Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Решению
Пермской городской Думы
от 21 сентября 1999 г. N 102
Положение
о порядке разработки и реализации городских целевых программ
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработан на основании Федерального Закона "О государственном прогнозировании и программах социально - экономического развития Российской Федерации" (от 20.07.95 г. N 115-ФЗ), "Порядка разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует РФ" (Постановление Правительства РФ от 26.06.95 N 594 с последующими изменениями и дополнениями), "Методических указаний о порядке подготовки, рассмотрения, утверждения и финансирования целевых областных программ" (Постановление Администрации Пермской области от 13.11.96 N 401), Устава города Перми, "Положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Перми" (Решение Пермской городской Думы от 08.07.98 N 129).
1.2. Порядок определяет процедуры формирования, экспертизы, оценки, утверждения, финансирования, управления и контроля за выполнением городских инвестиционных, социальных, инновационных, экономических, организационных и иных программ, способствующих развитию города и привлечению инвестиций.
1.3. Порядок разработки и реализации городских целевых программ (ГЦП) включает следующие этапы:
- отбор проблем для их программной разработки (предложения о программной разработке проблемы);
- принятие решения о разработке программы;
- формирование проекта программы;
- экспертиза и оценка проекта программы;
- утверждение программы;
- управление реализацией программы;
- контроль за ходом выполнения программы.
1.4. Под городской целевой программой в настоящем положении понимается документ, утвержденный Решением Пермской городской Думы и представляющий собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс последовательных научно - исследовательских, опытно - конструкторских, производственных, социально - экономических, организационно - хозяйственных или других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач по экономическому, социальному, экологическому и культурному развитию города Перми.
1.5. Для реализации целевых программ осуществляются согласованные действия местного самоуправления города, хозяйствующих субъектов, общественности, которые частично финансируются из городского бюджета и направлены на решение приоритетных городских проблем.
1.6. В процессе управления разработкой и реализацией ГЦП принимают участие:
муниципальный заказчик ГЦП - Администрация города (в лице курирующего заместителя Главы города) или Пермская городская Дума (в лице председателя);
руководитель ГЦП - должностное лицо Администрации города и ее структурных подразделений (ведомств), утверждаемое Главой города и наделяемое обязанностями и полномочиями для оперативного управления разработкой и реализацией ГЦП;
ответственный исполнитель ГЦП - должностное лицо органов местного самоуправления или руководитель муниципального предприятия (учреждения), назначаемое(ый) руководителем ГЦП для реализации программных мероприятий по отдельным направлениям ГЦП (подпрограмм).
Функции муниципального заказчика, руководителя и ответственного исполнителя ГЦП определены в приложении 1.
1.7. В целях упорядочения процесса реализации целевых программ формируется перечень ГЦП - список целевых программ на очередной год, реализуемых в городе с привлечением всех источников финансирования, муниципальным заказчиком которых выступает Администрация города или городская Дума, в котором конкретизированы формулировки состояния проблемы, социального заказа и ожидаемых по итогам года результатов.
1.8. Вопросы, не урегулированные данным Положением, решаются в установленном законодательством порядке.
2. Формирование перечня ГЦП
2.1. Предложения о разработке новых ГЦП или о включении дополнительных мероприятий в действующие ГЦП могут инициировать юридические и физические лица.
2.2. Предложение должно содержать:
- формулировку проблемы, анализ причин ее возникновения;
- возможные способы решения проблемы, предполагаемый перечень мероприятий, которые необходимо осуществить в сфере производства и реализации продукции (работ, услуг), организационных, трудовых, хозяйственных и правовых отношений для решения проблемы, сроки реализации;
- потребность в финансовых, материально - технических и других ресурсах, возможные источники их обеспечения, в том числе определенные на очередной финансовый год;
- предварительную оценку социально - экономической эффективности и результатов от реализации программы;
- кандидатуры руководителя и ответственных исполнителей ГЦП, сроки и
стоимость подготовки проекта целевой программы.
2.3. Отбор проблем для их программной разработки и решения на городском уровне определяется направленностью на:
- снижение социальной напряженности;
- реформирование городского хозяйства;
- снятие конкретной проблемы, решение которой не может быть начато в режиме текущего финансирования.
