Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Муниципальная целевая программа
"Развития малого и среднего предпринимательства в Добрянском муниципальном районе на 2009-2011 годы"
(утв. постановлением главы администрации Добрянского муниципального района от 14 мая 2009 г. N 451)
21 августа, 22 сентября, 28 октября 2009 г., 8 февраля 2010 г.
Постановлением Главы Администрации Добрянского муниципального района Пермского края от 8 февраля 2010 г. N 79 в раздел I внесены изменения
I. Паспорт Программы
Наименование Программы |
Муниципальная целевая Программа развития малого и среднего предпринимательства в Добрянском муниципальном районе на 2009-2011 годы (далее - Программа) |
Основание разработки Программы |
Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", постановление главы администрации Добрянского муниципального района "Об утверждении порядка разработки, утверждения и реализации целевых программ" от 21.10.2008 N 1526 |
Заказчик Программы |
Администрация Добрянского муниципального района |
Основные разработчики Программы |
Отдел потребительского рынка администрации Добрянского муниципального района |
Исполнители мероприятий Программы |
Отдел потребительского рынка, управление финансов и казначейства, отдел сельского и лесного хозяйства, отдел социально-экономического планирования и прогнозирования, управление развития территории Добрянского муниципального района |
Участники Программы |
Администрация Добрянского муниципального района, администрации городских и сельских поселений Добрянского муниципального района, субъекты малого и среднего предпринимательства |
Задачи Программы |
- рост численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства и повышение конкурентоспособности данного сектора в экономическом потенциале Добрянского муниципального района; - расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам; - разработка мер по адресной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства; - повышение доли налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в бюджеты всех уровней; - формирование инфраструктуры, обеспечивающей доступность для субъектов малого и среднего предпринимательства необходимых в их деятельности ресурсов; - расширение информационно-консультационного поля в сфере предпринимательства; - реализация механизмов по поддержке малого и среднего предпринимательства на территории района |
Сроки и этапы реализации Программы |
2009-2011 годы |
Общая стоимость Программы с расшифровкой по годам и источникам финансирования |
Общий объем финансирования по Программе - 6182,219 тыс. рублей, в том числе: краевой бюджет - 3568,019 тыс. рублей; местный бюджет - 2614,2 тыс. рублей. По годам: 2009 г. - местный бюджет - 500,0 тыс. рублей; краевой бюджет - 3568,019 тыс. рублей; 2010 г. - местный бюджет - 1026,7 тыс. рублей; 2011 г. - местный бюджет - 1087,5 тыс. рублей. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Численность работающих на малых и средних предприятиях увеличится с 12817 до 13018 чел.; увеличение среднемесячной заработной платы на малых и средних предприятиях с 9348,0 до 11190,0 рублей; доля среднесписочной численности работников малых и средних предприятий в среднесписочной численности всех предприятий района увеличится с 81,0% до 82,3% увеличение доли налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в доход бюджета района от 3,4% до 3,7% |
Организация контроля за реализацией Программы |
Контроль за реализацией программы осуществляет администрация Добрянского муниципального района и Контрольно-счётная палата Добрянского муниципального района. |
II. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
1. Анализ текущего состояния малого и среднего предпринимательства в Добрянском муниципальном районе
Малое и среднее предпринимательство является важной составной частью современной картины экономики, с одной стороны - это специфический сектор экономики, создающий материальные блага при минимальном привлечении материальных, энергетических, природных ресурсов и максимальном использовании человеческого потенциала, а с другой - сфера самореализации и самообеспечения граждан, в пределах прав, предоставленных Конституцией Российской Федерации (ст. 34 Конституции Российской Федерации).
Малый и средний бизнес в связи с отсутствием серьезных финансовых резервов, является наиболее незащищенным сектором экономики от внешних воздействий. В то же время, он должен быть доступен для всех социальных слоев населения, безопасен и относительно прост при осуществлении хозяйственной деятельности. Исходя из социальной значимости малого и среднего предпринимательства, муниципальная политика в отношении данного сектора экономики должна быть, направлена на решение следующих задач:
- формирование благоприятных условий для обеспечения занятости и самозанятости населения на основе личной творческой и финансовой инициативы, как средства повышения материального благосостояния и возможности самореализации граждан;
- включение максимально широкого круга экономически активной части населения из различных социальных слоев общества, развитие правовой культуры и этики деловых отношений;
- увеличение числа мелких и средних собственников недвижимого имущества среди представителей малого и среднего бизнеса за счет приобретения муниципального имущества;
- привлечение частных инвестиций в реальный сектор экономики;
- увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от малых и средних предприятий.
