Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к закону Пермской области
от 18 августа 2003 г. N 923-179
Областная целевая программа
"Вузы и регион (2003 - 2005 годы)"
9 августа 2004 г.
Законом Пермской области от 9 августа 2004 г. N 1521-307 в паспорт настоящей программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона
Паспорт
областной целевой программы
"Вузы и регион (2003 - 2005 гг.)
Наименование | Областная целевая Программа "Вузы и регион (2003 - 2005 годы)" |
Инициатор Программы и основание для разработки Программы |
Администрация Пермской области Распоряжение Губернатора Пермской области от 04.06.2001 N 311-р |
Государст- венный заказчик Программы |
Администрация Пермской области |
Разработчики Программы |
Отдел социального развития аппарата Администрации Пермской области, департамент образования Пермской области, совет ректоров вузов Пермской области |
Исполнители Программы (распоряди- тели средств областного бюджета) |
Департамент образования области, управление здравоохранения области, управление по фармацевтической деятельности и производству лекарств области, комитет по молодежной политике области, органы местного самоуправления |
Цель Программы |
Развитие интеллектуального потенциала Прикамья, поддержка и повышение эффективности использования образовательной, научной, культурной базы высших учебных заведений Пермской области в интересах региона |
Сроки реализации Программы |
2003-2005 годы |
Ожидаемые результаты выполнения Программы |
Создание четырех университетских комплексов и условий для интеграции деятельности образовательных учреждений Открытие двух новых филиалов и пяти представительств вузов в городах области Создание трех центров дистанционного образования. Подготовка не менее 90 преподавателей-разработчиков курсов для реализации дистанционного обучения. Разработка не менее 100 дистанционных курсов дисциплин различных профилей для реализации дистанционных технологий Проведение ежегодного конкурса научно-педагогических коллективов кафедр высших учебных заведений Открытие межвузовского центра мониторинга образовательных услуг Прием и подготовка не менее 200 специалистов в год в вузах по целевым контрактам в рамках регионального заказа Открытие межвузовской службы содействия трудоустройству и создание во всех государственных вузах центров содействия трудоустройству Создание во всех вузах структурных подразделений по дополнительному профессиональному образованию. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка кадров с учетом потребностей области в количестве не менее 600 человек в год Обучение не менее 200 специалистов в год в рамках проекта "Подготовка территориальных кадров к вступлению России в ВТО" Оценка экологического состояния более 30 видов дикорастущих лекарственных растений Пермской области. Разработка рекомендаций по охране и рациональной эксплуатации 30 видов дикорастущих лекарственных растений Пермской области. Создание банка данных для составления Кадастра дикорастущих лекарственных растений Пермской области Создание и внедрение пяти образовательных программ по оздоровительной фармакологии для специалистов здравоохранения, фармации и населения. Выявление клинико-лабораторных особенностей течения аллергических заболеваний у 500 детей в год Организация не менее 60 концертов коллективов студенческой межвузовской филармонии Проведение в г. Перми Всероссийского конкурса молодых вокалистов Проведение не менее 15 мероприятий в год молодежным культурно-просветительским центром "Пермь Великая" Создание информационной базы данных по региональному потенциалу внутреннего туризма и молодежного туристского информационного сайта Организация ежегодных научно-практических конференций по развитию туризма в Пермской области Проведение конкурса студенческих проектов по региональному туроперейтингу Проведение 17 областных студенческих олимпиад по фундаментальным дисциплинам в год Проведение 7 студенческих научно-практических конференций в год Создание 9 учебно-методических центров в городах области по воспитанию здорового образа жизни. Охват волонтерской помощью не менее 500 подростков в год с целью профилактики девиантного поведения детей и молодежи Проведение областного конкурса студенческих проектов "Прикамский витамин" с привлечением не менее 50 участников ежегодно, установление контактов с представителями бизнеса по организации стажировок и трудоустройству студентов-победителей конкурса Организация и проведение областных профильных лагерей студенческого актива с ежегодным привлечением не менее 100 человек Организация и проведение областного конкурса самодеятельного студенческого творчества "Студенческая весна" с привлечением более 200 студенческих коллективов и сольных исполнителей Обучение 30 студентов в школе подготовки кадров "Молодая гвардия" Возрождение движения студенческих строительных отрядов в 9 вузах. Решение вопроса временного трудоустройства более 300 студентов Создание регионального образовательного портала по вопросам науки, образования и культуры региона Выпуск 5 презентационных CD-ROM дисков по социальной тематике Завершение работ по подключению вузов области к региональной компьютерной сети и создание условий по обеспечению базовыми услугами Интернет пользователей, создание WEB-сайтов вузов Создание WEB-сайта, справочника, подготовка энциклопедии на CD-ROM по тематике социально-культурной сферы региона Паспортизация не менее 100 технологий предприятий Подготовка рекомендаций по развертыванию не менее 20 новых производств, прежде всего в высокотехнологичном секторе Создание информационно-аналитической сети инновационной деятельности Innonet |
Объем и источники финансирова- ния Программы |
Из средств бюджета Пермской области в 2003 - 2005 годы - 24921 тыс. рублей, в т. ч. в 2003 году - 3200 тыс. рублей, в 2004 году -10336 тыс. рублей, в 2005 году - 11385 тыс. рублей; из внебюджетных источников - 34683 тыс. рублей, в т.ч. в 2003 году - 3623 тыс.рублей, 2004 г.-14696 тыс. рублей, 2005 году - 16364 тыс. рублей. |
Руководитель Программы |
Заместитель Губернатора области, курирующий вопросы социальной политики |
Участники Программы |
Высшие учебные заведения области, привлекаемые на конкурсной основе |
Организация контроля за реализацией Программы |
Контроль за ходом реализации Программы осуществляет Законодательное Собрание Пермской области, Администрация Пермской области, Контрольно-счетная палата Пермской области, совет ректоров вузов Пермской области |
1. Общие положения Программы
1.1. Обоснование необходимости принятия Программы
Глубина и сложность экономических и социальных проблем нашего общества, обусловленные постсоветскими реформами, возрастающая ответственность региональных и муниципальных властей за их решение, требуют максимальной мобилизации всех внутренних ресурсов и, в первую очередь, интеллектуально-творческих как основы для всей преобразовательной деятельности.
Исключительная роль в этом принадлежит системе высшего профессионального образования в силу ее разностороннего воздействия как на внутреннюю образовательную среду (подсистемы общего, начального и среднего профобразования), так и на среду внешнюю (подготовка высококвалифицированных кадров и управленческого корпуса для всех сфер общественной практики, повышение квалификации и переподготовка кадров, развитие фундаментальной науки, прикладных исследований, выполнение инновационных проектных разработок и т.д.).
Однако проблемно-разрешающий потенциал высшей школы в осуществлении радикальных реформ используется явно недостаточно в силу целого ряда причин:
финансирование вузов из федерального бюджета по "остаточному" принципу не позволяет стимулировать научный поиск, исследовательские разработки и проекты по региональной тематике в необходимых для этого объемах;
низкая заработная плата преподавателей и сотрудников вузов, порождающая, с одной стороны, циркуляцию кадров в поисках дополнительного заработка и, как следствие, снижение качества подготовки специалистов и научных разработок, а, с другой стороны, старение педагогических коллективов;
традиционная автономность и определенная самодостаточность вузов не позволяет в полной мере реализовать консолидированный потенциал вузов, особенно при решении межотраслевых, межведомственных, полифункциональных проблем.
