Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Пермской городской Думы
от 23 декабря 2003 г. N 162
Городская целевая программа
"Профилактика алкоголизма, наркомании, токсикомании и ВИЧ-инфекции на территории города Перми на 2004 - 2006 годы"
19 апреля 2005 г., 30 мая 2006 г.
1. Паспорт программы
1.1. Регистрационный номер:
1.2. Полное наименование: Городская целевая программа "Профилактика
алкоголизма, наркомании, токсикомании и
ВИЧ-инфекции на территории города Перми
на 2004-2006 годы".
1.3. Условное (краткое) "Профилактика алкоголизма, наркомании,
наименование: токсикомании и ВИЧ-инфекции".
1.4. Характеристика проблемы, Сложная и напряженная ситуация, связанная
решаемой программой со злоупотреблением психоактивными
веществами, требует безотлагательного
принятия мер, обеспечивающих создание
системы правового, медицинского и
социального противодействия.
1.5. Цель программы: Профилактика злоупотребления и
зависимости от алкоголя, наркотиков и
других психоактивных веществ,
приостановление роста негативных
последствий от их применения (совершение
противоправных действий, причинение вреда
здоровью), а также формирование
потребности у широких слоев населения в
здоровом образе жизни.
1.6. Муниципальный заказчик: Администрация города Перми в лице
заместителя
Главы города - руководителя аппарата
Главы города В.И.Микляева, тел.34-08-89.
1.7. Руководитель программы: Начальник отдела по межведомственной
координации антинаркотической
деятельности администрации города Перми
И.Б.Вольфович, тел 12-40-33
1.8. Головной разработчик: Отдел по межведомственной координации
антинаркотической деятельности
администрации города. 614000 г.Пермь,
ул.Сибирская, 17-а, начальник отдела
И.Б.Вольфович, тел 12-40-33
1.9. Сроки реализации В течение 2004-2006 гг. предполагается
программы: реализация комплекса мер по следующим
направлениям:
эффективная профилактика алкоголизма
и наркомании;
пресечение незаконного оборота
наркотических и психотропных веществ и
алкогольной продукции;
лечебная и реабилитационная помощь
больным алкоголизмом и наркоманией;
профилактика распространения
ВИЧ-инфекции; осуществление
организационных мероприятий и
совершенствование правовой базы для
ограничения распространения алкоголизма и
наркомании.
1.10. Объемы финансирования Объем финансирования на 2004, 2005, 2006
годы по источникам и срокам:
утверждается ежегодно. Источниками
средств являются местный бюджет,
федеральный бюджет и привлеченные
внебюджетные средства.
Потребность в финансовых средствах на
2004 год составляет 7188,9 тыс.руб., в том
числе местный бюджет - 5983,6 тыс.руб.,
федеральный - 224,9 тыс.руб.,
внебюджетные средства - 980,4 тыс.руб.,
на 2005 год - 7000 тыс.руб.,
на 2006 год - 7000 тыс.руб.
2. Основные понятия и термины
2.1. Профилактика злоупотребления и зависимости от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ - совокупность правовых, социальных, педагогических и иных мер, направленных на недопущение злоупотребления алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами.
2.2. Антиалкогольная и антинаркотическая пропаганда - деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая с целью формирования у граждан негативного отношения к злоупотреблению алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами, установки на формирование здорового образа жизни.
2.3. Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ - оборот наркотических средств, психотропных веществ, осуществляемый в нарушение законодательства РФ.
2.4. Алкогольные напитки - пищевые продукты с содержанием этилового спирта более 1,5% объема готовой продукции.
2.5. Алкоголь - химическое вещество, этиловый спирт.
2.6. Опьянение - временное изменение психической и поведенческой активности, связанной со специфическим действием психоактивного вещества.
2.7. Алкоголизм - совокупность психических и поведенческих расстройств вследствие злоупотребления и развития зависимости от алкоголя.
2.8. Наркомания - совокупность психических и поведенческих расстройств вследствие злоупотребления и развития зависимости от наркотических средств.
2.9. Токсикомания - заболевание, обусловленное зависимостью от токсикоманических веществ.
2.10. Наркотические средства - вещества синтетического или естественного происхождения, включенные в перечень наркотических средств веществ, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года.
2.11. Психотропные вещества - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 года.
2.12. Здоровьесберегающие технологии - формирование, сохранение, укрепление здоровья участников образовательного процесса психолого-педагогическими и гигиеническими средствами.
2.13. Здоровый образ жизни - образ жизни, способствующий формированию ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей.
2.14. Биологическая обратная связь - технология, используемая в совершенствовании и коррекции деятельности различных психофизиологических систем организма человека.
2.15. Медико-социальная реабилитация больных с наркологическими заболеваниями - совокупность мер медицинского, социального, психологического, педагогического и характера обеспечивающих условия для возвращения лиц, больных алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией к общественно-полезной деятельности.
2.16. Нелегальный оборот алкогольной продукции - производство и сбыт алкогольной продукции, осуществляемой с нарушением порядка и правил, установленных законодательством.
2.17. Психоактивные вещества (ПАВ) - вещества синтетического или естественного происхождения, оказывающие специфическое воздействие на центральную нервную систему, приводящее к дальнейшему злоупотреблению и развитию зависимости.
2.18. ВИЧ - вирус иммунодефицита человека.
2.19. ВИЧ-инфекция - заболевание, вызванное вирусом ВИЧ.
2.20. СПИД - синдром приобретенного иммунодефицита, конечная стадия заболевания ВИЧ-инфекцией.
2.21. ИППП - инфекции, передающиеся половым путем.
