Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Законом Пермской области от 5 декабря 2003 г. N 1127-232 настоящее приложение изложено в новой редакции, вступающей в силу со дня официального опубликования названного закона
Приложение
к закону Пермской области
от 13 марта 2002 N 66-9
Областная целевая программа "Молодежь прикамья" на 2002 - 2005 годы
5 декабря 2003 г.
Паспорт областной целевой программы
"Молодежь прикамья" на 2002 - 2005 годы
Наименование Программы |
Областная целевая программа "Молодежь Прикамья" на 2002-2005 годы |
Основание для разработки Программы |
Указ губернатора области от 15.05.2001 N 117 "О плане действий администрации Пермской области по приоритетным направлениям на 2001 год" Постановление Законодательного Собрания Пермской области "О Концепции социальной политики в Пермской области" от 22.11.2001 N 1898 |
Государствен- ный заказчик |
Администрация Пермской области |
Основной разработчик Программы |
Комитет по молодежной политике Пермской области |
Руководитель Программы |
Председатель комитета по молодежной политике Пермской области |
Исполнители основных мероприятий Программы |
Комитет по молодежной политике Пермской области, департамент образования Пермской области, департамент культуры и искусства Пермской области, комитет социальной защиты населения Пермской области, аппарат администрации Пермской области, органы местного самоуправления, областной совет профсоюзов (по согласованию), ГУВД (по согласованию), департамент ФГСЗН по Пермской области (по согласованию), военный комиссариат Пермской области (по согласованию) |
Участники Программы |
Комитет по молодежной политике Пермской области, департамент образования Пермской области, департамент культуры и искусства Пермской области, комитет социальной защиты населения Пермской области, аппарат администрации Пермской области, органы местного самоуправления, органы по делам молодежи и иные организации на конкурсной основе |
Цели Программы | Обеспечение процесса социализации молодежи путем создания и развития правовых, социально-экономических и организационных условий для самореализации и духовно-нравственного развития молодежи; инициирование и поддержка позитивных процессов в молодежной среде через создание нормативно-правовой и материально-технической базы, системы научно-методического сопровождения молодежной политики и поддержки молодежных общественных инициатив; обеспечение оздоровления негативных процессов среди молодежи. |
Задачи Программы |
Создание высокоэффективной системы обеспечения молодежной политики в Пермской области; организация занятости и снижение безработицы среди молодежи, создание структур и механизмов, обеспечивающих различные формы трудоустройства подростков и молодежи, стимулирование экономической активности молодежи; создание системы поиска, поддержки и развития талантливой и одаренной молодежи, содействие развитию самодеятельного и профессионального художественного творчества молодежи, в первую очередь, через организацию конкурсов, фестивалей, смотров; создание комплексной системы поддержки молодых семей; создание условий для формирования и развития гражданственности и патриотизма в молодежной среде; профилактика негативных явлений в подростковой среде, формирование позитивной ценностной ориентации молодежи; создание условий для роста и развития молодежных общественных организаций, постепенного делегирования им части полномочий в решении социально значимых проблем; развитие волонтерского движения молодежи; формирование социально активного слоя молодежи, способного позитивно влиять на развитие социально-экономической ситуации в регионе; создание целостной системы изучения молодежных проблем, научно-методического и кадрового обеспечения молодежной политики; организационная поддержка социализации молодежи в современных условиях, развитие позитивных форм досуга, сети информационного сопровождения молодежной политики; создание региональной системы информационного обеспечения молодежной политики; создание системы эффективного управления настоящей Программой |
Важнейшие целевые показатели |
