Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к решению Пермской городской Думы
от 28 апреля 1998 г. N 89
Программа
социального мониторинга в г. Перми на 1998 - 2000 гг.
1. Паспорт программы
1.1. Регистрационный номер
1.2. Программа социального мониторинга в г. Перми на 1998 - 2000 гг.
1.3. Цель программы - создание целостной системы информационно - аналитического обеспечения принятия управленческих решений органами местного самоуправления в г. Перми на основе социального мониторинга.
1.4. Муниципальный заказчик - Администрация города Перми, 614000, Пермь, Ленина, 23. Заместитель Главы города В.Н.Зотин, тел. 34-33-37.
1.5. Руководитель программы - председатель комитета по перспективному развитию города А.М.Елохов, тел. 92-46-21.
1.6. Срок реализации программы - 1998 - 2000 гг.
1998 г. - первый этап - систематизация информационных потоков для формирования базы данных показателей социального мониторинга;
1999 г. - второй этап - формирование системы информационных продуктов анализа и прогнозирования социальной ситуации в г. Перми;
2000 г. - третий этап - адаптация системы показателей социального мониторинга к потребностям органов местного самоуправления разного иерархического уровня, обеспечивающей оперативное использование информационных продуктов при принятии управленческих решений, интегрирования с областной и федеральной системой мониторинга.
1.7. Головной разработчик - комитет по перспективному развитию города, председатель комитета - А.М.Елохов, тел. 92-46-21.
1.8. Общий объем финансирования программы - 648,0 тыс. руб., в том числе на 1998 г. - 108,0 тыс. руб., на 1999 г. - 266,0 тыс. руб., на 2000 г. - 274,0 тыс. руб., источник финансирования - городской бюджет.
2. Основные понятия и термины
Социальный мониторинг - специально организованное целевое непрерывное (систематическое) наблюдение за социальной ситуацией в городе, ее анализ и краткосрочный прогноз для разработки и корректировки системы мероприятий по оптимизации социального развития города. Социальный мониторинг - сложно организованная система, состоящая из двух подсистем: статистического социального мониторинга и социологического мониторинга.
Статистический социальный мониторинг - основывается на исходной информации государственной статистики, ведомств и управлений.
Социологический мониторинг - основывается на социологической информации, получаемой главным образом путем опроса взрослого населения города.
Социальная ситуация - совокупность внешних и внутренних условий и процессов жизнедеятельности территориальных общностей людей по состоянию в определенные моменты или периоды времени.
Уровень жизни - обеспеченность населения материальными и духовными благами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения потребностей.
Социальная напряженность - состояние общественного сознания и общественного бытия, формирующееся в результате противоречий между ценностями, интересами и потребностями субъектов общественной жизни и возможностями для их реализации.
Социальное благополучие - состояние субъекта общественной жизни (индивиды, социумы, общество в целом), характеризующееся гармонией между ценностями, интересами, потребностями и возможностями для их удовлетворения и спокойной жизнью в довольстве и достатке.
Качество жизни - уровень и степень благосостояния, свободы, социального и духовного развития человека.
3. Основные положения программы
3.1. Введение
В Администрации г. Перми ведется целенаправленная работа по созданию целостной системы информационно - аналитического обеспечения процесса принятия управленческих решений. Созданы специально уполномоченные подразделения, разработана и реализована программа организации социального мониторинга, функционирует комплекс коммуникационного и компьютерного оборудования. Центральным элементом этой сложной системы является мониторинг социально - экономических процессов.
Программа социального мониторинга (далее - Программа) разработана в развитие Программы организации социального мониторинга, утвержденной решение Пермской городской Думы N 6 от 06.02.96 г., и предусматривает:
- завершение создания целостной системы информационно - аналитического обеспечения органов местного самоуправления г. Перми;
- преобразование статистической информации и данных социологических опросов населения в ресурс при принятии управленческих решений;
- улучшение качества самих решений на основе определения направлений деятельности, выделения узловых проблем и приоритетов, прогнозирования изменения социальной ситуации.
Программа социального мониторинга рассчитана на ее реализацию в 1998 - 2000 гг., что согласуется со сроками действия Концепции социальной политики в г. Перми до 2000 г. и позволит выполнить комплекс задач, обеспечивающих достижения программной цели.
Основанием для разработки программы социального мониторинга являются решения Пермской городской Думы:
1. Решение Пермской городской Думы "О концепции социальной политики в г. Перми до 2000 г." от 09.12.97 г. N 197.
