Решение Пермского краевого суда
от 24 марта 2011 г. по делу N 3-34-2011
Определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 июня 2011 г. N 44-Г11-19 настоящее решение оставлено без изменения
Пермский краевой суд
в лице председательствующего судьи Бузмакова С.С.
при секретаре Гладких Е.В.
с участием прокурора Пермской краевой прокуратуры Кузнецовой И.А., представителей заявителя Хайбрахманова А.Ш. - И., П., настаивавших на заявленном требовании, представителя Законодательного Собрания Пермского края Т., представителя губернатора Пермского края Б., возражавших против удовлетворения заявления, рассмотрел 24 марта 2011 года в открытом судебном заседании в городе Перми дело по заявлению Хайбрахманова А.Ш. о признании недействующим Приложения 1 к Закону Пермского края от 9 ноября 2009 года N 525-ПК "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае", установил:
Законодательным Собранием Пермского края 22 октября 2009 года принят Закон Пермского края "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае". Закон подписан губернатором Пермского края 9 ноября 2009 года за N 525-ПК, опубликован в "Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" N 45 от 16 ноября 2009 года.
Согласно части 1 статьи 86 названного закона он вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие в связи с проведением выборов, назначенных после его вступления в силу.
Законом Пермского края от 24 июня 2010 года N 647-ПК, официально опубликованным 28 июня 2010 года и вступившим в законную силу через десять дней после дня его официального опубликования, внесены изменения и дополнения в Закон Пермского края от 9 ноября 2009 года N 525-ПК "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае".
18 ноября 2010 года Законодательным Собранием Пермского края принят Закон Пермского края "О внесении изменений в Закон Пермского края "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае". Закон подписан губернатором Пермского края 29 ноября 2010 года за N 717-ПК, опубликован в "Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" N 48 от 6 декабря 2010 года и вступил в силу через десять дней после дня его официального опубликования.
Согласно положениям частей 1, 2 статьи 31, части 1 статьи 34 Закона Пермского края от 9 ноября 2009 года N 525-ПК "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае" (в редакции Законов Пермского края от 24.06.2010 года N 647-ПК, от 29.11.2010 года N 717-ПК, - далее Закон Пермского края N 525-ПК) на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований кандидаты могут быть выдвинуты непосредственно путем самовыдвижения; выдвижение кандидата должно быть поддержано избирателями путем внесения ими своих подписей в подписные листы.
Частью 3 статьи 35 Закона Пермского края N 525-ПК предусмотрено, что подписные листы изготавливаются за счет средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения по форме согласно Приложениям N 1 - 3 к настоящему Закону.
Приложением 1 к Закону Пермского края N 525-ПК установлена форма подписного листа для кандидатов, выдвигаемых в порядке самовыдвижения.
Хайбрахманов А.Ш. обратился в суд с заявлением (с учетом дополнений от 04.03.2011 года, от 16.03.2011 года), в котором просит признать недействующим в полном объеме Приложение 1 к Закону Пермского края N 525-ПК со дня его принятия.
В обоснование заявленного требования указал, что решением территориальной избирательной комиссии Свердловского района г. Перми по одномандатному избирательному округу N 36 от 4 февраля 2011 года ему, выдвинутому в порядке самовыдвижения по указанному округу, отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Пермской городской Думы пятого созыва на основании подпункта "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12.06.2002 года N 67-ФЗ) и подпункта "ж" части 4 статьи 37 Закона Пермского края N 525-ПК: недостаточное количество достоверных подписей избирателей либо выявление более 10 процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей. При этом избирательная комиссия единственным основанием недействительности 430 подписей признала то, что представленные им подписные листы являлись неустановленной формы, так как в подписных листах имелись сведения о нем как о заказчике, кандидате в депутаты, об оплате подписных листов из его избирательного фонда, месте и дате изготовления бланков подписных листов и их тираже.
Полагает, что Приложение 1 к Закону Пермского края N 525-ПК не соответствует части 3 статьи 35 названного Закона, так как форма подписного листа не содержит сведений о том, что подписные листы изготавливаются за счет средств избирательного фонда кандидата, хотя другие сведения, изложенные в части 3 статьи 35 Закона Пермского края N 525-ПК, Приложением 1 предусмотрены.
