Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказом Министерства социального развития Пермского края от 31 декабря 2010 г. N СЭД-33-01-01-385 настоящий приказ дополнен приложением 12
Приложение 12
к приказу Министерства социального развития
Пермского края
от 7 сентября 2010 г. N СЭД-33-01-01-254
Государственный стандарт
социального обслуживания населения Пермского края "Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения"
1. Область применения
Настоящий стандарт распространяется на социальные услуги, предоставляемые населению учреждениями социального обслуживания (далее - учреждения), и устанавливает основные положения, определяющие качество социальных услуг.
2. Качество социальных услуг
2.1. Основные факторы, определяющие качество социальных услуг
Основными факторами, влияющими на качество социальных услуг, предоставляемых населению учреждениями, являются:
наличие и состояние документов, в соответствии с которыми функционирует учреждение (далее - документы);
условия размещения учреждения;
укомплектованность учреждения специалистами и их квалификация;
специальное и табельное техническое оснащение учреждения (оборудование, приборы, аппаратура и т.д.);
состояние информации об учреждении, порядке и правилах предоставления услуг клиентам социальной службы (далее - клиенты);
наличие собственной и внешней систем (служб) контроля за деятельностью учреждения.
2.1.1. Документы, в соответствии с которыми функционирует учреждение
В состав документов должны входить:
положение (устав) об учреждении;
руководства, правила, инструкции, методики работы с клиентами и собственной деятельности;
эксплуатационные документы на оборудование, приборы и аппаратуру;
государственные стандарты социального обслуживания населения.
2.1.1.1. Положение об учреждении должно включать в себя следующие сведения:
предназначение учреждения;
порядок его формирования, деятельности, реорганизации и ликвидации;
источники финансирования;
юридический статус (организационно-правовая форма и форма собственности);
ведомственная принадлежность и подчиненность;
штатное расписание, правила внутреннего распорядка;
порядок принятия (зачисления) клиентов на обслуживание и снятие с него;
основные задачи деятельности, категории обслуживаемых лиц;
структурные подразделения, основные направления их деятельности, объем и порядок предоставления ими услуг в соответствии с государственными стандартами социального обслуживания населения.
2.1.1.2. Руководства, правила, инструкции, методики должны регламентировать процесс предоставления услуг, определять методы (способы) их предоставления и контроля, а также предусматривать меры совершенствования работы учреждения.
2.1.1.3. Эксплуатационные документы на имеющиеся в учреждении оборудование, приборы и аппаратуру должны способствовать обеспечению их нормальной и безопасной эксплуатации, обслуживания и поддержания в работоспособном состоянии.
2.1.1.4. Государственные стандарты социального обслуживания населения Пермского края, а также национальные стандарты социального обслуживания населения в Российской Федерации должны составлять нормативную основу практической работы учреждения в избранной области социального обслуживания населения.
2.1.1.5. В учреждении следует осуществлять постоянный пересмотр документов, подразумевающий включение в них необходимых изменений и изъятие из обращения устаревших.
2.1.2. Условия размещения учреждения
2.1.2.1. Учреждение и его структурные подразделения должны быть размещены в специально предназначенном здании (зданиях) или помещениях, доступных для инвалидов. Помещения должны быть обеспечены всеми средствами коммунально-бытового обслуживания и оснащены телефонной связью.
2.1.2.2. По размерам и состоянию помещения должны отвечать требованиям санитарно-гигиенических норм и правил, правил пожарной безопасности, безопасности труда и быть защищены от воздействия факторов, отрицательно влияющих на качество предоставляемых услуг (повышенные температура воздуха, влажность воздуха, запыленность, загазованность, шум, вибрация и т.д.).
2.1.2.3. Площадь, занимаемая учреждением, должна обеспечивать размещение персонала, клиентов и предоставление им услуг в соответствии с нормами, утвержденными в установленном порядке.
2.1.3. Специальное и табельное техническое оснащение учреждения
2.1.3.1. Каждое учреждение должно быть оснащено специальным и табельным оборудованием, аппаратурой и приборами, отвечающими требованиям стандартов, технических условий, других нормативных документов и обеспечивающими надлежащее качество предоставляемых услуг соответствующих видов.