2. Решение Пермской городской Думы "Об утверждении перечня городских целевых программ на 1998 год" от 23.12.97 N 207.
3.2. Характеристика проблемы
Обеспечение органов местного самоуправления г. Перми статистической, социологической информацией о состоянии социальной ситуации осуществляется комитетом по перспективному развитию города в рамках городской целевой программы организации социального мониторинга, утвержденной Решением Пермской городской Думы от 06.02.96 г. N 6.
Реализация программы организации социального мониторинга позволила к 1998 г. решить основную из поставленных перед ней задач - заложить основы системы социального мониторинга в городе.
Для организации и ведения мониторинга в рамках реализации Программы создан специальный отдел в комитете по перспективному развитию города, который оснащен материально - техническими средствами. В отделе появились два современных автоматизированных рабочих места на базе компьютеров Pentium-166 с периферийным оборудованием. Это, в свою очередь, повысило возможности комитета по формированию банка данных социальных показателей, автоматизации сбора, обработки мониторинговой информации, организации выпуска ежеквартальных информационных бюллетеней, характеризующих социальную ситуацию в городе, начать отработку методов обработки, анализа и прогнозирования мониторинговой информации.
В рамках программы в 1997 г. был проведен городской социологический опрос населения города, обеспечено финансирование приобретения необходимых статистических данных в областном комитете государственной статистики.
Результаты мониторинга направляются руководству города, депутатам городской Думы, в областную Администрацию, в районные Администрации и отраслевые комитеты и управления, ВУЗы города.
Информация мониторинга активно используется при определении направлений деятельности Администрации, приоритетов в разработке городских социальных программ, для корректировки Концепции социальной политики в г. Перми до 2000 г., утвержденной Решением Пермской городской Думы от 27.12.94 г.
Вместе с тем, в ходе организации социального мониторинга и при обсуждении его результатов в районных Администрациях, отраслевых комитетах, комиссиях Пермской городской Думы были выявлены следующие проблемы, отражающие потребности органов местного самоуправления в:
- систематизации базы данных социального мониторинга в направлении отражения хода реализации Концепций социальной и экономической политик в г. Перми в 1998 - 2000 гг., а также городских целевых программ;
- интеграции систематизированных данных социального мониторинга в специализированные пакеты программ по социально - экономическому анализу и прогнозированию;
- создании целостной оперативной системы информационно - аналитического обеспечения процесса принятия решений на различных иерархических уровнях управления городом, интегрированную с федеральной, областной системами мониторинга.
Кроме того, сложившаяся система текущего финансирования деятельности органов местного самоуправления не обеспечивает эффективное ведение социального мониторинга вне рамок городской целевой программы. Целевое финансирование социального мониторинга через программу позволяет решать не только организационные, но и методологические проблемы, для решения которых необходимо привлечение ученых и специалистов на договорной основе.
Таким образом, задачи сохранения и развития системы социального мониторинга в современных условиях объективно требуют формирования отдельной Программы социального мониторинга, а сложность поставленных задач - ее поэтапную реализацию в 1998 - 2000 гг.
3.3. Цели и задачи программы
Целью программы является создание целостной системы информационно - аналитического обеспечения принятия управленческих решений органами местного самоуправления в г. Перми на основе социального мониторинга.
Цель программы разделяется на целевые задачи, обеспечивающие достижение главной цели по этапам реализации Программы.
Целевой задачей первого этапа является систематизация информационных потоков для формирования базы данных по статистическим и социологическим показателям, отражающим реализацию городских социальной и экономической политик, городских целевых программ.
Целевой задачей второго этапа является формирование системы информационных продуктов анализа и прогнозирования социальной ситуации в г. Перми.
Целевой задачей третьего этапа является адаптация системы показателей социального мониторинга к потребностям органов местного самоуправления разного иерархического уровня, обеспечивающей оперативное использование информационных продуктов при принятии управленческих решений, интегрированной с областной и федеральной системами мониторинга.
3.4. Основные направления решения проблемы
Достижение цели и основных задач Программы будет осуществляться по следующим основным направлениям.
Систематизация показателей социального мониторинга.
