Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 6 декабря 2012 г. N 569 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
Законодательного Собрания
Пермского края
от 1 декабря 2011 г. N 3046
Стратегия
социально-экономического развития Пермского края до 2026 года
6 декабря 2012 г.
1. Цель стратегии развития Пермского края
1.1. Формулировка Стратегии
Стратегия развития - комплексное и сбалансированное развитие Пермского края, измеряемое через набор общественно признанных показателей.
Целью формирования Стратегии является обеспечение комплексного и сбалансированного развития Пермского края.
Под набором общественно признанных показателей для целей определения Стратегии принимается перечень показателей результативности деятельности Правительства Пермского края, утвержденный постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 22.09.2011 N 2868.
Пермский край - равноправный субъект в составе Российской Федерации. Для целей Стратегии важными характеристиками Пермского края являются его территория, ресурсы, населяющие его жители, общественные и экономические отношения, возникающие на территории края или в отношении его жителей.
Развитие Пермского края - позитивные изменения социальных и экономических процессов в Пермском крае. Оценка этих изменений осуществляется с помощью набора общественно признанных показателей.
Комплексное развитие Пермского края - динамика полной, охватывающей все приоритетные сферы и направления развития Пермского края совокупности общественно признанных показателей, измеряющих результаты социальных и экономических процессов.
Сбалансированное развитие Пермского края - развитие Пермского края путем согласованной деятельности по основным направлениям социально-экономического развития, при котором улучшение показателей достигается путем максимально эффективного использования ограниченных ресурсов.
Обеспечение развития Пермского края - формирование оптимального набора воздействий для согласованной деятельности по комплексному и сбалансированному развитию Пермского края.
1.2. Результат реализации Стратегии
Стратегия развития Пермского края нацелена на повышение численности постоянного населения Пермского края, рост числа вовлеченных в экономическую деятельность на территории края, а также увеличение количества людей, временно находящихся на территории края с личными, деловыми и общественными целями, как отражение привлекательности Пермского края для жизни, труда и отдыха людей.
1.3. Комплексность и сбалансированность
Комплексность Стратегии развития Пермского края обеспечивается за счет закрепления приоритетных направлений социально-экономического развития края (функционально-целевых направлений), определенных Уставом Пермского края, в функционально-целевой модели управления регионом, основанной на группировке функций и полномочий органов государственной власти и муниципального управления в функционально-целевые блоки (ФЦБ).
Для решения комплексных приоритетных задач развития региона формируются проектные блоки, объединяющие задачи и полномочия нескольких ФЦБ (комплексные функционально-целевые направления). Количество и состав проектных блоков могут изменяться в соответствии с приоритетами социально-экономического развития края.
Для каждого из функционально-целевых направлений проведен анализ преимуществ и возможностей Пермского края, а также недостатков и угроз. На основании анализа определены основные задачи для каждого функционально-целевого направления и целевые показатели, являющиеся критериями их решения.
Сбалансированность Стратегии достигается через формирование значений целевых показателей с учетом основного ресурсного ограничения - размера консолидированного бюджета Пермского края при соблюдении законодательных ограничений его использования, обязательств региона по ранее принятым решениям и других обязательств, в частности соглашений с федеральными органами власти.
1.4. Период реализации Стратегии и ее корректировка
Стратегия, основные задачи функционально-целевых направлений сформулированы на период до 2026 года.
Значения целевых показателей определены на период до 2015 года. Динамика показателей оценивается от базы фактических значений показателей 2010 года. Значения показателей представлены в приложении 1 к постановлению Законодательного Собрания Пермского края от 22.09.2011 N 2868 "Об утверждении показателей результативности деятельности Правительства Пермского края.
Стратегия, значения целевых показателей корректируются в силу изменения социально-экономической ситуации или в силу других обстоятельств в соответствии с Законом Пермского края от 02.04.2010 N 598-ПК "О стратегическом планировании социально-экономического развития Пермского края".
2. Основные направления и задачи социально-экономического развития Пермского края
Цели и задачи социально-экономического развития Пермского края сформированы и сгруппированы в соответствии с Уставом Пермского края по следующим функционально-целевым направлениям социально-экономического развития:
"Социальная политика";
"Общественная безопасность";
"Экономическая политика";
"Природопользование и инфраструктура";
"Управление земельными ресурсами и имуществом";
"Территориальное развитие".
2.1. Анализ конкурентных преимуществ и угроз для социально-экономического развития Пермского края
Формулировки конкурентных преимуществ и угроз выделены по результатам анализа материалов исследований, прогнозов Минэкономразвития России, Минрегионразвития России, Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, Всемирного банка, ЮНИДО, Сельскохозяйственной и продовольственной организации (FAO UN), а также других экспертно-аналитических организаций и групп.
Полные результаты анализа социально-экономического положения Пермского края представлены в приложении 3.
2.1.1. Функционально-целевое направление "Социальная политика"
Конкурентные преимущества/возможности |
Основные угрозы/недостатки |
1. Сравнительно высокий уровень подготовки учащихся в системах общего и профессионального образования. 2. Наличие опыта внедрения инноваций в сфере образования. 3. Развитие негосударственного сектора в социальной сфере. 4. Наличие значительного научно-исследовательского и образовательного потенциала, научных школ. Наличие большого количества вузов, в том числе трех национально-исследовательских университетов. 5. Наличие спортивных объектов федерального значения. 6. Высокий уровень использования информационных технологий в сфере оказания государственных услуг населению |
1. Сокращение численности населения Пермского края. 2. Миграционный отток населения, рост числа квалифицированных кадров, покидающих Пермский край. 3. Сравнительно невысокая продолжительность жизни. 4. Сравнительно высокий уровень младенческой смертности. 5. Сравнительно высокий уровень смертности населения, в том числе трудоспособного. 6. Сравнительно высокий уровень заболеваемости алкоголизмом и наркоманией. 7. Дефицит медицинских кадров. 8. Нехватка мест в дошкольных образовательных учреждениях. 9. Значительный разрыв уровня заработной платы работников социальной сферы (учителя, врачи и т.д.) от средней заработной платы по экономике региона |
Ключевые задачи функционально-целевого направления "Социальная политика"
1. Стабилизация численности населения |
1.1. Сохранение уровня рождаемости |
1.2. Снижение смертности населения |
1.2.1. Повышение уровня здоровья населения |
1.2.2. Снижение младенческой и детской смертности |
1.2.3. Снижение смертности в трудоспособном возрасте |
1.3. Обеспечение миграционной привлекательности региона через повышение качества жизни населения |
1.3.1. Повышение доступности и качества общего образования |
1.3.2. Повышение доступности и качества программ начального и среднего профессионального образования в соответствии с потребностями экономики |
1.3.3. Повышение качества высшего образования |
1.3.4. Защита прав граждан на доступность качественного образования |
1.3.5. Повышение доступности и качества медицинской помощи |
1.3.6. Создание условий для обеспечения равного доступа к культурным ценностям, творческой самореализации личности и качественного досуга жителей Пермского края |
1.3.7. Развитие туризма Пермского края |
1.3.8. Сохранение и развитие потенциала объектов культурного наследия, расположенных на территории Пермского края |
1.3.9. Вовлечение молодежи Пермского края в социально-экономические процессы |
1.3.9. Объединение усилий органов государственной власти и некоммерческого сектора в сфере духовно-патриотического воспитания |
1.3.10. Продвижение города Перми как культурной столицы Европы и продвижение Пермского края как ведущей межрегиональной и международной площадки в сфере культуры, туризма и молодежной политики |
1.3.11. Формирование безопасной социальной среды |
1.3.12. Повышение социального благополучия семей с детьми |
1.3.13. Предоставление на основе современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры государственных и муниципальных качественных услуг |
2.1.2. Функционально-целевое направление "Общественная безопасность"
Конкурентные преимущества/возможности |
Основные угрозы/недостатки |
1. Высокий уровень взаимодействия исполнительных органов государственной власти (ИОГВ) Пермского края и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти |
1. Рост уровня преступности, в том числе в общественных местах. 2. Сравнительно высокий уровень числа потребителей наркотических веществ. 3. Рост числа пострадавших и погибших в результате ДТП, в том числе детей. 4. Наличие относительно большого числа учреждений пенитенциарной системы на территории Пермского края. 5. Сравнительно высокий уровень числа погибших и пострадавших при ЧС, на пожарах и происшествиях на воде |
Ключевые задачи функционально-целевого направления "Общественная безопасность"
1. Обеспечение общественной безопасности |
1.1. Снижение уровня преступности |
1.1.1. Сокращение грабежей и разбоев в общественных местах |
1.1.2. Снижение количества преступлений против несовершеннолетних |
1.2. Снижение смертности в результате преступлений |
1.3. Снижение смертности в результате ДТП |
1.4. Снижение смертности в результате ЧС, пожаров и происшествий |
2.1.3. Функционально-целевое направление "Экономическая политика"
Ключевые задачи функционально-целевого направления "Экономическая политика"
1. Привлечение инвестиций и улучшение инвестиционного климата в регионе |
1.1. Содействие увеличению объема и оптимизации структуры инвестиций в экономику региона |
1.2. Создание условий для эффективной реализации инвестиционных проектов |
1.3. Продвижение региона на международном, российском и региональном уровнях |
2. Повышение прибыльности региональных предприятий |
2.1. Развитие традиционных форм поддержки отраслей экономики |
2.1.1. Лоббирование госзаказа и заказа естественных монополий |
2.1.2. Содействие повышению качества трудового ресурса, условий труда и производительности труда на предприятиях |
2.1.3. Развитие конкурентной среды |
2.1.4. Развитие внутреннего потребительского рынка |
2.1.5. Развитие агропромышленного комплекса |
2.1.6. Привлечение федеральных финансовых средств в отрасли экономики |
2.2. Модернизация экономики |
2.2.1. Развитие малого и среднего предпринимательства |
2.2.2. Повышение доступности финансового ресурса для малого бизнеса |
2.3. Развитие инновационной экономики |
2.3.1. Поддержка инновационных и наукоемких разработок и технологий |
2.3.2. Создание инновационных кластеров |
3. Увеличение доходов населения |
3.1. Увеличение среднего уровня оплаты труда в экономике |
3.2. Стабилизация количества рабочих мест в экономике |
3.3. Снижение уровня общей и регистрируемой безработицы |
4. Увеличение доходов бюджета |
4.1. Рост поступлений в бюджет от уплаты налога на прибыль |
4.2. Рост поступлений в бюджет от уплаты налога на доходы физических лиц |
4.3. Рост поступлений в бюджет от уплаты налога на имущество организаций |
4.4. Рост поступлений в бюджет от уплаты акцизов |
2.1.4. Функционально-целевое направление "Природопользование и инфраструктура"
Конкурентные преимущества/возможности |
Основные угрозы/недостатки |
1. Богатый природный ландшафт. 2. Наличие на территории Пермского края важных для России транспортных коридоров: автомобильных, водных, железнодорожных, трубопроводных. 3. Наличие принципов преобразования города для повышения качества городской среды. 4. Высокая обеспеченность природными ресурсами. 5. Высокий туристический потенциал. 6. Наличие свободных земельных участков для привлечения инвесторов и частных застройщиков. 7. Наличие института кадастровых инженеров. 8. Высокий уровень взаимодействия исполнительных органов государственной власти (ИОГВ) края и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в сфере земельных отношений |
1. Отсутствие разнообразия типологий жилья (индивидуальные дома, таунхаусы, малоэтажная застройка). 2. Высокая стоимость жилья. Малый объем ввода жилья. Низкие темпы ввода жилых домов. 3. Высокая доля аварийного и ветхого жилья. 4. Низкая доля благоустроенных кварталов и районов городов. 5. В городах не созданы условия для приоритетного использования общественного транспорта над личным. 6. Недостаточное развитие инфраструктуры, высокий износ сетей, инфраструктурные риски. 7. Высокая доля автомобильных дорог, не соответствующих нормативным требованиям. 8. Значительное количество дорожно-транспортных происшествий. 9. Высокая стоимость создания и поддержания в нормативном состоянии инфраструктуры из-за низкой плотности проживания в отдельных территориях Пермского края, удаленность населенных пунктов друг от друга. 10. Высокая поляризация в качестве жизни в различных муниципалитетах Пермского края. 11. Отсутствие единых планов развития инфраструктуры Пермского края. 12. Большая зависимость в развитии важных транспортных коридоров от планов федерального центра. 13. Возрастающее количество бытовых отходов жизнедеятельности человека, угроза загрязнения окружающей среды. 14. Недостаточное количество прямых международных авиарейсов в Европу и в региональные центры страны. Недостаточное количество авиарейсов в г. Москву. Низкая пропускная способность аэропорта "Большое Савино". 15. Недостаточное участие Пермского края в реализации крупных инфраструктурных проектов федерального уровня, повышающих транспортную доступность соседних регионов. 16. Низкая доступность услуг сотовой связи и сети Интернет. 17. Низкая эффективность использования природных ресурсов. 18. Относительно низкое качество питьевой воды и высокая загрязненность воздуха. 19. Удаленность природных ресурсов от инженерных коммуникаций, трудность доступа к природным ресурсам |
Ключевые задачи функционально-целевого направления "Природопользование и инфраструктура"
1. Создание безопасного и комфортного жилья (квартира-дом-двор) |
1.1. Создание новых типологий жилья |
1.2. Увеличение объемов строительства жилья |
1.3. Повышение безопасности эксплуатации жилищного фонда |
1.3.1. Переселение граждан из аварийного и ветхого жилья |
1.3.2. Осуществление капитального ремонта многоквартирных домов |
1.3.3. Обеспечение безопасных и комфортных условий проживания |
1.4. Обеспечение полного аудита строительства объектов муниципальной собственности и разработка единой краевой программы строительства объектов жилья, объектов социальной сферы и коммунального комплекса (единый титульный список) |
2. Обеспечение документацией территориального планирования всех уровней |
2.1. Совершенствование системы планирования градостроительной деятельности |
3. Создание благоустроенных кварталов и районов городов |
3.1. Приведение в нормативное состояние парков, скверов и других общественных пространств |
3.2. Оптимальная организация парковочного пространства |
4. Создание комфортной общегородской среды |
4.1. Обеспечение приоритета общественного транспорта |
4.2. Повышение качества улично-дорожной сети |
4.3. Создание инфраструктурных проектов в городе |
4.4. Повышение безопасности передвижения пешеходов |
4.5. Эффективное обращение с твердыми бытовыми отходами |
4.6. Повышение качества инженерной инфраструктуры |
4.7. Строительство объектов общественной инфраструктуры |
5. Повышение качества инфраструктуры регионального значения |
5.1. Снятие основных инфраструктурных рисков |
5.1.1. Строительство объектов электроэнергетики |
5.1.2. Строительство объектов газоснабжения |
5.2. Приведение в нормативное состояние автомобильных дорог общего пользования |
5.2.1. Строительство и реконструкция автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Пермского края |
5.2.2. Капитальный ремонт автомобильных дорог и искусственных сооружений на них |
5.2.3. Содержание автомобильных дорог и искусственных сооружений на них |
5.2.4. Ремонт автомобильных дорог и искусственных сооружений на них |
5.2.5. Реализация проекта ПРП "Муниципальные дороги" |
5.2.6. Осуществление функций независимого контроля качества строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог и искусственных сооружений на них на территории Пермского края |
5.2.7. Оказание услуги по осуществлению функций оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования и сооружениями на них и осуществлению функций заказчика-застройщика |
5.3. Организация бесперебойного функционирования связи в местах жизнедеятельности населения (в границах поселений) |
5.4. Повышение качества придорожного сервиса |
6. Развитие межрегиональных и международных транспортных связей |
6.1. Развитие межрегиональных транспортных связей |
6.2. Обеспечение международных транспортных коммуникаций |
7. Максимизация доходов бюджета от использования природных ресурсов |
7.1. Обеспечение поступления доходов бюджета от использования лесных ресурсов |
7.1.1. Увеличение освоения переданной в пользование расчетной лесосеки |
7.2. Максимизация доходов бюджета от использования недр |
7.3. Обеспечение поступлений в консолидированный бюджет края платы за негативное воздействие на окружающую среду |
7.4. Повышение эффективности использования водных ресурсов |
7.5. Максимизация доходов бюджета от использования объектов животного мира |
8. Обеспечение безопасной экологической среды |
8.1. Охрана атмосферного воздуха |
8.2. Охрана земель |
8.3. Охрана, защита, воспроизводство лесов |
8.4. Охрана и восстановление водных объектов |
8.5. Сохранение объектов природного наследия |
8.6. Сохранение и преумножение охотничьих ресурсов Пермского края |
2.1.5. Функционально-целевое направление "Управление земельными ресурсами и имуществом"
Конкурентные преимущества/возможности |
Основные угрозы/недостатки |
1. Большая площадь территорий Пермского края. 2. Наличие свободных земельных участков для привлечения инвесторов и частных застройщиков. 3. Создан институт кадастровых инженеров |
1. Большие издержки бизнеса при получении земельных участков. 2. Сравнительно невысокий объем имущества, находящегося в краевой собственности. 3. Сравнительно невысокая эффективность управления имуществом. 4. Низкий уровень вовлечения земель в оборот. 5. Низкий уровень платежной дисциплины землепользователей и арендаторов. 6. Использование земельных участков без оформления правоустанавливающих документов |
Ключевые задачи функционально-целевого направления "Управление земельными ресурсами и имуществом"
1. Обеспечение жилищного строительства земельными участками |
1.1. Вовлечение земельных участков, находящихся в федеральной собственности, под жилищное строительство, в том числе для реализации социальных федеральных и краевых программ |
1.2. Вовлечение земельных участков, являющихся собственностью Пермского края, под жилищное строительство, в том числе для реализации социальных федеральных и краевых программ |
1.3. Обеспечение вовлечения органами местного самоуправления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и находящихся в собственности, под жилищное строительство |
2. Обеспечение земельными участками для строительства промышленных предприятий и промышленных парков |
2.1. Вовлечение земельных участков, являющихся собственностью Пермского края, для строительства промышленных предприятий и промышленных парков, в том числе для реализации федеральных и краевых программ |
2.2. Вовлечение земельных участков, находящихся в федеральной собственности, для строительства промышленных предприятий и промышленных парков, в том числе для реализации федеральных и краевых программ |
2.3. Обеспечение вовлечения органами местного самоуправления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и находящихся в собственности, для строительства промышленных предприятий и промышленных парков |
3. Обеспечение эффективности управления собственностью Пермского края |
3.1. Обеспечение полноты и достоверности реестра государственной собственности Пермского края |
3.2. Обеспечение управления земельными участками |
3.2.1. Увеличение доходов консолидированного бюджета от использования земельных ресурсов |
3.2.2. Перевод земельных участков из одной категории в другую |
3.2.3. Обеспечение переоформления юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или право собственности |
3.3. Обеспечение управления краевым имуществом |
3.3.1. Оптимизация состава краевого имущества |
3.3.2. Обеспечение поступления доходов от использования краевого имущества, в том числе от участия Пермского края в уставных капиталах хозяйствующих субъектов |
4. Обеспечение имущественной основы для реализации региональных инвестиционных проектов |
2.1.6. Функционально-целевое направление "Территориальное развитие"
Конкурентные преимущества/возможности |
Основные угрозы/недостатки |
1. Прозрачная система распределения финансовых ресурсов между муниципальными образованиями. 2. Потенциал для увеличения финансовой самостоятельности местных бюджетов. 3. Наличие высших учебных заведений и специальных образовательных учреждений для подготовки муниципальных кадров. 4. Потенциал этнической самобытности коми-пермяцкого народа для развития отношений с финно-угорским миром |
1. Недостаточная эффективность двухуровневой системы муниципального управления. 2. Отсутствие четкого разграничения полномочий между краевой и муниципальной властью, муниципальными районами и поселениями. 3. Недостаточный уровень подготовки муниципальных служащих. 4. Низкая гражданская и социально-экономическая активность граждан в решении вопросов местного значения 5. Сильная дифференциация по уровню экономического развития муниципальных образований Пермского края. 6. Высокий уровень дотационности муниципальных образований, что не позволяет в полной мере эффективно реализовывать свои полномочия по решению вопросов местного значения. 7. Большое количество малочисленных муниципальных образований Пермского края с высокими затратами на содержание органов местного самоуправления, превышающими собственные доходы местных бюджетов. 8. Низкая плотность населения и большое количество населенных пунктов, удаленных от основных транспортных коридоров, и, как следствие, рост и неэффективность текущих расходов местных бюджетов. 9. Низкая мобильность населения. 10. Недостаточный уровень социально-экономического развития отдельных муниципальных образований, в том числе моногородов. 11. Низкий уровень социально-экономического развития Коми-Пермяцкого округа как административно-территориальной единицы с особым статусом |
Ключевые задачи функционально-целевого направления "Территориальное развитие"
1. Создание эффективного муниципального управления |
1.1. Развитие системы местного самоуправления |
1.1.1. Оптимизация территориальной организации местного самоуправления Пермского края |
1.1.2. Создание эффективной системы взаимодействия между органами государственной власти и местным самоуправлением |
1.1.3. Формирование эффективной кадровой муниципальной политики |
1.1.4. Развитие общественного самоуправления |
1.2. Повышение уровня социально-экономического развития муниципальных образований |
1.2.1. Внедрение единых подходов при разработке документов социально-экономического развития муниципальных образований в соответствии со Стратегией и Программой социально-экономического развития Пермского края |
1.2.2. Повышение эффективности управленческой деятельности глав муниципальных образований |
1.2.3. Создание и внедрение системы общественного контроля качества предоставления государственных и муниципальных услуг |
1.3. Повышение финансовой обеспеченности муниципальных образований |
1.3.1. Повышение собственных доходов муниципальных образований |
1.3.2. Повышение эффективности расходов муниципальных образований |
1.4. Снижение рисков и проблем в муниципальных образованиях |
1.4.1. Мониторинг социально-экономических рисков муниципальных образований Пермского края |
1.4.2. Реализация антикризисных мероприятий по стабилизации социально-экономического положения в отдельных муниципальных образованиях |
1.4.3. Реализация комплексных инвестиционных планов моногородов |
2. Социально-экономическое развитие Коми-Пермяцкого округа |
2.1. Координация работы по реализации проектов и программ по социально-экономическому развитию Коми-Пермяцкого округа |
2.2. Развитие общественной инфраструктуры Коми-Пермяцкого округа Пермского края |
2.2.1. Завершение реконструкции национального Коми-Пермяцкого драматического театра им.М. Горького, г. Кудымкар |
2.2.2. Ввод в эксплуатацию газопровода-отвода "Очер-Кудымкар-Купрос" |
2.2.3. Строительство окружного кожно-венерологического диспансера в г. Кудымкаре |
2.2.4. Завершение строительства лечебного корпуса Юрлинской центральной районной больницы |
2.2.5. Сокращение количества объектов незавершенного строительства |
2.3. Этнокультурное развитие и повышение информационной узнаваемости Пермского края в финно-угорском мире |
2.3.1. Сохранение, развитие и популяризация коми-пермяцкого языка и культуры |
2.3.2. Развитие межрегионального и международного сотрудничества в этнокультурной сфере |
3. Стратегические цели, задачи и показатели социально-экономического развития Пермского края
Стратегические цели, задачи и показатели социально-экономического развития Пермского края приведены в приложении 1 к постановлению Законодательного Собрания Пермского края от 22.09.2011 N 2868 "Об утверждении показателей результативности деятельности Правительства Пермского края.
4. Механизмы реализации Стратегии
Основным механизмом реализации Стратегии является Программа социально-экономического развития Пермского края. Она представляет собой совокупность проектов, программ и мероприятий, нацеленных на достижение целевых значений показателей результативности деятельности Правительства Пермского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.