Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Законодательного
Собрания Пермского края
от 19 августа 2010 г. N 2239
Концепция
долгосрочной целевой программы "Семья и дети Пермского края на 2011-2015 годы"
24 мая 2013 г.
Введение
Концепция долгосрочной целевой программы "Семья и дети Пермского края на 2011-2015 годы" (далее - Концепция) определяет комплекс целей, задач и приоритетов региональной политики на ближайшую и среднесрочную перспективу по обеспечению базовых, гарантированных от рождения прав детей на жизнь, здоровье, воспитание в семье и индивидуальное развитие, а также обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства.
Концепция разработана в соответствии с основными международными, федеральными и региональными правовыми документами, отражающими проблемы и задачи охраны прав семьи и детства (приложение 1).
Концепция является основой для разработки долгосрочной целевой программы "Семья и дети Пермского края на 2011-2015 годы" (далее - Программа), направленной на решение задач защиты и охраны прав семьи и детей посредством обеспечения взаимодействия всех уровней власти, межсекторного сотрудничества, оптимизации и консолидации всех имеющихся ресурсов.
I. Обоснование необходимости и целесообразности решения задачи программно-целевым методом
Предлагаемая к разработке и реализации Программа является продолжением краевой целевой программы "Семья и дети Пермского края на 2007-2010 годы" и основывается на опыте ее выполнения.
По предварительным оценкам реализации краевой целевой программы, к 2009 году удалось добиться снижения показателей материнской, перинатальной и младенческой смертности по сравнению с показателями 2007 года (на момент разработки Программы).
Так, показатель младенческой смертности населения снижен по сравнению с 2007 годом на 24,8% и составил 8,5_ (2007 год - 11,3_) при ожидаемом снижении на 0,3%, впервые приблизившись к уровню Российской Федерации - 8,5_.
Показатель перинатальной смертности в 2009 году уменьшился на 18,3% по сравнению с 2007 годом.
Сократилось количество детей-инвалидов (на 485 чел.), - их доля в общей численности детского населения составила в 2009 году 1,6% против 1,7% в 2007 году.
Количество семей, находящихся в социально опасном положении, сократилось на 15,6% к 2007 году и составило 7499 чел. (2007 - 8884 чел.).
Доля детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных в семьи (от вновь выявленных), составила в 2009 году 82,5% (2007 - 75%). Результаты Программы показывают, что мероприятия по ранней профилактике семейного неблагополучия гораздо менее затратны, чем меры, связанные с содержанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях, интернатных учреждениях, их дальнейшим жизнеустройством.
Доля несовершеннолетних, устроенных на работу и обученных, к общему числу неработающих и необучающихся детей увеличилась в 3,9 раза.
Доля несовершеннолетних, ранее совершивших преступления, сократилась на 25,8% к 2007 году (2007 - 795 чел., 2009 - 590 чел.). Значительно сократилось количество преступлений, совершаемых подростками, а также количество участников преступлений, удельный вес в общем числе преступлений в крае.
Доля выявленных одаренных детей от общего количества школьников соответствует ожидаемому показателю и составила 5%. Пермский край вошел в число лидеров среди регионов Российской Федерации по количеству детей, ставших победителями и призерами российского, международного уровней, от общего количества детей.
Вместе с тем в сфере обеспечения жизнедеятельности семей и детей осталось достаточно проблем, а также выявились новые, требующие решения на региональном уровне:
темпы снижения материнской смертности меньше ожидаемых значений на 25,5%;
показатель младенческой смертности в сельской местности в 1,5 раза превысил показатель по городским территориям;
показатель общей заболеваемости детского населения от 0 до 17 лет в крае увеличился по 13 классам болезней, рост общей заболеваемости детей зарегистрирован на 55,3% территорий края;
отмечен рост заболеваемости новорожденных, в причинах которой лидировала группа заболеваний перинатального периода;
показатель первичной инвалидности детей до 18 лет к численности детского населения увеличился;
обострилась проблема, связанная со случаями жестокого обращения с детьми в семьях, в том числе и в замещающих, с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;
отмечаются случаи возвратов детей из различных форм семейного устройства;
в связи с развитием семейного устройства и значительным сокращением контингента воспитанников детских домов выросла концентрация в интернатных учреждениях детей со значительными проблемами в поведении, с плохим состоянием здоровья (особенно подростков), требующая освоения новых технологий работы с ними.
На данном этапе необходимо учитывать еще два важных фактора современного демографического развития:
1. В обществе произошел переход от традиционной модели семьи к современной нуклеарной семье, в которой присутствуют: мать (не всегда), отец (не всегда), ребенок (уже не всегда), второй ребенок (редко), третий ребенок (почти никогда). Социологические исследования подтверждают, что если рождение первого ребенка не обязательно связано с экономическими факторами, присутствующими в жизни матери и отца, то рождение второго, третьего и последующих детей все больше определяется именно качеством жизни семьи, его благосостоянием и дружественной окружающей средой во всех ее проявлениях.
2. Уменьшается количество женщин фертильного возраста, что является одним из факторов риска снижения рождаемости в Пермском крае. Особо актуальным при этом становится состояние здоровья как женского, так и мужского населения: в соотношении причин бесплодия мужское стоит на первом месте.
