Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Пермского края
от 23 сентября 2009 г. N 651-п
"Программа
дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Пермского края в 2009 году
(утв. постановлением Правительства Пермского края)
I. Паспорт Программы
Наименование Программы |
Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Пермского края в 2009 году (далее - Программа) |
Наименование уполномоченного органа исполнительной власти Пермского края |
Агентство по занятости населения Пермского края |
Основание для разработки Программы |
Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. N 1089 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" |
Участники Программы |
Исполнительные органы государственной власти Пермского края, органы местного самоуправления Пермского края, организации Пермского края, работники организаций, находящиеся под риском увольнения, незанятое население, безработные |
Срок реализации Программы |
2009 год |
Этапы Программы |
1 этап - февраль - апрель 2009 г. - подготовка к реализации мероприятий Программы; 2 этап - май - декабрь 2009 г. - реализация мероприятий Программы |
Цель Программы |
Снижение негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждение роста безработицы |
Задачи Программы |
1. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения. 2. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест. 3. Развитие территориальной трудовой мобильности населения Пермского края |
Основные мероприятия Программы |
1. Опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников). 2. Организация общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения. 3. Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан. 4. Оказание адресной поддержки гражданам, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, в том числе создаваемых в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования Программы в 2009 году - 941,38 млн. рублей, в том числе: субсидия федерального бюджета - 859,24 млн. рублей; средства бюджета Пермского края - 82,14 млн. рублей |
Целевой показатель Программы |
Сдерживание зарегистрированной безработицы на уровне 3,0% (к численности экономически активного населения края) на конец 2009 года |
Показатели результативности Программы |
1. Прохождение профессиональной переподготовки (повышения квалификации, обучения новой профессии, стажировки на новом рабочем месте) не менее 6,3 тысяч работников организаций, находящихся под риском увольнения. 2. Организация общественных работ и временного трудоустройства для 41,1 тысячи работников, находящихся под риском увольнения, незанятых и безработных граждан. 3. Организация малого предпринимательства и самозанятости не менее 1757 безработных граждан. 4. Оказание адресной финансовой поддержки не менее 100 жителям Пермского края, переехавшим в другую местность для замещения рабочих мест |
Система организации управления и контроль за исполнением Программы |
Управление реализацией Программы осуществляет Агентство по занятости населения Пермского края на основе постоянного взаимодействия с исполнителями мероприятий Программы согласно приложению 2 к Программе и Федеральной службой по труду и занятости. Агентство по занятости населения Пермского края ежеквартально, в срок до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в Федеральную службу по труду и занятости отчет о расходах субсидий из федерального бюджета краевому бюджету Пермского края на реализацию мер по поддержке рынка труда по форме, утверждаемой Минздравсоцразвития России. Контроль за ходом исполнения Программы осуществляет Правительство Пермского края |
II. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
2.1. Анализ текущей ситуации на рынке труда Пермского края
В IV квартале 2008 года и начале 2009 года на рынке труда Пермского края наметился целый ряд негативных тенденций, свидетельствующих об ухудшении экономической ситуации в организациях различных видов экономической деятельности.
2.1.1. Высвобождение работающих из экономики
В соответствии с уведомлениями, полученными государственными учреждениями центрами занятости населения городов и районов (далее - ГУ ЦЗН) от организаций Пермского края, в течение января - декабря 2008 года из организаций региона было высвобождено 13,8 тыс. работающих.
Начиная с октября 2008 года, организации резко усилили активность, связанную с сокращением штатов, реорганизацией или ликвидацией (на основании пунктов 1 и 2 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации).
Общая численность работников, получивших в течение января - июля 2009 года предупреждения о планируемом высвобождении, составляет 33,3 тыс.чел. (в 3,4 раза выше аналогичного периода 2008 г.), в том числе в Перми - 10,8 тыс.чел. (33% общих объемов высвобождений по краю), Чайковском - 2,0 тыс.чел., Березниках - 1,8 тыс.чел., Лысьве - 1,6 тыс.чел., Краснокамске - 1,5 тыс.чел., Чусовом - 1,3 тыс.чел. Рост объемов высвобождений по сравнению с предыдущим годом отмечен во всех муниципальных образованиях края, кроме Красновишерского муниципального района (рис. 1).
Рис. 1. Динамика высвобождений из экономики Пермского края в 2007-2009 годах
Наибольшая численность работников, получивших в течение 2009 года предупреждения о высвобождении, приходится на обрабатывающие производства (классы 15-37) - 13,2 тыс.чел./39,6%, из них класс 29 - "Производство машин и оборудования" - 3,3 тыс.чел., класс 31 - "Производство электрических машин и электрооборудования" - 2,5 тыс.чел., класс 27 - "Металлургическое производство" - 1,9 тыс.чел. По классам 40 - "Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды", 45 - "Строительство", 60 - "Деятельность сухопутного транспорта" объемы высвобождений превышают 1 тыс.чел.
