Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Итоги социально-экономического развития города Перми
в 2001 г. и приоритетные направления деятельности в 2002 г.
Краткий анализ социально-экономического развития города Перми в 2001 году Социально-экономическая ситуация в городе стабилизировалась. Ряд важнейших показателей говорит даже о некотором экономическом росте: увеличение объемов производства, снижение безработицы, увеличение прибыли от финансово-хозяйственной деятельности крупных предприятий.
Промышленное производство по крупной и средней промышленности в январе-сентябре 2001 г. в действующих ценах возросло на 20,6%. В структуре промышленного производства наиболее высокие темпы роста наблюдаются в топливной, химической, целлюлозно-бумажной, полиграфической промышленности и электроэнергетике. В остальных отраслях, за исключением легкой промышленности по итогам 9 месяцев также наблюдался рост.
В целом, объем отгруженной продукции в действующих ценах также возрос по сравнению с прошлым годом (на 17,6%). Предпринимательство. Основная часть предприятий малого бизнеса ориентирована на торговлю и общественное питание. Малый бизнес активно развивается также в сфере строительства, транспорта, связи. Малые предприятия города работают в основном в розничной торговле, промышленности, сфере услуг и транспорте. Малым бизнесом занимаются 78 тыс. предпринимателей. Инвестиции и строительство. Значительно возрос объем инвестиций в экономику города в основном за счет собственных средств предприятий. По сравнению с прошлым годом он увеличился на 91,2%. Возрос в 2 раза объем инвестиций, направляемых на приобретение машин, оборудования и инструмента В 2001 г. появилась тенденция увеличения инвестиций в жилищное строительство. За 9 месяцев рост составил 30,2%. Объем ввода в действие общей площади жилых домов вырос на 45,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в основном за счет незавершенного строительства.
Основной объем иностранных инвестиций в экономику города приходится на топливную промышленность и машиностроение. Цены. Уровень инфляции с начала года составил 21,6%, хотя по прогнозу Минэкономики величина инфляции на 2001 год предполагалась в размере 17 %. Значительно выросли цены на алкогольные напитки и платные услуги. Цены на продукты питания также выросли (на 24%). Однако, на непродовольственные товары цены остались на прежнем уровнем по сравнению с началом года. Меньше всего с начала года выросли цены производителей промышленной продукции. Уровень жизни населения. В 2001 г. улучшилась динамика ряда показателей уровня жизни населения. Денежные доходы горожан возросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 29,7%. Расходы населения увеличились на 34,9%. Основная их часть приходится на покупку товаров и оплату услуг. Значительно увеличились расходы на оплату обязательных платежей и взносов (на 51,6%) Затраты населения на покупку валюты возросли незначительно. В I полугодии 2001 г. активно погашалась задолженность по заработной плате, однако во П полугодии появилась тенденция к росту. За 9 мес. задолженность увеличилась на 8,8%.
Улучшилось положение в сфере занятости населения. Уровень регистрируемой безработицы сократился по сравнению с прошльм годом на 19,1% и составил 0,55%. Численность официально зарегистрированных безработных сократилась на 13,9% по сравнению с 2000 г и составила 3015.
Потребительский рынок. Продолжает расти розничный товарооборот потребительских товаров, который обусловлен ростом покупательной способности населения. За 9 мес. 2001 г. товарооборот вырос 10,9% в сопоставимых ценах по сравнению с предыдущим годом. На рынках города объем продаж продукции сельского хозяйства вырос незначительно. Финансы. За январь-август 2001 года сальдированная прибыль крупных и средних предприятий города возросла по сравнению с прошлым годом на 10,6% и составила 12,75 млрд. рублей. Увеличение прибыли сложилось в основном за счет предприятий промышленности, в частности топливной промышленности.