3. Основные положения программы
3.1. Введение
Разработка программы "Предупреждение алкоголизма, наркомании, токсикомании и ВИЧ- инфекции" обусловлена:
3.1.1 ухудшением показателей здоровья населения из-за приобщения к психоактивным веществам;
3.1.2 неблагополучной криминогенной ситуацией, связанной со злоупотреблением спиртных напитков, наркотических и психотропных веществ;
3.1.3 негативными последствиями от злоупотребления наркотиков (ВИЧ-инфекция);
3.1.4 необходимостью принятия мер для уменьшения отрицательных социально-экономических последствий от алкоголизма, наркомании, токсикомании, ВИЧ-СПИДА (временная нетрудоспособность, инвалидность, увеличивающаяся несостоятельность в обществе лиц с наркологическими заболеваниями, смертность);
3.1.5 отсутствием нацеленности субъектов профилактики на конкретный конечный результат;
3.1.6 низкой эффективностью деятельности правоохранительных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков и продаже нелегальной алкогольной продукции.
Программа направлена на решение ключевых вопросов предупреждения алкоголизма, наркомании, токсикомании, ВИЧ-инфекции:
а) совершенствование законодательной базы и максимальное использование полномочий органов местного самоуправления в сфере профилактики алкоголизма, наркомании, токсикомании;
б) развитие системы информированности населения о доступных мерах профилактики наркологических заболеваний, ВИЧ-инфекции;
в) подготовка квалифицированных кадров по вопросам профилактики злоупотребления психоактивными веществами;
г) создание условий для участия молодежи в деятельности различных досуговых учреждений;
д) укрепление материально-технической базы правоохранительных органов.
Городская целевая программа "Профилактика алкоголизма, наркомании, токсикомании и ВИЧ-инфекции на территории города Перми на 2004-2006 годы" разработана в соответствии с федеральными законами "О наркотических средствах и психотропных веществах" от 8 января 1998 года, "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"" от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ, "О предупреждении распространения в России заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ- инфекция)" N 38-ФЗ от 30 марта 1995 года, законом Пермской области "О профилактике алкоголизма, наркомании, токсикомании на территории Пермской области" от 10 марта 2000 года.
3.2. Характеристика проблемы
Необходимость подготовки программы и последующей реализации вызвана тем, что одним из негативных факторов, влияющих на социально-экономическое развитие областного центра, является массовое злоупотребление алкогольными напитками и, в последние годы, наркотическими и психотропными веществами, особенно лицами молодого возраста. Эти процессы характерны для крупных промышленных центров России и город Пермь не является исключением. Данная ситуация представляет серьезную угрозу здоровью населения, экономическому развитию, правопорядку и безопасности города.
Для предотвращения злоупотребления алкоголем и психоактивными веществами необходимо создание системы правового, социального и медицинского противодействия распространению этих негативных явлений на основе скоординированной программы целенаправленного действия.
В городе Перми немало сделано для профилактики алкоголизма, наркомании, токсикомании, ВИЧ-инфекции. В 2000 г. был принят областной закон "О профилактике алкоголизма, наркомании, токсикомании на территории Пермской области", успешно реализованы городские целевые программы по совершенствованию психиатрической и наркологической помощи, профилактике ВИЧ-инфекции. За счет бюджета города было сформировано специальное подразделение в городском УВД по борьбе с наркотиками, приобретена лаборатория для определения наркотических веществ. Наркологическая служба
города улучшила материальную базу, открыто реабилитационное отделение. Благодаря целенаправленной профилактической работе снизились показатели первичной заболеваемости ВИЧ-инфекцией.
Вместе с тем ситуация, связанная со злоупотреблением психоактивными веществами (алкогольными напитками, наркотиками, токсикоманическими средствами) остается в городе сложной и напряженной и требует принятия соответствующих мер. Прежде всего, это касается организационных и правовых аспектов проблемы. В рамках данного направления необходимо проанализировать существующую нормативно-правовую базу в городе и результаты ее реализации. Особенно остро в нашем городе стоит проблема учета, наблюдения и лечения наркологических больных. Например, из-за неурегулирования вопросов принудительного лечения больных наркоманией около 30% учетных больных находятся вне поля зрения наркологической службы.
Необходимо развивать мониторинг распространения наркологических заболеваний и ВИЧ-инфекции. При анализе причин злоупотребления психоактивными веществами целесообразно учитывать не только показатели официальной статистики, но и проводить систематически социологические и психолого-диагностические исследования. Для оценки деятельности муниципальных органов и учреждений по профилактике алкоголизма, наркомании, токсикомании необходимо разработать количественные показатели (критерии) для удобства анализа их работы по данному направлению. Требуется оценить эффективность большого количества профилактических программ, реализуемых в образовательных учреждениях города.
Наиболее эффективным средством предупреждения алкоголизма, наркомании, токсикомании, ВИЧ-инфекции является профилактика.
На протяжении последних лет наблюдается активизация профилактической работы, проводимой всеми ведомствами, общественными и религиозными организациями. От массированной, но беспорядочной активности специалисты переходят к системной работе, персонифицированному подходу в оказании детям и молодежи консультативной, психокоррекционной помощи.
Но проблема остается нерешенной и актуальной. Профилактическая работа в городе требует продолжения и совершенствования. Для этого следует внедрять современные методы и технологии ее проведения.
В настоящее время в городе практически отсутствует наружная реклама здорового образа жизни, недостаточно качественной продукции в средствах массовой информации, не все специалисты, осуществляющие профилактическую деятельность, имеют профессиональную специальную подготовку. Ощущается дефицит в адаптированных профилактических программах, специализированных сборниках по данной проблематике.
