Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решением Пермской городской Думы от 28 августа 2012 г. N 165 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
к решению Пермской городской Думы
от 18 ноября 2003 г. N 149
Положение
о добровольных народных дружинах по охране общественного порядка в городе Перми
22 июня 2004 г., 28 апреля 2009 г., 28 августа 2012 г.
1. Общие положения
1.1. Добровольные народные дружины охраны общественного порядка в г.Перми.
Добровольные народные дружины охраны общественного порядка в городе Перми (далее - народные дружины) - добровольные формирования жителей города Перми, созданные с целью их участия в охране общественного порядка и борьбе с правонарушениями.
Народные дружины представляют собой объединения граждан, добровольно взявших на себя обязанности по участию в охране общественного порядка, профилактике правонарушений, совершаемых на улицах и других общественных местах города, а также по оказанию содействия соответствующим органам в области семейно-бытовых отношений, по предупреждению и пресечению правонарушений, в том числе в сфере санитарного состояния, благоустройства территории города, торговли, строительства, земельных отношений и иных сферах, отнесенных к ведению органов городского самоуправления.
Деятельность народных дружин основана на строгом соблюдении законности и осуществляется на добровольной основе. Обеспечение общественного порядка является долгом народного дружинника.
Народные дружины при решении возложенных на них задач взаимодействуют с органами местного самоуправления города, правоохранительными органами, заинтересованными предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, трудовыми коллективами, иными юридическими и физическими лицами.
1.2. Нормативная основа деятельности народных дружин.
Нормативную основу деятельности народных дружин составляют Конституция Российской Федерации, федеральные и краевые нормативные правовые акты, Устав города Перми, решения Пермской городской Думы, нормативные правовые акты администрации города Перми, настоящее Положение, приказы начальника Управления МВД России по городу Перми в части расстановки сил и средств по охране общественного порядка на текущие сутки.
1.3. Принципы деятельности народных дружин охраны общественного порядка.
Деятельность народных дружин осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, гласности, соблюдения прав человека, уважения личности, добровольности участия.
1.4. Задачи и функции народных дружин охраны общественного порядка.
1.4.1. Основными задачами народных дружин являются:
- оказание содействия правоохранительным и иным уполномоченным органам в их деятельности по охране общественного порядка, предупреждению и пресечению правонарушений, обеспечению личной и имущественной безопасности граждан;
- воспитание граждан в духе уважения к закону, создание в обществе атмосферы нетерпимости к любым антиобщественным проявлениям.
1.4.2. Основными функциями народных дружин являются:
- участие в охране общественного порядка, предупреждении и пресечении правонарушений;
- проведение профилактической воспитательной работы с неблагополучными семьями, с лицами, склонными к совершению правонарушений, участие в работе по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;
- участие в мероприятиях по обеспечению сохранности собственности физических и юридических лиц;
- участие в профилактической работе по обеспечению безопасности дорожного движения транспорта и пешеходов, по предупреждению дорожно-транспортных происшествий;
- выявление лиц, употребляющих наркотики и психотропные вещества и (или) вовлекающих несовершеннолетних в противоправную деятельность, а также склоняющих к употреблению алкоголя, наркотиков, психотропных веществ;
- оказание содействия государственным и правоохранительным органам в выполнении задач при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
1.5. Формы и методы работы народных дружин охраны общественного порядка.
1.5.1. Народные дружины осуществляют свою деятельность в следующих формах:
- патрулирования, в том числе совместного с сотрудниками полиции, и выставления постов на улицах, площадях, в парках и других общественных местах, в соответствии с утвержденными планами и графиками совместной работы;
- проведения профилактической работы с лицами, склонными к совершению правонарушений, воспитательной работы с несовершеннолетними правонарушителями, бесед с их родителями и близкими родственниками;
- оперативное взаимодействие с правоохранительными органами по вопросам предупреждения, выявления, пресечения правонарушений;
- использования средств массовой информации в целях профилактики правонарушений и воздействия на лиц, их совершающих;
- приема сообщений и иной информации о правонарушениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности, немедленного информирования о них правоохранительных и иных уполномоченных государственных органов, а также граждан;
- выявления обстоятельств, способствующих совершению правонарушений, принятия в пределах своих полномочий мер по устранению названных обстоятельств, предупреждению и пресечению правонарушений;
- проведения профилактических мероприятий совместно с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами территориального общественного самоуправления и органами внутренних дел;
- пропаганды правовых знаний среди населения;
- использования иных форм, не противоречащих действующему законодательству Российской Федерации.
