Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Пермской городской Думы
от 22 апреля 2003 г. N 35
Городская целевая программа "Развитие городских окраин"
1. Паспорт программы
1.1. Регистрационный
номер программы
1.2. Полное наименование Городская целевая программа "Развитие
программы городских окраин"
1.3. Краткое название ГЦП "Городские окраины"
1.4. Цель программы Решение наиболее острых проблем
окраинных территорий через проекты
развития городского пространства
1.5. Муниципальный Администрация города Перми в лице
заказчик программы Главы города А.Л.Каменева и Пермская
городская Дума в лице председателя
Пермской городской Думы В.А.Сухих
1.6. Руководитель Первый заместитель Главы города
программы В.И.Цыганков
1.7. Исполнители - Отраслевые комитеты и управления
Администрации г. Перми,
- районные Администрации г. Перми,
- Пермская городская Дума.
1.8. Сроки реализации 2003-2005 гг.
программы
1.9. Финансирование Предполагаемые ежегодные объемы
программы финансирования за счет средств
городского бюджета составляют:
12000,0 тыс. руб.
Объемы финансирования на
последующие годы уточняются
и утверждаются ежегодно.
2. Основные понятия и термины
Интересы населения (избирателей) - набор вопросов, связанных с повседневными нуждами и заботами горожан, направленными на удовлетворения материальных и культурных потребностей, выражаемый в количестве и качестве потребляемых благ и услуг. По сути дела, является аналогом понятия "качество жизни населения".
Качество жизни населения - комплексная характеристика удовлетворения материальных и культурных потребностей людей, сложившихся условий жизнедеятельности и свободного развития отдельного человека и общества в целом.
Императивный мандат - правило, согласно которому депутат представительного органа власти связан наказами избирателей и во всей своей деятельности ответственен перед ними.
Проект развития - разработанный план действий с финансовым обоснованием необходимых затрат.
3. Основные положения
3.1. Введение
Городская целевая программа "Развитие городских окраин" разработана согласно решению Пермской городской Думы от 21.09.99 N 102 "Об утверждении положения о порядке разработки и реализации городских целевых программ".
Программа направлена на комплексное решение наиболее острых проблем окраинных территорий города с целью повышения качества жизни населения.
Программа носит среднесрочный характер и рассчитана на период 2003-2005 годы.
Важными условиями реализации программы являются обеспечение информационного сопровождения, гласности проводимых программных мероприятий, участие в реализации программы органов территориального самоуправления и инициативных групп граждан, контроль со стороны депутатского корпуса в пределах сферы полномочий.
3.2. Характеристика проблемы
Состояние социально-экономической сферы современного города определяется теми моделями развития, которые реализовывались в нем в исторически-недавнем прошлом. Особенности развития города задавала специфика базового производства, вокруг которого он разворачивался. Все городские инфраструктуры, обеспечивающие жизнь людей, в рамках этой модели развития, обязательно привязывались к развитию базового производства. Производственная идеология была определяющей также в образовательном и культурном отношениях, оказываясь, таким образом, абсолютным центром социальной сферы.
В рамках индустриальной модели развития механизмы, обеспечивающие поддержание и развитие социальной сферы обеспечивались базовым производством и государственным участием. Сегодня централизованное государственное участие резко ослабло, а предприятия резко сбрасывают свой "социально-бытовой сектор" как несоответствующий основному характеру их деятельности в условиях открытого рынка. Городские власти не имеют ни средств, необходимых для его поддержания, ни управленческих технологий, соответствующих сегодняшним реалиям. Кроме того, город как "зеркало" отражает общеэкономическое состояние России.
Отсюда множество проблем - от динамики и структуры населения до развития городских коммунальных служб, благоустройства и озеленения, т.е. предметов ведения местного самоуправления. Наиболее значимые общегородские проблемы решаются через отраслевые или комплексные городские целевые программы.
