Глава города Перми |
Ю.П.Трутнев |
Приложение N 1
к Решению Пермской городской Думы
от 19.05.98 N 94
Городская целевая программа
"Неотложные меры по совершенствованию психиатрической
и наркологической помощи населению города Перми
(1998 - 2000 гг.)"
1. Паспорт ГЦП
1.1. Регистрационный номер.
1.2. Полное название программы - Городская целевая программа "Неотложные меры по совершенствованию психиатрической и наркологической помощи населению г. Перми (1998 - 2000 гг.)".
1.3. Условное (краткое) название - ГЦП "ПН".
1.4. Цель ГЦП - удовлетворение потребности населения в психиатрической и наркологической помощи с гарантированным уровнем и высоким качеством.
1.5. Муниципальный заказчик - Администрация г. Перми (Заместитель Главы города Яшин Николай Арсеньевич, тел. ____________, факс _____________.
1.6. Руководитель ГЦП - управление здравоохранения Администрации г. Перми, начальник управления Шестов Анатолий Андреевич, тел. 32-65-63.
1.7. Головной разработчик - управление здравоохранения Администрации г. Перми, начальник Шестов А.А.
1.8. Срок реализации программы - 1998 - 2000 гг.
1.9. Финансирование программы
Финансирование программы осуществляется в основном из городского бюджета. Объемы финансирования на 1998 г. указаны в разделе программных мероприятий, на последующие годы будут уточняться по мере реализации и коррекции программы при утверждении годовых городских бюджетов.
2. Основные понятия и термины
Психиатрическая помощь - обследование психического здоровья граждан, диагностика психических расстройств, лечение, уход и медико - социальная реабилитация лиц, страдающих психическими расстройствами. Наркологические заболевания относятся к психическим расстройствам в широком смысле слова, поэтому наркологическая помощь является разновидностью психиатрической.
Психотерапевтическая помощь - разновидность психиатрической помощи с преимущественным применением психотерапевтических методов. Основной вид психиатрической помощи при пограничных психических расстройствах.
Психогериатрическая помощь - психиатрическая помощь престарелым.
Соматопсихиатрическая помощь - медицинская помощь по поводу сочетающихся выраженных психических и соматических расстройств.
Психосоматическая помощь - медицинская помощь по поводу сочетающихся невыраженных психических и соматических расстройств, в частности, при психосоматических заболеваниях (язвенная болезнь, гипертоническая болезнь и т.п.).
Пограничные психические расстройства - психические расстройства, не нарушающие способность понимать окружающее, себя, принимать осознанные решения. "Пограничные", т.е. лежащие между "нормой" и "тяжелыми расстройствами". При последних нарушается способность адекватно понимать окружающее, себя, принимать осознанные решения (в этом случае говорят о психозе, слабоумии, собственно психических (душевных) заболеваниях).
Психоактивные вещества - вещества (лекарственные, нелекарственные), вызывающие болезненную зависимость, которая расценивается как психическое расстройство и сопровождается другими психическими расстройствами.
Наркомания - болезненная зависимость к психоактивным веществам, отнесенным в установленном порядке к наркотикам.
Токсикомания - болезненная зависимость к психоактивным веществам, не относящимся к наркотикам.
Заболеваемость - число новых больных, появившихся среди населения за год.
Болезненность (распространенность) - общее число больных, включающее ранее состоявших на учете и вновь заболевших за год.
Учтенная распространенность заболеваний - случаи заболеваний, включенные в государственную статистическую отчетность.
Истинная распространенность - случаи заболеваний, регистрируемых по результатам научных эпидемиологических исследований.
Уровень госпитализации - число госпитализаций в году среди населения.
Биологические методы лечения психических расстройств - лечебное воздействие на организм как биологический объект (лекарственное, физиотерапевтическое и т.п.).
Социальные методы лечения - воздействие на личность факторами "неживой" среды (внешние условия содержания в лечебных учреждениях - "стены лечат"; по значению приравниваются к соблюдению стерильности в хирургии), "живой среды" (взаимоотношения с другими пациентами, персоналом, поддержание привычных социальных связей, специальные психотерапевтические методы и т.п.). Неиспользование социотерапии снижает эффективность лечения на 30 - 40%. Длительная изоляция с лишением привычных условий, социальных связей, вынужденной бездеятельностью вызывает явления госпитализма - психический дефект, подобный дефекту при хронических психических заболеваниях.
Современная территориальная система психиатрической помощи - сеть организационных звеньев, обеспечивающих последовательный процесс оздоровления в соответствии с этапами оказания помощи (консультативная помощь, скорая помощь, стационарная, полустационарная, амбулаторная, формы трудовой реабилитации и бытоустройства, санаторная помощь), дифференцированных по возрасту, особенностям заболевания, разновидностям психиатрической помощи, терапевтическим целям. В каждом звене необходимо комплексное воздействие на пациента (биологические и социотерапевтические методы), которое обеспечивается одновременным ведением каждого пациента психиатром, психотерапевтом, психологом, социальным работником (полипрофессиональная модель помощи, так называемый "бригадный метод".
