Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к закону Пермской области
от 16 апреля 2001 г. N 1444-227
Законом Пермской области от 31 декабря 2003 г. N 1187-244 приложение к настоящему закону изложено в новой редакции
Областная целевая программа использования,
охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства
лесов пермской области на 2001-2005 годы
31 декабря 2003 г.
Паспорт программы
/-----------------------------------------------------------------------\
|Наименование Программы | Областная целевая Программа |
| |использования, охраны, защиты лесного |
| |фонда и воспроизводства лесов Пермской |
| |области на 2001-2005 годы |
|----------------------------+------------------------------------------|
|Основание разработки | Лесной кодекс Российской Федерации от |
|Программы (наименование, |29.01.97 N 22-ФЗ, постановление |
|номер и дата |губернатора области от 31.12.99 N 215 |
|соответствующего |(п.21.15) "О плане действий администрации |
|нормативного акта) |Пермской области по реализации Программы |
| |губернатора области на 1999 год" |
|----------------------------+------------------------------------------|
|Государственный заказчик | Главное управление природопользования |
|Программы |Пермской области |
|----------------------------+------------------------------------------|
|Основные разработчики | Главное управление природопользования |
|Программы |Пермской области, Главное управление |
| |природных ресурсов и охраны окружающей |
| |среды МПР России по Пермской области, |
| |Федеральное государственное учреждение |
| |"Пермское управление сельскими лесами |
| |"Пермсельлес" |
|----------------------------+------------------------------------------|
|Руководитель Программы | Заместитель начальника главного |
| |управления природопользования Пермской |
| |области |
|----------------------------+------------------------------------------|
|Исполнители Программы | Главное управление природных ресурсов и |
| |охраны окружающей среды МПР России по |
| |Пермской области, Федеральное |
| |государственное учреждение "Пермское |
| |управление сельскими лесами "Пермсельлес" |
|----------------------------+------------------------------------------|
|Цель и задачи Программы. | Цель: сохранение и воспроизводство |
|Важнейшие целевые |лесов как важнейшего природоформирующего |
|показатели |компонента и сырьевой базы обеспечения |
| |спроса экономики и населения в лесных |
| |ресурсах |
| | Задачи: сохранение экологического и |
| |ресурсного потенциала лесов путем |
| |своевременного воспроизводства, |
| |поддержания состава и структуры лесного |
| |фонда; поддержание санитарного состояния |
| |лесов, охрана их от пожаров и защита от |
| |болезней и вредителей |
| | Целевые показатели: увеличение объемов |
| |работ по воспроизводству лесов; |
| |увеличение площадей с преобладанием |
| |хвойных пород; улучшение санитарного |
| |состояния лесного фонда; увеличение |
| |продуктивности и устойчивости насаждений |
|----------------------------+------------------------------------------|
|Сроки реализации Программы | 2001-2005 годы |
|----------------------------+------------------------------------------|
|Общая стоимость Программы | Общая потребность в финансировании |
|с расшифровкой по годам и |программных мероприятий - 1184,731 млн.руб|
|источникам финансирования |в том числе средства: |
| | федерального бюджета - 338,900 млн.руб|
| | областного бюджета - 489,631 млн.руб|
| | внебюджетные средства |
| | лесхозов - 356,200 млн.руб| |
| |из них по годам: |
| | 2001 год - 228,800 млн.рублей |
| | 2002 год - 241,950 млн.рублей |
| | 2003 год - 209,981 млн.рублей |
| | 2004 год - 251,350 млн.рублей |
| | 2005 год - 252,650 млн.рублей |
|----------------------------+------------------------------------------|
|Ожидаемые конечные | Увеличение площадей лесохозяйственного |
|результаты реализации |производства (лесовосстановление) на 96,5 |
|Программы |тыс.га; увеличение площадей с |
| |преобладанием хвойных пород на 160,5 |
| |тыс.га; улучшение санитарного состояния |
| |лесного фонда - проведение санитарных |
| |рубок с заготовкой (уборкой из леса) |
| |1729,3 тыс. кбм древесины, зараженной |
| |вредителями и болезнями; увеличение |
| |продуктивности и устойчивости насаждений |
| |- отвод 221,0 тыс.га лесного фонда под |
| |рубки ухода |
|----------------------------+------------------------------------------|
|Организация контроля за | Контроль осуществляется Законодательным |
|реализацией Программы |Собранием Пермской области, |
| |Контрольно-счетной палатой Пермской |
| |области, главным управлением экономики |
| |Пермской области, главным управлением |
| |природопользования Пермской области, |
| |главным управлением финансов и налоговой |
| |политики Пермской области |
\-----------------------------------------------------------------------/
Введение
Областная целевая Программа использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов Пермской области на 2001 - 2005 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации от 29.01.97 N 22-ФЗ.
Основание для разработки Программы - постановление губернатора области от 31.12.99 N 215 (п.21.15) "О плане действий администрации Пермской области по реализации программы губернатора области на 1999 год".
Мероприятия Программы направлены на обеспечение рационального и неистощительного использования, охраны и защиты лесного фонда, а также воспроизводства лесов, исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, повышения экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного, многоцелевого лесопользования.
Учитывая многостороннее значение лесов, Программа имеет комплексную экологическую, лесохозяйственную и социально-экономическую направленность.
1. Содержание проблемы
Общая площадь лесного фонда в Пермской области составляет по состоянию на 01 января 2000 г. 9362,0 тыс.га, в том числе покрытых лесной растительностью - 8640,7 тыс.га, из них ценными хвойными породами - 5269,4 тыс.га. Общий запас древесины составляет 1192,6 млн. кбм, в том числе в спелых и перестойных лесах - 564,6 млн. кбм.
Расчетная лесосека по области составляет 12,1 млн. кбм, однако этот потенциал используется недостаточно. По сравнению с началом 90-х годов объем заготовок древесины снизился более чем в 2 раза, что приводит к накоплению перестойных лесов с одновременным снижением его товарного качества. Возросла опасность массовых вспышек болезней леса и лесных пожаров.
Имеет место тенденция сокращения площади, занимаемой хвойными древесными породами.
В лесном хозяйстве области накопились проблемы, от решения которых зависит эффективное и рациональное использование лесных ресурсов при безусловном сохранении экологической значимости леса. Среди них наиболее значимыми являются:
обеспечение своевременного восстановления не покрытых лесом земель лесного фонда, увеличение лесной площади, покрытой хвойными древесными породами;
обеспечение охраны лесов от пожаров, защита их от вредителей;
повышение показателей использования основного лесного ресурса - древесины.
Решение этих проблем требует проведения мероприятий по интенсификации ведения лесного хозяйства, подъема его на более высокий современный уровень, нового подхода к организации непрерывного многоцелевого использования лесов, применения новых технологий и прогрессивных методов инвентаризации лесных ресурсов и управления лесным хозяйством, что может быть реализовано только с использованием программно-целевого метода.
В результате реализации Программы ожидается существенное улучшение состояния лесного фонда, основных лесоводственных показателей, к числу которых относятся лесовосстановление на площади 96,5 тыс.га, увеличение площадей с преобладанием хвойных пород на 160,5 тыс.га, улучшение санитарного состояния лесов, снижение опасности лесных пожаров, обеспечение рационального и неистощительного лесопользования, повышение природоохранной, средообразующей роли лесов и сохранение биологического разнообразия лесных экосистем.
К числу экономических последствий реализации Программы относятся увеличение поступления платежей за пользование лесным фондом за счет увеличения лесопокрытой площади и доли хвойных пород, увеличение предотвращенного экологического ущерба за счет улучшения лесопатологической обстановки в лесах области, снижение ущерба от неблагоприятного воздействия лесных пожаров.
Социальные последствия реализации Программы определяются, прежде всего, комплексом мер, направленных на улучшение условий труда работников лесного хозяйства всех уровней, созданием современных и наполнением новым содержанием традиционных профессий в сфере лесного хозяйства.
