Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Законом Пермского края от 18 февраля 2008 г. N 193-ПК в настоящее приложение внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после дня официального опубликования названного Закона
Приложение
к закону Пермской области
от 18 августа 2003 г. N 942-185
Краевая целевая программа
развития и гармонизации национальных отношений народов Пермского края на 2004 - 2008 гг.
29 декабря 2004 г., 18 февраля 2008 г.
Паспорт краевой целевой Программы
Наименование Программы | Краевая целевая Программа развития и гармонизации национальных отношений народов Пермского края на 2004 - 2008 годы |
Основание разработки Программы |
Постановление Законодательного Собрания Пермской области от 17.04.2003 N 757 "О Концепции областной целевой комплексной Программы развития и гармонизации национальных отношений Пермской области на 2004-2008 годы", распоряжение Губернатора Пермской области от 07.05.2003 N 241-р "О разработке проекта областной целевой комплексной Программы развития и гармонизации национальных отношений Пермского края на 2004 - 2008 годы" |
Государственный заказчик Программы |
Администрация губернатора Пермского края |
Основные разработчики Программы |
Администрация губернатора Пермского края |
Руководитель Программы | Общее руководство Программой осуществляет руководитель Администрации губернатора Пермского края, курирующий сферу национальных отношений |
Исполнители Программы | Администрация губернатора Пермского края (департамент внутренней политики), Министерство культуры и массовых коммуникаций Пермского края, Министерство образования Пермского края, Агентство по спорту и физической культуре Пермского края |
Участники Программы | Органы местного самоуправления, государственные и негосударственные (национально-культурные и другие общественные) организации Пермского края |
Цель Программы | Создание условий для национального развития и гармонизации межнационального взаимодействия народов, проживающих на территории края, укрепление правовой базы государственной национальной политики Пермского края |
Задачи Программы | 1. В сфере политической и государственно- правовой: создание правовой базы для регулирования национальных отношений в Пермском крае; создание целостной системы государственной поддержки этносоциального развития народов с учетом задач стратегии социально- экономического развития и национальной политики в Пермском крае; разработка системы мер раннего учета и предупреждения межнациональных конфликтов и связанных с ними криминальных проявлений на основе аналитического мониторинга межэтнических процессов; обеспечение комплексного подхода к регулированию этнических миграционных процессов в Пермском крае; разработка мер по противодействию любым проявлениям агрессивного национализма и экстремизма, усилению ответственности за разжигание межнациональной розни; формирование установок толерантного поведения и сознания жителей края, культивирование чувства российского патриотизма; совершенствование федеративных отношений на основе активизации интеграционных процессов Пермского края и Коми-Пермяцкого автономного округа. 2. В сфере социально-экономической: обеспечение условий для удовлетворения социальных потребностей народов, населяющих Пермский край; выравнивание социально-экономических показателей уровня жизни народов Пермского края, предотвращение социальной стратификации по этническим признакам. 3. В сфере культурно-духовной: распространение идей духовного единства, дружбы народов, межнационального согласия и российского патриотизма; этнокультурное развитие народов Пермского края с учетом соблюдения прав и свобод граждан; сохранение и приумножение культурно- исторического наследия Пермского края, дальнейшее развитие национально-культурной самобытности народов: в отношении коми-Пермяков и коми-язьвинцев, для которых территория Пермского края является исконной и единственной территорией проживания, - сохранение и развитие их этнической уникальности; в отношении народов, традиционно населяющих Пермский край, - создание условий для самостоятельного развития; в отношении этнических диаспор, формирующихся в рамках миграционных процессов, содействие интеграции в местное региональное сообщество; совершенствование деятельности учреждений культуры и образования по воспитанию уважения к истории, культуре, языкам народов Прикамья и России, формированию культуры межэтнического диалога; обеспечение оптимальных условий для развития и использования русского языка как государственного языка Российской Федерации, сохранения и развития языков народов Пермского края; восстановление и развитие культурных связей со странами дальнего и ближнего зарубежья |
Сроки реализации Программы |
2004 - 2008 годы |
Этапы реализации Программы |
1-й этап (2004 год) - разработка и апробация новых механизмов и технологий реализации Программы, продвижение пилотных проектов по совершенствованию основных ее направлений и разделов; 2-й этап (2005 - 2006 годы) - оптимизация координации региональной национальной политики, аналитический мониторинг результатов реализации Программы; 3-й этап (2007 - 2008 годы) - выход на качественно новый уровень развития этнических и межэтнических процессов в Пермском крае, внедрение в повседневную практику межэтнического общения разработанных и апробированных позитивных технологий и методик, определение перспектив |
Общая стоимость Программы с расшифровкой по годам и источникам финансирования |