2.1.3.2. Специальное и табельное оборудование, приборы и аппаратуру следует использовать строго по назначению в соответствии с эксплуатационными документами, содержать в технически исправном состоянии, которое следует систематически проверять.
2.1.3.3. Неисправное специальное и табельное оборудование, приборы и аппаратура, дающие при работе сомнительные результаты, должны быть сняты с эксплуатации, заменены или отремонтированы (если они подлежат ремонту), а пригодность отремонтированных должна быть подтверждена их проверкой.
2.1.4. Укомплектованность учреждения специалистами и их квалификация
2.1.4.1. Учреждение должно располагать необходимым числом специалистов в соответствии со штатным расписанием.
2.1.4.2. Каждый специалист должен иметь соответствующие образование, квалификацию, профессиональную подготовку, обладать знаниями и опытом, необходимыми для выполнения возложенных на него обязанностей.
Квалификацию специалистов следует поддерживать на высоком уровне постоянной (периодической) учебой на курсах переподготовки и повышения квалификации или иными действенными способами.
2.1.4.3. У специалистов каждой категории должны быть должностные инструкции, устанавливающие их обязанности и права.
2.1.4.4. Все специалисты учреждения должны быть аттестованы в установленном порядке.
2.1.4.5. Наряду с соответствующей квалификацией и профессионализмом все сотрудники учреждения должны обладать высокими моральными и морально-этическими качествами, чувством ответственности и руководствоваться в работе принципами гуманности, справедливости, объективности и доброжелательности.
2.1.4.6. При оказании услуг персонал учреждения должен проявлять к клиентам максимальные чуткость, вежливость, внимание, выдержку, предусмотрительность, терпение и учитывать их физическое и психическое состояние.
2.1.4.7. Сведения личного характера о клиентах, ставшие известными сотрудникам учреждения при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну. Сотрудники, виновные в разглашении профессиональной тайны, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2.1.5. Состояние информации об учреждении, порядке и правилах предоставления услуг клиентам
2.1.5.1. Состояние информации должно соответствовать требованиям Федерального закона от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
2.1.5.2. Учреждение обязано довести до сведения граждан свое наименование и местонахождение. Данная информация должна быть предоставлена любым способом, предусмотренным законодательством Российской Федерации и обеспечивающим ее доступность для граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию.
2.1.5.3. Клиент вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации о выполняемых услугах, обеспечивающей их компетентный выбор.
2.1.5.4 Состав информации об услугах в обязательном порядке должен быть (в соответствии с Федеральном законом "О защите прав потребителей") следующим:
перечень основных услуг, предоставляемых учреждением;
характеристика услуги, область ее предоставления и затраты времени на ее предоставление;
наименование государственных стандартов социального обслуживания, требованиям которых должны соответствовать услуги:
взаимосвязь между качеством услуги, условиями ее предоставления и стоимостью (для полностью или частично оплачиваемой услуги);
возможность влияния клиентов на качество услуги;
адекватные и легкодоступные средства для эффективного общения персонала с клиентами учреждения;
возможность получения оценки качества услуги со стороны клиента;
установление взаимосвязи-между предложенной услугой и реальными потребностями клиента;
правила и условия эффективного и безопасного предоставления услуг;
гарантийные обязательства учреждения - исполнителя услуг.
2.1.5.5. Если предоставление недостоверной или недостаточно полной информации об услуге повлекло причинение вреда жизни, здоровью или имуществу клиента (вследствие производственных, рецептурных и иных недостатков услуги), он вправе предъявить учреждению требования о возмещении причиненного вреда, в том числе и в судебном порядке.
2.1.6. Наличие собственной и внешней систем (служб) контроля за деятельностью учреждения
2.1.6.1. Учреждения должны иметь документально оформленную собственную систему (службу) контроля за деятельностью подразделений и сотрудников по оказанию социальных услуг на их соответствие государственным стандартам социального обслуживания, другим нормативным документами области социального обслуживания населения.
Эта система контроля должна охватывать этапы планирования, работы с клиентами, оформления результатов контроля, выработки и реализации мероприятий по устранению выявленных недостатков.