1.5.2. Формы участия дружинников в охране общественного порядка, предупреждении и пресечении правонарушений предполагают осуществление совместных мероприятий с сотрудниками органов внутренних, а в необходимых случаях и с работниками соответствующих структурных подразделений Администрации города.
Пропаганда правовых знаний среди населения, разъяснение гражданам норм действующего законодательства, проведение профилактической воспитательной работы с лицами, склонными к совершению правонарушений, а также с несовершеннолетними, осуществляются дружинниками самостоятельно, но после соответствующего обучения.
При заступлении на дежурство с дружинниками проводится инструктаж о состоянии оперативной обстановки на территории микрорайона, района и города в целом, с доведением сведений о совершенных правонарушениях, разыскиваемых правонарушителях и похищенных вещах, обращается внимание на необходимость строгого соблюдения законности и проявления бдительности при осуществлении мероприятий по обеспечению общественного порядка.
Инструктаж членов народных дружин проводится сотрудниками полиции. О проведении инструктажа делается отметка в соответствующем журнале.
1.6. Символика народных дружин охраны общественного порядка.
1.6.1. Народные дружины имеют символику установленного образца.
К элементам символики народных дружин относятся: нарукавная повязка (шеврон), нагрудный знак (жетон) и удостоверение установленного образца.
Образцы символики утверждаются начальником Управления МВД России по городу Перми по представлению начальника городского штаба народных дружин.
2. Порядок создания и организации работы народных дружин
2.1. Народные дружины создаются по территориальному признаку:
- в районах города (за исключением п. Новые Ляды);
- в микрорайонах города;
- при органах территориального общественного самоуправления;
- на иных территориях.
2.2. Народная дружина учреждается на организационном собрании граждан в присутствии трех и более лиц, желающих вступить в дружину, по месту их жительства, а также при органах территориального общественного самоуправления и на иных территориях.
Созданная народная дружина подчиняется соответствующему районному штабу народных дружин (далее - районный штаб), который может иметь статус юридического лица - некоммерческой организации, создаваемой гражданами и (или) юридическими лицами в рамках предусмотренных законом организационно - правовых форм, отвечающих целям и задачам создания народных дружин.
Районные штабы находятся в непосредственном подчинении городского штаба народных дружин (далее - городской штаб), создаваемого в целях оказания содействия правоохранительным и иным органам и координации деятельности районных штабов и народных дружин. Положение о городском штабе утверждается Пермской городской Думой.
На общем собрании народной дружины дружинники избирают командира народной дружины (далее - командир дружины). Решение об утверждении кандидатуры командира дружины согласовывается с городским штабом.
2.3. Примерная структура районных штабов утверждается администрацией города, а их состав - городским штабом.
Структура и состав городского штаба утверждается администрацией города.
2.4. Порядок приема в народную дружину.
2.4.1. В народную дружину принимаются на добровольной основе граждане Российской Федерации, проживающие или работающие в городе Перми, достигшие 18-летнего возраста, способные по своим деловым и моральным качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять поставленные перед народной дружиной задачи.
Прием в народную дружину производится командиром дружины по решению общего собрания народной дружины на основании личного заявления вступающего и рекомендации участкового уполномоченного полиции по месту проживания кандидата в дружинники.
С гражданами, принятыми в народную дружину, соответствующим районным штабом заключается гражданско-правовой договор, в котором отражаются условия участия гражданина в охране общественного порядка в составе соответствующей народной дружины, другие права и обязанности сторон.
2.4.2. В народной дружине не могут состоять граждане:
- имеющие неснятую или непогашенную судимость;
- состоящие на учете в медицинских учреждениях по поводу психического заболевания, наркомании или алкоголизма;
- признанные по решению суда недееспособными или ограниченно дееспособными; не зарегистрированные по месту жительства или пребывания;
- считающиеся подвергнутыми административному наказанию за административное правонарушение.
2.4.3. Граждане, принятые в народную дружину, в обязательном порядке проходят правовую и специальную подготовку, в ходе которой изучают действующее законодательство, нормативные акты, регламентирующие охрану правопорядка, формы и методы работы народных дружин по предупреждению и пресечению правонарушений, овладевают приемами самозащиты, оказания доврачебной медицинской помощи, использования специальных технических средств в порядке и случаях, предусмотренных законодательством.
Формы обучения дружинников и учебные программы разрабатывает и утверждает городской штаб.
