Глава города Перми |
А.Л.Каменев |
Приложение
к решению Пермской городской Думы
от 24 апреля 2001 г. N 50
Программа по оказанию скорой медицинской помощи
населению города Перми на 2001 - 2003 гг.
Содержание программы:
1. Паспорт ГЦП
1.1. Регистрационный номер __________________________
1.2. Полное наименование программы: "Программа по оказанию скорой медицинской помощи населению города Перми на 2001 - 2003 гг."
1.3. Условное (краткое) наименование: ГЦП "03".
1.4. Цель программы - создание условий для нормализации работы скорой медицинской помощи с населением г. Перми.
1.5. Муниципальный заказчик - администрация г. Перми, заместитель Главы города О.В.Мясников
1.6. Руководитель программы - администрация г. Перми, начальник управления здравоохранения Ш.А.Биктаев, тел. 12-65-63
1.7. Сроки реализации программы: 2001 - 2003 годы.
2. Основные понятия и термины
Скорая медицинская помощь - система экстренной медицинской помощи больным и пострадавшим при угрожающих жизни и здоровью человека состояниях и травмах, оказываемой в местах происшествия: на улице, в общественных местах, учреждениях, на дому и в пути следования при доставке заболевшего в больницу.
Критическое состояние - крайняя степень любой патологии, при которой требуется искусственное замещение или поддержка жизненно важных функций.
Медицина критических состояний - раздел здравоохранения, занимающийся больными, которые находятся в критическом состоянии или с большой вероятностью могут в него впасть.
Подстанция скорой помощи - филиал станции в каждом районе города, с транспортной доступностью до границ района не более 15 минут.
Цель скорой помощи - оказание экстренной медицинской помощи на догоспитальном этапе, которое предполагает купирование болезненных расстройств и восстановление жизненно важных функций.
Доступность скорой помощи - возможность населения качественно и в срок получать гарантированный набор бесплатных услуг скорой медицинской помощи.
Центральная диспетчерская - структурное подразделение станции скорой медицинской помощи, обеспечивающее централизованный прием обращений населения за скорой медицинской помощью, своевременное направление выездных бригад скорой медицинской помощи на место вызова, оперативно управляет и контролирует работу выездных бригад.
3. Основные положения программы
3.1. Введение
Разработка ГЦП "03" обусловлена ухудшением материально - технической базы станции скорой медицинской помощи, что не соответствует потребностям населения, общему уровню развития здравоохранения города, возможностям современной медицины.
Программа направлена на решение самых неотложных и ключевых вопросов совершенствования оказания скорой медицинской помощи:
- приведение материальной базы и оснащенности бригад скорой помощи в соответствие с требованиями времени;
- развитие организационной структуры диспетчерской и средств связи;
- разработка информационной системы сбора и обработки информации для оценки, прогноза и планомерного развития службы скорой помощи;
- повышения квалификации и подготовка кадров.
Выполнение данной программы создаст основу современной службы скорой медицинской помощи.
3.2. Характеристика проблемы
Организационная и географическая (расположение подстанций по районам города) структура станции скорой помощи складывалась на протяжении последних 30 лет и практически отвечает нуждам города и требованиям ведомственных документов. Районные подразделения станции (подстанции) имеют в своем составе бригады, оказывающие специализированную догоспитальную помощь населению конкретного района.
Управление бригадами из Центральной диспетчерской, куда поступают звонки со всей территории города, позволяет при длительном ожидании обслуживания вызовов в одном из районов города направлять туда бригады соседних подстанций.
Однако организация, уровень и качество оказания скорой медицинской помощи в Перми не соответствуют современным требованиям и нуждаются в коренном улучшении: обновление медицинского оборудования, приобретение специальной одежды, необходимого инструментария и медикаментов, обеспечение средствами индивидуальной защиты, оснащение современными средствами связи.
Следствием постоянного напряжения и высокой интенсивности работы является частая сменяемость кадров. По штату на станции скорой помощи работает: врачей - 352 человека, средних медицинских работников - 501 человек. Текучесть кадров составляет 12,6% (103 человека).