Общая финансовая потребность на реализацию Программы составляет из бюджета края 35834 тыс. рублей. Суммы ежегодного финансирования Программы из бюджета края определяются при утверждении бюджета соответствующего года с учетом ежегодного увеличения финансирования в связи с расширением сферы действия Программы, увеличением охвата клиентной группы, активным включением в реализацию Программы большего количества городов и районов края с компактным проживанием этнических меньшинств. Финансовая потребность по годам в ценах 2003 года составляет: 2004 год (1-й этап) - 7193 тыс. рублей 2005 год (2-й этап) - 5993 тыс. рублей 2006 год (2-й этап) - 6634 тыс. рублей 2007 год (3-й этап) - 6808 тыс. рублей 2008 год (3-й этап) - 9206 тыс. рублей Для реализации Программы предполагается привлечь финансовые средства: из местных бюджетов; из федерального бюджета за счет федеральных целевых программ "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе", "Русский язык" и других; из внебюджетных источников |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Создание целостной системы государственного регулирования этносоциальных процессов обеспечит: поддержку развития народов с учетом задач государственной национальной политики в Пермском крае: в отношении коми-Пермяков и коми-язьвинцев, для которых территория Пермского края является исконной и единственной территорией проживания, - сохранение и развитие их этнической уникальности; в отношении народов, традиционно населяющих Пермский край, - создание условий для самостоятельного развития; в отношении этнических диаспор, формирующихся в рамках миграционных процессов, - содействие интеграции в местное региональное сообщество; реализацию прав граждан любой национальности на сохранение, развитие национальной культуры, использование родного языка, а также удовлетворение этнокультурных и этнообразовательных потребностей многонационального населения (повышение уровня владения учащимися родным (нерусским) языком на 30 %, обеспечения учебниками национальных образовательных учреждений на 50 %; увеличение количества участников национальных праздников, фестивалей, смотров на 30 %, числа национальных творческих коллективов на 15%; расширение сети спортивных клубов, секций, организаций по национальным видам спорта на 50 %); укрепление партнерских отношений органов власти Пермского края с национальными общественными объединениями (увеличение количества национальных объединений на 25%, социально значимых акций, проектов на 35%); снижение зафиксированного уровня проявлений межнациональной напряженности на 25 % |
Система контроля за реализацией Программы |
Контроль за реализацией Программы осуществляют Законодательное Собрание Пермского края, Администрация губернатора Пермского края и Контрольно-счетная палата Пермского края |
1. Общие положения
1.1. Объект, предмет регулирования и сфера действия Программы
Объектом регулирования Программы являются этническое развитие и межэтнические отношения в Пермском крае. Предметом регулирования Программы являются этносоциальные процессы в Пермском крае, включающие в себя экономические, политические и культурные аспекты этнического и межэтнического развития. Сферой действия Программы является национальная сфера как неотъемлемая часть социальной сферы.
1.2. Понятия и термины, используемые в Программе
Ксенофобия - враждебное отношение ко всему чужому - языку, образу жизни, стилю мышления и т.п.
Культура этноса - совокупность компонентов материальной, духовной и социально-нормативной культуры, которые сформировались в рамках данного этноса, являются для него специфическими и выделяют его среди других этносов.
Межэтническая гармонизация - оптимизация национальной политики, сбалансирование межэтнических процессов на научной основе.
Межэтническая коммуникация - обмен между двумя или более этническими общностями материальными и духовными продуктами их культурной деятельности, осуществляемой в различных формах.
Менталитет - относительно целостная совокупность мысли, верований, создающих картину мира и скрепляющих единство культурной традиции или какой-либо общности.
Миграция населения - перемещение населения, изменение его места жительства.
Мониторинг - система постоянных наблюдений, анализа и оценки каких-либо процессов и явлений с целью определения характера, тенденций и закономерностей в их развитии.
Национализм - трактовка нации как высшей формы общности людей, приоритет этнических ценностей, как перед личностными, так и перед иными групповыми ценностями.
Полиэтничность - специфическое состояние общества, в котором проживают одновременно множество различных этничностей.
Социальная стратификация - социальная дифференциация и неравенство на основе таких критериев, как социальный престиж, самоидентификация, профессия, доход, образование, участие во властных отношениях.
Толерантность - отношение к другому или иному как равноценному себе самому и своему собственному.
Шовинизм - крайняя форма национализма, состоящая в проповеди национальной исключительности и направленная на разжигание национальной вражды и ненависти.
Этническая дискриминация - ограничение или лишение прав определенной категории граждан по этническим признакам.
Этническая интеграция - сохранение разными этническими группами, находящимися в межкультурном взаимодействии, присущих им культурных индивидуальностей при объединении их в одно общество на иных основаниях.
Этническая диаспора - компактное проживание какой-либо этничности за пределами региона своего происхождения, получившее институциональные рамки.
Этническая культура - совокупность культурных элементов и структур, обладающих этнической спецификой и выполняющих этнодифференциирующую функцию.
Этническая самоидентификация - причисление себя к группе людей определенной национальности.
Этнические обычаи и традиции - компоненты психического склада этноса, объективирующие субъективные представления о нормах поведения, передающиеся из поколения в поколение.
Этнические ценности - система приоритетов определенной этнической группы.
Этнические чувства - эмоциональные отношения людей к своей этнической общности и ее интересам, а также к другим этносам и их интересам.
Этнический конфликт - форма гражданского, политического или вооруженного противоборства, в которой стороны или одна из сторон мобилизуются и действуют по принципу этнических различий.
Этнический стереотип - упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо этнической группы или общности, легко распространяемый на всех ее представителей; схематизированная программа поведения, типичная для представителей какого-либо этноса.
