Законодательное Собрание Пермской области постановляет:
1. Принять Концепцию областной целевой программы "Информационные ресурсы учреждений культуры - экономическому и социальному развитию Пермской области (2004-2006 годы)" (прилагается).
2. Рекомендовать Администрации Пермской области разработать и внести на рассмотрение Законодательного Собрания Пермской области проект областной целевой программы "Информационные ресурсы учреждений культуры - экономическому и социальному развитию Пермской области (2004-2006 годы)".
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Законодательного Собрания |
Н.А.Девяткин |
Приложение
к постановлению Законодательного Собрания Пермской области
от 21 августа 2003 г. N 950
Концепция областной целевой программы
"Информационные ресурсы учреждений культуры - экономическому
и социальному развитию Пермской области (2004-2006 годы)"
1. Обоснование необходимости принятия Программы
2. Цели и задачи Программы
3. Этапы реализации Программы
4. Особенности проекта Программы
5. Ресурсное обеспечение и механизм реализации Программы
6. Прогнозируемые результаты принятия Программы
1. Обоснование необходимости принятия Программы
Одним из направлений Концепции социальной политики Пермской области является формирование единого информационного и культурного пространства, создание условий для реализации прав всех жителей Прикамья на получение доступа к культурным ценностям и информации. Ускоренное решение данной проблемы становится залогом экономического и социального развития области в целом. Экономическая эффективность и темпы информатизации и компьютеризации учреждений культуры, внедрение новых информационных технологий, управление процессами формирования региональных информационных ресурсов и их использования во всех сферах жизнедеятельности человека требуют программного подхода. На решение этих задач направлена областная целевая программа "Информационные ресурсы учреждений культуры - экономическому и социальному развитию Пермской области (2004-2006 годы)" (далее - Программа).
Данную Программу необходимо рассматривать как составную часть общей политики информатизации, проводимой Администрацией Пермской области. Комплексность Программы обеспечивается за счет учета задач и направлений, сформулированных и реализуемых в других областных программах социальной сферы (образование, молодежная политика, социальная защита и др.). Предлагаемая Программа развивает региональный компонент информатизации отрасли в контексте федеральных целевых программ (ФЦП "Электронная Россия (2002-2010 годы)", ФЦП "Культура России (2001-2005 годы)"), что позволит библиотекам, музеям, другим учреждениям культуры участвовать в реализации федеральных программ и проектов на условиях софинансирования. Последовательная реализация мероприятий Программы позволит не только строить согласованную политику в сфере информатизации отрасли, но и поэтапно вовлекать в нее все учреждения культуры области.
Учреждения культуры во всем мире признаны наиболее ресурсоемкими учреждениями. Информационные богатства библиотек, музеев, архивов Прикамья должны быть предоставлены в общественное пользование в полном объеме. Организация сбора и хранения информационных ресурсов, а также доступа к ним является первостепенной задачей культурной политики. Такая политика не только определяет уровень развития сферы культуры, но и значительно повышает статус той области, в которой она реализуется. Именно в учреждениях культуры сконцентрирована информация, обеспечивающая потребности экономики и бизнеса, политики и управления, образования и воспитания, науки, социальной сферы, туризма. Эта информация, представленная в сети Интернет, работает на создание позитивного имиджа Пермской области как динамично развивающегося региона России. Поэтому информационные продукты учреждений культуры по праву относят к приоритетным государственным информационным ресурсам.
В результате реализации программных мероприятий за последние годы удалось не только создать новые структурные подразделения в библиотеках, оснастить их компьютерами и оргтехникой, установить в библиотеках справочные правовые системы, открыть населению области бесплатный доступ к правовой информации, активизировать работу по правовому просвещению граждан, но и проводить на территории области единую политику по информатизации сети общедоступных библиотек.
Менее активно с точки зрения внедрения информационных технологий развиваются музеи области. В то же время по собраниям исторических и культурных ценностей они приравниваются к библиотекам и архивам, а по уникальности и неповторимости коллекций даже превосходят их. Проведение системной информатизации музеев области даст возможность создавать сводные электронные каталоги музейных коллекций (с изображениями экспонатов).