Машины для выездных бригад арендуются станцией скорой помощи в автотранспортном предприятии "Санитарный автотранспорт". Оперативность прибытия на вызов определяется техническим состоянием машин и знанием районов города водителями. Быстрый износ санитарного транспорта (до 4 лет вместо 8 по нормам) и несвоевременная его замена приводят к частым поломкам и сходу автотранспорта с линии. На станции работает в круглосуточном режиме 74 автомашины. Из них в 1990 году требовалось заменить 21 единицу, получено 15 единиц, в 1995 году - 36 и 11 соответственно, в 1997 году - 45 и 10. Последние три года обновление парка не проводилось.
Повышенный износ медицинского оборудования, работающего в круглосуточном режиме от 3 до 5 лет вместо 12 по нормам, связан со спецификой работы скорой помощи (резкие перепады температуры окружающей среды, удары, вибрация, повышенная влажность), а также отсутствием финансирования на текущий и капитальный ремонты. Необходимо современное медицинское оборудование для выполнения стандартов диагностики и оказания скорой медицинской помощи как реального инструмента повышения уровня ее качества.
Отсутствует нормативно - правовая база и положение о службе скорой медицинской помощи города, в котором определены права и обязанности руководства и сотрудников. Работники скорой медицинской помощи не защищены в социально - правовом отношении.
Служба скорой медицинской помощи испытывает большие трудности в обеспечении лекарственными средствами (до 30% от потребности), медицинской техникой, специальной портативной лечебно - диагностической аппаратурой (40 - 60% от необходимого). Вместе с тем бригады скорой медицинской помощи выполняют в течение года до 300 тыс. вызовов к населению г. Перми. Структура вызовов, выполненных за последние пять лет, приведена ниже. Из них:
острые сердечно - сосудистые заболевания 37%
хирургическо - акушерская патология 21%
острые инфекционные заболевания 14,6%
травматизм (включая производственный, 12,4%
дорожно - транспортный и криминальный)
Материально - техническая база станции скорой медицинской помощи находится в неудовлетворительном состоянии, препятствуя лечебно - диагностическому процессу:
- аварийное состояние зданий подстанций Кировского, Мотовилихинского и Свердловского районов;
- неотложная потребность в капитальном ремонте Центральной, Дзержинской и Гайвинской подстанций;
- набор лечебно - диагностической аппаратуры составляет 40% от требуемого; износ оборудования от 80 до 100%;
- аппаратура радиосвязи выездных бригад не обеспечивает надежной и устойчивой связи с оперативным отделом;
- отсутствует непосредственная радиосвязь выездных бригад с нарядами милиции, расчетами пожарных, центрами спасателей и медицины катастроф;
- отсутствуют резервные и автономные источники электроснабжения подстанций.
3.3. Цель и задачи программы
Целью программы является создание условий для нормализации работы скорой медицинской помощи с населением г. Перми.
Задачи:
- приведение материальной базы и оснащенности бригад скорой помощи в соответствие с санитарно - техническими нормами для полного удовлетворения потребностей населения в услугах скорой медицинской помощи;
- улучшение ресурсного обеспечения лекарственными средствами, санитарным транспортом, изделиями медицинского назначения для оказания качественной и полной помощи населению;
- развитие организационной структуры диспетчерской для уменьшения времени ожидания населением прибытия выездной бригады;
- развитие информационной системы сбора и обработки информации по выполненным вызовам для оценки, прогноза и планомерного развития службы;
- улучшение профессиональной подготовки медицинских кадров для повышения качества диагностики и оказания квалифицированной медицинской помощи населению;
- повышение социально - правовой защищенности работников;
- совершенствование системы оперативного управления выездными бригадами путем комплектования устойчивыми средствами связи.
3.4. Основные пути решения проблемы, этапы и сроки реализации программы
Имеются три пути решения существующей проблемы:
- организационный - это изменение и оптимизация сложившейся структуры станции скорой помощи;
- материально - технический - это оснащение выездных бригад и диспетчерской службы современным медоборудованием, средствами связи и обработки информации, создание комфортных условий для работы и отдыха;
- информационный - это обучение сотрудников, работающих на выездах, новым методикам оказания экстренной медицинской помощи; обучение населения, работников оперативных, транспортных и ремонтных служб города оказанию экстренной медицинской помощи; пропаганда в средствах массовой информации здорового образа жизни, сбор и обобщение данных по группам риска среди населения, предоставление данной информации в вышестоящие органы городского управления.
Первый путь на сегодняшний момент не актуален. Существующая структура станции скорой медицинской помощи пока отвечает нуждам города. Изменения потребуются при застройке новых микрорайонов города или существенном расширении существующих. На реализацию второго и третьего путей и нацелена данная программа.