2.1.2. Массовые высвобождения и неполная занятость
С октября 2008 года Агентством по занятости населения Пермского края (далее - Агентство) осуществляется ежемесячный мониторинг массовых увольнений и неполной занятости работников.
По состоянию на 01 августа 2009 года массовые высвобождения работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников, а также введение режимов неполного рабочего времени, временная приостановка работы (простое#) и предоставление работникам отпусков без сохранения заработной платы наблюдаются в 43-х муниципальных образованиях Пермского края (из 48-ми).
Показатели массовых высвобождений и неполной занятости, которая является основным фактором риска потери работы, наиболее интенсивно возрастали в начале года, однако в последние месяцы стабилизировались:
по состоянию на 01 августа 2009 года в краевой перечень организаций, заявивших о планируемом массовом высвобождении работников, а также о введении режимов неполного рабочего времени, временной приостановке работы (простое) и предоставлении работникам отпусков без сохранения заработной платы, входит 400 организаций с численностью работников 134,5 тыс.чел. - это 12% от численности занятого населения Пермского края. То есть процессы свертывания занятости не носят обвального характера;
в течение июля 17 предприятий города Перми вернулись в нормальный режим работы, среди них такие крупные, как Пермское отделение СвЖД (9 тыс. работающих), ОАО "Пермский моторный завод" (2,9 тыс. работающих);
всего за период проведения мониторинга из него исключено 71 предприятие в связи с нормализацией ситуации и снятием риска высвобождения работников;
численность работников, находящихся в простое по вине работодателя, также стабилизировалась и составляет 5,9 тыс.чел. (январь - 8,8 тыс.чел.), работающих неполное рабочее время - 42,6 тыс.чел. (апрель - 60,0 тыс.чел.), численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе администрации, - 772 чел.
2.1.3. Задолженность по выплате заработной платы
По данным организаций, сообщивших сведения о задолженности по заработной плате по состоянию на 01 января 2009 года, в целом по краю суммарная задолженность составляла 70,9 млн. рублей, к началу июля она возросла в 2,5 раза и составила 173,9 млн. рублей, в том числе в обрабатывающих производствах - 121,8 млн. рублей, в строительстве - 27,3 млн. рублей, в сельском хозяйстве и лесозаготовках - 17,0 млн. рублей.
Численность работников, перед которыми организации имеют просроченную задолженность по заработной плате, составила 12,5 тыс. человек.
2.1.4. Состояние регистрируемого рынка труда
В период с 2005 года по ноябрь 2008 года состояние регистрируемого рынка труда Пермского края было достаточно стабильным. Среднегодовая численность безработных, зарегистрированных в установленном порядке в органах службы занятости, колебалась в пределах 20-22 тыс. человек. Однако в декабре 2008 года произошел резкий скачок численности безработных (+6,9 тыс.чел.), который специалисты краевой службы занятости связывают, кроме нарастания кризисных явлений в экономике, с ростом привлекательности условий предоставления госуслуги по осуществлению социальных выплат безработным.
В начале 2009 года обострение ситуации на регистрируемом рынке труда региона продолжилось, однако в последние месяцы наметилась тенденция к сокращению численности зарегистрированных в органах службы занятости безработных. На 01 августа она составила 47,4 тыс.чел. - по сравнению с пиковым значением на конец апреля (49,9 тыс.чел.) это ниже на 2490 чел. (минус 4,9%) - рис. 2.
Уровень регистрируемой безработицы в регионе в последние месяцы сократился с 3,45 до 3,26%.
Рис. 2. Динамика показателей регистрируемой безработицы в Пермском крае в январе - июле 2009 года
Однако данная тенденция пока очень неустойчива и находится под сильным влиянием процессов в сфере высвобождения: в середине июля были зафиксированы недельные колебания численности безработных, вызванные обращением в органы службы занятости населения для постановки на учет граждан, уволенных из организаций в июне.
В конце 2008 года и в I квартале 2009 года в экономике Пермского края резко упал спрос на рабочую силу. Однако с апреля отмечено существенное увеличение количества заявленных работодателями вакансий, которое по итогам 1 полугодия превысило показатели прошлого года (64,2 тыс. вакансий и 62,5 тыс. вакансий соответственно). Это позволило добиться увеличения объемов трудоустройства при посредничестве службы занятости в 1 полугодии 2009 года по сравнению с показателями прошлого года (44,2 тыс.чел. и 42,2 тыс.чел. соответственно), по безработным они возросли более существенно (20,7 тыс.чел. и 14,8 тыс.чел. соответственно).