Допущенные в изложении Приложения 1 нарушения правил юридической техники позволяют избирательным комиссиям соблюдение требований части 3 статьи 35 Закона Пермского края N 525-ПК истолковывать как нарушение формы подписного листа и признавать подписные листы недействительными с последующим отказом в регистрации кандидату, представившему подписные листы, содержащие все сведения, предусмотренные законом.
Такого изъяна юридической техники нет в сходных нормах федерального законодательства. Например, пунктами 3, 4 статьи 36 Федерального закона от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" предусмотрено, что подписные листы изготавливаются за счет средств избирательного фонда соответствующего кандидата; подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата могут собираться со дня оплаты изготовления подписных листов; подписные листы изготавливаются по форме согласно Приложениям 1 и 2 к настоящему Федеральному закону. Приложение 1 содержит запись: "Специальный избирательный счет N ___. Тираж ___ экз.", то есть в полном соответствии с пунктом 3 статьи 36 названного Федерального закона.
Текст заголовка четвертого столбца таблицы подписного листа в Приложении 1 к Закону Пермского края N 525-ПК содержит запись "Год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения)". Полагает, что данный текст не соответствует части 1 статьи 4 Закона Пермского края N 525-ПК, согласно которой гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, место жительства которого расположено в пределах соответствующего избирательного округа, вправе избирать, участвовать в иных избирательных действиях, предусмотренных настоящим Законом.
Оспариваемая норма позволяет ставить подписи в подписном листе в поддержку кандидата в депутаты лицам, не достигшим на день сбора подписи возраста восемнадцати лет, которые достигнут этого возраста на день голосования, хотя такие лица не обладают активным избирательным правом и не обязаны сообщать число и месяц рождения.
Согласно Приложению 1 к Закону Пермского края N 525-ПК кандидатом в депутаты представительного органа Энского района по одномандатному (многомандатному) избирательному округу N ___ является некий Петров Петр Петрович, родившийся 7 мая 1953 года, работающий слесарем автокомбината N 3 города Энска, проживающий в городе Энске Энского края.
У него, Хайбрахманова А.Ш., как и у других участников избирательного процесса, применяющих форму Приложения 1, другие фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, жительства и так далее. Следуя логике невозможности изменения формы подписного листа, ни один из кандидатов в депутаты не применил форму подписного листа в том виде, в каком она предусмотрена Приложением 1.
В подпункте "л" части 11 статьи 36 Закона Пермского края N 525-ПК не говорится о несоответствии подписных листов бланку Приложения 1, поэтому кандидаты в депутаты как участники избирательного процесса вынуждены сопоставлять не просто формы подписных листов (формат листа, ширина столбцов и т.п.), а содержащиеся в них нормы права.
Все указанные выше несоответствия Приложения 1 к Закону Пермского края N 525-ПК отсылающим к нему нормам этого закона вводят в заблуждение кандидатов в депутаты. Исполнение закона, а не приложения к нему, влечет отказ в регистрации в качестве кандидата в депутаты.
В судебном заседании представители Хайбрахманова А.Ш. - И., действующий на основании доверенности, и П., действующий на основании доверенности, настаивали на заявленном требовании по доводам, изложенным в заявлении, дополнительно пояснив, что оспариваемое Хайбрахмановым А.Ш. Приложение 1 к Закону Пермского края N 525-ПК не отвечает конституционным принципам определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы, что влечет произвольное правоприменение, нарушающее эти принципы.
Хайбрахманов А.Ш., будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени судебного разбирательства, в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, на заявленном требовании настаивал.
Представитель Законодательного Собрания Пермского края Т., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявления по доводам, изложенным в письменных возражениях, пояснив, что в соответствии с пунктом 8 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом. Согласно данной норме форма подписного листа в поддержку самовыдвижения кандидата в депутаты представительного органа муниципального образования установлена Законом Пермского края N 525-ПК в Приложении 1. Частью 7 статьи 35 Закона Пермского края N 525-ПК определен порядок заверения подписного листа.