Программа по оказанию скорой медицинской помощи населению г. Перми рассчитана на 2001 - 2003 годы и состоит из трех этапов.
На первом этапе (2001 год) необходимо приступить к:
1. оснащению транковой радиосвязью выездных бригад и диспетчерской;
2. капитальному ремонту Центральной подстанции;
3. передислокации подстанций Кировского, Мотовилихинского и Свердловского районов;
4. модернизации компьютерной сети и устаревших моделей ПК;
5. оснащению выездных бригад медицинским оборудованием.
На втором этапе (2002 год) и третьем этапе (2003 год) предусматривается:
1. дооснащение транковой радиосвязью выездных бригад и диспетчерской;
2. завершение передислокации подстанций Кировского и Свердловского районов;
3. продолжение модернизации компьютерной сети и устаревших моделей ПК;
4. оснащение выездных бригад медицинским оборудованием;
5. обеспечение унифицированной формой;
6. обеспечение автономными источниками электроснабжения.
В течение всех трех этапов реализации ГЦП "03" будут производиться:
- строительство и приобретение зданий, ремонт и реконструкция существующих;
- улучшение оснащения выездных бригад оборудованием, транспортом и кадрами;
- совершенствование подготовки специалистов.
Учитывая этапность программы, нестабильность экономической ситуации, дефицит бюджетных средств, мероприятия ежегодно будут уточняться, дополняться и утверждаться Пермской городской Думой (в том числе объемы финансирования) в соответствии с направлениями ГЦП "03" и на основе определения эффекта от их реализации на предыдущем этапе и выбора приоритетов.
Данная программа принимается в связи с тем, что из-за скудности бюджетного финансирования городского здравоохранения, материально - техническая база не обновлялась на протяжении последних 7 лет. В связи с этим возникла необходимость сконцентрировать финансовые ресурсы на решении конкретных задач.
3.5. Система программных мероприятий
N п/п |
Наименование | Срок | Исполнитель |
3.5.1 | Оснащение современными средствами связи: - Базовый ретранслятор - Стационарные станции - Возимые станции - Носимые станции - Комплекс модемной связи - Пусконаладочные работы |
2 кв. 2001 гг. 2003 г. 2002 - 2003 гг. 2 кв. 2001 г. 2002 - 2003 гг. 2 - 3 кв. 2001 г. |
По результатам тендера, управление здравоохранения |
3.5.2 | Развитие системы энергоснабжения: - Дизель - электрические станции - Кабельные линии |
2002 - 2003 гг. 2002 - 2003 гг. |
По результатам тендера, управление здравоохранения |
3.5.3 | Развитие оперативной компьютерной сети: - Компьютеры - Принтеры - Переносный жесткий диск - Модемы - Сканер - Записывающий дисковод СD - пишущие СD - диски - Сетевые фильтры - Источники бесперебойного питания - ПО MS Windows 2000 - ПО MS Office 2000 - ПО MS VISUAL FOX PRO 5.0 - ПО "ADIS" (разработчик фирма НСТ, г. Москва) <*> - Сетевые карты - Обучение сотрудников (сертификация работ с ЦМХ, курсы, г. Москва) |
2 кв. 2001 г. 2 кв. 2001 г. 2001 - 2003 гг. 2002 - 2003 гг. 2002 - 2003 гг. 2002 - 2003 гг. 2002 - 2003 гг. 2002 - 2003 гг. 2002 - 2003 гг. 2002 г. 2002 г. 3 кв. 2001 г. 3 кв. 2001 г. 2002 - 2003 гг. 2 - 3 кв. 2001 г. |
По результатам тендера, управление здравоохранения |
3.5.4 | 1. Разработка Положения о службе скорой помощи 2. Специализация и обучение медицинских работников |
3 кв. 2001 г. 2002 - 2003 гг. |
1. МУЗ "ПГССМП", временная рабочая группа 2. Управление здравоохранения, ПГМА и медучилище повышения квалификации медработников |
3.5.5 | Проектные и ремонтно - строительные работы: 1. Разработка проектно - сметной документации, производство изыскательских работ и начало строительства КПП на Центральной подстанции (ул. Попова, 54) 2. Передислокация подстанции Кировского района в приспособленное здание. Ремонт здания 3. Строительство заборов по периметру территории подстанций Индустриального, Орджоникидзевского и Дзержинского районов 4. Реконструкция и дополнительное строительство элементов забора на Центральной подстанции 5. Реконструкция помещений бывшей подстанции Индустриального района под общежитие сотрудников (Постановление администрации г. Перми N 2000 от 01.07.1998 г.) 6. Закупка оборудования прачечной для стирки белья на базе подстанции Индустриального района 7. Передислокация подстанции Свердловского района |