Цель психиатрической помощи - клинико - социальное восстановление больного, которое предполагает купирование болезненных расстройств и восстановление уровня социального функционирования в семейной, трудовой и других сферах.
Эффективность психиатрической помощи - оценивается степенью клинико - социального восстановления пациентов (числом выздоровевших, снятых с наблюдения у психиатра, показателями временной нетрудоспособности, инвалидности, дееспособности, количеством совершаемых лицами с психическими расстройствами правонарушений, степенью годности к военной службе, количеством пациентов, утративших социальные связи и т.п.), а также показателями учтенной заболеваемости и распространенности.
Доступность психиатрической помощи - это соответствие эффективно действующей службы реальным потребностям населения.
3. Основные положения программы.
3.1. Введение
Разработка ГЦП "ПН" обусловлена:
- ухудшением показателей психического здоровья и негативным прогнозом их динамики на фоне кризисных явлений в обществе;
- необходимостью принятия экстренных мер для уменьшения отрицательных социальных последствий психических расстройств, таких, как инвалидность и нетрудоспособность, антисоциальное поведение и преступность, негодность к военной службе, увеличивающаяся несостоятельность в обществе лиц с психическими расстройствами и отклонениями, самоубийства, алкоголизм, наркомании и др.;
- прогрессирующим несоответствием психиатрической и наркологической служб действующему законодательству, потребностям населения, уровню развития общего здравоохранения города, возможностям современной психиатрии и наркологии.
Программа направлена на решение самых неотложных и ключевых вопросов совершенствования психиатрической и наркологической помощи:
- приведение материальной базы и оснащенности психиатрических и наркологических учреждений в соответствие с санитарными и технологическими нормами;
- развитие организационной структуры психиатрической и наркологической служб для осуществления последовательного оздоровления лиц, страдающих психическими расстройствами;
- подготовка кадров;
- разработка информационной системы сбора и обработки информации для оценки, прогноза состояния психического здоровья населения и планомерного развития психиатрической и наркологической помощи.
Выполнение настоящей программы создаст основу современной психиатрической и наркологической помощи и позволит перейти в дальнейшем к созданию межведомственной системы охраны психического здоровья г. Перми с выходом на прямые результаты в виде стабилизации и улучшения показателей психического здоровья населения.
Разработка ГЦП "ПН" основана на Решениях Пермской городской Думы N 86 от 10.06.97 "О реализации концепции социальной политики г. Перми" и N 207 от 23.12.97 года "Об утверждении перечня городских целевых программ" и соответствует основным направлениям реформирования психиатрической и наркологической помощи в РФ.
Данная реформа начата во второй половине 80-х годов под политическим давлением мирового сообщества, которое расценивает положение лиц с психическими расстройствами как индикатор степени цивилизации и демократизации общества (Указ президиума Верховного Совета СССР от 05.01.88 N 8282 - XI "Об утверждении Положения об условиях и порядке оказания психиатрической помощи").
В последующем организационно - правовой характер реформы (соблюдение прав душевнобольных) принципиально расширен. Закон РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (1992 г.) требует (в частности от органов местного самоуправления) обеспечить лиц, страдающих психическими расстройствами, всеми видами психиатрической помощи и социальной защиты с гарантированным уровнем и высоким качеством (ст. 16, 17). В Законе конкретно названы все виды психиатрической помощи и социальной защиты (т.е. определена организационная структура), сделан акцент на внешние условия содержания пациентов в соответствующих медицинских учреждениях (ст.5) - соблюдение человеческого достоинства и санитарно - гигиенических норм, наименьшие ограничения и т.п.
Выделение в законодательстве РФ законодательства по отдельному виду помощи обусловлено масштабом наносимого социального ущерба национальной безопасности России психическими расстройствами и их последствиями.
Законодательная регламентация организационной структуры помощи, условий содержания пациентов говорит о значении этих факторов для эффективности помощи.
В целях реализации данного Закона приняты Постановления Правительства:
- N 522 от 25.05.94 г. "О мерах по обеспечению психиатрической помощью и социальной защите лиц, страдающих психическими расстройствами";
- N 383 от 20.04.95 г. "О федеральной целевой программе "Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи (1995 - 1997 г.г.)" - продлена до 2000 года.
В этих документах более подробно представлены направления реформы, конкретизированы мероприятия. Утверждены положения о (психиатрическом учреждении, лечебно - производственном предприятии, общежитии для пациентов, утративших социальные связи и т.п.
Вышеуказанные документы относятся (как к разновидности психиатрической) и к наркологической помощи. Дополнительным основанием для совершенствования последней является:
- Закон РФ N 3-ФЗ от 08.01.98 "О наркологических средствах и психотропных веществах";
- Постановление Правительства РФ N 542 от 3.06.95 "О федеральной целевой программе "Неотложные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту".
3.2. Характеристика проблемы
Психиатрическую и наркологическую помощь в муниципальных учреждениях здравоохранения получают 39506 чел. (3,8% населения), в т.ч. с психическими расстройствами 21612 чел. (2,1% населения), с наркологическими заболеваниями - 17894 чел. (1,7% населения). Из общего числа детей до 14 лет наблюдается 4625 чел. (2,4% детского населения), в т.ч. 196 чел. с наркологическими заболеваниями (наблюдаются детскими психиатрами); подростков 15 - 16 лет - 1898 (5% подросткового населения), в т.ч. 637 с наркологическими расстройствами; взрослых - 32983 чел. (4,1% взрослого населения), в т.ч. 17257 чел. с наркологическими заболеваниями.