Убыток нерентабельно работающих предприятий составил 350,8 млн. руб. и уменьшился на 44,4% по сравнению с 2000 г. Основная доля таких предприятий приходится на жилищно-коммунальное хозяйство и культуру и искусство. В течение года сократилась просроченная кредиторской задолженность. Несколько снизился и объем просроченной дебиторской задолженности. Основные тенденции социально-экономического развития в 2002 году
В сфере производства. Продолжится увеличения денежных средств в составе оборотных активов предприятий, рост объемов промышленной продукции, коммерческий грузооборот предприятий транспорта. Увеличение объемов промышленного производства в значительной степени будет определяться ростом производства товаров народного потребления, что связано с переориентацией производства на внутренний спрос и сокращение доли импорта в его структуре. Возрастание инвестиций в производственную сферу повлечет за собой развитие машиностроительных, высокотехнологичных отраслей, позволяющих обновлять оборудование с учетом современных требований. Увеличение объемов инвестиций в жилищное строительство позволит строить не только больше жилья, но и использовать высокотехнологичные материалы, отвечающие экологическим требованиям. В сфере потребительского рынка и услуг. В 2002 г. ожидается рост товарооборота общественного питания за счет развития новых форм обслуживания населения, главным образом, через систему "быстрого питания", открытия новых стационарных предприятий, строительства новых и реконструкции старых объектов.
Прогнозируемый оборот розничной торговли увеличится на 16,5%.
Уровень жизни населения. В 2002 году предполагается отставание роста потребительских цен от роста номинальной заработной платы. В результате прогнозируется реальная заработная плата в размере на 6% больше уровня 2001 г. Учитывая, что в настоящее время уровень рождаемости стабилизировался, а уровень смертности хотя и замедляет темпы роста, но остается высоким, ожидается дальнейшее сокращение численности городского населения. Численность экономически активного населения не претерпит больших изменений, но предполагается сокращение среднесписочной численности работающих на предприятиях при одновременном росте числа частных .предпринимателей, особенно в сферах обслуживания населения. Сегодня увеличивается число вакансий, которыми располагает служба занятости населения. Это связано со стабилизацией экономики, получением госзаказов предприятиями города. Финансы. В 2002 г. продолжится рост цен на топливно-энергетические ресурсы, снижения объемов отгруженной продукции над произведенной. Уменьшение просроченной дебиторской задолженности, как и в прошлые годы будет незначительным. В результате этого возможно замедление темпов роста валовой прибыли предприятий. В производственной сфере возникнут дополнительные трудности, связанные с дефицитом оборотных средств предприятий из-за новых правил учетной политики предприятий (учет по отгрузке) и авансовых платежей за электроэнергию.
Социальная сфера
С учетом складывающихся внешних социально-экономических условий и внутренних потенциальных возможностей города, приоритетной задачей функционирования социальной сферы города явилось сохранение социальной направленности и результативности реформирования ее отраслей, финансово-экономическое и организационное обеспечение реформ при сохранении достаточного минимума медицинских, образовательных, досуговых услуг населению за счет рационального использования бюджетных средств и привлечения внебюджетных источников финансирования Этому способствовало, в частности и создание системы социального заказа, цель которого - привлечение потенциала общественных организаций к решению социально значимых проблем путем целевого финансирования их проектов на конкурсной основе в увязке с действующими городскими целевыми программами. Анализ состояния отраслей социальной сферы показывает, что эти приоритеты сохраняют свою актуальность и в 2002 году и должны быть положены в основу главных направлений деятельности Администрации города в социальной сфере.
Здравоохранение
В 2001 году была продолжена работа по совершенствованию медицинской помощи населению, реформированию здравоохранения, реструктуризации сети лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ). Имеют положительную динамику ряд демографических показателей: увеличилась рождаемость, снизилась младенческая смертность, снижена по сравнению с прошлым годом инфекционная заболеваемость. Под постоянным контролем управления здравоохранения находится работа по профилактике социально-значимых заболеваний. Осуществляется лекарственное обеспечение льготных категорий. Продолжалась работа по укреплению материально- технической базы учреждений здравоохранения Для эффективной работы отрасли действует ряд городских целевых программ. В целях экономии бюджетных средств проведены конкурсы по закупу медикаментов, оборудования, питания, инвентаря, мебели и расходных материалов.
Приоритетные направления деятельности в 2002 году:
эффективное и рациональное использование материально-технических, финансовых ресурсов;
внедрение энергосберегающих технологий в лечебных учреждениях города;
совершенствование персонифицированного учета лекарственных средств в ЛПУ;
Оптимизация системы оказания медицинской помощи;
усовершенствование системы финансирования ЛПУ (перевод оплаты медицинской помощи на систему муниципального заказа);
дальнейшее укрепление материально-технической базы здравоохранения;
приобретение нового лечебно-диагностического оборудования.