Форма подписного листа, установленная Законом Пермского края N 525-ПК, полностью соответствует Федеральному закону от 12.06.2002 года N 67-ФЗ, так как она содержит все необходимые элементы, перечисленные в подпункте "а" части 3 и части 6 статьи 35 Закона Пермского края N 525-ПК, в соответствии с пунктами 8 и 9 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ; также в соответствии с установленным частью 7 статьи 35 Закона Пермского края N 525-ПК порядком заверения подписного листа в форме подписного листа указаны реквизиты для заверения подписного листа лицом, осуществляющим сбор подписей, и кандидатом в депутаты.
Указание в пункте 5 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ и в части 3 статьи 35 Закона Пермского края N 525-ПК на изготовление подписных листов за счет средств избирательного фонда кандидата в депутаты никак не влияет на форму подписного листа, поскольку в соответствии с подпунктом "а" части 1 статьи 35 Закона Пермского края N 525-ПК сбор подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата начинается со дня, следующего за днем уведомления окружной избирательной комиссии о самовыдвижении кандидата, что соответствует пункту 5 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ. А на выборах в федеральные органы государственной власти и выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации сбор подписей может осуществляться только со дня оплаты изготовления подписных листов.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования; гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях. Пункт 8 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ предусматривает, что при сборе подписей в поддержку выдвижения кандидатов при проставлении в подписном листе года рождения избирателя указывается дополнительно "день и месяц рождения" избирателя, достигшего на день голосования возраста 18 лет.
Положения части 1 статьи 4, части 6 статьи 35 Закона Пермского края N 525-ПК, а также указание в форме подписного листа (столбец 4 таблицы подписного листа) дополнительно дня и месяца рождения избирателя полностью соответствует вышеназванным требованиям федерального законодательства.
Часть 6 статьи 35 Закона Пермского края N 525-ПК в соответствии с пунктом 8 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ определяет объем сведений об избирателе, ставящем свою подпись в поддержку кандидата. Эти сведения содержатся в Приложении 1 к Закону Пермского края N 525-ПК в виде таблицы и не могут быть изменены, частично или полностью исключены. В части оформления остальных сведений, которые должен содержать подписной лист, федеральный законодатель предоставляет это право субъекту Российской Федерации. Федеральный закон от 12.06.2002 года N 67-ФЗ не содержит норм, регламентирующих, какие сведения и каким образом должны размещаться в форме подписного листа, устанавливаемой законом субъекта Российской Федерации. Не содержит названный Федеральный закон и требования, запрещающие установление в форме подписного листа сведений о кандидате в том виде, в котором они установлены Законом Пермского края N 525-ПК. Объем сведений о кандидате содержится в подпункте "а" части 3 статьи 35 Закона Пермского края N 525-ПК. Таким образом, при изготовлении подписных листов кандидат должен руководствоваться частями 3, 6 и 7 статьи 35 Закона Пермского края N 525-ПК и оформить подписные листы в соответствии с Приложением 1 к данному Закону. Необходимость при заполнении строк, касающихся сведений о кандидате, указывать непосредственно сведения о конкретном кандидате, а следовательно заменить приведенный в Приложении 1 текст, не вызывает сомнений, воспринимается однозначно и исполняется всеми субъектами применения Закона Пермского края N 525-ПК. Включение в подписной лист сведений о конкретном кандидате не является нарушением формы подписного листа, так как понятия "бланк" и "форма" различны по своему содержанию.
Представитель губернатора Пермского края Б., действующая на основании доверенности, просила отказать Хайбрахманову А.Ш. в удовлетворении заявления по доводам, изложенным в письменных возражениях, поддержав доводы представителя Законодательного Собрания Пермского края.
Заслушав объяснения представителей Хайбрахманова А.Ш., представителей Законодательного Собрания Пермского края и губернатора Пермского края, заключение прокурора об отсутствии оснований к удовлетворению заявления, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 23 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ установлено, что в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом.
Из положений пункта 5 статьи 37 названного Федерального закона следует, что подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда; на выборах в органы местного самоуправления подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, заверения списка кандидатов.
Пунктом 8 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ установлены только указываемые в подписном листе объем сведений об избирателе и порядок внесения подписи избирателя в подписном листе. Также согласно пункту 8 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом. При этом, исходя из положений пункта 17 статьи 2 данного Федерального закона, под законом понимается, в частности, закон субъекта Российской Федерации.
