Председатель Краснокамской Думы |
А.Е.Полушкин |
Программа
первоочередных мер по социальной помощи населению г.Краснокамска в 2003 г.
(проект)
(утв. решением Краснокамской Думы Пермской области от 23 октября 2002 г. N 75)
Паспорт
целевой программы первоочередных мер по социальной помощи населению
г.Краснокамска
Наименование Программы Целевая программа первоочередных мер по
социальной помощи населению г.Краснокамска
Заказчик программы Администрация города
Разработчик Программы Комитет социальной защиты населения
Краснокамской Администрации
Цель Программы Создание условий для эффективной помощи
гражданам, нуждающимся в социальной защите,
оперативного оказания требуемого вида помощи,
активизации личной инициативы граждан по
самообеспечению
Сроки реализации Программы 2003 год
Задачи Программы Оптимизация государственного регулирования в
сфере социальной защиты в городе;
Совершенствование работы по профилактике
безнадзорности и беспризорности;
Реализация специальных мероприятий по
оказанию различных видов помощи социально
незащищенным гражданам;
Развитие трудового потенциала семей в рамках
Программы "От пособия к зарплате";
Объемы и источники Реализуемые затраты на реализацию программы в
финансирования Программы течение 2003:
- местный бюджет - 925
- областной бюджет - 1181
Ожидаемые конечные
результаты реализации Программы
Программа позволит: - повысить уровень самообеспечения трудовой
активности граждан;
акцентировать адресный подход к оказанию
социальной помощи гражданам;
- поддержать общественную активность граждан
путем оказания помощи общественным
организациям;
- способствовать социальной адаптации
граждан, оказавшихся в трудной жизненной
ситуации.
Контроль за исполнением Контроль за реализацией Программы
Программы осуществляет Комитет социальной
защиты населения, органы исполнит
законодательной власти Краснокамского
муниципального образования
Перечень
основных терминов, используемых в программе
Социальная защита - это совокупность законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий граждан, обеспечивающих им условия нормальной жизнедеятельности
Гражданин, нуждающийся в социальной защите - человек, находящийся в трудной жизненной ситуации, испытывающий потребность в получении какого - либо вида социальной помощи
Трудная жизненная ситуация - ситуация, которая субъективно воспринимается человеком, как трудная лично для него, объективно нарушает его нормальную жизнедеятельность, делает невозможным самообеспечение
Социальная помощь - это деятельность органов социальной защиты местного самоуправления по предоставлению гражданам (семьям) денежных, натуральных выплат, оказанию услуг, консультирование по широкому кугу вопросов - содействие социальной адаптации с целью восстановление необходимых условий жизнедеятельности
Минимальный прожиточный минимум - уровень потребления важнейших материальных благ и услуг минимально обеспечивающих поддержание самообеспечение семьи и гражданина Трудная жизненная ситуация (см. выше) характеризуется доходами ниже минимального прожиточного минимума
Введение
Подготовка программы осуществлялась исходя из условий сложившейся социально - экономической ситуации с учетом статистических данных Комитета социальной защиты населения о реальной потребности населения города в конкретных видах помощи.
При разработке Программы учитывались другие целевые программы в сфере социальной защиты населения.
Программа определяет основные направления и приоритеты социальной защиты в 2003 году.
Программа реализует комплексный подход к решению проблемы стабилизации уровня жизни людей:
предусматривает широкий комплекс мер социальной защиты;
рассчитана на повышение их эффективности, адресности конкретных видов помощи; активизацию трудового потенциала.
Анализ социально - экономических факторов, вызывающих потребность в реализации мер социальной защиты (причины, формирующие трудную жизненную ситуацию).
Проблема преодоления малообеспеченноеT жителей Краснокамского муниципального образования продолжает оставаться чрезвычайно острой. Их доля в общем составе населения составляет более 21% (около 16 тыс. чел.).
В Комитете социальной защите населения на учете состоит 11481 чел., из них малообеспеченных 9851, в т.ч. 1407 пенсионеров, 1452 инвалидов, 2749 семей (в них 4780 детей).
Так как в настоящее время малообеспеченность и бедность не могут быть устранены полностью, необходим план мероприятий по оказанию государственной социальной помощи населению г. Краснокамска.
Политика социальной защиты в городе на период 2003 года
Основные задачи социальной защиты на 2003 год:
достижение сбалансированности объема предоставляемой социальной помощи и реальной потребности в ней;
1 - предупреждение возникновения условия для массового нарушения условий нормального самообеспечения;
стимулирование путем реализации программы "От пособия к зарплате" развития трудового потенциала семей;
усиление адресности социальной поддержки населения;
проведение мониторинга жизненного уровня в различных социальных группах.