Удалось стабилизировать и ситуацию в моноэкономических поселениях края: на конец июля 2009 года уровень регистрируемой безработицы ни в одном из них не превышал критических значений (Березники - 0,8%, Соликамск - 1,7%, Александровск - 2,4%, Чусовой - 2,5%, пос. Майский - 1,8%, с. УстьКачка - 0,8%, с. Платошино - 3,1%, пос. Уральский - 8,1%).
2.2. Прогноз на 2009 год
2.2.1. Динамика спроса на рабочую силу
По оценкам департамента экономического развития Аппарата Правительства Пермского края, масштабы высвобождения работников по инициативе работодателей из экономики региона в 2009 году могут составить 40-50 тыс.чел. (2-3% от численности занятого населения), то есть окажутся в 3-4 раза выше сложившихся в последние годы объемов. Не меньший объем, то есть около 50 тыс. человек, составит сокращение численности работающих по другим причинам (увольнение по собственному желанию, расторжение контрактов по соглашению сторон и т.д.).
По отраслям экономики основной объем увольнений придется на обрабатывающие производства (20-30 тыс.чел.), торговлю (10-15 тыс.чел.), транспорт и связь (10-15 тыс.чел.), строительство (12 тыс.чел.).
По профессионально-квалификационным группам увольнения больше всего затронут административно-управленческий персонал, служащих (30-50% общей численности высвобожденных) и неквалифицированных рабочих (20-30%).
Вместе с тем, в результате реализации ряда федеральных, краевых и муниципальных программ и проектов в отдельных видах деятельности и территориях будет создано ориентировочно 16 тыс. рабочих мест, однако это количество не сможет компенсировать прогнозируемых масштабов снижения спроса на рабочую силу в результате кризисных явлений в экономике.
Прогнозный баланс движения численности занятого населения Пермского края в 2009 году по видам экономической деятельности приведен в приложении 1 к Программе.
В случае непринятия дополнительных мер по стимулированию и поддержке спроса экономики Пермского края на рабочую силу в 2009 году прогнозируется заметное ухудшение показателей занятости и общей безработицы (по методологии Международной организации труда (далее - МОТ) - среднегодовая численность занятых в экономике (эффективный спрос на рабочую силу) сократится до 1260-1240 тыс.чел., что соответствует уровню занятости менее 60%. Соответственно, общая численность безработных может возрасти до 140-160 тыс.чел., а уровень общей безработицы - до 10-12% к численности экономически активного населения (август 2008 г. - 109 тыс. человек и 7,5%, май 2009 г. - 145,3 тыс. человек и 10,4% соответственно).
2.2.2. Перспективы развития регистрируемого рынка труда
Деятельность краевой службы занятости населения по реализации переданных полномочий осуществляется на основе указа губернатора Пермского края от 25 июля 2007 г. N 55 "О целях, задачах и целевых показателях деятельности Правительства Пермского края на 2007-2010 годы", а также ведомственной целевой программы "Содействие занятости населения Пермского края на 2009-2011 годы", утвержденной приказом Агентства от 05 декабря 2008 г. N 126/1 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Содействие занятости населения Пермского края на 2009-2011 годы".
В соответствии с утвержденными целевыми показателями деятельности Агентства в рамках реализации переданных полномочий, финансируемых за счет субвенции федерального бюджета, на 2009 год планировалось:
обеспечить обращение в ГУ ЦЗН за содействием в поиске работы не менее 120 тыс.чел.;
оказать содействие в трудоустройстве не менее 90,0 тыс. ищущих работу граждан, в том числе по программам временной занятости - не менее 20,8 тыс.чел.;
направить на профессиональное обучение по профессиям, востребованным на рынке труда, не менее 6,2 тыс. безработных;
выдать предложения на оформление пенсии по возрасту досрочно - 1,0 тыс. безработных;
поддерживать численность зарегистрированных в установленном порядке безработных не более 24,0 тыс.чел. (в среднегодовом исчислении);
обеспечить поддержание регистрируемой безработицы в целом по краю на уровне 1,5-1,7%.
В целом за счет реализации переданных полномочий государственные услуги в сфере содействия занятости должны получить не менее 300 тысяч жителей Пермского края.