Таким образом, субъект Российской Федерации вправе самостоятельно устанавливать форму подписного листа и порядок его заверения.
Форма подписного листа в поддержку самовыдвижения кандидата в депутаты представительного органа муниципального образования установлена Законом Пермского края N 525-ПК в Приложении 1 и утверждена частью 3 статьи 35 данного Закона. Частью 7 статьи 35 Закона Пермского края N 525-ПК определен порядок заверения подписного листа.
В соответствии подпунктом "а" части 3 статьи 35 Закона Пермского края N 525-ПК в подписном листе указываются дата голосования, а также: при сборе подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата - фамилия, имя и отчество, дата рождения, основное место работы или службы кандидата и занимаемая им должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий, если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе - сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа), наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата, наименование и (или) номер избирательного округа, в котором он выдвигается. В случае наличия у кандидата неснятой и непогашенной судимости в подписном листе указываются сведения о судимости кандидата. По желанию кандидата в подписном листе могут указываться сведения о его принадлежности к общественному объединению и его статус в данном общественном объединении, если эти сведения содержатся в заявлении кандидата о его согласии баллотироваться по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу.
Согласно названной правовой норме указание в подписном листе даты голосования, фамилии, имени и отчества, даты рождения, основного места работы или службы кандидата и занимаемой им должности (в случае отсутствия основного места работы или службы - рода занятий), наименования субъекта Российской Федерации, района, иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата, наименования и (или) номера избирательного округа, в котором выдвигается кандидат, а также сведений о наличии у кандидата неснятой и непогашенной судимости, являются обязательным.
В отношении кандидатов, являющихся депутатами и осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе, законом установлено дополнительное требование: они обязаны указывать в подписных листах сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа.
Остальные сведения о кандидате в депутаты представительного органа муниципального образования, изложенные в подпункте "а" части 3 статьи 35 Закона Пермского края N 525-ПК, указываются кандидатом по его желанию.
В форме подписного листа (Приложение 1 к Закону Пермского края N 525-ПК) имеются следующие строки: "Выборы депутатов (наименование представительного органа)" и "дата голосования".
Также в форме подписного листа указано "Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем самовыдвижение кандидатом в депутаты представительного органа Энского района по одномандатному (многомандатному) избирательному округу N ___ Петрова Петра Петровича, родившегося 7 мая 1953 года, работающего слесарем автокомбината N 3 города Энска, проживающего в городе Энске Энского края, (в случае наличия у кандидата неснятой и непогашенной судимости указываются сведения о непогашенной или неснятой судимости: год, номер и наименование статей Уголовного кодекса Российской Федерации, Уголовного кодекса РСФСР, на основании которых был осужден кандидат)".
По мнению заявителя, такое изложение сведений о кандидате в депутаты, предусмотренных подпунктом "а" части 3 статьи 35 Закона Пермского края N 525-ПК, в форме подписного листа (Приложение 1) не отвечает конституционным принципам определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы.
Суд не может согласиться с данными доводами Хайбрахманова А.Ш. и его представителей в силу следующего.
Как указано выше, федеральный законодатель установил только указываемые в подписном листе обязательные объем сведений об избирателе и порядок внесения подписи избирателя в подписном листе (пункт 8 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ). Требования по объему и порядку оформления остальных сведений, которые должен содержать подписной лист, субъект Российской Федерации определяет самостоятельно.
Федеральный закон от 12.06.2002 года N 67-ФЗ не содержит требования, запрещающие установление в форме подписного листа сведений о кандидате в том виде, в котором они установлены Приложением 1 к Закону Пермского края N 525-ПК. Форма изложения сведений о кандидате в депутаты в Приложении 1 содержит приведенные для наглядности сведения об условном кандидате, которые при заполнении формы в поддержку самовыдвижения конкретного кандидата необходимо заменить (в установленной формой подписного листа последовательности и падеже). Таким образом, при изготовлении подписных листов в части внесения сведений о кандидате в депутаты кандидат должен руководствоваться требованиями части 3 статьи 35 Закона Пермского края N 525-ПК и оформить подписные листы в соответствии с Приложением 1 к данному Закону, при этом указать непосредственно сведения о нем самом как о конкретном кандидате, и, следовательно, заменить приведенный в Приложении 1 к Закону Пермского края N 525-ПК текст.