Результатом такого положения является то, что:
реформы в региональном сообществе и реформы в системе высшего образования мало связаны друг с другом, поэтому ослабляют результативность и привлекательность реформ в целом;
неуправляемая ситуация на рынке образовательных услуг приводит зачастую к нарушению региональных интересов и неоптимальным тратам региональных ресурсов;
становится затруднительным достижение максимально возможного в существующих условиях результата преобразований и состояния устойчивого поступательного развития региона и высшей школы из-за отсутствия системы эффективного использования потенциала сторон.
Нарастание этих негативных явлений не только серьезно тормозит реформы в регионе и высшей школе, но и может привести к обострению социальных и экономических проблем в Прикамье. Выходом из этой ситуации является комплекс программных мер, направленных на содержательно-деятельностную кооперацию вузов в ходе решения масштабных региональных проблем (образовательных, экономических, молодежных, технических, экологических, социально-культурных) на основе объединения ресурсов вузов и региона.
1.2. Цели, задачи и принципы Программы
Стратегическая цель Программы: заложить социокультурные основы устойчивого развития Пермской области путем активного включения интеллектуально-творческого ресурса вузов региона в процессы социальных преобразований.
Цель Программы, определяемая сроками ее реализации, - развитие интеллектуального потенциала Прикамья, поддержка и повышение эффективности использования образовательной, научной, культурной базы высших учебных заведений Пермской области в интересах региона.
Задачи Программы:
Группа "А" - задачи, обеспечивающие стабилизацию (повышение устойчивости) регионального социума в условиях реформ:
организация системы эффективного взаимодействия высшей школы и других подсистем образования (дошкольного, дополнительного, начального и среднего профессионального);
расширение доступности высшего образования населению Пермской области;
сохранение ведущих научных, инженерно-технических, педагогических, художественных традиций и школ региона;
социализация студенческой молодежи в условиях переходного периода (быт, досуг, занятость и т. д.);
реконструкция систем усвоения этико-эстетических ценностей (патриотизма, гражданственности, служения делу, стремления к красоте и т. д.);
культурно-образовательная поддержка сельской интеллигенции;
профилактическая направленность социально-экологической работы и деятельности органов здравоохранения.
Группа "Б" - задачи, обеспечивающие развитие области путем решения региональных проблем, удовлетворения текущих потребностей:
научно-образовательная поддержка хозяйственного развития региона;
активизация инновационной деятельности в производственной и непроизводственной сферах;
информатизация социально-культурной сферы;
удовлетворение потребностей регионального рынка образовательных услуг и рынка труда. Создание системы мониторинга потребностей городов и районов в специалистах с высшим образованием;
создание регионально-ориентированной системы непрерывной подготовки и дополнительного профессионального образования кадров;
активизация деятельности вузов и повышение их роли в экономике региона.
Принципы Программы:
взаимозаинтересованность сторон (региональной власти и вузовского сообщества);
социокультурная ориентированность (т.е. образование становится базой для воспроизводства различных традиций и культуросообразных новаций);
государственно-общественный характер Программы (реализуется путем совместной организационной деятельности государственных органов власти и совета ректоров вузов, образовательных и научных учреждений, общественных организаций и т.д.);
соотнесенность федеральных, региональных и локальных интересов (преемственность данной Программы с Федеральной программой развития образования, программами по отраслям и вузовскими программами);
межвузовская интеграция и профессионально-деятельностная кооперация (соучастие в отдельных проектах и подпрограммах межвузовских временных творческих коллективов, специалистов органов управления, научных учреждений);
"образовательная возвратность" (использование полученных в ходе выполнения мероприятий программы результатов в подготовке курсов лекций, учебно-методических и научно-методических пособий);
открытость Программы (возможность подключения к ее выполнению на различных этапах новых участников с новыми проектами на конкурсной основе).
1.3. Место программы в системе нормативных правовых актов
Настоящая Программа является закономерным продолжением "Программы развития высшего профессионального, послевузовского и дополнительного профессионального образования в Пермской области на 1997 - 2000 годы", заложившей основы межвузовской кооперации, взаимозаинтересованных отношений вузов и органов власти области.
Данная Программа скоординирована с Федеральным законом "Об утверждении Федеральной программы развития образования" от 10.04.2000 N 51-ФЗ, "Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 1756-р, реализуя их установки на расширение доступности, качества и эффективности высшего профессионального образования.
Положения Программы регламентируются соответствующими федеральными Законами и Законами Пермской области "Об образовании в Пермской области" от 12.07.2001 N 1641-282, "О науке и научно-технической политике в Пермской области" от 14.05.98 N 96-2.
Мероприятия Программы соотнесены с уже принятыми и реализуемыми в регионе областными целевыми программами в части актуализации тех их разделов и направлений, которые напрямую связаны с деятельностью вузов (подготовка и переподготовка кадров, консалтинг, инновационное проектирование, научные исследования и разработки).
1.4. Механизм реализации Программы
Механизм реализации представляет собой скоординированные по срокам и направлениям действия участников и исполнителей конкретных мероприятий Программы.
Участники Программы - государственные и негосударственные высшие учебные заведения - привлекаются к реализации программных мероприятий на конкурсной основе по договору.
Создание, передача и использование научной и научно-технической продукции, а также оказание научных, научно-технических, образовательно-консультационных и иных услуг оформляются договорами между участниками и заказчиком Программы в соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми актами Пермской области.
Передача и использование участниками Программы материально-технического оборудования, приобретенного на средства областного бюджета в ходе реализации конкретных программных мероприятий, осуществляются в соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми актами Пермской области и договорами.
Реализация программных мероприятий, предполагающих кооперацию высших учебных заведений и организацию межвузовских объединений, осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Организационно-правовой статус организаций регулируется нормами Федерального закона "О некоммерческих организациях".
1.5. Управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения
Управление Программой осуществляет ее руководитель - заместитель Губернатора области, курирующий социальные вопросы. Для реализации подпрограмм 2.1 ("Вузы и система образования региона"), 2.2 ("Вузы: подготовка, повышение квалификации и переподготовка кадров") создаются рабочие группы из полномочных представителей вузов и органов государственной власти. Для реализации подпрограмм 2.3 - 2.7 и в их рамках отдельных целевых проектов - ВТК (временные творческие коллективы) на межвузовской основе.
Координацию деятельности по выполнению мероприятий Программы осуществляет отдел социальной политики аппарата Администрации области.
Распорядителями средств областного бюджета по Программе являются департамент образования области, управление здравоохранения области, управление по фармацевтической деятельности и производству лекарств области, комитет по молодежной политике области. Ежегодно при уточнении системы программных мероприятий отдел социальной политики аппарата Администрации области запрашивает у исполнителей финансово-экономическое обоснование бюджетной заявки на очередной финансовый год.
Финансирование Программы осуществляется путем направления средств областного бюджета исполнителям (распорядителям средств областного бюджета) с последующим перечислением данных средств участникам программ.
Контроль за ходом реализации Программы осуществляется:
Законодательным Собранием Пермской области,
Администрацией Пермской области,
Контрольно-счетной палатой Пермской области,
советом ректоров вузов.
1.6. Ожидаемые результаты, оценка их эффективности и последствий реализации программных мероприятий
Главный итог реализации Программы - оптимизация взаимодействия вузов и органов государственной власти Пермской области в интересах устойчивого социально-экономического развития региона.