Профилактика условий, вызывающих трудные жизненные ситуации.
Диагноз социальной "болезни" большинства семей - неспособность самостоятельно справиться с трудным материальным положением. В сознании групп населения, находящихся в пограничном с трудной жизненной ситуацией положения, должно закрепиться убеждение в прямой зависимости материального уровня от реализации трудового потенциала конкретного гражданина (семьи).
Достижение этого результата возможно путем социальной рекламы: постоянное информирование населения о реализации программы "от пособия к зарплате";
совестная работа с учреждениями, вовлекшими в реализацию программы управлениями системой здравоохранения и системой образования.
Анализ материального положения групп клиентов КСЗН
Пенсионеры - структура семейного дохода достаточно специфична: основную долю составляют пенсии и пособия (почти 70 %). В отличие от других групп населения при общем росте показателей материального благополучия пенсионеров их оценки отличает определенный пессимизм, связанный с экономической нестабильностью. Доля лиц с доходами ниже ПМ среди граждан этой категории в течение 2001
- 2002 годов колебалась от 47,5 до 67,9%.
Одинокие пенсионеры - одна из наименее обеспеченных групп. За прошлый год среди этой группы доля лиц с доходами ниже ПМ существенно возросла с 47,5 до 67,9%. Однако, существенно по сравнению с прошлым годом у этой группы вырос удельный вес такого источника дохода, как дополнительный заработок. Инвалиды - по уровню материального положения в сравнении с другими категориями социально незащищенного населения инвалиды находятся в промежуточной группе. Их средний доход - 914,6 руб., по сравнению с прошлым годом он вырос на 35,8%.
В структуре дохода семей, в которых живут инвалиды, как и в прошлом году доминировали такие источники, как пенсии (49,6%), заработки (собственные и членов семей) - 28,2%, пособия (12,8%) и доходы от других видов деятельности (8%).
Льготники - (получают льготы по ряду направлений социально - бытового, медицинского обслуживания на основании федерального и регионального законодательства) - средняя величина их пенсии выше средне статистической на 23,9%. За истекший год практически не выросла доля тех, у кого понизился уровень доходов до ПМ и ниже.
Семьи, состоящие на учете в органах социальной защиты населения - малообеспеченные семьи по своему социальному составу делятся на: бюджетники - 45,3%, рабочие - 24,9%, незанятые - 19,6%, пенсионеры - 8%.
Позитивной тенденцией является то, что в структуре доходов соц. защитных семей в 2 раза выросла доля дополнительных доходов. Сократилось число незанятых, состоящих на учете в КСЗН. Это произошло за счет трудовой мотивации - в соответствии с Указом Губернатора "Об оказании адресной социальной помощи населению области в 2002 году" граждане, не работающие более года по неуважительной причине, теряют право на получение ежегодной помощи (500 руб. - на каждого ребенка до 18 лет); а также позитивным импульсом стала реализация программы "от пособия к зарплате".
Реализация Программы в применении к гражданам с особыми потребностями (механизм Программы)
На основании анализа материального положения групп клиентов Комитета социальной защиты населения с учетом их потребностей и в целях достижения результата - создания условий для реализации нормальной жизнедеятельности. Универсальным критерием для определения нуждаемости в социальной помощи является
- ПМ - или материальное положение ниже уровня. Для пенсионеров дополнительным условием является одинокое проживание. Одинокими считаются граждане, не имеющие на территории Краснокамского района, где они проживают, близких родственников (одинокие пенсионеры или инвалиды, одинокие семейные пары пенсионеров или инвалидов; семьи с детьми до 18 лет, в которых оба родителя пенсионеры или инвалиды; неполные семьи с детьми до 18 лет, в которых родитель инвалид или пенсионер). Для всех
категорий граждан, обращающихся за помощью в Комитет социальной защиты населения, обязательным является представление "пакета" документов:
заявление;
справки о доходах за определенный период (в зависимости от вида помощи от 3 до 6 месяцев);
справка о составе семьи;
документ, подтверждающий экстремальную ситуацию, в большинстве случаев по факту обращения сотрудниками Комитета соц. защиты населения составляется акт материально - бытового обслуживания.