Ограничена возможность детям из малообеспеченных семей заниматься в спортивных секциях. Требует развития волонтерское движение, так как именно группа сверстников является для подростка местом реализации основных его потребностей, а методы агитации за здоровый образ жизни у волонтеров самые разнообразные.
По сведениям из правоохранительных органов ситуация, связанная со злоупотреблением алкогольными напитками и наркотиками, остается напряженной. 70% правонарушений, совершенных в быту, регистрируются у лиц, находящихся в состоянии опьянения или на почве пьянства. Отмечается рост преступлений среди несовершеннолетних в состоянии опьянения, удельный вес которых в общем количестве правонарушений составляет около 25%. Подразделения по делам несовершеннолетних участвуют в проведении оперативно-розыскных мероприятий, однако сотрудники недостаточно обеспечены техническими средствами. Статистические данные ГАИ городского УВД говорят о том, что в текущем году сохраняется тенденция к увеличению дорожно-транспортных происшествий по вине водителей, находящихся в состоянии опьянения. В текущем году по этой причине было задержано 4918 водителей, 1102 водителя отказались проходить медицинское освидетельствование. Для совершенствования медицинского освидетельствования водителей на состояние опьянения требуется организация передвижной наркологической экспертизы. Пресечение незаконного оборота наркотиков является одним из приоритетных направлений в работе правоохранительных органов. За 9 месяцев текущего года зарегистрировано 1325 преступлений по линии незаконного оборота, в том числе 631 с целью сбыта (на 25% больше, чем за аналогичный период прошлого года). Изъято из незаконного оборота около 9 кг сильнодействующих наркотиков. Для более эффективной деятельности по пресечению незаконного оборота наркотиков необходимы современные технические и специальные средства.
Одним из важных направлений реализации мероприятий программы являются вопросы лечения и реабилитации наркологических больных. На учете в наркологическом диспансере состоит более 22 тысяч жителей города, реальная цифра приближается к 100 - 120 тысячам. Основная категория больных - пациенты с проблемами алкогольной зависимости. Особенно тревожным является рост психотических расстройств на фоне алкоголизма (алкогольные психозы). За 6 месяцев 2003 года, по сравнению с аналогичным периодом 2002 года, произошло увеличение данного показателя на 18% и составило 1902 человека. Требует разрешения вопрос организации лечения и наблюдения за данной категорией больных, так как в настоящее время ими занимаются психиатрическая и наркологическая службы. Для улучшения лечебно-восстановительной помощи больным с острыми алкогольными психозами необходимо перенести потоки больных в наркологический диспансер. Несмотря на то, что в городе создана хорошая материальная база наркологической службы, в настоящее время требуется дооснащение ее современным оборудованием для оказания экстренной помощи больным с тяжелыми формами алкоголизма и наркомании, бригадой выездной наркологической экспертизы.
Необходима закупка эффективных лекарственных препаратов. Качественная терапия возможна лишь при условии проведения с больными социально-медицинской реабилитации. Для этого необходимо заниматься вопросами профессиональной ориентации, организацией рабочих мест для пациентов.
Еще одно направление, представленное в программе, посвящено вопросам ВИЧ-инфекции, так как самым серьезным последствием злоупотребления наркотиками является возникновение ВИЧ-СПИДА. 70% ВИЧ - инфицированных больных являются наркопотребителями. На учете в учреждениях города состоит более 2 тысяч ВИЧ - инфицированных. Для диагностики в экстренных случаях необходимо приобретение тест-систем. В настоящее время актуальной является проблема обеспечения средствами медикаментозной терапии ВИЧ - инфицированных беременных женщин. Учитывая активизацию полового пути передачи ВИЧ-инфекции (1999 год-2%, 2003 год-28%), необходимо внедрение современной системы лабораторного контроля для выявления больных с ИППП.
3.3. Цель и задачи программы
Цель программы:
Профилактика злоупотребления и зависимости от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, приостановление роста негативных последствий от их применения (совершение противоправных действий, причинение вреда здоровью), а также формирование потребности у широких слоев населения в здоровом образе жизни.
Задачи программы:
совершенствование системы первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами;
консолидация усилий субъектов профилактики (муниципальных органов и учреждений) в сфере профилактики злоупотребления психоактивными веществами с учетом межведомственного подхода к решению проблемы;
усиление пропаганды здорового образа жизни;
снижение интереса к психоактивным веществам среди молодежи путем вовлечения молодых людей в программы учреждений физической культуры и спорта, туризма, работающих в области досуга детей, подростков и молодежи;
сокращение незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, а также действенный контроль за реализацией качественной алкогольной продукции и легальным оборотом наркотических веществ;
снижение темпов роста наркологических заболеваний и ВИЧ-инфекций;
уменьшение негативных последствий для здоровья граждан от злоупотребления ПАВ.
3.4. Сроки и направления реализации программы
Сроки реализации программы 2004-2006 годы. Программа включает следующие разделы:
3.4.1 организационные и правовые меры по ограничению распространения пьянства, алкоголизма и противодействию злоупотреблению наркотиков;
3.4.2 профилактика алкоголизма, наркомании и токсикомании;
3.4.3 пресечение незаконного оборота наркотиков и усиление контроля за производством и реализацией спиртных напитков, легальным оборотом наркотических и психотропных веществ;
3.4.4 совершенствование системы диагностики, лечения и реабилитации наркологических больных;
3.4.5 предупреждение ВИЧ-инфекции в условиях массового распространения наркомании.