Для дальнейшего развития необходима консолидация усилий учреждений культуры по внедрению корпоративных информационных технологий в их деятельность. Создание условий для свободного доступа населения области к культурному наследию Прикамья, к общероссийским и мировым информационным ресурсам невозможно без создания региональной инфокоммуникационной среды, объединяющей ресурсы историко-культурного потенциала Пермской области. Формирование и использование информационных ресурсов области должно базироваться на единых технологиях и унифицированном программном обеспечении. Мероприятия Программы позволят последовательно решать эту проблему. Кроме того, создадут условия для подготовки и повышения квалификации специалистов, работающих в сфере культуры, улучшат кадровый потенциал учреждений культуры.
Создание единой инфокоммуникационной среды позволит участникам Программы централизованно приобретать и использовать информационные ресурсы российских и мировых производителей.
Для организации доступа населения к совокупному историко-культурному наследию Прикамья, к региональным, российским и мировым информационным ресурсам всей системы и к сети Интернет в рамках Программы планируется открытие пунктов коллективного доступа к Интернет на базе публичных библиотек, в которых наряду с бумажными носителями информации активно формируются фонды электронных документов.
Особое внимание в Программе уделяется проведению централизованной региональной политики в области информатизации сферы культуры, информационному взаимодействию таких институтов, как библиотеки, архивы, музеи и другие информационные центры. В связи с этим возникает необходимость обеспечения координации работ учреждений культуры по формированию информационных ресурсов, целенаправленного использования региональных финансовых и материальных средств, привлечения средств федерального и местных бюджетов, а также внебюджетных средств, максимально эффективного формирования и использования кадрового потенциала.
2. Цели и задачи Программы
Программа направлена на достижение стратегических целей государственной и региональной политики в сфере культуры:
1. Формирование системы информационных ресурсов учреждений культуры для наиболее полного удовлетворения социально-экономических, образовательных, культурных потребностей жителей Пермской области.
2. Повышение деловой и общественной активности граждан путем предоставления научно-технической, социально-экономической, общественно-политической информации.
3. Формирование привлекательного образа Пермской области путем представления ее культурного наследия в сети Интернет для развития регионального туризма и привлечения инвестиций.
4. Обеспечение условий для общедоступности и эффективности использования информационных ресурсов. Содействие развитию инфраструктуры доступа к телекоммуникационным сетям, к электронным библиотекам, архивам и базам данных для населения региона.
Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
1. Ускоренное внедрение передовых информационных технологий в работу учреждений культуры области (наращивание и модернизация компьютерного парка, использование сетевых технологий, подключение к действующим сетям).
2. Создание основ сетевой региональной инфраструктуры для взаимодействия учреждений культуры.
3. Обеспечение координации деятельности учреждений культуры по формированию, хранению и использованию информационных ресурсов.
4. Создание сводных информационных ресурсов.
5. Создание портала, объединяющего ресурсы учреждений культуры.
6. Содействие интеграции информационных ресурсов учреждений культуры в мировую информационную инфраструктуру.
7. Организация системы повышения квалификации кадров учреждений культуры для работы с новыми технологиями.
3. Этапы реализации Программы
Программа носит среднесрочный характер и рассчитана на 3 года (2004-2006 годы).
I этап (2004 год) - создание нормативной базы функционирования системы, проекта региональной сети учреждений культуры, а также техническое и программное оснащение учреждений культуры; организация узла удаленного доступа и областного информационно-ресурсного центра по культуре Прикамья, обучение сотрудников учреждений культуры работе в сетевых условиях.
II этап (2005 год) - формирование региональной сетевой инфраструктуры и системы электронных региональных ресурсов учреждений культуры - участников проекта. Дальнейшее наращивание технического и программного оснащения учреждений культуры, формирование кадрового потенциала, способного работать в новых условиях; создание пунктов общественного доступа к электронным ресурсам на базе муниципальных библиотек.
III этап (2006 год) - дальнейшее подключение учреждений культуры к единой сети (расширение состава участников проекта по созданию сводных электронных ресурсов); наращивание объема электронных ресурсов.
4. Особенности проекта Программы
Программа носит комплексный характер. Она построена на основе системного подхода (от концепции до механизмов реализации поставленных в ней задач), а также с учетом существующего уровня информатизации отрасли культуры. Ее новизна заключается в том, что в рамках одного проекта решаются задачи целенаправленного сбора, хранения и предоставления в общественное пользование документальных и историко-культурных ресурсов учреждений культуры, корпоративного формирования баз данных о регионе с последующим слиянием их в сводные базы и банки данных, отражающие совокупный историко-культурный потенциал территории, для размещения его в сети Интернет. Консолидация усилий в рамках Программы позволит решать задачи стратегического уровня на новом качественном уровне со значительным сокращением времени и затрат на их реализацию. Целенаправленное проведение региональной политики информатизации сферы культуры, ориентированное на реализацию прав граждан Пермской области на доступ к историко-культурному наследию Прикамья, к российским и мировым информационным ресурсам, обеспечивает высокий уровень социальной миссии Программы.