Однако в связи с неблагоприятным прогнозом развития ситуации в экономике и на рынке труда региона численность незанятых граждан, которые могут обратиться за получением государственных услуг в ГУ ЦЗН, может резко возрасти и составить от 200 до 250 тыс.чел. (рост в 2 раза по сравнению с 2008 г.), что на фоне выраженного ухудшения возможностей трудоустройства может вызвать стремительный рост численности безработных (до 50-70 тыс.чел. в среднемесячном исчислении) и уровня безработицы (до 3,5-5,0% к численности экономически активного населения (далее - ЭАН). В моноэкономических поселениях, отдаленных и депрессивных территориях уровень безработицы может достигать 20-30%, что влечет за собой угрозу серьезных социальных последствий.
2.3. Основные направления стабилизации ситуации на рынке труда
Для предотвращения негативного развития ситуации на рынке труда Пермского края, вызванного последствиями мирового финансового кризиса, необходимы взаимодействие и согласованность действий всех заинтересованных сторон, в том числе исполнительных органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления Пермского края, работодателей, осуществляющих свою деятельность на территории Пермского края (далее - работодатели). Инструментом налаживания взаимодействия, выработки общих подходов всех заинтересованных сторон к улучшению ситуации на рынке труда Пермского края является данная Программа. Необходимо принятие дополнительных мер, способствующих снижению напряженности на региональном и локальных рынках труда, по следующим направлениям:
повышение конкурентоспособности на рынке труда работников организаций, находящихся под риском увольнения. Опережающее обучение по профессиям, востребованным на рынке труда, будет способствовать занятости работников как в своей организации (по новой профессии или после повышения квалификации по имеющейся профессии (специальности), так и в других организациях по месту проживания или с переездом в другую местность;
стимулирование сохранения и создания рабочих мест. Развитие предпринимательских инициатив безработных граждан будет направлено на расширение сфер занятости за счет малого бизнеса. Организация общественных работ и других видов временной занятости для работников, находящихся под риском увольнения, будет способствовать сохранению кадрового состава организаций. Кроме того, в условиях ограничения возможностей трудоустройства в трудоизбыточных территориях необходимо создание временных рабочих мест для значительного количества проживающих в них длительно незанятых граждан;
развитие территориальной трудовой мобильности населения Пермского края. Перераспределение трудовых ресурсов из трудоизбыточных в трудонедостаточные территории Пермского края будет способствовать сохранению конкурентоспособного, квалифицированного кадрового потенциала Пермского края до периода устранения негативных экономических тенденций. В 2009 году кадровая потребность стратегических инвестиционных проектов Пермского края составляет не менее 5 тыс.чел., кадровая потребность инвестиционных проектов, реализуемых на уровне муниципальных образований, - 8-10 тыс.чел. В рамках реализации инвестиционных проектов существует острая потребность организаций в квалифицированных рабочих кадрах, в особенности по следующим профессиональным группам: станочники, наладчики, слесари-ремонтники, каменщики, монтажники, отделочники на строительных работах, сварщики, водители, машинисты подвижного оборудования, машинисты бульдозеров, машинисты экскаваторов, слесари-ремонтники, обработчики древесины, электромонтеры, а также специалисты инженерно-технического состава. В рамках создания новых прорывных продуктов в двигателестроении (ОАО "Пермский моторный завод", ОАО "Авиадвигатель") будут востребованы высококвалифицированные специалисты инженерного состава.
2.3.1. Регулирование трудовой миграции
Регулирование трудовой миграции может стать дополнительной мерой, обеспечивающей повышение занятости населения региона.
В 2008 году Пермскому краю определена квота на привлечение иностранных работников в размере 21151 чел., в том числе для визовых стран - 6663 чел., для безвизовых стран (СНГ) - 14488 чел.
По данным Управления Федеральной миграционной службы по Пермскому краю, в течение 2008 года получили разрешение на работу в регионе 19391 чел., выполнение квоты составило 91,7%, в том числе 2655 граждан из визовых стран (39,8% от квоты) и 16736 граждан из стран СНГ (115,5% квоты).
Таким образом, общие объемы привлечения в регион иностранной рабочей силы не превышают 1,5% от численности занятого населения Пермского края, то есть не оказывают существенного влияния на объем предложения рабочей силы.
Политика привлечения трудовых ресурсов в Пермском крае предполагает в 2009 году приоритетное использование труда отечественных работников. В целях сокращения численности привлекаемых иностранных работников органами службы занятости будет проводиться работа по замещению отечественными работниками рабочих мест, планируемых организациями для иностранной рабочей силы. Данная работа является адресной, учитывающей экономические и социальные последствия, особенности привлечения иностранной рабочей силы (страна происхождения, категория, квалификация иностранных работников, привлечение инвестиций и др.).
С учетом сложившейся ситуации на рынке труда Пермского края планируется дополнительное снижение на 38% (с 28,9 тыс.чел. до 18,0 тыс.чел.) объема привлечения иностранной рабочей силы в первую очередь за счет снижения использования иностранных работников в строительстве и лесозаготовках.
