Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Законодательного Собрания Пермской области
от 15 октября 2003 г. N 1051
Концепция
областной целевой программы развития и размещения производительных сил лесопромышленного комплекса Пермской области на 2004-2005 г. (первоочередные мероприятия) и прогноз до 2010 г.
1. Введение
Концепция разработана в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, Концепцией развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003-2010 годы, Основными направлениями развития лесной промышленности России, Законом Пермской области "О налогообложении в Пермской области", указами Губернатора Пермской области "Об утверждении порядка разработки и реализации областных целевых программ" от 27.06.2003 N 122 и "Об утверждении Положения об установлении базовых размеров арендной платы за земельные участки из земель поселений, находящиеся в государственной собственности, расположенные на территории Пермской области" от 08.09.2003 N 174.
Пермская область по лесосырьевому потенциалу относится к ведущим регионам России. По объему продукции лесопромышленного производства (11,2 млрд.рублей в 2002 году) область значительно опережает показатели лесного комплекса соседних областей и республик, входящих в составы Приволжского и Уральского Федеральных округов. В общем объеме лесопромышленного производства России в 2002 году удельный вес Пермской области по вывозке древесины составил 4,4%, по выпуску пиломатериалов - 1,8%, фанеры - 7,25%, ДСП - 8,65%, ДВП - 4,15%, бумаги - 16,2%, картона - 4,0%.
В межотраслевой структуре промышленного производства Пермской области на лесопромышленный комплекс (далее - ЛПК) приходится от 8,0% до 8,5% товарной продукции.
С началом перехода к рыночной экономике, когда стали разрушаться система управления на Федеральном и региональном уровнях, хозяйственные и кооперированные связи между предприятиями, а большинство предприятий было приватизировано, экономическая и производственно-техническая ситуация в них резко ухудшилась. Кризис в наибольшей мере проявился в лесозаготовительной промышленности, где за период 1990-2002 годы вывозка древесины уменьшилась в области более чем в 6 раз.
Неустойчивое финансовое положение многих предприятий, особенно лесозаготовительных и мелких деревообрабатывающих, объясняется низкой инвестиционной и инновационной деятельностью. За период 1990-2001 годы инвестиции в лесозаготовительную промышленность Пермской области снизились почти в 5 раз, в деревообрабатывающую - в 5,2 раза.
Ограниченность инвестиционных ресурсов последнего десятилетия привела к свертыванию нового строительства лесозаготовительных и деревообрабатывающих предприятий в области. В основном инвестиции направлялись на частичную замену устаревшего оборудования.
В целом по ЛПК области 70% основных производственных фондов, находящихся в эксплуатации, полностью амортизированы.
Изложенное диктует необходимость разработки и практической реализации комплекса экономических, финансовых, производственно-технических и социальных мер, обеспечивающих развитие всех отраслей ЛПК области.
2. Основные параметры Программы
2.1. Структура Программы
Структурно Программа должна быть выполнена в виде нескольких связанных между собой логически блоков.
Аналитический блок: современное состояние лесопромышленного комплекса области, анализ лесосырьевого потенциала, балансовые расчеты спроса и предложения лесобумажной продукции на период до 2005 года и на перспективу до 2010 года, цели и задачи Программы.
Программные мероприятия: мероприятия в производственно-технической, социально-трудовой и природоохранной сферах, предложения по созданию структур корпоративного управления (вертикально-интегрированных структур).
Инвестиционный блок: потребность в инвестициях в целом и по отраслям ЛПК, а также в разрезе мероприятий всех уровней, возможные источники инвестиций.
Механизм реализации: предложения по поэтапному (2003-2005 годы и 2006-2010 годы) выполнению мероприятий Программы с использованием мер и решений основных уровней управления лесопромышленной деятельностью местного, областного и федерального значения, возможные меры государственной поддержки ЛПК.
Технико-экономические показатели: ожидаемые результаты реализации Программы по периодам ее выполнения.
2.2. Программные мероприятия
2.2.1. Основная цель и задачи Программы
Основной целью Программы является стабильное и динамичное развитие ЛПК с опережающим развитием лесоперерабатывающих производств (химическая, химико-механическая, а также механическая обработка древесины).
Задачи Программы:
стабилизация и развитие производительных сил ЛПК за счет формирования в области современной высокоэффективной системы лесопользования;
улучшение производственно-социального климата в отраслях лесопромышленного комплекса;
формирование на базе ведущих лесоперерабатывающих предприятий структур корпоративного управления;
организация контроля за использованием лесных ресурсов и лесопереработкой.