К проведению занятий с дружинниками могут привлекаться руководители и должностные лица правоохранительных органов, преподаватели и научные работники учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации, юридических вузов, командиры народных дружин.
2.4.4. Продолжительность дежурства народного дружинника по охране общественного порядка не должна превышать 4 часов в сутки, а в выходные дни - не более 8 часов в сутки.
2.5. Деятельность народной дружины прекращается по решению общего собрания (схода) жителей соответствующей территории с обязательным уведомлением органа территориального общественного самоуправления, Администрации города и соответствующего районного штаба.
2.5.1. Членство в народной дружине прекращается в случаях:
- письменного заявления дружинника о прекращении исполнения обязанностей;
- систематического невыполнения дружинником требований закона Пермской области "Об участии граждан Российской Федерации в обеспечении охраны общественного порядка на территории Пермской области", настоящего положения, а также фактического самоустранения от участия в ее деятельности, по решению общего собрания дружины;
- недобросовестного отношения к своим обязанностям, совершения противоправных действий, в том числе неправомерного применения дружинником физической силы или оружия самообороны, допущения иных нарушений и проступков, несовместимых с пребыванием в народной дружине, по решению общего собрания народной дружины;
- смерти дружинника.
При исключении из народной дружины дружинник обязан сдать удостоверение дружинника, шеврон и жетон, а также имущество, полученное им в пользование в связи с исполнением обязанностей дружинника.
Возмещение стоимости утраченного или невозвращенного имущества производится в порядке, установленном нормами гражданского законодательства.
2.6. Руководство деятельностью народной дружины.
2.6.1. Общее руководство народными дружинами осуществляет начальник Управления МВД России по городу Перми, который обеспечивает взаимодействие с правоохранительными и другими государственными органами, общественными организациями.
2.6.2. Непосредственное руководство деятельностью народной дружины осуществляют начальник городского штаба и начальники районных штабов.
Начальник городского штаба:
а) проводит организационную работу по созданию дружин, совершенствованию и координации их деятельности;
б) планирует работу городского штаба, разрабатывает мероприятия по взаимодействию народных дружин, организует учебу командиров народных дружин;
в) проверяет деятельность районных штабов, принимает меры к устранению выявленных недостатков, обобщает и распространяет положительный опыт;
г) вносит в соответствующие государственные органы и органы местного самоуправления предложения по вопросам охраны общественного порядка и борьбы с правонарушениями;
д) представляет отчет о деятельности народных дружин Администрации города;
е) организует проведение заседаний городского штаба;
ж) обеспечивает взаимодействие народных дружин с правоохранительными органами, органами местного самоуправления и общественными организациями.
Начальник районного штаба:
а) осуществляет учет народных дружин, создаваемых на территории соответствующего района;
б) планирует работу районного штаба, разрабатывает мероприятия по координации деятельности народных дружин;
в) проверяет деятельность народных дружин, принимает меры к устранению выявленных недостатков;
г) обеспечивает обучение дружинников формам и методам борьбы с правонарушениями;
д) организует проведение заседаний районного штаба;
е) вносит предложения в городской штаб, руководителям предприятий, учреждений и организаций о поощрении активных дружинников;
ж) контролирует исполнение обязанностей дружинниками;
з) анализирует результаты работы дружин, представляет отчет об их работе в городской штаб, вносит предложения по совершенствованию их деятельности;
и) обеспечивает взаимодействие народных дружин с правоохранительными органами;
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
2.6.3. Оперативное руководство работой дружинников осуществляет командир народной дружины, который:
а) оформляет прием и исключение из народной дружины по решению общего собрания народной дружины;
б) обеспечивает постоянную готовность народной дружины к выполнению стоящих перед ней задач;
в) осуществляет планирование работы народной дружины, утверждает графики дежурств и маршруты патрулирования, инструктирует дружинников и контролирует их работу;
д) организует взаимодействие народных дружин с территориальными органами власти и управления, осуществляет постоянный контроль за соблюдением законности в деятельности народных дружин;
е) рассматривает составленные дружинниками материалы о правонарушениях и направляет их на рассмотрение органов (должностных лиц), уполномоченных возбуждать дела и решать вопрос об ответственности правонарушителей;
ж) организует проведение обучения дружинников формам и методам работы по охране правопорядка и борьбе с правонарушениями, их правовую и специальную подготовку;
з) обобщает информацию о состоянии правопорядка, анализирует результаты работы дружинников, вносит в органы власти и управления предложения по вопросам устранения причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также совершенствования работы народных дружин.