Кроме того, к социально-экологическим последствиям реализации Программы, связанным с улучшением состояния лесного фонда области, относятся: улучшение условий проживания населения области, особенно в экологически неблагополучных районах, снижение риска заболеваний, обусловленных воздействием фактора загрязнения окружающей среды.
В экологическом плане последствия Программы обусловлены увеличением доли генетически высокоустойчивых к природным и антропогенным нагрузкам насаждений, расширением территорий, на которых будет обеспечено сохранение биоразнообразия и совершенствование организации природопользования.
2. Основная цель и задачи Программы
Основной целью Программы является сохранение и воспроизводство лесов как сырьевой базы, обеспечивающей потребности экономики и населения в древесной и недревесной продукции, и как важнейшего природоформирующего компонента окружающей природной среды на основе рационального и неистощительного лесопользования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
сохранить экологический и ресурсный потенциал лесов, их биологическое разнообразие путем своевременного воспроизводства, поддержания состава и структуры лесного фонда;
обеспечить охрану лесов от пожаров, защиту их от вредителей и болезней, поддержание санитарного состояния лесов, необходимого для их устойчивого развития;
обеспечить устойчивое состояние лесных экосистем в условиях интенсивного антропогенного воздействия.
Для реализации основных задач в условиях ограниченных финансовых ресурсов выделены следующие приоритетные направления:
определение ресурсного потенциала лесов области, совершенствование организационной, технической и технологической базы лесоустроительных работ;
охрана лесов от пожаров путем обеспечения оперативного обнаружения и тушения лесных пожаров, материально-техническое оснащение лесопожарных служб, проведение предупредительных (профилактических) противопожарных мероприятий;
воспроизводство ресурсного потенциала лесов, повышение их продуктивности и качества путем оптимизации методов лесовосстановительных работ, использование достижений лесной селекции в лесном семеноводстве, применение современных технологий лесовыращивания;
улучшение экологического состояния лесов и сохранение их биоразнообразия путем совершенствования методов ведения лесного хозяйства в лесах, повышение роли биологических мер в борьбе с вредителями и болезнями леса, сохранение лесных экосистем, разнообразия животного мира и среды его обитания;
совершенствование нормативной правовой базы и информационных систем, разработка экономических и экологических обоснований в области управления и ведения лесного хозяйства, лесопользования, лесовосстановления, охраны и защиты леса.
Выбор программных мероприятий обусловлен необходимостью реализации основных задач Программы в рамках приоритетных направлений.
3. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий представляет собой комплекс взаимоувязанных мер, направленных на решение цели и задач Программы в рамках приоритетных направлений с расчетом необходимых ассигнований для их решения.
Мероприятиями Программы предусматривается:
увеличение площади ценных лесных насаждений;
улучшение санитарного состояния лесов;
выращивание посадочного материала для лесовосстановления и лесоразведения;
техническое перевооружение лесохозяйственных, противопожарных и лесоохранных работ;
разработка новых технологий с целью обеспечения природосберегающего использования лесных ресурсов;
научное обеспечение изучения и воспроизводства лесных ресурсов с целью разработки новых прогрессивных технологий и методов воспроизводства лесных ресурсов;
совершенствование механизмов экономического и правового регулирования лесопользования.
Система программных мероприятий включает в себя следующие мероприятия:
лесоустройство и лесной мониторинг;
охрану и защиту лесов;
воспроизводство лесов;
строительство и капитальный ремонт;
научное обеспечение.
Исполнителями программных мероприятий являются следующие территориальные органы федеральных органов управления лесным хозяйством: Министерства природных ресурсов Российской Федерации - Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Пермской области (ГУПР), Министерства сельского хозяйства Российской Федерации - Федеральное государственное учреждение "Пермское управление сельскими лесами "Пермсельлес" (ФГУ).
3.1. Лесоустройство и лесной мониторинг
3.1.1. Лесоустройство
Лесоустройство включает в себя систему мероприятий по оценке состояния лесов, проектированию мероприятий по обеспечению рационального использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов и повышению эффективности ведения лесного хозяйства.
При лесоустройстве осуществляются:
определение в установленном порядке границ участков лесного фонда и внутрихозяйственная организация территорий лесхозов;
выполнение топографо-геодезических работ и специальное картографирование лесного фонда;
инвентаризация лесного фонда с определением породного и возрастного составов лесов, их состояния, а также определение качественных и количественных характеристик лесных ресурсов;
определение расчетных лесосек, размеров рубок промежуточного пользования;
определение объема мероприятий по восстановлению лесов и лесоразведению, охране и защите лесов, а также объема других лесохозяйственных мероприятий.
При лесоустройстве составляются лесоустроительные проекты, в которых дается комплексная оценка ведения лесного хозяйства и пользования лесным фондом в лесхозе за прошедший период, разрабатываются основные положения организации и ведения лесного хозяйства. Лесоустроительные проекты и другие документы лесоустройства утверждаются в порядке, устанавливаемом федеральным органом управления лесным хозяйством, и являются обязательными нормативно-техническими документами для ведения лесного хозяйства, текущего и перспективного планирования и прогнозирования пользования лесным фондом и финансирования лесохозяйственных работ.
Исходя из состояния изученности лесного фонда необходимо провести очередное лесоустройство на площади 3750,6 тыс.га.
Общая стоимость этих работ определена в сумме 17245,0 тыс.рублей. Затраты на лесоустройство финансируются из федерального бюджета и рассчитаны в Программе по сложившимся нормативам.
На основе анализа состояния лесного фонда лесоустройство обеспечит информационную основу для реализации Программы.
Объемы лесоустроительных работ, запланированных к выполнению в 2001-2005 годах, указаны в таблице 1.
