Законодательное Собрание Пермской области постановляет:
1. Принять Концепцию социальной политики в Пермской области (прилагается).
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Законодательного Собрания |
Н.А.Девяткин |
Приложение
к постановлению Законодательного Собрания Пермской области
от 22 ноября 2001 г. N 1898
Проект
Второе чтение
Концепция
социальной политики в Пермской области Пермь 2001 г.
Общие положения
Современная социально-экономическая ситуация в Пермской области диктует необходимость повышения эффективности социальной политики, концентрации усилий на решении наиболее острых социальных проблем, совершенствования механизмов реализации социальной политики. В связи с этим все более актуальной становится проблема правового закрепления концептуальных представлений о сути и механизмах регулирования социального развития в регионе.
Концепция социальной политики в Пермской области разработана в связи с необходимостью системного правового упорядочения регионального регулирования социального развития. Целью этого документа является правовое установление предмета, субъектов, целей, задач, принципов, основных направлений, форм и методов регулирования социального развития в регионе. Концепция социальной политики должна датьдает правовые основания и перевести переводит в сферу упорядоченных и приведенных в соответствие с федеральным законодательством и интересами жителей области прежде разрозненные и не всегда легитимные действия субъектов управления в сфере социального развития.
При разработке Концепциия учитывались следующие требованиясоциальной политики в Пермской области:
1) документ должен установитьустанавливает только основы регионального регулирования социального развития, оставив оставляя значительную свободу действий органам местного самоуправления, общественным организациям и другим субъектам социальной политики;
2) документ должен определитьяет, что его ее предметом являются региональные правоотношения государственных и общественных институтов по поводу согласования интересов и потребностей отдельных индивидов и социальных групп с интересами и целями общества;
3) документ должен установитьустанавливает основные субъекты, осуществляющие социальную политику на территории области;
4) документ должен устанавливатьопределяет цели и задачи регионального регулирования развития социальной сферы с учетом интересов населения области, а также того, на каком этапе развития находится Российское общество;
5) документ должен закрепитьляет представления о ведущих принципах регионального регулирования социального развития, которыми должны руководствоваться все субъекты социальной политики;
6) документ должен определятьет основные направления социальной политики с учетом регионального социально-экономического потенциала и тех наиболее острых социальных проблем, которые характерны именно для Пермской области;
7) документ должен датьдает перечень форм и методов регионального регулирования социального развития;
8) документ должен определятьет принципы и методы оценки эффективности регулирования социального развития в регионе.
В настоящее время в экономике и социальной сфере Пермской области происходят существенные позитивные изменения, делающие необходимой и возможной смену региональной модели социальной политики. Начиная с 1992 г. в России и в Пермской области для смягчения социальных последствий экономических преобразований, сопровождающихся глубоким кризисом, используется пассивная модель социальной политики - модель выживания с акцентом на социальной защите населения. В настоящее время, когда экономика области, как и экономика России, вышла на траекторию посткризисного развития, необходимо переходить к модели развития - к активной социальной политике, заключающейся прежде всего в развитии человеческого потенциала и повышении эффективности деятельности всех отраслей социальной сферы.
Концепция активной социальной политики на основе развития человеческого потенциала исходит из того, что государство через свои функциональные и территориальные институты обеспечивает не столько равенство потребления, сколько равенство возможностей, прежде всего в сфере образования, удовлетворяет необходимый минимум потребностей в здравоохранении, гарантирует безопасность личности, соблюдение политических и гражданских прав, а также несет ответственность за создание условий, которые содействуют росту и эффективному функционированию социально-экономической системы.
При этом особое внимание уделяется четырем принципам. Первый - равенство, понимаемое как равенство возможностей. Второй - устойчивость, трактуемая как ответственность перед будущими поколениями, которые должны иметь не меньшие возможности для развития, что и нынешние. Третий - производительность, то есть инвестирование в развитие человеческих ресурсов и в создание такой макроэкономической среды, которая позволит каждому человеку в максимальной мере реализовать свой потенциал. Четвертый - содействие самостоятельности, позволяющее людям достичь такого уровня индивидуального развития, который дает им возможность осуществить выбор одной из многих альтернатив на основе собственной свободной воли.
Для реализации этих принципов необходимо обеспечить в регионе эффективное функционирование экономики, дальнейшую демократизацию всех сфер общественной жизни, приоритет права и безусловное соблюдение законов, становление полноценного гражданского общества. Только на этой основе возможно осуществление в регионе активной и эффективной социальной политики.
1. Стратегическая цель, основные задачи
и принципы социальной политики
Социальная политика - это деятельность государственных и общественных институтов, связанная с отношениями между социальными группами и индивидами по поводу условий создания и распределения общественных благ, позволяющая согласовывать коренные интересы и потребности отдельных индивидов и социальных групп с интересами и целями общества.
Основные субъекты социальной политики на территории области - законодательный и исполнительный органы государственной власти, представительные и исполнительные органы местного самоуправления, работодатели, общественные организации.
Основной целью социальной политики является обеспечение динамичного развития общественно-политической системы путем создания трудоспособным гражданам условий для поддержания благосостояния своим трудом и предприимчивостью, а нетрудоспособным, социально уязвимым слоям населения - гарантирование социальной защищенности и поддержки.
Стратегической целью социальной политики в настоящее время является создание и развитие системы новых, ориентированных на человека, общественных отношений, регулирование этих отношений и контроль над ними. Социальная политика должна быть направлена на повышение эффективности социального развития, на создание социально-экономических, правовых и организационных условий, способствующих свободному развитию и самореализации каждого человека. Современная социальная политика должна обеспечивать максимально возможный на данном этапе развития экономики области уровень социального благополучия, способствовать повышению уровня и качества жизни всех категорий населения. Социальная политика призвана создавать оптимальные условия воспроизводства населения и ослаблять социальную напряженность, нейтрализуя предотвращая и регулируя социально-классовые, профессиональные, национальные и другие конфликты.
Основные задачи социальной политики:
1) создание условий для развития человеческого потенциала путем обеспечения доступности для всего населения области качественных, бесплатных, гарантированных государством услуг образования и здравоохранения, развития науки, культуры, искусства, физической культуры и спорта;, проведение институциональных преобразований в этих сферах, а также в жилищно-коммунальном хозяйстве с целью увеличения их функционального и организационного разнообразия, расширения набора платных услуг высокого качества;
2) проведение активной политики повышения уровня жизни населения области, поддержка общественных инициатив, способствующих реализации населением возможностей самостоятельно обеспечивать свое благосостояние;
3) проведение активной политики по оптимизации занятости населения в области, создание условий, способствующих повышению предприимчивости населения;
4) формирование эффективного механизма социальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, которая объективно нарушает их жизнедеятельность, и которую они не могут преодолеть самостоятельно;
5) формирование эффективной системы защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения безопасности личности;
6) создание условий для постепенного выравнивания территориальных различий социального благополучия населения.