и) периодически, но не менее двух раз в год, отчитывается о деятельности народной дружины на общем собрании народной дружины и перед населением, проживающим на территории, в пределах которой осуществляется территориальное общественное самоуправление;
к) ходатайствует перед органами власти и управления о поощрении дружинников, отличившихся при исполнении своих обязанностей;
л) принимает решения, обязательные для исполнения народными дружинниками;
м) является членом комиссии по безопасности микрорайона.
2.7. Предметы ведения органов местного самоуправления города по организации деятельности народных дружин.
2.7.1. Пермская городская Дума:
- утверждает порядок создания и деятельности народных дружин.
2.7.2. Администрация города:
- утверждает примерную структуру районных штабов;
- определяет источники, размеры и порядок финансирования деятельности районных штабов, решает вопросы материально-технического обеспечения народных дружин;
- принимает меры по укреплению народных дружин, организует их взаимодействие с правоохранительными органами, обеспечивает соблюдение законности в деятельности народных дружин;
- осуществляет контроль за деятельностью народных дружин, принимает отчет начальника городского штаба о деятельности народных дружин.
2.7.3. Администрации районов города Перми, отделы полиции Управления МВД России по городу Перми и их должностные лица в пределах своих полномочий оказывают необходимое содействие народным дружинам в выполнении возложенных на них задач.
2.8. Правоохранительные органы города Перми в соответствии с действующим законодательством оказывают содействие и поддержку народным дружинам и ее подразделениям в выполнении возложенных на них задач, предоставляют необходимую для деятельности народных дружин информацию о правонарушениях, проводят работу по правовому обучению и воспитанию дружинников, оказывают помощь в обеспечении их методическими пособиями и юридической литературой, участвуют в работе штабов народных дружин, поощряют в пределах своих полномочий дружинников, активно участвующих в охране правопорядка, рассматривают поступающие от штабов народных дружин материалы о правонарушениях и принимают по ним решения.
3. Обязанности и права народных дружинников
3.1. В своей деятельности по обеспечению правопорядка народный дружинник обязан:
- строго соблюдать требования действующего законодательства, проявлять корректность и выдержку в обращении с гражданами, не допускать необоснованного ограничения их гражданских прав и свобод;
- оказывать содействие работникам правоохранительных и иных государственных органов в предупреждении и пресечении правонарушений, в пределах своих полномочий;
- оказывать помощь, в том числе доврачебную, гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном или ином состоянии, угрожающем их жизни или здоровью;
- принимать меры к спасению людей, предотвращению и пресечению правонарушений, охране места происшествия и задержанию правонарушителя до прибытия сотрудников милиции;
- постоянно совершенствовать свои правовые знания и физическую подготовку;
- не допускать разглашения ставших ему известными в связи с осуществлением деятельности по охране правопорядка сведений, относящихся к частной жизни граждан, а также оперативной и иной конфиденциальной информации;
- добросовестно исполнять свои обязанности на порученном участке деятельности народной дружины, выполнять решения и указания начальников штабов и командиров народных дружин, распоряжения старшего наряда, а при совместном несении дежурства с сотрудниками правоохранительных органов - их указания и распоряжения;
- находясь на дежурстве иметь при себе удостоверение дружинника, шеврон и жетон, при обращении к гражданам или должностным лицам представляться и предъявлять по их требованию удостоверение и жетон дружинника.
3.2. Для выполнения стоящих перед народными дружинами задач по охране правопорядка дружинникам предоставляется право:
- требовать от граждан соблюдения общественного порядка, прекращения совершения правонарушений, а также прекращения совершения действий, препятствующих осуществлению полномочий народного дружинника, пресекать преступления и иные правонарушения;
- получать у граждан и должностных лиц необходимые объяснения с последующей передачей материалов о правонарушениях командиру (в штаб) народной дружины для направления органам (должностным лицам), уполномоченным рассматривать дело о правонарушении;
- сопровождать в органы внутренних дел или штаб народной дружины лиц, совершивших правонарушения, в целях пресечения правонарушений, а также для установления личности правонарушителя и составления протокола;
- оказывать содействие органам внутренних дел в оцеплении (блокировании) участков местности, отдельных строений и других объектов при действиях в условиях чрезвычайного положения, пресечении массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка, ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, эпидемий и эпизоотии, других чрезвычайных обстоятельств, а также при проведении массовых мероприятий;
- при предъявлении удостоверения пользоваться бесплатно для связи с органами внутренних дел или штабом дружины телефонами и иными средствами связи, принадлежащими предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности (за исключением имеющих дипломатический иммунитет) и общественным объединениям, а также телефонами экстренных служб;
- использовать предусмотренные законом средства самозащиты при задержании лиц, совершивших преступления, в состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости;
- принимать иные меры по охране общественного порядка, предусмотренные действующим законодательством.