Этническое меньшинство - группа людей той или иной этнической принадлежности, существенно уступающая по своей численности окружающей ее иноэтничному населению.
Этничность - совокупность характерных культурных черт, отличающих одну этническую группу от другой.
Этнорегиональный компонент - этнокультурное содержание учебного материала, отражающее национально-культурную специфику территории края с компактным проживанием населения той или иной национальности".
1.3. Нормативная правовая база принятия Программы
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
Конституцией Российской Федерации, статьей 19 которой гарантировано "равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка", статьей 26 предусматривается возможность реализации гражданами прав "на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества";
Законом РСФСР "О языках народов Российской Федерации", регламентирующим правовое регулирование развития национальных языков;
Федеральным законом "Об общественных объединениях", регулирующим деятельность общественных объединений;
Федеральным законом "О национально-культурной автономии", конкретизирующим правовой подход в деятельности национально-культурных объединений и определяющим правовой статус национально-культурной автономии;
Федеральным законом "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", устанавливающим правовые основы гарантий самобытности социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Российской Федерации;
Концепцией государственной национальной политики Российской Федерации, определяющей основные направления национальной политики и предполагающей программный подход в решении актуальных проблем национальной сферы в субъектах России.
Таким образом, на федеральном уровне создана и действует нормативная правовая база государственной национальной политики, которая обуславливает разработку нормативных правовых актов на региональном уровне.
На динамику и характер национальных отношений в Пермском крае большое влияние оказывают общепризнанные нормы международного и российского права, регламентирующие базовые критерии прав граждан любой национальности, а также целых народов и этнических групп. Поэтому государственная национальная политика в Пермском крае основывается на принципах Конституции Российской Федерации, общепризнанных нормах международного права и осуществляется в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами, в том числе в соответствии с Концепцией государственной национальной политики Российской Федерации.
Программа является основным нормативным правовым актом Пермского края, регламентирующим развитие и гармонизацию национальных отношений народов Пермского края на 2004 - 2008 годы и конкретным механизмом реализации Концепции государственной национальной политики Российской Федерации на территории края.
2. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами
Пермский край - один из самых крупных полиэтничных субъектов Российской Федерации. Исторически сложилось так, что в процессе многовекового развития на ее территории сформировалось и проживает в настоящее время более 120 народов славянской, тюркской, финно-угорской и других этнических групп. Развитие и гармонизация национальных отношений является важнейшей составляющей социокультурной политики региона. Законодательной и исполнительной властью Пермского края в этой сфере накоплен большой опыт. Системность и комплексность деятельности Администрации края в сфере межнациональных отношений обеспечивается на основе концептуальных подходов, воплощающихся в краевых программах. С 1993 года, когда в Пермском крае была разработана первая в России программа поддержки развития национальных культур, выполнено уже три программы. Однако акцент в них делался на развитие национальных культур: две краевые программы поддержки развития национальных культур народов Прикамья на 1993 - 1995 годы и на 1996 - 1998 годы. Комплексная программа развития и гармонизации национальных и межнациональных отношений народов Прикамья на 1999 - 2003 годы явилась механизмом реализации конституционных прав на сохранение и развитие родных языков, культур представителей народов и этнических групп, проживающих в регионе, и одновременно - гармонизации отношений между этими народами. В ходе осуществления данной программы ставка была сделана на конкретные дела с реальными целями и конкретными результатами.
В крае действует 81 общеобразовательное учреждение с изучением родного (нерусского) языка, в том числе 77 - с изучением татарского языка, 1 - с изучением удмуртского языка, 3 - с изучением марийского языка. Обеспеченность данных общеобразовательных учреждений учебниками нового поколения по родному (нерусскому) языку и литературе составляет 20 %. Формами дополнительного образования с этнокультурным содержанием охвачено 20 % учащихся. Работают 184 национальных творческих коллектива, объединяющих около 2000 тысяч участников. Ежегодно организуется по две-три региональных выставки народных промыслов с участием более 80 народных умельцев, в том числе 12, имеющих почетное звание "Народный мастер Прикамья" (звание присваивается Законодательным Собранием Пермского края). В 8 территориях края работает 18 спортивных объединений, культивирующих национальные виды спорта с охватом около 300 человек. Конкретный вклад в развитие национальной сферы вносят 65 общественных национально-культурных объединений, действующих на территории края. В 2002 - 2003 годах в номинациях краевого конкурса социальных и культурных проектов годов "Прикамье - наш общий дом" и "Прикамью - культуру межнациональных отношений" заявлено 26 проектов, 7 из которых признаны победителями.
Подобная система деятельности позволила увеличить количество участников мероприятий программы, по оценкам экспертов, на 36 % по сравнению с программами 1993 - 1998 годов. При этом на 17 % увеличилось количество национальных общественных объединений и гражданских инициатив, направленных на сохранение межнационального мира и согласия в регионе. Возрос уровень доверия многонационального населения к Администрации края и органам исполнительной власти. По результатам научного исследования 78 % респондентов отметили положительную роль Администрации края в удовлетворении национальных потребностей многонационального населения края; 63 % назвали примеры конкретных действий, мероприятий Администрации края по развитию межнационального сотрудничества и культуры межнационального общения.