При разработке и реализации областной социальной политики, социальных программ и мероприятий необходимо придерживаться следующих принципов:
сочетание экономической свободы и социальной справедливости;
приоритетность интересов и потребностей жителей области при учете федеральных интересов;
системность и согласованность социальных программ и мероприятий;
последовательная смена целей и приоритетов от этапа к этапу при оптимальном сочетании и непротиворечивости долгосрочных и краткосрочных целей;
оптимальное сочетание социальной, экономической и экологической эффективности;
постоянный мониторинг социальных процессов;
стимулирование экономической и социальной активности населения;
концентрация усилий и ресурсов в проблемных и перспективных сферах социальной жизни;
адресность социальной помощи;
многоканальность финансирования социального развития;
соответствие федеральному законодательству;
демократизация управления;
гласность и открытость социальной политики;
общественный контроль за деятельностью органов власти.
2. Развитие человеческого потенциала
Главным источником экономического роста и социального прогресса является человеческий потенциал. Региональный человеческий потенциал включает приобретенные жителями области знания, квалификацию, здоровье, энергию и мотивацию, которые могут быть использованы в течение определенного периода времени в целях производства материальных и духовных благ, свободного развития и самореализации каждого человека.
2.1. Развитие интеллектуального потенциала
Высокие темпы изменений, происходящих в России и в мире, нарастающая глобализация, неизбежно усиливающаяся включенность Российского общества в общемировые процессы, стремительный технологический прогресс, в частности, информационная революция придают особое значение интеллектуальному потенциалу как интегральной части человеческого потенциала. Количественные и качественные параметры интеллектуального потенциала населения формируются прежде всего благодаря развитию образования, науки, культуры и искусства.
2.1.1. Образование
Образование, отвечающее современным потребностям, выступает в качестве ключевого фактора адаптации личности к постоянно меняющейся экономической, социальной и культурной среде, условием горизонтальной и вертикальной мобильности, способности к усвоению и продуцированию инноваций. Динамичные и неоднозначные сдвиги, происходящие в настоящее время в экономике, политической системе, культуре и массовом сознании, вызванная ими дифференциация общества, с одной стороны, требуют, а, с другой, - создают возможность ускоренного становления новой системы образования.
Основные направления развития системы образования:
придание образованию гуманистического характера, выделение в числе приоритетов образования направлений, способствующих свободному развитию человека, становлению нравственных идеалов и ценностей, воспитанию гражданственности и патриотизма;
разработка и введение новых механизмов реализации конституционных гарантий в области образования;
расширение демократичности образования, обеспечение гражданам любого возраста возможности реализации своих прав на образование;
обеспечение количественного и качественного соответствия потенциала системы образования, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров потребностям развития экономики и социальной сферы;
обеспечение соответствия структуры и качества образования потребностям развития гражданского общества;
оптимизация сети образовательных учреждений различных типов и видов, поддержка малочисленных учреждений;
формирование региональной системы обеспечения качества образования;
совершенствование региональных нормативов финансирования, материально-технического обеспечения и оснащения учреждений и организаций образования;
создание финансово-экономических условий для повышения качества образования на основе развития инновационной деятельности, вариантности учебных программ и технологии обучения;
расширение спектра дополнительных образовательных услуг;
содействие развитию сети образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования различных организационно-правовых форм, типов и видов, в том числе негосударственных;
обеспечение прав и социальной защиты детей, нуждающихся в государственной поддержке, создание детских коррекционно-диагностических и реабилитационных центров;
создание условий для реализации всеми образовательными учреждениями полномочий юридического лица, расширение их экономической самостоятельности;
значительное улучшение материально-технической базы всех учреждений, связанных с образованием и подготовкой кадров, повышение технической оснащенности учебно-воспитательного процесса на всех его этапах, компьютеризация, развитие информационно-коммуникационных сетей;
развитие дистанционного образования;
снижение многосменности учебных занятий на дневных отделениях учебных заведений и в общеобразовательных школах;
оптимизация численности и функциональной нагрузки кадрового состава образовательных учреждений, подготовка и переподготовка преподавателей, способных обеспечить проведение учебного процесса с учетом современных требований;
создание системы социальной поддержки работников образования, повышение престижа педагогического труда;
развитие общественно-государственных форм управления.
2.1.2. Наука
Одной из современных тенденций, характерных для наиболее успешно развивающихся стран и регионов, является повышение значимости научного потенциала. Сохранение, развитие и эффективное использование научно-образовательного и научно-технического потенциалов является важной предпосылкой устойчивого социально-экономического развития региона, повышения уровня и качества жизни населения области.
Основные направления развития научного потенциала:
содействие сохранению и развитию научного потенциала области, интеграции научной деятельности и образования, а также распространению и практической реализации научных достижений;
разработка и реализация региональных программ подготовки, переподготовки и индивидуальной поддержки высококвалифицированных научных кадров;
поиск, отбор и целенаправленная подготовка молодежи к научной деятельности путем привлечения студентов и молодых ученых к участию в олимпиадах, конкурсах, выставках, конференциях, оказание им государственной поддержки на основе специальных образовательных программ;
государственная поддержка в форме грантов, стипендий и премий наиболее одаренных аспирантов, докторантов и научных работников за счет средств областного бюджета;
издание учебников и учебных пособий для студентов и научных сотрудников, методических рекомендаций на основе новейших достижений науки и педагогики;
развитие региональной инфраструктуры научной, научно-технической и инновационной деятельности;
содействие развитию материально-технической базы научных исследований;
привлечение внебюджетных средств к финансированию научных исследований, разработок и экспериментов;
развитие и поддержка межрегиональных связей и международного сотрудничества в сфере научной деятельности;
поддержание информационной инфраструктуры научно-исследовательских работ, содействие развитию сети научных библиотек, субсидирование затрат научно-исследовательских организаций на пользование информационными сетями и базами данных;
социальная поддержка научных и научно-технических работников, создание условий для улучшения экономического стимулирования их труда.
2.1.3. Культура и искусство
Культура и искусство обеспечивают духовное и нравственное развитие населения области.