Снижение безработицы среди молодежи; повышение уровня творческой активности молодежи; улучшение положения молодых семей, снижение уровня разводов; снижение уровня негативных процессов в молодежной среде; усиление кадрового потенциала в сфере молодежной политики; степень участия молодежи в мероприятиях Программы; степень развития конкурсных механизмов; уровень влияния проводимых мероприятий на процессы в молодежной среде; качество информационно-методических материалов; степень участия молодежных организаций в реализации Программы; степень вовлеченности учреждений и органов молодежной политики в реализацию Программы |
Общая стоимость Программы |
Общая стоимость Программы - 181082 тыс.рублей, в том числе: 54052 тыс. рублей из бюджетов муниципальных образований; 38384 тыс. рублей из внебюджетных источников. Потребность финансового обеспечения из областного бюджета на 2002-2005 годы - 88646 тыс. рублей, в т.ч.: на 2002 год (в ценах 2002 года) - 10000 тыс.рублей, на 2003 год (в ценах 2003 года) - 14390 тыс.рублей, на 2004 год (в ценах 2003 года) - 32149 тыс.рублей, на 2005 год (в ценах 2003 года) - 32107 тыс.рублей |
Ожидаемые результаты выполнения программных мероприятий |
Трудоустройство около 2 тысяч подростков и молодежи. Создание служб содействия занятости подростков и молодежи в восьми территориях области. Оказание информационно-консультационных услуг 600 начинающим предпринимательским структурам и молодым предпринимателям. Обеспечение жильем около 750 молодых семей. Создание служб по поддержке молодой семьи в шести территориях области. Оказание информационно - консультационных услуг около 800 молодым семьям. Открытие в территориях области 26 клубов военно-спортивной направленности, с количеством занимающихся около 5000 человек. Вовлечение в творческую деятельность более 18000 человек. Создание 1 областного, 3 региональных и 15 городских и районных молодежных информационных центров. Создание единого информационного пространства позволит обеспечить информационными услугами более 50% молодых людей. Создание не менее 26 клубов по месту жительства, 8 центров социальной адаптации подростков и молодежи, 4 дворцов молодежи с охватом более 120 тысяч человек различными видами социальных услуг. Подготовка 60 информационных материалов. Вовлечение не менее 1400 студентов в самостоятельную трудовую деятельность, организация информационной и организационной поддержки при создании студенческих отрядов. Оказание 1550 информационно-консультационных услуг молодым семьям. Снижение количества разводов среди молодых семей до 53 на 100 заключенных браков. Привлечение к нормотворческой деятельности не менее 150 политически активных молодых людей, разработка и выдвижение не менее 10 молодежных инициатив для реализации на региональном уровне. Проведение комплексных социологических исследований с охватом 7000 респондентов. Создание специализированной системы повышения квалификации и переподготовки кадров в сфере государственной молодежной политики. Прохождение переподготовки не менее 270 специалистов, разработка и внедрение 9 специализированных методик и обучающих программ. Подготовка 120 лидеров в молодежной среде региона, внедрение 30 лидерских инициатив. Проведение анализа функционирования системы обмена опытом учреждений, развития системы дворцов молодежи, проведение презентации форм и методов работы на территориях. Общее количество мероприятий составит 200, в них примут участие 7500 человек, в том числе в итоговых мероприятиях - не менее 150 человек ежегодно |
Сроки реализации Программы |
2002-2005 годы |
Система контроля за реализацией Программы |
Контроль за реализацией Программы осуществляет Законодательное Собрание Пермской области, администрация Пермской области, Контрольно-счетная палата Пермской области |
1. Введение
Областная целевая программа "Молодежь Прикамья" на 2002-2005 годы (далее - Программа) определяет в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 03.06.93 N 5090-1 "Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации", постановлениями Правительства Российской Федерации от 03.04.96 N 387 "О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации" и от 27.12.2000 N 1015 "О федеральной целевой программе "Молодежь России (2001-2005 годы)", Законом Пермской области от 19.10.1998 N 253-28 "О государственной молодежной политике в Пермской области", постановлением Законодательного Собрания Пермской области от 22.11.2001 N 1898 "О Концепции социальной политики в Пермской области", приоритетные направления государственной молодежной политики в Пермской области на 2002 - 2005 годы и меры по их реализации.