В практической деятельности органов местного самоуправления по развитию малого и среднего предпринимательства можно выделить два основных направления:
1. Защита интересов малого и среднего предпринимательства.
2. Создание общих благоприятных условий для его развития.
Для реализации перечисленных направлений, необходимо разработать систему комплексной поддержки малого и среднего предпринимательства на уровне местного самоуправления, которая должна включать следующие обязательные элементы:
- необходимую нормативно-правовую базу, в том числе программу развития малого и среднего предпринимательства;
- развитую инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, обеспечивающую информационное, образовательное и консультационное сопровождение начинающих и действующих предпринимателей;
- обеспечение предпринимателям доступа к материальным и финансовым ресурсам, необходимым для создания и развития бизнеса;
- содействие в расширении рынков сбыта производимых товаров и услуг;
- надежную защиту прав и законных интересов предпринимателей;
- взаимодействие между бизнесом в лице объединений предпринимателей и власти;
- благоприятное отношение общества к предпринимательской деятельности.
Несмотря на это, приоритетные направления поддержки малого и среднего бизнеса необходимо определять исходя из сложившейся социально-экономической ситуации на территории Добрянского муниципального района, финансовых возможностей и учета основных приоритетов социально-экономического развития муниципального образования, определенных в Комплексной программе социально-экономического развития Добрянского муниципального района на период до 2015 года.
В малом предпринимательстве Добрянского муниципального района в настоящее время представлены практически все отрасли. Однако с момента зарождения предпринимательского движения и до сегодняшнего дня лидирующее место продолжает занимать отрасль торговли. Малый бизнес активно представлен и в сфере оказания услуг общественного питания, и бытового обслуживания населения, так как сфера торговли и общественного питания в связи с достаточно высокой оборачиваемостью капитала является наиболее востребованной.
В настоящее время в районе начинает развиваться производство строительных материалов с применением местного сырья, наблюдается значительный рост малых предприятий в таких сферах, как производство мебели, производство и установка оконных блоков из металлопластика, услуг автосервиса и такси. Большое значение придается развитию личных подсобных хозяйств, так как они являются дополнительным источником жизнеобеспечения сельского населения, и создают условия для его самообеспечения продуктами питания.
Однако достигнутый к настоящему времени уровень развития малого предпринимательства Добрянского муниципального района недостаточен для формирования высокоэффективной экономики. Малый бизнес в основном решает две задачи - обеспечение занятости и наполнение рынка товаров и услуг.
Лидирующее положение по предоставлению рабочих мест составляет торговля, в 2008 году: торговля - 3647 человек, транспорт - 886, строительство - 653, общественное питание - 457, с/х - 202. Средний уровень заработной платы за 2008 год в Добрянском муниципальном районе на малых и средних предприятиях составил - 9348 рублей (2007 - 7050 руб.). В торговле средний уровень заработной платы - 8329,0 руб., ЖКХ - 14419,0 руб., в с/х - 5296,0 руб.
Таблица 1 - Количество занятых,# в сфере малого и среднего предпринимательства на территории Добрянского муниципального района по отраслям:
Отрасль экономики |
На 1 января 2007 года |
На 1 января 2008 года |
На 1 января 2009 года |
||||||
Кол-во предприятий |
Из них кол-во индивидуальных предпринимателей |
Кол. раб. |
Кол-во предприятий |
Из них кол-во индивидуальных предпринимателей |
Кол. раб. |
Кол-во предприятий |
Из них кол-во индивидуальных предпринимателей |
Кол. раб. |
|
Сельское хозяйство |
4 |
3 |
187 |
5 |
6 |
202 |
18 |
13 |
202 |
Транспорт |
13 |
4 |
834 |
18 |
9 |
884 |
21 |
12 |
886 |
Строительство |
17 |
11 |
561 |
23 |
15 |
695 |
23 |
15 |
653 |
Изготовление мебели, столярных изделий |
5 |
3 |
103 |
6 |
4 |
120 |
7 |
4 |
127 |
Торговля |
402 |
267 |
3557 |
413 |
278 |
3644 |
424 |
285 |
3647 |
Общественное питание |
63 |
59 |
443 |
66 |
61 |
465 |
66 |
66 |
457 |
Бытовые услуги |
43 |
41 |
121 |
38 |
36 |
108 |
43 |
41 |
114 |
Юридические услуги |
8 |
8 |
9 |
9 |
9 |
11 |
9 |
9 |
11 |
Услуги автосервиса |
14 |
11 |
- |
16 |
13 |
- |
16 |
13 |
- |
Материально-техническое снабжение и сбыт |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Производство товаров народных промыслов |
6 |
6 |
6 |
7 |
7 |
8 |
6 |
6 |
7 |
Оценить ситуацию, характеризующую развитие малого и среднего предпринимательства на территории Добрянского муниципального района в полном объеме не представляется возможным, так как отсутствует полная статистическая информация о деятельности всех субъектов малого предпринимательства. Недостаточное качество статистических показателей, получаемых на основе выборочных обследований, с использованием постоянно меняющейся методики расчета, отсутствие статистического наблюдения за индивидуальными предпринимателями не позволяют составить представление о реальной сфере малого предпринимательства, и осложняет принятие эффективных решений.
