Постановление Губернатора Пермской области
от 9 ноября 1995 г. N 338
"О системе экологического мониторинга на территории
области"
12 июля 1995 г., 24 июля 1997 г.,10 июля 2001 г.
Указом Губернатора Пермской области от 28 февраля 2002 г. N 35 настоящее постановление признано утратившим силу
С целью обеспечения выполнения Постановления Правительства Российской Федерации от 24.11.93 N 1229 "О создании Единой государственной системы экологического мониторинга" и Постановления Главы Администрации области от 15.02.94 N 48 "О координации работ по мониторингу окружающей среды и природных ресурсов на территории Пермской области" постановляю:
1. Утвердить Положение о системе экологического мониторинга на территории Пермской области (приложение 1).
Указом Губернатора Пермской области от 10 июля 2001 г. пункт 2 настоящего Постановления признан утратившим силу
2. Утвердить Положение о координационном совете по экологическому мониторингу и информационным экологическим системам в Пермской области (приложение 2) и его состав (приложение 3).
3. Контроль за деятельностью координационного совета возложить на заместителя Губернатора области Сергеева В.Г.
Губернатор Пермской области |
Б.Ю.Кузнецов |
Приложение N 1
к Постановлению Губернатора области
от 09.11.95 N 338
Положение о системе экологического мониторинга
на территории Пермской области
Положение определяет цели, задачи, основные принципы организации и функционирования территориальной системы экологического мониторинга Пермской области (далее - ТСЭМ) как основного системообразующего элемента Единой государственной системы экологического мониторинга России (ЕГСЭМ) и информационной системы области.
1. Цели, задачи и функции тсэм
1.1. Территориальная система экологического мониторинга Пермской области создается, функционирует и развивается с целью информационного обеспечения управления в сфере охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, обеспечения экологически безопасного устойчивого развития, ведения государственного фонда данных о состоянии окружающей среды и экосистем, природных ресурсах, источниках и процессах антропогенного воздействия на территории области и является составной частью информационной системы Пермской области.
1.2. Основными задачами ТСЭМ являются:
проведение с определенным пространственным и временным разрешением наблюдений за изменением состояния окружающей природной среды и экосистемами, источниками и процессами антропогенных воздействий;
проведение оценок состояния окружающей среды, экосистем, источников антропогенного воздействия;
прогнозирование состояния окружающей среды, экологической обстановки, уровней антропогенного воздействия при различных условиях размещения производительных сил, социальных и экономических сценариев развития Пермской области;
предварительная оценка экологических последствий чрезвычайных событий (ЧС) - природных и техногенных.
1.3. В соответствии с основными задачами ТСЭМ выполняет следующие функции:
подготовка и обеспечение нормативно - правового обоснования создания и функционирования территориальной системы экологического мониторинга: Положения, соглашений, договоров между участниками системы;
разработка организационно - экономических механизмов управления системой: концепция, программа, протоколы и договоры передачи и обмена информацией, информационные связи и потоки обмена, регламенты доступа;
создание научно - методического, технического, информационного и метрологического обеспечения системы экологического мониторинга с учетом особенностей области;
выбор объектов экологического мониторинга, программ наблюдений и контроля;
обоснование критериев экологической безопасности и разработка на их базе структуры необходимых потоков информации и баз данных;
организация сбора, хранения, обработки и анализа данных о состоянии окружающей природной среды;
разработка или приобретение единой картографической основы для ее использования различными организациями в составе геоинформационных систем (для проведения экологического мониторинга) в соответствии с установленным порядком;
создание (разработка или приобретение) библиотеки математических и физических моделей и алгоритмов анализа данных, оценка и прогнозирование экологической обстановки на территории области;
обеспечение связи и передачи информации в Федеральный информационно - аналитический центр Минприроды России и информационно - вычислительный центр Администрации области.
2. Структура ТСЭМ
2.1. Территориальная система экологического мониторинга Пермской области создается на основе территориально - ведомственного принципа построения, предусматривающего максимальное использование возможностей существующих государственных и ведомственных систем мониторинга состояния окружающей среды, источников антропогенного воздействия, природных ресурсов, экосистем.
