Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к Постановлению Губернатора Пермской области
от 22 апреля 1998 г. N 137
Методические рекомендации по формированию
и применению цен и тарифов на продукцию
производственно - технического назначения,
товары народного потребления и услуги
1. Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях оказания методической помощи хозяйствующим субъектам при формировании и применении свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Пермской области по вопросам ценообразования.
1.2. Методические рекомендации распространяются на все субъекты ценообразования, изготавливающие (выполняющие) и реализующие (оказывающие) продукцию производственно - технического назначения, товары народного потребления и услуги на территории области.
1.3. Методические рекомендации предусматривают порядок формирования и применения цен и тарифов на продукцию производственно - технического назначения, товары народного потребления и услуги, на которые согласно действующему законодательству о государственном регулировании цен и тарифов не установлены фиксированные и предельные цены и тарифы.
2. Порядок формирования оптовых (отпускных) цен
(тарифов) на продукцию производственно - технического
назначения, товары народного потребления и услуги
2.1. Оптовые (отпускные) цены и тарифы на продукцию производственно - технического назначения, товары народного потребления и услуги устанавливаются субъектами ценообразования, изготавливающими (выполняющими) продукцию (товары, услуги) (далее - изготовители) самостоятельно по согласованию с покупателями на равноправной договорной основе исходя из конъюнктуры рынка (сложившегося спроса и предложения), качества и потребительских свойств продукции (товаров, услуг) и с учетом налогов, предусмотренных действующим законодательством.
2.2. Оптовые (отпускные) цены и тарифы определяются на условиях франко - вагон (судно) станция (порт, пристань) отправления, а при одногороднем отпуске - франко - транспортные средства на складе предприятия - поставщика.
По договоренности сторон могут быть приняты другие условия поставки товаров, продукции (услуг).
2.3. Оптовые (отпускные) цены, тарифы формируются на основании калькуляций, нормативов материальных и трудовых затрат, утверждаемых руководителем изготовителя или лицом, ответственным за ценообразование.
2.3.1. В оптовых (отпускных) ценах (тарифах) на отечественную продукцию (товары, услуги) учитываются:
себестоимость продукции (товаров, услуг), рассчитываемая в соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552, с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлениями Правительства Российской Федерации от 26.06.95, 01.07.95, 20.11.95, 21.03.96, 14.10.96 и другими нормативными актами Правительства Российской Федерации, инструкциями министерств и ведомств Российской Федерации по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг), зарегистрированными в установленном порядке в Министерстве юстиции Российской Федерации;
прибыль с учетом рыночной конъюнктуры;
по продукции (товарам, услугам), на которую в соответствии с действующим законодательством применяются предельные уровни рентабельности, величина прибыли определяется исходя из установленного предельного уровня рентабельности;
акцизы, исчисляемые по установленным ставкам, согласно действующему законодательству.
2.3.2. Оптовые (отпускные) цены на импортные товары (продукцию), закупаемые изготовителями за счет собственных валютных средств или по товарообмену (далее - импортеры), устанавливаются этими организациями самостоятельно, исходя из:
цены закупки, определяемой по соглашению сторон, в рублях или национальных валютах, пересчитанных в рубли по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату принятия грузовой таможенной декларации к таможенному оформлению;
установленных сборов (платежей) за таможенное оформление товара, импортной таможенной пошлины (по товарам, подлежащим обложению импортными пошлинами);
суммы акциза (по подакцизным товарам), исчисляемого по установленным ставкам;
прочих расходов по закупке и транспортировке товаров.
При определении оптовых (отпускных) цен (тарифов) учитываются также конъюнктура рынка, качество продукции, сложившиеся цены на аналогичную продукцию (товары) на внутреннем рынке области.
2.4. При расчетах с потребителями (заказчиками) оптовая (отпускная) цена (тариф) увеличивается на сумму налогов (в т.ч. НДС), включение которых в цены (тарифы) предусмотрено действующим законодательством по установленным ставкам.
В расчетных платежных документах сумма налогов (в т.ч. НДС) указывается отдельной строкой.
2.5. Изготовители (импортеры) не вправе применять к сформированным ими оптовым (отпускным) ценам на продукцию производственно - технического назначения и товары народного потребления надбавки, связанные с их реализацией (кроме торговых надбавок при розничной продаже товаров населению).
2.6. Уровень цен на тару под продукцией и при ее возврате предусматривается в договорах на поставку продукции (товара), исходя из качества тары, а также спроса и предложения на нее.
Расходы, связанные со сбором, хранением и транспортировкой стеклянной тары, возмещаются торгующим предприятиям и специализированным приемным пунктам организациями, использующими возвратную стеклянную тару, по договоренности сторон.
Залоговые цены включаются в отпускную и розничную цену продукции без начисления на них торговых надбавок.
2.7. Неиспользуемые (излишние) материальные ценности реализуются субъектами ценообразования по оптовым (отпускным) ценам, определяемым по согласованию с покупателями (если на соответствующий вид продукции, товары не предусмотрено государственное регулирование цен), с учетом качества, спроса, предложения и уровня цен на аналогичную продукцию, увеличенным на сумму налогов, предусмотренных законодательством.