2.1.6.2. Внешняя система контроля должна включать в себя контроль, который осуществляют:
в государственном секторе социального обслуживания - органы социальной защиты населения, органы здравоохранения и органы образования в пределах их компетенции, а также министерства, иные федеральные органы исполнительной власти, государственные предприятия, учреждения и организации, имеющие в подчинении учреждения социального обслуживания;
в негосударственном секторе социального обслуживания - государственные органы социальной защиты населения, органы здравоохранения и органы образования в пределах их компетенции;
общественные объединения, занимающиеся в соответствии с их учредительными документами защитой интересов граждан соответствующих категорий.
2.1.7. Работа учреждений в области качества услуг должна быть направлена на полное удовлетворение нужд клиентов, непрерывное повышение качества услуг и эффективности социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
2.1.8. Руководитель учреждения несет полную ответственность за политику в области качества услуг, представляющую собой задачи, основные направления и цели учреждения в области качества. Он должен обеспечить разъяснение и доведение этой политики до всех структурных подразделений и сотрудников учреждения, четко определить полномочия, ответственность и взаимодействие всего персонала учреждения, осуществляющего руководство, исполнение услуг и контроль деятельности, влияющей на качество услуг.
2.1.9. При оценке качества услуги используют следующие критерии:
полнота предоставления услуги в соответствии с требованиями документов и ее своевременность;
результативность (эффективность) предоставления услуги;
материальная (степень решения материальных или финансовых проблем клиента), оцениваемая непосредственным контролем результатов выполнения услуги;
нематериальная (степень улучшения психоэмоционального, физического состояния клиента, решения его правовых, бытовых и других проблем в результате взаимодействия с исполнителем услуги), оцениваемая косвенным методом, в том числе путем проведения социальных опросов, при этом должен быть обеспечен приоритет клиента в оценке качества услуги.
2.2. Качество социально-бытовых услуг
Качество социально-бытовых, а также социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических и социально-правовых услуг рассмотрено в настоящем стандарте применительно к объему и формам их предоставления, определенным в Государственном стандарте социального обслуживания населения Пермского края "Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг".
2.2.1. Содействие населению всех категорий и групп в получении им предусмотренных законодательством Российской Федерации льгот и преимуществ должно обеспечивать своевременное, полное и в соответствующей форме квалифицированное оказание помощи в решении вопросов, интересующих клиентов, и удовлетворять их запросы и потребности.
2.2.2. Жилая площадь, предоставляемая в стационарных и полустационарных учреждениях социального обслуживания, по размерам и другим жизненным показателям (состояние зданий и помещений, их комфортность) должна соответствовать санитарно-гигиеническим нормам и обеспечивать удобство проживания клиентов. При размещении клиентов в жилых помещениях (комнатах) должны быть учтены их физическое и психическое состояние, наклонности, психологическая совместимость.
Помещения, предоставляемые для организации реабилитационных мероприятий, лечебно-трудовой и учебной деятельности, культурного и бытового обслуживания, по размерам, расположению и конфигурации должны обеспечивать проведение в них всех упомянутых выше мероприятий с учетом специфики обслуживаемого контингента.
Все жилые, служебные и производственные помещения должны отвечать санитарным нормам и правилам, требованиям безопасности, в том числе противопожарным требованиям, должны быть оснащены телефонной связью и обеспечены всеми средствами коммунально-бытового благоустройства и доступны для инвалидов. Они должны быть защищены от воздействия различных факторов (повышенных температуры воздуха, влажности воздуха, запыленности, вибрации и т.д.), отрицательно влияющих на здоровье персонала, клиентов и на качество предоставляемых услуг.
2.2.3. Предоставляемые клиентам стационарных и полустационарных учреждений социального обслуживания мебель и постельные принадлежности должны быть удобными в пользовании, подобранными с учетом физического состояния клиентов (инвалидов, тяжелобольных, малоподвижных и т.д.), отвечать требованиям современного дизайна.
2.2.4. Одежда, обувь, нательное белье, предоставляемые клиентам, должны быть удобными в носке, соответствовать росту и размерам клиентов, отвечать, по возможности, их запросам по фасону и расцветке, а также санитарно-гигиеническим нормам и требованиям.