2.3.2. Угрозы и риски
Вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода при решении вопросов улучшения ситуации на рынке труда могут стать:
несистемное решение стоящих задач в области занятости, нескоординированные усилия исполнительных органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления Пермского края;
неэффективное расходование средств бюджетов всех уровней бюджетной системы, привлечение незначительных средств из внебюджетных источников для решения проблем с занятостью высвобождаемых и находящихся под риском увольнения работников;
рост напряженности на рынке труда Пермского края.
Вместе с тем на процесс реализации Программы могут повлиять внешние факторы:
изменение законодательства, осложняющее ситуацию в сфере занятости населения и на отраслевых рынках труда;
бюджетное недофинансирование разработанной Программы.
III. Цель и задачи Программы
Целью Программы является снижение негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждение роста безработицы.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3.2. Для реализации указанной цели предусмотрено решение следующих задач:
3.2.1. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения.
3.2.2. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест.
3.2.3. Развитие территориальной трудовой мобильности населения.
IV. Сроки и этапы реализации Программы
4.1. Срок реализации Программы: 2009 год
4.2. Реализация Программы будет осуществляться в 2 этапа:
1 этап - февраль - апрель 2009 года - подготовка к реализации мероприятий Программы. В этот период будут разработаны и утверждены предусмотренные Программой нормативные правовые акты, информационная кампания с привлечением региональных СМИ, обучение исполнителей Программы.
2 этап - май - декабрь 2009 года - реализация мероприятий Программы.
V. Система мероприятий Программы
Система мероприятий приведена в приложении 2 к Программе.
5.1. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников организаций, находящихся под риском увольнения
В рамках данной задачи предполагается организация опережающего обучения работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников).
Участниками мероприятия будут являться:
организации, вошедшие в мониторинг массовых высвобождений и выразившие готовность переобучить высвобождаемых работников под имеющиеся вакансии;
организации - потенциальные работодатели, предполагающие увеличить спрос на рабочую силу под создаваемые рабочие места и указанные в приложении 1 к Программе;
организации, отказавшиеся от привлечения иностранных трудовых мигрантов и готовые заместить возникшие в связи с этим вакансии национальными кадрами.
Перечень организаций, в которых будет реализовываться опережающее обучение работников, направления и объемы профессионального обучения и последующего трудоустройства в разрезе профессий, а также учебные заведения - потенциальные участники мероприятия приведены в приложении 3 и приложении 9 к Программе.
5.2. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест
В рамках данной задачи предусмотрены мероприятия:
5.2.1. Организация общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения.
Общественные работы и временное трудоустройство будут организованы в организациях и на социально значимых объектах муниципальных образований Пермского края. Приоритетными категориями участников будут:
работники включенных в мониторинг организаций, находящиеся под риском увольнения;
незанятые и безработные граждане, проживающие в моноэкономических и трудоизбыточных территориях;
выпускники образовательных учреждений системы профессионального образования, испытывающие трудности в поиске работы.
Приоритетными направлениями общественных работ и временного трудоустройства будут являться благоустройство и озеленение населенных пунктов, ремонт жилья и социальных объектов, содержание и ремонт автомобильных дорог, социальное обслуживание населения Пермского края. Виды общественных работ утверждаются правовым актом органа местного самоуправления (городского округа). Бюджетные учреждения муниципальных образований могут принимать участие в реализации мероприятия в пределах доведенных им в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств. Федеральным бюджетным учреждениям средства на реализацию мероприятий программы перечисляются в порядке, установленном для средств приносящей доход деятельности.
Перечень организаций, которые могут участвовать в реализации мероприятия "Организация общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан# ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников под угрозой массового увольнения" (далее - мероприятие), определен в соответствии с приложением 4 к Программе. Иные организации, не входящие в данный перечень, могут участвовать в реализации мероприятия с последующим внесением в него соответствующих изменений.
Перечень муниципальных образований Пермского края, участвующих в мероприятии, определен в соответствии с приложением 4.1 к Программе.
5.2.2. Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.
Мероприятие предусматривает оказание участникам организационной и финансовой поддержки при организации собственного дела. Численность участников мероприятия по муниципальным образованиям Пермского края приведена в приложении 5 к Программе и установлена с учетом уровня безработицы, численности увольняемых работников в связи с ликвидацией или сокращением, рейтинга территорий Пермского края по уровню развития и поддержки малого бизнеса (предпринимательский потенциал, качество мер поддержки).
Основными направлениями деятельности потенциальных участников мероприятия будут являться:
производство товарной сельхозпродукции;
переработка сельхозпродукции и продукции лесопользования;
оказание услуг.