В программируемом среднесрочном периоде ожидаются следующие результаты.
По блоку "А":
выявление и оформление государственного заказа в системе высшей школы и системе образования в целом;
системное взаимодействие государственных вузов со средним (полным) общим образованием, начальным и средним профессиональным образованием в направлениях: разработки регионального компонента общеобразовательных и профессиональных программ; новых технологий обучения; преемственности обучения в школе и вузе; подготовки и повышения квалификации педагогических кадров;
создание межвузовской службы содействия трудоустройству выпускников вузов (в том числе в отдаленные города и районы Пермской области);
подготовка высококвалифицированных специалистов в соответствии с региональными, муниципальными и иными (для организаций, предприятий, учреждений) заказами. Не менее 1000 человек в год;
создание региональной системы переобучения трудовых ресурсов, повышения квалификации и переподготовки специалистов, кооперированной подготовки научных кадров;
сохранение региональных культурных традиций как почвы для цивилизованного реформирования в:
научном образовании и воспроизводстве научных школ;
политехническом образовании и воспроизводстве инженерно-технических кадров;
художественно-эстетическом воспитании и образовании детей и молодежи, воспитании творческой интеллигенции;
углубленной психолого-педагогической подготовке учительских кадров региона;
медицинском и фармацевтическом образовании;
в аграрном образовании и подготовке специалистов для сельского хозяйства.
По блоку "Б":
осуществление эффективных научно-технических и организационно-экономических разработок по приоритетным направлениям развития производственной сферы, использования природно-ресурсной базы;
оптимизация структуры и сети учреждений высшего профессионального образования, устранение имеющихся диспропорций в подготовке кадров в разрезе специальностей;
подготовка специалистов по новым направлениям, специальностям и специализациям, необходимым хозяйственному комплексу области, включая подготовку в рамках регионального заказа, в т.ч. для депрессивных территорий, не менее 500 человек в год;
формирование структур координации, обучения и обеспечения инновационной и предпринимательской деятельности в производственной и непроизводственной сферах;
обеспечение качественного сдвига в информатизации социальной сферы области и использовании новых информационных технологий в социальном управлении и образовательном процессе;
организация системы мониторинга социально-культурных потребностей городов и районов области;
подготовка, переподготовка и повышение квалификации управленческих кадров различных уровней, способных обеспечить устойчивое развитие региона, в соответствии с договорами, но не менее 100 человек в год;
максимальное вовлечение студенческой молодежи в процессы региональных реформ путем привлечения к разработке и реализации инициативных проектов, в том числе научно-исследовательской и экспериментальной отработке новых социальных технологий, формирование на этой основе нового поколения интеллигенции области.
Оценка ожидаемой эффективности результатов Программы может быть осуществлена статистическим, информационно-аналитическим, нормативно-экономическим методами.
Ожидаемые результаты реализации программных мероприятий будут способствовать достижению целей и задач, определенных в "Стратегии социально-экономического развития Пермской области" в части развития социальной сферы области и модернизации ее экономики.
1.7. Финансовое обеспечение Программы
Программа реализуется за счет средств бюджета Пермской области и внебюджетных источников вузов. В качестве внебюджетных источников предусматриваются средства вузов, получаемые от платного обучения российских и зарубежных студентов, оказания дополнительных образовательных услуг, проведения научно-исследовательских работ и других видов деятельности, установленных законодательством.
2. Целевые подпрограммы
2.1. Вузы и система образования региона
Содержание проблемы
В силу экономических трудностей современного периода миграционная подвижность населения Пермской области, связанная с получением высшего профессионального образования, очень ограничена. В связи с этим население вынуждено получать образовательные услуги, оказываемые по месту проживания, на платной основе. Многочисленные филиалы иногородних вузов, работающие в области, далеко не всегда обеспечивают уровень обучения, отвечающий требованиям государственных образовательных стандартов, и работают, как правило, на удовлетворение конъюнктурного спроса на так называемые "престижные" специальности без учета потребностей регионального рынка рабочей силы. При этом значительная часть средств от оплаты за обучение "уходит" за пределы региона, а в Пермской области появляется избыток специалистов с дипломами о высшем образовании, (например, экономисты, юристы, бухгалтеры и т. д.).
Вузы, имеющие государственную аккредитацию и соответственно могущие дать качественное высшее профессиональное образование, сосредоточены главным образом в областном центре - в г. Перми.
Цели и задачи
Обеспечение доступности качественного образования молодежи и населению Пермской области путем:
содействия созданию сети филиалов и представительств государственных Пермских вузов в районах и городах области;
развития системы непрерывного образования в территориях через организацию вузовских (университетских) комплексов и межвузовских структур;
развития инфраструктуры дистанционного обучения для получения как высшего профессионального образования, так и дополнительного (общеразвивающего, специального и т. д.).
Ожидаемые результаты
Расширение доступности высшего профессионального образования в государственных вузах населению Пермской области.
Решение кадровой проблемы за счет роста образовательного и профессионального уровня лиц, постоянно проживающих в территориях.
Создание условий для более результативного осуществления преемственности и непрерывности образования молодежи.
N п/п |
Наименование мероприятия |
Место внедрения | Срок испол- нения |
Ответстве- нные исполните- ли |
Источни- ки финанси- рования |
Объем финансирования тыс. рублей |
Результаты. Конечные программные показатели |
|
2003- 2005 г. |
в т.ч. 2003 год |
|||||||
2.1 | Вузы и система образования региона | |||||||
2.1.1 | Содействие созданию университетс- ких комплексов и условий для интеграции деятельности образователь- ных учреждений |
Пермская область | 2004- 2005 |
Департа- мент образова- ния, вузы |
Област- ной бюджет, средства вузов |
628 | - | Создание 4-х университетских комплексов с целью удовлетворения образовательных потребностей населения в квалифицированных специалистах на основе интеграции всех видов ресурсов, осуществления многоканального финансирования |
2.1.2 | Содействие созданию новых филиалов, представи- тельств вузов в городах области |
Пермская область | 2003- 2005 |
Департа- мент образова- ния, вузы |
- | - | Повышение доступности качественного высшего профессионального образования для молодежи и населения Пермской области. Открытие 2-х новых филиалов и 5-ти представительств вузов |
|
2.1.3 | Формирование и развитие региональной системы дистанционно- го образования |
Пермская область | 2004- 2005 |
Департа- мент образова- ния, вузы |
Област- ной бюджет, средства вузов |
1043 | - | Формирование региональной информационно-об- разовательной среды. Создание 3-х центров дистанционного образования. Подготовка не менее 90 преподавателей- разработчиков курсов для реализации дистанционного обучения. Разработка не менее 100 дистанционных курсов дисциплин различных профилей для реализации дистанционных технологий обучения |
2.1.4 | Организация и проведение конкурса "Научные достижения кафедр высших учебных заведений - в развитие и укрепление потенциала области" |
Пермская область | 2003- 2005 |
Департа- мент образова- ния |
Област- ной бюджет |
636 | 212 | Ежегодный конкурс научно-педагоги- ческих коллективов кафедр высших учебных заведений. Определение и награждение победителя и призеров конкурса |
Итого | 2307 | 212 | ||||||
в т.ч. областной бюджет |
2018 | 212 | ||||||
Средства вузов |
289 | - |
2.2. Вузы: подготовка, повышение квалификации и переподготовка кадров
Содержание проблемы
Радикальные реформы во всех сферах жизни российского общества определяют потребность в подготовке специалистов, способных эффективно работать в условиях рыночных отношений во всех без исключения секторах экономики и областях человеческой деятельности.