2002 - 2003 гг. 2002 г. 2002 - 2003 гг. 2002 - 2003 гг. 2002 - 2003 гг. 2002 г. 2003 г. |
По результатам тендера, управление здравоохранения Управление здравоохранения |
3.5.6 | Оснащение выездных бригад медоборудованием и спецодеждой: - Носилки ковшовые - Матрац вакуумный - Вакуумный отсос - Пневмошины для иммобилизации конечностей - Комплект для иммобилизации шейного отдела позвоночника - Отсос механический - Cardio Pump - Мешок дыхательный AMBU - Ящик выездной - Ларингоскоп со сменными клинками - Аппарат дыхательный (типа Medumat) - Дефибриллятор с универсальным питанием - Кардиостимулятор - Электрокардиограф - Пульсоксиметр (типа Nonin) - Спецодежда для выездного персонала |
2001 - 2003 гг. 2001 - 2003 гг. 2001 - 2003 гг. 2001 - 2003 гг. 2001 - 2003 гг. 2001 - 2003 гг. 2001 - 2003 гг. 2001 - 2003 гг. 2001 - 2003 гг. 2001 - 2003 гг. 2001 - 2003 гг. 2001 - 2003 гг. 2001, 2002 гг. 2001 - 2003 гг. 2001, 2002 гг. 2001 - 2003 гг. |
По результатам тендера, управление здравоохранения |
<*> Данная фирма является единым разработчиком программного обеспечения диспетчерской службы "03" по Российской Федерации. Ее программа установлена в 14 крупных городах России.
4. Организация управления и реализации программы
Управление программой осуществляет руководитель программы.
Муниципальный заказчик уполномочен:
заказывать и финансировать разработку и реализацию ГЦП;
определять формы и методы организации управления ГЦП;
осуществлять текущий контроль за ходом разработки и реализации ГЦП.
Руководитель программы:
организует согласование проекта ГЦП со всеми заинтересованными структурными подразделениями администрации города и городскими организациями (учреждениями, предприятиями);
направляет согласованный проект ГЦП с необходимым комплектом сопроводительных документов в управление экономики и инвестиций;
в случае несогласия с отклонением представленного проекта, имеет право обратиться к Главе города или в Пермскую городскую Думу с просьбой дополнительного рассмотрения проекта ГЦП;
заключает договоры (контракты) с исполнителями программных мероприятий на основании проведенных тендеров;
сообщает в письменной форме в управление экономики и инвестиций и финансовое управление о заключенных договорах (контрактах) со всеми участниками реализации программы по ее финансированию из внебюджетных источников, бюджетов РФ, области, города;
с учетом выделенных на реализацию финансовых средств, ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации программы, состав ответственных исполнителей;
при необходимости, в установленные сроки, вносит предложения в управление экономики и инвестиций и финансовое управление о продлении срока реализации целевой программы;
отчитывается (при необходимости) перед Главой города и городской Думой.
Ответственный исполнитель:
участвует в подготовке и проведении тендеров, заключении договоров (соглашений, контрактов) на выполнение программных мероприятий;
на основании заключенных договоров (контрактов) участвует в реализации программы и отвечает за выполнение отдельных направлений ГЦП (подпрограмм), обеспечивает выполнение программных мероприятий;
в установленном порядке несет ответственность перед руководителем ГЦП за использование финансовых средств, выделенных на реализацию программных мероприятий;
по заданию руководителя ГЦП участвует в подготовке отчетных материалов по вопросам реализации программных мероприятий.
Контроль за ходом реализации программы производится муниципальным заказчиком, руководителем программы, муниципальным управлением экономики и инвестиций, финансовым управлением и Пермской городской Думой.
4.1. Правовое обеспечение
Разработка ГЦП "03" основана на Постановлении Правительства РФ за N 888 от 30 июля 1994 года о федеральной целевой программе "Совершенствование оказания скорой и неотложной медицинской помощи населению Российской Федерации на 1995 - 1996 годы" и решением Пермской городской Думы от 09.06.98 г. N 121 "О состоянии оказания скорой медицинской помощи в г. Перми".