Вместе с тем в развитии национальных отношений на территории края существуют некоторые элементы скрытой напряженности. Многие из них кроются в кризисных явлениях экономики и социокультурной сферы и требуют взвешенности, четкой последовательности, поэтапности конкретных мер по координации национальных отношений, прежде всего, на региональном уровне. Одной из ключевых проблем остается создание условий для национального развития и гармонизации межнационального взаимодействия народов, проживающих на территории края. 56,7 % опрошенных в ходе социологического исследования выражают тревогу за судьбу своего народа, развитие культуры и языка; 34,8 % опрошенных считают, что недостаточны меры по воспитанию культуры межэтнических отношений; 29,7 % отметили проявления национального эгоизма и недоброжелательности на бытовом уровне. Отсутствие программных методов регулирования этносоциальных процессов может привести к усилению межнациональной напряженности, вспышкам национальной розни и дестабилизации этнополитической ситуации в регионе в целом.
Программа отражает комплексные подходы по устранению отмеченных негативных фактов и явлений и направлена на создание условий для национального развития и гармонизации межнационального взаимодействия народов, проживающих на территории края, укрепление правовой базы государственной национальной политики Пермского края.
С одной стороны, в ней соблюдена преемственность с программами, действовавшими в 1993 - 2003 годах. Основные принципы национальной политики остаются актуальными и востребованными: равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от национальной принадлежности, развитие национально-культурной самобытности, предотвращение межнациональной розни и вражды между народами, сохранение целостности России, в большей степени обеспечивающееся на региональном уровне. С другой стороны, эти принципы требуют дальнейшего углубления с учетом региональных особенностей и совершенствования методов прогнозирования и развития этносоциальных процессов в Пермском крае в последующие пять лет.
3. Цели и задачи Программы
Основной целью Программы является создание условий для национального развития и гармонизации межнационального взаимодействия народов, проживающих на территории края, укрепление правовой базы государственной национальной политики Пермского края.
Реализация Программы будет направлена на решение следующих задач.
1. В сфере политической и государственно-правовой:
создание правовой базы для регулирования национальных отношений в Пермском крае;
создание целостной системы государственной поддержки этносоциального развития народов с учетом задач стратегии социально-экономического развития и национальной политики в Пермском крае;
разработка системы мер раннего учета и предупреждения межнациональных конфликтов и связанных с ними криминальных проявлений на основе аналитического мониторинга межэтнических процессов;
обеспечение комплексного подхода к регулированию этнических миграционных процессов в Пермском крае;
разработка мер по противодействию любым проявлениям агрессивного национализма и экстремизма, усилению ответственности за разжигание межнациональной розни;
формирование установок толерантного поведения и сознания жителей края, культивирование чувства российского патриотизма;
совершенствование федеративных отношений на основе активизации интеграционных процессов Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа и создания Пермского края.
2. В сфере социально-экономической:
обеспечение условий для удовлетворения социальных потребностей народов, населяющих Пермский край;
выравнивание социально-экономических показателей уровня жизни народов Пермского края, предотвращение социальной стратификации по этническим признакам.
3. В сфере культурно-духовной:
распространение идей духовного единства, дружбы народов, межнационального согласия и российского патриотизма;
этнокультурное развитие народов Пермского края с учетом соблюдения прав и свобод граждан;
сохранение и приумножение культурно-исторического наследия Пермского края,
дальнейшее развитие национально-культурной самобытности народов:
в отношении коми-Пермяков и коми-язьвинцев, для которых территория Пермского края является исконной и единственной территорией проживания, - сохранение и развитие их этнической уникальности;
в отношении народов, традиционно населяющих Пермский край, - создание условий для самостоятельного развития;
в отношении этнических диаспор, формирующихся в рамках миграционных процессов, - содействие интеграции в местное региональное сообщество;
совершенствование деятельности учреждений культуры и образования по воспитанию уважения к истории, культуре, языкам народов Прикамья и России, формированию культуры межэтнического диалога;
обеспечение оптимальных условий для развития и использования русского языка как государственного языка Российской Федерации, сохранения и развития языков народов Пермского края;
восстановление и развитие культурных связей со странами дальнего и ближнего зарубежья.
3.1. Приоритетные направления
Стратегия органов государственной власти края по регулированию развития национальных отношений основана на приоритетах государственной национальной политики в Российской Федерации с учетом современной этнополитической ситуации и этнокультурной специфики края. В рамках подлинной федерации эти приоритеты предполагают разрешение актуальных этнических проблем не в национально-территориальном, а в культурно-просветительном и культурно-образовательном русле и составляют содержание Программы.
1. Четко обозначившаяся за последние три года тенденция - координация национальной сферы на принципах сотрудничества - требует дальнейшего углубления. Поэтому развитие партнерских отношений органов государственной власти с национально-культурными общественными объединениями по стабилизации этнополитических процессов, совместное определение конечных результатов, привлечение к реализации проектов коммерческих структур - главные приоритетные направления Программы.
2. Завершившиеся в настоящее время интеграционные процессы Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа обуславливают комплексность подходов к сохранению национально-культурной самобытности коми-Пермяцкого народа.