Условия предоставления конкретных видов помощи:
Заявление об оказании помощи принимают от одиноких граждан либо семей пенсионеров, инвалидов, семей с детьми. Общим критерием, по которому осуществляется отбор граждан для оказания конкретного вида помощи, является низкий (ниже прожиточного минимума) среднедушевой доход.
1.1. Единовременная помощь гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Предоставляется на основании заявления, справки о доходах, о составе семьи и акта обследования материально - бытовых условий; документа, подтверждающего экстремальную ситуацию.
1.2. Продуктовые наборы.
Выделяются на основании паспорта, трудовой книжки, справки с места жительства о составе семьи, справки о размере пенсии за предыдущий квартал.
1.3. Бесплатное питание.
Предоставляется согласно очередности на основании заявления, справки о доходах, справки с места жительства о составе семьи в кафе "Ивушка", столовых п.Оверята, п.Майский, с.Мысы согласно договоров.
2.1. Частичная оплата проездных билетов студентам, обучающимся в вузах г.Перми
Предоставляется в 1, 2, 4 кварталах в размере 55,2% стоимости проездного билета на основании паспорта, студенческого билета, справки с места жительства о составе семьи, справки о доходах.
2.3. Скидка в размере не ниже 30% установленной платы от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории.
Предоставляется согласно Указу Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" на основании заявления, технического паспорта дома с указанием площади, справки с места жительства о составе семьи, документов, подтверждающих факт покупки топлива либо акта обследования.
Топливо отпускается в пределах нормы отпуска твердого топлива на 1 домовладение в год: Дрова - при занимаемой полезной площади до 20 кв.м. - 5 куб.м. при занимаемой полезной площади свыше 20 кв.м. - 10 куб.м. Уголь - при занимаемой полезной площади до 25 кв.м. - 2,5 тонны, свыше 25 кв.м. - 3,5 тонны.
2.8. Программа "От пособия к зарплате".
Целевыми группами получателей комплексной соц. помощи являются семьи с детьми, имеющие в составе не менее одного неработающего члена трудоспособного возраста.
Совокупный среднедушевой доход семьи при первичном обращении не должен превышать 65% ПМ, а при перерегистрации - 100% ПМ. С семьей заключается договор на оказание комплексной социальной помощи сроком на 3 месяца, в течение которых семье оказываются услуги учреждений социальной сферы (органами социальной защиты населения, службой занятости, образования) и выплачивается пособие, величина которого не может превышать 60% ПМ умноженного на семейный коэффициент эквивалентности.
После трудоустройства безработного семья продолжает получать пособие еще 3 месяца после окончания действующего договора и за ней сохраняется весь комплекс социальных услуг. Максимальный срок выплаты муниципального семейного пособия составляет 9 месяцев (в случае сохранения семьей статуса малоимущности).
Приложениями к договору, определяющим права и обязанности получателей помощи, являются: система штрафных санкций, расчет дохода семьи и пособия и индивидуальный семейный план.
Оптимизация политики социальной защиты населения для успешной реализации данной программы необходимо добиться:
- большой согласованности в поддержке малоимущих всех учреждений и организаций, принимающих участие в реализации программы;
преодоление социального иждивенства и уравнительности социального вспомоществования;
корректировка базы данных по гражданам, нуждающимся в социальной защите, осуществление постоянного мониторинга по группам этих граждан;
переход от пассивного (на основании личных обращений) к активному (путем соц. обследования с привлечением общественных организаций) выявлению граждан, нуждающихся в том или ином виде помощи.
Нормативная база
1. Закон Пермской области от 07.10.97 г. N 887-134 "Об основах социальной защиты населения на территории Пермской области" (в редакции закона от 11.09.98 г.)
2. Закон Пермской области ________________"О потребительской корзине в Пермской области".
3. Закон Пермской области от 25.08.2000 г. N 1092-160 "О нормативах минимальной бюджетной обеспеченности в Пермской области".
4. Указ Губернатора Пермской области от 16.04.2002 г. N 68 "Об оказании адресной социальной помощи населению области в 2002 г".
5. Приказ председателя комитета социальной защиты населения Администрации Пермской области от 20.05.02 г. N 05-196 "О механизме реализации указа Губернатора области, об оказании адресной социальной помощи населению области в 2002 г."