5.3. Развитие территориальной трудовой мобильности населения
В рамках данной задачи предусмотрена реализация мероприятия "Оказание адресной поддержки гражданам, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, в том числе создаваемых в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов", предполагающего трудоустройство на работу постоянного и временного характера. Основными работодателями для граждан, согласившихся на трудоустройство с переездом в другую местность, будут являться организации, реализующие инвестиционные проекты на территории края и указанные в приложении 1 к Программе. Также к реализации мероприятий программы будут привлечены подрядные организации, выигравшие необходимые тендеры на участие в реализации инвестиционных проектов. Численность участников мероприятия по муниципальным образованиям Пермского края и направления их переезда приведены в приложении 6 к Программе.
VI. Механизм реализации мероприятий Программы и контроль за ходом ее выполнения
Уполномоченным органом исполнительной власти на территории Пермского края, ответственным за реализацию мероприятий Программы, является Агентство.
Параметры мероприятий Программы (перечень организаций, численность и профессиональный состав участников по организациям и муниципальным образованиям, объемы, направления и виды работ) могут корректироваться в зависимости от экономической ситуации в организациях и изменения ситуации на рынке труда муниципальных образований Пермского края.
Финансовое обеспечение мероприятий Программы, направленных на снижение напряженности на рынке труда, осуществляется в пределах выделенных субсидий из федерального бюджета, перечисленных в бюджет Пермского края на лицевой счет администратора доходов - Агентства. Порядок определения и корректировки параметров мероприятий Программы, а также расходования средств (распределение и перераспределение средств между организациями) на их реализацию устанавливает Правительство Пермского края.
Объем расходов бюджета Пермского края (далее - средства бюджета Пермского края) на реализацию мероприятий Программы утвержден Законом Пермского края от 26 февраля 2009 г. N 394-ПК "О внесении изменений и дополнений в Закон Пермского края от 23 декабря 2008 г. N 374-ПК "О бюджете Пермского края на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" и состоит из средств, получаемых бюджетом Пермского края из федерального бюджета в виде субсидии в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года N 1089 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" и средств бюджета Пермского края.
Средства бюджета Пермского края предоставляются в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в сводной бюджетной росписи бюджета Пермского края, главному распорядителю средств бюджета Пермского края - Агентству.
Реализация мероприятия "Опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников)" осуществляется на основании договоров, заключенных между ГУ ЦЗН и работодателями. Обучение проводится на базе образовательных учреждений, выбранных работодателями, на основании договоров между ними.
Получателями средств бюджета Пермского края и ответственными за реализацию мероприятия являются ГУ ЦЗН Пермского края.
Расходование средств бюджета Пермского края производится на основании договоров, заключаемых между ГУ ЦЗН и работодателями, в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных главным распорядителем средств Пермского края - Агентством.
Отбор работодателей для проведения опережающего обучения работников осуществляется межведомственной комиссией, созданной при Агентстве, по критериям, утверждаемым Правительством Пермского края, по мере поступления заявок работодателей на проведение опережающего обучения.
В смету затрат на опережающее профессиональное обучение, представляемую работодателем, включаются затраты, связанные непосредственно с опережающим профессиональным обучением (образовательными услугами), в том числе:
оплата труда педагогических работников образовательных учреждений, специалистов организаций, непосредственно осуществляющих теоретическое и производственное обучение, исходя из количества часов, определяемых образовательными программами;
оплата труда членов квалификационных комиссий по аттестации граждан, завершивших профессиональное обучение;
расходы на аренду необходимых для проведения опережающего профессионального обучения учебно-производственных площадей, приобретение оборудования, других материальных ресурсов.
Возмещение затрат работодателя на опережающее профессиональное обучение работников производится в размере фактически произведенных расходов в соответствии с договором на опережающее профессиональное обучение между работодателем и учебным заведением.
Для возмещения затрат работодатель представляет в ГУ ЦЗН утвержденный постановлением Правительства Пермского края пакет документов. Предусматривается возможность возмещения затрат на промежуточных этапах обучения за фактически выполненную работу.
Реализация мероприятия "Организация общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения" осуществляется путем создания:
временных рабочих мест для организации общественных работ для безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения, на основании договоров, заключенных между органом местного самоуправления Пермского края и работодателем, создающим временные рабочие места;
временных рабочих мест для организации временного трудоустройства безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения, на основании договоров, заключенных между ГУ ЦЗН Пермского края и работодателем, создающим временные рабочие места;
временных рабочих мест для организации стажировки для безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения на основании договоров, заключенных между ГУ ЦЗН Пермского края и работодателем, создающим временные рабочие места.