3. Пермский край уникален тем, что на его территории проживают народы, которые длительное время были лишены правового статуса. Коми-язьвинцы - один из таких народов финно-угорской группы, имеющий свой уникальный язык и оригинальную культуру, но в течение XIX-XX веков лишенный правового статуса и письменности. В Программе предусмотрен комплекс мер, направленный на защиту прав этого народа как этнического меньшинства.
4. Существует необходимость содействия этнокультурному развитию народов, традиционно проживающих в Пермском крае с учетом региональной специфики.
5. За последние три года в крае активизировались миграционные процессы, на 18% возросло количество граждан стран бывшего СССР (республик Закавказья и Средней Азии), а также Китая, проживающих в регионе. Опасность межнациональной напряженности заключается в нерегулируемых миграционных потоках. С целью определения степени влияния новых иммигрантов на этнополитические процессы в Программе предусмотрена система аналитического мониторинга и ряд социально ориентированных проектов по координации миграционной политики в регионе.
6. Необходимость консолидации многонационального регионального сообщества, сохранения межнационального согласия в крае требуют решения таких кардинальных задач, как профилактика и нейтрализация национального эгоизма и экстремизма на региональном уровне. В Программе предусмотрен специальный раздел по профилактике экстремизма в Пермском крае с учетом общественных инициатив и актуализации системной работы по данному направлению среди подрастающего поколения.
Программа является адресной. При этом учитываются многие факторы: особенности этнической структуры региона, типологические характеристики этнических групп, способы их интеграции в местное сообщество, специфика межнациональных отношений, состояние этнодемографической и миграционной ситуации. В Пермском крае в соответствии с этнической региональной структурой можно выделить три основные группы населения, на сохранение и развитие национально-культурной самобытности которых направлена Программа:
народы, для которых Пермский край является единственным и традиционным местом проживания (коми-Пермяки, коми-язьвинцы);
народы, традиционно населяющие Пермский край, в том числе русский народ, составляющий более 85,2 % от всего населения региона;
национальные диаспоры, формирующиеся в рамках миграционных процессов.
Структурой Программы предусмотрены разделы, включающие комплекс мер, направленный:
в отношении коми-Пермяков и коми-язьвинцев - на сохранение и развитие их этнической уникальности;
в отношении народов, традиционно населяющих Пермский край, - на создание условий для самостоятельного развития с учетом региональной специфики;
в отношении национальных диаспор, формирующихся в рамках миграционных процессов, - на содействие интеграции данных диаспор в местное региональное сообщество, поддержку их инициатив.
3.2. Обоснование выбора программных мероприятий
Достижение целей и задач Программы осуществляется в ходе реализации системы программных мероприятий по сохранению национально-культурной самобытности народов Пермского края (коми-Пермяки, коми-язьвинцы, традиционно проживающие народы, новые этнические диаспоры, формирующиеся в рамках миграционных процессов), профилактике и нейтрализации национального экстремизма, формированию толерантности в Пермском крае по направлениям:
N | Программные мероприятия по направлениям |
Обоснование их выбора обусловлено необходимостью: |
1 | Научно-исследовательская деятельность: проведение этнографических, этносоциальных и этнополитических исследований и мониторинга развития и гармонизации национальных отношений народов Пермского края; проведение научно-практических конференций, "круглых столов" и семинаров по актуальным проблемам межнациональных отношений |
реализации научно-обоснованных принципов государственной национальной политики, оптимизации межнациональных отношений в Пермском крае, разработки методов диагностики и прогнозирования развития миграционных и этносоциальных процессов, предупреждения очагов межнациональной напряженности; разработки действенных механизмов регулирования этносоциальных и миграционных процессов на научной основе |
2 | Сохранение национально-культурной самобытности народов Пермского края через сферу образования: развитие системы национального образования, обеспечение образовательных учреждений с изучением родных (нерусских) языков учебниками и учебно-методической литературой; система мер по развитию творческих способностей учеников национальных образовательных учреждений и т.д. |
обеспечения проведения государственной национальной политики в Пермском крае по реализации прав народов края на сохранение, развитие и использование родного (нерусского) и русского языков; поддержки и развития образовательных учреждений всех уровней с этнорегиональным компонентом; воспитания у подрастающего поколения толерантного сознания и поведения, уважения к истории, культуре, языкам народов не только Пермского края, но и России в целом |
3 | Сохранение национально-культурной самобытности народов и культурно-исторического наследия Пермского края через сферу культуры: поддержка деятельности национальных творческих коллективов (приобретение реквизита, костюмов, музыкальных инструментов на конкурсной основе); проведение национальных и межнациональных фестивалей, смотров, конкурсов и других культурных акций и т.д. |
обеспечения проведения государственной национальной политики в Пермском крае по реализации прав народов края на сохранение и развитие национальной культуры; воспитания уважения к истории, культуре, языкам народов Пермского края и России в целом |
4 | Сохранение национально-культурной самобытности народов Пермского края через спортивную сферу: поддержка развития национальных видов спорта, расширение сети спортивных секций, клубов, культивирующих национальные виды спорта |
обеспечения проведения государственной национальной политики в Пермском крае по реализации прав народов края на участие в национальных видах спорта; культивирования здорового образа жизни среди многонационального населения Пермского края |
5 | Финансовая поддержка деятельности национальных общественных объединений Пермского края |
