Решение Исполнительного комитета Пермского областного совета народных депутатов
от 18 декабря 1991 г. N 292
"О временном положении о недропользовании в Пермской области"
Решением малого Совета Пермского областного Совета народных депутатов от 28 января 1993 г. N 573 настоящее решение отменено
В области действует ряд крупнейших производственных объединений по добыче и переработке полезных ископаемых, имеются значительные разведанные и потенциальные запасы различных видов минерально-сырьевых ресурсов.
Для обеспечения возможности проведения единой ресурсной политики и оптимизации внешнеэкономической деятельности в минерально-сырьевой сфере, а также в целях регулирования на территории области взаимоотношений органов управления пользователями недр исполнительный комитет областного Совета народных депутатов решает:
1. Утвердить временное Положение о недропользовании в Пермской области (прилагается). Ввести его в действие с 1 января 1992 года.
2. Установить, что на территории области земельные отводы пользователям недр оформляются горрайисполкомами только при наличии у этих пользователей лицензии на право освоения соответствующего месторождения согласно указанному Положению.
3. Управлению Пермского округа Госгортехнадзора РСФСР (т. Кормщиков Ю.Н.) при оформлении новых горных отводов руководствоваться указанным Положением, а для действующих горных предприятий согласование планов горных работ на 1992 год осуществлять только при наличии у пользователей недр соответствующей лицензии.
4. Рекомендовать начальнику Пермской геологоразведочной экспедиции т. Соколову О.В. в течение 1 квартала 1992 года решить вопросы, связанные с получением экспедицией статуса областного геологического центра, имеющего право государственной регистрации работ по геологическому изучению недр, а также осуществляющего функции учета и контроля за движением минеральных ресурсов на территории области.
5. Установить, что государственная регистрация работ по геологическому изучению недр, финансируемых на коммерческой основе, осуществляется после получения пользователем недр соответствующей лицензии, а работ, финансируемых за счет средств государственного бюджета, до получения лицензий, указанных в Положении.
6. Отделу рационального использования природных ресурсов облисполкома разработать план мероприятий по обеспечению внедрения данного Положения.
7. Осуществление лицензирования недропользования в области возложить на отдел рационального использования природных ресурсов облисполкома (т. Рогальников В.И.)
8. Контроль за исполнением Решения возложить на т. Сапиро Е.С.
И.о. Председателя облисполкома |
А.Е. Белоусов |
Управляющий делами облисполкома |
В.П. Прокопенко |
Временное положение
о недропользовании в Пермской области
1. Общие положения. Правовая основа и цели Положения
Настоящее Положение определяет организационные основы и временный порядок применения системы платного недропользования на территории Пермской области до принятия соответствующих законодательных актов РСФСР. Правовой основой для создания и внедрения такой системы в Пермской области являются Кодекс РСФСР о недрах и Распоряжение Председателя Верховного Совета РСФСР от 09.06.91 N 1377-р "Об образовании Ассоциации экономического взаимодействия областей Уральского региона РСФСР", согласно которому Советам народных депутатов областей - членам Ассоциации предоставлено право на организацию системы платного недропользования на соответствующей территории.
Временное Положение направлено на обеспечение условий для эффективного и рационального использования минерально-сырьевых ресурсов области.
2. Сфера применения Положения
Временное Положение регулирует экономические и горные (в пределах компетенции, определенной Кодексом РСФСР о недрах) отношения, в которых участвуют хозяйствующие субъекты (независимо о форм собственности), органы власти, управления, государственного надзора и отдельные должностные лица в процессе горной деятельности с целью использования запасов всех видов минерального сырья, за исключением общераспространенных полезных ископаемых (согласно прилагаемому перечню) и балансовых запасов редкоземельных элементов и металлов, а также драгоценных металлов и камней. По этим видам полезных ископаемых настоящим Положением регулируются только экономические отношения, горные отношения регулируются в соответствии с действующим законодательством РСФСР и СССР. Отношения собственности на основные фонды пользователей недр настоящим Положением также не регулируются.
3. Предоставление недр области в пользование
Предоставление права на все виды пользования недрами Пермской области, за исключением полезных ископаемых, указанных в п. 2 настоящего Положения, осуществляется облисполкомом или органом им уполномоченным в форме специального платного разрешения - лицензии.
Лицензирование осуществляется, как правило, на конкурсной основе. О конкурсе на получение лицензий сообщается через средства массовой информации не менее, чем за 3 месяца до его проведения. Претендент на получение лицензии должен подать письменную заявку на участие в конкурсе.
Лицензии на геологическое изучение недр выдаются на срок не свыше пяти лет, на остальные виды пользования на срок не свыше 20 лет с возможностью продления срока действия лицензии и по истечении указанных периодов.
Владелец лицензии на геологическое изучение недр обязан самостоятельно приступить или заключить договор с соответствующими организациями на ведение геологоразведочных, геофизических и других необходимых работ на территории, указанной в лицензии, в срок на более двух лет посте ее получения. Работы по геологическому изучению недр подлежат государственной регистрации и учету согласно действующему законодательству.
Владелец лицензии на геологическое изучение недр имеет преимущественное право на последующее получение лицензии на разработку разведанного месторождения или его участка.
Для добычи полезных ископаемых пользователь недр, получивший на это лицензию, должен оформить в соответствии с действующим законодательством акт, удостоверяющий горный отвод.
Земельный отвод пользователю недр, осуществляющему добычу полезных ископаемых, производится в соответствии с действующим законодательством.
Содержание лицензии определяется облисполкомом. Размеры платежей за пользование недрами, а также сроки и объем предоставления информации, указанной в п. 4 настоящего Положения, являются обязательными условиями, подлежащими регламентации в лицензии.
Организации и лица, являющиеся пользователями недр по состоянию на 1 января 1991 года, не освобождаются от получения лицензий и обязаны не позднее, чем в трехмесячный срок после утверждения настоящего Положения оформить горные отношения в соответствии с Временным Положением.
4. Система оценки запасов минерального сырья
Для регулирования на территории области горной деятельности создается областная система оценки запасов минерального сырья. Для формирования и функционирования такой системы пользователи недр и исполнители работ по геологическому изучению недр обязаны предоставлять органу, выдавшему лицензию, следующую информацию:
- копии отчетных балансов запасов по формам 5-гр, 5-гр (уголь), 6-гр и 7-гр, а также объяснительные записки к формам составляемые в соответствии с Приказом Министра геологии СССР от 29.11.71 г. N 558 " Об утверждении и введении в действие инструкций по учету запасов полезных балансов, предоставляемых Всесоюзному геологическому фонду Министерства геологии СССР всеми горнодобывающими предприятиями и геологоразведочными организациями";
- копии планов горных работ с пояснительными записками;
- сведения о величине капитальных и трудовых затрат, об эксплуатационных издержках производства, качестве произведенной продукции и уровне использования производственных мощностей в рамках, утвержденных форм статотчетности;
- иные сведения, предусмотренные лицензией.
Информация о геологическом строении недр, содержащихся в их полезных ископаемых, условиях их разработки, а также иная информация о недрах, является собственностью органов, организаций и предприятий, осуществлявших финансирование работ, в результате которых получена информация, если иное не предусмотрено договором. Собственник геологической информации обязан безвозмездно сообщать органам геологонадзора о наличии у него такой информации, а органам, выдавшим лицензию на геологическое изучение недр, передать информацию в объеме, регламентированном лицензией.
Геологическая и иная информация о недрах является объектом купли-продажи по согласованию с органом, оформлявшим лицензию на геологическое изучение недр. При использовании этой информации в учебных или научных целях может быть осуществлена бесплатная ее передача.
5. Система платежей за недра
Система платного недропользования в области состоит из следующих видов платежей:
- плата за лицензию на использование недр;
- возмещение затрат на геологоразведочные работы;
- арендная плата за использование недр;
- экономические санкции при нерациональном использовании запасов минерального сырья, предоставляемых в пользование, и налоговые льготы при превышении нормативного уровня использования запасов.
Плата за лицензию осуществляется пользователем недр по нормативам, утверждаемым облисполкомом. Нормирование по этому виду платежей осуществляется на единицу передаваемой в пользовании площади или на единицу балансовых запасов.
Отчисления на геологоразведочные работы осуществляются пользователями недр, выполняющими горно-добывающие работы, по централизованно утверждаемым ставкам, а для тех видов полезных ископаемых, по которым такие ставки отсутствуют, - по ставкам, утверждаемым облисполкомом. Этот вид затрат пользователем недр относится непосредственно на себестоимость продукции в соответствии с действующими правилами. Отчисления на геологоразведочные работы, исчисляемые по централизованным ставкам, направляются в госбюджет, а начисляемые по областным ставкам - во внебюджетный фонд "Недра".
Арендные платежи осуществляются пользователями недр ежегодно по нормативам, устанавливаемым в форме потонной ставки на единицу запасов минерального сырья или на единицу разведуемой или используемой площади.