Мероприятия
по реализации политики социальной защиты в рамках реализации
Программы по оказанию государственной социальной помощи населению
г.Краснокамска в 2003 г. (таблица)
(утв. решением Краснокамской Думы от 23 октября 2002 г. N 75)
Мероприятия | Категория нуждающихся граждан |
Расчет числ нуждающихся граждан/чел |
Размеры выплаты на чел. (рублей) |
Периодичность выплаты |
Финансовые затраты (тыс. руб.) |
Контроль за исполне- нием |
I. Государственная социальная помощь гражданам без потенциала самодостаточности | ||||||
1. Единовременная помощь гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. |
Пенсионеры, инвалиды, семьи с детьми до 18 лет |
95 | 500 | 1 раз в год | 38,2 | |
2. Продуктовые наборы |
Одинокие пенсионеры, неработ.инв. |
450 | 250 | 2 раза в год | 225,0 | |
Дезадаптанты | 50 | 100 | 1 раз в год | 5,0 | ||
3. Бесплатное питание |
Пенсионеры, инвалиды, дети до 18 лет |
96 | 400 | 1 раз в год | 38,4 | |
II. Государственная социальная помощь гражданам с потенциалом самодостаточности | ||||||
1. Частичная оплата проездных билетов студентам, обучающимся в вузах г. Перми |
Студенты | 23 | 314 | 1,2,4 кварталы | 65,0 | |
2. Оплата за обучение в Пермском государственном институте искусства и культуры |
Вдова в\служащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы в Чеченской республике |
1 | 5550 | 2 раза в год | 11,1 | |
3. Скидка в размере 30% от стоимости топлива |
Многодетные семьи |
30 | Дрова: 5м. -176,99 Юм.- 353,98 Уголь: 2,5т.-237, 30 3,5т.-332, 22 |
1 раз в год | 10,5 | |
4. Расходы на содержание палат сестринского ухода |
Одинокие пенсионеры и инвалиды |
60 | 1 раз в год | 138,0 | ||
5. Расходы на содержание 4 пенсионерских огородов |
Пенсионеры и инвалиды |
1300 | 1 раз в год | 32,0 | ||
6. Расходы на содержание школы верховой езды |
Инвалиды, ДИ | 60 | 15,5 | |||
7. Расходы на содержание компьютерного клуба |
Дети до 1 8 лет | 30 | 10,0 | |||
8, Реализация программы "От пособия к зарплате" |
Семьи с детьми | 45 | 300,0 | |||
III. Государственная социальная помощь самодостаточным гражданам | ||||||
1. Организация и проведение смотра-конкурса "Лучший дачный и приусадебный участок среди молодых семей" |
Семьи до 35 лет | 5,0 | ||||
2. Организация и проведение городского конкурса портных любителей "Серебряная нить" |
Семьи с детьми | 2,0 | ||||
3. Организация и проведение мероприятий в связи с - Днем снятия блокады Ленинграда (27.01.) |
30 | 1,0 | ||||
- Днем вывода войск из Афганистана (15.02.) |
170 | 1,0 | ||||
- Встреча родителей и членов семей, погибших при исполнении обязанностей военной службы (23.02.) |
||||||
- Международным днем освобождения узников фашистских концлагерей (11.04.) |
90 | 1,0 | ||||
- Днем памяти погибших в радиационных катастрофах (26.04.) |
150 | 1,0 | ||||
- Днем семьи (15.05.) |
1,5 | |||||
- Днем победы (09.05.) |
550 | 1,0 | ||||
- Международным Днем пожилых людей (01.10.) |
1500 | 4,0 | ||||
- Днем памяти жертв политических репрессий (30.10.) |
600 | 2,0 | ||||
- Днем матери (26.11 .) |
1,5 | |||||
- Международным днем инвалидов (03.12.) |
1500 | 4,0 | ||||
4. Организационная работа клубов: |
||||||
"Горница" | Пенсионеры | 2,0 | ||||
"Фронтовичка" | Уч-цы ВОВ | 2,0 | ||||
"Берегиня" | Пенсионеры | 2,0 | ||||
"Литературные среды" |
Пенсионеры и инвалиды |
0,8 | ||||
Общественного музея политических репрессий |
Репрессированные учащиеся школ |
2,0 | ||||
Школы для родителей детей-инвалидов |
Родители детей-инвалидов |
0,5 | ||||
5. Организация и проведение фестиваля творчества детей-инвалидов "Я все могу" |
2,0 | |||||
Итого | 925,0 |
Примечание: 1181,0 тыс. рублей выделено на единовременное пособие детям до 18 лет из средств областного бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Краснокамской Думы Пермской области от 23 октября 2002 г. N 75 "Об утверждении в 1 чтении целевой комплексной программы "Первоочередных мер по оказанию социальной помощи населению г.Краснокамска в 2003 г."
Текст постановления официально опубликован не был