развития партнерских отношений органов власти всех уровней и институтов гражданского общества |
6 | Поддержка деятельности СМИ: создание теле- и радио передач, издание газет на национальных (нерусских) и русском языках о национальной самобытности народов Пермского края |
развития информационного пространства, содействующего формированию культуры межнациональных отношений; создания условий по реализации прав народов на получение информации на родных (нерусских) языках |
7 | Издательская деятельность: издание литературы на национальных языках; издание художественной, научно-публицистической литературы этнологического и этнополитического характера о народах Пермского края |
создания условий для обеспечения прав народов Пермского края на получение информации на родных (нерусских) языках; распространения знаний о культуре, традициях народов среди многонационального населения региона |
8 | Система мер по профилактике и противодействию национальному экстремизму: реализация общественно значимых проектов и акций, проведение межнациональных форумов, фестивалей, конкурсов; поддержка гражданских инициатив, способствующих внедрению в общественное сознание установок толерантного поведения |
оптимизации деятельности органов исполнительной власти, местного самоуправления, общественных объединений по противодействию национальному экстремизму, предупреждению межэтнических конфликтов на основе аналитического мониторинга межэтнических процессов; разработки, апробации новых технологий профилактики экстремизма и продвижения в практику социального общения идеалов взаимопонимания, терпимости, солидарности |
3.3. Ожидаемые результаты реализации Программы
В результате реализации Программы будет разработана и внедрена целостная система государственного регулирования этносоциальных процессов и государственной поддержки этнокультурного развития народов с учетом задач стратегии социально-экономического развития и национальной политики в Пермском крае:
в отношении коми-Пермяков, для которых территория Пермского края является исконной и единственной территорией проживания, - сохранение и развитие их этнической уникальности в условиях интеграции Коми-Пермяцкого автономного округа и Пермской области;
в отношении коми-язьвинцев - сохранение и развитие этнической уникальности, внесение коми-язьвинского народа в "Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации" и получение им официального статуса малочисленного народа Российской Федерации, что обеспечит реализацию прав коми-язьвинцев, регламентированных Федеральным законом "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации";
в отношении традиционно проживающих народов - создание условий для этнокультурного развития с учетом региональной специфики;
в отношении новых этнических диаспор, формирующихся в рамках миграционных процессов, - содействие интеграции в местное региональное сообщество.
Целевой характер Программы обеспечит внедрение действенных механизмов по:
профилактике национального экстремизма и формированию установок толерантного поведения среди многонационального населения края, что позволит существенно снизить зафиксированные показатели проявления национального эгоизма и межнациональной напряженности на бытовом уровне на 25 %;
реализации прав народов края на сохранение, развитие и использование родного языка и удовлетворение этнообразовательных потребностей многонационального населения (повышение уровня владения учащимися родным (нерусским) языком на 30 %, обеспечения учебниками национальных школ - на 50 %, увеличение охвата учащихся национальных образовательных учреждений формами воспитывающей деятельности с этнокультурным региональным компонентом на 25 %);
реализации прав народов края на сохранение, развитие национальной культуры и удовлетворение этнокультурных потребностей многонационального населения (увеличение количества участников национальных праздников, фестивалей, смотров на 30 %, числа мастеров народных промыслов и ремесел на 15 %, рост количества национальных творческих коллективов на 15 %);
реализации прав народов края на участие в национальных видах спорта (расширение сети спортивных клубов, секций, групп, культивирующих национальные виды спорта на 50 %);
укреплению и развитию партнерских отношений органов власти Пермского края с национальными общественными объединениями, поддержке деятельности институтов гражданского общества (увеличение количества национальных объединений на 25 %, содействие развитию общественных инициатив через участие в конкурсах социальных и культурных проектов на 35 - 40 %).
Результативность Программы проявится в сохранении исторически сложившейся целостности Пермского края, дальнейшей консолидации регионального многонационального сообщества, позитивном развитии этнополитической ситуации и социальной сферы региона в целом.
Основным результатом реализации Программы будет являться решение важных политических и социальных задач, способствующих дальнейшему развитию демократии в Пермском крае.
3.4. Сроки и этапы реализации Программы
Период действия Программы - 2004 - 2008 годы.
Основные этапы реализации Программы:
1-й этап (2004 год) - разработка и апробация новых механизмов и технологий реализации Программы, продвижение пилотных проектов по совершенствованию основных ее направлений и разделов;
2-й этап (2005 - 2006 годы) - оптимизация координации региональной национальной политики, аналитический мониторинг результатов реализации Программы;
3-й этап (2007 - 2008 годы) - выход на качественно новый уровень развития этнических и межэтнических процессов в Пермском крае, внедрение в повседневную практику межэтнического общения разработанных и апробированных позитивных методик и технологий, определение перспектив.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Принцип межотраслевого управления межэтническими процессами обуславливает оптимизацию финансовых, информационных ресурсов, организационных, правовых, научно-технических условий реализации Программы.
Программа предусматривает использование волонтерского труда, а также имеющихся материальных ресурсов учреждений культуры и образования, спортивных организаций и клубов.