В процессе систематизации показателей социального мониторинга необходимо разделить объекты и процессы, а также информационные системы их обеспечивающие. Так, данные о стационарных объектах социального мониторинга (школы, больницы и т.п.) необходимо систематизировать, используя принцип геоинформационных систем (ГИС), электронных карт города. Данные о процессах формируются в динамические ряды и обрабатываются на основе электронных таблиц. Предпочтение электронным таблицам было отдано в связи с тем, что нынешняя статистика меняется практически ежегодно, между тем, современные таблицы оснащены мощными средствами хранения, обработки и представления информации и при этом сохраняют гибкость в модификации. Более того, с помощью достаточно простых средств программирования таблицы объединены в комплекс, обладающий такой функциональностью, как поисковая система, расчетные показатели, автоматизированные выборки, автоматическая перестройка графиков и диаграмм и др. Ввод и математическая обработка данных социологических опросов также могут быть реализованы на базе электронных таблиц.
Система показателей социального мониторинга в своей первой редакции была утверждена Решением Пермской городской Думы 16.02.96 г. N 6. Ныне действующий вариант системы показателей был утвержден в 1997 г. (Распоряжение Главы города от 21.08.97 г. N 552-р).
Необходимо упорядочить действующую систему показателей социального мониторинга, сгруппировать их по разделам поисково - справочной системы, учитывая при этом требования органов местного самоуправления разного уровня, действующие стандарты и нормы, в т.ч. государственной статистики, возможности наблюдения за ходом реализации концепций социальной и экономической политик в г. Перми в 1998 - 2000 гг., влияние городских целевых программ на социально - экономическую ситуацию в городе, необходимость автоматизации сбора, обработки и оперативность представления информации руководству города, потребности анализа и прогнозирования.
Разработка информационно - графической системы анализа и прогнозирования социальной ситуации г. Перми
Систематизированные данные показателей должны интегрироваться в специализированные пакеты программ по социально - экономическому анализу и прогнозированию и использоваться при улучшении качества управленческих решений.
Особое значение придается решению задач, связанных с анализом многоаспектных проблем межведомственного характера - узловых проблем. Совершенствование заключается в том, что вводится дополнительный, более глубокий уровень обработки информации. Анализ на основе первичной обработки информации углубляется в направлении выявления основных факторов, причин изменения социальной ситуации, установления взаимозависимости и взаимовлияния анализируемых явлений, поиска и обнаружения проблемных областей в социальной сфере.
Следующим этапом является прогнозирование изменения социальной ситуации, моделирование социально - экономических процессов, их оптимизация, выработка рекомендаций для повышения качества управленческих решений.
Важное значение приобретает разработка или приобретение прикладных программ, позволяющих определять сводные интегрированные показатели типа "качество (уровня) жизни", "социальной напряженности", "социального благополучия".
Решение этих задач будет осуществляться прежде всего за счет привлечения специалистов на договорных условиях и разработки программ с учетом специфики города.
Формирование целостной оперативной системы социологического мониторинга.
В рамках Программы будет создана информационная база данных социологического мониторинга на основе проведения городских социологических опросов населения с учетом постоянной случайной квотной выборки респондентов. Основным достоинством системы социологического мониторинга является возможность фиксировать динамику общественного мнения по интересующим органы местного самоуправления проблемам. В данном аспекте система социологического мониторинга выступает источником входящей информации для проблемно - ориентированных баз данных.
Кроме того, система социологического мониторинга будет использоваться в двух качествах:
- как инструмент для проведения прикладных исследований по социально - экономической проблематике;
- как механизм обратной связи между Администрацией, Пермской городской Думой и населением города.
Комитетом планируется регулярно (минимум ежеквартально) проводить социологические опросы по репрезентативной выборке. Для проведения опросов будут привлекаться на конкурсной основе специалисты социологических организаций как пермских, так и являющихся филиалами иногородних фирм.
Мониторинг будет охватывать три основные темы:
- уровень и качество жизни населения города;
- рейтинги Администрации, Пермской городской Думы, политических деятелей и партий, общественных движений России;
- политическое сознание и гражданская активность населения.
Планируется проведение специализированных, проблемных социологических исследований.
Мониторинг городских целевых программ.
Одной из особенностей Программы социального мониторинга является наблюдение за ходом реализации городских целевых программ и их влиянием на изменение социально - экономической ситуации в г. Перми.
Объектами мониторинга являются утвержденные Пермской городской Думой и принятые к финансированию в текущем году городские социальные и экономические программы.
Особое внимание в ходе мониторинга будет обращено на финансирование городских целевых программ из бюджета, социально - экономическую эффективность расходования бюджетных средств, влияние городских целевых программ на социально - экономическую ситуацию в городе.