Ориентация общества преимущественно на рыночные способы регулирования спроса на специалистов с высшим профессиональным образованием, качество их подготовки, удовлетворения услуг по повышению квалификации и переподготовки кадров столкнулись с целым рядом проблем:
отсутствие механизмов определения реальных потребностей в квалифицированных кадрах хозяйствующих структур приводит к диспропорциям в подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием как вследствие недостаточного знания рынка, так и слабой координации действий между вузами и реальными (или потенциальными) потребителями кадров;
дефицит специалистов в ряде отраслей экономики и социальной сферы (например, в индустрии туризма, гостиничном бизнесе, лесном хозяйстве) и в то же время их перепроизводство для других отраслей (экономистов, бухгалтеров, юристов) создает в регионе кадровый дисбаланс;
высокий динамизм пореформенных преобразований и темпов общественного развития в ХХI веке в целом требует усиления адаптационной мобильности и профессионально-культурного творчества специалистов и, как следствие, перестройки системы повышения квалификации и переподготовки кадров на интегративной, межвузовской основе;
сложившаяся практика регионального заказа на подготовку специалистов с высшим образованием не отвечает потребностям региона и вузов, практически отсутствует опыт регионального заказа вузам на повышение квалификации, дополнительное профессиональное образование и переподготовку кадров для общественного сектора;
отказ от системы государственного распределения выпускников вузов при отсутствии гарантий социальной обеспеченности для молодых специалистов и их семей приводит к серьезным трудностям в трудоустройстве профессиональных кадров высшей квалификации, а также неэффективному их использованию.
Цели и задачи
Цель - оптимизация вузовского потенциала, потребностей и возможностей органов государственного и муниципального управления в сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации высококвалифицированных кадров.
Задачи:
Создание системы мониторинга образовательных услуг в Пермской области.
Координация и интеграция деятельности вузов и региональных служб в области маркетинга и стратегического планирования образовательной деятельности и образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования.
Приведение практики регионального заказа на подготовку специалистов в соответствие с новым организационно-экономическим механизмом высшей школы, определенным Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года.
Подготовка специалистов по новым, необходимым для развития региона, специальностям и специализациям.
Создание системы поддержки трудоустройства выпускников вузов.
Развитие региональной системы повышения квалификации и переподготовки кадров путем межвузовской и межведомственной (межотраслевой) кооперации действующих и создания новых структур дополнительного (профессионального) образования.
Ожидаемые результаты
Повышение качества подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием в результате реализации мероприятий по модернизации образования и его регионализации.
Получение объективной информации о региональной потребности в специалистах с высшим профессиональным образованием путем осуществления мониторинга образовательных услуг.
Создание регионального межвузовского центра мониторинга образовательных услуг как основы управления системой высшего профессионального образования на региональном уровне, обеспечивающей ее функционирование и развитие в рыночных условиях.
Преодоление диспропорций в подготовке специалистов в разрезе направлений, специальностей и специализаций путем межвузовской координации и кооперации, а также правового и организационно-управленческого регулирования деятельности субъектов рынка высшего профессионального образования.
Подготовка специалистов по новым специальностям и специализациям, обеспечивающим развитие различных сфер хозяйства области.
Повышение эффективности формирования и реализации регионального заказа на подготовку специалистов, увеличение количества студентов, обучающихся на основе целевых контрактов и социально-культурных заказов, подкрепленных финансированием.
Существенное увеличение доли студентов, трудоустроенных центрами вузов и центрами занятости в течение 1 года после окончания; уменьшение числа работников, имеющих высшее образование и работающих не по специальности.
Создание модели регионально ориентированной межвузовской структуры дополнительного профессионального образования специалистов для различных отраслей областного хозяйственного комплекса.
Законом Пермской области от 9 августа 2004 г. N 1521-307 в пункт 2.2 раздела 2 настоящей программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона
N п/п |
Наименование мероприятия | Место внедре- ния |
Срок испол- нения |
Ответст- венные исполни- тели |
Источ- ники финан- сирова- ния |
Объем финансирования тыс. рублей |
Результаты. Конечные программные показатели |
|||
2003- 2005 годы |
в т. ч. 2003 год |
|||||||||
2.2 | Вузы: подготовка, повышение квалификации и переподготовка кадров | |||||||||
2.2.1 | Создание регионального межвузовского центра мониторинга образовательных услуг. Разработка системы методического, информационного, материально-технического и организационного обеспечения мониторинга регионального рынка труда |
Пермс- кая область |
2003- 2005 |
Департа- мент образова- ния, вузы |
Област- ной бюджет, средст- ва вузов |
1249 | 438 | Открытие межвузовского центра мониторинга образовательных услуг. Получение достоверной и объективной информации об образовательных потребностях населения, о потребности в кадрах района (города), перечне и качестве образовательных услуг как основы регулирования социально-экономичес- кой и социально-культурной ситуации |
||
2.2.2 | Целевая контрактная подготовка специалистов (поддержка студентов, обучающихся в рамках целевой контрактной подготовки в вузах, посредством установления надбавки к стипендии, оплаты проезда, методической литературы, расходов на производственную практику, а также выплаты подъемных выпускникам при их трудоустройстве в соответствии с условиями контракта) |
Пермс- кая область |
2003- 2005 |
Департа- мент образова- ния,органы местного самоуправ- ления, вузы |
Област- ной бюджет, средст- ва вузов |
33027 | 1057 | Прием и подготовка не менее 200 специалистов в год в вузах по целевым контрактам в рамках регионального заказа |
||
2.2.3 | Содействие открытию новых специальностей |
Пермс- кая область |
2003- 2005 |
Департа- мент образова- ния, вузы |
- | - | Подготовка высококвалифицирован- ных специалистов по новым для региона специальностям |
|||
2.2.4 | Создание вузовских центров и межвузовской службы содействия трудоустройству выпускников |
Пермс- кая область |
2003- 2005 |
Департа- мент образова- ния, вузы |
Област- ной бюджет, средст- ва вузов |
350 | 215 | Создание во всех государственных вузах центров содействия трудоустройству. Открытие межвузовской службы содействия трудоустройству. Консультирование студентов по вопросам вторичной занятости, помощь выпускникам вузов, обучавшимся по региональному заказу, в трудоустройстве с учетом полученной квалификации |
||
2.2.5 | Организация структурных подразделений вузов, осуществляющих повышение квалификации и профессиональную переподготовку специалистов |
Пермс- кая область |
2003- 2005 |
Департа- мент образова- ния, вузы |
Област- ной бюджет, средст- ва вузов |
773 | 258 | Создание во всех вузах структурных подразделений по дополнительному профессиональному образованию. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка кадров с учетом потребностей области в количестве не менее 600 человек в год |
||
Итого | 35399 | 1968 | ||||||||
в т.ч. областной бюджет | 15362 | 1432 | ||||||||
Средства вузов | 20037 | 536 |
2.3. Экология региона и здоровье населения
Содержание проблемы
Пермская область относится к экологически неблагоприятным районам России. Проведенные научные исследования свидетельствуют о том, что основными загрязняющими веществами, с учетом коэффициента опасности, являются: метан, диоксид азота, диоксид серы, марганец и его соединения, оксид углерода. Значительная экологическая нагрузка способствует как повышению уровня заболеваемости, так и увеличению продолжительности болезни. Среди детей, проживающих в Пермской области, отмечается высокий процент аллергических заболеваний (в г.Перми - 58%). Факторами химического риска для здоровья населения являются: углеводороды, окись углерода, фенол, аммиак, сернистый ангидрид, двуокись азота, окись ванадия, фурфурол, органические спирты, ацетон.