В составе экологического мониторинга выделяются подсистемы:
базовые, определяющие функциональный состав системы;
специализированные (тематические, ведомственные);
обеспечения функционирования в целом.
2.2. Базовые подсистемы создаются на основе служб наблюдения природных сред и природных ресурсов специально уполномоченных в области охраны окружающей среды территориальных органов, осуществляющих мониторинг:
состояния атмосферы, поверхностных Пермский центр по гидрометео-
вод суши, фоновый мониторинг рологии и мониторингу (ПГЦМ)
водной среды водохозяйственных Камское бассейновое
систем и сооружений в местах водохозяйственное управление
водозабора и сброса сточных вод (Камское КВУ)
геологической среды, включая Пермский территориальный
мониторинг подземных вод и комитет по геологии и
опасных экзогенных и эндогенных использованию недр
геологических процессов (Пермгеолком)
земель, почвенного покрова Комитет по земельным ресурсам
и землеустройству Пермской
области (Пермкомзем)
наземной флоры (кроме лесов) Комитет по охране природы
администрации области
фауны Комитет по охране природы
администрации области
Управление по рациональному
использованию природных
ресурсов администрации
области
лесов Областное управление лесами
(Пермлесхоз)
источников антропогенного Комитет по охране природы
воздействия администрации области
2.3. Специализированные подсистемы функционируют на базе служб
наблюдений специально уполномоченных в области охраны окружающей среды
территориальных органов, осуществляющих мониторинг:
рыб, других водных животных Бассейновое управление
и растений "Камуралрыбвод"
воздействия факторов среды обитания Пермский областной центр
на состояние здоровья населения Госсанэпиднадзора
(в рамках системы социально- (ОЦ ГСЭН)
гигиенического мониторинга)
охотничьи виды животных Управление по рациональному
использованию природных
ресурсов администрации
области
околоземного космического Комитет по охране природы
пространства администрации области
сельскохозяйственной продукции Департамент агропромышленного
комплекса и продовольствия
администрации области
2.4. Руководство подсистемами осуществляют перечисленные в пункте 6 специально уполномоченные в области охраны окружающей среды территориальные органы в соответствии с распределением функций, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.93 N 1229 "О создании Единой государственной системы экологического мониторинга", и на основании действующих законодательных актов по этим вопросам.
Функционирование подсистем мониторинга осуществляется на основании настоящего Положения и Положений о подсистемах, утверждаемых соответствующими специально уполномоченными органами по согласованию с администрацией области.
2.5. В ТСЭМ образуются специализированные ведомственные подсистемы, связанные с мониторингом источников антропогенного воздействия предприятий различных отраслей промышленности и сельского хозяйства области.
2.6. В системе мониторинга функционируют подсистемы обеспечения, к которым относятся:
топографо - геодезическое и картографическое обеспечение, включая создание цифровых, электронных карт и геоинформационных систем;
электронные системы передачи данных.
2.7. Кроме того, могут быть образованы и другие подсистемы, решающие тематические целевые задачи с учетом особенностей области, руководство которыми могут осуществлять ведомства, отраслевые и академические институты.
2.8. ТСЭМ функционирует и развивается во взаимодействии с системой по чрезвычайным ситуациям (ЧС) и информационной системой Пермской области.
3. Функционирование ТСЭМ
3.1. Территориальная система экологического мониторинга Пермской области организуется на ее территории и является основным системообразующим элементом ЕГСЭМ (территориальной подсистемой ЕГСЭМ). Как и ЕГСЭМ в целом, ТСЭМ формируется на основе базовых, специализированных и целевых подсистем при участии систем обеспечения соответствующего уровня.
На территории области функционируют локальные системы экологического мониторинга, организацию которых осуществляют предприятия и организации, занимающиеся хозяйственной деятельностью на территории области.
3.2. Система экологического мониторинга формируется по унифицированным методологическим принципам с целью обеспечения сопоставимости информации между отдельными подсистемами и включает в себя как базовую сеть мониторинга федерального уровня, так и соответствующую сеть мониторинга объектов в интересах Пермской области.
