Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 56. Порядок подсчета голосов участников референдума и составления протокола об итогах голосования участковой комиссией
1. Подсчет голосов участников референдума осуществляется открыто и гласно, с оглашением и соответствующим внесением в увеличенную форму протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов участников референдума членами участковой комиссии с правом решающего голоса. Лицам, указанным в пункте 3 статьи 25 настоящего Закона, должна быть предоставлена возможность присутствовать при подсчете голосов участников референдума и наблюдать за подсчетом.
2. По истечении времени голосования председатель участковой комиссии объявляет, что получить бюллетени и проголосовать могут только участники референдума, уже находящиеся в помещении для голосования. Подсчет голосов участников референдума начинается сразу после окончания голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии и лица, присутствующие в соответствии с настоящим Законом при подсчете голосов.
3. После окончания голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса в присутствии лиц, указанных в пункте 3 статьи 25 настоящего Закона, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени (при этом не допускается повреждение квадратов, размещенных под позициями "Да" и "Нет"), затем оглашают и вносят в строку 6 протокола об итогах голосования на референдуме Пермской области, строку 7 протокола об итогах голосования на местном референдуме и их увеличенных форм соответствующее число погашенных бюллетеней, которое определяется как сумма числа неиспользованных бюллетеней и числа бюллетеней, испорченных участниками референдума при проведении голосования.
При проведении референдума Пермской области, после погашения бюллетеней и внесения данных в строку 6 в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, члены участковой комиссии оглашают число неиспользованных открепительных удостоверений, указанное в акте, составленном в соответствии с пунктом 9 статьи 50 настоящего Закона. Это число вносится в строку 14 протокола об итогах голосования на референдуме Пермской области и его увеличенной формы.
С погашенными бюллетенями и открепительными удостоверениями вправе визуально ознакомиться члены комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели под контролем членов участковой комиссии с правом решающего голоса.
4. Председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии уточняет, оглашает и вносит в строку 2 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число бюллетеней, полученных участковой комиссией (данные о бюллетенях, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших в помещении комиссии, организующей местный референдум, участников референдума, в указанное число не входят).
Законом Пермской области от 31 декабря 2003 г. N 1199-248 в пункт 5 статьи 56 настоящего закона внесены изменения
5. Перед непосредственным подсчетом голосов участников референдума члены участковой комиссии с правом решающего голоса вносят на каждую страницу списка участников референдума следующие суммарные данные по этой странице по каждому вопросу референдума:
1) число участников референдума, внесенных в список на момент окончания голосования (без учета участников референдума, которым выданы открепительные удостоверения в территориальной и участковой комиссиях, а также участников референдума, выбывших по другим причинам);
2) число бюллетеней, выданных участникам референдума в помещении для голосования в день голосования (устанавливается по числу подписей участников референдума в списке участников референдума);
3) число бюллетеней, выданных участникам референдума, проголосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке участников референдума);
4) число участников референдума, проголосовавших досрочно (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке участников референдума).
При проведении референдума Пермской области на каждую страницу списка участников референдума дополнительно вносятся:
1) число открепительных удостоверений, выданных участковой комиссией участникам референдума на участке референдума до дня голосования;
2) число участников референдума, проголосовавших по открепительным удостоверениям на участке референдума;
3) число открепительных удостоверений, выданных участникам референдума территориальной комиссией.
6. После внесения указанных в пункте 5 настоящей статьи данных каждая страница списка участников референдума подписывается внесшим эти данные членом участковой комиссии с правом решающего голоса, который затем их суммирует по подписанным им страницам списка участников референдума, оглашает и сообщает председателю, заместителю председателя или секретарю участковой комиссии и лицам, присутствующим при подсчете голосов. Итоговые данные, определяемые как сумма данных, установленных в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, по всем страницам списка участников референдума, председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии оглашает, вносит в последнюю страницу списка участников референдума, подтверждает своей подписью и заверяет печатью участковой комиссии. Оглашенные данные вносятся в соответствующие строки протоколов об итогах голосования и их увеличенных форм:
1) число участников референдума, внесенных в список участников референдума на момент окончания голосования - в строку 1;
2) число бюллетеней, выданных участникам референдума, проголосовавшим досрочно - в строку 3 протокола об итогах голосования, при этом в строку 4 протокола об итогах голосования на местном референдуме вносятся данные о числе бюллетеней выданных участникам референдума, проголосовавшим досрочно в комиссии, организующей референдум;
3) число бюллетеней, выданных участникам референдума в помещении для голосования в день голосования - в строку 4 протокола об итогах голосования на референдуме Пермской области или в строку 5 протокола об итогах голосования на местном референдуме;
4) число бюллетеней, выданных участникам референдума, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования - в строку 5 протокола об итогах голосования на референдуме Пермской области или строку 6 протокола об итогах голосования на местном референдуме;
5) число открепительных удостоверений, полученных участковой комиссией - в строку 11 протокола об итогах голосования на референдуме Пермской области;
6) число открепительных удостоверений, выданных участковой комиссией участникам референдума на участке референдума до дня голосования - в строку 12 протокола об итогах голосования на референдуме Пермской области;
7) число участников референдума, проголосовавших по открепительным удостоверениям на участке референдума - в строку 13 протокола об итогах голосования на референдуме Пермской области;
8) число открепительных удостоверений, выданных участникам референдума территориальной комиссией - в строку 15 протокола об итогах голосования на референдуме Пермской области.