Обоснование необходимости решения проблем программными методами на городском уровне должно проводиться в соответствии с приоритетами, целями и прогнозами социально - экономического развития города, результатами анализа экономического, социального и экономического состояния города, наличием финансовых ресурсов, внешнеэкономических условий.
2.4. Предложения о программной разработке проблемы с обоснованиями направляются Первому заместителю Главы города, который передает их в управление экономики и инвестиций для проведения анализа, экспертизы, оценки и подготовки заключения.
2.5. Управление экономики и инвестиций совместно с финансовым управлением и курирующим сферу реализации ГЦП подразделением Администрации города анализирует предложения, проводит их экспертизу и на основе прогнозов социально - экономического развития города готовит заключение о целесообразности разработки ГЦП.
2.6. Вопрос о разработке той или иной целевой программы может быть рассмотрен на заседании коллегии городской Администрации. Коллегия городской Администрации, на основе представленных предложений, вправе рекомендовать Главе города принять решение о подготовке соответствующей программы, сроках и стоимости ее разработки.
2.7. Глава города на основе заключения управления экономики и инвестиций (с учетом мнения коллегии городской Администрации) принимает решение о разработке соответствующей целевой программы, сроках, стоимости и источнике финансирования ее разработки, назначает руководителя программы. При этом определяется приемлемая форма организации подготовки проекта ГЦП: проведение конкурса на право разработки; поручение определенной организации - разработчику программы; создание временной творческой группы.
2.8. На основании утвержденных и вновь предлагаемых к разработке целевых программ, Администрация города формирует Перечень ГЦП на предстоящий год, который направляется в IV квартале текущего года в Пермскую городскую Думу для утверждения. В дальнейшем данный утвержденный Перечень служит основанием для определения объемов бюджетных ассигнований и включения в проект бюджета тех ГЦП, по которым в числе источников финансирования имеется бюджетная составляющая.
3. Разработка и экспертиза проекта городской целевой программы
3.1. Функции по руководству разработкой ГЦП возлагаются на руководителя программы, который несет персональную ответственность за своевременную и качественную подготовку исходного задания на формирование целевой программы, подготовку ее проекта, управляет действиями разработчиков.
В случае принятия решения Главой города о проведении конкурса на право разработки ГЦП руководитель программы организует такой конкурс.
При необходимости руководитель целевой программы организует проведение специализированной экспертизы проекта ГЦП и по результатам экспертизы проводит его доработку.
3.2. Подготовка проектов целевой программы финансируется за счет средств городского бюджета или внебюджетных источников (средств инициатора разработки и реализации ГЦП).
3.3. Примерная структура и содержание основных разделов проекта целевой программы представлены в приложении 2.
3.4. К проекту ГЦП должны быть приложены:
- пояснительная записка, кратко излагающая целесообразность и основания разработки проекта ГЦП;
- предварительная бюджетная заявка на ассигнования из городского бюджета для финансирования программы на очередной год, составленная в разрезе статей и кодов экономической классификации с приложением подробных расчетов (приложение 3).
- лист согласования с заинтересованными структурами и, при необходимости, соглашения (договоры) о намерениях, подтверждающие ожидаемое финансирование программы из внебюджетных источников;
- положительное заключение государственной экологической экспертизы (по программам, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду).
В целевой программе необходимо обеспечивать увязку всех программных мероприятий и очередность их проведения с проектными объемами финансовых ресурсов, согласованность и комплексность решения городских и отраслевых задач. Обязательным условием является привлечение средств из внебюджетных источников, экономия и целевое расходование бюджетных средств.
На очередной бюджетный период должны быть представлены конкретные программные мероприятия с указанием поквартальных сроков их выполнения, необходимых объемов финансирования и количественно определенных параметров ожидаемых социально - экономических результатов.
3.5. Согласованный проект ГЦП с вышеуказанным комплектом сопроводительных документов руководитель целевой программы направляет в управление экономики и инвестиций.