3.3. Для оценки антропогенного воздействия объектов хозяйственной деятельности организуется система мониторинга источников воздействия на окружающую природную среду и зон их непосредственного влияния (импактный мониторинг), осуществляющая свое функционирование в рамках соответствующих базовых и специализированных подсистем мониторинга.
3.4. Вся информация, получаемая на всех иерархических уровнях экологического мониторинга, является государственной собственностью.
Обмен информацией между пользователями системы осуществляется на принципе бесплатного доступа к данным мониторинга и регламентируется соответствующими нормативными документами и соглашениями.
3.5. Сбор, хранение и анализ информации, поступающей от информационных звеньев ТСЭМ, осуществляется в отделе координации экологического мониторинга комитета по охране природы Администрации области. Государственные специально уполномоченные органы, ведущие базовые и специализированные подсистемы, обеспечивают передачу информации по экологическому мониторингу указанному отделу. Отдел осуществляет сводный анализ информации с использованием ГИС - технологий для принятия управленческих решений.
3.6. Обобщенные данные отдел передает в Федеральный информационно - аналитический центр Минприроды России, а также Администрации области и Администрациям городов и районов.
3.7. Финансирование ТСЭМ осуществляется за счет средств республиканского бюджета, областного бюджета, экологического фонда, средств предприятий, организаций и их объединений.
Приложение N 2
к Постановлению Губернатора области
от 09.11.95 N 338
Положение
о координационном совете по экологическому мониторингу
и информационным экологическим системам в Пермской области
Постановлением Губернатора Пермской области от 24 июля 1997 г. настоящее приложение признано утратившим силу
1. Общие положения
1.1. Координационный совет по экологическому мониторингу (в дальнейшем - совет) создан для координации работ по экологическому мониторингу, разработке и внедрению информационных экологических систем в Пермской области.
1.2. Совет действует в пределах полномочий, устанавливаемых настоящим Положением, а также в соответствии с поручениями и Распоряжениями Администрации области.
1.3. Совет является рекомендательным органом, представляющим свои предложения и рекомендации Администрации области, организациям и учреждениям, занимающимся вопросами разработки и создания территориальной системы экологического мониторинга (ТСЭМ) и информационных экологических систем (ИЭС).
1.4. Совет определяет технические решения в сфере организационного, методического, технического, математического, программного, информационного обеспечения ТСЭМ и ИЭС в рамках решений, принимаемых на федеральном и областном уровнях.
1.5. Совет создается и ликвидируется распоряжением Губернатора области.
2. Функции совета
2.1. Совет:
разрабатывает Положение, концепцию и Программу ТСЭМ и ИЭС;
вырабатывает единую техническую политику заинтересованных в организации систем экологического мониторинга организаций и учреждений с целью концентрации и кооперации финансовых, научно - технических, материально - технических и вычислительных ресурсов;
определяет единую политику в области организационного, методического, технического, математического, программного и информационного обеспечения систем;
координирует разработку и реализацию программ локального уровня (городов, районов, предприятий) в составе информационных экологических систем и систем мониторинга;
предоставляет информацию о своей деятельности Администрации области, заинтересованным организациям и учреждениям;
координирует свою деятельность с информационно - вычислительным центром Администрации области по вопросам программ и математического обеспечения.
3. Права совета
Совет имеет право:
принимать к рассмотрению концепции, программы ТСЭМ и ИЭС;
определять технические решения, обеспечивающие создание систем экологического мониторинга в соответствии с п.1.4;
формировать требования, предъявляемые к техническим и программным средствам;
рекомендовать исполнителей для реализации программ мониторинга;
определять программы подготовки кадров, необходимых для обеспечения нормального функционирования территориальной системы экологического мониторинга и информационных экологических систем;
запрашивать информацию о деятельности организаций и учреждений области, необходимую для создания систем мониторинга;
направлять в организации и учреждения области рекомендации, предложения и другие материалы по реализации программ мониторинга;
привлекать для содействия разработке и реализации ТСЭМ и ИЭС экспертов и консультантов.