2.2.2. Сроки и этапы реализации Программы
Полный срок реализации Программы: 2004-2010 годы, в том числе первый этап (первоочередные мероприятия) - 2004-2005 годы, второй этап - 2006-2010 годы.
2.2.3. Программные мероприятия
Стратегическим направлением развития и размещения производительных сил ЛПК области принято опережающее развитие лесоперерабатывающих производств (химическая, химико-механическая, а также механическая обработка древесины) с целью вовлечения в переработку мелкотоварной и низкокачественной лиственной древесины и древесных отходов; развитие плитного производства (ДСП, ДВП, МДФ); организация лесозаготовительного производства на принципах, соответствующих требованиям неистощительного и постоянного лесопользования и сохранения природной среды.
При выборе концептуальных направлений развития и размещения производительных сил ЛПК области следует учесть положительные факторы, связанные с деятельностью предприятий комплекса:
наличие в области богатых запасов лесных ресурсов, позволяющих значительно увеличить объемы заготовки древесины не только за счет рубок главного, но и промежуточного пользования;
потенциально емкий рынок для сбыта лесопродукции как в России, так и за рубежом;
наличие трудовых ресурсов и достаточного количества квалифицированных специалистов и рабочих в лесопромышленных предприятиях;
наличие мощностей по переработке древесины, производству основных видов лесоматериалов, позволяющих увеличить их выпуск уже на первом этапе реализации Программы.
Негативными факторами являются:
низкий технический уровень производства в большинстве лесопромышленных предприятий области и высокий уровень износа основных производственных фондов;
несовершенная структура лесопромышленного производства;
большое влияние на себестоимость лесобумажной продукции затрат на сырье и топливно-энергетические ресурсы, цены на которые и в перспективе будут расти;
диспропорции в территориальном размещении лесопромышленных предприятий области и связанные с этим большие затраты на транспортировку лесоматериалов от производителя до потребителя;
низкий уровень маркетинговой деятельности, особенно стратегической; жесткая налоговая и кредитная политика, не учитывающая специфические особенности лесных отраслей (сезонный характер работы, необходимость постоянного строительства лесовозных дорог и др.);
критическая социальная ситуация во многих лесных поселках.
Основные мероприятия Программы в производственно-технической и социальной сферах ЛПК области на период до 2005 года и перспективу до 2010 года:
наращивание объемов вывозки и производства деловой древесины лесозаготовительными предприятиями области на основе их технического перевооружения;
строительство и реконструкция как магистральных дорог общего пользования, так и ведомственных лесовозных дорог технологического назначения преимущественно в крупных лесных массивах северных и восточных районов области;
обновление транспортного и буксирного флота, а также судов специального назначения по обслуживанию сплавных рейдов;
в плитном производстве - организация выпуска конкурентоспособной продукции древесноволокнистых плит средней плотности (МДФ);
в фанерном производстве - расширение выпуска большеформатной водостойкой фанеры, наиболее востребованной на мировом рынке;
в лесопилении - увеличение доли специфицированных сухих пиломатериалов экспортного назначения, а также строганых деталей для поставки на внутренний рынок;
рост объемов производства мебели высоких потребительских свойств;
совершенствование технологий полуфабрикатных производств, позволяющих повысить выход и качество целлюлозы, а также задействовать в переработку до 30% лиственной древесины от общего объема перерабатываемого сырья;
развитие производства химико-термомеханической массы из лиственной древесины;
организация производства 2- и 3-слойных синтетических сеток (импорто-замещение);
ввод мощностей для получения древесного угля и производства технической и пищевой уксусной кислоты;
реализация мероприятий по совершенствованию технологий и использованию современного оборудования, обеспечивающих снижение отрицательного воздействия на окружающую среду.
В социально-трудовой сфере Программа должна предусматривать последовательное повышение уровня жизни работников ЛПК и населения лесных поселков области, обеспечение должного уровня качества основных социальных благ для них.
Формирование вертикально-интегрированных структур изменит и общую схему управления ЛПК, при этом появится возможность проведения единой промышленной политики в лесном секторе области, направленной на обеспечение устойчивого развития предприятий лесного сектора и повышение их конкурентоспособности. Этому же будет способствовать и реализация комплекса мер государственной и региональной поддержки.