В 90-е годы отмечается рост и утяжеление указанных расстройств, усиление их социальных последствий, что и определяет социальную опасность этих заболеваний.
Так, произошло обвальное увеличение алкогольных психозов (в 8-10 раз) с пиком в 1994 г. (около 3000 случаев за год), наркомании (в 50 раз). Уменьшение числа алкогольных психозов (в 1997 г. на 39% меньше, чем в 1994 г.) связано с повышенной смертностью больных с хроническим алкоголизмом (за последние 4 года снято с наблюдения у нарколога в связи со смертью 1403 чел., причем только в 1997 г. - 874 чел.). Отмечается "омоложение" наркологической патологии, включая детей и подростков, увеличение удельного веса больных среди девочек и женщин. Участились случаи отравления психоактивными веществами, в т.ч. среди несовершеннолетних. Наблюдается синдром "отмены" у новорожденных, родившихся у матерей - "наркоманок". Наблюдается резкий рост заболеваемости вирусными гепатитами и ВИЧ - инфекции у наркоманов. Увеличивается преступность, связанная со злоупотреблением психоактивными веществами. Высокий удельный вес лиц без определенных занятий, страдающих наркоманиями. Уровень госпитализации лиц с наркологическими заболеваниями увеличился с 1990 г. в 1,8 раза.
Болезненность собственно психическими расстройствами увеличилась с 1990 г. на 33%, в т.ч. у детей на 41%, у подростков на 56%, а за последний год соответственно на 11%, 10%, 30%. Среди лиц, страдающих психическими расстройствами, 33% больных с тяжелыми расстройствами (психозом и слабоумием). Число инвалидов по психическому заболеванию с 1990 г. выросло на 17,6% (в т.ч. за 1997 г. на 6%) и составило 3853 чел. - 18% от наблюдаемых пациентов. За этот же период число инвалидов трудоспособного возраста выросло в 5 раз и составило 66% от всех инвалидов по психическому заболеванию. Причем до 25 лет признаются инвалидами 25% инвалидов, до 40 лет - 70%, а 95% инвалидов находятся на пенсионном обеспечении пожизненно. Степень тяжести инвалидов уступает таковой только при онкозаболеваниях - инвалиды I и II групп составляют 93%. Показатель первичного оформления инвалидности по психическому заболеванию занимает 6 место, а у детей - 2 место. За 90-е годы число инвалидов, находящихся в трудоспособном возрасте и работающих уменьшилось в 8 раз. По количеству случаев временной нетрудоспособности и их длительности случаи по психическому заболеванию занимают 4 место. За два года число психически больных, находящихся под опекой, увеличилось на 60%. Около 3% больных от диспансерной группы представляют общественную опасность из-за склонности к совершению преступлений. За два года число лиц с психическими расстройствами, совершивших преступления выросло на 54%. Ежегодно около 500 призывников признается негодными к военной службе и более 10 чел. возвращается из армии в связи с психическими расстройствами.
Уровень госпитализации по поводу собственно психических расстройств увеличился с 1990 года на 43%, а за последний год на 5%. В психиатрических стационарах лечатся около 70% больных с тяжелыми психическими расстройствами. Около 20% находятся в больнице более года. Среднегодовое число "оседания" в стационаре - 25 - 30 больных, утративших социальные связи. Средняя длительность пребывания около 100 дней, что не соответствует терапевтическим возможностям. Так, в США тот же показатель составлял в 1970 г. - 36 дней, а в 1988 г. - 15 - 20 дней. Из всех поступивших в психобольницу госпитализируется по неотложным показаниям ("по скорой помощи") 80 - 90% больных (в 80-х годах до 20%). Возросла смертность в первые сутки с момента поступления. До 40 - 60% больных имеют серьезные сопутствующие непсихические заболевания. Среди психически больных растет заболеваемость кишечными инфекциями, туберкулезом, чесоткой, педикулезом.
Социальный стресс, сопровождающий происходящие в стране кризисные явления, безусловно вызовет дальнейшее ухудшение психического здоровья, утяжеление психических расстройств и социального положения психически больных. О масштабах стресса свидетельствует угрожающий рост пьянства, наркоманий, самоубийств и асоциального поведения особенно у детей и подростков. Стремительная невротизация населения (увеличение психосоматических заболеваний, типа сердечно - сосудистых, язвенной болезни желудка; толпы народа на сеансах массового целительства и т.п.), появление не только групп, но и слоев населения, проживающих в условиях дезорганизованного социального окружения (бродяги, безнадзорные дети и т.п.).