Таблица 1
Проект плана лесоустроительных работ на 2001-2005 годы
Наименование лесхоза |
Общая площадь лесхо- зов, тыс.га |
Год послед- него лесоуст- ройства |
Проектируется к лесоустройству |
Стоимость, рублей |
|||
площадь, тыс. га |
в том числе по разрядам "*" |
||||||
I | II | III | |||||
2001 год | |||||||
Оханский | 112,3 | 1990 | 112,3 | 18,9 | 93,4 | - | 562 |
Осинский | 80,3 | 1989 | 80,3 | 8,3 | 72,0 | - | 390 |
Кунгурский | 149,8 | 1989 | 149,8 | 5,8 | 144,0 | - | 185 |
Уинский | 61,6 | 1989 | 61,6 | 1,4 | 60,2 | - | 290 |
Яйвинский | 419,2 | 1990 | 419,2 | 18,0 | 96,1 | 305,1 | 1514 |
Большесосновский | 47,0 | 1991 | 47,0 | - | 47,0 | - | 282 |
Усольский | 69,0 | 1991 | 69,0 | - | 69,0 | - | 414 |
Частинский | 36,0 | 1991 | 36,0 | - | 36,0 | - | 216 |
Итого | 975,2 | - | 975,2 | 52,4 | 617,7 | 305,1 | 3853 |
2002 год | |||||||
Сивинский | 129,1 | 1990 | 129,1 | 9,5 | 119,6 | - | 618 |
Таборский | 215,6 | 1990 | 215,6 | 5,7 | 209,9 | - | 1009 |
Добрянский | 161,3 | 1990 | 161,3 | 17,4 | 143,9 | - | 785 |
Комарихинский | 164,8 | 1990 | 164,8 | 16,2 | 148,6 | - | 799 |
Карагайский | 53,0 | 1992 | 53,0 | - | 53,0 | - | 318 |
Итого | 723,8 | - | 723,8 | 48,8 | 675,0 | - | 3529 |
2003 год | |||||||
Ильинский | 156,6 | 1992 | 156,6 | 8,7 | 147,9 | - | 743 |
Закамский | 52,2 | 1991 | 52,2 | 52,2 | - | - | 420 |
Чайковский | 79,8 | 1993 | 79,8 | 18,5 | 61,3 | - | 415 |
Частинский | 22,4 | 1989 | 22,4 | 0,4 | 22,0 | - | 105 |
Добрянский | 49,0 | 1993 | 49,0 | - | 49,0 | - | 294 |
Ильинский | 54,0 | 1993 | 54,0 | - | 54,0 | - | 324 |
Лысьвенский | 44,0 | 1993 | 44,0 | - | 44,0 | - | 264 |
Осинский | 28,0 | 1993 | 28,0 | - | 28,0 | - | 168 |
Чусовской | 43,0 | 1993 | 43,0 | - | 43,0 | - | 258 |
Итого | 529,0 | - | 529,0 | 79,8 | 449,2 | - | 2991 |
2004 год | |||||||
Пермский | 38,2 | 1992 | 38,2 | 38,2 | - | - | 320 |
Соликамский | 413,7 | 1992 | 413,7 | 21,5 | 392,2 | - | 1960 |
Бардымский | 91,0 | 1994 | 91,0 | - | 91,0 | - | 546 |
Березовский | 44,0 | 1994 | 44,0 | - | 44,0 | - | 264 |
Кишертский | 38,0 | 1994 | 38,0 | - | 38,0 | - | 228 |
Ординский | 36,0 | 1994 | 36,0 | - | 36,0 | - | 216 |
Оханский | 26,0 | 1994 | 26,0 | - | 26,0 | - | 156 |
Уинский | 30,0 | 1994 | 30,0 | - | 30,0 | - | 180 |
Итого | 716,9 | - | 716,9 | 59,7 | 657,2 | - | 3870 |
2005 год | |||||||
Чердынский | 723,7 | 1993 | 723,7 | 49,8 | 49,2 | 624,7 | 2510 |
Пермский | 82,0 | 1995 | 82,0 | - | 82,0 | - | 492 |
Итого | 805,7 | - | 805,7 | 49,8 | 131,2 | 624,7 | 3002 |
Итого за 2001-2005 годы |
3750,6 |
- |
3750,6 |
290,5 |
2530,3 |
929,8 |
17245,0 |
"*" Разряд лесоустройства определяет степень подробности лесоустроительных работ, в зависимости от интенсивности ведения лесного хозяйства, лесоэксплуатации и перспектив их развития, а также природоохранной и средоформирующей ценности лесов
3.1.2. Лесной мониторинг
Лесной мониторинг представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза состояния и динамики лесного фонда в целях эффективного управления в сфере использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, повышения их продуктивности и устойчивости. Порядок осуществления мониторинга лесов устанавливается федеральным органом управления лесным хозяйством совместно со специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды.
Основной целью ведения лесного мониторинга является обеспечение органов управления лесным хозяйством оперативной и точной информацией о состоянии и происходящих изменениях в лесах.
Реализация предлагаемых мероприятий позволит достичь следующих результатов:
создать комплекс программно-методического обеспечения ведения лесного мониторинга;
провести опытно-производственную проверку и создать систему мониторинга лесов на областном (в районах первоочередной организации) и локальном (на территории модельных объектов) уровнях;
внедрить мониторинг лесов на участках лесного фонда с наиболее ценными и подверженными негативным воздействиям насаждениям.
Мониторинг лесов ежегодно проводится по методике федерального органа управления лесным хозяйством на основании материалов текущего учета лесного фонда и статистической отчетности по хозяйственной деятельности.
Объемы финансирования лесоустроительных и обследовательских работ на 2001- 2005 годы показаны в таблице 2.
Таблица 2
Объемы финансирования лесоустроительных и обследовательских
работ на 2001-2005 годы
N п/п |
Показатели |
Единица измере- ния |
2001- 2005 годы |
в том числе по годам | ||||
2001 год |
2002 год |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
||||
1. | Лесоустройство | тыс. рублей |
17245 |
3853 |
3529 |
2991 |
3870 |
3002 |
2. | Лесопатологическое обследование |
тыс. рублей |
1700 |
340 |
340 |
340 |
340 |
340 |
3.2. Охрана и защита лесов
Лесной фонд подлежит охране от пожаров, а также защите от вредителей и болезней. Охрана и защита лесов осуществляется с учетом их биологических и иных особенностей и включает в себя комплекс организационных, правовых и других мер по сохранению лесов от уничтожения, повреждения, ослабления и иных негативных воздействий.
Охрана и защита лесов осуществляется наземными и авиационными методами.
Основными задачами охраны лесов от пожаров являются предупреждение лесных пожаров, их обнаружение, ограничение распространения и тушение.
Основными задачами охраны лесов от вредителей и болезней являются контроль за состоянием лесного фонда, своевременное выявление очагов вредителей и болезней леса, меры по профилактике возникновения указанных очагов, их локализация и ликвидация.
Реализация намеченных программных мероприятий позволит уменьшить площадь и количество лесных пожаров, очагов вредителей и болезней леса и в конечном итоге сократить убытки, причиняемые лесу и экономике страны этими негативными факторами.
Мероприятия по охране и защите лесного фонда финансируются из федерального бюджета.
Объемы работ и производственные затраты по основным направлениям противопожарной и лесозащитной деятельности указаны в таблице 3.
Таблица 3
Объемы работ и производственные затраты по основным направлениям
противопожарной и лесозащитной деятельности
N п/п |
Показатели |
Едини- ца изме- рения |
2001- 2005 годы |
в том числе по годам | ||||
2001 год |
2002 год |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Охрана лесного фонда от пожаров | ||||||||
1. | Устройство минерализо- ванных полос |
км | 10706 | 2120 | 2131 | 2141 | 2152 | 2162 |
2. | Уход за минерализован- ными полосами |
км | 30400 | 6040 | 6060 | 6080 | 6100 | 6120 |
3. | Строительство дорог противопожарного назначения |
км | 583 | 112 | 114 | 116 | 118 | 123 |
4. | Ремонт дорог противопожарного назначения |
км |
1113 |
219 |
221 |
223 |
225 |
225 |
Защита лесного фонда от вредителей и болезней | ||||||||
1. | Лесопатологический мониторинг |
тыс.га |
45,0 |
9,0 |
9,0 |
9,0 |
9,0 |
9,0 |
2. | Наземные меры борьбы |
тыс.га | 5,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 |
3.3. Воспроизводство лесов
Воспроизводство лесов представляет собой систему мероприятий по воссозданию леса со всеми характерными для него существенными свойствами (заготовка семян, создание лесных культур, содействие естественному возобновлению леса, рубки ухода в молодняках, прореживание, санитарное оздоровление леса и другие).
Основными направлениями воспроизводства лесов являются лесовосстановление и лесоразведение.
Целью лесовосстановления является восстановление основных компонентов леса с возобновлением лесообразующих древесных растений.
Целью лесоразведения является создание лесов на нелесных землях, сокращение непродуктивных земель лесного фонда.
Программное мероприятие "воспроизводство лесов" включает в себя работы лесовосстановительного и лесохозяйственного направления.
К числу первых относятся заготовка лесных семян, посев и посадка леса, содействие естественному возобновлению леса, выращивание посадочного материала. Итогом данной работы является показатель "ввод молодняков в категорию ценных насаждений", который представляет собой площадь сформированных в процессе лесовосстановительных работ хвойных насаждений.
Основным принципом в воспроизводстве лесов остается обязательное лесовосстановление вырубок и регулируемое, с применением различных способов содействия, естественное возобновление лесов на не покрытых лесом землях. Содействие естественному возобновлению леса представляет собой лесоводственные меры, направленные на создание благоприятных условий для успешного возобновления леса, осуществляемые до или после рубки, при ее проведении, а также не связанные с рубкой.
К числу работ по воспроизводству лесов лесохозяйственного направления относятся: отвод лесосек под рубки ухода, рубки ухода в молодняках, выборочные санитарные рубки.
Рубки ухода за лесом относятся к промежуточному пользованию и направлены на улучшение породного состава лесов, создание наиболее благоприятных условий для роста главных древесных пород (хвойных), а также на повышение продуктивности, устойчивости лесов и улучшение их средозащитных функций.