2.2.5. Горячее питание, предоставляемое в учреждениях социального обслуживания, и горячее питание, приготовляемое на дому, должно быть приготовлено из доброкачественных продуктов, удовлетворять потребности клиентов по калорийности, соответствовать установленным нормам питания, санитарно-гигиеническим требованиям и быть предоставлено с учетом состояния здоровья клиентов.
2.2.6. Организация прогулок в учреждениях социального обслуживания должна обеспечивать клиентам регулярное и своевременное пребывание на свежем воздухе в целях укрепления их здоровья и поддержания активного образа жизни.
2.2.7. Санитарно-гигиенические процедуры, должны обеспечивать своевременное выполнение необходимых клиентам процедур без причинения какого-либо вреда их здоровью, физических или моральных страданий, неудобств и создание нормальных условий жизни.
При оказании этих услуг необходима особая корректность обслуживающего персонала по отношению к клиентам.
2.2.8. Организация ритуальных услуг должна производиться в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
2.2.9. Такие услуги, как покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов, лекарственных средств, изделий медицинского назначения, промышленных товаров, первой необходимости, доставка воды, топка печей, содействие в обеспечении топливом, сдаче вещей в стирку, химчистку, ремонт и обратной их доставке, в организации ремонта и уборки жилых помещений, должны обеспечивать полное и своевременное удовлетворение нужд и потребностей клиентов в решении этих проблем в целях создания им нормальных условий жизни.
2.2.10. Содействие в организации предоставления услуг предприятиями торговли, коммунально-бытового обслуживания, связи и другими предприятиями должно удовлетворять потребности клиентов в своевременном и по умеренным ценам приобретении необходимых продовольственных и промышленных товаров, а также в решении ими вопросов в сфере коммунально-бытового обслуживания, связи и т.д.
2.2.11. Сопровождение клиента вне дома, в том числе к врачу, должно обеспечивать своевременное посещение учреждений и организаций, в соответствии с потребностью клиента.
2.2.12. Содействие в направлении в стационарные учреждения социального обслуживания должно быть осуществлено строго в соответствии с показаниями (состояние здоровья и др.), подтверждающими необходимость такого направления, и должно удовлетворять законные требования клиентов.
2.2.13. Предоставление транспорта при необходимости перевозки для лечения, обучения, участия в культурных мероприятиях - осуществляется учреждениями социального обслуживания населения, с учетом специфики здоровья клиентов для обеспечения комфортности, в зависимости от длительности перевозки.
2.3. Качество социально-медицинских услуг
2.3.1. Помощь населению всех категорий и групп в получении им предусмотренных законодательством Российской Федерации социально-медицинских услуг, предоставляемых социальными службами, должна обеспечивать своевременное и в необходимом объеме предоставление услуг с учетом характера заболевания, медицинских показаний, физического и психического состояния клиентов.
2.3.2. Оказание или содействие в оказании медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, целевых и территориальных программ обязательного медицинского страхования в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях должно обеспечивать полное, высококачественное и своевременное выполнение всех медицинских процедур и мероприятий, предусмотренных соответствующими программами.
2.3.3. Содействие в проведении медико-социальной экспертизы должно обеспечивать оказание квалифицированной помощи органами Государственной службы медико-социальной экспертизы в правильном определении (в установленном порядке) потребностей освидетельствуемых клиентов в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Оказание помощи в прохождении медико-социальной экспертизы должно обеспечивать посещение клиентом соответствующих специалистов и сбор всех документов, необходимых для комплексной оценки состояния его организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого клиента с использованием квалификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в установленном порядке.
2.3.4. Содействие в проведении реабилитационных мероприятий социально-медицинского характера в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, должно обеспечивать выполнение оптимального для каждого инвалида набора разработанных мероприятий по социальной реабилитации.
2.3.5. Оказание клиентам первичной медико-санитарной помощи, проведение первичного медицинского осмотра и первичной санитарной обработки, оказание экстренной доврачебной помощи, должны обеспечивать удовлетворение потребности клиентов стационарных учреждений в социально-медицинских услугах до начала систематического лечения.