Проводимые в 90-е годы мероприятия по развитию психиатрической и наркологической служб (открытие психотерапевтического центра в горбольнице N 7, реанимационного отделения в психобольнице, ряда подразделений в наркодиспансере) сочетались с деструкцией форм трудовой реабилитации (закрытие спецучастков, лечебно - трудовых мастерских и предприятий, промышленной наркологии), снижением эффективности диспансерного наблюдения. Отмечается все возрастающее несоответствие психиатрической и наркологической служб действующему законодательству, потребностям населения в психиатрической и наркологической помощи, возможностям современной наркологии и психиатрии.
Не выполняются гарантии государства (Закон РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании") в части оказания всех видов помощи и социальной защиты лицам с психическими расстройствами (ст.16), финансирования в размерах, обеспечивающих гарантированный уровень и высокое качество психиатрической помощи (ст.17), соблюдение прав пациентов по содержанию их в психиатрических стационарах в достойных человека условиях с соблюдением санитарно - гигиенических норм (ст.5).
Психиатрическая и наркологическая службы оказывают помощь лишь 15% от общего числа нуждающихся (истинная распространенность психических расстройств - 25%, учтенная - 3,8% населения). Остальные не получают специализированную помощь или получают у врачей общей практики, знахарей, "целителей". Увеличение "скрытых" контингентов больных особенно заметно после законодательного закрепления (1998 г.) принципа добровольности при получении психиатрической и наркологической помощи. Показательно снижение учтенной распространенности психических расстройств в 90-е годы по сравнению с 80-ми годами у детей и подростков (соответственно на 20% и 32%).
Уровень госпитализации в 1,3 - 1,4 раза, а средняя длительность лечения в стационаре в 2 - 3 раза превышает оптимальные уровни. Резерв повышения эффективности лечения и реабилитации до 30%.
Низкая эффективность деятельности психиатрических и наркологических служб - это цена факторов, связанных с уровнем развития и качеством психиатрической и наркологической помощи, а именно:
- неразвитостью организационной структуры этих видов помощи;
- неудовлетворительными материальной базой и оснащенностью данных медицинских учреждений, не позволяющих оказывать полноценную помощь;
- ориентацией на биологические методы лечения и неиспользование социотерапевтических подходов;
- многолетним дефицитом ресурсов (в частности двойной остаточный принцип финансирования - здравоохранению то, что осталось от других сфер народного хозяйства, психиатрии - что осталось от общего здравоохранения).
Материально - техническая база психиатрических и наркологических стационаров находится в неудовлетворительном состоянии, препятствуя лечебно - реабилитационному процессу. Кроме того, имеется дефицит коек.
Дефицит психиатрических коек (350 - 400) в какой-то мере перекрывается областной психиатрической больницей N 1 (лечится около 20% пермяков). Учитывая крайне ветхое состояние зданий и отсутствие реальных перспектив строительства, ПОПБ N 1 в ближайшее время может отказать в госпитализации жителей города.
Состояние горпсихобольницы не только не позволяет обеспечить полноценный лечебно - диагностический процесс, но и обеспечить требования закона о содержании пациентов в достойных условиях с соблюдением санитарно - гигиенических норм:
- аварийное состояние пищеблока, гаража, неотложная потребность в капитальном ремонте лечебных и вспомогательных помещений;
- отсутствие ряда лечебных (психогериатрических, для принудительного лечения, в т.ч. с усиленным наблюдением, инфекционного, реабилитационных), лечебно - диагностических (рентгенологического, патологоанатомического, функциональной диагностики) отделений и кабинетов (офтальмологического, хирургического), вспомогательных подразделений (клуб, аптека, помещений для культтерапии);
- не соответствуют минимальным требованиям психотуберкулезное, приемное, детское, центральное стерилизационное отделения; стоматологический, гинекологический, рентгенологический кабинеты;
- лечебные отделения переуплотнены (на 1 койку около 3 кв.м, при норме 7 - 9 кв.м.); мала площадь общих помещений, набор помещений отделений менее 40% от требуемого; крайне низкий уровень комфортности (палаты от 15 до 40 коек, при норме не менее 60% палат 1 - 2 местных; отсутствуют палаты с отдельными санузлами);
- набор лечебно - диагностической аппаратуры 30% от должного; износ 80 - 100%.
Дефицит наркологических коек 250 - 350. Кроме того, здания наркодиспансера разбросаны по всему городу, что не позволяет организовать полноценный лечебно - диагностический процесс. Здания приспособлены, часть из них из-за ветхости необходимо закрыть. Отсутствуют необходимые специализированные лечебные (неотложной наркологической помощи; лечения больных с тяжелыми, неподлежащими амбулаторной терапии, формами алкоголизма и наркоманий; детско - подростковые; длительной социально - трудовой реабилитации) и лечебно - диагностические отделения. Недостаточна возможность оказания стационарной помощи больным с сопутствующей ВИЧ - инфекцией. Из-за малой коечной мощности часть больных (не менее 50%) лечатся в других лечебных учреждениях (в горпсихобольнице все алкогольные психозы, 30 - 40% наркотоксикоманий). Отмечается переуплотнение палат, низкий уровень комфортности, малый набор лечебно - диагностической аппаратуры и т.п. В данное время приобретается одно из зданий ПО "Медтехника" для организации наркологического стационара. Имеется возможность организовать полноценную наркологическую больницу, приобретя и другие здания.
Психиатрический стационар для лиц с пограничными психическими расстройствами в горбольнице N 7 недостаточной мощности (отсутствуют "кризисное" отделение для лиц с попытками самоубийства, психосоматическое). Низкий уровень комфортности и переуплотненность палат, недостаток помещений общего пользования.
В городе отсутствуют соматопсихиатрическое, психогериатрические отделения.
Стационарозамещающие формы (стационары - дневные, ночные, "на дому") - недостаточно развиты. Имеется дневной стационар на 100 мест, не дифференцированный по возрасту, состоянию больных, с недостаточной площадью и набором помещений, лечебно - диагностическим оборудованием.
В амбулаторном звене психиатрической и наркологической служб в условиях нового порядка оказания психиатрической помощи снизилась эффективность диспансерного наблюдения (в наркологии практически прекращено). Требуются как новые формы работы, так и изменения нормативно - правовой базы.
Отсутствуют формы бытового устройства - общежития для лиц, страдающих психическими расстройствами, утратившими социальные связи.
Имеющиеся штаты в психиатрической и наркологической службах не полностью соответствуют штатным нормативам (особенно психологов, социальных работников, психотерапевтов, специалистов по социальной работе).
Не внедрена полипрофессиональная модель ведения больных.
Крайне неудовлетворительное снабжение службы психотропными препаратами. Так, за 1997 г. минимальная потребность психобольницы удовлетворена на 15%.
Недостаточен уровень развития психиатрической помощи лицам с пограничными расстройствами (представлена городским психотерапевтическим центром при ГБ N 7, рядом психотерапевтических кабинетов в многопрофильных больницах). Психотерапевтический центр из-за малой мощности, слабой материально - технической базы, организационно - правового статуса (подразделение ГБ N 7) не может выполнять функции клинического и организационно - методического центра психиатрической субслужбы для пациентов с пограничным уровнем психических расстройств.
Детско - подростковая психиатрическая субслужба не соответствует масштабам ухудшения психического здоровья детей и подростков, многопрофильному и межведомственному характеру медико - социальной помощи данному контингенту больных. Психиатрическая и наркологическая помощь детям и подросткам представлена разрозненными малодифференцированными по возрасту, особенностям состояния подразделениями в психобольнице, психиатрическом и наркологическом диспансерах. Отсутствует необходимый клинический и организационно - методический центр.
Субслужбы психического здоровья - наркологическая и психиатрическая, развиваются изолированно друг от друга, Недостаточная согласованность в развитии и отдельных психиатрических учреждений и подразделений.
Принятые Программы совершенствования психиатрической помощи (1993 г., 1996 г.) в пределах компетенции городского управления здравоохранения остались нереализованными.
В последнее время появился ряд организаций и служб (муниципальных и немуниципальных), участвующих в оказании психиатрической помощи разрозненно, без должной координации.
Отсутствует городская информационная система сбора и обработки информации для оценки и прогноза состояния психического здоровья населения, планового развития психиатрической и наркологической помощи.
3.3 Цель и задачи программы
Цель - удовлетворение потребности населения в психиатрической и наркологической помощи с гарантированным уровнем и высоким качеством.
Задачи:
- улучшение материальной базы и оснащенности психиатрических и наркологических учреждений в соответствии с санитарными и технологическими нормами;
- организация наркологической больницы;
- развитие организационной структуры психиатрической и наркологической служб в соответствии с принципом последовательного оздоровления лиц, страдающих психическими и наркологическими заболеваниями;
- совершенствование подготовки специалистов, участвующих в оказании психиатрической и наркологической помощи;
- Информатизация психиатрической и наркологической служб.
3.4. Основные пути решения проблемы, этапы и сроки реализации программы
Основные направления соответствуют задачам ГЦП "ПН" и предполагают комплексное решение проблемы - ликвидацию несоответствия психиатрической и наркологической помощи потребностям населения путем создания современных основ данных видов помощи.
Последовательность программных мероприятий определяется степенью их неотложности и взаимоувязанности (выполнение одних является условием выполнения других).
ГЦП "ПН" рассчитана на 1998 - 2000 годы и будет реализовываться в три этапа:
На первом этапе (1998 г.) необходимо разработать:
- предложения по организации подготовки специалистов для психиатрических и наркологических учреждений;
- план выделения дополнительных должностей в психиатрические и наркологические учреждения в соответствии со штатными потребностями;
- подпрограммы развития организационной структуры психиатрической и наркологической помощи;
- информационной системы сбора и обработки статистической информации о деятельности психиатрических и наркологических учреждений;
На втором этапе (1999 г.) и третьем этапе (2000 г.) будут осуществляться:
- мероприятия по совершенствованию подготовки специалистов психиатрических и наркологических учреждений;
- подпрограммы развития организационной структуры психиатрической и наркологической служб;
- разработка информационной системы сбора и обработки статистической информации для оценки и прогнозирования психического здоровья;
- внедрение системы сбора и обработки статистической информации о деятельности психиатрических и наркологических учреждений;
- внедрение АРМ руководителей и специалистов психиатрических и наркологических учреждений.