Несмотря на трудности, с которыми сталкиваются субъекты малого и среднего предпринимательства, потребительский рынок активно развивается, наблюдается значительное увеличение темпов роста товарооборота. Розничный товарооборот на душу населения составил:
Таблица 2 - Розничный товарооборот на душу населения (по данным отдела статистики)
Каналы реализации |
2007 год (в тыс.руб.) |
2008 год (в тыс.руб.) |
- по всем каналам реализации, включая неорганизованный рынок |
30,5 тыс.руб. |
52,4 тыс.руб. |
- в общественном питании |
3,3 тыс.руб. |
4,2 тыс.руб. |
- в бытовом обслуживании |
8,7 тыс.руб. |
9,8 тыс.руб. |
Содействие развитию предпринимательства осуществляется через расширение возможностей доступа малых предприятий к участию в конкурсах, проводимых администрацией района по размещению муниципального заказа. Необходимо отметить, что в системе мер поддержки малого предпринимательства участие последних в выполнении муниципального заказа решает не одну, а целый комплекс экономических и социальных проблем. Прежде всего, это дает возможность, в пределах уже имеющихся бюджетных расходов, предоставить среде малого предпринимательства дополнительные ресурсы развития, стимулировать рост малого бизнеса.
За последние годы увеличилось количество торговых площадей. Обеспеченность ими на одну тысячу человек составляет в 2007 - 417 кв.м., в 2008 - 428 кв.м. Увеличение торговых площадей произошло за счет расширения стационарной торговой сети, расположенной в жилых домах. Росту объектов потребительского рынка, способствовала более упрощенная процедура оформления документов на недвижимость, т.е. перевод жилого в нежилое помещение, наличие имеющихся коммуникаций в жилых домах, удобство в "шаговой" доступности для потребителя. За последние 5 лет введено в эксплуатацию 45 магазинов, за данный период активно развивается аптечная сеть, количество аптек в настоящее время, увеличилось вдвое и составляет - 20, расширяется сфера оказания парикмахерских услуг, количество парикмахерских увеличилось на 10, общее количество - 14. В связи с расширением стационарной сети объектов потребительского рынка, становятся неактуальными такие торговые точки, как киоски, палатки и даже павильоны. За 2006-2008 год количество киосков снизилось с 81 до 55. Основной покупательский поток направлен в стационарные объекты, так как имеются явные преимущества обслуживания в магазинах, заключающиеся в повышении культуры торговли, расширения ассортиментного перечня, возможности доступной покупателю выкладки товарной массы, улучшении санитарно-технического и противоэпидемического состояния объектов.
Анализируя ситуацию на потребительском рынке Добрянского муниципального района, можно выделить как положительные, так и отрицательные стороны:
Положительные |
Отрицательные |
1. Наличие хорошо развитой стационарной розничной сети, увеличение торговых площадей |
1. Отток денежной массы в краевой центр |
2. Относительная близость и доступность к краевому центру с развитым оптовым звеном. |
2. Недостаток квалифицированных специалистов |
3. Увеличение доли доходов от малого бизнеса в доходах бюджета муниципального района |
3. Слабая информационная база по малому бизнесу |
4. Рост товарооборота |
4. Отсутствие координации между структурами власти и бизнеса |
5. Использование в торговых предприятиях прогрессивных форм и методов обслуживания |
5. Отсутствие бизнес-сообществ |
6. Расширение сферы предоставляемых населению услуг |
6. Несовершенство налоговой и отчетной базы, приводящее к напряженности в финансово-хозяйственной деятельности субъектов малого бизнеса |
Таким образом, необходимо отметить, что потенциал развития малого и среднего предпринимательства на территории Добрянского муниципального района довольно высокий, поэтому оказание содействия развития предпринимательской деятельности, является одним из приоритетов социально-экономического развития Добрянского муниципального района.#
2. Проблемы, сдерживающие развитие малого и среднего предпринимательства
Несмотря на положительную динамику развития малого предпринимательства в Добрянском муниципальном районе, существует ряд причин и факторов, сдерживающих развитие этого сектора экономики, среди которых необходимо отметить:
- недостаточные меры государственной и муниципальной поддержки;
- нестабильность законодательной базы, регулирующей деятельность данной сферы;
- нехватка квалифицированных кадров;
- недостаточное количество деловой информации по вопросам ведения предпринимательской деятельности, низкий уровень юридических, экономических знаний предпринимателей, необходимых для более эффективного развития бизнеса;
- недостаточность у начинающих предпринимателей необходимых материальных и финансовых ресурсов для организации и развития собственного дела;
- сложность и высокая стоимость процедур легализации предпринимательской деятельности, таких как регистрация, лицензирование, сертификация и прочие;
- дефицит помещений для осуществления предпринимательской деятельности.