Оценка эффективности реализации программы медико-экологической реабилитации в Орджоникидзевском районе областного центра показала, что общий ущерб, предотвращенный с помощью медико-экологической реабилитации, составил суммарно 1200,23 руб. на одного пациента. Он складывается из предотвращенных ущербов, связанных с дополнительной онкозаболеваемостью и заболеваемостью органов дыхания, а также смертностью от онкопатологии. При общих затратах в 1 тыс. рублей экономический эффект от медико-экологической реабилитации равен более 200 рублей/чел.
Цель и задачи
Цель - внедрить современные организационно-правовые нормативы, регламентирующие обеспечение экологической безопасности в регионе, новые медицинские и фармацевтические технологии профилактики, лечения и реабилитации экологозависимых заболеваний населения г. Перми и Пермской области.
Задачи:
Оценка экологического состояния, изучение ареалов и разработка рекомендаций по охране зарослей и заготовке сырья дикорастущих лекарственных растений.
Разработка методологических основ реализации профилактической концепции в организации фармацевтической деятельности.
Изучение клинико-эпидемиологических особенностей заболеваний, передаваемых клещами.
Создание новых методов диагностики и лечения аллергических заболеваний с использованием природных ресурсов области.
Разработка и совершенствование методов профилактики, диагностики и лечения хирургических заболеваний и травм с использованием новых сберегающих и высоких технологий.
Проведение фармакоэкономического анализа лекарственных средств, используемых в государственном и муниципальном секторе здравоохранения.
Организация аптечной службы в лечебно-профилактических учреждениях.
Ожидаемые результаты
Комплект документов по оценке запасов дикорастущих лекарственных растений Пермской области по экологическим параметрам и возможностям их распространения и рационального использования.
Создание и внедрение образовательных программ по фармакологии и медико-социальным проблемам.
Выявление природных очагов заболеваний, передаваемых клещами. Разработка новых методов лабораторной диагностики заболеваний, способствующих раннему распознаванию и своевременному лечению. Уменьшение хронических форм заболеваний.
Повышение качества диагностики аллергии. Снижение стоимости профилактических мероприятий и лечения аллергических заболеваний.
Улучшение результатов хирургического лечения и исходов заболеваний и травматических повреждений легких, печени и желчевыводящих путей с применением малоинвазивных операций.
Повышение эффективности государственного регулирования обеспечения населения и лечебно - профилактических учреждений лекарственными средствами.
N п/п |
Наименование мероприятия |
Место внедре- ния |
Срок испо- лне- ния |
Ответственные исполнители |
Источни- ки финанси- рования |
Объем финансирова- ния, тыс. рублей |
Результаты. Конечные программные результаты |
|
2003- 2005 годы |
в т.ч. 2003 год |
|||||||
2.3 | Экология региона и здоровье населения | |||||||
2.3.1 | Изучение запасов, рациональное использование и охрана зарослей дикорастущих лекарственных растений Пермской области |
Пермская область |
2003- 2005 |
Управление по фармацевтиче- ской деятельности и производству лекарств области, вузы |
Област- ной бюджет, средства вузов |
781 | 317 | Оценка экологического состояния более 30 видов дикорастущих лекарственных растений Пермской области. Разработка рекомендаций по охране и рациональной эксплуатации 30 видов дикорастущих лекарственных растений Пермской области. Создание банка данных для составления Кадастра дикорастущих лекарственных растений Пермской области (до 9-ти показателей для каждого вида изученного растения) и электронной карты их распространения |
2.3.2 | Фармацевтическая профилактика в охране здоровья населения Прикамья |
Пермская область |
2003- 2005 |
Управление здравоохране- ния области, вузы |
Област- ной бюджет, средства вузов |
785 | 339 | Создание и внедрение пяти образовательных программ по оздоровительной фармакологии для специалистов здравоохранения, фармации и населения, методических рекомендаций по организации и функционированию валеологической аптеки. Создание популярных программ по отдельным регионально значимым медико-социальным проблемам: "Профилактика онкопатологии, "Коррекция пищевого статуса", "Вакцинопротекция", "Антигрипп", "Профилактика инсультов" |
2.3.3 | Изучение клинико-эпидемиоло- гических особенностей передаваемых клещами заболеваний (иксодовые клещевые боррелиозы, клещевой энцефалит, эрлихиоз) и разработка новых методов их лабораторной диагностики и лечения |
Пермская область |
2003- 2005 |
Управление здравоохране- ния области, вузы |
Област- ной бюджет, средства вузов |
211 | 120 | Выявление природных очагов заболеваний. Установление частоты встречаемости различных инфекционных заболеваний, передаваемых иксодовыми клещами (клещевой энцефалит, иксодовый боррелиоз), включая новые и ранее неизвестные (эрлихиоз, бабезиоз). Разработка новых методов лабораторной диагностики, способствующих раннему распознаванию и своевременному лечению заболеваний. Уменьшение хронических форм заболеваний |
2.3.4 | Разработка новых методов диагностики и лечения аллергических заболеваний с использованием природных ресурсов Пермской области |
Пермская область |
2003- 2005 |
Управление здравоохране- ния области, вузы |
Област- ной бюджет, средства вузов |
696 | 256 | Выявление клинико-лабораторных особенностей течения аллергических заболеваний у 500 детей в год. Разработка новых методик диагностики аллергического процесса у больных бронхиальной астмой и эффективных способов лечения аллергодерматозов с помощью природных минеральных вод, рассолов и грязей Пермской области. Удешевление материальных затрат при лечении составит 35%. Предложенные способы лечения повысят эффективность терапии у 75% детей, удлинят периоды ремиссии на 3-4 месяца, сократят число рецидивов в 2 раза. Издание монографии, 2-х учебных пособий для врачей |
2.3.5 | Разработка и совершенствование методов профилактики, диагностики и лечения хирургических заболеваний и травм с использованием новых сберегающих и высокоэффективных технологий |
Пермская область |
2004- 2005 |
Управление здравоохране- ния области, вузы |
Област- ной бюджет, средства вузов |
3136 | - | Улучшение результатов хирургического лечения заболеваний и травматических повреждений легких, печени и желчевыводящих путей с применением малоинвазивных операций. Снижение материальных расходов на лечение. Разработка новых методик хирургического лечения заболеваний легких, печени, желчных путей. Издание методических рекомендаций, учебных пособий. Организация и проведение республиканской научно-практической конференции |
2.3.6 | Проведение фармакоэкономичес- кого анализа лекарственных средств, используемых в государственном и муниципальном секторе здравоохранения |
Пермская область |
2003- 2005 |
Управление по фармацевтиче- ской деятельности и производству лекарств области, вузы |
Област- ной бюджет, средства вузов |
462 | 176 | Рекомендации органам управления здравоохранением и фармацией, лечебно-профилактическим учреждениям для принятия управленческих решений по рациональному обеспечению населения лекарственными и финансовыми средствами |
2.3.7 | Оптимизация фармацевтического обслуживания населения в лечебно-профилакти- ческих учреждениях |
Пермская область |
2003- 2005 |
Управление по фармацевтиче- ской деятельности и производству лекарств области, вузы |
Област- ной бюджет, средства вузов |
470 | 137 | Рекомендации по организации аптечной службы в лечебно - профилактических учреждениях. Оптимизация лекарственного снабжения лечебно-профилактических учреждений, обеспечение фармацевтического контроля за хранением, сроками годности, использованием лекарств, практическое внедрение рекомендаций аптечных служб в лечебно-профилактических учреждениях |
Итого | 6541 | 1345 | ||||||
в т.ч. областной бюджет |
1660 |
463 |
||||||
Средства вузов | 4881 | 882 |
2.4. Развитие культурной среды региона
Содержание проблемы
Сложная и противоречивая современная социокультурная ситуация в Пермском регионе, как и в России в целом, в значительной степени характеризуется утратой традиций всеобщего эстетико-нравственного воспитания детей и молодежи, недоступностью ряда ценностей культуры большинству населения, особенно периферийных территорий, распадом еще недавно хорошо отработанной системы культурно-просветительской работы, коммерциализацией и в определенной мере криминализацией рекреативно - развлекательной среды.
