 60 млн. руб.
2004 г. - 20 млн. руб.
2005 г. - 28 млн. руб.
2006 г. - 12 млн. руб.
внебюджетные источники - 240 млн. руб.
2004 г. - 80 млн. руб.
2005 г. - 112 млн. руб.
2006 г. - 48 млн. руб.
Объем финансирования мероприятий из бюджета города ежегодно утверждается в установленном порядке. Распределение финансовых средств осуществляется департаментом планирования и развития территории города Перми в соответствии с перечнем домов, планируемых к расселению в текущем году, утвержденных Главой города.
4.3.1. Использование бюджетных ресурсов для переселения граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда
Бюджетными ресурсами являются средства федерального бюджета, бюджета Пермской области и местного бюджета. Средства, выделенные из бюджетов, направляются для переселения семей из муниципальных жилых домов, признанных аварийными, на формирование муниципального жилищного фонда.
Главным критерием выбора того или иного способа увеличения муниципального жилищного фонда, пригодного для постоянного проживания, является стоимость жилья, которая должна быть минимальной при соблюдении определенных законом гарантий по размерам и качеству предоставляемого жилья.
4.3.2. Привлечение внебюджетных ресурсов для переселения граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда
К внебюджетным ресурсам, привлекаемым для финансирования программы, относятся средства юридических и физических лиц, заинтересованных в реализации программы.
Переселение граждан из ветхих и аварийных жилых домов может производиться за счет собственных средств физическими и юридическими лицами в случаях приобретения ими ветхих муниципальных жилых помещений на условиях конкурса согласно решению Пермской городской Думы от 22.06.99 N 79 "Об условиях продажи ветхих муниципальных жилых домов и жилых помещений", а также при освоении организациями строительных площадок, на которых расположены ветхие жилые здания.
5. Оценка эффективности социально-экономических последствий от реализации программы
В результате реализации программы (к концу 2006 года) благоустроенными жилыми помещениями должно быть обеспечено примерно 2800 человек, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде.
Результатом реализации программы станет не только решение проблемы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, но и улучшение городской среды за счет ликвидации ветхого и аварийного фонда и комплексного освоения территорий.
Реализация программы обеспечит также:
- создание благоприятных условий на территории города для ежегодного наращивания объемов нового жилищного строительства;
- увеличение объемов жилищного строительства за счет направления бюджетных средств.
Реализация городской целевой программы позволит привлечь на каждый вложенный за счет бюджета города рубль три рубля из привлеченных источников.
<< Назад |
||
Содержание Решение Пермской городской Думы от 23 марта 2004 г. N 32 "Об утверждении городской целевой программы "Ликвидация... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.