Наиболее эффективным методом решения указанных выше проблем, является программно-целевой метод, который основывается на поэтапных разработках мероприятий для каждой из поставленных задач.
Постановлением Главы администрации Добрянского муниципального района Пермского края от 21 августа 2009 г. N 895 в раздел III внесены изменения
III. Основные цели и задачи Программы
Основными целями Программы является рост численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, с одновременным увеличением количества рабочих мест и организацией незанятого населения в сфере предпринимательской деятельности, увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Достижение указанных целей обеспечивается решением следующих задач:
развитие системы финансовой и имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
развитие предпринимательства среди граждан, оставшихся без работы;
увеличение количества рабочих мест;
формирование инфраструктуры, обеспечивающей доступность к ресурсам, необходимым для деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;
совершенствование правовых, экономических и организационных условий для развития малого и среднего предпринимательства;
содействие повышению уровня квалификации кадрового состава субъектов малого и среднего предпринимательства;
разработка системы получения субъектам# малого и среднего предпринимательства организационной, методической, консультационной и информационной поддержки по вопросу ведения бизнеса;
увеличение налоговых поступлений от бизнеса в бюджеты всех уровней;
содействие дальнейшему укреплению социального статуса и повышение имиджа предпринимательства.
Программные мероприятия предусматривают определение приоритетных для района направлений развития и видов деятельности субъектам# малого и среднего предпринимательства, которые служат удовлетворению жизненно важных потребностей для жителей района, таких как:
- общественное питание;
- сельское хозяйство;
- ремесленная деятельность;
- сфера бытовых услуг;
- социальная сфера;
- туризм;
- торговля.
IV. Перечень мероприятий и финансовых затрат на их реализацию на 2009-2011 годы
Перечень мероприятий Программы "Развития малого и среднего предпринимательства в Добрянском муниципальном районе на 2009-2011 годы", указан в приложении 2.
V. Порядок рассмотрения обращений об оказании поддержки
Субъекты малого и среднего предпринимательства, претендующие на оказание им поддержки в формах, предусмотренных настоящей Программой, обращаются в отдел потребительского рынка администрации Добрянского муниципального района.
Сроки рассмотрения обращений субъектов малого и среднего предпринимательства об оказании поддержки не должны составлять более 30 дней.
В исключительных случаях, а также в случае необходимости запроса дополнительных материалов и документов срок рассмотрения обращения может быть продлен не более чем на 30 дней, с обязательным уведомлением субъекта малого и среднего предпринимательства, направившего обращение, о продлении срока рассмотрения.
Субъект малого и среднего предпринимательства должен быть проинформирован о решении, принятом по его обращению, в течение пяти дней со дня принятия решения.
Критерии отбора проектов по пунктам 1.1, 1.2., 1.3. перечня мероприятий, определяются отдельными нормативно-правовыми актами администрации Добрянского муниципального района.
Постановлением Главы Администрации Добрянского муниципального района Пермского края от 8 февраля 2010 г. N 79 раздел VI изложен в новой редакции
VI. Ресурсное обеспечение
Общий объем финансирования по Программе - 6182,219 тыс. рублей, в том числе:
краевой бюджет - 3568,019 тыс. рублей;
местный бюджет - 2614,2 тыс. рублей.
По годам:
2009 г. - местный бюджет - 500,0 тыс. рублей;
краевой бюджет - 3568,019 тыс. рублей;
2010 г. - местный бюджет - 1026,7 тыс. рублей;
2011 г. - местный бюджет - 1087,5 тыс. рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.