3.4.1. Организационные и правовые меры по ограничению распространения пьянства, алкоголизма и противодействию злоупотреблению наркотиков
Для реализации данного направления необходимо:
3.4.1.1 дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы в области профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании, выявления, учета, наблюдения, лечения и реабилитации наркологических больных, противодействия незаконному обороту алкогольной продукции и наркотиков (разработка и внесение в законодательное собрание области предложений в проекты федеральных законов);
3.4.1.2 нормативно-правовое регулирование вопросов производства, хранения, транспортировки, продажи спиртосодержащей и алкогольной продукции (изучение имеющейся нормативно-правовой базы, издание правовых актов Главой города, городской Думой);
3.4.1.3 совершенствование и развитие межведомственного взаимодействия и координации антинаркотической и антиалкогольной деятельности, (разработка критериев оценки деятельности ведомств по данному разделу работы);
3.4.1.4 анализ складывающейся обстановки в городе по проблемам, связанным со злоупотреблением психоактивными веществами (проведение социологических и психолого-диагностических исследований среди различных групп населения, мониторинг распространенности заболеваний, связанных со злоупотреблением психоактивных веществ);
3.4.1.5 участие в работе международных организаций и проектах, связанных с антиалкогольной и антинаркотической проблемами (проект Tempus Tasis, "Города Европы против наркотиков").
3.4.2. Профилактика алкоголизма, наркомании, токсикомании
Данное направление является приоритетным. Целью мероприятий является предупреждение и сокращение потребления алкоголя, а также наркотиков и психотропных веществ в немедицинских целях.
В связи с этим планируется:
3.4.2.1 формирование общественного мнения, считающего престижным ведение здорового образа жизни, осуждение злоупотребления алкогольными напитками, немедицинского потребления наркотиков, противоречащего интересам подавляющего большинства населения (проведение городских акций "Город без наркотиков", "Молодость - жизнь", спартакиады по различным видам спорта среди учащихся общеобразовательных школ, средних учебных заведений, помещение информации в СМИ и на странице сайта городской администрации);
3.4.2.2 внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательные учреждения города (оборудование кабинетов школ аппаратами по биологически обратной связи, проведение городского фестиваля профилактических программ);
3.4.2.3 подключение к профилактической работе по данному направлению общественных и религиозных организаций через участие в конкурсах культурных и социальных проектов (финансирование проектов "Нет алкоголизму и наркомании", "Семья без вредных привычек");
3.4.2.4 совершенствование методического обеспечения деятельности образовательных и социальных учреждений по вопросам формирования у детей и подростков антиалкогольной и антинаркотической ориентации, психологической реабилитации несовершеннолетних, склонных к потреблению алкоголя и наркотиков (издание программ, рекомендаций для педагогов, психологов, специалистов по социальной работе);
3.4.2.5 продолжение разработок и внедрения новых программ для проведения в образовательных учреждениях мероприятий по антинаркотическому просвещению и пропаганде здорового образа жизни (внедрение курсов "Полезные привычки", "Полезные навыки");
3.4.2.6 подготовка кадров по вопросам профилактики заболеваний, вызванных психоактивными веществами (специалистов городской и районных администраций, центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи несовершеннолетним, преподавателей общеобразовательных учреждений, лидеров ОТОСов, представителей общественных организаций, правоохранительных органов, учреждений социальной защиты населения).
3.4.3. Совершенствование деятельности правоохранительных органов в сфере пресечения незаконного оборота наркотиков и усиление контроля за производством и реализацией спиртных напитков, легальным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Основная задача этого направления - борьба с незаконным производством, хранением, перемещением, реализацией, распространением наркотиков и алкогольной продукции и пресечение нарушений в сфере их оборота.
В связи с этим Программой предусматривается:
3.4.3.1 расширение комплекса мероприятий административной и уголовной ответственности за нелегальный оборот наркотиков, производство и реализацию спиртных напитков, их фальсификацию, а также самогоноварение с целью сбыта продукции (выявление лиц причастных к незаконному обороту наркотиков и спиртных напитков и применение к ним мер в соответствии с законодательством);
3.4.3.2 укрепление материально-технической базы подразделений правоохранительных органов, участвующих в пресечении незаконного оборота наркотиков и алкогольной продукции (приобретение спецсредств, автотранспорта, оргтехники).
3.4.4. Совершенствование диагностики, лечения и реабилитации наркологических больных
Данное направление включает в себя следующие мероприятия:
3.4.4.1 улучшение качества лечения с помощью применения современных методов (иммунизация больных алкоголизмом и наркоманией препаратом налтрексона гидрохлорид);
3.4.4.2 совершенствование проведения наркологической экспертизы (создание выездной бригады для проведения наркологической экспертизы);
3.4.4.3 увеличение количества наркологических больных, прошедших полный и эффективный курс лечения (проведение реабилитационных мероприятий с больными, прошедшими лечение);
3.4.4.4 улучшение качества обследования лиц, употребляющих психоактивные вещества, с целью выявления у них ВИЧ-инфекции (приобретение тест-систем для исследования наркопотребителей на ВИЧ);
3.4.4.5 внедрение программ по поддержанию ремиссии у больных алкоголизмом и наркоманией (проведение реабилитационных программ и в дальнейшем переподготовка и трудоустройство наркологических больных).