Основные направления развития культуры и искусства:
обеспечение единства регионального культурного и информационного пространства, сохранение демократических начал культуры, создание всем жителям области равных возможностей для получения доступа к культурным ценностям, удовлетворения своих культурных интересов и потребностей;
совершенствование региональных нормативов финансирования и материально-технического обеспечения учреждений культуры и искусства;
последовательное внедрение программно-целевых, контрактных и инвестиционных методов финансирования учреждений культуры;
внедрение механизмов бюджетного финансирования, стимулирующих привлечение организациями культуры внебюджетных средств;
увеличение финансирования культурных мероприятий, учреждений культуры и искусства из средств областного бюджета при условии повышения их художественного уровня, социальной и экономической эффективности;
укрепление материально-технической базы сферы культуры и искусства, компьютеризация и информатизация отрасли;
поддержка инновационной деятельности в сфере культуры;
целевая поддержка уникальных культурных объектов, творческих акций, коллективов и деятелей культуры и искусства;
внедрение конкурсных основ для поддержки социально значимых проектов и программ в области культуры и искусства;
сохранение, освоение и эффективное использование историко-культурного наследия области, активная пропаганда уникальности Пермской региональной культуры;
гармонизация национальных и межнациональных отношений, развитие и укрепление межрегиональных и международных культурных связей;
развитие благотворительности, меценатства и попечительства;
развитие форм социальной поддержки кадров сферы культуры, создание условий по их подготовке и повышению квалификации.
2.2. Развитие демографического потенциала
Демографический потенциал региона, характеризующийся состоянием здоровья населения, уровнем рождаемости, смертности и естественного прироста, в значительной степени зависит от состояния системы здравоохранения, а также от развития в регионе физической культуры и спорта.
2.2.1. Здравоохранение
Основные направления развития здравоохранения:
повышение эффективности профилактических мероприятий среди населения;
активизация работы по формированию и пропаганде здорового образа жизни, особенно среди молодежи, по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании, воспитание у людей потребности быть здоровыми;
дальнейшее совершенствование бюджетно-страховой медицины путем изменения системы оплаты медицинской помощи по конечному результату лечения и усилению контроля качества лечения;
повышение эффективности взаимодействия управления здравоохранения с учреждениями системы обязательного медицинского страхования: выработка единых подходов к планированию и организации медицинской помощи, контролю ее качества, совершенствование финансового контроля и учета, создание единой системы информационного обеспечения управления;
совершенствование региональных нормативов финансирования, материально-технического обеспечения и оснащения учреждений и организаций здравоохранения;
систематическое проведение реконструкции и технического перевооружения всех лечебно-профилактических учреждений с учетом реструктуризации коечного фонда;
увеличение расходов на здравоохранение и распределение их с учетом приоритетности мероприятий и уровня здоровья населения, первоочередное обеспечение профилактики и лечения социально-значимых заболеваний;
развитие системы общей врачебной практики (семейной медицины);
совершенствование лекарственного обеспечения льготных групп населения путем внедрения эффективной системы закупа, учета и контроля за реализацией медикаментов;
повышение экономической эффективности использования финансовых, материальных и кадровых ресурсов.
2.2.2. Физическая культура и спорт
Основные задачи региональной политики по поддержке физической культуры и спорта:
активизация физкультурно-оздоровительной и профилактической работы с населением с целью улучшения состояния физического здоровья граждан, в первую очередь молодежи, подростков и детей;
расширение числа клубов, центров социальной поддержки детей, подростков, инвалидов, активизация деятельности лечебно-оздоровительных организаций;
расширение и модернизация физкультурно-оздоровительных объектов массового посещения с предоставлением бесплатных услуг, в первую очередь молодежи, подросткам и детям;
улучшение качества, расширение спектра и доступности услуг, предоставляемых учреждениями физической культуры и спорта;
совершенствование системы подготовки специалистов по физическому воспитанию.
2.3. Повышение доходов населения
Основной целью политики доходов населения является создание условий для обеспечения реальных денежных доходов не ниже прожиточного минимума всем гражданам, проживающим на территории области.
Для достижения поставленной цели политика доходов населения будет направлена на решение следующих задач:
создание условий для обеспечения общего роста денежных доходов населения и повышения их реального содержания по мере подъема экономики;
создание условий, способствующих повышению роли оплаты труда как основного источника денежных доходов и важнейшего стимула трудовой активности работников наемного труда;
содействие росту доходов от самозанятости и предпринимательской деятельности, осуществление дополнительных мер по стимулированию самозанятости и предпринимательской деятельности, прежде всего в районах и городах с критической ситуацией на рынке труда;
повышение заработной платы работникам бюджетной сферы в дополнение к решениям федеральных органов власти посредством совершенствования системы премирования, доплат и надбавок к тарифным ставкам и окладам из областного и местных бюджетов с учетом величины областного прожиточного минимума;
стабильное и полное финансирование программ социальной поддержки и социальной защиты малообеспеченных категорий населения;
улучшение социального обеспечения нетрудоспособных, укрепление социальной поддержки нуждающихся групп населения, расширение сферы действия областных и местных программ социальной помощи;
упорядочение в соответствии с федеральным законодательством действующей системы льгот и компенсаций, повышение обоснованности их предоставления;
повышение эффективности использования средств, выделяемых на социальные нужды, усиление адресности социальной поддержки, более широкое привлечение внебюджетных источников финансирования;
финансовая и материальная поддержка граждан, попавших в чрезвычайные кризисные ситуации, путем предоставление различного рода пособий и ссуд.
2.4. Труд и занятость населения
В сфере труда и занятости главными задачами являются создание экономических и социальных условий для значительного повышения результативности труда, трудовой активности, развития предприимчивости и деловой инициативы, а также внедрение надежных механизмов соблюдения предприятиями всех форм собственности правовых гарантий, предоставляемых работникам наемного труда.
2.4.1. Политика занятости населения
Целью региональной социальной политики в сфере занятости населения является обеспечение постоянной занятости для всех способных и желающих трудиться в соответствии с их индивидуальными способностями и потребностями на самых благоприятных условиях занятости.
Основные задачи региональной политики в сфере занятости населения:
обеспечение и улучшение профессиональной мобильности трудящихся;
формирование эффективной структуры занятости;
предотвращение, компенсирование или устранение отрицательных социальных последствий, возникающих в связи с техническим прогрессом или структурными изменениями в экономике;
оказание помощи безработным в поисках новой работы;
содействие профессиональной адаптации лиц, получивших физические или моральные травмы;
оказание помощи лицам, неконкурентоспособным на рынке труда;
помощь работодателям в поиске необходимых им работников;
создание условий для того, чтобы желающие трудиться получали навыки, необходимые для осуществления деятельности в соответствии с их наклонностями и правом на свободный выбор профессии и работы;
создание оптимальных условий занятости с помощью системы коллективных договоров;
противодействие нелегальной занятости.