Образование
Итоги уходящего 2001 года позволяют сделать вывод о том, что конкретные действия, принятые Администрацией города, комитетом, районными органами управления образованием и образовательными учреждениями создали условия для стабильного функционирования и развития системы образования.
К существенным достижениям в 2001 году относятся: увеличение заработной платы работникам образования и муниципальной надбавки молодым специалистам, улучшение ситуации с дотацией на питание, решение социальных вопросов для работников образования. Образовательными учреждениями за 2001 год дополнительно к бюджетным средствам привлечено внебюджетных средств на сумму 98 млн. руб. (8 % от бюджета отрасли). Проведено 11 открытых конкурсов на приобретение оборудования, что позволило сэкономить более 10 млн. рублей. В 44 образовательных учреждениях города ведется капитальный ремонт. Организационной основой муниципальной политики Администрации города в области образования является "Программа развития системы образования города Перми до 2005 года".
Сеть образовательных учреждений развивается с учетом главной задачи: каждый район должен стать самодостаточньм по предлагаемым образовательным услугам (лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением предметов). В режиме инновационной деятельности работают 17 опорных школ, 37 экспериментальных педагогических площадок. Наблюдается тенденция устойчивого роста количества классов с углубленным изучением различных предметов. Успехи в развивающем обучении, экономическом образовании, создании модели специального профессионального училища "Уральское подворье" признаны Министерством образования России. Сохраняется высокий процент количества выпускников, окончивших образовательные учреждения с золотыми и серебряными медалями. Приоритетные направления деятельности в 2002 году:
обеспечение условий для выполнения государственных и региональных нормативно-правовых актов об образовании;
создание условий для организации образовательного процесса;
совершенствование управления системой образования;
Финансирование отрасли (осуществление контроля органов управления образованием, образовательных учреждений за полным рациональным и эффективным расходованием кредитов, выделенных отрасли "Образование"; снижение кредиторской и дебиторской задолженности, сохранение динамики роста, привлечение внебюджетных средств").
Культура
Важными направлениями отрасли является сохранение культурно-исторического наследия, формирование праздничной культуры горожан, взаимодействие с творческими союзами и национально-культурными общественными организациями. Значительно расширилась экспериментальная работа учреждений в части влияния культуры и искусства на воспитание и образование детей. На базе ряда детских музыкальных школ открыты новые экспериментальные площадки. С целью экономии финансовых ресурсов, улучшения координации работы осуществлена реорганизация муниципальных библиотек города: вместо 2-х действующих систем, детской и взрослой, создалось объединение муниципальных библиотек. Активно происходит поддержка профессионального искусства - присуждаются гранты города за лучшие творческие проекты, работает городская целевая программа сохранения и развития профессионального искусства. В городе созданы условия для развития сети и нормального функционирования киноорганизаций. Большая работа проведена в организации досуга жителей города Приоритетные направления деятельности в 2002 году:
сохранение и расширение сети муниципальных объектов культуры и искусства, сохранение историко-культурного наследия;
совершенствование музыкально-художественного образования детей и юношества, социальная защита деятелей культуры и искусства, поддержка профессионального искусства;
совершенствование досуга населения;
получение дополнительных средств за счет собственной деятельности учреждений и создание стимулов для этого, развитие новых форм платных услуг с учетом потребностей населения и направление средств от платных услуг на дополнительное развитие учреждений культуры
Физическая культура и спорт
Пермь является одним из крупнейших спортивных центров Урала и России. В городе продолжается поиск новых форм привлечения всех слоев населения, в особенности детей и подростков, к систематическим занятиям физической культурой и спортом. За 2001 г. в Перми проведено около 200 городских спортивных мероприятий Также в Перми прошло 33 спортивных мероприятия Российского и международного уровня
В рамках городской целевой программы комитета "Развитие физической культуры и спорта и формирование здорового образа жизни населения г.Перми" произведен ремонт ряда спортивных залов, клубов, баскетбольных площадок и других спортивных объектов, приобретен инвентарь и оборудование для спортивных школ.
Налажена тесная работа со всеми организациями, школами и обществами инвалидов. Проведен IX городской фестиваль спорта инвалидов. Проведены спортивные мероприятия для пожилых людей и любительских клубов. Приоритетные направления деятельности в 2002 году:
проведение физкультурно-оздоровительной работы с детьми и молодежью;
сохранение и развитие материально-технической базы спорта города. Восстановление клубов, спортивных залов, спортивных дворовых и школьных площадок и прочих локальных физкуль-турно-спортивных объектов, находящихся в неудовлетворительном состоянии; проведение физкультурно-оздоровительной работы с инвалидами, пожилыми людьми, взаимодействие с семейньми клубами; привлечение дополнительных финансовых источников за счет спонсорских средств, привлечения волонтеров; активизация деятельности органов развития образования по повышению физкультурно-спортивного потенциала в сфере образования и ЖКХ по восстановлению дворовых спортивных объектов.
Развитие инфраструктуры благоустройство
Основными направлениями деятельности являются: строительство, реконструкция и капитальный ремонт дорог и других объектов благоустройства; содержание объектов благоустройства (улиц, дорог, парков, скверов); строительство, содержание, ремонт сетей наружного освещения, организация подсветки зданий в городе; организация работ в сфере санитарной очистки города и утилизации отходов производства и потребления; организация похоронного дела на территории города. За год было отремонтировано более 300 тыс. кв.м. покрытий городских улиц, разработан ряд мероприятий, повышающий качество уборки улиц. Произведен ремонт дорог практически по всем маршрутам общественного пассажирского транспорта. Произведена подсветка наиболее значимых зданий и памятников города. На улицах города проведены работы по озеленению, обрезке деревьев, посадке цветов. Продолжилось строительство первой очереди завода по биотермической переработке твердых бытовых отходов. В микрорайоне "Голый мыс" изыскана площадка под устройство кладбища и крематория.
Приоритетные направления деятельности в 2002 году:
ремонт дорог по заявкам районов, выполнение работ по развитию окраин города и улучшения их транспортного сообщения, выполнение благоустройства территорий в связи с проведением чемпионата Европы по боксу;
продолжение работ по расширению кладбища "Северное" и начало работ на вновь проектируемом кладбище "Восточное" с крематорием, строительство завода по переработке твердых бытовых отходов;
проведение капитального ремонта улиц, тротуаров, дорог.
Жилищно-коммунальное хозяйство
В 2001 году основная деятельность была направлена на:
Реализацию тарифной политики:
- разработаны муниципальные социальные стандарты на оплату жилья и коммунальных услуг, изменены тарифы для населения на жилищно-коммунальные услуги. Месячные доходы отрасли от оказания жилищно-коммунальных услуг по сравнению с началом текущего года возросли на 25 млн. рублей.
Социальную защита населения
- 13 тыс. семей предоставлены субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг на общую сумму 22 млн. рублей
- льготы на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 50-ти процентов предоставлены более 300 тыс. человек (это 1/3 населения города) на сумму 128,5 млн. рублей. Сформирован муниципальный заказ на услуги по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту муниципального жилищного фонда и содержания придомовой территории на 2001 год в разрезе предприятий. Создано муниципальное учреждение "Технический надзор за капитальным ремонтом".
Проведен капитальный ремонт объектов муниципального жилищного фонда и инженерной инфраструктуры (513 объектов с учетом "переходящих" объектов с 2000 года, общая стоимость работ - 157,6 млн. руб.).
Ведется работа по реализации мероприятий городской целевой программы "Теплосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве города на 1999-2003 гг.". В 2001 году установлено 100 приборов учета тепловой энергии, сэкономлено более 30 млн рублей бюджетных средств. Произведен ремонт подъездов, ремонт кровель, ремонт систем горячего и холодного водоснабжения.
Проведен ряд мероприятий в рамках целевой программы "Содействие созданию и деятельности товариществ собственников жилья в городе Перми на 2000-2003 годы". Приоритетные направления деятельности в 2002 году:
улучшение качества обслуживания населения;
проведение текущего ремонта муниципального жилищного фонда;
социальная защита населения в условиях реформирования жилищно-коммунального хозяйства совершенствование оплаты за жилищно-коммунальные услуги;
содействие созданию и деятельности товариществ собственников жилья;
повышение качества финансово-хозяйственной деятельности отрасли, контроль за исполнением бюджета;
проведение единой технической политики в отрасли, ресурсосбережение, снижение затрат на содержание жилищного фонда и предоставление коммунальных услуг.