К неиспользуемым (излишним) материальным ценностям относятся сырье, материалы, изделия, оборудование, транспортные средства и другие материальные ценности, приобретенные для собственного производства.
В таком же порядке устанавливаются оптовые (отпускные) цены на товары пониженной сортности, вторичные ресурсы, некондиционную продукцию, а также продукцию (товары), бывшие в употреблении. При этом цены на продукцию (товары), бывшие в употреблении, определяются с учетом износа.
3. О порядке формирования цен на продукцию (товары),
поставляемые через посредников
3.1. Оптовые (отпускные) цены на продукцию и товары, поставляемые через субъекты ценообразования, осуществляющие функции по закупке и сбыту продукции производственно - технического назначения и товаров народного потребления (далее - посредники), формируются исходя из оптовых (отпускных) цен изготовителя (импортера) и торговой надбавки.
3.2. В торговой надбавке учитываются все расходы, связанные с выполнением посредником функций по закупке и сбыту продукции (товара): транспортировка до склада посредника, хранение, комплектация, подсортировка, фасовка продукции (товара), погрузка в транспортные средства покупателя (если иное не оговорено в договоре), оформление платежных товаросопроводительных документов и др.
Не допускается взимание дополнительных надбавок за досрочные и сверхдоговорные поставки продукции (товаров), маркетинговые услуги, переоформление заказов - спецификаций, внесение изменений в разнарядки покупателей и другие операции и услуги, связанные с выполнением посредником функций по закупке и сбыту продукции.
3.3. Конкретный размер торговой надбавки определяется посредниками самостоятельно по согласованию с покупателями на равноправной договорной основе исходя из фактических затрат, надбавок, уплаченных другим посредникам, необходимого уровня прибыли и рыночной конъюнктуры.
По продукции (товарам), на которые в соответствии с действующим порядком ограничен размер торговых надбавок, оптовая (отпускная) цена определяется с учетом установленных пределов.
3.4. При определении величины надбавок должны быть оговорены условия поставки продукции (товаров) получателям.
Торговые надбавки могут быть дифференцированы по отдельным товарным группам (товарам) с учетом объемов работ, условий поставки: со склада посредника или транзитом, участия посредников в расчетах или нет и т.п.
3.5. Оптовые (отпускные) цены, сформированные посредником, увеличиваются на сумму налогов (в т.ч. НДС), включение которых в цены предусмотрено действующим законодательством по установленным ставкам.
3.6. Не допускается согласование разного уровня оптовых (отпускных) цен на одну и ту же продукцию (товары), реализуемую разным потребителям на основании публичных договоров.
4. Порядок формирования и применения цен и тарифов
на продукцию, товары и услуги,
реализуемые (оказываемые) населению
4.1. Розничные цены определяются субъектами ценообразования, осуществляющими продажу товаров населению (далее - продавцы).
4.2. Розничные цены на отечественные и импортные товары народного потребления, а также продукцию производственно - технического назначения при ее реализации населению формируются исходя из оптовой (отпускной) цены изготовителя (импортера) и торговой надбавки.
В торговой надбавке учитываются все издержки обращения, в том числе: транспортные расходы по доставке товаров от поставщика (в зависимости от вида франко, предусмотренного в оптовой (отпускной) цене продукции (товаров), и условий поставки, предусмотренных в договоре), торговые надбавки посредника (в случае ограничения предельного размера торговых надбавок), другие расходы продавца, прибыль, а также налоги (в т.ч. НДС), включение которых в цены предусмотрено действующим законодательством по установленным ставкам.
4.3. Размер торговой надбавки определяется продавцом исходя из затрат, связанных с реализацией товара, рыночной конъюнктуры (сложившегося спроса и предложения), и установленных предельных размеров (в случае их регулирования).
4.4. При получении от посредников товаров народного потребления, размеры торговых надбавок на которые не регулируются, розничная цена может формироваться из оптовой (отпускной) цены, сформированной посредником, и торговой надбавки продавца.
4.5. Реализация отечественных и импортных товаров (продукции) предприятиями розничной торговли внерыночным покупателям, а также предприятиям бытового обслуживания осуществляется по отпускным ценам, формируемым в соответствии с разделом 3 настоящих Методических рекомендаций.
4.6. Тарифы на услуги для населения формируются субъектами ценообразования, предоставляющими эти услуги, на основании калькуляций, учитывающих затраты на оказание услуг, необходимой прибыли и конъюнктуры рынка (сложившегося спроса и предложения в данном регионе), качества и потребительских свойств предоставляемых услуг, а также налогов (в т.ч. НДС), включение которых в тарифы предусмотрено действующим законодательством по установленным ставкам.
Стоимость сырья, материалов и запасных частей, применяемых при выполнении заказов на изготовление и ремонт изделий или при оказании иных услуг, оплачивается заказчиками по розничным ценам.
4.7. Реализация продукции и товаров собственного производства населению через кассу предприятия - изготовителя осуществляется по розничным ценам, определяемым изготовителем исходя из оптовых (отпускных) цен, увеличенных на налог на добавленную стоимость, с добавлением торговой надбавки, возмещающей расходы по реализации.
4.8. Субъекты ценообразования, предоставляющие услуги общественного питания, цены на продукцию собственного производства и покупные товары, реализуемые в виде порций, формируют исходя из отпускной цены изготовителя или посредника с учетом налогов (в т.ч. НДС), включение которых в цены предусмотрено действующим законодательством по установленным ставкам, а также единой наценки (вместо торговой надбавки и наценки).
Размеры единых наценок на продукцию и товары, реализуемые субъектами ценообразования, предоставляющими услуги общественного питания, определяются с учетом возмещения фактических затрат на приобретение, доставку, производство и реализацию продукции, прибыли, определяемой рыночной конъюнктурой, или установленных предельных размеров (в случае их регулирования).
4.9. Розничные цены (тарифы) на товары (услуги) устанавливаются одинаковыми для всех покупателей, за исключением случаев, когда законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий покупателей.
5. Оформление документов
5.1. Оптовые (отпускные) цены (тарифы) фиксируются в протоколе согласования, который подписывается руководителями (владельцами) субъектов ценообразования (поставщика и потребителя). Рекомендуемые формы протоколов согласования приведены в приложении 1.
Возможно фиксирование указанных цен в договорах на поставку продукции (товаров), в других документах, подтверждающих согласие покупателя (телефонограмма, телеграмма, телекс, телефакс и т.п.).
Оптовые (отпускные) цены (тарифы) на продукцию (товары, услуги), поставляемую (выполняемую) на основании заключения публичных договоров, подлежат утверждению приказом руководителя субъекта ценообразования изготовителя (импортера).
5.2. Оптовые (отпускные) цены на продукцию (товары, услуги) указываются поставщиками в товарно - платежных документах (товарно - транспортных накладных, счетах - фактурах, платежных требованиях и др.).
При поставке продукции (товаров) через посредников в товарно - платежных документах (счетах - фактурах, спецификациях и т.п.) указывается оптовая (отпускная) цена изготовителя (импортера), размер торговой надбавки (в случае их регулирования) и оптовая (отпускная) цена, предъявляемая посредником к оплате.
При участии в поставке нескольких посредников указывается:
цена изготовителя;
общий размер торговой надбавки, с учетом всех посредников;
цена, предъявляемая последним посредником к оплате.
5.3. Розничные цены фиксируются продавцами в реестре по форме согласно приложению 2 к настоящим Методическим рекомендациям.
5.4. Обозначение розничных цен осуществляется продавцом на ярлыках товаров или ценниках, выставляемых в магазинах в валюте Российской Федерации.
Продавцы, не получившие в соответствии с инструкцией Центрального банка Российской Федерации статус уполномоченных предприятий, не имеют права устанавливать ценники на реализуемые физическим лицам товары (тарифы и прейскуранты на работы и услуги) в иностранной валюте.
На товарных и упаковочных ярлыках, а также в технических паспортах изготовителя по договоренности с продавцом могут указываться реквизиты: "отпускная цена" и "розничная цена".
При этом отпускные цены на соответствующие товары при необходимости указываются изготовителями.
На социально значимые товары народного потребления отпускная цена изготовителя (импортера) указывается изготовителем в обязательном порядке. На товары, не имеющие товарных и упаковочных ярлыков, технических паспортов, отпускная цена изготовителя (импортера) указывается продавцом на ценниках либо в ином доступном для покупателя месте.
5.5. Округление розничных цен на товары народного потребления осуществляется продавцами, а также организациями, предоставляющими услуги общественного питания до целой копейки. Дробная часть копейки менее полкопейки отбрасывается, дробная часть копейки больше полкопейки округляется до целой копейки.
Такой же порядок округления применяется субъектами ценообразования, предоставляющими иные услуги при исчислении ими розничных цен на товары (материалы, запасные части, комплектующие изделия), стоимость которых взимается с заказчиков дополнительно сверх цен на услуги, а также на покупные изделия, реализуемые в качестве сопутствующих оказываемым услугам.
6. Изменение цен и тарифов
6.1. Отпускные и оптовые цены (тарифы) на продукцию (товары, услуги) могут быть изменены по согласованию между изготовителем (поставщиком) и покупателем с учетом конъюнктуры рынка, а также повышения (снижения) цен на сырье, материалы, других факторов, повлиявших на изменение затрат на производство и реализацию товаров, продукции и услуг.
Порядок изменения цен устанавливается в договоре на поставку продукции (товара).
6.2. В случае изменения спроса и предложения на товары народного потребления розничные цены могут изменяться продавцом с учетом рыночной конъюнктуры путем изменения размера торговой надбавки, если уровень торговой надбавки не регулируется.
Новые розничные цены (торговые надбавки) заносятся продавцом в реестр, в котором регистрировались ранее действовавшие цены (надбавки) на эти товары.
При изменении розничных цен сумма дооценки относится на результаты финансовой деятельности продавца.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.