В течение всех трех этапов реализации ГЦП "ПН" будут производиться:
- строительство и приобретение зданий для психиатрической и наркологической служб, ремонт и реконструкция психиатрических и наркологических учреждений;
- улучшение оснащения психиатрических и наркологических учреждений (оборудованием, транспортом, кадрами);
- совершенствование подготовки специалистов для психиатрических и наркологических учреждений.
Учитывая долгосрочность программы, нестабильность ситуации, дефицит бюджетных средств, мероприятия ежегодно будут уточняться, дополняться и утверждаться Пермской городской Думой (в т.ч. объемы финансирования) в соответствии с направлениями ГЦП "ПН" и на основе определения эффекта от их реализации на предыдущем этапе и выбора приоритетов.
3.5. Система программных мероприятий
N п/п |
Наименование мероприятий | Срок выпол- нения |
Потребный объем финанси- рования (тыс. руб.) |
Факти- ческое финанси- рование на 1998 год |
Исполнитель |
Улучшение материальной базы и оснащенности психиатрических и наркологических учреждений в соответствии с санитарными и технологическими нормами |
|||||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 |
Разработка ПСД, окончание изыскательских работ, начало строительства пищеблока психобольницы Продолжение и окончание строительства пищеблока психобольницы Проведение ремонтных работ с реконструкцией лечебных корпусов N 1, 2, 3, банно - прачечного комбината, гаража, материального склада Изучение возможности строительства пристроев к корпусам психобольницы и подготовка соответствующих предложений по реализации в 1999 - 2000 г. Строительство забора по периметру и благоустройство территории психобольницы Приобретение 3-х зданий п/о "Медтехника" (ул. Чайковского, 35) для наркологического диспансера для организации наркологической больницы Ремонт, частичная реконструкция зданий наркодиспансера Закрытие зданий наркодиспансера, непригодных к эксплуатации Ремонт систем водо- снабжения, тепло- обеспечения и канализации психодиспансера Приобретение медицинского, общего оборудования, автотранспорта - для психобольницы - для наркодиспансера - для психодиспансера Составление плана выделения дополнительных должностей в соответствии со штатными нормативами для психо- и наркодиспансера Реализация плана выделения дополнительных должностей для психо- и наркодиспансера |
1998 г. 1999- 2000 г. 1998 г. 1999- 2000 г. 1998 г. 1999- 2000 г. 1998 г. 1999- 2000 г. 1998 г. 1999- 2000 г. 1998- 2000 г. 1998 г. 1999 г. 1998 г. 1999- 2000 г. 1998 г. 1999- 2000 г. 1998 г. 1999- 2000 г. 1998 г. 1999- 2000 г. |
1755 будет уточнен 3585,3 будет уточнен В пределах средств исполни- теля без финанси- рования "ГЦП" будет уточнен 3000 будет уточнен 1000 будет уточнен без финанси- рования 110 будет уточнен 4849 будет уточнен 2000 будет уточнен 21 будет уточнен без финанси- рования будет уточнен |
800 1000 1091,2 563,8 |
ГУЗ <*> ГУКС <*> ГУЗ ГУКС ГУЗ ГУЗ ГУЗ ГУЗ ГУЗ ГУЗ ГУЗ ГУЗ ГУЗ ГУЗ |
Разработка организационной структуры психиатрической и наркологической службы в соответствии с принципом последовательного оздоровления лиц, страдающих психическими и наркологическими заболеваниями |
|||||
13 14 15 |
Разработка подпрограмм развития - стационарозамещающих форм - форм трудовой реабилитации и бытоустройства - психиатрической помощи лицам с пограничными психическими расстройствами - детям и подросткам - психогериатрической помощи - наркологической помощи с организацией наркологической больницы Реализация подпрограмм, указанных в п.13 Организация соматопсихиатрического отделения на базе МСЧ N 140 |
1998 г. 1999- 2000 г. 1998 г. |
без финанси- рования будет уточнен В пределах средств исполни- теля без финанси- рования по разделу "ГЦП" |
ГУЗ ГУРОМС <***> ГУЗ |
|
Совершенствование подготовки специалистов, участвующих в оказании психиатрической и наркологической помощи |
|||||
16 17 |
Разработка предложений по организации подготовки специалистов, участвующих в оказании психиатрической помощи Реализация разработанных мероприятий, указанных в п.16 |
1998 г. 1998 г. 1999- 2000 г. |
без финанси- рования 40 будет уточнен |
ГУЗ ГУЗ |
|
Информатизация психиатрической и наркологической служб | |||||
18 19 20 |
Разработка информационной системы сбора и обработки статистической информации для оценки и прогноза психического здоровья Разработка и внедрение системы сбора и оценки статистической информации о деятельности психиатрических и наркологических учреждений Внедрение АРМ руководителей и специалистов психиатрических и наркологических учреждений |
1999 г. 1998 г. 1999- 2000 г. |
будет уточнен 700 будет уточнен |
ГУЗ ГУЗ ГУЗ |
Всего: 3455,0
<*> ГУС - городское управление здравоохранения
<**> ГУКС - городское управление капитального строительства
<***> ГУРОМС - городское управление по распоряжению объектами муниципальной собственности
3.6. Расчет средств на приобретение оборудования
/--------------------------------------------------\
| N | Наименование |Кол-во|Стоимость,|
| | | |руб. |
|---+----------------------------+------+----------|
|1 |Дистиллятор Д-10 | 1 | 6500 |