Население области слабо знает историю, культуру, традиции - т. е. духовное богатство Пермского края, как и кем оно преумножается сегодня. Это не способствует подъему общей культуры Пермяков, воспитанию чувства патриотизма, гражданственности, сопричастности к судьбе "земли Пермской" и ответственности за ее будущее.
Цель и задачи
Основной целью мероприятий подпрограммы является усиление культурно-воспитательного воздействия на различные группы населения Прикамья путем активизации творческого ресурса студенчества.
Задачи:
Создание условий для проявления и развития художественно-творческих способностей студентов.
Обеспечение доступности лучших культурных образцов студенческого художественного творчества населению Пермской области в ходе концертно-гастрольной деятельности.
Возрождение традиций культурного просвещения и апробация инновационных форм трансляции культуры.
Развитие на межвузовской основе туристско-экскурсионной деятельности по изучению и пропаганде историко-культурного наследия Прикамья.
Ожидаемые результаты
Развитие художественно-эстетического воспитания студенчества в рамках студенческой концертно-театральной весны, формирование культурных потребностей студенчества, организация содержательного досуга.
Расширение географии концертно-исполнительской деятельности вузовских художественных коллективов в районах и городах Пермской области, поддержка молодых талантов.
Организация на системной основе культурно-просветительской работы в территориях области.
Воспитание чувства патриотизма у населения, особенно у детей и молодежи, уважения и гордости за историю, культуру и современную мировую известность "Перми Великой", как условие духовного объединения Пермяков, их "укоренения" на Пермской земле.
Повышение социально-культурной привлекательности Пермской области, расширение делового туризма, развитие въездного и внутрирегионального туризма, а также международных студенческих контактов.
/-------------------------------------------------------------------------------------------------------------\
| N | Наименование | Место | Срок | Ответст- |Источ- | Объем | Результаты. |
| п/п | мероприятия |внедре-| испол-| венные | ники |финансирования,| Конечные программные показатели |
| | | ния | нения |исполните-| финан-| тыс. рублей | |
| | | | | ли |нирова-|---------------| |
| | | | | | ния |2003-2005| в | |
| | | | | | | годы |т.ч. | |
| | | | | | | |2003 | |
| | | | | | | | год | |
|-----+-------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|2.4. |Развитие культурной среды региона |
|-----+-------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|2.4.1|Создание |Пермс- | 2003- |Департа- |Област-| 917 | 289 |Расширение географии |
| |студенческой | кая | 2005 |мент |ной | | |концертно-исполнительской |
| |межвузовской |область| |образова- |бюджет,| | |деятельности вузовских |
| |филармонии | | |ния |средст-| | |художественных коллективов в |
| | | | |области, |ва | | |городах и районах Пермской |
| | | | |вузы |вузов | | |области, содействие становлению |
| | | | | | | | |молодых талантов. Организация не |
| | | | | | | | |менее 60 концертов, проведение в |
| | | | | | | | |г. Перми Всероссийского конкурса |
| | | | | | | | |молодых вокалистов |
|-----+------------------+-------+-------+----------+-------+---------+-----+---------------------------------|
|2.4.2|Создание клуба |Пермс- | 2003- |Департа- |Област-| 156 | 52 |Содействие формированию будущей |
| |реформаторов | кая | 2005 |мент |ной | | |интеллектуально - культурной |
| |(студенты и |область| |образова- |бюджет,| | |элиты региона и резерва кадров, |
| |известные деятели)| | |ния |средст-| | |обеспечение преемственности в |
| | | | |области, |ва | | |осуществлении реформ. Регулярное|
| | | | |вузы |вузов | | |проведение заседаний клуба (1 раз|
| | | | | | | | |в 2 месяца) с приглашением |
| | | | | | | | |депутатов Государственной Думы |
| | | | | | | | |Российской Федерации, |
| | | | | | | | |Законодательного Собрания обла- |
| | | | | | | | |сти, Пермской городской Думы, |
| | | | | | | | |руководителей структур |
| | | | | | | | |Администрации области, |
| | | | | | | | |общественных организаций, |
| | | | | | | | |представителей бизнеса, СМИ, |
| | | | | | | | |культуры, образования, науки |
|-----+------------------+-------+-------+----------+-------+---------+-----+---------------------------------|
|2.4.3|Организация |Пермс- | 2003- |Департа- |Област-| 444 | 173 |Патриотическое воспитание |
| |деятельности | кая | 2005 |мент |ной | | |посредством сохранения и изучения|
| |молодежного |область| |образова- |бюджет,| | |регионального культурного |
| |культурно-просве- | | |ния |средст-| | |наследия и "трансляции" его на |
| |тительского центра| | |области, |ва | | |уровень массового сознания; |
| |"Пермь Великая" | | |вузы |вузов | | |сохранение в регионе баланса |
| | | | | | | | |между традиционными и |
| | | | | | | | |инновационными формами |
| | | | | | | | |деятельности. Организация |
| | | | | | | | |культурно-просветительским |
| | | | | | | | |центром не менее 15 мероприятий в|
| | | | | | | | |год (выставки молодых художников,|
| | | | | | | | |презентации книг Пермских |
| | | | | | | | |авторов, кино- и видео |
| | | | | | | | |конференций, лектории, |
| | | | | | | | |музыкальные и литературные |
| | | | | | | | |вечера) |
|-----+------------------+-------+-------+----------+-------+---------+-----+---------------------------------|
|2.4.4|Организация |Пермс- | 2003- |Департа- |Област-| 537 | 162 |Анализ отраслевого, макро- и |
| |студенческого | кая | 2005 |мент |ной | | |микро экономического развития |
| |учебно-производст-|область| |образова- |бюджет,| | |Пермской области; расширение |
| |венного | | |ния |средст-| | |делового туризма и международных |
| |туристического | | |области, |ва | | |студенческих контактов; повышение|
| |центра | | |вузы |вузов | | |социально-экономической и |
| | | | | | | | |социально-культурной |
| | | | | | | | |привлекательности Пермской |
| | | | | | | | |области. Создание информационной |
| | | | | | | | |базы данных по региональному |
| | | | | | | | |потенциалу внутреннего |
| | | | | | | | |(выездного) туризма и молодежного|
| | | | | | | | |туристского информационного |
| | | | | | | | |сайта, организация ежегодных |
| | | | | | | | |научно-практических конференций |
| | | | | | | | |по развитию туризма в Пермской |
| | | | | | | | |области, проведение конкурса |
| | | | | | | | |студенческих проектов по |
| | | | | | | | |региональному туроперейтингу |
|-----+------------------+-------+-------+----------+-------+---------+-----+---------------------------------|
| |Итого | | | | | 2054 | 676 | |
|-----+------------------+-------+-------+----------+-------+---------+-----+---------------------------------|
| |в т.ч. областной | | | | | 815 | 263 | |
| |бюджет | | | | | | | |
|-----+------------------+-------+-------+----------+-------+---------+-----+---------------------------------|
| |Средства вузов | | | | | 1239 | 413 | |
\-------------------------------------------------------------------------------------------------------------/
2.5. Вузы и молодежь Прикамья
Содержание проблемы
Одним из ведущих противоречий современного периода российской истории является то, что осуществляемые в настоящее время радикальные социально-экономические и иные реформы по своим результатам ориентированы на молодежь. Однако же те, во имя кого совершаются грандиозные социальные трансформации, не будучи включенными в реальную преобразовательную практику, плохо представляют себе ради чего проводятся реформы. Отсутствие высоких ценностных установок, понимания своего места в происходящих процессах, отстраненность от них рождает безучастность, нигилизм, крайний индивидуализм, уход "в себя", иждивенчество, не способствует заинтересованному участию в преобразовании жизни, формированию ответственности за свое будущее.