3.4.5. Предупреждение ВИЧ-инфекции в условиях массового распространения наркомании
В программе предусматривается:
3.4.5.1 развитие системы информирования населения о доступных мерах профилактики ВИЧ-инфекции и инфекций, передающихся половым путем в СМИ (создание новых проектов совместно с СМИ, обучение специалистов ведомств по проблеме);
3.4.5.2 разработка, создание и распространение новых методических и информационных материалов (изготовление печатной продукции по профилактике ВИЧ-инфекции и ИППП);
3.4.5.3 повышение информирования студентов по вопросам профилактики ВИЧ- СПИДА и ИППП (проведение ежегодных конференций "Молодежь против СПИДа и наркотиков");
3.4.5.4 предупреждение развития ВИЧ - инфекции у новорожденных (обеспечение ВИЧ - инфицированных беременных женщин средствами медикаментозной терапии);
3.4.5.5 внедрение в практику совместно с общественными и молодежными организациями информационно-пропагандистских материалов.
3.5. Система программных мероприятий на 2004 год
3.5.1. Организационные и правовые меры по ограничению распространения пьянства, алкоголизма, токсикомании, ВИЧ-инфекции и противодействию злоупотреблению наркотиками
N | Мероприятия | Исполнители | Срок исполнения (покварталь- но) |
Источники финансиро- вания (тыс.руб.) |
1 | Проведение социологических и психолого- диагностических исследований среди различных категорий жителей города по проблемам, связанным с распространением пьянства, алкоголизма, наркомании, токсикомании |
отдел по межведомственной координации антинаркотической деятельности комитет по образованию и науке |
III-IV кв. | бюджет города 330,0, в том числе: 190,0 140,0 |
2 | Проведение межведомственной конференции по профилактике употребления психоактивных веществ |
отдел по межведомственной координации антинаркотической деятельности |
IV кв. | бюджет города 50,0 |
3 | Участие в семинарах, совещаниях, конференциях, проводимых министерствами и ведомствами образования, здравоохранения |
отдел по межведомственной координации антинаркотической деятельности управление здравоохранения комитет по образованию и науке |
I-IV кв. | бюджет города 60,0, в том числе: 15,0 15,0 30,0 |
4 | Вступление и участие в деятельности международной организации "Города Европы против наркотиков" |
отдел по межведомственной координации антинаркотической деятельности |
I-кв. | бюджет города 16,0 |
5 | Мониторинг и прогнозирование заболеваемости алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, ВИЧ- СПИД с целью информирования заинтересованных служб |
центр Госсанэпид- надзора |
IV кв. | бюджет города 70,0 |
6 | Разработка метода оценки эффективности различных программ первичной профилактики употребления, а так же зависимости от психоактивных веществ |
комитет по образованию и науке |
I-II кв. | бюджет города 30,0 |
7 | Разработка критериев оценки деятельности учреждений социальной защиты, физической культуры и спорта, отдела по делам молодежи, культуры по профилактике алкоголизма, наркомании, токсикомании |
отдел по межведомст- венной координации антинаркоти- ческой деятельности |
I-IV кв. | бюджет города 40,0 |
8 | Проведение исследования и оценка эффективности существующей правовой базы в части полномочий органов местного самоуправления по предупреждению алкоголизма, наркомании, токсикомании, ВИЧинфекции, в т.ч. федерального и областного законодательств, а так же правовых актов города |
правовое управление |
I-IV кв. | бюджет города 5,0 |
9 | Разработка и направление в Законодательное собрание Пермской области для внесения в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы проектов федеральных законов о внесении изменений и дополнений в ФЗ "О наркотических средствах и психотрпных веществах" и в "Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан" |
правовое управление |
I-IV кв. | бюджет города 10,0 |
10 | Разработка и направление в Законодательное собрание области для реализации его права вносить предложения в Правительство РФ "О применении принудительных мер медицинского характера к больным наркоманией, которые не совершали противоправных действий" |
правовое управление |
I-IV кв. | бюджет города 10,0 |
11 | Разработка правового акта города "О повышении роли органов опеки и попечительства по ограничению в судебном порядке дееспособности лиц, злоупотребляющих спиртными напитками и наркотиками" |
правовое управление |
I-IV кв. | бюджет города 5,0 |
Итого по разделу: 626,0 |
||||
Бюджет города 626,0 |
3.5.2. Профилактика алкоголизма, наркомании, токсикомании, ВИЧ-инфекции
N | Мероприятия | Исполнители | Срок исполнения (покварталь- но) |
Источники финансиро- вания (тыс.руб.) |
1 | Организация и проведение городской акции "Пермьгород будущего" |
комитет по культуре и искусству |
IV кв. | бюджет города 300,0 |
2 | Проведение городской акции "Молодость-жизнь", посвященной Всемирному Дню борьбы с наркоманией |
отдел по делам молодежи |
II кв. | бюджет города 70,0 |
3 | Подготовка цикловых программ на радио, телевидении для молодежи по формированию навыков ведения здорового образа жизни |
отдел по межведомст- венной координации антинаркоти- ческой деятельности |
I-IV кв. | бюджет города 325,0 |
4 | Изготовление и размещение рекламной продукции по пропаганде здорового образа жизни на стендах наружной рекламы и на транспорте |
департамент имуществен- ных отношений |
I-IV кв. | бюджет города 250,0 |
5 | Создание радиороликов по профилактике алкоголизма, наркомании, ВИЧинфекции и их трансляция, демонстрация в кинотеатрах города фильмов по профилактике ВИЧ-инфекции и ИППП |
управление здравоохране- ния комитет по культуре и искусству |
I-IV кв.. | бюджет города 234,0, в том числе: -224,0 -10,0 |