2.3.6. Содействие в организации прохождения клиентами стационарных учреждений социального обслуживания диспансеризации должно обеспечивать посещение клиентами всех предписанных им врачей-специалистов для углубленного и всестороннего обследования состояния здоровья.
2.3.7. Госпитализация или содействие в госпитализации нуждающихся граждан пожилого возраста и инвалидов в лечебно-профилактические учреждения и в направлении их по заключению врачей на санаторно-курортное лечение (в том числе на льготных условиях) должны быть осуществлены строго по медицинским показаниям, с учетом пожеланий клиентов.
2.3.8. Содействие в получении стоматологической и протезно-ортопедической помощи, лекарственных средств и изделий медицинского назначения, а также в обеспечении техническими средствами ухода и реабилитации должны быть осуществлены в соответствии с заключения ми врачей и практическими потребностями клиентов.
2.3.9. Проведение медицинских процедур, связанных со здоровьем (измерение температуры тела, артериального давления, наложение компрессов, втирания, перевязка, обработка пролежней, раневых поверхностей, обтирание лежачих больных, выполнение очистительных клизм, постановка банок, горчичников, подкожные и внутримышечные введения лекарственных препаратов, забор материалов для проведения лабораторных исследований, оказание помощи в пользовании катетерами и другими медицинскими изделиями) и оказание помощи в выполнении других связанных со здоровьем процедур (вакцинация, прием лекарств, витаминов, закапывание капель, массаж, ЛФК, физиотерапевтические процедуры, механотерапия, кинезотерапия и др.) должны быть осуществлены с максимальной аккуратностью и осторожностью без причинения какого-либо вреда клиентам.
2.3.10. Предоставление информации об изменении состояния здоровья ребенка в орган опеки и попечительства осуществляется в соответствии с законодательством РФ в установленные сроки.
2.3.11. Организация лечебно-трудовой деятельности должна обеспечивать привлечение клиентов к посильной трудовой деятельности, совмещаемой с лечением и отдыхом в зависимости от состояния здоровья, с целью поддержать их активный образ жизни.
2.3.12. Осуществление медицинского патронажа должно производиться с учетом индивидуальных особенностей клиента для обеспечения своевременного прохождения необходимых по состоянию здоровья врачей-специалистов.
2.3.13. Содействие в проведении медицинского осмотра должно обеспечивать посещение клиентами всех предписанных им врачей-специалистов для углубленного и всестороннего обследования состояния здоровья.
2.4. Качество социально-психологических услуг
2.4.1. Социально-психологическая и психологическая диагностика и обследование личности должны по результатам определения и анализа психического состояния и индивидуальных особенностей личности клиента, влияющих на отклонения в его поведении и взаимоотношениях с окружающими людьми, дать необходимую информацию для составления прогноза и разработки рекомендаций по проведению коррекционных мероприятий.
2.4.2. Психологическое, социально-психологическое консультирование должно обеспечить оказание клиентам квалифицированной помощи по налаживанию межличностных отношений для предупреждения и преодоления семейных конфликтов, по вопросам детско-родительских, супружеских и других значимых отношений.
Социально-психологическое консультирование должно на основе полученной от клиента информации и обсуждения с ним возникших социально-психологических проблем помочь ему раскрыть и мобилизовать внутренние ресурсы и решить эти проблемы.
2.4.3. Психологическая коррекция индивидуальная и групповая, как активное психологическое воздействие, должна обеспечивать преодоление или ослабление отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении клиентов (неблагоприятных форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения отдельных лиц, конфликтных отношений родителей с детьми, нарушений общения у детей или искажения в их психическом развитии и т.д.), что позволит привести эти показатели в соответствие с возрастными нормами и требованиями социальной среды.
2.4.4. Социально-психологический патронаж должен на основе систематического наблюдения за клиентами обеспечивать своевременное выявление ситуаций психического дискомфорта, личностного (внутриличностного) или межличностного конфликта и других ситуаций, могущих усугубить трудную жизненную ситуацию клиентов, и оказание им необходимой в данный момент социально-психологической помощи.