Социально-экономической ситуации в разрезе районов (и микрорайонов) присущи те же проблемы, что и городу в целом. Однако исторически сложившиеся особенности территориально-отраслевой структуры города, специфика их социально экономического развития обусловили территориальную дифференциацию интенсивности проявления этих проблем. Отсюда, проблемы не приоритетные для города в целом, а, следовательно, в условиях бюджетного дефицита решаемые далеко не в первую очередь, для отдельных районов (или микрорайонов) выходят на первый план. Зачастую они в значительной степени обусловлены окраинным положением данных территорий. Раньше их решение было возможным за счет средств внебюджетных районных фондов, которые были ликвидированы в связи с изменением налогового законодательства.
Свидетельством же наличия таких проблем служат как данные социально-экономического мониторинга, так и жалобы, предложения и обращения населения в различные инстанции и в первую очередь к депутатам, поскольку именно они представляют интересы своих избирателей, находятся ближе к последним, несут ответственность за свою деятельность перед представляемыми ими гражданами.
Наивысшей формой ответственности является отзыв соответствующего выборного лица (в соответствии с п. "и" ст. 3 закона Пермской области от 22.12.95 N 362-60 "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Пермской области"). В течение длительного времени в отечественной юридической литературе право отзыва депутатов избирателями связывалось исключительно с императивным мандатом, предполагающим строгое следование наказам избирателей. Однако, как представляется, право отзыва выборного должностного лица вытекает из существа представительства. Ведь представляемый всегда в праве сменить своего представителя, если последний не оправдал доверия. При этом не так уж важно, получил ли представитель какие либо специальные наказы от избирателей, или граждане передали ему те или иные полномочия, выразив свою волю в самой общей форме. Таким образом, если выборное лицо после избрания поступает вопреки тому, что провозглашалось в ходе предвыборной программы, то доверие избирателей, скорее всего, будет утрачено, что отрицательно скажется как на авторитете власти, государства, так и на стабильности местного самоуправления. Участие же депутатов в решении локальных социальных проблем тех окраинных территорий, которые входят в их избирательные округа, повышает эффективность деятельности местного самоуправления.
представители,
методические
/-------------\ долументы /--------------\
/-----------------| Городская |---------------------\ | Пермская |
| |Администрация| | |городская Дума|
| \-------------/ | \--------------/
| отчет об |финансовые | |
| использовании | средства | представители |
|финансовых средств и | | /--------------/
| | | |
\--------------\ | | | представители,
| | представители, дополнительные
| методические /-----------------\ методические
/-------------\ долументы | Инициативная | долументы /----------\
| Районная |------------------------|группа во главе с|-------------------|Обществен-|
|Администрация|------------------------| депутатом (при |-------------------| ность |
\-------------/ отчет об | Администрации | отчет о \----------/
эффективности | района) | выполнении
проекта \-----------------/ проекта
|
проект, |
финансирование,|
контроль |
деятельности
/---------------------\
| Исполнитель проекта |
|(победитель конкурса)|
\---------------------/
Рис. 1. Схема организационной структуры
Таким образом, имеются проблемы, которые не носят общегородского характера, но, тем не менее, вызывают недовольство населения, т.к. отрицательно сказываются на качестве его жизни. В силу локальности, на них не всегда распространяется действие городских целевых программ. Решение этих проблем возможно через небольшие проекты развития городского пространства посредством объединения усилий органов местного самоуправления, районных Администраций, органов территориального общественного самоуправления (ОТОС), общественных организаций, жителей города, коммерческих организаций и предпринимателей при участии и контроле депутатского корпуса. В проекты должны включаться только мероприятия, не вошедшие в другие городские целевые программы.
Залогом эффективной по программе является ее квалифицированный менеджмент, поэтому целесообразно наличие специальной структуры (рис.1). Это могут быть, например, инициативные группы, создаваемые в пределах одного или нескольких окраинных микрорайонов из представителей районных Администраций, структурных подразделений городской Администрации, бизнеса и общественности при Администрации района. Во главе группы должен стоять депутат, как выборное лицо, призванное представлять интересы избирателей.