После этого со списком участников референдума вправе ознакомиться лица, указанные в пункте 3 статьи 25 настоящего закона, а члены участковой комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности произведенного подсчета.
7. Дальнейшая работа со списком участников референдума не может проводиться до проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протоколы об итогах голосования, в соответствии с пунктом 20 настоящей статьи. Список участников референдума на это время помещается в сейф либо иное специально приспособленное для хранения документов место. Хранение списка участников референдума, исключающее доступ к нему лиц, находящихся в помещении для голосования, обеспечивается председателем или секретарем участковой комиссии.
8. Непосредственный подсчет голосов участников референдума осуществляется по находящимся в ящиках для голосования бюллетеням членами участковой комиссии с правом решающего голоса.
9. При непосредственном подсчете голосов участников референдума вправе присутствовать члены участковой комиссии с правом совещательного голоса, иные лица, указанные в пункте 3 статьи 25 настоящего Закона.
10. Непосредственный подсчет голосов участников референдума производится в помещении для голосования в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов участковой комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Членам участковой комиссии с правом решающего голоса, за исключением председателя (заместителя председателя) и секретаря участковой комиссии, запрещается при подсчете голосов пользоваться письменными принадлежностями, за исключением случая, предусмотренного пунктом 15 настоящей статьи. Лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов, должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой комиссии с правом решающего голоса.
11. При сортировке бюллетеней участковая комиссия отделяет бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные официально либо не заверенные избирательной комиссией. Бюллетени неустановленной формы при непосредственном подсчете голосов не учитываются. Они упаковываются отдельно и опечатываются.
12. В первую очередь производится подсчет бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования: сначала - с бюллетенями, оставленными досрочно проголосовавшими участниками референдума, затем - с бюллетенями, оставленными участниками референдума, проголосовавшими вне помещения для голосования в день голосования. Вскрытию каждого переносного ящика для голосования предшествуют объявление числа участников референдума, проголосовавших с использованием данного переносного ящика для голосования, проверка неповрежденности печатей (пломб) на нем, в чем председатель участковой комиссии предлагает удостовериться членам комиссии и иным присутствующим при подсчете голосов лицам. Подсчет ведется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования, при этом отделяются избирательные бюллетени неустановленной формы. Число извлеченных бюллетеней установленной формы оглашается и вносится в строку 7 протокола об итогах голосования на референдуме Пермской области либо строку 8 протокола об итогах голосования на местном референдуме, а также в их увеличенные формы. Если число обнаруженных в соответствующем переносном ящике для голосования бюллетеней установленной формы по вопросу референдума превышает число отметок в списке участников референдума о том, что участник референдума проголосовал досрочно, либо число заявлений участников референдума, содержащих отметку о получении бюллетеня по соответствующему вопросу, все бюллетени по соответствующему вопросу референдума, находившиеся в данном переносном ящике для голосования, решением участковой комиссии признаются недействительными, о чем составляется отдельный акт, который прилагается к соответствующему протоколу об итогах голосования и в котором указываются фамилии и инициалы членов участковой комиссии, проводивших досрочное голосование либо голосование вне помещения для голосования с использованием данного переносного ящика для голосования. Число признанных в этом случае недействительными бюллетеней оглашается, вносится в указанный акт и впоследствии суммируется с числом недействительных бюллетеней, выявленных при сортировке бюллетеней. На лицевой стороне каждого из этих бюллетеней, на квадратах, размещенных под позициями "Да" и "Нет", вносится запись о причине признания бюллетеня недействительным, которая подтверждается подписями двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой комиссии, а сами бюллетени при непосредственном подсчете голосов упаковываются отдельно, опечатываются и при дальнейшем подсчете голосов не учитываются.
13. Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них.
14. Члены участковой комиссии с правом решающего голоса сортируют, раскладывая в отдельные пачки, бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным по позициям "Да" и "Нет" по каждому вопросу референдума, одновременно отделяя бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени. При сортировке бюллетеней члены участковой комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в бюллетене отметки участников референдума и представляют бюллетени для визуального контроля всем присутствующим. Одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней не допускается.