Текст оспариваемой нормы в данной части не противоречит действующему законодательству, является определенным, ясным и не приводит к неоднозначному его толкованию.
Утверждения заявителя о том, что форма подписного листа является абсолютно неизменной, в связи с чем приведенные в ней для образца сведения о кандидате нельзя заменить, являются ошибочными и основаны на неверном толковании закона, учитывая, что часть сведений о кандидате, предусмотренных подпунктом "а" части 3 статьи 35 Закона Пермского края N 525-ПК, могут быть указаны кандидатом по его желанию, а при указании сведений о месте работы и должности кандидата допускается вариативность.
По мнению суда, Хайбрахманов А.Ш. оценивает форму подписного листа как бланк со специальными напечатанными графами, в который вносятся определенные сведения. Однако форма подписного листа не является бланком, так как подписные листы изготавливаются кандидатами в депутаты самостоятельно по установленной Приложением 1 к Закону Пермского края форме, то есть по установленному данным Законом образцу.
Согласно части 6 статьи 35 Закона Пермского края N 525-ПК избиратель в подписном листе ставит свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя и отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина, серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Подпись в поддержку выдвижения кандидата, единого списка кандидатов и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно. Сведения об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей. Указанные сведения вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается.
Сведения об избирателе, а также порядок внесения этих сведений в подписной лист, изложенные в части 6 статьи 35 Закона Пермского края N 525-ПК, полностью соответствует объему сведений об избирателе и порядку внесения этих сведений в подписной лист, изложенным в пункте 8 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ.
Между тем сведения об избирателях, подлежащие внесению в подписной лист, изложенные в первой - седьмой графах таблицы подписного листа Приложения 1 к Закону Пермского края N 525-ПК, не соответствуют таким сведениям, установленным частью 6 статьи 35 названного Закона и пунктом 8 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ, в части указания в пятой графе таблицы подписного листа сведений о дате выдачи избирателю паспорта или заменяющего его документа, а также о наименовании или коде органа, выдавшего документ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ настоящим Федеральным законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Согласно пункту 11 статьи 2 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ гарантиями избирательных прав и права на участие в референдуме для целей настоящего Федерального закона являются установленные Конституцией Российской Федерации, законом, иным нормативным правовым актом условия, правила и процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 1 названного Федерального закона предусмотрено, что федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 6 статьи 1 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону.
Принимая во внимание, что возложение обязанности на избирателя указывать в подписном листе сведения о дате выдачи паспорта или заменяющего его документа, а также о наименовании или коде органа, выдавшего документ, является дополнительной обязанностью избирателя, которая не предусмотрена Федеральным законом от 12.06.2002 года N 67-ФЗ, и не является дополнительной гарантией избирательных прав граждан, Приложение 1 к Закону Пермского края N 525-ПК в данной части подлежит признанию недействующим.
Доводы заявителя о несоответствии четвертой графы таблицы подписного листа в Приложении 1 к Закону Пермского края N 525-ПК в положениям части 1 статьи 4 данного Закона, являются ошибочным в силу следующего.
Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ установлено, что гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, - быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом местного самоуправления. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению референдума.
Таким образом, федеральный законодатель закрепил за гражданином, который на день голосования достигнет возраста 18 лет, право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, а также участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях.
Аналогичные права предоставлены гражданину Российской Федерации положениями частей 1, 2 статьи 4 Закона Пермского края N 525-ПК.
В соответствии с пунктом 8 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ избиратель ставит в подписном листе, в частности, свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения).
Такие же требования установлены частью 6 статьи 35 Закона Пермского края N 525-ПК.
Исходя из изложенного, указание избирателем, который достигнет возраста 18 лет на день голосования, дополнительных сведений о дате и месяце рождения, как это предусмотрено четвертой графой таблицы подписного листа в Приложении 1 к Закону Пермского края N 525-ПК, не противоречит федеральному законодательству, так как лица, не достигшие на день сбора подписи возраста 18 лет, но которым исполнится 18 лет на день голосования, обладают активным избирательным правом.
