Решение Пермского краевого суда
от 1 апреля 2011 г. по делу N 3-50-2011
Определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 8 июня 2011 г. N 44-Г11-20 настоящее решение оставлено без изменения
Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Швецова К.И.,
при секретаре Гладких Е.В.,
с участием прокурора Масленниковой И.А.,
представителя Пермского МУП "..." Б.,
представителя Правительства Пермского края К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми 01.04.2011 года дело по заявлению Пермского муниципального унитарного предприятия "Ритуальные услуги" об оспаривании отдельных положений нормативного правового акта, установил:
Указом губернатора Пермского края от 17.03.2006 г. N 39 утвержден Порядок возмещения стоимости гарантированного перечня услуг по погребению и выплаты социального пособия на погребение за счет средств бюджета Пермского края (далее по тексту Порядок, утвержденный Указом губернатора Пермского края от 17.03.2006 г. N 39).
Данный указ в первоначальном виде опубликован 24.03.2006 года в печатном издании "Досье 02", N 11, редакция которого изменялась постановлениями Правительства Пермского края от 09.02.2007 N 7-п, от 29.12.2008 N 821-п.
Затем с изменениями, внесенными постановлением Правительства Пермского края от 28.12.2009 N 1002-п, его опубликование состоялось в печатном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" от 11.01.2010 года.
В окончательной редакции указ действует с 22.01.2010 года, устанавливающий условия оплаты стоимости гарантированного перечня услуг по погребению, предоставляемых специализированными службами по вопросам похоронного дела, или выплаты социального пособия на погребение на основании статей 9, 10, 12 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
Согласно пункту 6 указанного Порядка возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению осуществляется территориальными органами Министерства социального развития Пермского края в соответствии с договором о возмещении затрат на погребение, заключенным со специализированной службой по вопросам похоронного дела, на основании справки о смерти, предъявленных к оплате счетов, а также документов, предусмотренных подпунктами 3-5 пункта 5 Порядка.
Для получения установленных гарантий на погребение умерших лиц необходимо представить следующие документы:
1) заявление об оказании услуг по погребению;
2) документ, удостоверяющий личность обратившегося (паспорт);
3) трудовую книжку умершего (иной документ, подтверждающий статус гражданина, на день смерти не подлежавшего обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством); справку уполномоченного органа о том, что умерший из числа лиц, указанных в части 3 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", на день смерти не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
4) трудовые книжки обоих родителей (лиц, их заменяющих), не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, для погребения несовершеннолетних детей, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (иные документы, подтверждающие статус родителей, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством); справки уполномоченного органа о том, что умерший несовершеннолетний ребенок и его родители (лица, их заменяющие) из числа лиц, указанных в части 3 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", не подлежали обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
5) справку с места жительства (нахождения) умершего о составе семьи (при отсутствии документов о месте проживания - справку органов внутренних дел или иной документ, подтверждающий факт проживания по указанному адресу);
6) справку о смерти установленной формы, выданную органами загса (далее - справка о смерти).
Пермское муниципальное унитарное предприятие "Ритуальные услуги" обратилось в суд с заявлением о признании недействующим с 01.01.2010 года пункта 6 Порядка возмещения стоимости гарантированного перечня услуг по погребению и выплаты социального пособия на погребение за счет средств бюджета Пермского края, утвержденного Указом губернатора Пермского края от 17.03.2006 г. N 39, в части слов "а также документов, предусмотренных подпунктами 3-5 пункта 5 Порядка".
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на несоответствие оспариваемых нормативных положений федеральному законодательству. Подпунктом "е" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", вступившего в силу с 01 января 2010 года, пункт 3 статьи 9 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" дополнен абзацем следующего содержания, - стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела на основании справки о смерти, если обращение за возмещением указанных услуг последовало не позднее шести месяцев со дня погребения.
В таком случае с 01.01.2010 года для получения специализированной службой по вопросам похоронного дела возмещения расходов за оказание необходимых услуг по погребению, которое обеспечивается территориальными органами Министерства социального развития Пермского края, не требуется представлять иные документы, не указанные в пункте 3 статьи 9 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", в том числе предусмотренные подпунктами 3-5 пункта 5 Порядка, утвержденного Указом губернатора Пермского края от 17.03.2006 г. N 39. На ПМУП "Ритуальные услуги" как специализированную службу по вопросам похоронного дела не могут возлагаться дополнительные обязанности, связанные с реализацией указанного права.
В судебном заседании представитель ПМУП "..." настаивал на удовлетворении заявления по изложенным выше основаниям.