3.3. Основные цели и задачи программы
Основной целью программы является повышение качества жизни населения путем решения наиболее острых проблем городских окраин. Задачи программы определяются ее конечной целью и заключаются в следующем:
- основываясь на результатах комплексного анализа внутренних закономерностей, стартовых условий и исходных предпосылок, внешних факторов, влияющих на социально-экономическое развитие территорий разработать проекты, направленные на решение локальных проблем;
- сформировать механизм непосредственной реализации проектов и контроля этого процесса со стороны депутатов и жителей города;
- осуществить реализацию проектов, направленных на решение выявленных проблем.
3.4. Направления реализации программы
Реализация программы предусматривается по следующим направлениям:
1. Организационное и методическое обеспечение программы,
2. Разработка и реализация проектов,
3. Информационная поддержка проектов
По первому направлению необходимо:
* разработать нормативные документы, определяющие порядок
- распределения финансовых средств, направляемых на разработку и реализацию проектов из городского бюджета,
- привлечения средств из внебюджетных источников,
- формирования инициативных групп во главе с депутатами для определения наиболее актуальных проблем окраинных территорий в разрезе районов г. Перми,
* контроля выполнения проектов и оценки их эффективности;
* создать организационные структуры для разработки и реализации проектов. Второе направление включает в себя:
* определение наиболее актуальных проблем, требующих незамедлительного решения и не нашедших решения через другие городские целевые программы,
* разработку проектов на решение подобных проблем,
* определение исполнителя проекта на конкурсной основе,
* непосредственную реализацию проекта.
Третье направление предполагает взаимодействие со средствами массовой информации с целью освещения проектов, разработанных в рамках программы, формирования благоприятного общественного мнения по отношению к проводимым мероприятиям, поддержки общественных организаций и граждан города в решении локальных проблем отдельных городских территорий.
3.5. Сроки и этапы реализации программы
Реализация настоящей программы рассчитана на период 2002-2005 годы.
На первом этапе (2003 г.) предусматривается решение организационно-подготовительных задач.
На втором этапе (2004-2005 гг.) предусматривается реализация мероприятий по решению наиболее значимых проблем территорий в пределах избирательных округов.
Конкретизация, уточнение и корректировка программных мероприятий производится ежегодно на основании данных мониторинга и с учетом хода реализации программы.
Программные мероприятия на 2003 год:
Мероприятия | Сроки испол- нения |
Исполнители | Объемы финанси- рования, млн. руб. |
1. Организационно-методическое обеспечение | |||
1.1. Создание и отработка механизмов: - распределения финансовых средств, направляемых на разработку и реализацию проектов из городского бюджета; - привлечения средств из внебюджетных источников |
март | ДэиИ, отдел финансовой экспертизы ПГД |
- |
1.2. Разработка положения об инициативной группе |
март | ДэиИ, отдел анализа и контроля ПГД |
- |
1.3. Формирование инициативных групп по проблемным территориям |
март | Депутаты ПГД | - |
1.4. Разработка механизма контроля выполнения проектов и оценки их эффективности - выработка критериев оценки эффективности каждого конкретного проекта - организация мониторинга выполнения проектов - привлечение жителей и депутатов к текущему и завершающему контролю (практика круглых столов, депутатских или общественных слушаний) |
апрель | ДэиИ, отдел анализа и контроля ПГД |
- |
2. Создание механизма разработки и реализации проектов | |||
2.1. Анализ жалоб, предложений и обращений граждан и ранжирование их по степени важности для той или иной территории |
март | инициативная группа |
- |
2.2. Отбор наиболее актуальных проблем, требующих незамедлительного решения |
март | инициативная группа |
- |
2.3. Разработка проектов развития городских территорий (в разрезе районов и даже микрорайонов), ориентированных на решение выше названных проблем |
апрель- май |
инициативная группа |
|
2.4. Проведение конкурсов на размещение муниципального заказа по реализации проектов (при необходимости) |
май | районные Администрации |
|
2.5. Работа по реализации мероприятий проектов |
в течение года |
исполнитель- победитель конкурса |
12,0 |
3. Информационное обеспечение | |||
3.1. Информационное сопровождение и пропаганда проектов в СМИ |
в течение года |
пресс-служба городской Администрации и ПГД |
|
Итого | 12.0 |
4. Обеспечение и реализация программы
4.1. Правовое обеспечение
Правовой базой программы являются Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, закон Пермской области "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Пермской области", Устав города Перми и Регламент Пермской городской Думы.