Цель и задачи
Основной целью данной подпрограммы является привлечение студенческой молодежи в условиях переходного периода к решению социально-экономических проблем региона, поддержка научно-исследовательской деятельности молодых людей и их общественных инициатив в реализации различных социальных проектов.
Задачи:
Поддержка профессионально-познавательной активности, научно-исследовательской деятельности студентов и экспериментальная отработка новых социальных технологий в молодежной среде.
Вовлечение молодежи в социально значимые дела.
Формирование лидерских качеств у молодых специалистов.
Ожидаемые результаты
Развитие общественных инициатив молодежи, обогащение социального опыта, снижение негативных тенденций в развитии молодежной субкультуры, активизация научно-исследовательской, научно-практической деятельности студентов, формирование представителей будущей региональной элиты.
N п/п |
Наименование мероприятия | Место внедре- ния |
Срок испо- лне- ния |
Ответст- венные исполни- тели |
Источ- ники финан- сирова- ния |
Объем финансирования тыс. рублей |
Результаты. Конечные программные показатели |
||
2003- 2005 годы |
в т.ч. 2003 год |
||||||||
2.5 | Вузы и молодежь Прикамья | ||||||||
2.5.1 | Организация областных студенческих олимпиад по фундаментальным дисциплинам: физике, математике, сопротивлению материалов, химии, биологии, географии, информатике, педагогике, психологии |
Пермская область |
2003- 2005 |
Департа- мент образова- ния области, вузы |
Област- ной бюджет, средства вузов |
507 | 169 | Развитие и поддержка творческого потенциала студентов. Проведение 17 областных студенческих олимпиад в год |
|
2.5.2 | Проведение студенческих научно-практических конференций |
Пермская область |
2003- 2005 |
Департа- мент образова- ния области, вузы |
Област- ной бюджет, средства вузов |
295 | 98 | Организация информационного пространства, обеспечение молодежи научной и методической информацией. Проведение 7 студенческих научно-практических конференций в год |
|
2.5.3 | Организация студенческого волонтерского движения по профилактике девиантного поведения детей и молодежи |
Пермская область |
2003- 2005 |
Департа- мент образова- ния области, вузы |
Област- ной бюджет, средства вузов |
1850 | 406 | Создание 9 учебно-методических центров по профилактике девиантного поведения детей. Разработка и реализация перечня реабилитационных мероприятий для воспитанников детских домов, видеозаписи программ "Подсказка" и "Родительское собрание"; повышение педагогической культуры родителей; влияние семейного воспитания на профилактику девиантного поведения детей. Охват волонтерской помощью не менее 500 подростков в год |
|
2.5.4 | Организация и проведение областного конкурса студенческих проектов "Прикамский витамин" |
Пермская область |
2004- 2005 |
Комитет по молодеж- ной политике области, вузы |
Област- ной бюджет, средства вузов |
350 | - | Развитие проектной деятельности, привлечение студенчества к научной деятельности. Определение лучших работ, установление контактов с представителями бизнеса по организации стажировок и трудоустройству студентов-победите- лей конкурса, с привлечением не менее 50 участников ежегодно |
|
2.5.5 | Организация и проведение областных профильных лагерей студенческого актива |
Пермская область |
2004- 2005 |
Комитет по молодеж- ной политике области, вузы |
Област- ной бюджет, средства вузов |
900 | - | Формирование кадрового резерва региона, формирование и повышение эффективности деятельности молодежных общественных объединений. Ежегодное привлечение к работе профильных лагерей не менее 100 человек |
|
2.5.6 | Организация и проведение областного конкурса самодеятельного студенческого творчества "Студенческая весна" |
Пермская область |
2004- 2005 |
Комитет по молодеж- ной политике области, вузы |
Област- ной бюджет, средства вузов |
500 | - | Развитие самодеятельного студенческого творчества, организация позитивных форм досуга. Привлечение более 200 студенческих коллективов и сольных исполнителе в год |
|
2.5.7 | Организация и проведение школы подготовки кадров "Молодая гвардия" |
Пермская область |
2004- 2005 |
Комитет по молодеж- ной политике области, вузы |
Област- ной бюджет, средства вузов |
1000 | - | Курсовое обучение в течение 2-х лет 30 студентов, прошедших конкурсный отбор |
|
2.5.8 | Создание в каждом вузе штаба студенческих отрядов |
Пермская область |
2004- 2005 |
Комитет по молодеж- ной политике области, вузы |
- | - | Возрождение движения студенческих строительных отрядов в 9 вузах. Решение вопроса временного трудоустройства более 300 студентов |
||
Итого | 5402 | 673 | |||||||
в т.ч. областной бюджет | 2589 | 354 | |||||||
Средства вузов | 2813 | 319 |
2.6. Создание единой информационной научно-образовательно-культурной среды Пермской области
Содержание проблемы
Проведение в области единой информационной политики является необходимым элементом ее экономического, культурного и духовного развития. Создание для этого интегрированной информационной среды средствами современных технологий будет способствовать осуществлению эффективной региональной социальной политики.
Цель и задачи
Основной целью данной подпрограммы является удовлетворение потребностей жителей Пермской области в информации о состоянии и развитии науки, образования и культуры региона.
Задачи:
Создание и поддержка информационного портала по вопросам науки, образования и культуры региона.
Развитие региональной компьютерной сети системы науки, образования и культуры.
Подготовка электронных материалов, отражающих культурную жизнь региона.
Создание и поддержка региональной информационно-сервисной службы социально-культурной сферы области.
Ожидаемые результаты
Получение оперативной и регулярно обновляемой информации о региональной системе образования и культуры, деятельности отдельных учебных заведений и учреждений культуры, включая библиотеки разного уровня.
Создание системы оперативного доступа населения к образовательно-культурной информации на базе специализированного информационного портала.
Подключение всех вузов Пермской области к региональной компьютерной сети и создание Web-сайтов, отражающих возможности вузов в оказании образовательных услуг, осуществлении научных исследований.