Средства на реализацию мероприятий Программы выделяются на основании предложений, разработанных органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов и ГУ ЦЗН Пермского края, включая перечень организаций, численность участников мероприятий, объемы и виды работ.
Получателями средств бюджета Пермского края в виде субсидии на организацию общественных работ для безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения, и ответственными за реализацию мероприятия являются муниципальные районы (городские округа) Пермского края.
Распределение бюджетных ассигнований, передаваемых бюджетам муниципальных районов (городских округов) Пермского края в виде субсидий на реализацию общественных работ, утверждено в приложении 4.1 к Программе.
Субсидия в объеме средств бюджета Пермского края, предусмотренных на реализацию общественных работ, перечисляется муниципальным районам (городским округам) Пермского края в соответствии со сводной бюджетной росписью бюджета Пермского края, кассовым планом и в пределах лимитов бюджетных обязательств одновременно с субсидией из средств федерального бюджета.
Решение о выделении и перераспределении средств работодателям, организующим общественные работы, принимается органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Пермского края.
Субсидии бюджетам муниципальных районов (городских округов) Пермского края из бюджета Пермского края органами местного самоуправления (городских округов) Пермского края расходуются в соответствии с их целевым назначением и не могут быть направлены на другие цели.
Мероприятие по организации временного трудоустройства проводится для безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения.
Стажировка в целях приобретения опыта работы (далее - стажировка) организуется для выпускников образовательных учреждений всех уровней (высшего, среднего, начального, а также дополнительного профессионального образования) (далее - выпускники) с целью приобретения ими практического опыта работы, а также освоения новых технологий, форм и методов организации труда непосредственно на рабочем месте.
Временное трудоустройство, стажировка проводятся в организациях различных организационно-правовых форм.
Временное трудоустройство проводится на специально созданных и (или) выделенных работодателем рабочих местах временного характера.
Стажировка выпускников организуется как производственная (трудовая) деятельность ее участников на специально созданных или выделенных работодателем рабочих местах по полученной квалификации (профессии, специальности), а также иным родственным по содержанию работ направлениям профессиональной подготовки.
Распределение бюджетных средств ГУ ЦЗН на временное трудоустройство, стажировку, а также их перераспределение в случае изменения ситуации на рынке труда осуществляются Агентством по предложению межведомственной комиссии (далее - Комиссия), состав которой утверждается приказом Агентства.
Комиссия рассматривает представленные ГУ ЦЗН заявки по мере их поступления, но не реже одного раза в месяц.
При положительном заключении Комиссии Агентство вносит изменение в бюджетную роспись и доводит бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств ГУ ЦЗН.
Средства предоставляются на частичное возмещение затрат работодателя на заработную плату при проведении временного трудоустройства, стажировки.
Размер средств, предоставляемых на частичное возмещение затрат работодателя на заработную плату при проведении временного трудоустройства, стажировки, на одного участника в месяц определяется исходя из минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации, увеличенного на размер районного коэффициента и начислений на фонд оплаты труда.
Реализация мероприятия "Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан" осуществляется на основании договоров, заключенных между ГУ ЦЗН и безработным гражданином. Субсидии безработным гражданам выделяются при условии положительной оценки бизнес-плана и регистрации предпринимательской деятельности.
При реализации мероприятия оказывается поддержка в виде предоставления субсидий из федерального бюджета или субсидий из средств бюджета Пермского края на создание собственного дела - денежных средств, предоставляемых на безвозмездной и безвозвратной основе на расходы, связанные с началом предпринимательской деятельности.
Получателями средств бюджета Пермского края и ответственными за реализацию мероприятия "Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан" являются ГУ ЦЗН.
Расходование средств бюджета Пермского края осуществляется на основании договора, заключаемого между ГУ ЦЗН и безработным гражданином. Перечисление денежных средств гражданину осуществляется ГУ ЦЗН на основании заключенного договора между ГУ ЦЗН и безработным гражданином на лицевой счет гражданина, открытый им в кредитной организации.
Реализация мероприятия "Оказание адресной поддержки гражданам, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, в том числе создаваемых в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов" осуществляется на основании договоров, заключенных между ГУ ЦЗН, гражданином и работодателем.
При реализации мероприятия возмещаются расходы гражданина, связанные с переездом на работу в другую местность по направлению ГУ ЦЗН.
Получателями средств бюджета Пермского края и ответственными за реализацию мероприятия являются ГУ ЦЗН.
Учет операций по кассовым расходам ГУ ЦЗН, источником финансового обеспечения которых являются средства бюджета Пермского края, производится на лицевых счетах получателей средств бюджета Пермского края, открытых в Министерстве финансов Пермского края.