3.6. Управление экономики и инвестиций совместно с финансовым управлением одновременно с рассмотрением бюджета на очередной год в месячный срок с даты регистрации оценивают представленный проект ГЦП, обращая особое внимание на:
- приоритетный характер проблемы, предлагаемый для программного решения;
- обоснованность, комплексность и экологическую безопасность программных мероприятий, сроки их реализации;
- необходимость привлечения прежде всего внебюджетных средств, средств бюджетов города, области и Российской Федерации;
- работоспособность механизма осуществления программы;
- социально - экономическую эффективность программы в целом, ожидаемые конечные результаты реализации программы.
3.7. Управление экономики и инвестиций, с участием финансового управления и с учетом предложений заинтересованных структурных подразделений Администрации города, готовит заключение по проекту ГЦП и предварительную бюджетную заявку. При необходимости организуется экспертиза проекта целевой программы.
С учетом замечаний и предложений управления экономики и инвестиций, руководитель ГЦП организует доработку проекта программы. Доработанный проект целевой программы повторно направляется в управление экономики и инвестиций, где рассматривается в срок до 10 дней.
В случае несоответствия представленного проекта условиям, указанным в п. 3.6., он может быть отклонен. Если разработчик или руководитель ГЦП не согласны с отклонением представленного проекта, они имеют право обратиться к Главе города или в Пермскую городскую Думу с просьбой дополнительного рассмотрения проекта ГЦП.
3.8. При положительной оценке управления экономики, по согласованию с финансовым управлением, Глава города принимает решение о предоставлении проекта ГЦП на утверждение в городскую Думу.
4. Утверждение городской целевой программы
4.1. Проект ГЦП утверждается Пермской городской Думой по предоставлению Главы города.
Утвержденная ГЦП, при наличии в сумме ее финансирования бюджетной составляющей, включается в перечень ГЦП, принимаемых к финансированию из бюджета города в очередном году.
4.2. Для обеспечения финансирования программ из городского бюджета управление экономики и инвестиций совместно с финансовым управлением с привлечением руководителей ГЦП в сроки, установленные для формирования городского бюджета на очередной финансовый год, уточняет на основе утвержденного Перечня ГЦП объемы их бюджетного финансирования.
В этих целях руководители ГЦП, с учетом хода реализации программ в текущем году и проведения с ответственными исполнителями предконтрактной проработки размещения заказов на выполнение программных мероприятий, уточняют в срок до 1 сентября объемы необходимых средств для финансирования программ в очередном году и представляют проекты соответствующих бюджетных заявок с их обоснованиями и планы программных мероприятий в управление экономики и инвестиций и финансовое управление.
При подготовке перечня ГЦП, принимаемых к финансированию из городского бюджета на очередной финансовый год, управление экономики и инвестиций совместно с финансовым управлением на основе проектов бюджетных заявок, представленных руководителями ГЦП, с учетом утвержденного Перечня программ, хода выполнения мероприятий выполняемых программ, мер по привлечению внебюджетных источников финансирования, средств бюджетов Российской Федерации, области, финансовых возможностей городского бюджета определяет объемы бюджетного финансирования целевых программ.
На этапе определения объемов бюджетного финансирования, в целях оперативного анализа и выработки предложений по приоритетности реализации ГЦП соответствующим Распоряжением Главы города может быть создана временная рабочая группа из числа представителей различных заинтересованных подразделений Администрации.
4.3. Перечень ГЦП, принимаемых к финансированию из городского бюджета, может быть рассмотрен на заседании коллегии городской Администрации. Глава города на основе заключения управления экономики и инвестиций (с учетом мнения коллегии городской Администрации) принимает решение о направлении перечня ГЦП в городскую Думу для утверждения в составе документов и материалов к проекту городского бюджета на очередной финансовый год в порядке и в сроки, установленные "Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Перми".
Городские целевые программы включаются в бюджет города отдельными строками в соответствующих разделах по ведомственной классификации или в специальном разделе "Городские программы" с указанием запланированного объема финансирования в очередном году.
Городские целевые программы, не требующие бюджетного финансирования, в бюджет города не включаются.