6 | Проведение конкурса социальной рекламы "Мы выбираем жизнь" |
отдел по делам молодежи |
IV кв. | бюджет города 100,0 |
7 | Проведение конкурса среди СМИ по пропаганде здорового образа жизни |
пресс-служба администра- ции города |
IV кв. | бюджет города 30,0 |
8 | Проведение конкурса тематических дискотек |
комитет по культуре и искусству |
IV кв. | бюджет города 20,0 |
9 | Проведение городского конкурса "Я выбираю - жизнь!" |
комитет по культуре и искусству |
III-IV кв | бюджет города 10,0 |
10 | Проведение конкурса молодежного самоуправления по месту жительства "За здоровый образ жизни" |
комитет по культуре и искусству |
II-IV кв. | бюджет города 40,0 |
11 | Приобретение спортивного инвентаря для спортивнооздоровительно- го лагеря "Республика Манго" |
комитет по физической культуре и спорту |
I-IV кв. | бюджет города 30,0 |
12 | Проведение городского фестиваля профилактических программ "Поколение Плюс" |
комитет по образованию и науке |
II кв. | бюджет города 40,0 |
13 | Проведение городского фестиваля компьютерной графики и видеоискусства с целью создания лучшей продукции по пропаганде здорового образа жизни |
комитет по культуре и искусству |
IV кв. | бюджет города 25,0 |
14 | Разработка и издание средств наглядной агитации (буклеты, памятки, брошюры, плакаты, календари) по профилактике алкоголизма, наркомании, токсикомании |
управление здравоохранения |
I-IV кв. | бюджет города 250,0 |
15 | Издание сборников по проблемам профилактики употребления психоактивных веществ |
комитет по образованию и науке |
I-IV кв. | бюджет города 130,0 |
16 | Обеспечение работы городского межведомственного и молодежного информационных центров |
комитет по культуре и искусству отдел по делам молодежи |
I-IV кв. | бюджет города 40,0, в том числе 20,0 20,0 |
17 | Внедрение курсов "Полезные привычки" и "Полезные навыки" в образовательные учреждения города |
комитет по образованию и науке |
I-IV кв. | бюджет города 60,0 |
18 | Укрепление материальнотехнической базы отделов профилактики злоупотребления психоактивными веществами в районных центрах психологопедагогической и медикосоциальной помощи несовершеннолетним |
комитет по образованию и науке |
III-IV кв. | бюджет города 160,0 |
19 | Установка 5 кабинетов "БОС -здоровье" в школах города |
комитет по образованию и науке |
I-IV кв. | внебюджет- ные средства 900,0 |
20 | Поддержка общественных организации, участвующих в конкурсах социальных и культурных проектов в номинациях "Нет алкоголизму и наркомании" и "Семья без вредных привычек" |
отдел по работе с обществен- ностью и развитию самоуправле- ния |
I-IV кв. | бюджет города 180,0 |
21 | Производство телевизионного фильма "Пермский трафик" |
региональное управление госнарко- контроля |
III-IV кв. | бюджет города 70,0 |
22 | Обучение специалистов по проблемам предупреждения алкоголизма, наркомании, токсикомании, пропаганде здорового образа жизни |
отдел по межведомст- венной координации антинаркоти- ческой деятельности комитет по образованию |
I-IV кв. | бюджет города 350,0, в том числе: 300,0 50,0 |
23 | Организация лагерного сбора-семинара для волонтеров по работе с подростками |
отдел по делам молодежи |
III-IV кв. | бюджет города 45,0 |
24 | Подготовка волонтеров из числа учащихся школ, студентов ВУЗов |
управление здравоохранения |
I-IV кв. | бюджет города 30,0 |
25 | Выделение субсидий для занятий в секциях детей из малообеспеченных и неблагополучных семей |
комитет по физической культуре и спорту |
I-II кв. | бюджет города 261,0 |
26 | Проведение городских соревнований "Кубок Победы"(4 этапа) |
отдел по делам молодежи |
I-IV кв. | бюджет города 60,0 |
Итого по разделу: 4010,0 |
||||
Бюджет города 3110,0 |
||||
Внебюджет- ные средства 900 |
3.5.3. Пресечение незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, контроль за производством и реализацией спиртных напитков
N | Мероприятия | Исполнители | Срок исполнения (поквартально) |
Источники финансиро- вания (тыс.руб.) |
1 | Проведение досмотра поступающего в г.Пермь автотранспорта, выявление перевозчиков наркотических веществ с помощью современных средств |
региональное управление госнарко- контроля РФ по Пермской области |
I-IV кв. | бюджет города 124,6 |
2 | Осуществление комплекса оперативно- розыскных мероприятий, направленных на выявление мест незаконного изготовления и реализации наркотиков и психотропных веществ на территории г.Перми |
региональное управление госнарко- контроля РФ по Пермской области |
I-IV кв. | бюджет города 220,0 |
3 | Использование алкотестеров для установления факта употребления алкоголя у водителей автотранспорта |
УВД г. Перми, ОВД Кировского и Орджоникид- зевского районов города |
I-IV кв. | бюджет города 100,0 |
4 | Организация прямой телефонной линии "Телефон доверия" |
региональное управление госнарко- контроля по Пермской области |
I кв. | бюджет города 15,0 |
5 | Приобретение в подразделение по делам несовершеннолетних отдела внутренних дел Ленинского района персонального компьютера |
УВД г. Перми | II кв. | бюджет города 28,0 |
6 | Для повышения эффективности работы подразделений по делам несовершеннолетних отделов внутренних дел приобрести средства связи: радиостанцию "Кенвуд"; пейджер; установить телефонные точки |
УВД г. Перми | II кв. | бюджет города 88,0 |
Итого по разделу 575,6 |
||||
Бюджет города 575,6 |
3.5.4. Совершенствование системы лечения и реабилитации лиц с наркологическими заболеваниями
N | Мероприятия | Исполнители | Срок исполнения (поквартально) |
Источники финансиро- вания (тыс.руб.) |
1 | Приобретение городским наркологическим диспансером передвижной лаборатории для проведения наркологической экспертизы |