В соответствии с частью 7 статьи 35 Закона Пермского края N 525-ПК каждый подписной лист заверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование и код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. После чего каждый подписной лист заверяется также кандидатом (если подписи собираются в поддержку самовыдвижения кандидата, выдвижения кандидата избирательным объединением по одномандатному (многомандатному) избирательному округу), который напротив своих фамилии, имени и отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения (подпункт "а").
Сведения о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей, а также кандидате, который должен заверить подписной лист, изложенные в Приложении 1 к Закону Пермского края N 525-ПК, полностью соответствуют требованиям части 7 статьи 35 данного Закона и не противоречат пункту 1 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ, согласно которому в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом, под которым в силу пункта 17 статьи 2 данного Федерального закона понимается, в частности, закон субъекта Российской Федерации.
Положения части 4 статьи 35 Закона Пермского края N 525-ПК, в соответствии с которой право сбора подписей избирателей принадлежит дееспособному гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет, аналогичны требованиям пункта 7 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ.
Утверждения заявителя о несоответствии подписного листа (Приложения 1 к Закону Пермского края N 525-ПК) требованиям части 3 статьи 35 данного Закона, так как в нем отсутствуют данные об изготовлении подписного листа за счет избирательного фонда кандидата в депутаты, являются несостоятельными.
Согласно подпункту "а" части 1 статьи 35 Закона Пермского края N 525-ПК сбор подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата начинается со дня, следующего за днем уведомления окружной избирательной комиссии о самовыдвижении кандидата. Данная правовая норма соответствует пункту 5 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ.
Так как сбор подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата начинается не со дня оплаты изготовления подписных листов, как это предусмотрено, например, Федеральным законом от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" либо Федеральным законом от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", учитывая, что данные федеральные нормативные правовые акты не регламентируют правоотношения при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований, отсутствие сведений в Приложении 1 к Закону Пермского края N 525-ПК об изготовлении подписных листов за счет избирательного фонда кандидата, не противоречит действующему законодательству.
В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Частью 1 статьи 253 ГПК Российской Федерации установлено, что суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Поскольку Приложение 1 к Закону Пермского края N 525-ПК в части слов "дата выдачи, наименование или код органа, выдавшего документ" после слов "Серия и номер паспорта или заменяющего его документа" в пятой графе таблицы подписного листа не соответствует требованиям пункта 8 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ, данные положения оспариваемого Хайбрахмановым А.Ш. нормативного правового акта подлежат признанию недействующими.
В удовлетворении заявления в остальной части Хайбрахманову А.Ш. следует отказать, так как другие положения Приложения 1 к Закону Пермского края N 525-ПК не противоречат федеральному законодательству.
Согласно пункту 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны недействующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Принимая во внимание, что оспариваемый заявителем нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании Приложения 1 к Закону Пермского края N 525-ПК были реализованы, в том числе права Хайбрахмановва А.Ш., что подтверждается копией решения территориальной избирательной комиссии Свердловского района г. Перми по одномандатному избирательному округу N 36 от 4 февраля 2011 года N 12/01 (л.д. 11 - 12), копией итогового протокола проверки подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения Хайбрахманова А.Ш. кандидатом в депутаты Пермской городской думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу N 36 от 2 февраля 2011 года (л.д. 13 - 15), другими материалами дела, Приложение 1 к Закону Пермского края в части, признанной недействующей, подлежит признанию таковым со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
признать недействующим со дня вступления решения в законную силу Приложение 1 к Закону Пермского края от 9 ноября 2009 года N 525-ПК "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермским крае" в части слов "дата выдачи, наименование или код органа, выдавшего документ" после слов "Серия и номер паспорта или заменяющего его документа" в пятой графе таблицы подписного листа.
Отказать Хайбрахманову А.Ш. в удовлетворении заявления в остальной части.
На решение лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба и принесено кассационное представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения - 30 марта 2011 года.
Судья - |
Бузмаков С.С. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Пермского краевого суда от 24 марта 2011 г. по делу N 3-34-2011
Текст решения размещен в Государственной автоматизированной системе РФ "Правосудие" в Internet (http://oblsud.perm.sudrf.ru)
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника