Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Губернатора области
от 05.12.2000 N 709-р
Основные направления
развития информатизации системы образования и науки Пермской области на 2001 - 2005 годы
1. Состояние и предпосылки развития информатизации образования и науки
В настоящее время системой образования и науки Пермской области накоплен значительный опыт в решении проблем информатизации.
Подготовку специалистов по информатике, информационным технологиям и телекоммуникациям успешно ведут 7 высших (по 17 специальностям) и 13 средних профессиональных учебных заведений (по 6 специальностям). Учреждения профессионального образования обладают значительным потенциалом вычислительной и телекоммуникационной техники. Созданные спутниковые каналы до Москвы (Пермский государственный университет), до Санкт-Петербурга (Пермский государственный технический университет), высокоскоростной канал передачи данных до Екатеринбурга (Институт механики сплошных сред УрО РАН) обеспечивают опорную связь с различными телекоммуникационными сетями и системами России и зарубежных стран. До 90% средних (полных) школ региона оснащено компьютерными классами.
В области разработана и реализуется целевая комплексная программа информатизации общего образования, создан региональный образовательный стандарт Пермской области по информатике, издан ряд учебников Пермских авторов по информатизации для высших учебных заведений и общеобразовательных школ, получивших гриф Минобразования Российской Федерации.
В области отлажена система распространения педагогической информации. Функционирует телекоммуникационная сеть областного центра педагогической информации, создан электронный банк педагогической информации. С 1997 года работает областное высшее учебное заведение - Пермский региональный институт педагогических информационных технологий.
Комплексному решению вопросов способствует деятельность координационного совета по информатизации образования и науки при департаменте образования и науки и совете ректоров вузов Пермской области.
2. Общие положения и принципы
Основной целью развития информатизации системы образования и науки Пермской области является создание и обеспечение функционирования единого регионального информационного научнообразовательного пространства (далее - ЕРИНОП), ориентированного на интеграцию имеющихся в регионе средств информатизации в системе образования и науки. Базовый элемент информационного пространства составляет региональная распределенная информационная система образования и науки.
В качестве основных научно-методических принципов при создании и функционировании ЕРИНОП используются:
1. Принцип комплексного подхода к проблеме информатизации образования и науки региона:
научно обоснованное определение исходного состояния процесса информатизации образования и науки региона;
управление этим процессом на основе программно - целевого подхода, предусматривающим этапность в реализации поставленных задач;
кооперация всех лиц (ученых, работников органов управления образованием, педагогов-практиков и т.д.), заинтересованных в проблеме информатизации образования и науки региона.
2. Принцип приоритета государственности при построении ЕРИНОП:
обеспечение, в первую очередь, интересов государственных и муниципальных учреждений образования и науки региона и государственных, муниципальных и государственно-общественных органов управления образованием и наукой области;
обеспечение рационального подхода к формированию и развитию единого информационного пространства Пермской области с учетом создания и развития телекоммуникационной сети органов государственной власти области;
осуществление возможности взаимодействия телекоммуникационной сети системы образования и науки с телекоммуникационной сетью органов государственной власти региона.
3. Принцип обеспечение равных условий объединения существующих локальных вычислительных сетей и информационных ресурсов системы образования и науки региона.
4. Принцип системного построения ЕРИНОП:
создание на уровне региона новых организационных структур, обеспечивающих организацию и функционирование ЕРИНОП как минимум на трех уровнях: региональном, субрегиональном, уровне образовательного (научного) учреждения; обеспечение их связей и взаимодействия;
открытость, наличие информационных обменов и возможность органичного вхождения ЕРИНОП в информационное пространство России и мирового сообщества.
5. Принцип гуманистической направленности ЕРИНОП:
оперативность и достоверность информации, доступность необходимой информации пользователю любого уровня на любом удобном пользователю виде носителей;
образовательно-воспитательная направленность информационных массивов;
возможность респондентов ЕРИНОП не только потреблять информацию, но и поставлять ее;
возможность образовательного, профессионального, культурного, научного роста респондентов ЕРИНОП.
6. Принцип соответствия уровня запросов к информационной системе содержанию и глубине ответов на них:
наличие в ЕРИНОП механизмов, способных максимально удовлетворить информационную потребность пользователя;
периодический контроль за состоянием и обновлением информационных массивов, имеющихся в банках данных;
постоянное внедрение в деятельность организационных структур, обеспечивающих ЕРИНОП, новых средств работы с различными источниками и носителями информации.
7. Принцип непрерывности в функционировании ЕРИНОП: наличие запасных (дублирующих) вариантов деятельности органов, ответственных за функционирование ЕРИНОП;
возможность получения необходимой (утраченной) информации из других источников (в том числе и за пределами региона).
Развитие информатизации образования и науки в области предполагает объединение усилий всей системы общего и профессионального образования и системы учреждений Пермского научного центра Уральского отделения Российской академии наук.
3. Региональная распределенная информационная система образования и науки (РРИСОН)
Целью создания региональной распределенной информационной системы образования и науки (далее - РРИСОН) является объединение разрозненных и разнородных фрагментов информационного поля системы образования и науки региона в единое общедоступное информационное поле. Для этого необходимо решить следующие вопросы:
1. Выработать стратегию информационного наполнения РРИСОН.
2. Разработать последовательные программы развития информатизации системы образования и науки региона на двух-трехлетние периоды, содержащие основные направления реализации программ:
разработка научно-методических основ;
техническое оснащение и обслуживание;
подготовка и переподготовка кадров;
программно-методическое обеспечение;
информационное обеспечение;
организационное обеспечение;
создание экспериментальных площадок по проблемам информатизации образования и науки;
финансовое обеспечение.
3. Обеспечить координацию всех работ по информатизации образования и науки.
4. Разработать системы стандартов для разных классов документов, существующих в системе образования и науки региона.
5. Определить технические решения, рассчитанные на длительное существование РРИСОН, с возможностью развития аппаратно - программного обеспечения без существенного изменения транспортной основы.
6. Обеспечить целостность РРИСОН, возможность ее дальнейшего эволюционного развития и способность к реструктуризации.
7. Обеспечить распределенный характер РРИСОН (т.е. наряду с центральным ядром системы, осуществляющим интегрирующие, объединяющие функции, должны действовать самостоятельные локальные и корпоративные информационные системы отдельных учреждений образования и науки со своими базами данных).
8. Разработать и создать механизмы поощрения для участников РРИСОН, обеспечивающих ее дальнейшее развитие и эффективное функционирование.
9. Способствовать разработке и созданию юридических, организационных и технических средств и методов защиты авторских прав информационных ресурсов.
4. Создание прототипа РРИСОН (этап I: 2001 - 2002 годы)
На первом этапе создается охватывающий всю Пермскую область прототип РРИСОН с минимальным набором разнонаполненных функций, что не исключает неравномерности по насыщенности информационных услуг для отдельных городов и районов области.
Основные направления информатизации образования и науки региона на первом этапе включают в себя решение следующих задач:
1. Создание региональной компьютерной сети образования и науки (далее - компьютерная сеть) как основы РРИСОН:
в основу компьютерной сети положены современные технологии;
транспортный уровень компьютерной сети обеспечивается программно - техническими средствами существующих телекоммуникационных узлов, предусматриваются точки сопряжения сети с сетями общего пользования;
ядром компьютерной сети являются создаваемые оптоволоконные линии связи, объединяющие вузы г. Перми и учреждения Пермского научного центра Уральского отделения Российской академии наук;
компьютерная сеть ориентирована на преимущественное использование высокоскоростных цифровых каналов;
прикладные системы, используемые в компьютерной сети, основываются на принципах Intranet - технологии;
компьютерная сеть ориентирована на использование многопротокольных аппаратных маршрутизаторов, реализующих различные протоколы транспортного и сетевого уровня.
2. Интеграция неоднородных баз данных:
интеграция неоднородных баз данных осуществляется путем создания единой системы управления распределенными научнообразовательными ресурсами.
3. Создание полнотекстовых баз данных по вопросам образования и науки, заключение соглашений по использованию внерегиональных баз данных.
4. Разработка электронных учебников.
5. Разработка методических и программно - технических средств дистанционного обучения.
6. Создание электронных библиотек.
7. Проработка экономических и юридических вопросов создания и использования РРИСОН, решение организационных вопросов создания РРИСОН, выработка соглашений по региональной стандартизации технических, программных средств и технологических подходов при реализации РРИСОН.
5. Создание открытой, развивающейся РРИСОН (этап II: 2003 - 2005 годы)
На втором этапе происходит наращивание функциональных возможностей РРИСОН техническими, программными средствами и новыми технологиями, а также информационное наполнение системы.
Основные направления информатизации образования и науки региона на втором этапе включают в себя решение следующих задач:
развитие технической базы РРИСОН;
развитие программных средств;
развитие мультимедийных технологий в составе РРИСОН;
реализация программы издательской деятельности по электронным учебникам;
развитие дистанционного образования.
6. Управление деятельностью по информатизации образования и науки
Для планирования и оперативного управления ходом выполнения Основных направлений развития информатизации образования и науки региона создается Фонд информатизации образования Пермской области - "Инфофонд". Создание данной организационной структуры с участием департамента образования и науки Администрации области, комитета по образованию и науке г. Перми и вузов г. Перми рассматривается как ключевой момент с точки зрения эффективности расходования средств и результативной реализации Основных направлений.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Губернатора Пермской области от 5 декабря 2000 г. N 709-р "Об утверждении основных направлений развития... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.