Исходным условием регулирования рынка рабочей силы является организация эффективного маркетинга и мониторинга рынка труда, то есть оперативного изучения и анализа конъюнктуры спроса на рабочую силу и предложения рабочих мест со стороны работодателей, а также выявление ориентаций населения при выборе сферы занятости и места работы. Необходимо совершенствовать систему регистрации свободных рабочих мест, активизировать создание единого банка данных, позволяющего любому жителю области получать информацию о вакансиях, условиях предлагаемой работы по каждой профессии не только по месту своего проживания, но и в соседних городах и районах, в области в целом.
Наиболее общая и долговременная задача политики в сфере занятости населения состоит в расширении спроса на труд прежде всего за счет:
проведения сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей более полное использование имеющихся рабочих мест, развитие малых предприятий, направление капитальных вложений как в перспективные инновационные отрасли, так и в отрасли традиционной занятости;
поощрения развития новых производств, основывающихся на разных формах занятости;
прямого или косвенного финансирования из областного и местных бюджетов создания постоянных рабочих мест;
введения системы стимулирования развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, индивидуальной трудовой деятельности.
Для сглаживания критических пиков структурной безработицы необходимо широко использовать общественные работы - общедоступные виды трудовой деятельности, не требующие, как правило, специальной профессиональной подготовки и организуемые с целью включения в активную трудовую деятельность лиц, испытывающих затруднения в поисках постоянной работы, а также для более полного удовлетворения потребностей социального развития территории, благоустройства населенных пунктов, создания инфраструктуры и других благоприятных условий, способствующих привлечению в регион инвестиций и предпринимателей.
Таким образом, политика на рынке труда в предстоящий период будет направлена на обеспечение эффективной структуры занятости населения, достижение сбалансированности рабочей силы и рабочих мест, предупреждение массовой безработицы, создание новых и повышение эффективности существующих рабочих мест, рост мобильности трудовых ресурсов.
2.4.2. Развитие кадрового потенциала
Региональная политика в области развития и рационального использования кадрового потенциала направляется на обеспечение повышения общеобразовательного и профессионально-квалификационного уровня, развитие системы профессиональной ориентации, усиление трудовой мотивации и осуществляется посредством совершенствования системы финансирования подготовки и переподготовки кадров, организации дополнительного профессионального образования, совершенствования системы оценки кадров.
Основные направления развития кадрового потенциала:
разработка и координация региональных и отраслевых программ развития человеческого потенциала, подготовки и переподготовки кадров;
организация региональной системы профессиональной ориентации населения и, в первую очередь, молодежи, планирования трудовой карьеры;
формирование и обеспечение на основе конкурсного отбора системы областного и муниципальных заказов на подготовку и переподготовку кадров для приоритетных и инновационных сфер деятельности, а также государственных и муниципальных учреждений.
внедрение механизма кредитования образовательных услуг, создания регионального негосударственного фонда профессионального развития;
оптимальное сочетание государственных и негосударственных образовательных структур с внутрифирменными системами переподготовки и повышения квалификации персонала;
повышение качества образовательных услуг посредством внедрения современных педагогических технологий, подготовки преподавательских кадров, издания учебных и методических пособий, создания сети методических и информационных центров;
содействие предприятиям и организациям в деятельности по развитию персонала, усиление роли коллективных договоров в создании условий для дополнительного образования персонала, внедрение современных систем оценки качества труда;
создание нормативной правовой основы стимулирования деятельности предприятий и организаций по целенаправленной подготовке кадров.
2.4.3. Охрана труда
Основными направлениями региональной политики в сфере охраны труда являются:
обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности работодателей;
совершенствования правового и нормативного обеспечения охраны труда на предприятиях и в организациях области;
воссоздание служб и организация деятельности по охране труда на предприятиях и в организациях области, в том числе на предприятиях малого и среднего бизнеса и у индивидуальных предпринимателей;
проведение регулярной государственной классификации и сертификации, а также лицензирования и декларирования производств и объектов повышенной опасности по состоянию условий и охраны труда;
обеспечение заключения ежегодных соглашений по охране труда между работодателем и уполномоченными работниками представительными органами;
защита интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования;
установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;
организация повышения квалификации и переподготовки специалистов органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц работодателей, индивидуальных предпринимателей в сфере охраны труда;
содействие созданию системы услуг в сфере охраны труда, аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда;
распространение передового опыта и научных новаций по улучшению условий и охраны труда;
организация информирования работодателей, специалистов служб охраны труда, руководителей, должностных лиц органов контроля и надзора, а также других заинтересованных лиц о проектах и принятых законодательных актах, действующих нормативных правовых документах в сфере охраны труда;
содействие общественному контролю за соблюдением прав и интересов работников в сфере охраны труда.
2.4.4. Социальное пПартнерство в сфере социально-трудовых отношений
Важнейшие вопросы социальной политики будут регулироваться на основе договоренностей между социальными партнерами в рамках существующего законодательства.
Основные задачи в сфере социально-трудовых отношений:
совершенствование организационных форм социального партнерства и процедур взаимодействия субъектов трудовых отношений;
содействие активизации участия действующих предпринимательских объединений в процессах регулирования трудовых отношений;
формирование системы коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений на основе социальных стандартов;
взаимодействие представителей работников, работодателей и органов исполнительной власти, органов местного самоуправления при выработке и реализации решений по вопросам труда и социальной политики;
обеспечение информационного обслуживания субъектов трудовых отношений как на стадии переговоров, подготовки и заключения соглашений и коллективных договоров, так и при их реализации.
2.5. Жилищная политика
Отсутствие адекватного жилья ведет к деградации личности и социума, ограничивает спектр возможностей, доступных индивиду. Имеются тесные корреляции между условиями проживания, возможностью их улучшения, реальностью выбора места жительства, с одной стороны, и уровнем и направлениями миграции, занятостью, наличием тех или иных заболеваний, преступностью и, в целом, социальной стабильностью общества, с другой. Жилищные условия определяют в значительной степени образ жизни семьи, характер проведения свободного времени, организацию быта, внутрисемейные отношения.