Расходование средств бюджета Пермского края по данному мероприятию производится на основании договоров. Для возмещения расходов по переезду гражданин представляет в ГУ ЦЗН по новому месту работы или по месту постоянного места жительства пакет документов, утверждаемый Правительством Пермского края.
Перечисление денежных средств гражданину осуществляется ГУ ЦЗН в установленном порядке на счета по вкладам, открытые в кредитных организациях по новому месту работы или по месту постоянного жительства.
Общий контроль за исполнением Программы осуществляет Правительство Пермского края.
Агентство осуществляет:
организацию выполнения мероприятий Программы за счет финансирования из федерального бюджета и бюджета Пермского края;
подготовку информации для Правительства Пермского края о выполнении Программы;
подготовку предложений по корректировке Программы;
совершенствование механизма реализации Программы;
контроль за эффективным и целевым использованием средств, выделяемых на реализацию Программы, своевременным выполнением в полном объеме основных мероприятий Программы.
Агентство ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в Федеральную службу по труду и занятости отчет о расходах консолидированного бюджета Пермского края, источником финансового обеспечения которого являются субсидии, по форме, утвержденной Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
VII. Финансирование мероприятий Программы
Источниками финансирования мероприятий Программы являются средства федерального бюджета, выделенные в виде субсидии Пермскому краю на реализацию мероприятий, организуемых вне рамок переданных полномочий в области содействия занятости населения, средства бюджета Пермского края.
Общий объем финансирования Программы в 2009 году составит 941,38 млн. рублей, в том числе:
субсидия федерального бюджета - 859,24 млн. рублей (91,3% от общего объема финансирования);
средства бюджета Пермского края - 82,14 млн. рублей (8,7% от общего объема финансирования).
Распределение объемов финансирования по мероприятиям Программы приведено в приложении 7 к Программе, финансово-экономическое обоснование объемов финансирования и расчет затрат по отдельным мероприятиям - в приложении 8 к Программе.
В зависимости от изменения ситуации на рынке труда возможны перераспределение показателей численности участников в разрезе мероприятий и соответствующая корректировка объемов финансирования по мероприятиям в пределах общих объемов финансирования Программы.
VIII. Оценка эффективности реализации Программы
Реализация мероприятий Программы будет способствовать расширению возможностей занятости работников, находящихся под риском увольнения, ищущих работу и безработных граждан за счет трудоустройства на работу постоянного и временного характера, повышения уровня профессиональной компетентности и востребованности на рынке труда, развития малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.
В результате реализации Программы будет обеспечена занятость:
после прохождения профессионального обучения - не менее 5,4 тыс.чел.;
в рамках общественных работ и временного трудоустройства - не менее 41,1 тыс.чел.;
в результате переезда в другую местность для замещения рабочих мест - не менее 100 чел.;
в сфере малого бизнеса и самозанятости - не менее 1757 чел.
Реализация дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда в рамках Программы позволит поддержать уровень занятости населения и сдержать рост безработицы в регионе (таблица 1).
Таблица 1
Макроэкономические показатели социально-экономической эффективности Программы
Показатели |
2008 год (факт) |
2009 год (прогноз - средний вариант) |
||
В случае непринятия Программы |
В результате реализации Программы |
Отклонение (гр. 4-гр. 3) |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Численность экономически активного населения, тыс.чел. |
1451 |
1400* |
1400* |
0 |
Численность занятого населения, тыс.чел. |
1342 |
1250 |
1280 |
+30 |
Уровень занятости населения, % к трудовому потенциалу |
62,9 |
59,4 |
62,6 |
+3,2пп |
Общая численность безработных (по МОТ), тыс.чел. |
109 |
150 |
120 |
-30 |
Уровень общей безработицы, % к ЭАН |
7,5 |
10,7 |
8,6 |
-2,1пп |
Численность безработных, зарегистрированных в ГУ ЦЗН, тыс.чел. (в среднем за год). Справочно: на начало - 29,1 тыс.чел. на конец (прогноз) - 42,0 тыс.чел. |
24,9 |
60,0 |
35,6 |
-24,4 |
Уровень регистрируемой безработицы, % к ЭАН (в среднем за год). Справочно: на начало - 2,1% на конец (прогноз) - 3,0% |
1,7 |
4,3 |
3,0 |
-1,3пп |
------------------------------
*Росстат, май 2009.
В соответствии с целевой установкой Программы численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения, в среднем за год составит 35,6 тыс.чел. К концу 2009 года в целом по Пермскому краю численность зарегистрированных безработных предполагается стабилизировать в пределах 42 тыс.чел., что соответствует уровню регистрируемой безработицы 3,0% к численности экономически активного населения Пермского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.