Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Законодательного Собрания Пермской области
от 21 апреля 2005 г. N 2194
Концепция областной целевой программы
"Обеспечение жильем молодых семей в Пермской области на 2005-2010 годы"
1. Общие положения
Концепция областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермской области на 2005-2010 годы" (далее - Концепция) определяет направления и механизмы решения проблемы обеспечения жильем молодых семей в Пермской области на 2005-2010 годы с целью обеспечения социально-экономических прав молодежи и улучшения демографической ситуации в регионе.
Концепция разработана в соответствии с законодательными и нормативными актами Российской Федерации и Пермской области:
постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 03.06.93 N 5090-1 "Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации";
постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.96 N 387 "О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации";
постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 N 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы";
постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2002 N 638 "О подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы";
Законом Пермской области от 19.10.98 N 253-28 "О государственной молодежной политике в Пермской области";
постановлением Законодательного Собрания Пермской области от 22.11.2001 N 1898 "О Концепции социальной политики в Пермской области";
постановлением Законодательного Собрания Пермской области от 17.04.2003 N 745 "О Концепции жилищной политики в Пермской области на 2005-2010 годы".
Разработка и реализация областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермской области на 2005-2010 годы" (далее - Программа) базируется на следующих основных принципах:
добровольность участия молодых семей в Программе;
адресный характер оказания финансовой помощи;
возможность повторного обращения за финансовой помощью при условии рождения детей;
вариативность способов решения жилищной проблемы молодых семей;
целевое расходование средств, предоставляемых участникам Программы;
собственное финансовое участие молодой семьи в решении жилищной проблемы.
В настоящей Концепции используются основные понятия и термины:
Молодая семья - семья в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака) при условии, что оба супруга не достигли 30-летнего возраста, а также неполные семьи с детьми, в которых мать или отец не достигли 30-летнего возраста.
Участник Программы - молодая семья, отвечающая следующим условиям:
члены семьи являются гражданами Российской Федерации, постоянно проживают (зарегистрированы) на территории Пермской области не менее 1 года;
в семье имеются несовершеннолетние дети;
все взрослые трудоспособные члены семьи имеют самостоятельный постоянный источник дохода;
семья располагает собственными средствами для участия в Программе, в том числе посредством принятых на себя кредитных обязательств,
семья признана в установленном порядке нуждающейся в жилых помещениях.
Субсидия - безвозвратные денежные средства, предоставляемые участнику Программы на компенсацию части затрат на приобретение (строительство) жилья или на погашение части целевого кредита (займа).
2. Содержание проблемы
В настоящее время, на фоне относительной политической и экономической стабилизации, у общества возникает возможность анализа и решения серьезнейших проблем, "отложенных до лучших времен" еще в конце 80-х годов.
В условиях кардинальных социально-экономических реформ основное внимание органов государственного управления было связано с институтами социального и пенсионного обеспечения так называемых "социально незащищенных" групп населения, а в части государственной поддержки в жилищной сфере в приоритетном порядке стали решаться проблемы таких категорий граждан как вынужденные переселенцы, военнослужащие, детисироты и т.д.
Эти мероприятия, целесообразные с нравственной и политической точки зрения, фактически являются компенсацией за допущенные ошибки реформирования и не решают стратегических вопросов развития региона. К таковым, в частности, относятся демографические процессы, вопросы сосредоточения трудовых ресурсов в местах их наибольшей востребованности, повышение трудовой мотивации молодежи.
Одной из самых острых государственных проблем является естественная убыль населения России. Для сохранения простого воспроизводства любого общества необходимо обеспечить коэффициент рождаемости в среднем 2,14 ребенка. В России в 2004 году по данным Госкомстата Российской Федерации он уменьшился до 1,17.
В Пермском регионе, по прогнозам областного комитета государственной статистики, суммарный коэффициент рождаемости, характеризующий средний уровень рождаемости детей на одну женщину, в 2004-2006 годах ожидается на уровне 1,24. Нерешенная жилищная проблема становится основным фактором отказа от рождения второго ребенка, в результате чего происходит сокращение среднего размера семьи. В настоящих экономических условиях, да еще и в отсутствии перспектив получения жилья, возможен отказ и от рождения первого ребенка, в то время как целевая демографическая политика по отношению к молодежи должна способствовать повышению рождаемости.
Социологические исследования, ежегодно проводимые Региональным центром социологического мониторинга при администрации Пермской области, показывают, что для молодых жителей Прикамья жилищная проблема является первостепенной. Среди самых важных для населения направлений, в которых, по их мнению, не дорабатывают органы власти, на первое место они ставят жилищное строительство.
При исследовании проблемы установлено, что обеспеченность собственным жильем молодых семей Прикамья менее 30%, улучшить жилищные условия стремятся более 70% семей. По информации администраций территориальных образований Пермской области около 11000 молодых семей сегодня нуждаются в жилье. Около 4000 семей непосредственно отвечают условиям участия в Программе.
На вопрос о намерениях улучшить свои жилищные условия утвердительно ответили примерно 50% молодых людей, как в городе, так и на селе. При этом приобрести или построить жилье, рассчитывая на свои средства, в состоянии только 18% горожан и 33 % сельских жителей.
Программа призвана создать систему государственной поддержки молодых семей в приобретении (строительстве) жилья. Ее реализация отвечает стратегическим направлениям деятельности законодательных и исполнительных органов власти в Пермской области, приоритетам социальной политики в регионе.
3. Цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются создание системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы, улучшение демографической ситуации в Пермской области, стимулирование сознательного трудоустройства молодых граждан.
Для достижения цели необходимо решить следующие основные задачи:
обеспечить первичную финансовую поддержку молодых семей для приобретения (строительства) отдельного благоустроенного жилья;
стимулировать накопление молодыми семьями собственных денежных средств для приобретения (строительства) отдельного благоустроенного жилья;
привлечь дополнительные финансовые и инвестиционные ресурсы для содействия молодым семьям в приобретении (строительстве) благоустроенного жилья на долгосрочную перспективу;
разработать и внедрить в практику правовые, финансовые и организационные механизмы государственной и муниципальной поддержки с целью обеспечения жильем молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
пропагандировать новые приоритеты демографического поведения молодого населения, связанные с укреплением семейных отношений и многодетностью.
4. Мероприятия Программы
Система мероприятий Программы включает в себя мероприятия по следующим направлениям:
нормативно-правовое и методологическое обеспечение реализации Программы;
финансовое обеспечение реализации Программы;
организационное обеспечение реализации Программы.
5. Сроки и этапы реализации Программы
Реализация Программы рассчитана на 6 лет и предполагает 2 этапа.
Первый этап (2005-2006 годы) включает в себя:
нормативно-правовое обеспечение реализации Программы на областном и муниципальном уровне;
проведение организационных мероприятий, направленных на создание системы управления Программой;
создание системы информационного и методического сопровождения мероприятий Программы;
разработка механизмов предоставления участникам Программы финансовой помощи на улучшение жилищных условий.
Второй этап (2006-2010 годы) включает в себя:
внедрение в Пермской области организационных, финансовых и экономических механизмов содействия молодым семьям в приобретении жилья;
совершенствование механизма консолидации ресурсов с дальнейшим увеличением доли средств муниципальных образований и внебюджетных источников финансирования Программы;
внедрение механизмов реализации Программы в практику муниципальных образований с учетом территориальных особенностей.
В долгосрочной перспективе (после 2010 года) предполагается развитие рыночных механизмов обеспечения жильем молодых семей без существенного участия федерального, областного и местных бюджетов, и привлечение в значительном объеме внебюджетных средств.
6. Ресурсное обеспечение Программы
Источниками финансового обеспечения Программы являются:
средства федерального бюджета, выделяемые в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" (на конкурсной основе);
средства областного бюджета в рамках областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермской области" на 2005-2010 годы";
средства местных бюджетов муниципальных образований;
средства предприятий и организаций различных форм собственности, направляемые молодым семьям для финансирования жилищного строительства и приобретения жилья;
собственные средства молодых семей;
ипотечные и иные кредиты и займы.
Распределение средств Программы органам местного самоуправления из областного бюджета производится:
на 1 этапе реализации Программы - на конкурсной основе. Основными критериями предоставления средств областного бюджета муниципальным образованиям являются:
наличие в бюджете муниципального образования на текущий год финансовых средств на содействие молодым семьям в решении жилищной проблемы;
возможность привлечения внебюджетных средств на строительство (приобретение) жилья для молодых семей;
наличие организационных ресурсов для реализации Программы.
на 2 этапе - пропорционально количеству заявленных на территории муниципального образования молодых семей - участников Программы.
7. Механизмы реализации Программы
Реализация Программы осуществляется государственным заказчиком в лице комитета по молодежной политике Пермской области с участием заинтересованных органов исполнительной власти, уполномоченными ими организациями, органами местного самоуправления.
Государственный заказчик Программы осуществляет:
нормативно-правовое и методологическое обеспечение реализации Программы, включая разработку правовых, финансовых и организационных механизмов, в том числе разработку и утверждение в установленном порядке правил предоставления субсидий за счет средств федерального, областного бюджетов молодым семьям - участникам Программы;
подготовку предложений по объемам и условиям предоставления средств федерального, областного и местных бюджетов для решения жилищных проблем молодых семей;
предоставление муниципальным образованиям финансовой поддержки в пределах средств, предусмотренных на реализацию Программы в федеральном, областном бюджетах на соответствующий год (на 1 этапе - на конкурсной основе);
разработку методических материалов для исполнителей Программы в муниципальных образованиях;
организацию информационной и разъяснительной работы, направленной на освещение целей и задач Программы;
мониторинг реализации Программы с целью анализа ситуации, обобщения и распространения положительного опыта;
координацию деятельности исполнителей в ходе реализации Программы;
контроль за целевым использованием бюджетных средств с подготовкой и представлением соответствующих отчетов.
Органы местного самоуправления являются исполнителями Программы на соответствующей территории.
Задачами органов местного самоуправления являются:
проведение заявительной кампании по формированию списков молодых семей - участников Программы;
определение категорий молодых семей, которым поддержка в обеспечении жильем должна быть оказана в приоритетном порядке в соответствии с планом социально- экономического развития территории;
проведение информационной и разъяснительной работы среди населения по освещению целей и задач Программы через местные средства массовой информации;
контроль и составление отчетов о расходовании бюджетных и внебюджетных средств, направляемых на реализацию Программы;
иные функции по реализации Программы на территории муниципального образования.
Программа предусматривает оказание финансовой помощи молодой семье - участнику Программы в виде субсидии.
Размер субсидий, предоставляемых молодым семьям - участникам Программы, составляет не более 30% стоимости жилья, исходя из:
нормы общей площади жилья в расчете на 1 члена семьи в размере 18 кв. метров;
средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, утверждаемой нормативным актом губернатора Пермской области (для органов местного самоуправления).
Размер субсидии не может превышать 30% финансовых средств, использованных молодыми семьями на строительство (приобретение) жилья.
Субсидии используются для компенсации части затрат, произведенных молодыми семьями - участниками Программы на строительство (приобретение) жилья, или направляются на погашение кредитов (займов), полученных ими на эти цели.
Порядок предоставления финансовых средств молодым семьям для строительства (приобретения) жилья определяется нормативным актом губернатора Пермской области.
8. Оценка эффективности Программы
Важнейшими показателями для проведения оценки эффективности программных мероприятий являются:
количество молодых семей, улучшивших жилищные условия, их доля в общей целевой группе;
общий объем средств бюджетов всех уровней, направляемых на решение жилищных проблем молодых семей;
общий объем внебюджетных средств, направляемых на решение жилищных проблем молодых семей;
площадь жилья, приобретенного и построенного в рамках реализации Программы;
показатели рождаемости в молодых семьях.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Законодательного Собрания Пермской области от 21 апреля 2005 г. N 2194 "О концепции областной целевой программы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.