2.4.5. Реализация коррекционных и развивающих программ осуществляется квалифицированными специалистами в индивидуальных и групповых занятиях по специально разработанным или подобранным программам на основе предварительной диагностики. Реализация программ должна обеспечивать преодоление или ослабление отклонений в развитии и поведении, решение социально-педагогических, социально-медицинских и правовых проблем клиента и его семьи.
2.4.6. Подготовка рекомендаций законным представителям, социальным педагогам, специалистам других ведомств и организаций должна обеспечивать своевременную и полную передачу необходимой информации для дальнейшей эффективной работы с клиентом.
2.5. Качество социально-педагогических услуг
2.5.1. Социально-педагогическое консультирование должно обеспечивать оказание квалифицированной помощи клиентам в правильном понимании и решении стоящих перед ними социально-педагогических проблем (родительско-детских отношений, воспитания и развития детей и подростков, формирования супружеских и семейных отношений, включая сексуальные предупреждения и преодоления педагогических ошибок, межличностных отношений в семье и т.д.).
2.5.2. Социально-педагогическая диагностика, сопровождение и обследование личности должны быть проведены с использованием современных приборов, аппаратуры, тестов и давать на основании всестороннего изучения личности (взрослого или ребенка) объективную оценку ее состояния для оказания в соответствии с установленным диагнозом эффективной педагогический помощи клиенту, попавшему в кризисную или конфликтную ситуацию, установления форм и степени социальной дезадаптации детей, определения интеллектуального развития ребенка, изучения его склонностей, степени готовности к школе и т.д.
2.5.3. Педагогическая, социально-педагогическая коррекция должна обеспечивать оказание квалифицированной и эффективной педагогической помощи родителям (в форме бесед, разъяснений, рекомендаций и т.п.) в преодолении и исправлении допущенных ими педагогических ошибок или конфликтных ситуаций в семье, травмирующих детей, а также в исправлении неадекватных родительских установок и форм поведения родителей при воспитании детей.
2.5.4. Анимационные услуги, проведение клубной и кружковой работы в учреждениях социального обслуживания должны быть направлены на удовлетворение социокультурных и духовных запросов клиентов (как взрослых, так и детей), способствовать расширению общего и культурного кругозора, сферы общения, повышению творческой активности клиентов, привлечению их к участию в семейных и детских праздниках, соревнованиях, к активной клубной и кружковой работе (а детей - и к занятию спортом), к проведению других культурно-досуговых мероприятий.
2.5.5. Проведение санитарно-просветительской работы для решения вопросов возрастной адаптации должно осуществляться квалифицированными специалистами планомерно и последовательно, в индивидуальной или групповой форме, с учетом специфики пола и возраста клиентов, их эмоционального состояния.
2.5.6. Обучение родственников больных практическим навыкам общего ухода за ними должно быть проведено с учетом индивидуальных особенностей заболевания, их физического или психического состояния, а также степени подготовленности родственников к проведению этих процедур.
2.5.7. Качество услуг, связанных с содействием в получении образования инвалидами с учетом их физических возможностей и умственных способностей; созданием условий для дошкольного воспитания детей и получения образования по специальным программам; созданием условий для получения школьного образования по специальным программам; созданием условий для получения инвалидами среднего специального и профессионального образования определяется тем, в какой степени созданные в учреждениях условия для дошкольного воспитания детей-инвалидов и получения ими школьного образования по специальным программам, а также для получения образования взрослыми инвалидами по специальным программам и сами программы способствуют успешному и результативному проведению воспитательной работы и обучению.
Условия должны быть созданы с учетом характера инвалидности, физического состояния инвалидов и обеспечивать необходимые для них удобства в процессе воспитания и обучения. Программы должны быть составлены с учетом способности того или иного инвалида к восприятию и усвоению навыков воспитания или учебного материала.
2.5.8. Обучение инвалидов пользованию техническими средствами реабилитации должно развить у инвалидов практические навыки умения самостоятельно пользоваться этими средствами.
2.5.9. Профессиональная реабилитация инвалидов, их профессиональное консультирование должны способствовать максимально возможному восстановлению их профессиональных навыков, овладению новыми профессиями и быстрейшей профессиональной реабилитации инвалидов.