3.5. Сроки и этапы реализации программы
Учитывая, что социальный мониторинг является информационно - аналитической системой, отражающей ход реализации Концепций социальной и экономической политики в г. Перми на весь срок их действия, срок действия программы целесообразно установить на 1998 - 2000 гг.
Целевые задачи программы, раскрытые в разделе 3.3, будут последовательно решаться в течение трех этапов: первый этап - 1998 г.; второй этап - 1999 г.; третий этап - 2000 г.
3.6. Система программных мероприятий
Перечень программных мероприятий и смета расходов на их реализацию утверждается решением Пермской городской Думы после принятия бюджета города. В перечень мероприятий до его утверждения могут быть внесены дополнения и изменения.
Перечень мероприятий по реализации программы социального
мониторинга на 1998 г.
N п/п |
Мероприятия | Сроки исполнения |
Исполнитель | Финансовые затраты, тыс. руб. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Формирование перечня и базы данных показателей оценки выполнения ГЦП |
1 полу- годие |
комитет по перспектив- ному развитию города |
не требуется |
2 | Разработка системы показателей для социально - экономических паспортов районов и города |
2 квартал | то же | то же |
3 | Формирование социально - экономического паспорта города |
3 квартал | то же | то же |
4 | Разработка перечня нормативных показателей, определение источников их получения, формирование банка данных |
3 квартал | специалисты, привл. на договорной основе |
2,0 |
5 | Отработка перечня, схемы получения и формирование базы данных дополнительных показателей характеристики отраслей социальной сферы |
2 квартал | специалисты, привл. на договорной основе |
2,0 |
6 | Разработка системы показателей реализации концепции экономической политики, источников и схемы поступления информации, формирование базы данных |
2 полу- годие |
специалисты, привл. на договорной основе |
2,0 |
7 | Разработка нормативных документов для правового обеспечения реализации программы (перечень представлен в разделе 4) |
по мере необходи- мости |
комитет по перспектив- ному развитию города |
то же |
8 | Проведение городских социологических опросов: - 1-го - 2-го |
апрель-май октябрь- ноябрь |
определяется на договорной основе то же то же |
50,0 25,0 25,0 |
9 | Приобретение лицензионных программных продуктов типа: FINE READER (для сканирования), MATH LAB, STATISTICA, STADIA, FAS (для стат. обработки данных) |
2 квартал | то же | 9,0 |
10 | Приобретение оргтехники, всего - 2 компьютеров Pentium-233 в комплекте с лазерным принтером - лазерного принтера HP LaserJet ксерокса Canon Fs 230 |
III кв. III кв. III кв. |
то же то же то же |
27,0 21,0 2,0 4,0 |
11 | Приобретение годовых статистических справочников по РФ |
III кв. | комитет по перспектив- ному развитию города |
2,0 |
12 | Оплата информационных услуг областного комитета государственной статистики |
ежеквар- тально |
городское финансовое управление |
4,0 |
13 | Формирование и выпуск информационного бюллетеня |
ежеквар- тально |
комитет по перспектив- ному развитию города |
10,0 |
Итого: 108,0
Перечень мероприятий по реализации программы социального
мониторинга на 1999 г.
N п/п |
Мероприятия | Исполнитель | Финансовые затраты, тыс. руб. |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Отработка методики и разработка частных моделей по отдельным блокам мониторинга: - факторного анализа - прогноза |
комитет по перспективному развитию города, специалисты на договорной основе |
50,0 50,0 |
2 | Отработка методики прогнозирования влияния ГЦП на социальную ситуацию |
то же | 5,0 |
3 | Создание программного продукта СУБД (системы управления базой данных) |
то же, специалисты на договорной основе |
13,0 |
4 | Проведение городских социологических опросов: - 1-го - 2-го - 3-го |
определяется на договорной основе то же то же то же |
75,0 25,0 25,0 25,0 |
5 | Приобретение оргтехники, всего в том числе: - 1 компьютера в комплекте с лазерным принтером и сканером - ксерокса |
то же то же то же |
35,0 15,0 20,0 |
6 | Приобретение годовых статистических справочников по РФ |
комитет по перспективному развитию города |
3,0 |
7 | Оплата информационных услуг областного комитета государственной статистики |
комитет по перспективному развитию города |
4,0 |
8 | Формирование и выпуск информационных бюллетеней |
комитет по перспективному развитию города |
15,0 |
9 | Приобретение лицензионных программных продуктов для факторного анализа и прогнозирования |
определяется на конкурсной основе |
16,0 |
10 | Разработка необходимых нормативных документов |
комитет по перспективному развитию города |
не требуется |
Итого: 266,0
Перечень мероприятий по реализации программы социального
мониторинга на 2000 г.