Расходы на воспроизводство лесов предусмотрено финансировать за счет средств областного бюджета.
Виды и объемы работ по воспроизводству лесов указаны в таблице 4.
Таблица 4
Виды и объемы работ по воспроизводству лесов
Показатели |
Единица измере- ния |
2001-20 05 годы |
в том числе по годам | ||||
2001 год |
2002 год |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
|||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Лесовосстановление, всего, в том числе: Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Пермской области ФГУ "Пермсельлес" |
тыс.га тыс.га тыс.га |
96,5 75,0 21,5 |
19,3 15,0 4,3 |
19,3 15,0 4,3 |
19,3 15,0 4,3 |
19,3 15,0 4,3 |
19,3 15,0 4,3 |
в том числе: | |||||||
Посев, посадка леса, всего, в том числе: Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Пермской области ФГУ "Пермсельлес" |
тыс.га тыс.га тыс.га |
25,8 18,3 7,5 |
4,8 3,3 1,5 |
4,5 3,0 1,5 |
5,5 4,0 1,5 |
5,5 4,0 1,5 |
5,5 4,0 1,5 |
Содействие естественному возобновлению леса в том числе: Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Пермской области ФГУ "Пермсельлес" |
тыс.га тыс.га тыс.га |
70,7 56,7 14,0 |
14,5 11,7 2,8 |
14,8 12,0 2,8 |
13,8 11,0 2,8 |
13,8 11,0 2,8 |
13,8 11,0 2,8 |
Выращивание посадочного материала, всего, в том числе: Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Пермской области ФГУ "Пермсельлес" |
млн. шт. млн. шт. млн. шт. |
169,0 125,0 44,0 |
33,8 25,0 8,0 |
33,8 25,0 8,0 |
33,8 25,0 8,0 |
33,8 25,0 8,0 |
33,8 25,0 8,0 |
Заготовка семян, всего, в том числе: Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Пермской области ФГУ "Пермсельлес" |
тонн тонн тонн |
7,5 5,0 2,5 |
1,5 1,0 0,5 |
1,5 1,0 0,5 |
1,5 1,0 0,5 |
1,5 1,0 0,5 |
1,5 1,0 0,5 |
Ввод молодняков в категорию ценных насаждений, всего, в том числе: Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Пермской области ФГУ "Пермсельлес" |
тыс.га тыс.га тыс.га |
105,0 85,0 20,0 |
26,0 22,0 4,0 |
22,0 18,0 4,0 |
19,0 15,0 4,0 |
19,0 15,0 4,0 |
19,0 15,0 4,0 |
Рубки ухода за лесом в молодняках, всего, в том числе: Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Пермской области ФГУ "Пермсельлес" |
тыс.га тыс.га тыс.га |
160,5 130,5 30,0 |
30,5 24,5 6,0 |
31,0 25,0 6,0 |
32,0 26,0 6,0 |
32,0 26,0 6,0 |
35,0 29,0 6,0 |
Выборочные санитарные рубки и прочие лесохозяйствен- ные рубки, всего, в том числе: Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Пермской области ФГУ "Пермсельлес" |
тыс. кбм тыс. кбм тыс. кбм |
1714,3 1179,3 535,0 |
349,3 239,3 110,0 |
345,0 235,0 110,0 |
345,0 235,0 110,0 |
345,0 235,0 110,0 |
345,0 235,0 110,0 |
Отвод лесосек под рубки ухода, всего, в том числе: Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Пермской области ФГУ "Пермсельлес" |
тыс.га тыс.га тыс.га |
221,0 182,5 38,5 |
42,4 34,7 7,7 |
44,5 36,8 7,7 |
44,7 37,0 7,7 |
44,7 37,0 7,7 |
44,7 37,0 7,7 |
3.4. Строительство и капитальный ремонт
Одной из проблем лесного хозяйства является недостаточность и износ основных фондов лесхозов.
В связи с этим выполнение программного мероприятия "строительство и капитальный ремонт" призвано решить данную проблему.
Общая потребность по капитальному строительству составляет 37,7 млн.рублей, по капитальному ремонту - 9,1 млн.рублей.
Объемы работ по капитальному строительству и капитальному ремонту показаны в таблице 5.
Таблица 5
Капитальное строительство и капитальный ремонт
Показатели |
Едини- ца изме- рения |
2001- 2005 годы |
в том числе по годам | ||||
2001 год |
2002 год |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
|||
Капитальное строительство объектов производственного назначения | |||||||
Конторы лесхозов | шт. | 20 | 6 | 4 | 4 | 2 | 4 |
Конторы лесничеств |
шт. | 28 | 6 | 6 | 6 | 6 | 4 |
Капитальное строительство объектов непроизводственного назначения | |||||||
Жилые дома (площадь) |
кв.м |
1800 |
400 |
300 |
400 |
300 |
400 |
Капитальный ремонт объектов производственного назначения | |||||||
Конторы лесхозов | шт. | 15 | 4 | 3 | 2 | 4 | 2 |
Конторы лесничеств |
шт. | 23 | 3 | 5 | 5 | 4 | 6 |
Гаражи | шт. | 14 | 4 | 2 | 2 | 2 | 4 |
Капитальный ремонт объектов непроизводственного назначения | |||||||
Жилые дома (площадь) |
кв.м |
2800 |
500 |
600 |
600 |
600 |
500 |
3.5. Научное обеспечение
Работы в области изучения, использования, охраны и воспроизводства лесных ресурсов являются достаточно наукоемкими. Научные проработки призваны играть важную роль в реализации Программы и соответствовать приоритетным направлениям выполнения программных мероприятий.
Научные исследования в соответствии с задачами Программы направлены на достижение следующих целей:
научное обеспечение изучения, воспроизводства и повышения эффективности использования лесных ресурсов;
создание научно-обоснованной системы мониторинга лесных ресурсов;
научное обоснование организационно-хозяйственного, экономического и правового механизма управления лесопользованием.
Реализацию Программы предусматривается осуществлять на базе внедрения в лесное хозяйство научно-исследовательских и конкретных проектно-изыскательских разработок и, прежде всего, проектов организации и развития лесного хозяйства с максимально широким внедрением компьютеризации и информационного обеспечения лесхозов.
По вопросам воспроизводства лесов необходимо выполнение научноисследовательской работы по теме "Особенности воспроизводства хвойных лесонасаждений в горных условиях северной и средней тайги Пермской области".
Конечными результатами работы по этой теме являются практические рекомендации по способам лесовосстановления в данных лесорастительных условиях на площади 7 тыс.га.
Финансирование данной работы предполагается провести в сумме 50 тыс. рублей.
По вопросам охраны и защиты лесного фонда необходимо разработать "Проект организации и ведения лесного мониторинга лесов Пермской области". Конечным результатом по этой работе будет являться получение точной информации о состоянии насаждений, которая послужит основой для осуществления мероприятий по повышению устойчивости лесного фонда. Финансирование данной работы предполагается провести в сумме 250 тыс. рублей.
4. Ресурсное обеспечение
4.1. Финансовое обеспечение
Финансовое обеспечение Программы предусматривает использование бюджетных средств (федеральный и областной бюджеты) и внебюджетных средств.
Общая сумма инвестиций, необходимых для реализации программных мероприятий составляет 1184,731 млн.рублей, в том числе на мероприятия капитального характера - 153,700 млн. рублей, на мероприятия текущего характера - 1031,031 млн.рублей.
Финансирование осуществляется за счет средств:
федерального бюджета - 338,900 млн.рублей (28,6% от общего объема финансирования);
областного бюджета - 489,631 млн.рублей (41,3%);
внебюджетных источников - 356,200 млн.рублей (30,1%)
Из них по годам:
2001 год - 228,800 млн. рублей; 2002 год - 241,950 млн. рублей; 2003 год - 209,981 млн.рублей; 2004 год - 251,350 млн. рублей; 2005 год - 252,650 млн.рублей.