4.4. Ассигнования из городского бюджета, предоставленные для финансирования отдельных программ или программных мероприятий, могут быть отнесены к защищенным статьям текущих расходов городского бюджета, что указывается в соответствующей статье Решения Пермской городской Думы о городском бюджете на очередной год.
4.5. После утверждения целевой программы ее руководитель, на основе заключенных соглашений (договоров) с участниками реализации программы и с учетом утвержденных объемов бюджетного финансирования на очередной финансовый год, обеспечивает заключение контрактов (договоров) на финансирование целевой программы из внебюджетных источников, бюджетов Российской Федерации, области, города.
4.6. В особых (исключительных) случаях ГЦП, получающая финансовую поддержку из бюджета, может быть утверждена в течение бюджетного года. Решение об утверждении такой ГЦП принимается путем внесения изменений и дополнений в решение Пермской городской Думы о городском бюджете на текущий год.
5. Управление реализацией городской целевой программы и контроль за ходом ее выполнения
5.1. Управление городской целевой программой
5.1.1. Формы и методы организации управления реализацией ГЦП определяются ее муниципальным заказчиком и руководителем ГЦП.
Реализация целевой программы осуществляется на основе договоров (контрактов), заключенных муниципальным заказчиком (руководителем ГЦП) со всеми исполнителями программных мероприятий. Договор (контракт) определяет права и обязанности сторон, регулирует их отношения при выполнении договора (контракта), предусматривает формы и методы контроля за ходом работ по выполнению договора со стороны муниципального заказчика (руководителя ГЦП).
Руководитель ГЦП в письменной форме сообщает в управление экономики и инвестиций и финансовое управление о заключенных договорах (контрактах) со всеми участниками реализации программы по ее финансированию из внебюджетных источников, бюджетов Российской Федерации, области, города.
5.1.2. Руководитель ГЦП, с учетом выделенных на реализацию финансовых средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации программы, состав ответственных исполнителей.
5.1.3. При необходимости до 1 июня руководитель ГЦП вносит предложения в управление экономики и инвестиций и финансовое управление о продлении срока реализации целевой программы, который истекает в текущем году. Управление экономики и инвестиций совместно с финансовым управлением готовит заключение о продлении срока реализации ГЦП или нецелесообразности ее дальнейшей бюджетной поддержки и направляет его Главе города для принятия решения. Подготовка нового варианта продленной ГЦП, срок реализации которой истекает в текущем году, а также включение в целевую программу новых программных мероприятий и его утверждение осуществляется в порядке, установленном для разработки и реализации ГЦП.
5.1.4. В своих действиях по управлению реализацией ГЦП ее руководитель подотчетен муниципальному заказчику.
5.2. Финансирование городской целевой программы
5.2.1. Утвержденные программы финансируются из средств городского, областного, федерального бюджетов, а также привлекаемых внебюджетных источников.
5.2.2. К внебюджетным источникам, привлекаемым для финансирования ГЦП, относятся:
- взносы участников реализации программ, включая предприятия и организации муниципального, государственного и негосударственного секторов экономики;
- целевые отчисления от прибыли предприятий, заинтересованных в осуществлении программы;
- кредиты банков, средства фондов и общественных организаций, зарубежных инвесторов;
- средства населения, привлекаемые в форме займов, и другие поступления.
5.2.3. Для осуществления целевых программ могут создаваться специальные фонды. Источниками средств, направляемых в эти фонды, являются: прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий и организаций; средства бюджетов Российской Федерации, области, города, средства внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и другие.
Предложения по вопросу о формировании специализированных фондов вносятся муниципальным заказчиком целевой программы в городскую Думу.
5.2.4. Иностранные инвесторы могут финансировать целевые программы на основе долевого участия. Привлечение иностранного капитала и реализация программных мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством об иностранных инвестициях.
5.2.5. Источником финансирования целевых программ могут являться инвестиционные кредиты, а также целевые кредиты банков под гарантию города. Оформление и предоставление гарантий города на выдачу кредита коммерческими банками осуществляет финансовое управление по решению городской Думы. Гарантии выдаются коммерческим банкам под конкретные объекты программных мероприятий в случае признания их защищенными статьями в городском бюджете.