Транспорт
Основной деятельностью отрасли является формирование рынка транспортных услуг с целью надежного обеспечения потребности населения города Перми в услугах городского пассажирского транспорта. В течение 2001 года обновлен подвижной состав муниципальных предприятий. Приобретено 50 автобусов бывших в употреблении и автобусов после капитального ремонта на сумму 55 млн. рублей. Произведено списание 95 автобусов и 24 троллейбусов. Проведены мероприятия по сокращению расходов: снижены нормы расхода ГСМ, сокращено содержание хозяйственных автомобилей, снижена среднесписочная численность работающих, ликвидированы частично социальные льготы, тендерное приобретение запасных частей и материалов позволило сэкономить 300,0 тыс. руб. в месяц.
Приоритетные направления деятельности в 2002 году:
постоянно добиваться повышения качества перевозок пассажиров;
обеспечение бесперебойной работы существующих маршрутов автобусов, трамваев, троллейбусов; разработка системы помаршрутного финансирования;
привлечение перевозчиков немуниципальной формы собственности для работы на обычных маршрутах;
развитие системы "Маяк" на радиочастотах для эффективного контроля и управления движением транспорта всех перевозчиков;
введение одновагонных поездов на трамвайных маршрутах с невысоким пассажиропотоком создание технического центра на базе ПАТЛ N5.
Связь и информатика
За 2001 год введены в эксплуатацию 34 таксофона на базе радиодоступа в 24 микрорайонах индивидуальной застройки, где отсутствуют линейные сооружения связи. Введена в эксплуатацию 2-я очередь электронной подстанции, за первое полугодие установлено квартирных телефонов: инвалидам BOB-166, участникам BOB-197, награжденным медалью "За доблестный труд в годы ВОВ"-880. Проектируются телефонные сети для микрорайонов индивидуальной застройки Мотовилихинского района: Гарны, Запруд, Вышка-1, Костарево. Ива.
Разработана целевая программа "О развитии Пермского почтамта в 2001-2005 гг.". Продолжено развитие локальных вычислительных сетей районных Администраций. Приоритетные направления-деятельности в 2002 году:
ввод в эксплуатацию 15 таксофонов на базе радиодоступа в микрорайонах, где отсутствуют линейные сооружения сети общего пользования (СОП);
установка проводных и на базе радиодоступа квартирных телефонов участникам и инвалидам ВОВ;
развитие сети почтовых отделений связи, пунктов услуг электросвязи и качества предоставляемых услуг;
разработка перспективного плана телефонизации удаленных микрорайонов и микрорайонов индивидуальной застройки;
развитие корпоративных сетей Администрации города и районов;
работы по автоматизации процесса управления жилищно - коммунальным хозяйством города.
Архитектура и градостроительство
Продолжается улучшение внешнего облика города. Основными направлениями деятельности в этой сфере являлись: завершение работ по разработке нового Генерального плана города Перми, разработка схемы упорядочения торговых точек и мини-рынков в г. Перми, повышение качества проектирования и строительства объектов мелкорозничной торговли, повышения качества и упорядочение размещения средств наружной рекламы, создание программы развития инженерной инфраструктуры, застройка Камской долины, размещению объектов дорожного сервиса.
Управление капитального строительства от лица Администрации города выступает заказчиком по строительству муниципальных объектов и работает по следующим направлениям:
1. Строительство муниципального жилья в соответствии с планом мероприятий городской Администрации "Расселение ветхого и аварийного жилья"
2. Выполнение комплексной экологической программы (расширение и реконструкция сетей канализации)
3. Расширение и реконструкция сетей водоснабжения по городской программе "Чистая вода". Проведены работы по Российско-Швейцарскому проекту по строительству блока озонирования очистных сооружений "Старая Чусовая".
4. Строительство объектов народного образования(по городской программе развития системы образования города), здравоохранения
5. Строительство газопроводов в рамках городской целевой программы "Строительство сетей газопроводов и газификация жилых домов в микрорайонах индивидуальной застройки г. Перми на 2001-2004 г.г. Приоритетные направления деятельности в 2002 году:
завершение разработки правового зонирования и Правил застройки города Перми;
разработка транспортной схемы в г.Перми;
разработка схемы инженерной инфраструктуры города Перми (канализация, водоснабжение, теплоснабжение);
проект детальной планировки центральной части города Перми;
внедрение системы выделения земельных участков в соответствии с новым Земельным кодексом РФ и генеральным планом;
создание благоприятного информационного климата путем совершенствования системы предоставления земельных участков под строительство.
Гражданская безопасность и социальная защита населения
социальная защита населения
Используя бюджетные и внебюджетные источники, Администрация города проводит активную социальную политику, обращая особое внимание на группы граждан, которые не могут в силу различных причин обеспечить себе достаточный уровень доходов. Под действие закона "О ветеранах" подпадает 59% от числа всех пенсионеров города. Ветеранам предоставляются льготы на оплату жилья и коммунальных услуг, пользование газом, электроэнергией, телефоном, на возмещение разницы в ценах на твердое топливо, на проезд в городском и пригородном транспорте, на лекарственное обеспечение, зубо- и слухопротезирование. В целях реализации "Концепции льготного торгового обслуживания социально незащищенных категорий населения г. Перми" в 6 районах города (кроме Ленинского) открыты и функционируют магазины "Ветеран".
В летний период 2001 года дети из малоимущих многодетных семей, дети "группы риска", дети-инвалиды были оздоровлены на местных туристических базах, в загородных лагерях, профилакториях
В 2001 году в городе действовали 14 учреждений городской соцзащиты: 7 комплексных центров социального обслуживания населения, центр социальной адаптации, 6 специализированных учреждений для несовершеннолетних. Работа по оказанию муниципальной помощи проводилась в соответствии с городскими целевыми программами: "Программа адресной муниципальной помощи малоимущим семьям и одиноким гражданам", "Программа социальной поддержки и реабилитации людей с ограниченными физическими возможностями", "Программа поддержки людей пожилого возраста". Приоритетные направления деятельности в 2002 году:
развитие и укрепление сети учреждений социального обслуживания;
создание единой информационной базы для учета всех видов помощи, оказываемых конкретным гражданам и членам их семей;
системное привлечение общественных организаций к выполнению муниципального заказа на оказание социальных услуг.
Охрана окружающей среды
В 2001 году завершена инвентаризация зеленых насаждений в Кировском, Дзержинском, Мотовилихинском, Свердловском и Орджоникидзевском районах г. Перми, проведен конкурс (7 участников) социальных проектов "Городские леса - территория заботы", в результате которого очищено от мусора около 2000 га городских лесов, выполнены работы по охране и содержанию "Черняевского лесопарка" Состоялся международный экологический лагерь с участием 20 Пермских подростков и подростков из города-побратима Перми - Оксфорда (Великобритания) В рамках лагерей велись природоохранные работы на 7 малых реках города, территориях микрорайонов, Черняевском лесопарке, логах и родниках.
Состоялся ряд общегородскхе экологическхе акций: проведен литературно-экологический конкурс "Шуми, шуми зеленый лес", для детей и школьников проведен День экологических знаний, совместно с Всероссийским обществом охраны природы проведено 8 заседаний клуба "Эколог" и проведен 3-ий областной слет активистов экологического движения. Приоритетные направления деятельности в 2002 году:
обеспечение выполнения "Комплексной экологической программы г. Перми на 2001-2005 г.г.", в том числе промышленными предприятиями; обеспечение оперативного экологического контроля;
введение режимов охраны особо охраняемых природных территорий "Сосновый бор", "Закамский бор"; увеличение поступлений целевых экологических платежей;
развитие сотрудничества общественного экологического движения "ЭкоПермь" с экологической общественностью на территории Приволжского округа;
Городская служба спасения
С марта 1998 года в целях активизации экстренного реагирования на происшествия в городе действует Пермская городская служба спасения. Оперативные дежурные диспетчера единой диспетчерской службы обеспечены необходимой системой управления и обработки информации, программами и связью, что позволяет в реальном масштабе времени, реагировать на экстремальные события, координируя работу служб экстренного реагирования и повышая их оперативность.
Всего в 2001 году Службой спасено 227 человек. Осуществлено более 4000 выезда групп оперативного реагирования на чрезвычайные происшествия. Первая медицинская помощь оказана 307 пострадавшим гражданам. Группы оперативного реагирования Службы 90 раз участвовали в работах по обеспечению безопасности граждан на ложных закладках взрывных устройств в общественных зданиях, сооружениях и жилом секторе. Приоритетные направления деятельности в 2002 году:
предлагается пересмотр существующей практики охраны жизни людей на водоемах города с возложением работ по содержанию спасателей и проведении спасательных работ на водоемах на специально уполномоченный государственный орган - государственную инспекцию по маломерным судам (ГИМС) с входящей в ее состав государственной спасательной службой;
высвободившиеся при этом средства, выделяемые бюджетом города Службе на содержание и работу спасателей на воде, предлагается направить на увеличение штатной численности поисково-спасательного отряда и дополнительное приобретение спасательного оборудования;
с началом финансирования городской программы "Защита населения и территории города от ЧС природного и техногенного характера на 2001-2005 г.г." приступить к поэтапной реализации ее задач с максимально полным освоением выделяемых средств.
Городские целевые программы
Важным звеном управления социально-экономической ситуацией является программно-целевой метод, реализуемый в форме включения предложений города в областные и федеральные программы и выполнения городских целевых программ (ГЦП). Суть программно-целевого метода решения актуальных проблем может быть кратко изложена следующим образом - выбор приоритетов и концентрация средств для достижения конкретно поставленных целей. Последовательное формирование, реализация и финансирование ГЦП позволяет:
среди множества актуальных и безотлагательных дел и мероприятий определить опорные точки либо для начала реформирования отрасли, либо обобщения накопленного передового опыта; повысить степень контроля за целенаправленньм расходованием бюджетных средств; усилить "прозрачность" бюджета.
Бюджетное финансирование ГЦП, являясь составным источником выполнения всей программы, делает возможным, с одной стороны, осуществление необходимых действий по улучшению или стабилизации ситуации в сфере реализации ГЦП, с другой стороны, стимулирует привлечение внебюджетных источников.
В 2001 году позитивное влияние ГЦП на развитие социально-экономических процессов в городе проявилось в таких сферах как: образование, культура, физическая культура и спорт, молодежная политика, взаимодействие с общественньми организациями, развитие территориального общественного самоуправления, социальная помощь населению, содействие предпринимательству, экология, жилищно-коммунальное хозяйство, гражданская безопасность.
В результате выполнения программных мероприятий оказана существенная поддержка сохранению и развитию материально-технической базы общественной безопасности и противопожарной службы, культуры, физкультуры и спорта, сети социозащитных учреждений, санитарно-эпидемиологического надзора. ГЦП становятся реальной возможностью для привлечения средств, потенциала, ресурсов населения, общественных организаций, промышленных предприятий к решению общегородских проблем. Реализация ГЦП позволила сформировать механизм привлечения дополнительных средств для решения городских проблем на основе конкурсного размещения социального заказа, поддержки социально значимых проектов общественных объединений и советов самоуправления, участия предприятий в выполнении программных мероприятий.
Проблемы дальнейшего развития системы ГЦП сегодня состоят в следующем:
в 2000 году формально закончился срок реализации действующей "Концепции социальной политики" и "Концепции экономической политики". В настоящее время нет концептуальных документов по стратегии социально-экономического развития города. Поэтому в 2002 году планируется приступить к разработке таких документов совместно с депутатами Пермской городской Думы. В 1-ом чтении Думой принят проект программы, определяющий порядок разработки этих документов;
в 2001 году истекает срок действия 2 программ:
"Программа неотложные меры по совершенствованию психиатрической и наркологической помощи населению г.Перми" и "Программа санитарно-эпидемиологического благополучия населения г.Перми". По ним необходимо определиться с их дальнейшей судьбой, для чего планируется определить: эффект реализации, соотношение затрат и результатов, объемы привлеченных средств и практическую значимость. Приоритетные направления деятельности в 2002 году:
дальнейшее развитие системы адресной, персонифицированной социальной помощи мало имущим семьям и одиноким гражданам;
формирование системы социальной реабилитации инвалидов;
углубление реформирования жилищно-коммунального хозяйства при создании и реализации механизмов социальной защиты населения и поддержке создания товариществ собственников жилья;
совершенствование форм и методов реализации молодежной политики;
финансово-экономическое и организационное обеспечение реформирования отраслей городского хозяйства: здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта; укрепление материально-технической базы милиции общественной безопасности, особенно, института участковых инспекторов милиции; упрочение нормативно-правовой и материально-технической базы формирования муниципальной пожарной охраны; дальнейшее привлечение общественности к решению городских проблем и самоуправлению; внедрение и развитие механизма социального заказа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.