Представитель Правительства Пермского края в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, поскольку считает, что пункт 6 Порядка, утвержденного Указом губернатора Пермского края от 17.03.2006 г. N 39, полностью соответствует действующим нормам федерального законодательства.
Оспариваемый в части Порядок принят во исполнение Федерального закона от 12,01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", а также в соответствии с положениями статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Предоставление гарантированного перечня услуг по погребению является мерой социальной защиты граждан и в силу статьи 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Федерального закона от дата N 8-ФЗ стоимость таких услуг определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации только в установленных законом случаях, - если умерший не работал и не являлся пенсионером, а также при рождении мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности.
В Пермском крае возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению осуществляют территориальные управления Министерства социального развития Пермского края на основании справки о смерти, предъявленных к оплате счетов, а также документов, предусмотренных подпунктами 3-5 пункта 5 оспариваемого в части Порядка. Указанный объем требуемой при этом документации обусловлен существованием бюджетных правоотношений, в соответствии с которыми требуется подтверждение факта целевого расходования денежных средств (статья 158 БК РФ).
Кроме того, в силу положений статьи 85 БК РФ возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению является расходным обязательством Пермского края как одного из субъектов Российской Федерации. В настоящее время на уровне Российской Федерации не приняты нормативные правовые акты, регулирующие порядок определения статуса умершего гражданина, поэтому Правительством Пермского края по этому вопросу осуществлено собственное правовое регулирование.
Представитель губернатора Пермского края в судебное заседание не явился, просил без его участия рассмотреть настоящее дело, по которому он поддерживает позицию Правительства Пермского края.
Заслушав представителей заявителя и Правительства Пермского края, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд находит заявление ПМУП "Ритуальные услуги" подлежащим удовлетворению с признанием нормативного правового акта в его оспариваемой части недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с пунктом 2 статьи 26.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 41 пункта 2 и пунктом 4 статьи 26.3 настоящего Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено предоставление материальной и иной помощи для погребения.
По данному вопросу могут приниматься федеральные законы. Не допускается включение в эти федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта Российской Федерации, необходимых для исполнения соответствующих полномочий органами государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением положений о порядке осуществления расходов на решение вопросов, указанных в подпунктах 2, 9, 13, 21 и 37 пункта 2 настоящей статьи).
Пунктами 1 и 3 того же Федерального закона предусмотрено,
законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон;
субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
Согласно положениям пункта 1 статьи 2 и статьи 26 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии со статьями 9, 10, 11 настоящего Федерального закона.
Как указано в пунктах 1, 2 и 3 статьи 9 настоящего Федерального закона супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:
1) оформление документов, необходимых для погребения;
2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;
3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);
4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
Услуги по погребению, указанные в пункте 1 настоящей статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела за счет средств: Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации в зависимости от принадлежности граждан при жизни к определенной социальной категории лиц.
В случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности, названные услуги оплачиваются из бюджетов субъектов Российской Федерации.
Пункт 3 статьи 9 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" с 01 января 2010 года дополнен абзацем следующего содержания, - стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела на основании справки о смерти, если обращение за возмещением указанных услуг последовало не позднее шести месяцев со дня погребения.
Настоящий абзац введен в действие Федеральным законом от 24.07.2009 г. N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Системный анализ приведенных выше нормативных положений федерального законодательства приводит к выводу о состоявшемся утверждении Указом губернатора Пермского края от 17.03.2006 г. N 39 Порядка возмещения стоимости гарантированного перечня услуг по погребению и выплаты социального пособия на погребение за счет средств бюджета Пермского края в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, в том числе полномочий его высшего должностного лица, по вопросу совместного ведения данного субъекта и Российской Федерации.
Представление указанных в подпунктах 3-5 пункта 5 оспариваемого заявителем Порядка документов связано с необходимостью определения социальной категории умерших лиц в связи с тем, чтобы правильно выбрать соответствующий уровень бюджета, за счет которого впоследствии подлежат возмещению специализированной службе по вопросам похоронного дела расходы на погребение не работающих, не являющихся пенсионерами граждан, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности.
Между тем, приведенными выше нормами федерального законодательства на специализированную службу, осуществляющую погребение умерших лиц при условии оказания гарантированного законом перечня похоронных услуг, перед получением возмещения соответствующих расходов из бюджета субъекта федерации возложена обязанность обратиться в соответствующий орган и предоставить лишь справку о смерти на каждое захороненное лицо. На граждан, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего, оформление необходимых для этого документов сводится к получению той же справки и свидетельства о смерти в органах ЗАГСа.