|---+----------------------------+------+----------|
|2 |Дистиллятор Д-4 | 1 | 5500 |
|---+----------------------------+------+----------|
|3 |Шкаф вытяжной с вентилятором| 1 | 10000 |
|---+----------------------------+------+----------|
|4 |Весы аналитические | 2 | 9000 |
|---+----------------------------+------+----------|
|5 |Механические дозаторы | 3 | 6000 |
| |одноканальные на 1 мл | | |
|---+----------------------------+------+----------|
|6 |Столы лабораторные | 4 | 4800 |
|---+----------------------------+------+----------|
|7 |Биохимический анализатор | 1 | 42000 |
|---+----------------------------+------+----------|
|8 |Коагулометр | 1 | 21000 |
|---+----------------------------+------+----------|
|9 |Автоклав | 1 | 20000 |
|---+----------------------------+------+----------|
|10 |Жидкостный хроматограф | 1 | 433000 |
|---+----------------------------+------+----------|
|11 |Компрессор | 1 | 5000 |
|---+----------------------------+------+----------|
|12 |Мешалка механическая | 1 | 1000 |
|---+----------------------------+------+----------|
|13 |Рентгенодиагностическая | 1 | 1091,2|
| |аппаратура | | |
|---+----------------------------+------+----------|
| |Всего | | 1655000 |
\--------------------------------------------------/
4. Обеспечение реализации ГЦП "ПН"
4.1. Правовое обеспечение
В систему правового обеспечения программы включаются вышеуказанные Законы и постановления Правительства, а также подзаконные акты в виде приказов Минздрава РФ, касающихся психиатрической и наркологической помощи:
- приказ N 167 от 12.08.94 г. "Об объявлении Постановления Правительства РФ "О мерах по обеспечению психиатрической помощью и социальной защите лиц, страдающих психическими расстройствами".
- приказ N 287 от 29.09.97 г. "О мерах по совершенствованию наркологической помощи населению РФ".
- приказ N 92 от 11.04.95 г. "Об утверждении правил "Больницы психиатрические. Правила устройства, эксплуатация и охрана труда".
- приказ N 225 от 21.03.88 г. "О мерах по дальнейшему совершенствованию психиатрической помощи".
- приказ N 173 от 02.06.97 г. "Об организации финансирования и материально - технического обеспечения психиатрических учреждений".
- приказ N 27 от 13.02.95 г. "О штатных нормативах учреждений, оказывающих психиатрическую помощь".
- приказ N 256 от 29.11.94 г. "Об организации отделений (палат) неотложной наркологической помощи".
- приказ N 226 от 28.07.97 г. "О подготовке специалистов по социальной работе и социальных работников, участвующих в оказании психиатрической и психотерапевтической помощи".
- и другие.
При необходимости будут готовиться проекты правовых нормативных актов Пермской городской Думы и Главы г. Перми.
4.2. Организация управления программой
Управление программой осуществляет Администрация г. Перми после утверждения ее Пермской городской Думой.
Муниципальный заказчик программы - утверждается Пермской городской Думой по представлению Главы города.
Заказчик уполномочен:
- представлять на утверждение Пермской городской Думы предложения по финансированию разработки и реализации программы;
- привлекать различные ведомственные органы Администрации города для разработки и реализации программы, в том числе передавать функции заказчика по отдельным мероприятиям, координировать их деятельность по реализации программы;
- согласовывать коррекцию программы в пределах утвержденного Пермской городской Думой бюджетного финансирования по представлению руководителя программы;
- представлять на утверждение Пермской городской Думы предложения по изменению, уточнению, дополнению программы в процессе реализации сверх утвержденного бюджетного финансирования;
- изыскивать дополнительные источники финансирования программы;
- согласовывать, а при необходимости представлять Пермской городской Думе отчеты о ходе выполнения программы.
Руководитель программы утверждается Пермской городской Думой по представлению Главы города.
Руководитель уполномочен:
- осуществлять оперативное руководство разработкой, реализацией и коррекцией программы в пределах утвержденного Пермской городской Думой бюджетного финансирования. Коррекция программы производится по согласованию с заказчиком;
- координировать и контролировать выполнение программы с анализом эффективности предусмотренных программой мероприятий;
- готовить предложения по финансированию, а при необходимости уточнению, изменению, дополнению программы сверх утвержденного Пермской городской Думой бюджетного финансирования;
- изыскивать дополнительные источники финансирования, в т.ч. финансировать мероприятия за счет текущего финансирования здравоохранения; представлять по согласованию с заказчиком на утверждение Пермской городской Думы отчет о ходе выполнения программы;
- утверждать рабочую группу по реализации программы.
Контроль за ходом реализации программы производится в соответствии с решением Пермской городской Думы, решением Главы г. Перми муниципальным заказчиком, руководителем программы, комитетом по перспективному развитию города, финансовым управлением и Пермской городской Думой.