Основные направления жилищной политики:
продолжение приватизации жилищного фонда, как муниципального, так и ведомственного, создание эффективного рынка жилья;
развитие строительства социального жилья для социально незащищенных групп населения;
переход от дотирования жилищно-эксплуатационных организаций к выплате адресных субсидий малообеспеченному населению на оплату расходов по содержанию и ремонту жилья, а также коммунальных услуг;
дифференцирование уровня платы за жилье и коммунальные услуги, а также налога на недвижимость в соответствии с рыночной стоимостью жилья и услуг;
развитие жилищных объединений, ассоциаций, кондоминиумовтовариществ собственников жилья, кооперативов и других форм совместного владения и управления жилым фондом;
содействие жилищному строительству посредством использования для этого средств областного и муниципальных бюджетов, выпуска жилищных сертификатов и облигаций, развития ипотеки, оказания поддержки кредитным учреждениям, выдающим ссуды индивидуальным застройщикам и жилищно-строительным кооперативам, предоставления налоговых льгот, выделения инженерной подготовки строительных участков;
научное обоснование и формирование социального заказа на перспективную структуру жилищного строительства по видам застройки, конструктивным типам зданий, квартирному составу жилищного фонда, планировке и оборудованию квартир;
разработка принципов реконструкции старых жилых районов с преобладанием морально устаревших типов домов и планировки квартир, укрепление индустриальной базы капитального ремонта и модернизации застройки;
расширение возможностей страхования жилья и долгосрочной аренды;
адаптация жилья к условиям нормальной жизнедеятельности людей с ограниченными физическими возможностями.
2.6. Молодежная политика
Наиболее активным носителем человеческого потенциала является молодежь. Чтобы повысить эффективность использования регионального человеческого потенциала и обеспечить его динамичное развитие, необходима разработка и реализация региональной молодежной политики.
Цель региональной молодежной политики - обеспечение социально-экономических, политических, культурных и организационных условий для самореализации и развития личности молодого человека, развития молодежных движений и инициатив.
Основные задачи региональной молодежной политики:
формирование механизма самореализации инновационного потенциала молодых граждан;
обеспечение молодежи информацией о ее правах и возможностях в наиболее важных сферах жизнедеятельности;
создание эффективной системы правовой и социальной защищенности молодых граждан с целью восполнения связанных с возрастом ограничений их социального статуса;
создание условий для самостоятельной эффективной деятельности молодежи в сфере образования, занятости и предпринимательства;
обеспечение интересов и прав молодежи в процессе разработки и реализации программ, планов и мероприятий по социально-экономическому развитию области;
содействие решению жилищной проблемы, поддержки молодой семьи и социально незащищенных категорий молодежи;
создание постоянно действующей системы государственной поддержки деятельности детских и молодежных общественных организаций и их программ.
3. Социальная помощь
Целью системы социальной помощи населению является обеспечение прав граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, на минимально достаточный уровень жизни, создание условий для поддержания их жизнеобеспечения и дальнейшего социального развития.
Основным содержанием политики в сфере социальной помощи является усиление адресности и дифференцированности при предоставлении социальных льгот, выплат и социальных услуг населению, концентрация финансовых и материальных ресурсов на оказании поддержки социально уязвимым группам населения, содействие гражданам в реализации возможностей самостоятельно обеспечивать свое благосостояние.
3.1. Социальные льготы и выплаты
Составным элементом социальной помощи населению являются установленные государством социальные льготы и выплаты. Необходимо упорядочить систему действующих и не всегда достаточно обоснованных региональных и муниципальных льгот, с тем чтобы увеличить размеры помощи реально нуждающимся гражданам. В связи с этим надо провести персонифицированный учет получателей социальных пособий, льгот и выплат с целью формирования единой информационной базы. Необходимо начать постепенный перевод льгот на компенсационные выплаты.
Для повышения социальной и экономической эффективности социальных выплат необходимо:
совершенствование действующей системы социальных пособий и других выплат, разработка единых принципов и критериев их предоставления по видам выплат;
повышение обоснованности предоставляемых социальных выплат с точки зрения их назначения и адресной направленности;
создание механизма, обеспечивающего, с одной стороны, ответственность нуждающихся граждан за достоверность информации о своем материальном положении, с другой - ответственность со стороны органов социальной защиты, обследующих социально-бытовое положение граждан, обратившихся за социальной помощью;
обеспечение учета среднедушевого совокупного семейного дохода при назначении пособий, выплачиваемых в порядке социальной помощи;
гарантированное предоставление материальной помощи лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации по независящим от них причинам;
обеспечение эффективного учета и контроля за движением денежных потоков, связанных с социальными выплатами;
обеспечение совершенствования механизма финансирования социальных пособий и выплат и их защищенности в бюджетах всех уровней.
3.2. Социальное обслуживание населения
Важнейшим элементом социальной помощи является региональная система социального обслуживания населения. Необходимо реализовать меры по дальнейшему развитию и укреплению материально-технической базы системы социального обслуживания, расширению сферы социальных услуг, обеспечению прав граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на социальную помощь.
Основные направления развития системы социального обслуживания населения:
реализация мер по дальнейшему развитию материально-технической базы сети государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания, создание условий для реализации их функций в полном объеме;
совершенствование региональных нормативов финансирования, материально-технического обеспечения и оснащения учреждений социального обслуживания;
развитие и оптимизация территориальной организации и повышение качества услуг сети региональных и муниципальных стационарных учреждений социального обслуживания населения;
приоритетное развитие полустационарных и нестационарных форм социального обслуживания как более эффективных с социальной и экономической точек зрения по сравнению с развитием стационарных видов помощи;
создание фонда социального жилья для социально уязвимых групп населения;
создание необходимых условий для активного формирования негосударственной системы социальных услуг, увеличение объема платных услуг гражданам, имеющим достаточные доходы;
внедрение механизмов бюджетного финансирования, стимулирующих привлечение в сферу социального обслуживания внебюджетных средств;
развитие региональных стандартов социального обслуживания, приведение в соответствие с ними имеющихся социальных учреждений, улучшение качества социального обслуживания населения;
развитие новых форм социального обслуживания населения, направленных на социальную реабилитацию, профилактику социального неблагополучия, развитие самообеспеченности семей и одиноких граждан (социальная диагностика, социальный патронаж, технологии регулирования малых доходов граждан, муниципальные договоры пожизненной ренты жилья одиноких пожилых граждан и др.);
совершенствование методической, научно-исследовательской деятельности областных учреждений по отработке новых социальных технологий и оказанию практической помощи муниципальным центрам социального обслуживания.
3.3. Социальная поддержка пожилых граждан и инвалидов
Основные направления социальной поддержки пожилых граждан:
совершенствование условий оплаты дополнительных социальных услуг, предоставляемых в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания гражданам пожилого возраста с учетом уровня их доходов;
развитие специализированной сети учреждений социального обслуживания - отделений дневного пребывания, отделений социальной помощи на дому, социально-реабилитационных отделений;
активное привлечение пенсионеров к выполнению областных социальных программ (поддержка общественных организаций, ассоциаций, клубов общения пенсионеров, частной инициативы, развитие и поощрение волонтерства, привлечение социальных работников на общественных началах).