Финансирование из федерального бюджета, начиная с 2002 года, осуществляется частично в рамках федеральной целевой программы "Экология и природные ресурсы России" (2002-2010 годы" (подпрограмма "Леса"), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2001 N 860 "О федеральной целевой программе "Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)".
Значительная доля финансирования из областного бюджета - 48,3% от общего финансирования, объясняется большим объемом работ по воспроизводству лесов, расходы на которое в соответствии со статьей 108 Лесного кодекса Российской Федерации финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Финансирование воспроизводства лесов планируется осуществлять в пределах средств, предусматриваемых законом о бюджете Пермской области на очередной финансовый год.
Расходы по программным мероприятиям, не обеспечиваемые финансированием из федерального и областного бюджетов, финансируются за счет внебюджетных источников - средств, получаемых лесхозами от реализации лесопродукции, выполнения работ, оказания услуг и пр.
Общая потребность в объемах и источниках финансирования Программы по годам приведена в таблице 6.
Сводные финансовые результаты
млн. рублей
N п/п |
Наименование мероприятия |
Исполнитель | Источники финанси- рования |
Источник | Всего на период действия Программы |
в том числе по годам | ||||||||||||||||
2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | ||||||||||||||||||
Текущие расходы |
Капи- таль- ные расхо- ды |
Всего | Теку- щие расхо- ды |
Ка- пи- та- ль- ные рас- ходы |
Всего | Теку- щие рас- ды |
Капи таль- ные рас- ходы |
Всего | Теку- щие расхо- ды |
Капи таль- ные рас- ходы |
Всего | Теку- щие расхо- ды |
Капи таль- ные рас- ходы |
Всего | Теку- щие расхо- ды |
Капи таль- ные рас- ходы |
Всего | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
1. | Лесоустройст- во и лесной мониторинг |
Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Пермской области |
Федеральный бюджет | 15,3 | - | 15,3 | 3,4 | - | 3,4 | 3,1 | - | 3,1 | 2,7 | - | 2,7 | 3,4 | - | 3,4 | 2,7 | - | 2,7 | |
ФГУ "Пермсе- льлес" |
Федеральный бюджет |
3,6 |
- |
3,6 |
0,8 |
- |
0,8 |
0,8 |
- |
0,8 |
0,6 |
- |
0,6 |
0,8 |
- |
0,8 |
0,6 |
- |
0,6 |
|||
Итого по мероприятию | Федеральный бюджет | 18,9 | - | 18,9 | 4,2 | - | 4,2 | 3,9 | - | 3,9 | 3,3 | - | 3,3 | 4,2 | - | 4,2 | 3,3 | - | 3,3 | |||
2. |
Охрана и защита леса |
Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Пермской области |
Федеральный бюджет | 245,1 | - | 245,1 | 52,4 | - | 52,4 | 49,8 | - | 49,8 | 49,5 | - | 49,5 | 48,1 | - | 48,1 | 45,3 | - | 45,3 | |
Внебюджетные источники |
115,4 |
- |
115,4 |
23,4 |
- |
23,4 |
22,5 |
- |
22,5 |
24,1 |
- |
24,1 |
24,2 |
- |
24,2 |
21,2 |
- |
21,2 |
||||
Итого |
360,5 |
- |
360,5 |
75,8 |
- |
75,8 |
72,3 |
- |
72,3 |
73,6 |
- |
73,6 |
72,3 |
- |
72,3 |
66,5 |
- |
66,5 |
||||
ФГУ "Пермсель- лес" |
Федеральный бюджет | 74,6 | - | 74,6 | 10,9 | - | 10,9 | 13,8 | - | 13,8 | 14,4 | - | 14,4 | 16,0 | - | 16,0 | 19,5 | - | 19,5 | |||
Внебюджетные источники | 30,7 | 6,2 | 36,9 | 5,4 | 1,1 | 6,5 | 6,0 | 1,2 | 7,2 | 6,5 | 1,3 | 7,8 | 6,4 | 1,3 | 7,7 | 6,4 | 1,3 | 7,7 | ||||
Итого | 105,3 | 6,2 | 111,5 | 16,3 | 1,1 | 17,4 | 19,8 | 1,2 | 21,0 | 20,9 | 1,3 | 22,2 | 22,4 | 1,3 | 23,7 | 25,9 | 1,3 | 27,2 | ||||
Итого по мероприятию |
Федеральный бюджет | 319,7 | - | 319,7 | 63,3 | - | 63,3 | 63,6 | - | 63,6 | 63,9 | - | 63,9 | 64,1 | - | 64,1 | 64,8 | - | 64,8 | |||
Внебюджетные источники | 146,1 | 6,2 | 152,3 | 28,8 | 1,1 | 29,9 | 28,5 | 1,2 | 29,7 | 30,6 | 1,3 | 31,9 | 30,6 | 1,32 | 31,9 | 27,6 | 1,3 | 28,9 | ||||
Итого | 465,8 | 26,2 | 472,0 | 92,1 | 1,1 | 93,2 | 92,1 | 1,2 | 93,3 | 94,5 | 1,3 | 95,8 | 94,7 | 1,3 | 96,0 | 92,4 | 1,3 | 93,7 | ||||
3. |
Воспроизводство лесов |
Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Пермской области |
Областной бюджет |
Всего |
353,921 |
14,8 |
368,721 |
73,3 |
0,4 |
73,7 |
72,7 |
3,5 |
76,2 |
50,221 |
- |
50,221 |
77,8 |
7,1 |
84,9 |
79,9 |
3,8 |
83,7 |
в том числе | ||||||||||||||||||||||
текущие расходы | 353,921 | 14,8 | 368,721 | 73,3 | 0,4 | 73,7 | 72,7 | 3,5 | 76,2 | 50,221 | - | 50,221 | 77,8 | 7,1 | 84,9 | 79,9 | 3,8 | 83,7 | ||||
Внебюджетные источники | 39,5 | 51,3 | 90,8 | 8,4 | 10,5 | 18,9 | 7,6 | 10,9 | 18,5 | 7,6 | 8,7 | 16,3 | 7,6 | 8,7 | 16,3 | 8,3 | 12,5 | 20,8 | ||||
Итого | 3393,421 | 66,1 | 459,521 | 81,7 | 10,9 | 92,6 | 80,3 | 14,4 | 94,7 | 57,821 | 8,7 | 66,521 | 85,4 | 15,8 | 101,2 | 88,2 | 16,3 | 104,5 | ||||
ФГУ "Пермсель- лес" |
Областной бюджет |
Всего | 95,41 | 6,8 | 102,2 | 12,2 | 1,2 | 13,4 | 22,0 | 2,1 | 24,1 | 15,31 | 1,4 | 16,71 | 24,0 | - | 24,0 | 21,9 | 2,1 | 24,0 | ||
в том числе | ||||||||||||||||||||||
текущие расходы | 95,41 | 6,8 | 102,2 | 12,2 | 1,2 | 13,4 | 22,0 | 2,1 | 24,1 | 15,31 | 1,4 | 16,71 | 24,0 | - | 24,0 | 21,9 | 2,1 | 24,0 | ||||
Внебюджетные источники | 57,2 | 27,8 | 85,0 | 11,4 | 4,3 | 15,7 | 11,4 | 5,4 | 16,8 | 11,4 | 5,9 | 17,3 | 11,5 | 6,2 | 17,7 | 11,5 | 6,0 | 17,5 | ||||
Итого | 152,61 | 34,6 | 187,21 | 23,6 | 5,5 | 29,1 | 33,4 | 7,5 | 40,9 | 26,71 | 7,3 | 34,01 | 35,5 | 6,2 | 41,7 | 33,4 | 8,1 | 41,5 | ||||
Итого по мероприятию |
Областной бюджет |
Всего | 449,331 | 21,6 | 470,931 | 85,5 | 1,6 | 87,1 | 94,7 | 5,6 | 100,3 | 65,531 | 1,4 | 66,931 | 101,8 | 7,1 | 108,9 | 101,8 | 5,9 | 107,7 | ||