5.2.6. По утвержденным городской Думой ГЦП финансирование из городского бюджета в соответствии с принятыми на очередной финансовый год объемами открывается руководителям программ после заключения ими контрактов (договоров) со всеми участниками реализации программ, подтверждающими или уточняющими в соответствующих случаях объемы финансирования программы из внебюджетных источников, областного и федерального бюджетов и предоставления их копий в управление экономики и инвестиции и финансовое управление.
5.2.7. При сокращении фактических объемов бюджетного финансирования ГЦП по сравнению с утвержденными, руководитель программы разрабатывает дополнительные меры по привлечению внебюджетных источников, средств бюджетов области и Российской Федерации в целях реализации мероприятий ГЦП в установленные сроки.
5.2.8. Финансовое управление предпринимает необходимые действия по финансированию мероприятий программ, принятых к бюджетному финансированию, совместно с управлением экономики и инвестиций осуществляет контроль за целевым использованием бюджетных средств.
5.2.9. Руководитель ГЦП несет персональную ответственность за полное и целевое использование утвержденных кредитов.
5.2.10. Руководителям ГЦП запрещается расходовать средства сверх утвержденных объемов, самостоятельно корректировать годовые суммы бюджетных ассигнований и вносить изменения в перечень финансируемых программ и перечень утвержденных мероприятий.
5.2.11. Утвержденные ассигнования и состав финансируемых из бюджета ГЦП пересматриваются городской Думой в случаях: необходимости изменения программ; недостаточности бюджетных доходов, необходимых для финансирования этих программ; реального превышения доходов над запланированным уровнем в целях опережающего выполнения программ.
5.3. Контроль за ходом выполнения городской целевой программы
5.3.1. Систематический анализ хода выполнения целевых программ организует управление экономики и инвестиций в соответствии с "Положением о мониторинге ГЦП" (Распоряжение Главы города от 10.06.98 г. N 316-р). Для этого управление экономики и инвестиций:
- запрашивает по утвержденным формам от руководителей ГЦП и обобщает ежеквартальную информацию о ходе выполнения целевых программ (требования к отчету отражены в приложении 4);
- анализирует ход выполнения ГЦП и готовит сводные материалы о их реализации и влиянии на социально - экономическую ситуацию в городе;
- организует (при необходимости) отчет руководителей конкретных целевых программ перед Главой города и городской Думой.
5.3.2. Руководители ГЦП ежеквартально представляют в финансовое управление информацию об использовании кредитов в разрезе программ и их мероприятий.
5.3.3. Управление экономики и инвестиций с участием финансового управления руководителей целевых программ, заинтересованных структурных подразделении Администрации города организует контрольные проверки хода реализации ГЦП. При этом обращает внимание на выполнение сроков реализации программных мероприятий, на целевое и эффективное использование средств, выделяемых на их реализацию, привлечение средств внебюджетных источников финансирования и других бюджетов, конечные результаты программы.
По результатам контрольных проверок готовятся предложения о целесообразности продолжения работ и финансирования программ или о их прекращении, уточнении льгот или применении санкций к участникам реализации программ. Предложения направляются Главе города для принятия решения и представления при необходимости в Пермскую городскую Думу.
5.3.4. Ежегодно, вместе с отчетом об исполнении бюджета Администрация города готовит и направляет в городскую Думу отчет о ходе реализации ГЦП, в осуществлении которых участвовал город за отчетный период.
Пермская городская Дума в случае необходимости может принять решение об отчете Администрации города о ходе реализации отдельных программ в иные сроки.
5.3.5 Изменение или досрочное прекращение реализации ГЦП может происходить в случаях:
- досрочного выполнения программы;
- резкого обострения финансово - экономической ситуации и сокращения поступлений в бюджет;
- нецелевого использования бюджетных средств.
Решение об изменении ГЦП или о досрочном прекращении ее реализации принимается Пермской городской Думой по предложению Главы города.
5.3.6. В целях четкой организации процесса разработки и реализации ГЦП устанавливаются общие контрольные сроки прохождения отчетной и заявочной документации, приведенные в приложении 5.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.