Приоритетами социальной защиты инвалидов являются:
создание равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества;
создание центров профессиональной, социально-медицинской и социально-психологической реабилитации;
обеспечение условий для реализации потенциальных возможностей инвалидов во всех сферах жизни - на объектах социального и производственного назначения, связи и информатизации, на транспорте;
создание условий и эффективного механизма поощрения работодателей, использующих труд инвалидов;
поощрение различных видов самозанятости инвалидов, стимулирование увеличения их реальных доходов при одновременном снижении выплат бюджетных пособий;
создание оптимальных условий для жизнедеятельности инвалидов путем формирования новой инфраструктуры и развития сложившейся.
3.4. Социальная поддержка семьи
Семейная политика является важнейшей частью социальной политики и представляет собой целостную систему мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи.
Целью семейной политики является поддержка института семьи, всемерное повышение ее роли и значения, обеспечение государством необходимых условий для реализации семьей ее функций.
Основные задачи в сфере социальной поддержки семьи:
обеспечение государственных социальных гарантий поддержки благосостояния семей с детьми, установленных на федеральном и областном уровнях;
поддержка семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
развитие социального обслуживания семей с детьми (расширение сети учреждений, предоставляющих семье, женщинам и детям комплексную социальную помощь, расширение перечня оказываемых ими услуг, в том числе и платных);
охрана репродуктивного здоровья семьи, оказание социальной помощи в воспитании детей.
Основные задачи в сфере улучшения положения женщин:
обеспечение эффективной женской занятости, поддержка женского предпринимательства, в том числе некоммерческих организаций в социальной сфере;
совершенствование системы социальной помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
реализация мер по охране здоровья женщин;
создание условий для безопасного материнства и рождения здоровых и желанных детей.
Основные задачи в сфере улучшения положения детей:
обеспечение правовой защиты детства, государственных социальных гарантий жизнеобеспечения детей, в том числе на бесплатную и всестороннюю медицинскую помощь ребенку, охрану его здоровья и социальное обеспечение, на бесплатное дошкольное, общее, начальное профессиональное образование, а также общедоступное дополнительное обучение;
принятие мер к организации полноценного питания детей;
решение проблемы социализации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов путем создания центров усыновления, приютов, детских домов семейного типа, семейных воспитательных групп, центров реабилитации для детей-инвалидов, привлечение различных источников их финансирования;
приоритетное развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
разработка комплекса мер по профилактике безнадзорности, наркомании и правонарушений несовершеннолетних, проведение мероприятий по социальной адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, включая дезадаптированных и детей с ограниченными возможностями;
внедрение новых технологий в работу по профилактике детской инвалидности, сохранение системы оздоровления детей на базе санаториев, профилакториев, внедрение механизмов ее круглогодичного функционирования.
3.5. Социальная защита граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей
Одно из актуальных направлений региональной социальной политики - усиление социальной защиты граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, проходивших службу в зонах чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов, вынужденно проживающих в городках расформированных воинских частей, инвалидов военной травмы, ветеранов боевых действий на территории других государств, пострадавших в ходе вооруженных конфликтов, членов семей погибших военнослужащих.
Основные задачи социальной защиты этой категории граждан следующие:
социальная адаптация и социально-психологическая реабилитация;
содействие в переподготовке, профессиональной адаптации и трудоустройстве;
предоставление жильясодействие в улучшении жилищных условий;
развитие сети государственных и негосударственных учреждений социального обслуживания ветеранов войны, боевых действий и военной службы (домов ветеранов).
4. Гражданская безопасность
Целью системы гражданской безопасности является создание гарантий защиты жизни, здоровья, имущественных и иных прав и свобод граждан, обеспечение общественной безопасности и правопорядка.
4.1. Охрана общественного порядка
Наиболее важная проблема - преступность. Основные задачи региональной политики в сфере охраны общественного порядка:
содействие улучшению финансовых и материально-технических условий деятельности органов охраны правопорядка при условии повышения эффективности их работы;
исключение возможностей проникновения организованной преступности во властные органы, финансовые и коммерческие структуры;
создание условий, препятствующих "отмыванию" денег, полученных противоправным путем;
обеспечение общественного контроля за деятельностью органов правопорядка;
стимулирование развития общественных инициатив по охране порядка и взаимопомощи по месту жительства.
4.2. Защита прав и свобод человека и гражданина
Основные задачи региональной политики в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина:
содействие созданию и развитию общественных организаций по защите гражданских прав и свобод человека и гражданина;
создание на региональном и местном уровнях системы общественной экспертизы при разработке и принятии законов и нормативных правовых актов, осуществлении Административных мер, затрагивающих интересы, права и свободы населения;
содействие созданию и развитию общественных и государственных организаций по защите прав потребителей, акционеров и неинституциональных инвесторов;
содействие становлению института адвокатуры, создание условий, обеспечивающих доступность услуг адвокатов для малообеспеченных слоев населения;
содействие улучшению материально-технических условий деятельности адвокатур, судов, прокуратур;
обеспечение защиты от преступных посягательств адвокатов, судей, прокуроров, сотрудников органов следствия и дознания;
содействие формированию и развитию института мировых судей;
создание условий для действенного общественного контроля за соблюдением прав человека в учреждениях уголовно-исполнительной системы, воссоздание общественно-государственных наблюдательных комиссий, попечительских советов и иных организационных форм общественного контроля во всех закрытых и полузакрытых учреждениях (тюрьмы, колонии, психиатрические больницы, детские дома, интернаты для инвалидов и престарелых и т.п.);
введение вопросов прав и свобод человека и гражданина, демократии и законности в программы всех образовательных учреждений;
разработка информационно-образовательных программ в сфере прав человека для различных категорий служащих (муниципальные служащие, социальные работники, работники здравоохранения, образования, пенсионного обслуживания и т.д.);
распространение информационных материалов о правах и свободах человека и гражданина в государственных и муниципальных учреждениях, в учреждениях здравоохранения, образования, пенсионного обслуживания и т.п.;
поддержка радио- и телевещания, издания и переиздания популярной литературы, посвященных правам и свободам человека и гражданина.
4.3. Экологическая безопасность
Обеспечение экологической безопасности предусматривает решение следующих задач:
обеспечение населения региона доброкачественной питьевой водой;
оздоровление воздушной среды;
стимулирование улучшения условий труда и техники безопасности на промышленных и транспортных объектах, на предприятиях и в организациях независимо от их форм собственности;
гарантирование радиационной безопасности;
стимулирование разработки и внедрения экологически чистых технологий;
осуществление мер по переносу за пределы населенных пунктов экологически опасных производств, безусловное запрещение нового строительства подобных производств;
обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения области;
привлечение общественных организаций к решению вопросов, связанных с предполагаемым вмешательством государственных органов в экологию регионавероятным ухудшением экологической ситуации в регионе.