4.2. Управление программой и механизм ее реализации
Муниципальный заказчик программы - Администрация города Перми размещает муниципальный заказ, готовит обоснования, соглашения, договоры и проводит необходимые мероприятия по их выполнению в соответствии с методической документацией, регламентирующей порядок реализации программы.
Межведомственную координацию и контроль реализации программных мероприятий осуществляет Управление экономики и инвестиций Администрации города Перми и Пермская городская Дума. Оперативное управление и координацию в ходе выполнения программы осуществляют инициативные группы по окраинным микрорайонам, города, в состав которых входят представители районной Администрации, подразделений городской Администрации, ОТОСов, общественности и других организаций. Общее руководство работой инициативной группы микрорайона осуществляет депутат, в чей избирательный округ входит данная территория.
Основным механизмом реализации программы является утверждение ежегодных планов выполнения программных мероприятий и заключение контрактов (договоров) с исполнителями проектов. Исполнители работ (услуг) определяются на конкурсной основе. Для этих целей руководитель программы совместно инициативными группами разрабатывает регламент проведения конкурсного отбора по проектам в зависимости от тематики.
Выделение средств из городского бюджета исполнителям работ в рамках мероприятий программы предполагается осуществлять на конкурсной основе.
Участие коммерческих и иных организаций, заинтересованных в выполнении мероприятий программы, осуществляется на основе отдельных соглашений, договоров, предусматривающих их долевое участие в финансировании этих работ.
Параллельно с этим осуществляется реализация мероприятий, позволяющих привлекать внебюджетные ресурсы и осуществлять финансирование программных мероприятий, снижая тем самым нагрузку на бюджет.
Ход выполнения проектов регулярно рассматривается на заседаниях инициативных групп, которые
- делают выводы о степени достижения цели;
- оценивают актуальность мероприятий;
- оценивают потребность в бюджетном финансировании;
- вносят предложения о необходимости корректировки проектов (при изменении внешних или внутренних условий) и административных документов, связанных с их реализацией.
Этим гарантируется постоянное обновление программы и стимулируется ее реализация.
Кроме того, ход выполнения программы, с учетом внесенных корректировок, рассматривается на заседании Пермской городской Думы по итогам очередного финансового года.
4.3. Ресурсное обеспечение программы
ГЦП "Развитие городских окраин" рассчитана на период 2003-2005 гг. и предусматривает детальную корректировку программных мероприятий на очередной год на базе результатов предыдущих лет.
Источниками финансового обеспечения программы являются средства бюджета города Перми и внебюджетные средства. Предполагаемые ежегодные объемы финансирования за счет средств городского бюджета могут быть определены после уточнения необходимых объемов работ.
4.4. Обеспечение выполнения программы
Реализация мероприятий программы обеспечивается путем координации совместных действий районных Администраций, структурных подразделений Администрации города Перми, и других заинтересованных структур.
Координацию действий осуществляют инициативные группы во главе с депутатами ПГД, Управление экономики и инвестиций Администрации города Перми и Пермская городская Дума.
5. Ожидаемый социально - экономический эффект от реализации
программных мероприятий
Реализация программы позволит:
- сформировать организационные и финансовые условия для решения локальных проблем городских территорий;
- привлечь не менее 10% от потребного объема средств из внебюджетных источников;
- привлечь самые широкие слои населения города к непосредственному участию в подготовке и реализации решений, направленных на увеличение собственных благ и рост потенциала района, а значит и города в целом;
- повысить степень социального согласия, укрепить авторитет исполнительной и представительной власти.
Оценочными индикаторами могут служить показатели количества жалоб и обращений граждан по тем проблемам, которые предполагается решать в рамках данной программы (в динамике).
<< Назад |
||
Содержание Решение Пермской городской Думы от 22 апреля 2003 г. N 35 "Об утверждении программы "Развитие городских окраин"... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.