Необходимо отметить, что все перечисленные проблемы носят всеобщий характер, глубоко укоренены в современном образе жизни и, как отмечают ведущие демографы России, слабо поддаются воздействию только со стороны государства.
В связи с этим необходимо переориентировать работу на формирование у населения мотивов сохранения репродуктивного здоровья, ответственного родительства, сохранения родной семьи ребенка на разных этапах ее кризиса, создания среды, благоприятной для развития семьи и семейных отношений. Необходимо сконцентрироваться на разработке и запуске в общество саморазвивающихся и самоподдерживающихся механизмов решения актуальных проблем семьи и детства во всех сферах жизнедеятельности.
Целесообразность и необходимость продолжения работы по улучшению положения семей и детей в рамках Программы определяется следующими факторами:
во-первых, решение вышеперечисленных проблем входит в число приоритетных направлений социально-экономического развития Пермского края в сфере развития человеческого потенциала, а также реализации Концепции демографической политики Российской Федерации до 2025 года (в период с 2007 по 2009 годы, было привлечено 33645,9 тыс.руб. из федерального бюджета, а также 25171,6 тыс.руб. из внебюджетных источников);
во-вторых, рассматриваемые проблемы не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют значительных бюджетных расходов в течение 5 лет, так как носят комплексный многоуровневый и межведомственный характер.
Решение поставленных в данном разделе проблем программно-целевым методом окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие общества, общее социально-экономическое развитие Пермского края.
II. Основная цель и задачи Программы
Основной целью Программы является создание условий для развития и благополучия детей и семей с детьми в Пермском крае.
Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих задач:
создание условий для сохранения и развития репродуктивного здоровья населения Пермского края: обеспечение безопасного материнства и рождения здоровых детей;
развитие механизмов, обеспечивающих защиту благополучия детей в семье: профилактика раннего семейного неблагополучия, формирование ответственного родительства, предупреждение социального сиротства (установка на сохранение родной семьи ребенка);
создание условий для наилучшего проявления и развития способностей ребенка с учетом его индивидуальности;
формирование среды, благоприятной для развития семьи и семейных отношений.
III. Возможные варианты решения задачи, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения
К числу основных механизмов реализации Программы относятся:
разработка и совершенствование нормативной правовой базы, прежде всего формирование частно-государственного партнерства;
проведение эффективной PR-политики, обеспечивающей формирование привлекательного имиджа семьи с детьми и вовлечение бизнеса и общественных организаций в решение актуальных проблем семьи и детства;
обеспечение преференций и создание информационного портала для всех желающих принять участие в решении проблем семьи и детства (граждане, институты гражданского общества, бизнес-структуры, организации и учреждения бюджетной сферы и т.д.);
организация гражданского контроля и социальной экспертизы решений и действий органов государственной власти, местного самоуправления, бизнеса, СМИ, связанных с проблемами семьи и детства;
организация конкурсов и предоставление грантов на проекты.
Структура программных мероприятий состоит из четырех блоков, обеспечивающих реализацию основных базовых прав ребенка:
1. Право ребенка на жизнь и здоровье
Направления деятельности:
укрепление материально-технической базы межрайонных центров по оказанию специализированной медицинской помощи женщинам и детям в период беременности женщины, новорожденности и первого года жизни ребенка;
создание условий для построения эффективной системы профилактики нарушений физического, репродуктивного, психологического и социального здоровья и развития детей, создание дружественной среды, благоприятной для проживания в Пермском крае.
2. Право ребенка воспитываться в семье
Направления деятельности:
укрепление социальной значимости семьи с детьми как основного института общества, обеспечение приоритетности воспитания ребенка в семье, профилактика отказов, сохранение ребенка в родной семье;
формирование благоприятной среды для развития многодетной семьи и семейных отношений;
совершенствование и повышение эффективности системы профилактики раннего семейного неблагополучия, предупреждения социального сиротства, ресоциализации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, жестокого обращения с детьми;
создание системы государственного общественного контроля за судьбой детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях.
3. Право ребенка на наилучшее обеспечение его интересов, развитие и сохранение индивидуальности
Направления деятельности:
обеспечение развития системы интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество;
создание условий для системного выявления, развития и поддержки одаренных детей края, обеспечение их личностной, творческой, социальной самореализации и профессионального самоопределения.
4. Право на среду, благоприятную для сохранения и развития семьи
Направления деятельности:
поддержка общественных инициатив различными формами информационного взаимодействия, оказание психологической помощи и сопровождения семьи в целях предупреждения семейного неблагополучия (информационные службы поддержки, кризисные центры поддержки);
создание условий, способствующих процессам формирования полноценной семьи, ее сохранения и развития на основе проектирования системы поддержки социального института семьи на всех этапах его развития1.