5. Ресурсное обеспечение и механизм реализации Программы
Финансирование программных мероприятий осуществляется из различных источников. Общий объем финансирования программы составляет 23 800 тыс. рублей; из них 11 000 тыс. рублей - из средств областного бюджета, 4 500 тыс. рублей - из федерального бюджета, 8 000 тыс. рублей - из местных бюджетов, 300 тыс. рублей - внебюджетные средства.
Средства областного бюджета будут выделяться не только на развитие областных учреждений культуры, но и учреждений культуры тех муниципальных образований, которые подтвердят свое согласие на софинансирование программных мероприятий. Средства федерального бюджета планируется привлекать за счет программно-проектной деятельности участников Программы. Кроме того, к реализации Программы будут привлекаться внебюджетные источники, в частности, финансирование по российским и зарубежным грантам, которые сегодня активно поддерживают корпоративные информационные проекты.
Изменения и инновации, необходимые для реализации политики информатизации культуры в полном объеме, требуют значительных финансовых затрат, поэтому в рамках режима текущего финансирования проблема Программы эффективно не может быть решена. Недофинансирование сферы культуры заставляет искать пути привлечения различных финансовых потоков для продвижения в нее информационных технологий. Помимо этого, внедрение, поддержка и постоянная модернизация этих технологий в отдельной отрасли требуют централизованного подхода. В Пермской области с 2000 года формируется единая политика информатизации сферы культуры с привлечением средств областного, федерального, местных бюджетов на основе программно-проектных методов. Данная Программа даст возможность концентрации бюджетных средств на приоритетном направлении культурной политики для участия учреждений культуры в мировом культурном обмене. В этом направлении Пермская область уступает многим регионам России.
В целях эффективного контроля за реализацией программных мероприятий главным распорядителем областных кредитов и координатором Программы является департамент культуры и искусства Пермской области. Взаимодействие его с другими исполнителями Программы осуществляется путем заключения договоров и соглашений, определяющих взаимные права и обязанности, а также сроки исполнения и объемы финансирования.
Мероприятия Программы реализуются по следующей схеме:
1. Ежегодное объявление конкурса на соучастие в программных мероприятиях со стороны муниципальных образований. Одним из основных условий конкурса является софинансирование из средств местных бюджетов. На основе представленных от территорий заявок определяется перечень районов, которые будут задействованы в реализации программных мероприятий в текущем году.
2. Утверждение состава участников. Заключение соглашений (договоров) на финансирование Программы из средств областного и муниципального бюджетов.
3. Проведение конкурса (тендера) среди поставщиков компьютерной техники и программных средств.
4. Распределение техники по учреждениям культуры, прошедшим конкурсный отбор.
5. Ежегодный анализ израсходованных на программные мероприятия средств бюджетов всех уровней.
6. Прогнозируемые результаты принятия Программы
1. Принятие Программы заложит основы региональной информационной сети учреждений культуры Пермской области, основанной на использовании сети Интернет и Интранет технологий, для их взаимодействия и организации доступа населения области к ресурсам, необходимым для развития бизнеса, промышленности, сельского хозяйства, социальной сферы, туризма, привлечения инвестиций, создания позитивного имиджа региона.
2. Население области получит доступ к ресурсам областных учреждений культуры в сети Интернет, что приведет к повышению культурного и образовательного уровня населения, а также усилению социальной и экономической активности граждан.
3. Создание портала по культуре Прикамья позволит представить информацию по историко-культурному наследию региона как части общероссийского культурного наследия в сети Интернет.
4. Возрастет техническая оснащенность государственных библиотек с 425 компьютеров до 600, музеев - с 49 до 120.
5. К действующим сетям будут подключены учреждения культуры 20 муниципальных образований области (50 % от общего количества).
6. Пункты открытого доступа к информационным ресурсам будут созданы на базе центральных муниципальных библиотек в 10 районах.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Пермской области от 21 августа 2003 г. N 950 "О концепции областной целевой программы "Информационные ресурсы учреждений культуры - экономическому и социальному развитию Пермской области (2004-2006 гг.)"
Текст постановления опубликован в Бюллетене Законодательного Собрания и Администрации Пермской области от 12 ноября 2003 г. N 11