управление здравоохране- ния |
II-IV кв. | бюджет города 910,0 |
2 | Внедрение программы по фармакологической иммунизации лиц, употребляющих алкоголь и наркотические вещества |
управление здравоохране- ния |
III кв. | бюджет города 100,0 |
3 | Проведение подготовительного этапа по разработке и внедрению программы вторичной профилактики больных наркоманией |
управление здравоохране- ния |
III-IV кв. | бюджет города 7,0 |
4 | Приобретение оборудования для эффективного лечения наркологических больных |
управление здравоохране- ния |
IV кв. | бюджет города 110,0 |
5 | Организация профессионального обучения лиц, прошедших курсы лечения от алкоголизма и наркомании |
Пермский городской центр занятости населения управление здравоохране- ния |
I-IV кв. | федеральный бюджет 55,0 |
6 | Проведение мероприятий по профессиональной ориентации для лиц, находящихся на реабилитации в наркодиспансере |
Пермский городской центр занятости населения управление здравоохране- ния |
I-IV кв. | федеральный бюджет 5,4 |
7 | Организация временного трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите, состоящих на учете в наркологической службе |
Пермский городской центр занятости населения управление здравоохране- ния |
I-IV кв. | федеральный бюджет внебюджетные средства оо С ОО,-", в том числе: 61,7 26,8 |
8 | Организация временных рабочих мест в рамках программы "Общественные работы" |
Пермский городской центр занятости населения управление здравоохранения |
I-IV кв. | федеральный бюджет внебюджетные средства 156,4, в том числе: 102,8 53,6 |
9 | Перенос потоков больных с острыми алкогольными психозами из городской психиатрической больницы в городской наркологический диспансер |
управление здравоохранения |
I-IV кв. | без привлечения финансовых средств в 2004 году |
10 | Установка системы видеонаблюдения в наркодиспансере по адресу: ул. Чайковского,35 |
управление здравоохранения |
III-IV кв. | бюджет города 150,0 |
Итого по разделу: 1582,3 |
||||
Бюджет города 1227,0 |
||||
Федеральный бюджет 224,9 |
||||
Внебюджетные средства 80,4 |
3.5.5. Предупреждение ВИЧ-инфекции в условиях массового распространения наркомании
N | Мероприятия | Исполнители | Срок исполнения (поквартально) |
Источники финансирова- ния |
1 | Проведение семинаров по вопросам профилактики ВИЧ- инфекции и ИППП для: медицинских работников, сотрудников административно- управленческого аппарата, социальных педагогов, психологов, волонтеров общественных и религиозных организаций, представителей СМИ, сотрудников ОВД |
муниципальное управление здравоохранения |
I-IV кв. | бюджет города 60,0 |
2 | Исследование крови на ВИЧ-инфекцию у лиц, употребляющих наркотики |
муниципальное управление здравоохранения |
III-IV кв. | бюджет города 35,0 |
3 | Обеспечение ВИЧ- инфицированных беременных женщин медикаментозными средствами |
муниципальное управление здравоохранения |
III-IV кв | бюджет города 100,0 |
4 | Реконструкция лаборатории с целью внедрения современной двухуровневой системы лабораторного контроля за ИППП в условиях концентрированной стадии эпидемии ВИЧ-инфекции |
муниципальное управление здравоохранения |
IV кв | бюджет города 200,0 |
Итого по разделу 395,0 |
||||
Общая сумма: 7188,9 |
||||
Бюджет города 5983,6 |
||||
Внебюджетные средства 980,4 |
||||
Федеральный бюджет 224,9 |
4. Обеспечение реализации программы
4.1. Правовое обеспечение
Городская целевая программа "Профилактика алкоголизма, наркомании, токсикомании и ВИЧ-инфекции на территории города Перми на 2004-2006 годы" разработана в соответствии с федеральными законами "О наркотических средствах и психотропных веществах" от 8 января 1998 года, "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"" от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ, "О предупреждении распространения в России заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ- инфекция)" N 38-ФЗ от 30 марта 1995 года, законом Пермской области "О профилактике алкоголизма, наркомании, токсикомании на территории Пермской области" от 10 марта 2000 года, распоряжением Главы города Перми от 4 июля 2003 года N 258.
4.2. Организация управления реализацией программы
Муниципальный заказчик осуществляет текущий контроль за ходом реализации программы и целевым использованием бюджетных средств. Несет персональную ответственность за достижение целей и эффективное использование финансовых ресурсов.
Руководитель программы подотчетен муниципальному заказчику. Заключает договора с исполнителями программных мероприятий. При недостаточном финансировании в порядке, установленном решением Пермской городской Думы о бюджете на очередной финансовый год, вправе определять направление финансовых ресурсов с учетом приоритетности задач. Обеспечивает предоставление информации о ходе реализации программы, отчитывается (при необходимости) перед Главой города и Пермской городской Думой в установленном порядке. Для осуществления финансового, статистического, информационного анализа имеет право запрашивать любую информацию в рамках осуществления своих полномочий у всех участников программы.
При реализации мероприятия несколькими участниками программы определяется ответственный исполнитель. Ответственный исполнитель координирует действия исполнителей, отвечает перед руководителем программы за его реализацию и предоставляет информацию о ходе выполнения этого мероприятия. В системе программных мероприятий (табличная форма) ответственный исполнитель указывается первым.
Все участники программы несут ответственность за целевое использование выделенных финансовых средств, предоставление своевременной и полной информации о ходе выполнения мероприятий.