15. Недействительные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. Недействительными считаются бюллетени, которые не содержат отметок в квадратах, размещенных под позициями "Да" и "Нет", или в которых знак (знаки) проставлен (проставлены) более чем в одном квадрате. В случае возникновения сомнений в определении волеизъявления участника референдума этот бюллетень откладывается в отдельную пачку. По окончании сортировки участковая комиссия решает вопрос о действительности каждого из вызвавших сомнение бюллетеней путем голосования, при этом на оборотной стороне бюллетеня указываются причины его признания действительным или недействительным. Эта запись подтверждается подписями двух или более членов комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью комиссии. Бюллетень, признанный действительным или недействительным, присоединяется к соответствующей пачке бюллетеней. Общее число недействительных бюллетеней (с учетом числа бюллетеней, признанных недействительными на основании пункта 12 настоящей статьи) оглашается и заносится в строку 9 протокола об итогах голосования на референдуме Пермской области либо строку 10 протокола об итогах голосования на местном референдуме, а также их увеличенные формы.
16. После этого производится подсчет рассортированных бюллетеней установленной формы в каждой пачке отдельно по голосам, поданным по позициям "Да" и "Нет" по каждому вопросу референдума. При этом бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли увидеть отметку участника референдума в каждом бюллетене. Одновременный подсчет бюллетеней из разных пачек не допускается. Полученные данные после оглашения заносятся в строку 18 и 19 протокола об итогах голосования на референдуме Пермской области либо в строки 14 и 15 протокола об итогах голосования на местном референдуме, а также в их увеличенные формы.
17. Затем члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса суммируют данные строк 18 и 19 протокола об итогах голосования на референдуме Пермской области либо строк 14 и 15 протокола об итогах голосования на местном референдуме, оглашают число действительных бюллетеней и заносят его в строку 10 протокола об итогах голосования на референдуме Пермской области либо строку 11 протокола об итогах голосования на местном референдуме, а также в их увеличенные формы.
18. Члены участковой комиссии с правом решающего голоса определяют число бюллетеней установленной формы, находившихся в стационарных ящиках для голосования, оглашают его и заносят в строку 8 протокола об итогах голосования на референдуме Пермской области либо строку 9 протокола об итогах голосования на местном референдуме, а также в их увеличенные формы.
19. После этого с рассортированными бюллетенями вправе визуально ознакомиться наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели под контролем членов участковой комиссии с правом решающего голоса, а члены комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности проведенного подсчета.
20. После ознакомления членов участковой комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателей с рассортированными избирательными бюллетенями производится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протоколы об итогах голосования в соответствии с приложением 2 к настоящему Закону. Если указанные контрольные соотношения не выполняются, участковая комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или по отдельным строкам протоколов об итогах голосования, в том числе о дополнительном подсчете бюллетеней. Если в результате дополнительного подсчета по строкам 2-6 протокола об итогах голосования на референдуме Пермской области, по строкам 2-7 протокола об итогах голосования на местном референдуме контрольные соотношения не выполняются снова, участковая комиссия составляет соответствующий акт, прилагаемый к протоколу об итогах голосования, и вносит данные о расхождении в специальные строки протокола об итогах голосования - строку "Число утраченных избирательных бюллетеней" (строку 16 протокола об итогах голосования на референдуме Пермской области, строку 12 протокола об итогах голосования на местном референдуме) и строку "Число не учтенных при получении избирательных бюллетеней" (строку 17 протокола об итогах голосования на референдуме Пермской области, строку 13 протокола об итогах голосования на местном референдуме). Если число, указанное в строке 2 протокола об итогах голосования, больше суммы чисел, указанных в строках 3, 4, 5 и 6 протокола об итогах голосования на референдуме Пермской области, в строках 3, 5, 6 и 7 протокола об итогах голосования на местном референдуме, соответствующая разность вносится в строку "Число утраченных избирательных бюллетеней", при этом в строке "Число не учтенных при получении избирательных бюллетеней" проставляется цифра "0". Если сумма чисел, указанных в строках 3, 4, 5 и 6 протокола об итогах голосования на референдуме Пермской области, в строках 3, 5, 6 и 7 протокола об итогах голосования на местном референдуме, больше числа, указанного в строке 2 протокола об итогах голосования, соответствующая разность вносится в строку строке "Число не учтенных при получении избирательных бюллетеней", при этом в строке "Число утраченных избирательных бюллетеней" проставляется цифра "0". Если в результате дополнительного подсчета необходимо внести изменения в протокол об итогах голосования, заполняется новый бланк протокола, а в его увеличенную форму вносятся соответствующие исправления. Если контрольные соотношения выполняются, в специальных строках проставляется цифра "0".
21. После завершения подсчета бюллетени упаковываются в отдельные пачки
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.