3.3. Действия народного дружинника могут быть обжалованы в соответствии с действующим законодательством, в том числе, в штаб народной дружины.
4. Гарантии правовой и социальной защиты народных дружинников
4.1. Законные требования народного дружинника обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства.
Неисполнение законных требований народного дружинника и совершение действий, препятствующих исполнению возложенных на него обязанностей, влекут за собой ответственность, установленную законодательством.
Согласно действующему законодательству дружинник не несет ответственность за вред, причиненный при задержании лица, совершившего преступление, в состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости, если при этом не было допущено превышения, соответственно, мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, пределов необходимой обороны и пределов крайней необходимости.
4.2. Недопустимость посягательства на жизнь, здоровье и достоинство народного дружинника.
Народный дружинник при исполнении возложенных на него обязанностей руководствуется только законом и находится под защитой государства.
Никто не имеет права принуждать дружинника исполнять обязанности, которые не возложены действующим законодательством и настоящим положением на народные дружины.
При получении указаний, противоречащих закону, народный дружинник обязан руководствоваться законом.
Посягательство на жизнь, здоровье и достоинство народного дружинника при исполнении им обязанностей по охране общественного порядка влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Вред, причиненный жизни и здоровью гражданина при исполнении обязанностей народного дружинника, возмещается в соответствии с действующим законодательством.
Граждане, участвующие в охране общественного порядка, подлежат обязательному страхованию жизни за счет бюджета Пермской# края.
Ущерб, причиненный имуществу дружинника, в связи с выполнением им обязанностей по охране общественного порядка, возмещается в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
5. Меры поощрения. Ответственность
5.1. Меры поощрения народных дружинников.
Для поощрения народных дружинников, активно участвующих в борьбе с правонарушениями, органы городского самоуправления, правоохранительные органы, руководители предприятий, учреждений и организаций и их трудовые коллективы, органы территориального общественного самоуправления, штабы народных дружин в пределах своих полномочий могут применять следующие формы морального и материального поощрения:
- объявление благодарности;
- награждение ценным подарком;
- выплата денежного вознаграждения;
- награждение Почетной грамотой;
- направление письма в коллектив по месту работы или учебы дружинника с извещением о добросовестном выполнении им общественных обязанностей;
- иные формы поощрения.
За особые заслуги в деле охраны общественного порядка и проявленные при этом мужество и героизм, народные дружинники могут быть представлены к награждению государственными наградами Российской Федерации.
5.2. Ответственность граждан, участвующих в обеспечении общественного порядка, установлена статьей 10 закона Пермской области "Об участии граждан Российской Федерации в обеспечении общественного порядка на территории Пермской области".
К дружинникам, допускающим недобросовестное отношение к своим обязанностям, а также нарушения дисциплины, могут устанавливаться меры взысканий, определяемые положениями о соответствующих народных дружинах.
6. Финансирование и материально-техническое обеспечение
народных дружин
6.1. Субсидирование деятельности районных штабов для организации деятельности народных дружин и материального поощрения граждан, участвующих в охране общественного порядка, производится за счет средств бюджета города Перми, предусмотренных на создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка, а также других источников в соответствии с законодательством.
Порядок предоставления и определения размера субсидии на организацию деятельности народных дружин и материальное поощрение граждан, участвующих в охране общественного порядка, определяются нормативными правовыми актами администрации города Перми.
Страхование жизни граждан, участвующих в охране общественного порядка, производится за счет субвенций, поступающих из бюджета Пермского края в бюджет города Перми в целях финансового обеспечения расходных обязательств города при выполнении государственных полномочий.
Финансирование деятельности граждан по обеспечению общественного порядка может осуществляться за счет средств, поступающих от организаций, общественных объединений, граждан, и иных поступлений, если это не противоречит законодательству Российской Федерации.
6.2. Народные дружины, как правило, размещаются в помещениях районных штабов.
6.3. Утратил силу.
См. текст пункта 6.3 раздела 6
<< Назад |
||
Содержание Решение Пермской городской Думы от 18 ноября 2003 г. N 149 "Об утверждении "Положения о добровольных народных дружинах... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.