Общая стоимость Программы в течение пяти лет составляет из бюджета края 35834 тыс. рублей.
Суммы ежегодного финансирования Программы из бюджета края определяются при утверждении бюджета соответствующего года с учетом ежегодного увеличения финансирования в связи с расширением сферы действия Программы, увеличением охвата клиентной группы, активным включением в реализацию Программы большего количества городов и районов края с компактным проживанием этнических меньшинств.
Финансовая потребность из краевого бюджета по годам в ценах 2003 года составляет:
Годы | Суммы, тыс. рублей |
2004 - 2008 | 35834 тыс. рублей |
2004 | 7193 тыс. рублей |
2005 | 5993 тыс. рублей |
2006 | 6634 тыс. рублей |
2007 | 6808 тыс. рублей |
2008 | 9206 тыс. рублей |
Для финансового обеспечения Программы предполагается привлечь финансовые средства:
из местных бюджетов;
из федерального бюджета за счет федеральных целевых программ и других, при этом сумма средств будет уточняться ежегодно при утверждении федерального бюджета;
из внебюджетных источников за счет спонсорских и грантовых средств, а также средств российских и международных организаций.
За счет внебюджетных средств предполагается финансировать прикладные научно-исследовательские проекты локального характера, осуществлять совместное финансирование отдельных мероприятий Программы, внедрять новые технологии и механизмы по формированию толерантных установок среди многонационального населения Пермского края, формировать базы данных, осуществлять целенаправленную финансовую поддержку деятельности национально-культурных объединений Пермского края за счет международных организаций Польши, Израиля, Германии, Финляндии и других.
5. Механизмы реализации Программы
Механизмы реализации Программы определяются ее краевым статусом, а также целевым и комплексным характером, исходят из необходимости создания условий для реализации прав этнических групп на сохранение национальной самобытности, а также формирования толерантного поведения представителей пермского полиэтничного сообщества и профилактики и противодействия национализму в крайних его проявлениях.
Государственным заказчиком Программы является Администрация губернатора Пермского края. Государственный заказчик организует выполнение Программы, общую координацию работ, оценку эффективности ее реализации, определяет, в том числе на конкурсной основе, участников мероприятий, организовывает систематический мониторинг результатов и социальных эффектов на институциональном, муниципальном и региональном уровнях, разрабатывает механизмы привлечения дополнительных финансовых и материальных средств.
Исполнители Программы - Администрация губернатора Пермского края (департамент внутренней политики), Министерство образования Пермского края, Министерство культуры и массовых коммуникаций Пермского края, Агентство по спорту и физической культуре Пермского края.
В реализации Программы участвуют исполнительные органы государственной власти Пермского края, органы местного самоуправления Пермского края, образовательные и научные учреждения, национально-культурные и другие общественные объединения.
Государственный заказчик создает Координационный совет по национальным вопросам Администрации губернатора Пермского края. Состав Координационного совета по национальным вопросам формируется из руководителей и специалистов Администрации губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, руководителей краевых национальных общественных объединений, глав органов местного самоуправления территорий с компактным проживанием этнических групп, ученых, специалистов научных и образовательных учреждений Пермского края. Деятельность Координационного совета регламентируется Положением о Координационном совете по национальным вопросам Администрации губернатора Пермского края.
С целью максимально эффективного использования возможностей комплексного подхода для целевого решения конкретных проблем в ходе реализации Программы из мероприятий, входящих в различные разделы Программы, могут формироваться комплексные акции и подпрограммы, не требующие дополнительного бюджетного финансирования и утверждаемые руководителем Программы.
6. Формы контроля за реализацией Программы:
Мероприятия |
Периодичность |
Сроки |
Ответственные |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Обеспечение представления информации, необходимой для контроля за реализацией Программы |
1 раз в полгода |
К 15 июля и к 15 января |
Департамент внутренней политики Администрации губернатора Пермского края, Министерство образования Пермского края, Министерство культуры и массовых коммуникаций Пермского края, Агентство по спорту и физической культуре Пермского края, органы местного самоуправления |
2. Проведение корректировки финансово-ресурсного обеспечения Программы на последующие годы, расчет необходимых целевых ассигнований для реализации Программы |
По мере необходимости |
Июнь - ноябрь |
Департамент внутренней политики Администрации губернатора Пермского края, Министерство образования Пермского края, Министерство культуры и массовых коммуникаций Пермского края, Агентство по спорту и физической культуре Пермского края |
3. Рассмотрение в порядке контроля хода реализации Программы на заседаниях Координационного Совета по национальным вопросам Администрации губернатора Пермского края, заслушивание исполнителей Программы, лиц, ответственных за реализацию Программы или ее разделов |
По особому плану |
2004 - 2008 годы |
Департамент внутренней политики Администрации губернатора Пермского края |
4. Проведение комплексной проверки деятельности исполнителей Программы по реализации Программы |
По мере необходимости |
2004 - 2008 годы |
Департамент внутренней политики Администрации губернатора Пермского края |
5. Представление информации губернатору Пермского края и Законодательному Собранию Пермского края о ходе реализации Программы, при необходимости - с предложениями, требующими решения на их уровне |
Ежегодно |
к 10 марта |
Руководитель Администрации губернатора Пермского края |
6. Проведение с целью контроля реализации и возможной корректировки Программы социологического мониторинга ситуации в сфере развития и гармонизации национальных отношений |
Ежегодно |
2004 - 2008 годы |
Департамент внутренней политики Администрации губернатора Пермского края |
7. Освещение хода реализации Программы в средствах массовой информации |
Постоянно |
2004 - 2008 годы |
Департамент внутренней политики Администрации губернатора Пермского края |
7. Система программных мероприятий по развитию и гармонизации национальных отношений народов Пермского края на 2004 - 2007 годы
8. Система программных мероприятий по развитию и гармонизации национальных отношений народов Пермского края на 2008 год
9. Схема организации управления Программой
Администрация губернатора Пермского края как Государственный заказчик Программы координирует реализацию мероприятий Программы:
организует общую координацию выполнения Программы;
согласовывает планы проведения мероприятий исполнителями Программы;
проводит оценку эффективности ее реализации;
определяет, в том числе на конкурсной основе, участников мероприятий;
организовывает систематический мониторинг результатов и социальных эффектов на институциональном, муниципальном и региональном уровнях;
разрабатывает механизмы привлечения дополнительных финансовых и материальных средств.