в том числе | ||||||||||||||||||||||
текущие расходы | 449,331 | 21,6 | 470,931 | 85,5 | 1,6 | 87,1 | 94,7 | 5,6 | 100,3 | 65,531 | 1,4 | 66,931 | 101,8 | 7,1 | 108,9 | 101,8 | 5,9 | 107,7 | ||||
Внебюджетные источники | 96,7 | 79,1 | 175,8 | 19,8 | 14,8 | 34,6 | 19,0 | 16,3 | 35,3 | 19,0 | 14,6 | 33,6 | 19,1 | 14,9 | 34,0 | 19,8 | 18,5 | 38,3 | ||||
Итого | 546,031 | 100,7 | 646,731 | 105,3 | 16,4 | 121,7 | 1113,7 | 21,9 | 135,6 | 84,5310 | 16,0 | 100,531 | 120,9 | 22,0 | 142,9 | 121,6 | 24,4 | 146,0 | ||||
4. |
Строительство и капитальный ремонт |
Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Пермской области |
Областной бюджет |
Всего | - | 11,8 | 11,8 | - | 6,3 | 6,3 | - | 5,5 | 5,5 | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
в том числе | ||||||||||||||||||||||
текущие расходы | - | 11,8 | 11,8 | - | 6,3 | 6,3 | - | 5,5 | 5,5 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | ||||
Внебюджетные источники | - | 17,8 | 17,8 | - | - | - | - | - | - | - | 6,3 | 6,3 | - | 5,6 | 5,6 | - | 5,9 | 5,9 | ||||
Итого | - | 29,6 | 29,6 | - | 6,3 | 6,3 | - | 5,5 | 5,5 | - | 6,3 | 6,3 | - | 5,6 | 5,6 | - | 5,9 | 5,9 | ||||
ФГУ "Пермсель- лес" |
Областной бюджет |
Всего | - | 6,9 | 6,9 | - | 3,3 | 3,3 | - | 3,6 | 3,6 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | ||
в том числе | ||||||||||||||||||||||
текущие расходы | - | 6,9 | 6,9 | - | 3,3 | 3,3 | - | 3,6 | 3,6 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | ||||
Внебюджетные источники | - | 10,3 | 10,3 | - | - | - | - | - | - | - | 4,0 | 4,0 | - | 2,6 | 2,6 | - | 3,7 | 3,7 | ||||
Итого | - | 17,2 | 17,2 | - | 3,3 | 3,3 | - | 3,6 | 3,6 | - | 4,0 | 4,0 | - | 2,6 | 2,6 | - | 3,7 | 3,7 | ||||
Итого по мероприятию |
Областной бюджет |
Всего | - | 18,7 | 18,7 | - | 9,6 | 9,6 | - | 9,1 | 9,1 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | ||
в том числе | ||||||||||||||||||||||
текущие расходы | - | 18,7 | 18,7 | - | 9,6 | 9,6 | - | 9,1 | 9,1 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | ||||
Внебюджетные источники | - | 28,1 | 28,1 | - | - | - | - | - | - | - | 10,3 | 10,3 | - | 8,2 | 8,2 | - | 9,6 | 9,6 | ||||
Итого | - | 46,8 | 46,8 | - | 9,6 | 9,6 | - | 9,1 | 9,1 | - | 10,3 | 10,3 | - | 8,2 | 8,2 | - | 9,6 | 9,6 | ||||
5. | Научное обеспечение |
ГУПР | Федеральный бюджет | 0,3 | - | 0,3 | 0,1 | - | 0,1 | 0,05 | - | 0,05 | 0,05 | - | 0,05 | 0,05 | - | 0,05 | 0,05 | - | 0,05 | |
Итого по мероприятию | Федеральный бюджет | 0,3 | - | 0,3 | 0,1 | - | 0,1 | 0,05 | - | 0,05 | 0,05 | - | 0,05 | 0,05 | - | 0,05 | 0,05 | - | 0,05 | |||
Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Пермской области |
Федеральный бюджет | 260,7 | - | 260,7 | 55,9 | - | 55,9 | 52,95 | - | 52,95 | 52,25 | - | 52,25 | 51,55 | - | 51,55 | 48,05 | - | 48,05 | |||
Областной бюджет |
Всего | 353,921 | 26,6 | 380,521 | 73,3 | 6,7 | 80,0 | 72,7 | 9,0 | 81,7 | 50,221 | - | 50,221 | 77,8 | 7,1 | 84,9 | 79,9 | 3,8 | 83,7 | |||
в том числе | ||||||||||||||||||||||
текущие расходы | 353,921 | 26,6 | 380,521 | 73,3 | 6,7 | 80,0 | 72,7 | 9,0 | 81,7 | 50,221 | - | 50,221 | 77,8 | 7,1 | 84,9 | 79,9 | 3,8 | 83,7 | ||||
Внебюджетные источники | 154,9 | 69,1 | 224,0 | 31,8 | 10,5 | 42,3 | 30,1 | 10,9 | 41,0 | 31,7 | 15,0 | 46,7 | 31,8 | 14,3 | 46,1 | 29,5 | 18,4 | 47,9 | ||||
Итого | 769,521 | 95,7 | 865,221 | 161,0 | 17,2 | 178,2 | 155,75 | 19,9 | 175,65 | 134,171 | 15,0 | 149,171 | 161,15 | 21,4 | 182,55 | 157,45 | 22,2 | 179,65 | ||||
ФГУ "Пермсель- лес" |
Федеральный бюджет | 78,2 | - | 78,2 | 11,7 | - | 11,7 | 14,6 | - | 14,6 | 15,0 | - | 15,0 | 16,8 | - | 16,8 | 20,1 | - | 20,1 | |||
Областной бюджет |
Всего | 95,41 | 13,7 | 109,1 | 12,2 | 4,5 | 16,7 | 22,0 | 5,7 | 27,7 | 15,31 | 1,4 | 16,71 | 24,0 | - | 24,0 | 21,9 | 2,1 | 24,0 | |||
в том числе | ||||||||||||||||||||||
текущие расходы | 95,41 | 13,7 | 109,1 | 12,2 | 4,5 | 16,7 | 22,0 | 5,7 | 27,7 | 15,31 | 1,4 | 16,71 | 24,0 | - | 24,0 | 21,9 | 2,1 | 24,0 | ||||
Внебюджетные источники | 87,9 | 44,3 | 132,2 | 16,8 | 5,4 | 22,2 | 17,4 | 6,6 | 24,0 | 17,9 | 11,2 | 29,1 | 17,9 | 10,1 | 28,0 | 17,9 | 11,0 | 28,9 | ||||
Итого | 261,51 | 58,0 | 319,5 | 40,7 | 9,9 | 50,6 | 54,0 | 12,3 | 66,3 | 48,21 | 12,6 | 60,81 | 58,7 | 10,1 | 68,8 | 59,9 | 13,1 | 73,0 | ||||
Итого |
Федеральный бюджет | 338,9 | - | 338,9 | 67,6 | - | 67,6 | 67,55 | - | 67,75 | 67,25 | - | 67,25 | 68,35 | - | 68,35 | 68,15 | - | 68,15 | |||
Областной бюджет |
Всего | 449,331 | 40,331 | 489,6 | 85,5 | 11,2 | 96,7 | 94,7 | 14,7 | 109,4 | 65,531 | 1,4 | 66,931 | 101,8 | 7,1 | 108,9 | 101,8 | 5,9 | 107,7 | |||
в том числе | ||||||||||||||||||||||
текущие расходы | 449,331 | 40,3 | 489,631 | 85,5 | 11,2 | 96,7 | 94,7 | 14,7 | 109,4 | 65,531 | 1,4 | 66,931 | 101,8 | 7,1 | 108,9 | 101,8 | 5,9 | 107,7 | ||||
Внебюджетные источники | 242,8 | 113,4 | 356,2 | 48,6 | 15,9 | 64,5 | 47,5 | 17,5 | 65,0 | 49,6 | 26,2 | 75,8 | 49,7 | 24,4 | 74,1 | 47,4 | 29,4 | 76,8 | ||||
Итого | 1031,031 | 153,7 | 1184,731 | 201,7 | 27,1 | 228,8 | 209,75 | 32,2 | 241,95 | 182,381 | 27,6 | 209,981 | 219,85 | 31,5 | 251,35 | 217,35 | 35,3 | 252,65 |
4.2. Материально-техническое обеспечение
Выполнение программных мероприятий должно быть надлежащим образом обеспечено материальными ресурсами. Эту функцию выполняет материально-техническое снабжение.