N п/п |
Мероприятия | Исполнитель | Финансовые затраты, тыс. руб. |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Ранжирование мониторинговой информации по иерархическим уровням управления городом |
комитет по перспективному развитию города, специалисты на договорной основе |
10,0 |
2 | Интегрирование системы мониторинга с федеральной и областной системами |
комитет по перспективному развитию города |
не требуется |
3 | Проведение городских социологических опросов - 1-го - 2-го - 3-го |
определяется на конкурсной основе то же то же то же |
75,0 25,0 25,0 25,0 |
4 | Разработка модели комплексного вариантного прогноза социальной ситуации |
то же | 145,0 |
5 | Приобретение годовых статистических справочников по РФ |
комитет по перспективному развитию города |
3,0 |
6 | Оплата информационных услуг областного комитета государственной статистики |
комитет по перспективному развитию города |
5,0 |
7 | Формирование и выпуск информационных бюллетеней |
комитет по перспективному развитию города |
20,0 |
8 | Приобретение лицензионных программных продуктов для построения многофакторных моделей |
определяется на конкурсной основе |
16,0 |
9 | Разработка необходимых нормативных документов |
комитет по перспективному развитию города |
не требуется |
Итого: 274,0
4. Обеспечение реализации программы
4.1. Правовое обеспечение
В целях правового обеспечения реализации Программы целесообразно подготовить следующие нормативные акты:
- Решение Пермской городской Думы об утверждении Программы социального мониторинга на 1998 - 2000 гг.;
- Решение Пермской городской Думы об использовании экономии бюджетных средств по городским целевым программам на дополнительное финансирование мероприятий программ;
- Постановление Главы города, определяющее перечень показателей социального мониторинга, организации города и подразделения городской Администрации, предоставляющие информацию, ответственных за предоставление информации, сроки предоставления информации;
- Постановление Главы города о регламенте работы с базой данных мониторинга подразделений Администрации города;
- Постановление Главы города о взаимодействии Администрации города и областного комитета государственной статистики по отработке системы показателей социально - экономического развития города;
- Постановление Главы города о введении и порядке работы с социально - экономическими паспортами районов города;
- Распоряжение Главы города о мониторинге городских целевых программ;
- Распоряжение Главы города об организации и проведении социологического опроса жителей города.
4.2. Ресурсное обеспечение
Для решения задач Программы предусматривается бюджетное финансирование в следующих объемах: первый этап (1998 г.) - 108,0 тыс. руб.; второй этап (1999 г.) - 266 тыс. руб.; третий этап (2000 г.) - 274 тыс. руб. Общий объем финансирования из городского бюджета - 648 тыс. руб. Экономия бюджетных средств (утвержденных на реализацию программы) направляется на дополнительное финансирование мероприятий программы.
В ходе реализации Программы могут привлекаться внебюджетные средства, как правило, за счет передачи заинтересованным организациям мониторинговой информации. Оплата работ производится на договорной основе.
Конкретная потребность в материально - технических ресурсах, необходимых для выполнения Программы, выражается в приобретении необходимой компьютерной и оргтехники, лицензионных программных продуктов и составляет в денежном выражении на первом этапе - 36,0 тыс. руб., на втором этапе - 51,0 тыс. руб. и на третьем этапе - 16,0 тыс. руб.
Расчеты потребности приведены в разделе 3.6 Программы.
В связи с увеличением объема работ, связанных с решением задач сбора, анализа информации, прогнозирования изменения социально - экономической ситуации, необходимо ввести в штат отдела мониторинга и прогнозирования комитета по перспективному развитию дополнительную ставку ведущего специалиста.
4.3. Организация управления программой
Муниципальным заказчиком Программы является заместитель Главы города по вопросам общественного контроля и перспективному развитию В.Н.Зотин, руководителем Программы - председатель комитета по перспективному развитию города А.М.Елохов. Ответственным исполнителем Программы является начальник отдела мониторинга и прогнозирования комитета по перспективному развитию города Л.М.Новикова. Исполнение Программы обеспечивают сотрудники указанного отдела и, привлекаемые по договору подряда, специалисты сторонних организаций.