При таких обстоятельствах оспариваемые нормативные положения утвержденного Указом губернатора Пермского края от 17.03.2006 г. N 39 Порядка нельзя признать соответствующими федеральным, которые не согласуются с общими правилами принятия нормативных правовых актов и осуществления собственного правового регулирования субъектами Российской Федерации по предметам совместного ведения с Российской Федерацией. Возложение на специализированную службу, оказавшую необходимые услуги по погребению, обязанности предоставления дополнительных документов, в том числе:
- трудовой книжки умершего (иной документ, подтверждающий статус гражданина, на день смерти не подлежавшего обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством); справку уполномоченного органа о том, что умерший из числа лиц, указанных в части 3 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", на день смерти не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- трудовых книжек обоих родителей (лиц, их заменяющих), не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, для погребения несовершеннолетних детей, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (иные документы, подтверждающие статус родителей, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством); справки уполномоченного органа о том, что умерший несовершеннолетний ребенок и его родители (лица, их заменяющие) из числа лиц, указанных в части 3 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", не подлежали обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- справки с места жительства (нахождения) умершего о составе семьи (при отсутствии документов о месте проживания - справку органов внутренних дел или иной документ, подтверждающий факт проживания по указанному адресу), - выходит за пределы возможного осуществления органами государственной власти Пермского края правового регулирования финансового обеспечения похоронного дела.
Как следует из материалов дела, Пермское МУП "Ритуальные услуги" является специализированной службой по вопросам похоронного дела, право которой на доступное возмещение стоимости оказанных на безвозмездной основе услуг по погребению, предусмотренных пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", нарушается оспариваемым в части нормативным правовым актом.
Несостоятелен довод представителя Правительства Пермского края о недопустимости создания препятствий целевому расходованию средств краевого бюджета при решении вопросов материальной обеспеченности гарантированного перечня услуг по погребению. Федеральным законом "О погребении и похоронном деле" не определяется объем и порядок осуществления расходов из бюджета Пермского края, необходимых для исполнения соответствующих полномочий органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 6 оспариваемого нормативного правового акта на исполнителя названных услуг возлагается дополнительная обязанность документального подтверждения социальной категории умерших лиц в связи с тем, чтобы правильно выбрать соответствующий уровень бюджета, за счет которого впоследствии подлежат возмещению понесенные расходы на погребение, тогда как названным федеральным законом такая обязанность не предусмотрена. Принимаемые в связи с этим меры не влияют на основания и условия исполнения Пермским краем расходных обязательств, предусмотренных пунктом 3 статьи 9 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", поэтому не должны включать в себя перечень обязанностей, не предусмотренных федеральным законодательством.
Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 85 Бюджетного Кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
По смыслу данной нормы закона положения оспариваемого нормативного правового акта, на основании которых возникают расходные обязательства Пермского края в сфере материального обеспечения похоронного дела, входящего в предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, не могут вступать в противоречие с пунктом 3 статьи 9 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", которым регулируются те же правоотношения без определения объема и порядка бюджетных расходов субъекта федерации.
Таким образом, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит федеральному закону, суд вправе признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу (ч. 2 ст. 253 ГПК РФ).
Просьбу заявителя о признании указанных им положений утвержденного Указом губернатора Пермского края от 17.03.2006 г. N 39 Порядка недействующими с 01.01.2010 года нельзя признать обоснованной. Применение в целом данного нормативного правового акта, на основании которого возникают и реализуются права граждан и других субъектов бюджетных правоотношений, не исключается. Особых обстоятельств, которые до вступления настоящего решения суда в законную силу при этом могут повлечь вредные последствия, в том числе от существования отдельных его предписаний, признаваемых недействующими, не усматривается.
Из положений части 3 статьи 253 ГПК РФ, а также статьи 35 Закона РФ "О средствах массовой информации" вытекает обязанность печатного издания, в котором официально опубликован оспариваемый нормативный правовой акт, опубликовать настоящее решение суда (вступившее в законную силу) о признании этого акта в части недействующим, либо сообщение о нем.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 253 ГПК РФ, суд решил:
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 6 в части слов "а также документов, предусмотренных подпунктами 3-5 пункта 5 Порядка" утвержденного Указом губернатора Пермского края от 17.03.2006 г. N 39 Порядка возмещения стоимости гарантированного перечня услуг по погребению и выплаты социального пособия на погребение за счет средств бюджета Пермского края.
После вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в печатном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края. Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения - 06.04.2011 года.
Председательствующий п.п. - |
К.И. Швецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Пермского краевого суда от 1 апреля 2011 г. по делу N 3-50-2011
Текст решения размещен в Государственной автоматизированной системе РФ "Правосудие" в Internet (http://oblsud.perm.sudrf.ru)
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника