Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к Решению Пермской городской Думы
от 9 июня 1998 г. N 123
Городская целевая программа
"Сохранение и развитие культуры в г. Перми на
1998 - 2000 г.г."
Паспорт программы
1. Регистрационный номер |
|
2. Полное наименование программы |
"Сохранение и развитие культуры в г. Перми на 1998 - 2000 г.г." |
3. Цели и задачи программы, важнейшие целевые показатели |
- развитие и сохранение культуры и искусства города как системы духовных ценностей; - формирование целенаправленной политики сохранения историко- культурного наследия; - создание условий для приобщения граждан города к сохранению, созданию и распространению культурных ценностей. |
4. Муниципальный заказчик |
Администрация г. Перми (Зам. Главы города Яшин Николай Арсеньевич). |
5. Руководитель программы |
Родин Алексей Васильевич, председатель Комитета по культуре и искусству администрации г. Перми |
6. Основные разработчики программы |
Комитет по культуре и искусству администрации г. Перми. Областной научно - производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры (ОЦОП). |
7. Исполнители основных мероприятий программы |
Комитет по культуре и искусству администрации г. Перми - председатель Родин Алексей Васильевич. Творческие объединения деятелей культуры. Областной научно - производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры (ОЦОП) - директор Канторович Гершен Дивадович. ТОО Пермское специальное научно - реставрационное управление (ПСНРУ) - директор Алферов Владимир Николаевич. |
8. Этапы и сроки реализации программы |
1998 - 2000 г.г. I этап - 1998 г. II этап - 1999 г. III этап - 2000 г. |
9. Объемы финансирования по источникам и срокам |
На 1998 г. 3147 тыс. руб. - городской бюджет. На 1999 г. - 5000 тыс. руб., на 2000 г. - 8000 тыс. руб. - планируемый объем финансирования. |
10. Ожидаемые конечные результаты |
- обеспечение благоприятных условий для граждан г. Перми в их приобщении к богатствам национальной и мировой культуры; - стимулирование развития всех видов и жанров современной культуры и искусства; - сохранение историко - культурного наследия, в т.ч. восстановление в городе памятников истории и культуры. |
1. Основные понятия и термины
Культурная деятельность - деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.
Культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языка, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы культурной деятельности, имеющие историко - культурную значимость, здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко - культурном отношении территории и объекты.
Культурное наследие - материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности.
Культурное достояние - совокупность культурных ценностей.
Памятники истории и культуры - "сооружения, памятные места и предметы, связанные историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность." (Закон РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры", ст.1).
Охрана памятников истории и культуры - комплекс мероприятий по учету, изучению, содержанию, использованию, реставрации и пропаганде памятников,
Ремонтно - реставрационные работы на памятниках:
"а) Консервация - комплекс мероприятий, предохраняющих памятники от дальнейшего разрушения и обеспечивающих укрепление и защиту конструктивных частей и декоративных элементов без изменения исторически сложившегося облика объекта.
Одним из видов консервации являются противоаварийные работы, состоящие из мероприятий, обеспечивающих физическую сохранность памятника.
б) Реставрация (в том числе фрагментарная) - комплекс мероприятий, обеспечивающих сохранение и раскрытие исторического, архитектурно - художественного облика памятника путем освобождения его от наслоений, не имеющих ценности и искажающих облик объекта, восполнение утраченных элементов здания, ансамбля, комплекса на основе научно обоснованных данных.
в) Воссоздание - комплекс мероприятий по восстановлению утраченного памятника при наличии достаточных научных данных и при особой исторической, научной, художественной или иной культурной значимости памятника.
г) Ремонт (в том числе эксплуатационный) - мероприятия по поддержанию технического состояния памятника путем проведения периодических работ без изменения его существенного облика.
д) Приспособление - комплекс мероприятий, проводимых с целью создания условий для современного использования памятников без нанесения ущерба их историко - художественной ценности и сохранности." (Инструкция о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, п.92).
2. Основные положения программы
2.1. Введение.
Настоящая городская целевая программа разработана в соответствии с Федеральными Законами Российской Федерации: "Основами законодательства Российской Федерации о культуре", Законом РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры", Законами Пермской области "О местном самоуправлении в Пермской области", "Об историко - культурно - природном наследии населения Пермской области", Программой развития сферы культуры Пермской области на 1996 - 2000 г.г.
2.2. Состояние проблемы.
В настоящее время г. Пермь располагает достаточно большим материальным и творческим потенциалом отрасли культуры и искусства.
В городе на 1 января 1997 г. в муниципальной собственности находится: 16 музыкальных, художественных школ, школ искусств, хоровая школа мальчиков; два парка культуры и отдыха; специализированные учреждения культуры: планетарий, зоосад, Выставочный зал; городской театр "У моста"; две библиотечные системы (взрослая и детская) с общим количеством - 50 библиотек; 9 кинотеатров; 4 учреждения клубного типа: Дом культуры им. А.С. Пушкина, Дом культуры "Урал", клуб им. Златогорского в микрорайоне "Заозерье", муниципальный дворец культуры.
В собственности различных ведомств и акционерных обществ находится: 2 парка культуры, 35 дворцов и домов культуры и клубов; более 200 библиотек; 20 общественных музеев.
На территории города функционируют 5 профессиональных театров: 1 частный Е.Панфилова и 4 государственных; художественная галерея, областной краеведческий музей с 5 филиалами; областные библиотеки (им. А.М.Горького и детская).
Создано 4 магазина - салона по реализации изделий мастеров художественных народных промыслов.
В ведении Союза художников находится 51 творческая мастерская.
В г. Перми работает 7 творческих Союзов, создано 8 национально - культурных центров.
Не имея специализированной материально - технической базы, пермскими кинематографистами за 4 года создано 9 полнометражных художественных фильмов.
В отрасли культуры и искусства 80% специалистов имеют высшее или среднее специальное образование.
В условиях социально - экономических реформ в тяжелом положении оказались учреждения культуры (Дворцы культуры, клубы, библиотеки, музеи) бывших государственных промышленных предприятий города. Из-за отсутствия постоянного финансирования сокращается сеть коллективов, студий художественного творчества, бесплатных культурно - просветительных мероприятий. В ущерб основной деятельности учреждения культуры вынуждены свои площади сдавать в аренду. Практически, в эти учреждения в течение последних лет не вкладываются средства на капитальный ремонт, замену сложного специфического оборудования, пополнение библиотечных фондов.
В условиях недостаточности бюджетных средств, в отрасли увеличивается объем платных услуг, оказываемых населению муниципальными учреждениями культуры.
Город Пермь, в отличие от Челябинска, Екатеринбурга, пока не имеет музыкальной школы - десятилетки, что приводит к оттоку особо одаренных детей.
Обеспеченность книжным фондом в Перми в 1,5 раза ниже, чем в Челябинске и Екатеринбурге.
Требуют особого внимания и поддержки художественные коллективы, представляющие культуру и искусство города за его пределами: городской балет Е.Панфилова, театр "У моста", детский театр ледовых миниатюр "Колибри" и др.
В городе Перми находится 285 памятников истории и культуры, стоящих на государственном учете, а также более 100 объектов, представляющих историческую, культурную, научную и эстетическую ценность, составляющих историко - градостроительную среду города. Большинство из них сооружено в XIX веке, их техническое состояние неудовлетворительное, требуются большие капиталовложения в комплекс мероприятий по реставрации и дальнейшему экономически выгодному содержанию.
Кроме того, на территории города существуют заповедные и другие охраняемые территории (городские парки, водоемы, уникальные ландшафты, градостроительные элементы - сетки кварталов XVIII в.), которые также нуждаются в обеспечении их сохранности.
Несовершенство законодательной базы, неопределенность форм собственности на памятники, самовольные действия пользователей, застройщиков ведут к изменению первоначального облика памятников и даже к их полной утрате, а в результате - к утрате неповторимого облика города.
Негативное состояние проблемы в сфере сохранения историко - культурного наследия города требует проведения комплекса мероприятий по урегулированию правовых отношений, отношений собственности, реставрации, консервации, реконструкции памятников, формированию условий для их дальнейшего эффективного использования.
2.3. Цели и задачи программы.
Целью настоящей целевой программы является формирование и проведение политики возрождения, сохранения и обогащения культурно - исторического наследия города.
Задачами программы являются:
- сохранение материального и творческого потенциала города;
- поддержки творческих инноваций, способствующих росту многообразия культурной жизни города;
- повышение эффективности и сохранения доступности художественного образования, поддержки системы выявления художественно одаренных детей и помощи развитию их дарований;
- расширение круга населения, вовлеченного в культурную жизнь, сохранения доступности продуктов культурного потребления;
- сохранение историко - культурного наследия, индивидуального облика города.
2.4. Основные направления и приоритеты программы. Сроки и этапы реализации программы.
Этапы осуществления программы:
1-й этап. 1998 год - развернуть мероприятия по сохранению памятников истории и культуры г. Перми.
2-й этап. 1999 год - продолжить работу по сохранению памятников истории и культуры; начать реализацию мероприятий по совершенствованию библиотечного обслуживания жителей города.
3-й этап. 2000 - продолжить работу по сохранению памятников истории и культуры, по совершенствованию библиотечного обслуживания населения; разработать комплекс мер по улучшению музыкально - художественного образования детей и юношества.
Реализация 1-го этапа программы идет параллельно в двух направлениях:
I направление - создание правовой базы для наиболее эффективного использования памятников, привлечения дополнительных инвестиций в их охрану и реставрацию:
- разработка и принятие основных правовых документов для реализации программы;
* Положение об охране историко - культурно - природных территорий и комплексов памятников (Пермская область);
* Положение о порядке проектирования и строительства в г. Перми;
* Положение о порядке содержания, использования и приватизации муниципального имущества - памятников истории и культуры (в том числе регулирующее арендные отношения, устанавливающие налоговые и другие льготы при проведении реставрации памятников и т.п.);
* Программа ежегодных конкурсов по сохранению памятников истории и культуры г. Перми.
- создание градостроительных документов, затрагивающих развитие исторических районов города в целом (например - Разгуляй, ул. 1905 года и т.п.);
- принятие Генерального плана г. Перми с учетом существующих зон охраны памятников, разработка проектов детальной планировки исторических районов города, определение городской политики при развитии историко - культурных и природных территорий, исторических районов города;
- паспортизация (создание комплекса учетной документации на все памятники - исторические, технические, художественные характеристики, материалы обмеров, фотофиксация);
- подготовка и издание свода памятников г. Перми (иллюстрированного каталога памятников с историческими, техническими и художественными характеристиками, сведениями об их использовании и пр.);
- создание электронной базы данных о памятниках (в том числе мультимедийной энциклопедии).
II направление (в 2 этапа):
1-й этап - разработка комплексной научно - проектной документации для реставрации объектов историко - культурного наследия, включающей в себя:
- историко - архивные и библиографические изыскания,
- инженерные и технические обследования памятников,
- проектные предложения по реставрации, консервации, реконструкции, приспособлению или изменению памятников,
- рабочую проектно - сметную документацию.
2-й этап - (по мере изготовления проектной документации) производство ремонтно - реставрационных работ на памятниках с привлечением средств городского, областного, федерального бюджетов, собственников памятников и других внебюджетных средств.
2.5. Система программных мероприятий.
Утверждается ежегодно, на основании принятых приоритетов реализации программы по ее основным этапам.
На 1998 г. перечень программных мероприятий составлен с учетом необходимости реализации утвержденного Решением Пермской городской Думы от 23.12.97 г. N 207 социального заказа по программе "Сохранения и развития культуры в г. Перми на 1998 - 2000 гг."
Основным направлением программных мероприятий 1998 г. является развертывание мероприятий по обеспечению сохранности памятников истории и культуры в г. Перми (приложение 2).
3. Обеспечение реализации программы.
3.1. Правовое обеспечение.
- Конституция Российской Федерации;
- Основы законодательства Российской Федерации "О культуре";
- Закон Российской Федерации "Об образовании";
- Закон Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей";
- Закон РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры";
- Закон Российской Федерации "О библиотечном деле";
- Закон Российской Федерации "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.";
- Указ Президента РФ "О дополнительных мерах по государственной поддержке культуры и искусства в Российской Федерации" от 12.11.93 г. N 1904;
- Указ Президента РФ "О мерах по усилению государственной поддержке культуры и искусства в Российской Федерации" от 01.07.96 г. N 1010;
- Указ Президента РФ "О мерах государственной поддержки народных художественных промыслов" от 07.10.94 N 1987;
- Указ Президента РФ "О приватизации в Российской Федерации недвижимых памятников истории и культуры местного значения" от 26.11.94 г. N 2121;
- Постановление Совета Министров РСФСР "О социально - экономической защите и государственной поддержке театров и театральных организаций" от 31.05.91 г. N 207;
- Постановление Правительства РФ "Программа развития и сохранения культуры и искусства в Российской Федерации (1997 - 1999 г.) от 19.06.96 г. N 715;
- Закон Пермской области "Об историко - культурно - природном наследии населения Пермской области";
- Закон Пермской области "О местном самоуправлении в Пермской области";
- Решение Законодательного Собрания Пермской области "О программе развития сферы культуры Пермской области на 1996 - 2000 г." от 23.05.96 г. N 468;
- Решение Законодательного Собрания Пермской области "О целевой комплексной программе "Поддержка развития национальных культур народов Прикамья на 1996 - 2000 гг." от 22.08.96 г. N 534;
- Постановление Администрации Пермской области "О мерах по реализации Федерального Закона "О библиотечном деле" на территории пермской области от 22.03.96 г. N 80;
- Положение "Об охране и использовании памятников истории и культуры (РФ), принятое Постановлением Совета министров СССР от 16.09.82 г. N 865;
- Положение "Об охране археологического наследия Пермской области", принятое Постановлением администрации Пермской области от 01.04.98 г. N 111;
- Инструкция о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры (Минкультуры РСФСР).