2.5.10. Содействие в организации профессиональной ориентации, профессионального обучения, трудоустройства подростков оказывается с учетом пола, возраста и индивидуальных особенностей, в форме тестирования, консультирования, выдачи письменных рекомендаций, правового просвещения, направления в центры занятости и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
2.5.11. Обучение детей-инвалидов навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, самоконтролю, передвижению, ориентации в ближайшем социуме, навыкам общения, контролю за своим поведением и другим формам жизнедеятельности должно обеспечивать, формирование ребенка (подростка) как личность самостоятельную, способную обслужить себя в бытовых условиях, культурную и вежливую, предусмотрительную и благожелательную в отношении к окружающим, внутренне дисциплинированную.
2.5.12. Обучение родителей детей с ограниченными возможностями, в том числе детей-инвалидов, основам их реабилитации в домашних условиях должно быть проведено с учетом индивидуальных особенностей детей, характера их индивидуальности, степени ограничения возможностей, физического или психического состояния детей, а также степени подготовленности родителей к этим процедурам.
Качество обучения должно быть оценено по степени восстановления физических или умственных возможностей детей и их адаптации к окружающей обстановке.
2.5.13. Содействие в прохождении психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК) осуществляется в рамках взаимодействия с городской или краевой ПМПК, а также родителями несовершеннолетнего, подготовки документов и сопровождения на ПМПК.
2.5.14. Проведение работы с несовершеннолетними для предупреждения вредных привычек и избавления от них должно быть направлено на разъяснение пагубности вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение и т.д.), негативных результатов, к которым они приводят, и дать молодым людям необходимые рекомендации по предупреждению или преодолению этих привычек в зависимости от конкретных обстоятельств.
2.5.15. Проведение работы с родителями в целях реабилитации семьи должно обеспечивать комплексный подход к решению семейных проблем, с учетом возрастных, индивидуальных и других специфических особенностей членов семьи и ближайшего окружения. К работе с семьей привлекаются специалисты разного профиля из всех субъектов системы профилактики; мероприятия индивидуальной программы реабилитации семьи должны обеспечивать постепенное разрешение семейных проблем и выход из трудной жизненной ситуации.
2.5.16. Социальный патронаж, выход в семью по информации о фактах неблагополучия должен быть направлен на своевременную коррекцию возникшего неблагополучия, исключение фактов жестокого обращения с детьми и оказание социальной поддержки семье, попавшей в трудную жизненную ситуацию.
2.5.17. Организация трудовой терапии должна обеспечивать привлечение клиентов к посильной трудовой деятельности, совмещаемой с лечением и отдыхом в зависимости от состояния здоровья, с целью поддержать их активный образ жизни.
2.5.18. Оказание услуг логопедического массажа, артикуляционной гимнастики, развития мелкой моторики должно быть проведено с учетом индивидуальных особенностей клиента и назначений врачей и специалистов.
2.5.19. Разработка комплексного индивидуального плана сопровождения замещающих семей, внесение изменений, дополнений в комплексный индивидуальный план должны быть направлены на решение социально-педагогических, социально-психологических, социально-юридических проблем замещающей семьи в соответствии с ее индивидуальными особенностями.
2.5.20. Реализация социально-педагогических, коррекционно-развивающих программ осуществляется квалифицированными специалистами в индивидуальных и групповых занятиях по специально разработанным или подобранным программам на основе предварительной диагностики. Реализация программ должна обеспечивать преодоление или ослабление отклонений в развитии и поведении, решение социально-педагогических, социально-медицинских и правовых проблем клиента и его семьи.
2.5.21. Проведение развивающих занятий (музыкальных, спортивных и т.д.) осуществляется с целью формирования и развития интересов несовершеннолетних, расширения их кругозора, укрепления здоровья и эмоционального развития.
2.5.22. Проведение коррекционно-педагогических мероприятий: работа логопеда, работа дефектолога направлена на развитие мышления, восприятия, памяти и внимания, на развитие понимания речи, формирование правильного произношения звуков, обучение самостоятельному высказыванию, проводится с учетом индивидуальных особенностей клиента.