Взаимодействие муниципального заказчика, руководителя Программы и ответственного исполнителя Программы осуществляется в соответствии с положениями Порядка разработки и реализации городских целевых программ, утвержденного Решением Пермской городской Думы от 23.09.97 г. N 146.
Взаимоотношения руководства Программы с федеральными и областными органами государственной власти строятся на принципах сотрудничества и взаимного обмена полезной информацией как на платной, так и на безвозмездной основе. Взаимоотношения руководства Программы с отраслевыми комитетами и управлениями Администрации города регулируются соответствующими Постановлениями и Распоряжениями Главы города об организации социального мониторинга, как правило, на безвозмездной основе.
Контроль выполнения Программы и отчетность о ходе ее реализации определяется в соответствии с Решением Пермской городской Думы от 23.09.97 г. N 146.
Финансирование Программы осуществляется из городского бюджета ежеквартально в соответствии с утвержденной сметой расходов (Приложение 1).
5. Ожидаемый социально - экономический эффект от
реализации программы
Реализация программы социального мониторинга обеспечивает получение как социального, так и экономического эффектов.
Оценка социальных результатов программы предполагает, что в ходе мониторинга производится определение соответствия условий жизнедеятельности горожан социальным нормам, стандартам и условиям соблюдения прав человека, т.е. уровня качества жизни населения города.
Отклонения, выявленные в ходе мониторинга, позволяют органам местного самоуправления принимать соответствующие меры, обеспечивающие улучшение ситуации, предотвращения социальных конфликтов. Таким образом, социальный мониторинг способствует формированию позитивного общественного мнения о деятельности органов местного самоуправления, является одним из факторов повышения доверия к руководству города.
К числу показателей социального эффекта от реализации программы социального мониторинга можно отнести улучшение социальной ситуации в городе, отсутствие (или снижение) социальной напряженности, социальных конфликтов. Позитивная динамика этих показателей свидетельствует о правильном использовании органами местного самоуправления информации социального мониторинга и оперативном принятии всех необходимых мер, т.е. эффективности функционирования аппарата управления.
К числу социальных результатов можно отнести и повышение уровня информированности населения города о мерах, предпринимаемых органами местного самоуправления по решению социальных проблем города.
Оценка экономических результатов программы основывается на определении коммерческих и бюджетных эффектов.
Коммерческие (финансовые) эффекты программы обусловлены превышением доходов над расходами в инвестиционной, операционной (торговой и производственной) и финансовой сферах предпринимательской деятельности города при правильном использовании результатов социального мониторинга, его статистической и социологической информации.
К числу коммерческих результатов можно отнести изменение структуры предпринимательского сектора города, динамика количества малых предприятий разного профиля по районам города, рост налоговых поступлений в бюджет города, доходов от пользования земельными участками, снижение цены реализации продукции.
Бюджетные эффекты программы отражают влияние мониторинговой информации на доходы и расходы городского бюджета. Информация социального мониторинга должна учитываться органами местного самоуправления при выявлении проблемных групп населения, отраслей и сфер экономики города, которые нуждаются в адресном бюджетном финансировании, определении направлений и приоритетов бюджетной политики, при разработке и реализации городских инвестиционных (экономических) и социальных целевых программ.
Бюджетный эффект от использования мониторинговой информации проявляется опосредованно и может оцениваться через: внутреннюю норму бюджетной эффективности, срок окупаемости бюджетных затрат, степень финансового участия города в реализации ГЦП, рост доходной части городского бюджета за счет налоговых поступлений, доходов от конкурсов и тендеров, пользования природными ресурсами, штрафов и санкций, рост доходов во внебюджетные фонды.
Программа социального мониторинга позволяет сотрудникам органов местного самоуправления экономить рабочее время, необходимое для получения необходимой социально - экономической информации и ее первичную обработку. В результате экономятся бюджетные средства, идущие на оплату труда "чиновников", а последние имеют возможность сосредоточить свои силы на выработке управленческих решений. Если это не происходит, то это свидетельствует о необходимости повышения квалификации сотрудников в соответствующих подразделениях Администрации города и районы. Оценить этот процесс можно по изменению структуры и численности работников Администрации города и районов.
Положительная динамика указанных выше показателей свидетельствует о том, что органы местного самоуправления используют информацию социального мониторинга, сама эта информация оперативна и качественна, является ресурсом управления и позволяет вырабатывать правильные управленческие решения, приносящие пользу всему населению города.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.