Для организации наземной охраны лесов от пожаров, защиты их вредителей и болезней, выполнения лесовосстановительных и лесохозяйственных работ требуется обеспечить потребность в индивидуальных защитных средствах, в лесохозяйственной технике и транспортных средствах, указанную в таблицах 7, 8, 9.
Таблица 7
Потребность в средствах индивидуальной защиты рабочих
Показатели |
Едини- ца измере- ния |
2001 - 2005 годы |
в том числе по годам | ||||
2001 год |
2002 год |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
|||
Потребность в индивидуаль- ных защитных средствах |
|||||||
в том числе: | |||||||
костюмы энцефалитные | шт. | 2010 | 380 | 410 | 400 | 400 | 420 |
каски защитные | шт. | 460 | 90 | 90 | 90 | 95 | 95 |
Таблица 8
Потребность в лесохозяйственной технике и транспортных
средствах на охрану и защиту лесов
Показатели |
Еди- ница изме- рения |
2001- 2005 годы |
в том числе по годам | ||||
2001 год |
2002 год |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
|||
Потребность в лесохозяйственной технике и транспортных средствах |
|||||||
в том числе: | |||||||
бензопилы "Урал" | шт. | 96 | 16 | 20 | 20 | 20 | 20 |
лесопатрульные автомашины |
шт. |
115 |
22 |
23 |
24 |
24 |
22 |
пожарные автомашины |
шт. | 109 | 21 | 22 | 22 | 22 | 22 |
катера | шт. | 10 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
корчеватели | шт. | 15 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Таблица 9
Потребность в лесохозяйственной технике и транспортных
средствах на воспроизводство лесов
Показатели |
Еди- ница изме- рения |
2001- 2005 годы |
в том числе по годам | ||||
2001 год |
2002 год |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
|||
Потребность в лесохозяйственной технике и транспортных средствах |
|||||||
в том числе: | |||||||
бензопилы "Урал" | шт. | 96 | 16 | 20 | 20 | 20 | 20 |
плуги лесные | шт. | 47 | 4 | 10 | 10 | 11 | 12 |
культиваторы | шт. | 25 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
фрезы почвенные | шт. | 15 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
корчеватели | шт. | 15 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
бороны дисковые | шт. | 10 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
навесные системы | шт. | 25 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
трактора колесные | шт. | 46 | - | 10 | 12 | 12 | 12 |
трактора гусеничные | шт. | 139 | 23 | 29 | 29 | 29 | 29 |
автобусы | шт. | 19 | 5 | 5 | 3 | 3 | 3 |
грузовые автомобили | шт. | 69 | 9 | 15 | 13 | 15 | 17 |
катки-осветлители | шт. | 9 | - | 2 | 1 | 3 | 3 |
мотокусторезы | шт. | 255 | 35 | 50 | 50 | 40 | 50 |
ротационные машины | шт. | 10 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
4.3. Обеспечение трудовыми ресурсами
Недостаточное финансирование и низкий уровень заработной платы в лесном хозяйстве объясняет острую нехватку трудовых ресурсов. На 01 января 2001 года численность работников лесного хозяйства ниже потребности: по рабочим - на 195 человек, лесникам - на 471 человека, мастерам леса - на 81 человек, помощникам лесничих - 39 человек.
Наличие трудовых ресурсов (работников лесного хозяйства), динамика численности и затраты на содержание аппарата показаны в таблице 10.
Таблица 10
Численность работников лесного хозяйства,
затраты на содержание аппарата лесного хозяйства
Категории работников, затраты на содержание аппарата |
Еди- ница изме- рения |
2001- 2005 годы |
в том числе по годам | ||||
2001 год |
2002 год |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
|||
Среднесписочная численность работников |
чел. |
х |
5883 |
5900 |
5842 |
5862 |
5910 |
в том числе: | |||||||
рабочие | чел. | х | 2040 | 2040 | 1965 | 1965 | 1975 |
лесники | чел. | х | 2248 | 2248 | 2248 | 2250 | 2271 |
руководители и специалисты |
чел. |
х |
1595 |
1612 |
1629 |
1647 |
1664 |
из них: | |||||||
мастера | чел. | х | 320 | 320 | 320 | 328 | 338 |
лесничие | чел. | х | 306 | 306 | 306 | 306 | 306 |
помощники лесничих | чел. | х | 169 | 173 | 175 | 178 | 181 |
Учитывая высокий процент специалистов, не имеющих специального лесохозяйственного образования, особенно среди мастеров (33,6%), лесничих (12,1%), предполагается увеличить количество руководителей и специалистов лесного хозяйства с высшим и средним лесохозяйственным образованием, затратив на подготовку кадров средства в размере 917,7 тыс.рублей (таблицы 11, 12).
Финансирование затрат на подготовку и переподготовку кадров осуществляется за счет внебюджетных источников в рамках мероприятия "Охрана и защита лесов".
Таблица 11
Уровень образования работников лесного
хозяйства на 1 января 2001 г.
Категории работающих |
Численность, человек |
В процентах | ||
Высшее | Среднее- специальное |
Практики | ||
Руководители и специалисты |
1421 | 25,2 | 55,5 | 19,3 |
из них: | ||||
мастера | 257 | 9,4 | 57,0 | 33,6 |
лесничие | 311 | 33,8 | 54,1 | 12,1 |
помощники лесничих | 142 | 24,4 | 70,1 | 5,5 |
Таблица 12
Затраты на подготовку и переподготовку специалистов
лесного хозяйства
Показатели |
Ед. изм. |
2000 год |
2001- 2005 годы |
в том числе по годам | ||||
2001 год |
2002 год |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
||||
Численность обучающихся |
человек | 230 | х | 237 | 248 | 254 | 255 | 267 |
Затраты на подготовку и переподготовку |
тыс. рублей |
168,0 |
917,7 |
172,9 |
180,6 |
184,8 |
185,5 |
193,9 |
5. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы предусматривает использование рычагов государственной экономической, финансовой и бюджетной политики в области природопользования и охраны окружающей природной среды с учетом интересов хозяйствующих субъектов, муниципальных образований и субъектов Российской Федерации.
Реализация Программы представляет собой скоординированные по срокам и направлениям действия исполнителей программных мероприятий, направленных на достижение цели и задач Программы.
Исполнителями программных мероприятий являются Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Пермской области (ГУПР) и Федеральное государственное учреждение "Пермское управление сельскими лесами "Пермсельлес" (ФГУ).
Финансирование Программы за счет средств федерального и областного бюджетов в соответствии с утвержденными ассигнованиями на очередной финансовый год осуществляется в установленном порядке через исполнителей программных мероприятий.
Для получения средств из областного бюджета государственный заказчик Программы - главное управление природопользования Пермской области - ежегодно формирует и представляет в установленном порядке сводную бюджетную заявку в главное управление экономики Пермской области.
При изменении объемов бюджетного финансирования по сравнению с предусмотренными Программой и последующей корректировки Программы государственный заказчик Программы уточняет объемы работ и финансирование программных мероприятий с учетом внебюджетных источников.
Для привлечения внебюджетных источников финансирования предусматривается использование средств лесхозов в финансировании программных мероприятий, осуществляемых за счет бюджетов различных уровней.
6. Схема организации управления Программой
Организация управления реализацией Программы возлагается на главное управление природопользования Пермской области - государственного заказчика Программы.