2.6. Качество социально-экономических услуг
2.6.1. Оказание материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации должно заключаться в предоставлении им денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, содействии в получении паспорта гражданина РФ.
2.7. Качество социально-правовых услуг
2.7.1. Консультирование по социально-правовым вопросам, связанным с правом граждан на социальное обслуживание в государственной, муниципальной и негосударственной системах социальных служб и защиту своих интересов, должно дать клиентам полное представление об установленных законодательством правах на обслуживание и о путях их защиты от возможных нарушений.
2.7.2. Оказание помощи в оформлении документов (удостоверяющих личность, необходимых для получения мер социальной помощи и поддержки, пенсий, алиментов, страхового медицинского полиса, и др.) должно обеспечивать разъяснение клиентам содержания необходимых документов в зависимости от их предназначения, изложение и написание (при необходимости) текста документов или заполнение форменных бланков, написание сопроводительных писем. Эффективность помощи оценивают тем, в какой степени она способствовала своевременному и объективному решению стоящих перед клиентами проблем.
2.7.3. Обеспечение представительствования (в установленном порядке) в суде для защиты прав и интересов должны гарантировать клиенту квалифицированную юридическую защиту законных прав и помощь в целях принятия объективного решения по его вопросу.
2.7.4. Содействие органам опеки и попечительства в жизнеустройстве несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, на усыновление, под опеку, на попечение, в приемную семью, в учреждения социального обслуживания, должно заключаться в сборе пакета документов для определения правового статуса ребенка: формирование сведений о родителях (лицах, их заменяющих), направление запросов в отделы ЗАГС, Главное управление федеральной службы исполнения наказаний, отделы Адресно-справочной работы, УВД.
2.7.5. Оказание юридической помощи гражданам в оформлении документов на усыновление и другие формы семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей должно заключаться в консультировании клиентов в соответствии с действующим законодательством.
2.7.6. Оказание помощи в оформлении документов для направления детей и подростков (при необходимости) в учреждения социального обслуживания на временное пребывание должно проводится# своевременно и обеспечивать разъяснение клиентам специфики работы таких учреждений, условий и возможных сроков пребывания в них несовершеннолетних.
2.7.7. Оказание правовой помощи в защите и соблюдении прав детей и подростков на воспитание и заботу о них, в том числе в случаях, угрожающих их жизни и здоровью должно проводится# квалифицированными специалистами во взаимодействии с другими субъектами системы профилактики, в установленные сроки, в соответствии с законодательством РФ и обеспечивать восстановление нарушенных прав несовершеннолетних и привлечение к ответственности виновных.
2.7.8. Оформление и ведение личного дела несовершеннолетнего, оформление документов при приеме на временное пребывание должно осуществляться в соответствии с нормативными требованиями, индивидуально на каждого вновь поступившего воспитанника, с учетом требований действующего законодательства и всей имеющейся информации по каждому несовершеннолетнему и его семье.
2.7.9. Оформление документов по установлению социально-правового статуса должно проводиться квалифицированными специалистами в установленные законом сроки и согласно действующему законодательству во взаимодействии с органами опеки и попечительства.
2.7.10. Разработка индивидуальных программ реабилитации семей и детей, находящихся в социально опасном положении, сопровождение реализации программ и их коррекция должны осуществляться своевременно, в соответствии с действующим законодательством и нормативными требованиями, с участием специалистов всех субъектов системы профилактики: мероприятия индивидуальной программы реабилитации семьи должны обеспечивать постепенное разрешение семейных проблем и выход из трудной жизненной ситуации.
2.7.11. Сбор пакета документов, подтверждающих нахождение семьи в социально опасном положении, должен осуществляться в рамках действующего законодательства, контролироваться комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами опеки и попечительства, в соответствии с утвержденными нормативными требованиями и учетом конфиденциальности информации. Качество пакета документов должно обеспечивать подтверждение фактов нахождения семьи в социально опасном положении.
2.7.12. Представление интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в различных инстанциях по реализации и защите их прав должно обеспечивать содействие в получении юридической защиты законных прав и интересов, а также помощи в целях принятия объективного решения по правовым вопросам в интересах несовершеннолетних.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.