Финансирование программы производится департаментом финансов через счета исполнителей программы (распорядителей кредитов) на основании представленных заявок (годовой, квартальной), согласованной с руководителем программы.
Основным механизмом реализации программы является ежегодное утверждение отчетов о выполнении программных мероприятий Пермской городской Думой.
4.3. Ресурсное обеспечение программы
Объем финансирования на 2004, 2005, 2006 годы утверждается ежегодно. Источниками средств являются местный бюджет, федеральный бюджет и привлеченные внебюджетные средства.
Потребность в финансовых средствах на 2004 год составляет 7188,9 тыс. руб., в том числе бюджет города - 5983,6 тыс. руб., федеральный - 224,9 тыс. руб., внебюджетные - 980,4 тыс.руб., на 2005 год - 7000 тыс.руб., на 2006 год - 7000 тыс.руб.
Решением Пермской городской Думы от 30 мая 2006 г. N 108 в раздел 5 настоящего приложения внесены изменения
5. Ожидаемый социальный и экономический эффект
Социально-экономический эффект представляет собой уменьшение совокупности финансовых, правовых, социальных, медицинских и других последствий от распространения алкоголизма, наркомании, токсикомании и ВИЧ-инфекции. Поскольку проблема является социально значимой, основной эффект будет проявляться в снижении социальной напряженности. Экономический эффект будет выражаться в уменьшении затрат на лечение и социально-медицинскую реабилитацию больных, выплату средств в связи с временной нетрудоспособностью наркологических больных, ВИЧ-инфицированных. В результате проведенных мероприятий произойдет:
- усиление пропаганды здорового образа жизни;
- сокращение доступа к наркотическим веществам, находящимся в незаконном обороте;
- повышение профессионального уровня лиц, занимающихся антиалкогольной, антинаркотической пропагандой;
- совершенствование системы диагностики, лечения наркологических больных, медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Все это позволит приостановить рост негативных последствий:
- снизить темпы роста наркомании и ВИЧ-инфекции;
- стабилизировать показатели психотических расстройств при алкоголизме;
- уменьшить количество дорожно-транспортных происшествий по вине водителей в состоянии алкогольного опьянения.
Сформировать у широких слоев населения навыки ведения здорового образа жизни:
- увеличить количество молодежи, вовлеченной в занятия физической культурой и спортом, посещающих досуговые учреждения, участвующих в работе волонтерских организаций и общественных объединений;
- расширить сферы участия общественных и религиозных организаций в реализации проектов, направленных на формирование здорового образа жизни, преодоления алкоголизма, наркомании, токсикомании, ВИЧ-инфекции;
- увеличить количество лиц, состоящих на учете в наркологическом диспансере, которые трудоустроены на работу во время прохождения реабилитации.
В результате реализации мероприятий программы при полном ее финансировании прогнозируется в 2004 году:
1. Увеличение количества молодых людей, ведущих здоровый образ жизни на 2 %.
2. Снижение уровня заболеваемости наркоманией на 5 - 7 %.
3. Снижение уровня заболеваемости ВИЧ-инфекцией на 6 - 8 %.
4. Рост удельного веса раскрытых преступлений, совершенных со сбытом наркотических средств, категории тяжких, особо тяжких, групповых не менее чем на 2 %.
5. Повышение профессионального уровня 65 % специалистов, занимающихся антиалкогольной, антинаркотической деятельностью, профилактикой ВИЧ-инфекции.
6. Обучение активным формам проведения профилактической работы 35 % специалистов образовательных учреждений.
В результате реализации мероприятий программы в 2005 году, при полном ее финансировании, прогнозируется:
- увеличить на 4 % количество детей, подростков и молодежи, участвующих в мероприятиях, пропагандирующих здоровый образ жизни;
- привлечь к занятиям физической культурой и спортом 1000 несовершеннолетних из неблагополучных и малообеспеченных семей;
- увеличить на 5 % количество несовершеннолетних, снятых с учета по исправлению в подразделениях по делам несовершеннолетних УВД;
- снизить на 2 % заболеваемость алкогольными психозами;
- снизить на 5 % заболеваемость ВИЧ-инфекцией;
- повысить профессиональный уровень 20 % специалистов, занимающихся антиалкогольной, антинаркотической деятельностью, профилактикой ВИЧ-инфекции;
- обучить активным формам проведения профилактической работы 25 % специалистов системы образования.
В результате реализации мероприятий программы в 2006 году, при ее полном финансировании, прогнозируется:
- увеличить на 7 % количество детей, подростков и молодежи, участвующих в мероприятиях, пропагандирующих здоровый образ жизни;
- привлечь к занятиям физической культурой и спортом 20 % несовершеннолетних из неблагополучных и малообеспеченных семей;
- увеличить на 10 % количество дел, направленных в суд, связанных с незаконным оборотом наркотиков;
- увеличить на 5 % число несовершеннолетних, снятых с учета в подразделении по делам несовершеннолетних УВД города Перми в связи с исправлением, ранее состоявших на учете за злоупотребление психоактивными веществами;
- увеличить на 20 % количество лиц, выявленных на ранних стадиях злоупотребления психоактивными веществами;
- повысить профессиональный уровень 40 % специалистов, занимающихся антиалкогольной, антинаркотической деятельностью, пропагандой здорового образа жизни;
- обучить активным формам проведения профилактической деятельности 35 % специалистов системы образования, осуществляющих данную работу.
<< Назад |
||
Содержание Решение Пермской городской Думы Пермской области от 23 декабря 2003 г. N 162 "Об утверждении городской целевой программы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.