В ходе реализации программы необходимо разработать "Положение о службе скорой помощи", в котором отразить права, ответственность и социальные гарантии работников станции скорой медицинской помощи, права и ответственность жителей и администрации города. Для реализации этого будет создана временная рабочая группа из независимых экспертов.
4.2. Финансовое обеспечение программы
Ввиду того, что муниципальное учреждение здравоохранения "Пермская городская станция скорой медицинской помощи" не имеет внебюджетных источников финансирования, данная программа полностью финансируется из городского бюджета.
5. Ожидаемый социально - экономический эффект от
реализации программы
Реализация городской целевой программы по оказанию скорой медицинской помощи населению г. Перми на 2001 - 2003 годы позволит в ближайшие годы достичь снижения смертности на догоспитальном и госпитальном этапах оказания медицинской помощи, уменьшения потери дней временной нетрудоспособности, сокращения инвалидизации, а также уменьшения экономического ущерба городу от острых заболеваний населения, производственного, дорожно - транспортного и других видов травматизма. Отсутствие достоверных методик не позволяет прогнозировать количественное изменение перечисленных показателей. Это окажется возможным после реализации определенного этапа (отчетный год, полная реализация программы) методом сравнения с предыдущим периодом.
Оценка реализуемых задач в ходе программы приводится ниже.
N п/п |
Реализуемая задача |
Ожидаемый результат | Основные параметры оценки эффективности |
1 | Радиосвязь | - Повышение оперативности и достоверности передаваемой информации по вызовам - Возможность совместного управления с другими оперативными службами |
- Снижение времени передачи информации с 1,5 до 0,5 минуты, при повышении дальности устойчивой связи - Наличие возможности непосредственной связи с нарядами милиции и расчетами пожарных - Работа в выделенной группе с другими участниками ликвидации последствий массовых аварий и катастроф |
2 | Энергоснабжение | - Независимость от внешних условий энергоснабжения - Бесперебойная работа подразделений станции при авариях на объектах городских электрических сетей |
- Снижение уровня потери информации до 10% при аварийных отключениях энергоснабжения - Бесперебойная работа систем связи и передачи информации скорой помощи при различных чрезвычайных происшествиях |
3 | Развитие компьютерной сети |
Создание условий для: - выявления тенденций возникновения критических состояний здоровья у населения города - долговременного хранения и оперативного поиска информации по вызовам - проведение сравнительного анализа эффективности работы станции с аналогичными станциями других городов РФ |
- Увеличение срока хранения информации по выполненным вызовам с 3 до 5 лет на электронных носителях |
4 | Социально - правовая защищенность |
Социально - правовая защищенность сотрудников |
Снижение текучести кадров с 12,6 до 10% в год |
5 | Проектные и строительные работы |
- Ликвидация угрозы закрытия подстанций, находящихся в аварийных зданиях; - Уменьшение затрат на содержание непригодных к эксплуатации зданий; - Улучшение комфорта жизни населения в зданиях, где расположены подстанции; - Приведение помещений подстанций в соответствие санитарно - гигиеническим нормам |
- Сокращение затрат на аварийные ремонтно - восстановительные работы на 30%; - Выполнение требований СЭС, пожарной охраны и милиции к помещениям станции; - Снижение заболеваемости сотрудников станции на 10%; - Соответствие помещений подстанций должному типовому набору помещений для отдыха выездного персонала, работы лечебно - диагностических, вспомогательных подразделений и служб |
6 | Оснащение выездных бригад медоборудованием и спецодеждой |
- Улучшение диагностики на догоспитальном этапе; - Повышение качества оказания медицинской помощи; - Повышение безопасности работы выездного персонала |
- Уменьшение затрат на медикаменты для проведения лечения на 20% от плановой потребности - Уменьшение времени оказания помощи на вызове с 30 до 22 мин. - Улучшение преемственности работы бригад скорой помощи и ЛПУ (уменьшение расхождений диагнозов до 5%) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Пермской городской Думы от 24 апреля 2001 г. N 50 "Об утверждении целевой "Программы по оказанию скорой медицинской помощи населению города Перми на 2001 - 2003 гг."
Текст Решения официально опубликован не был