5. Механизм реализации социальной политики
Механизм реализации социальной политики предназначен для эффективного управления процессами создания в регионе условий для свободного и всестороннего развития каждого человека. В течение последних лет такой механизм, представленный прежде всего областными, муниципальными, а также общественными и частными структурами, в основном создан. Однако динамично меняющаяся социально-экономическая ситуация требует постоянного совершенствования форм и методов реализации региональной социальной политики.
5.1. Компетенция основных субъектов социальной политики
Социальную политику на территории области осуществляют законодательный и исполнительный органы государственной власти, представительные и исполнительные органы местного самоуправления, работодатели, общественные организации. Роли, играемые ими при разработке и осуществлении социальной политики, существенно различаются.
Законодательный орган государственной власти - Законодательное Собрание - вырабатывает общую стратегию социальной политики, в первую очередь, в части социальной помощи населению и определения того минимального уровня социальных гарантий, которым оно может быть обеспечено при данной экономической ситуации. Принимаемые законодателями решения разделяются на две крупные группы: во-первых, действующие относительно продолжительный период времени законы, определяющие общие направления социальной политики, и, во-вторых, социальные стандарты, нормативы, устанавливающие конкретные размеры выплат социального характера, масштабы оказываемых населению бесплатно социальных услуг и т.п.
У законодательного органа власти есть и другие рычаги проведения социальной политики. Это - прежде всего утверждаемый им бюджет, а также внебюджетные фонды. Путем корректировки доходных или расходных статей проектов бюджета и внебюджетных фондов законодатели создают основу финансового обеспечения принятых ими документов по социальной политике.
Исполнительный орган государственной власти - Администрация области - занимается, в основном, поиском реальных возможностей (прежде всего финансовых) для обеспечения мероприятий по реализации социальной политики. Администрация области конкретизирует порядок социальных выплат, подготавливает нормативные документы, которые определяют деятельность институциональных структур, аккумулирующих и использующих средства, предназначенные для осуществления региональной социальной политики.
Органы местного самоуправления создают условия и предоставляют возможности для удовлетворения социальных и культурных потребностей жителей муниципального образования, ведают вопросами организации, содержания и развития муниципальной социальной инфраструктуры, принимают и реализуют муниципальные целевые программы и планы развития территории, утверждают местные бюджеты, осуществляют контрольные функции.
Работодатели в сфере социальной политики в большинстве случаев выполняют пассивную роль, поскольку они обязаны следовать тем общим социальным правилам, которые устанавливаются государственными органами власти. Работодатели, прежде всего, должны обеспечивать обязательные условия социальной поддержки наемных работников (минимальный уровень заработной платы; полное и своевременное отчисление единого социального налога в целях обеспечения пенсионных, социальных, медицинских и иных выплат и компенсаций, относимых на фонд оплаты труда и т. д.). Вместе с тем, располагая значительными финансовыми ресурсами, многие работодатели могут создавать на своих предприятиях и в организациях рабочие места, привлекательные для наемных работников своей высокой заработной платой, различными социальными благами (бесплатным питанием, возможностью получения долгосрочных беспроцентных кредитов и т. п.).
Общественные организации обеспечивают контроль со стороны общества за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления и работодателей в сфере социальной политики. Политические партии и общественные движения играют в процессе выработки и проведения социальной политики своего рода идеологическую роль. Они являются представителями определенных слоев населения и оговаривают, документально фиксируя соответствующими соглашениями с органами государственной власти, органами местного самоуправления и работодателями минимальный уровень социальной защищенности занятых в общественном производстве (профсоюзы) или других категорий граждан (общественно-политические движения и партии различных направлений). Важную роль в процессе разработки и реализации социальной политики играют некоммерческие негосударственные организации, некоммерческие фонды, организации территориального общественного самоуправления, религиозные и другие общественные организации и объединения. Эти организации (объединения), основанные на негосударственной форме собственности, действуют в общественных интересах, обеспечивая доступ населения к общественным благам, удовлетворение социальных и культурных потребностей жителей области, защиту интересов отдельных индивидов и социальных групп. Органы государственной власти и местного самоуправления могут передавать общественным организациям (объединениям) выполнение своих функций по реализации мероприятий в сфере социальной политики.
Существует также группа пассивных субъектов социальной политики, которые выполняют при ее проведении инфраструктурные функции. Это - банковские и кредитные учреждения, страховые общества, организации здравоохранения, культуры и т. п., отвечающие за доведение финансовых, материально-технических, духовных и иных ценностей до объекта социальной политики - человека. Однако по мере накопления активов часть таких субъектов начинает играть активную роль в области социальной политики.
5.2. Методы реализации социальной политики
Для достижения целей Цели социальной политики, определяемые при ее разработке, ее субъекты достигаются использованием субъектами социальной политикимогут использовать различныхе рычагов и методовы, среди которых необходимо выделить общественное партнерство, нормативно-правовое обеспечение, финансово-кредитное и налоговое регулирование, Административные и политические методы, целевое программирование.
5.2.1. Общественное партнерство
Основополагающим методом реализации региональной социальной политики является общественное партнерство, которое представляет собой равноправное взаимодействие институтов государства и местного самоуправления, бизнеса и общественных организаций с целью создания благоприятного социального климата и обеспечения общественного согласия на основе сбалансированности социальных интересов и потребностей, повышения уровня социального благополучия.
Основные направления развития общественного партнерства:
создание институтов, обеспечивающих учет интересов каждого из субъектов социальной политики в совместном поиске путей решения социальных проблем;
обеспечение децентрализации принятия решений в сфере социальной политики;
развитие механизма социального заказа;
объединение интеллектуальных, материальных, организационных ресурсов и финансовых средств каждой из сторон общественного партнерства в финансировании социальных программ и проектов с определением приоритетов, направлений и схем распределения ресурсов;
развитие проектной культуры;
развитие конкурсного финансирования государственных, некоммерческих и коммерческих организаций в решении социальных проблем;
обеспечение конструктивного взаимодействия субъектов социальной политики в разрешении спорных вопросов;
выработка форм и методов контроля за ходом реализации региональной социальной политики с учетом интересов всех сторон общественного партнерства;
поддержка и развитие общественных инициатив, формирование гражданской ответственности субъектов социальной политики.
В процессе развития общественного партнерства будут созданы условия для систематической поддержки общественных инициатив, всесторонней самореализации личности, становления и развития социально ответственного бизнеса, действенного общественного контроля за деятельностью органов власти.