Руководитель Администрации губернатора Пермского края - руководитель Программы - осуществляет общее руководство реализацией Программы.
Оперативное руководство реализацией Программы осуществляет председатель департамента внутренней политики Администрации губернатора Пермского края.
Исполнители Программы - Администрация губернатора Пермского края (департамент внутренней политики), Министерство образования Пермского края, Министерство культуры и массовых коммуникаций Пермского края, Агентство по спорту и физической культуре Пермского края. Исполнители Программы ежегодно до 1 декабря текущего года представляют для согласования руководителю Программы план реализации мероприятий Программы на следующий год. Плановые и внеплановые мероприятия могут быть осуществлены только после утверждения руководителем Программы.
С целью эффективной и скоординированной реализации Программы все исполнительные органы государственной власти Пермского края заблаговременно согласовывают планы проведения и состав участников мероприятий, связанных с развитием и гармонизацией межнациональных отношений, в том числе, если мероприятия проводятся вне рамок настоящей Программы.
Исполнители Программы один раз в полгода в срок до 15 июля и до 1 января каждого текущего года готовят и направляют руководителю Программы финансовые и содержательные отчеты о реализации мероприятий Программы. Департамент внутренней политики Администрации губернатора Пермского края ежегодно осуществляет сбор, обобщение и анализ содержательной, финансовой и статистической информации о реализации Программы по исполнителям Программы, а также осуществляет координацию взаимодействия субъектов, участвующих в реализации Программы.
В реализации Программы участвуют исполнительные органы государственной власти Пермского края, органы местного самоуправления Пермского края, образовательные и научные учреждения, национально-культурные и другие общественные объединения.
Схема организационной структуры управления Программой
/----------------------\ /----------------------------\ /-------------------------\
| Законодательное | | Государственный заказчик - | | Контрольно-счетная |
| Собрание |-----------------| Администрация губернатора |-----------------| палата |
| Пермского края | | Пермского края | | Пермского края |
\----------------------/ \----------------------------/ \-------------------------/
|
|
|
|
/-----------------------------\ /---------------------------\
| Руководитель Программы | | Координационный |
| Руководитель Администрации |----------------| совет по национальным |
| губернатора Пермского края | | вопросам |
\------------------------------/ \---------------------------/
| | |
| | |
/-------------------------------------------\ /-------------------------------------\
| Исполнители Программы | | Участники Программы |
\-------------------------------------------/ \-------------------------------------/
| | | | | | |
| | | | | | |
/---------\ /---------\ /---------\ /---------\ /---------\ /--------\ /---------\
|Админист-| | Минис- | |Минис- | |Агентство| | Органы | | Нацио- | |Образова-|
|рация | |терство | |терство | |по спор- | |местного | |нально- | |тельные и|
|губерна- | |образова-| |культуры | |ту и фи- | |самоуп- | |культур-| | научные |
|тора | |ния | |и массо- | |зической | |равления | |ные и | |учрежде- |
|Пермского| |Пермского| |вых ком- | |культуре | |Пермского| | другие | |ния |
|края | | края | |муника- | |Пермского| | края | |общест- | | |
|(департа-| | | |ций | | края | | | |венные | | |
|мент | | | |Пермского| | | | | |объеди- | | |
|внутрен- | | | | края | | | | | |нения | | |
|ней поли-| | | | | | | | | | | | |
|тике | | | | | | | | | | | | |
\---------/ \---------/ \---------/ \---------/ \---------/ \--------/ \---------/
Оценка эффективности Программы производится в соответствии с программно-аналитическим комплексом "Мониторинг краевых целевых программ" с учетом системы показателей оценки эффективности Программы, предусматривающей расширение сферы действия, увеличение охвата клиентной группы Программы, включающей показатели развития сферы национальной культуры, национального образования, национальных видов спорта.
<< Статья 4 Статья 4 |
Приложение >> Приложение |
|
Содержание Закон Пермской области от 18 августа 2003 г. N 942-185 "Об областной целевой Программе развития и гармонизации национальных... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.