Главное управление природопользования Пермской области организует взаимодействие и координацию деятельности исполнителей программных мероприятий, обеспечивает нормативно-правовое, информационное и организационное сопровождение выполнения Программы.
Главное управление природопользования Пермской области обобщает и анализирует результаты реализации Программы с точки зрения достижения программных целей.
Исполнители программных мероприятий в установленном порядке направляют в главное управление экономики Пермской области отчет о ходе реализации мероприятий Программы, который должен содержать:
информацию о ходе выполнения программных мероприятий;
уровень достижения программных целей и запланированных показателей эффективности;
анализ причин несвоевременного выполнения программных мероприятий;
общий объем полученных средств и фактически произведенных расходов;
предложения о привлечении дополнительных источников финансирования и иных способов достижения программных целей.
7. Оценка эффективности реализации Программы
Мероприятия Программы направлены на сохранение лесов, увеличение покрытых лесом земель, усиление роли лесов в обеспечении потребностей экономики и населения области лесной продукцией, товарами и услугами, повышение способности лесов выполнять экономическую, социальную, духовную, культурную, экологическую и средообразующую роль.
Эффективность реализации программных мероприятий может быть оценена с учетом лесоводственной, экологической, экономической и социальной функций лесов.
Лесоводственная эффективность:
перевод в категорию хозяйственно ценных 105,0 тыс.га насаждений в результате проведенных работ по лесовосстановлению и рубок ухода за лесом;
перевод в категорию покрытых лесом земель 96,5 тыс.га территории лесного фонда за счет создания лесных культур (25,8 тыс.га), содействия естественному возобновлению (70,7 тыс.га);
увеличение площадей с преобладанием хвойных пород - 160,5 тыс.га;
обеспечение рационального и неистощительного лесопользования;
Экологическая эффективность:
повышение средообразующих и защитных функций лесов;
расширение природных площадей, способствующих сохранению биологического разнообразия;
улучшение лесопатологической обстановки в лесах.
Экономическая эффективность:
увеличение поступления платежей во все уровни бюджета за пользование лесным фондом за счет увеличения лесопокрытой площади, сортности, доли хвойных пород;
увеличение предотвращенного экологического ущерба за счет улучшения лесопатологической обстановки в лесах области;
снижение ущерба от неблагоприятного воздействия лесных пожаров.
Многосторонние функции лесов реализуются в процессе их длительного периода роста - 50-100 лет и более. Эти факторы затрудняют определение полной экономической эффективности использования средств, вкладываемых в лесное хозяйство. Природоохранные, климатические, водорегулирующие и социальные функции лесов в настоящее время не учитываются в стоимости продукции и услуг при использовании лесных ресурсов.
Социальная эффективность:
улучшение условий проживания населения области, особенно в экологически неблагополучных районах области;
снижение риска заболеваний, обусловленных воздействием фактора загрязнения окружающей среды;
сохранение генетического фонда и возможностей для жизни будущих поколений.
Оценка эффективности реализации Программы, которая определена на основании системы лесоводственных показателей на момент разработки Программы (2000 год) с учетом выполнения программных мероприятий, указана в таблице 13.
Таблица 13
Оценка эффективности реализации Программы
N п/п |
Система показате- лей оценки эффектив- ности |
Наименование мероприятия (работ) |
Факти- ческое значение показа- теля на момент разра- ботки Програм- мы |
Изменение значений показателя по годам |
Целевое значе- ние показа- теля на момент оконча- ния дейст- вия Програ- ммы |
||||
2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1. |
Увеличение объемов работ по воспроиз- вод-ству лесов (рост лесохо- зяйст- венного производс- тва) |
Воспроизвод- ство лесов (посев-поса- дка леса), тыс.га |
17,3 (2000 год) |
19,3 | 19,3 | 19,3 | 19,3 | 19,3 | 19,3 (+2,0 к уровню 2000 года; +10,0 за 2001- 2005 годы) |
в том числе: Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Пермской области |
13,0 |
15,0 |
15,0 |
15,0 |
15,0 |
15,0 |
15,0 (+2,0 к уровню 2000 года; +10,0 за 2001-20 05 годы) |
||
ФГУ "Пермсельлес" |
4,3 | 4,3 | 4,3 | 4,3 | 4,3 | 4,3 | 4,3 (0,0 к уровню 2000 года; 0,0 за 2001-20 05 годы) |
||
2. |
Увеличение площадей с преоблада- нием хвойных пород (улучшение породного состава лесного фонда) |
Воспроизвод- ство лесов (рубки ухода в молодняках), тыс.га |
30,9 (2000 год) |
30,5 | 31,0 | 32,0 | 32,0 | 35,0 | 35,0 (+4,1 к уровню 2000 года; +6,0 за 2001-20 05 годы) |
в том числе: Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Пермской области |
24,9 |
24,5 |
25,0 |
26,0 |
26,0 |
29,0 |
29,0 (+4,1 к уровню 2000 года; +6,0 за 2001-20 05 годы) |
||
ФГУ "Пермсельлес" |
6,0 | 6,0 | 6,0 | 6,0 | 6,0 | 6,0 | 6,0 (0,0 к уровню 2000 года; 0,0 за 2001-20 05 годы) |
||
3. |
Уменьшение площадей с неудовлет- воритель- ным санитарным состоянием (улучшение санитарного состояния лесного фонда) |
Воспроизвод- ство лесов (выбороч-ные санитарные рубки), тыс.кбм |
440,0 (2000 год) |
349,3 | 345,0 | 345,0 | 345,0 | 345,0 | 345,0 (-95,0 к уровню 2000 года; -470,7 за 2001-20 05 годы) |
в том числе: Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Пермской области |
330,0 |
239,3 |
235,0 |
235,0 |
235,0 |
235,0 |
235,0 (-95,0 к уровню 2000 года; -470,7 за 2001- 2005 годы) |
||
ФГУ "Пермсельлес" |
110,0 | 110,0 | 110,0 | 110,0 | 110,0 | 110,0 | 110,0 (0,0 к уровню 2000 года; 0,0 за 2001- 2005 годы) |
||
4. |
Уменьшение площадей, требующих рубок ухода (увеличе- ние продуктив- ности и устойчиво- сти насаждений) |
Воспроизвод- ство лесов (отвод лесосек под рубки ухода), тыс.га |
45,0 | 42,4 | 44,5 | 44,7 | 44,7 | 44,7 | 44,7 (-0,3 к уровню 2000 года; -4,0 за 2001- 2005 годы) |
в том числе: Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Пермской области |
37,3 |
34,7 |
36,8 |
37,0 |
37,0 |
37,0 |
37,0 (-0,3 к уровню 2000 года; -4,0 за 2001- 2005 годы) |
||
ФГУ "Пермсельлес" |
7,7 | 7,7 | 7,7 | 7,7 | 7,7 | 7,7 | 44,7 (-0,3 к уровню 2000 года; -4,0 за 2001- 2005 годы) |
8. Контроль за ходом реализации Программы
В ходе реализации Программы контролируются:
выполнение утвержденных программных мероприятий (заданий) и показателей по содержанию, объемам, срокам, механизму осуществления;
затраты ресурсов (по видам, срокам поступления и освоения), эффективность их использования;
экономическая эффективность программных мероприятий.
Порядок, содержание и формы предоставления информации исполнителями программных мероприятий устанавливаются актом губернатора области.
Контроль за исполнением Программы осуществляется Законодательным Собранием Пермской области, Контрольно-счетной палатой Пермской области, главным управлением экономики Пермской области, главным управлением природопользования Пермской области, главным управлением финансов и налоговой политики Пермской области.
Текущий контроль своевременности и качества выполнения мероприятий Программы осуществляет главное управление природопользования Пермской области.
<< Статья 3 Статья 3 |
||
Содержание Закон Пермской области от 16 апреля 2001 г. N 1444-227 "Об областной целевой программе использования, охраны, защиты... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.