3.2. Необходимо разработать.
* Положение об охране историко - культурно - природных территорий и комплексов памятников (Пермская область);
* Положение о порядке проектирования и строительства в г. Перми;
* Положение о порядке содержания, использования и приватизации муниципального имущества - памятников истории и культуры (в том числе регулирующее арендные отношения, устанавливающее налоговые и другие льготы при проведении реставрации памятников и т.п.);
* Программа ежегодных конкурсов по сохранению памятников истории и культуры г. Перми.
3.3. Управление реализацией программы.
Муниципальный заказчик, осуществляет общий контроль за ходом выполнения программы, согласовывает вопросы привлечения ответственных исполнителей основных этапов реализации программы и ее отдельных мероприятий, условия, сроки, задания и договоры на работы по исполнению программы, организует подготовку отчетов о выполнении программных мероприятий.
Руководитель программы осуществляет оперативное управление реализацией программы, организационные мероприятия по ее выполнению, готовит предложения по привлечению ответственных исполнителей, определяет для них условия выполнения работ, сроки и задания, координирует и целенаправляет действия ответственных исполнителей, контролирует и оценивает эффективность выполняемых мероприятий, готовит отчеты о реализации программы, проводит их согласование и представляет в городскую Думу.
Ответственные исполнители программы привлекаются к выполнению отдельных разделов программы или конкретных программных мероприятий, уточняют потребности в финансовых и иных ресурсах в пределах утвержденной суммы на реализацию программы, несут персональную ответственность за полноту, срочность и качество выполненных работ в соответствии с утвержденной программой.
Пермская Городская Дума систематически заслушивает и утверждает отчеты о ходе реализации программы, рассматривает и утверждает предложения муниципального заказчика о дальнейшем финансировании программных мероприятий на следующие этапы реализации программы.
В реализации программы участвуют:
Со стороны Администрации г. Перми:
- Комитет по культуре и искусству: осуществляет общее руководство программой, организует систему мероприятий, обеспечивающих модернизацию библиотечного дела в г. Перми, поддержку системы выявления художественно одаренных детей и помощи развитию их дарований, повышение эффективности музыкально - художественного образования детей и юношества, контроль за использованием всех средств;
- Комитет по архитектуре и градостроительству: организует подготовку градостроительной документации, выдает технические условия производства строительных и реставрационных работ, объявляет конкурсы и тендеры среди подрядных организаций на выполнение муниципальных заказов по реставрации памятников;
- Управление внешнего благоустройства: осуществляет контроль за состоянием территорий памятников и благоустройством заповедных и других охраняемых территорий;
- Финансовое управление: осуществляет бюджетное финансирование программы, контроль за использованием средств;
- Комитет по перспективному развитию города: проводит мониторинг выполнения программы, организует отчеты о реализации программы в городской Думе, инициирует рассмотрение вопросов о ходе выполнения, финансирования программы на совещаниях в Администрации города, содействует включению заявки на бюджетное финансирование в проект городского бюджета будущего года.
- Областной научно - производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры (ОЦОП) - осуществляет научно - методическое руководство разделом программы в части сохранения памятников истории и культуры, организует историко - архивное, техническое, инженерное обследование памятников, изготовление научно - проектной и проектно - сметной документации для реставрации памятников, осуществляет научно - методическое руководство за производством реставрационных работ, выполняет учетную документацию на памятники, подготавливает издание Свода памятников г. Перми.
4. Ожидаемый социально - экономический эффект от реализации
программы.
- Внедрение новых информационных технологий и создание компьютерных систем в библиотеках, модернизация библиотечного дела;
- Формирование многоканальной системы музыкально - художественного образования детей и юношества;
- Создание условий для сохранения и развития форм участия населения в культуротворческой деятельности;
- Увеличение срока службы зданий - памятников, как материальных ценностей и включение их в активную хозяйственную деятельность;
- Сохранение исторического облика города и передача на его основе информации об истории, культуре, технологии, общественных отношениях минувших времен последующим поколениям;
- Повышение культурного уровня населения, формирование патриотизма по отношению к своему городу (школьные программы, краеведческие и популярные издания, "воспитание средой" на подсознательном уровне);
- Развитие сферы туризма как доходной части городского бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.