5.2.12. Нормативно-правовое обеспечение
Законодательная и нормативная база формируется законодательными и представительными органами власти и определяет общие направления социальной политики, прежде всего, в части социальной защиты населения. Разработку нормативных актов текущего характера в рамках соответствующих законодательных документов осуществляют как законодательные, так и исполнительные структуры. Субъектами нормативно-законотворческой деятельности (в пределах своей компетенции) являются и органы местного самоуправления.
5.2.23. Финансово-кредитное регулирование
Финансово-кредитный механизм определяется законодательными (представительными) и исполнительными органами власти и устанавливает порядок образования и использования финансовых ресурсов, предназначенных для обеспечения мероприятий социальной политики, а также деятельность структур, осуществляющих эти функции.
Финансово-кредитный механизм состоит из двух самостоятельных блоков. Один из блоковПервый блок регулирует финансовое обеспечение собственно социальной политики (нормативы некоторых платежей социального характера, расходные статьи утверждаемых законодателями бюджетов различных уровней и т. п.). В пределах второго блока создаются финансовые ресурсы, предназначенные для поддержки (в случае возникновения такой необходимости) производителей товаров и услуг, которые удовлетворяют платежеспособный спрос населения. Кроме того, здесь же решаются вопросы инвестирования проектов, связанных с развитием материально-технической базы некоммерческой части социальной сферы, реализацией природоохранных и иных проектов, влияющих на уровень жизни населения. Этот блок предполагает использование кредитных рычагов, в частности, установление льготного режима кредитования работодателей (в том числе и в целях создания и сохранения рабочих мест), предоставление беспроцентных или льготных ссуд непосредственно объектам социальной политики - гражданам - в том случае, если их деятельность способствует решению приоритетных социальных задач.
5.2.34. Налоговое регулирование
Налоговые рычаги и стимулы используются исполнительными структурами различных уровней (в пределах своей компетенции) в целях ориентации работодателей на проведение социальной политики, а также членов общества в интересах развития деятельности, позволяющей повысить уровень своей социальной защищенности за счет собственных усилий. Налоговые льготы могут предоставляться тем юридическим и физическим лицам, которые реализуют мероприятия, направленные на социальную помощь неконкурентоспособным категориям населения, улучшение качества жизни в регионе и другие приоритетные социальные мероприятия.
5.2.45. Административные методы
Административные решения используются органами управления различных уровней (в первую очередь, местными) и работодателями. Под административными понимаются решения, в соответствии с которыми субъекты социальной политики принимают на себя обязательства осуществлять социальную поддержку населения на уровне, превосходящем установленный в законодательном порядке. К этой же группе методов относятся решения, изменяющие порядок социальной поддержки отдельных категорий населения без увеличения общей величины ресурсов бюджета, затрачиваемых на эти цели, либо ограничивающие (запрещающие) хозяйственную деятельность субъектов предпринимательства, существенно ухудшающих условия жизни местного населения.
5.2.56. Политические методы
Политические методы используются общественно-политическими движениями, партиями и профсоюзами; в меньшей степени - органами власти. Эти методы сводятся в основном к лоббированию тех или иных решений, связанных с социальной политикой, а также к организации и проведению собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирования и забастовок с выдвижением их участниками социально-экономических требований.
5.2.67. Целевое программирование
Особое значение приобретает программно-целевой подход, который предусматривает формирование системы согласованных, взаимоувязанных, непротиворечивых целевых программ.
Целевая программа представляет собой согласованный по целям, ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, социально-экономических, производственных, организационно-хозяйственных и других мероприятий, направленных на решение какой-либо одной или нескольких взаимосвязанных проблем. Программа должна иметь четко выраженный целевой характер, ориентироваться на эффективное решение поставленной проблемы и характеризоваться конкретными конечными результатами.
Анализ и прогноз социально-экономической проблемной ситуации, выявление социальных проблем, решение которых целесообразно программно-целевым методом, осуществляется при помощи постоянно действующего мониторинга, представляющего собой информационно-аналитическую основу разработки и реализации областных и муниципальных социальных программ.
5.3. Оценка эффективности социальной политики
Оценка эффективности региональной социальной политики производится с использованием системы статистических и социологических показателей, включающей наряду с частными и интегральные показатели, обобщающие объективные и субъективные компоненты социальной ситуации.
Необходимая для оценки эффективности социальной политики информационно-аналитическая база формируется благодаря постоянно действующему региональному социальному мониторингу, который должен опираться на репрезентативную социальную и территориальную выборку. Мониторинг дает возможность оценить параметры социальных процессов и эффективность социальной политики как с объективной стороны - с использованием статистических показателей, предоставляемых статистическими органами, областными и муниципальными структурами, так и с субъективной точки зрения - с использованием данных социологических опросов, являющихся неотъемлемой частью социологического мониторинга и позволяющих диагностировать и прогнозировать общественное мнение жителей области и их отношение к социальной политике, проводимой ее основными субъектами.
Для интегральной оценки эффективности социальной политики можно использовать такие показатели, как уровень жизни, уровень социальной напряженности и уровень социального благополучия.
Уровень жизни характеризует степень удовлетворения материальных и культурных потребностей людей и выражается в количестве и качестве потребляемых человеком благ и услуг. Объективная оценка уровня жизни населения проводится по статистическим данным. Субъективная оценка уровня жизни осуществляется с использованием данных социологических опросов населения.
Социальная напряженность - это состояние общественного сознания и общественного бытия, формирующееся в процессе возникновения, развития и разрешения противоречий между ценностями, интересами и потребностями субъектов общественной жизни и возможностями для их реализации. Уровень социальной напряженности показывает степень развития этих противоречий, степень актуализации социальных проблем. Объективная оценка уровня социальной напряженности проводится по статистическим показателям. Субъективная оценка уровня социальной напряженности осуществляется с использованием данных социологических опросов.
Социальное благополучие - состояние субъекта общественного процесса (индивида, территориальной общности, общества в целом), характеризующееся гармонией между ценностями, интересами, потребностями и возможностями для их удовлетворения, то есть спокойной жизнью в довольстве и достатке. Показатель уровня социального благополучия можно найти, вычислив отношение между показателями уровня жизни и уровня социальной напряженности. Таким образом, уровень социального благополучия населения - наиболее обобщенный показатель среди всех показателей эффективности социальной политики.
Сравнив эти три показателя, рассчитанных для Пермской области, с такими же показателями для области за предыдущие периоды или с показателями соседних регионов, а также России в целом, можно дать однозначную количественную оценку эффективности региональной социальной политики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Пермской области от 22 ноября 2001 г. N 1898 "О Концепции социальной политики в Пермской области"
Текст постановления официально опубликован не был