4. Управление советом
4.1. Совет возглавляет председатель и его заместители.
4.2. Изменения в персональный состав совета вносятся по представлению председателя совета и утверждаются Губернатором области.
4.3. Заседания совета проводятся не реже 1 раза в 2 месяца.
4.4. Члены совета своевременно извещаются о времени и повестке очередного заседания, место и время конкретного заседания устанавливаются председателем совета.
Приложение N 3
к Постановлению Губернатора области
от 09.11.95 N 338
Состав координационного совета по экологическому мониторингу
и информационным экологическим системам
в Пермской области
12 июля 1996 г.
Постановлением Губернатора Пермской области от 24 июля 1997 г. настоящее приложение признано утратившим силу
Постановлением Губернатора Пермской области от 12 июля 1996 г. в настоящий состав внесены изменения
Сергеев В.Г. - заместитель губернатора области, председатель
координационного совета
Гельфенбуйм И.В. - первый заместитель председателя комитета по
охране природы, главный государственный
инспектор по охране природы Пермской области,
первый заместитель председателя
координационного совета
Полошкин В.И. - заместитель начальника управления по
рациональному использованию природных ресурсов
администрации области, заместитель председателя
координационного совета
Члены совета:
Аликин Э.А. - руководитель территориального центра
мониторинга геологической среды
Балков А.В. - начальник областного управления лесами
Басов В.Н. - начальник аналитического центра комитета по
охране природы администрации области, доктор
химических наук, профессор
Гилева Т.Е. - заместитель начальника отдела согласований и
нормирования комитета по охране природы
администрации области
Зайцева Н.В. - директор Института экопатологии детей, доктор
медицинских наук, профессор, член -
корреспондент РАЭН
Ильиных В.К. - заместитель начальника отдела контроля
промышленных источников загрязнения комитета по
охране природы администрации области
Комков Б.Д. - заместитель главного врача областного центра
Госсанэпиднадзора в Пермской области
Кузнецова М.И. - начальник отдела охраны подземных вод комитета
по охране природы администрации области
Осовецкий Б.М. - проректор ПГУ, доктор геолого -
минералогических наук, профессор, академик РАЭН
Петров Г.А. - начальник отдела информатики комитета по охране
природы администрации области
Иванов О.В. - ведущий специалист отдела твердых ископаемых
управления по рациональному использованию
природных ресурсов администрации области
Пономарев В.И. - директор Пермского центра по контролю и
мониторингу природной среды
Романюк А.И. - председатель Камского бассейнового
водохозяйственного управления
Рогальников М.И. - заместитель начальника бассейнового управления
"Камуралрыбвод"
Федоровская А.Х. - начальник отдела координации экологического
мониторинга и кадастра комитета по охране
природы администрации области, кандидат
химических наук
Черешнев В.А. - директор Института экологии и генетики
микроорганизмов, доктор медицинских наук,
профессор, член - корреспондент МАН РФ
Ярулин А.А. - заместитель председателя комитета по земельным
ресурсам и землеустройству Пермской области
Коренков В.Н. - начальник ИВЦ администрации области
Морозов П.М. - начальник отдела территориального размещения
главного управления сводного
социально - экономического планирования и
ресурсов администрации области
Зимоглядова Ю.А. - председателя Пермского городского комитета
по охране природы (по согласованию)
Мешочкина В.И. - начальника областного штаба по делам
ГО и ЧС
Шенфельда Б.Е. - директора института Уралнии "Экология",
доктора технических наук, профессора
(по согласованию)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Губернатора Пермской области от 9 ноября 1995 г. N 338 "О системе экологического мониторинга на территории области"
Текст Постановления официально опубликован не был
Указом Губернатора Пермской области от 28 февраля 2002 г. N 35 настоящее постановление признано утратившим силу
Указом Губернатора Пермской области от 10 июля 2001 г. в настоящее Постановление внесены изменения
Постановлением Губернатора Пермской области от 24 июля 1997 г. в настоящее Постановление внесены изменения
Постановлением Губернатора Пермской области от 12 июля 1996 г. N 257 в настоящее Постановления внесены изменения