2.3. Ресурсное обеспечение Программы
2.3.1. Лесной фонд
Состояние лесного фонда Пермской области позволяет утверждать, что для развития всех отраслей лесопромышленного комплекса имеется надежная лесосырьевая база.
Расчетная лесосека Пермской области по состоянию на 01.01.2003 установлена в объеме 12,2 млн.мЗ, в том числе по лесхозам Министерства природных ресурсов Российской Федерации - 9,6 млн.мЗ и по лесхозам Министерства сельского хозяйства Российской Федерации - 2,6 млн.мЗ.
В годичной расчетной лесосеке имеется около 4,0 млн.мЗ пиловочного сырья, в том числе около 3,0 млн.мЗ - хвойных пород, более 1,2 млн.м3 - березового фанерного сырья, около 3,0 млн.мЗ - балансов, в том числе почти 2,0 млн.мЗ - хвойных пород, а также около 2,0 млн.мЗ - технологического сырья.
При интенсивном развитии ЛПК области возрастут объемы лесохозяйственных работ и ежегодный объем лесозаготовок при рубках промежуточного пользования лесом может быть доведен до 1,2-1,3 млн.мЗ, которые необходимо учитывать как дополнительный лесосырьевой потенциал.
В результате выполнения мероприятий Программы вывозка древесины с лесосек от всех видов рубок должна составить 7,2 млн.мЗ к 2005 году (+ 3,0 млн.мЗ к уровню 2002 года), а к 2010 году возрасти до 9,3 млн.мЗ.
2.3.2. Кадровый потенциал
По данным Департамента федеральной государственной службы занятости населения по Пермской области на рынке труда предложение на 18-20 тыс.человек превышает спрос, поэтому особой сложности с набором рабочей силы на вновь организуемые в рамках Программы производства и предприятия быть не должно, особенно в районах с низким уровнем занятости населения - Горнозаводском, Чусовском, Добрянском, Кизеловском.
Реализация Программы потребует увеличения численности работающих до 2005 года на 800 человек к существующему уровню и до 2010 года - на 4,8 тыс.человек.
2.3.3. Инвестиции
а) приоритеты в развитии. По инвестиционной привлекательности (отношение вложенных инвестиций к стоимостной оценке произведенной продукции) областной лесокомплекс занимает третье место среди отраслей промышленности после топливной и нефтехимической. Это означает, что при обеспечении в области привлекательного инвестиционного климата можно рассчитывать на приток инвестиций в ЛПК, включая и прямые иностранные. Тем более что по данным НИПИЭИлеспрома в структуре инвестиций по ЛПК России в 2002 году в сравнении с 2001 годом существенно возросла доля привлеченных инвестиций (наиболее активны фирмы Германии, США и Кипра), причем основная доля инвестиций направляется в быстроокупаемые проекты по деревообработке. Это положение сохранится и на ближайшую перспективу, так как привлечение инвестиций в целлюлозно-бумажную промышленность связано с большой их величиной, длительным сроком окупаемости и во многом должно определяться участием государства в реализации этих проектов. Программа должна учитывать этот факт. Приоритет по инвестициям во вновь создаваемые и реконструируемые производства отдан деревообрабатывающей отрасли. На период до 2005 года сюда планируется вложить 5,7 млрд.рублей инвестиций всех уровней, а за 2006-2010 годы - еще 5,47 млрд.рублей. На техническое перевооружение лесозаготовительной отрасли предусмотрено израсходовать 1,5 млрд.рублей до 2005 года и 2,9 млрд.рублей - до 2010 года (включая строительство и содержание лесовозных дорог - 443,6 и 366,7 млн.рублей соответственно). Расширение, реконструкция и модернизация действующих производств целлюлозно-бумажной отрасли обойдется в 2,2 млрд.рублей на первом этапе и 5,2 млрд.рублей на втором;
б) источники и объем инвестиций. Техническое перевооружение и модернизация, реконструкция и расширение действующих предприятий ЛПК будет происходить за счет собственных средств самих предприятий (прибыль и амортизация), а для имеющих устойчивое экономическое и финансовое положение - и за счет привлечения кредитных ресурсов. На создание новых объектов ЛПК планируется привлечение стратегических инвесторов.
В лесозаготовительной промышленности источниками инвестиционных средств на начальном этапе могут быть средства базовых лесоперерабатывающих предприятий, формирующих интегрированные структуры, а по мере развития самих лесозаготовительных предприятий - собственные средства. Для этой же группы предприятий возможно использование лизингового механизма для приобретения лесозаготовительной техники.