Отчисления арендных платежей начинаются с момента получения лицензии и до начала эксплуатации запасов, они осуществляются в виде бонусов - ежегодных фиксированных платежей по льготным ставкам. Размер ставок утверждается облисполкомом дифференцированно для каждого вида пользования и каждого отрабатываемого месторождения. По решению органа, выдающего лицензию, геологоразведочные работы, производимые за счет средств госбюджета, поисковые работы независимо от источника их финансирования, а также деятельность, связанная с использованием недр в лечебных и природоохранных целях и для производства товаров народного потребления и оказания услуг, могут освобождаться от уплаты арендных платежей, либо для них может быть назначена льготная ставка арендных платежей. Арендные платежи производятся за счет балансовой прибыли пользователя недр. При отсутствии прибыли пользователь недр не освобождается от уплаты арендных платежей и обязан их возместить за счет других источников финансирования.
Сроки осуществления арендных платежей регламентируются лицензией.
Размер штрафных санкций или налоговых льгот в зависимости от соотношения нормативного и фактического уровня использования запасов минерального сырья устанавливается в лицензии индивидуально для каждого пользователя недр. Показатели нормативного уровня использования запасов по каждому месторождению или его участку определяются ежегодно при утверждении планов горных органами государственного надзора, а также органом. осуществляющим лицензирование. Уплата штрафов на нерациональное использование недр производится за счет прибыли, остающейся в распоряжении пользователя недр. Отсутствие прибыли не освобождает пользователя недр от уплаты штрафов. Кроме указанных платежей пользователи недр осуществляют все предусмотренные действующими нормами и правилами за загрязнение окружающей среды.
6. Порядок взимания платежей и использования полученных
средств
Оплата лицензий производится при их получении перечислением суммы платежей на счет внебюджетного областного фонда "Недра", по общераспространенным полезным ископаемым - на счет внебюджетных фондов исполкомов местных Советов, выдавших разрешение на использование.
Оплата штрафов за нерациональное использование недр производится ежегодно перечислением суммы штрафов в бюджет облисполкома. По доходам от арендных платежей за использование недр устанавливается фиксированное их распределение. Сорок процентов суммы арендных платежей перечисляется на счет внебюджетных фондов исполкома местного Совета целевым назначением для обеспечения населению реально ощутимых выгод от использования природного потенциала соответствующей территории. Оставшаяся сумма арендных платежей перечисляется равными долями во внебюджетные фонды исполкома местного Совета, на территории которого осуществляется пользование недрами, и во внебюджетный областной фонд "Недра". Перечисленные средства используются в целях осуществления мероприятий по рационализации использования недр и иных целях, предусмотренных Уставом фонда "Недра".
По взаимному согласию пользователя недр и органа, получающего арендные платежи, соответствующие суммы платежей могут быть погашены в натуральной форме (за исключением пользователей, по которым горные отношения регулируются республиканскими органами).
7. Прекращение действия лицензии на пользование недрами
В случае нарушения пользователем недр условий и требований, регламентированных лицензией, а также при аннулировании соответствующими органами горноотводного акта, орган, выдавший лицензию, прекращает ее действие.
8. Иностранные пользователи недр
Иностранные пользователи недр осуществляют деятельность на территории области в соответствии с настоящим Положением, если иное не предусмотрено союзным или республиканским законодательством. (Отдел рационального использования природных ресурсов облисполкома. Начальник отдела В.И. Рогальников).
Перечень
общераспространенных полезных ископаемых СССР
Песок (кроме формовочного, стекольного, для фарфоро-фаянсовой, огнеупорной и цементной промышленности), галька, гравий, глина (кроме огнеупорной, тугоплавкой, формовочной, для фарфоро-фаянсовой и цементной промышленности, флоридиновой, красочной, бентонитовой, кислотоупорной и каолина), суглинок (кроме суглинка для цементной промышленности), камень бутовый, песчаник (кроме битуминозного облицовочного, динасового и для стекольной промышленности), кварцит (кроме динасового, флюсового, облицовочного, железистого и для производства карбида кремния, кристаллического кремния и ферросплавов), мел (кроме мела для цементной, химической, стекольной, резиновой промышленности и для получения глинозема из нефелина), доломиты (кроме пыльного, облицовочного, для металлургической, химической и стекольной промышленности), мергель (кроме битуминозного и для цементной промышленности), известняк (кроме битуминозного, облицовочного, пыльного, для цементной, металлургической, химической, стекольной, целлюлозно-бумажной и сахарной промышленности, а также для производства глинозема, ракума, сланец (кроме горючего и кровельного), аргиллиты и алевриты (кроме пригодных для использования в цементной промышленности), магматические, вулканогенные и метаморфические породы (кроме облицовочных, декоративных для производства огнеупорных и кислотоупорных материалов, каменного литья и минеральной ваты, а также пригодных для использования в цементной промышленности).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Исполнительного комитета Пермского областного совета народных депутатов от 18 декабря 1991 г. N 292 "О временном положении о недропользовании в Пермской области"
Текст решения официально опубликован не был
Решением малого Совета Пермского областного Совета народных депутатов от 28 января 1993 г. N 573 настоящее решение отменено