Подготовка электронных материалов по проблемам художественной, музыкальной, изобразительной культуры Пермской области, истории развития ее культуры, формирования культурных традиций народов, проживающих на территории Прикамья. Первый выпуск энциклопедии на CD-ROM, посвященной культурной жизни региона.
Создание информационно-сервисной службы по проблемам социально-культурной жизни области для осуществления информационного обслуживания населения, органов государственной власти области и органов местного самоуправления.
N п/п |
Наименование мероприятия |
Место внедре- ния |
Срок испо- лне- ния |
Ответст- венные исполни- тели |
Источни- ки финанси- рования |
Объем финансирования, тыс. рублей |
Результаты. Конечные программные результаты |
|
2003- 2005 г. |
в т.ч. 2003 г. |
|||||||
2.6 | Создание единой информационной научно-образовательно-культурной среды | |||||||
2.6.1 | Cоздание и поддержка информационного портала по вопросам науки, образования и культуры региона |
Пермская область |
2003- 2005 |
Департа- мент образова- ния области, вузы |
Област- ной бюджет, средства вузов |
680 | 104 | Региональный образовательный портал, включающий в себя следующие службы, сервисы и ресурсы: информационную, новостную, трансляции обновлений, рассылок, поиска и навигации по ресурсам портала, поиска по ключевым словам, интерактивного общения, зеркалирования, мониторинга и статистики, размещения рекламы, аутентификации и авторизации доступа |
2.6.2 | Развитие региональной компьютерной сети образования, науки и культуры |
Пермская область |
2003- 2005 |
Департа- мент образова- ния области, вузы |
Област- ной бюджет, средства вузов |
963 | 13 | Завершение работ по подключению вузов области к региональной компьютерной сети, создание условий по обеспечению базовыми услугами Интернет пользователей, создание WEB-сайтов вузов. Сеть послужит физической основой для информационного доступа всех категорий населения Пермской области к информационным ресурсам культуры, образования и науки |
2.6.3 | Создание электронных материалов, отражающих культурную жизнь региона |
Пермская область |
2003- 2005 |
Департа- мент образова- ния области, вузы |
Област- ной бюджет, средства вузов |
399 | 59 | Выпуск 5 презентационных CD-ROM дисков по социальной тематике, что позволит населению Пермской области, гостям из России и зарубежья получать полную информацию о культурной жизни региона, представленную на современных носителях |
2.6.4 | Создание и поддержка региональной информационно-се- рвисной службы социально-культу- рной сферы региона |
Пермская область |
2003- 2005 |
Департа- мент образова- ния области, вузы |
Област- ной бюджет, средства вузов |
232 | - | Создание WEB-сайта, справочника, подготовка энциклопедии на CD-ROM по тематике социально-культурной сферы региона |
Итого | 2274 | 176 | ||||||
в т.ч. областной бюджет |
1289 | - | ||||||
Средства вузов | 985 | 176 |
2.7. Активизация технологического комплекса предприятий Прикамья
Содержание проблемы
Переход к инновационному пути развития региона требует активизации технологического комплекса предприятий области. Сами предприятия являются необходимыми участниками процесса разработки инновационных проектов и потребителями их результатов. В этой связи необходимо иметь реальное представление о состоянии производственного комплекса области и используемых предприятиями технологий. Последние могут рассматриваться в качестве основы формирования проектов с привлечением внешних инвесторов для выпуска новых типов продукции и активизации технологических комплексов предприятий, прежде всего, конверсионного направления. Подготовка указанных проектов требует наличия развернутой инфраструктуры инновационного комплекса, обеспечивающего непрерывный цикл работ (от фундаментальных, поисковых и прикладных исследований до выпуска и реализации наукоемкой продукции и технологий на рынках соответствующей продукции). Для обеспечения его функционирования требуется разработка корпоративной информационной системы инновационной деятельности.
В связи с прогнозируемым вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию остро встает вопрос подготовки кадров и сертификации предприятий. Требуется разработка региональной нормативной правовой базы, адаптированной к требованиям указанной организации, и осуществление корпоративной подготовки специалистов в области.
Цель и задачи
Цель данной подпрограммы - создание условий для повышения эффективности использования производственного потенциала промышленных предприятий области.
Задачи:
Мониторинг и паспортизация технологий предприятий области.
Создание инструментально-методического комплекса формирования инновационных проектов.
Организация системы подготовки, переподготовки и сертификации специалистов в связи с вступлением России во Всемирную торговую организацию.
Ожидаемые результаты
Формирование базы данных по перспективным технологиям предприятий Пермской области и разработка рекомендаций по организации новых производств.
Создание базы данных по инновационной деятельности для предприятий, научно-исследовательских организаций и органов исполнительной власти области.
Разработка образовательных программ подготовки и переподготовки специалистов по инновационной деятельности, внедрение в учебный процесс элементов дистанционного образования.
Создание регионального корпоративного центра по подготовке территориальных кадров специалистов, адаптированных к нормативам Всемирной торговой организации.
N п/п |
Наименование мероприятия |
Место внедре- ния |
Срок испо- лне- ния |
Ответст- венные исполни- тели |
Источ- ники финан- сирова- ния |
Объем финансирования тыс. рублей |
Результаты. Конечные программные показатели |
|
2003- 2005 годы |
в т.ч. 2003 год |
|||||||
2.7 | Активизация технологического комплекса предприятий Прикамья | |||||||
2.7.1 | Мониторинг и паспортизация технологий предприятий Пермской области |
Пермская область |
2003- 2005 |
Департа- мент образова- ния области, вузы |
Област- ной бюджет, средст- ва вузов |
841 | 378 | Формирование базы данных по перспективным технологиям предприятий Пермской области. Паспортизация не менее 100 технологий предприятий. Разработка рекомендаций по развертыванию не менее 20 новых производств, прежде всего в высокотехнологичном секторе |
2.7.2 | Создание инструментально- методического комплекса формирования инновационных проектов |
Пермская область |
2003- 2005 |
Департа- мент образова- ния области, вузы |
Област- ной бюджет, средст- ва вузов |
600 | - | Создание информационно-аналитиче- ской сети инновационной деятельности Innonet - программно-аппаратного комплекса, обеспечивающего работу до 1000 пользователей одновременно. Производительность инструментально-методи- ческого комплекса 15-20 проектов в год |
2.7.3 | Разработка проекта "Подготовка территориальных кадров к вступлению России в ВТО" |
Пермская область |
2003- 2005 |
Департа- мент образова- ния области, вузы |
Област- ной бюджет, средст- ва вузов |
4186 | 1395 | Создание системы подготовки, переподготовки и сертификации специалистов для подготовки предприятий и бизнес структур Пермской области к вступлению России в ВТО. Разработка проблемно-ориентирован- ной базы знаний с сетевым доступом. Обучение не менее 200 специалистов в год |
Итого | 5627 | 1773 | ||||||
в т.ч. областной бюджет |
1188 | 476 | ||||||
Средства вузов | 4439 | 1297 |
Раздел 3 "Сводные финансовые затраты на реализацию Программы" в базу не включен
В настоящий раздел внесены изменения следующими документами:
Закон Пермской области от 9 августа 2004 г. N 1521-307
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного закона
<< Назад |
||
Содержание Закон Пермской области от 18 августа 2003 г. N 923-179 "Об областной целевой программе "Вузы и регион (2003 - 2005... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.