5. Ожидаемый социально - экономический эффект
от реализации программы
N | Реализуемая задача | Ожидаемый результат | Основные параметры оценки эффективности |
1 | Приведение материальной базы, оснащенности психиатрических и наркологических учреждений в соответствие с санитарными и технологическими нормами. |
А. Создание условий для: - полноценной лечебно - диагностической помощи; - профилизации отделений в соответствие с обслуживаемыми контингентами больных, - функционирования вспомогательных подразделений и служб; - улучшения лечебного питания; - соблюдения прав пациентов. Б. Ликвидация угрозы закрытия психобольницы из-за санитарно - технического состояния пищеблока. В. Уменьшение угрозы вспышек внутрибольничных инфекций. Г. Уменьшение дефицита наркологических и психиатрических коек и разгрузка психобольницы от наркологических пациентов. Д. Уменьшение затрат на содержание зданий, непригодных к эксплуатации. |
А. Соответствие психиатрических и наркологических учреждений: - санитарным нормам палатной площади на 1 койку (7 - 9 кв.м); - нормативной комфортности палат (не менее 60% палат 1 - 2 местные; остальные - 4 - 6 местные; не менее 2-х палат на отделение с отдельными санузлами); - должному набору помещений лечебных, лечебно - диагностических и вспомогательных подразделений и служб; - требуемой структуре их по набору подразделений и служб; - необходимому набору общего, медицинского оборудования с допустимым техническим и моральным износом; - потребностям их в автотранспорте; - штатным нормативам; |
2 | Развитие организационной структуры психиатрической и наркологической служб в соответствие с принципом последовательного оздоровления лиц, страдающих психическими и наркологическими заболеваниями. |
А. Оказание полноценной психиатрической и наркологической помощи, повышение ее эффективности и доступности. Б. Уменьшение дефицита психиатрических коек. В. Улучшение качества жизни психически больных. |
А. Показатели состояния психического здоровья населения и деятельности психиатрических и наркологических учреждений - Уровень заболеваемости и распространения психических заболеваний; - показатель снятия с учета у психиатра и нарколога в связи с выздоровлением или стойким улучшением, а также со смертью (последний только для наркологии); - показатели временной нетрудоспособности; - показатели инвалидности; - показатели трудовой занятости психически больных инвалидов трудоспособного возраста; - число "осевших" больных в психиатрических стационарах; - число больных, совершивших правонарушения; - показатель стационарной смертности; - уровень госпитализации в стационары; соотношение числа лечившихся в полустационарах и стационарах; - показатели ремиссии больных с наркологическими заболеваниями. |
3 | Совершенствование подготовки специалистов, участвующих в оказании психиатрической и наркологической помощи. |
А. Создание кадровых условий для внедрения полипрофессиональной модели ведения больных. |
|
4 | Информатизация психиатрических и наркологических учреждений. |
А. Создание условий для улучшения: - Преемственности между учреждениями и подразделениями психиатрической и наркологической служб; - Управление психиатрической и наркологической службами; - планирование развития психиатрической и наркологической помощи. |
5.1. Ожидаемый социально - экономический эффект от выполнения мероприятий, финансируемых по программе в 1998 году
/----------------------------------------------------------------\
| N | Мероприятия |Ожидаемый результат |Параметры оценки |
| | | |эффективности |
|---+----------------+--------------------+----------------------|
|1 |Разработка ПСД, |- Создание условий | |
| |окончание |для полноценного | |
| |изыскательских |лечебного питания | |
| |работ, начало |больных | |
| |строительства |- Ликвидация угрозы | |
| |пищеблока |закрытия | |
| |психобольницы |психобольницы | |
| | |- Уменьшение угрозы | |
| | |вспышек | |
| | |внутрибольничных | |
| | |инфекций | |
| | |- Уменьшение затрат | |
| | |на содержание | |
| | |непригодного к | |
| | |эксплуатации здания | |
| | | | |
|2 |Приобретение |- Улучшение |- Увеличение на 40-50%|
| |одного здания |материальной базы |количества пролеченных|
| |для |наркологического |больных наркоманиями |
| |наркологического|стационара с |молодого возраста, |
| |диспансера |возможностью |включая подростков |
| | |дифференциации коек |- Снижение срока |
| | |по полу и возрасту |ожидания на |
| | |- Снижение затрат |госпитализацию в 3 - 4|
| | |на содержание |раза (с 1-1,5 месяцев |
| | |ветхих зданий |до 7 - 10 дней) |
| | |(условия для | |
| | |прекращения их | |
| | |эксплуатации) | |
| | | | |
|3 |Приобретение |Наркодиспансер: |Ликвидация отклонения |
| |медицинского |- Создание клинико -|от клинико - |
| |оборудования |биохимической |диагностических |
| | |лаборатории |стандартов на 40 - 50%|
| | |- Улучшение полноты | |
| | |и | |
\----------------------------------------------------------------/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Пермской городской Думы от 19 мая 1998 г. N 94 "Об утверждении городской целевой программы "Неотложные меры по совершенствованию психиатрической и наркологической помощи населению города Перми (1998 - 2000 гг.)"
Текст Решения официально опубликован не был