Это возможно при институциализации включения активного населения. Необходимо обеспечить создание условий для формирования социальной причастности населения Пермского края к процессам реализации Программы: создание удобных для населения информационных порталов, включающих возможности адресной и общей помощи семьям и детям, детям, оставшимся без попечения родителей, семьям с детьми-инвалидами, детям-инвалидам, семьям, нуждающимся в различных формах поддержки; обеспечение анонимности или публичности (по желанию участника благотворительности) информации о помощи, оказанной организацией, физическим лицом; подготовка нормативных оснований для предложения комплекса преференций лицам и организациям, участвующим в благотворительности.
Постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 24 мая 2013 г. N 816 в раздел IV настоящего приложения внесены изменения
IV. Предложения по разработчикам и исполнителям Программы
Ответственным исполнителем, отвечающим за своевременную и качественную разработку проекта долгосрочной целевой программы "Семья и дети Пермского края на 2011-2015 годы", реализацию, контроль, организацию учета и отчетности по Программе, является Министерство социального развития Пермского края.
С целью своевременной и качественной разработки проекта программы распоряжением председателя Правительства Пермского края от 31.03.2010 N 36-рпп утвержден состав рабочей группы, в состав которой входят представители исполнительных органов государственной власти Пермского края, Законодательного Собрания Пермского края, высших учебных заведений края, а также Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае.
Исполнителями Программы определены: Аппарат Правительства Пермского края, Министерство здравоохранения Пермского края, Министерство социального развития Пермского края, Министерство образования Пермского края, Министерство культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края, Министерство физической культуры и спорта Пермского края, Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края.
V. Ожидаемые результаты реализации Программы
К 2015 году в результате реализации Программы ожидается:
принятие нормативной правовой базы по формированию частно-государственного партнерства;
формирование привлекательного имиджа семьи с детьми как показателя стабильности и успешности, вовлечение бизнеса и общественных организаций в решение актуальных проблем семьи и детства;
введение в действие информационного портала с дружественным интерфейсом для всех желающих принять участие в решении проблем семьи и детства (граждане, институты гражданского общества, бизнес-структуры, организации и учреждения бюджетной сферы и т.д.);
гражданский контроль и действующая социальная экспертиза решений и действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, бизнеса, средств массовой информации, связанных с проблемами семьи и детства;
снижение младенческой смертности с 8,5 до 7,8_;
снижение перинатальной смертности с 7,3 до 6,3_;
снижение материнской смертности с 24,9 до 22 чел. на 100 тысяч живорожденных;
снижение доли детей, имеющих нарушения здоровья, от общей численности детей с 88 до 82%;
снижение уровня детской инвалидности с 22,6 до 22,2 чел. на 1000 чел.;
увеличение доли детей-инвалидов, обучающихся в общеобразовательных учреждениях Пермского края, от общего числа детей-инвалидов школьного возраста с 20% до 40%;
снижение удельного веса детского социального неблагополучия с 6,1% до 5,0%;
увеличение доли детей, ставших победителями и призерами всероссийских олимпиад, от общего количества участников с 40 до 45%.
VI. Период реализации Программы и основные этапы ее реализации
Программа рассчитана на период с 2011 по 2015 годы. Программа не имеет строгой разбивки на этапы, мероприятия реализуются в течение всего периода реализации Программы.
VII. Целевые показатели Программы
Целевыми показателями Программы являются:
младенческая смертность;
перинатальная смертность;
материнская смертность;
доля детей, имеющих нарушения здоровья, от общей численности детей;
уровень детской инвалидности на 1000 чел.;
доля детей-инвалидов, обучающихся в общеобразовательных учреждениях Пермского края, от общего числа детей-инвалидов школьного возраста;
удельный вес детского социального неблагополучия;
доля детей, ставших победителями и призерами всероссийских олимпиад, от общего количества участников.
Значения целевых показателей реализации Программы приведены в приложении 2.
Оценка показателей будет производиться на основании статистических данных и ведомственной отчетности органов здравоохранения, образования, культуры, а также Положения о мониторинге эффективности системы профилактики социального сиротства в Пермской области, утвержденного распоряжением губернатора области от 20.05.2005 N 225-р.
VIII. Ресурсное обеспечение Программы
Общая потребность финансового обеспечения Программы из бюджета Пермского края на 2011-2015 годы - 300020990,0 руб., в том числе на 2011 год - 53991300,0 руб., на 2012 год - 58991300,0 руб., на 2013 год - 62346130,0 руб., на 2014 год - 62346130,0 руб., на 2015 год - 62346130,0 руб.
Кроме того, для решения задач по созданию условий для развития и благополучия детей в Пермском крае будут направлены средства федерального бюджета в рамках реализации подпрограммы "Семья и дети" (федеральная целевая программа "Детство" на 2011-2015 годы), средства бюджетов муниципальных районов и городских округов Пермского края и внебюджетных источников.
Объем финансирования на реализацию Программы определяется ежегодно при формировании бюджета Пермского края и утверждается законом Пермского края о бюджете Пермского края на очередной финансовый год и плановый период.
------------------------------
1 Данная модель позволяет, во-первых, обеспечить наиболее благоприятные условия для развития семьи, развитие инфраструктуры, приспособленной для организации совместного досуга, во-вторых, такой подход будет способствовать формированию в общественном сознании установок на создание и сохранение полноценной социально ответственной семьи.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.