Для территорий, входящих в Кизеловский угольный бассейн, источниками инвестиций должны быть предусмотренные в федеральном бюджете средства по статье "Государственная поддержка угольной отрасли". Программа может предусматривать использование 171,0 млн.рублей средств федерального бюджета на строительство новых производств в городах Гремячинске и Кизеле.
Реализация программных мероприятий в природоохранной сфере потребует 450,0 млн.рублей, в социально-трудовой - 213 млн.рублей (собственные и заемные средства).
Программа может предусматривать средства областного бюджета в суммарном размере 309,65 млн.рублей только на развитие сети магистральных дорог к лесным поселкам, что потенциально обеспечит дополнительную вывозку древесины в объеме 1,5-2,0 млн.м3/год (стоимость строительства и объекты строительства и ремонта согласованы с дорожным комитетом области).
Общий объем инвестиций может быть предусмотрен на выполнение всех мероприятий Программы и составит 23,8 млрд.рублей, в том числе на период до 2005 года - 9,7 млрд.рублей. Из них:
федеральный бюджет - 171,0 млн.рублей;
областной бюджет - 309,65 млн.рублей (дорожный фонд);
собственные и заемные средства предприятий - 23325,85 млн.рублей.
2.3.4. Налоговый режим для предприятий лесопромышленного комплекса
Предприятия по заготовке и переработке леса пользуются государственной поддержкой в форме установления особого режима налогообложения по земельному налогу, лесным податям и аренде лесосек, налогу на имущество предприятий и на прибыль организаций.
При отражении данного положения Концепции в Программе развития и размещения производительных сил ЛПК области учитывается прежний опыт предоставления налоговых льгот предприятиям ЛПК со стороны органов государственной власти Пермской области.
2.4. Ожидаемые результаты реализации Программы
В результате выполнения мероприятий Программы в областном лесокомплексе будут сформированы группы конкурентоспособных предприятий, обеспечивающих самофинансирование на длительный период функционирования. Более эффективно будет использоваться лесосырьевой потенциал области как основа поступательного социально-экономического развития ЛПК.
По мере выполнения программных мероприятий будет повышаться финансовая устойчивость работы лесопромышленных предприятий. Расчетный уровень рентабельности производства в 2005 году составит 28,2%, а в 2010 году - 30,0%.
Под влиянием реализации программных мероприятий и увеличения внутриобластного потребления круглого леса изменится структура экспорта лесобумажной продукции. В первую очередь уменьшится доля экспорта древесины в необработанном виде и возрастет доля экспорта продукции деревообработки и целлюлозно-бумажной продукции. Валютная выручка в сопоставимых ценах возрастет к 2005 году по сравнению с 2000 годом в 1,5 раза и к 2010 году - в 2,3 раза.
Платежи в бюджеты различных уровней в 2005 году по сравнению с 2000 годом возрастут в 1,7 раза, в том числе лесной доход более чем в 1,5 раза и соответственно в 2010 году - 3,6 и 2,2 раза.
Прибыль лесопромышленных предприятий в 2005 году возрастет по сравнению с 2000 годом в 1,6 раза, к 2010 году - в 3,4 раза. Это создаст предпосылки для увеличения доли собственных средств предприятий в финансировании программных мероприятий.
Увеличение в 2010 году по сравнению с 2000 годом объемов выпуска товарной продукции в 3,1 раза и повышение производительности труда в 2,9 раза обеспечат условия для существенного повышения оплаты труда и постепенного устранения межотраслевого отставания уровня оплаты труда в ЛПК.
В ходе реализации Программы будет обеспечено относительное снижение выбросов вредных веществ в атмосферу, сбросов загрязненных сточных вод в водоемы и объемов складируемых древесных отходов с общим предотвращенным ущербом не менее чем 0,6 млрд.рублей.
3. Механизм и контроль реализации Программы
После утверждения Программы программные мероприятия будут доведены до конкретных предприятий и глав муниципальных образований. По мере выполнения мероприятий, а также морального старения Программы будут производиться ее периодическая корректировка и уточнение показателей.
Контроль за реализацией Программы будет осуществляться Законодательным Собранием Пермской области, Контрольно-счетной палатой Пермской области, главным управлением финансов и налоговой политики Пермской области, главным управлением природопользования Пермской области.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Законодательного Собрания Пермской области от 15 октября 2003 г. N 1051 "О Концепции областной целевой... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.