2. Анализ состояния проблемы
В современных формах развития общества социальная сфера является не просто затратной сферой, поглощающей финансовые средства, но и становится мощным фактором, средством и условием эффективного развития экономики региона. Социальная переориентация, изменение приоритетов экономического и политического развития регионов выдвигают на первый план человеческий фактор в функционировании общества и производства. Таким образом, среди основных ресурсов региона важным, главным и основным является население. Молодежь является его стратегической составляющей. Изменение качества этой составляющей приводит к объективным изменениям в обществе в момент перехода граждан из категории "молодежь" в зрелую жизнь. Учитывая отсутствие массовой миграции молодежи и усиление тенденции включения молодежных лидеров в территориальные и отраслевые элиты, можно отметить, что наиболее активная сегодня часть молодежи будет определять настоящее региона через 10-15 лет.
По данным проведенного в 2000 году Пермским государственным университетом социологического исследования "Социальные проблемы молодежи Прикамья в условиях трансформации российского общества" количество молодых людей в области на рубеже веков составляло 733 тысячи человек или 26% всего населения Прикамья. Из числа трудоспособного населения области 43,7% - молодые граждане. Структура молодого поколения становится все более сложной и многослойной. В настоящее время для молодежи характерен рост привлекательности образования, особенно высшего. Наблюдается рост количества молодых людей, образующих свое собственное дело. Увеличивается число молодых граждан, реализующих свой творческий и интеллектуальный потенциал в различных общественных объединениях, которые играют все большую роль в решении социальных проблем как молодежи, так и общества в целом.
В то же время, большая часть молодежи позиционирует себя вне поля реализации молодежной политики (54% опрошенных молодых людей считают, что государственная молодежная политика в Пермской области недостаточно эффективна, 24% - что ее вообще нет):
отсутствием информированности молодежи в области гражданских, социальных и трудовых прав (75% молодежи отмечают, что не информированы о своих правах);
наличием острой жилищной проблемы (молодежь в Пермской области в среднем обеспечена жильем в 2 раза хуже, чем в целом по России: у 43% - комната в квартире родителей, у 20% - государственная квартира, у 2% - кооперативная квартира, у 5% - комната в коммунальной квартире, у 6% - свой дом, 6% - проживают в одной комнате с родителями, 18% - живут в общежитии);
не обеспечено развивающее обучение кадров, работающих в сфере молодежной политики;
в целом слабо выстроено обеспечение молодежной политики в регионе;
общественные организации не являются проводниками государственной молодежной политики: недостаточна поддержка их деятельности и инициатив.
В условиях социального расслоения, отсутствия у молодых граждан равных шансов на получение образования, достойной работы продолжают нарастать негативные тенденции в молодежной среде. Размываются духовные ценности, ориентиры. Сохраняется высокий уровень преступности. По данным ГУВД Пермской области 67,6% всех преступлений совершаются гражданами от 14 до 30 лет; количество несовершеннолетних, совершивших противоправные деяния в возрасте от 14 до 16 лет, на протяжении 1999-2001 годов постоянно увеличивается. Около 70% лиц, потребляющих наркотики, составляют молодые люди до 30 лет.
Одним из факторов, влияющих на уход молодежи в наркотическую зависимость и криминальную среду, является отсутствие в жизни молодого человека иных, организованных при помощи и в интересах государства, "адреналиновых зон" - побед, выступлений, споров, творчества, геройствования и др.
Интенсивная адаптация молодых граждан к различным формам социальных отношений, т.е. начало активной реализации ими своих прав и обязанностей, своего жизненного потенциала, приходится на возраст от 14 до 30 лет (активное социальное становление, получение общего, профессионального образования, начало трудовой деятельности, служба в Вооруженных Силах Российской Федерации, создание семьи, рождение и воспитание детей). Именно в этот период исключительно важно государственное внимание и стимулирование созидательного потенциала молодежи.
В 1998 году Законодательным Собранием Пермской области был принят Закон Пермской области "О государственной молодежной политике в Пермской области". В целях его реализации, создания экономических, организационных, правовых условий и гарантий для социального становления молодежи, начиная с 1998 года за счет средств областного бюджета производилось финансирование плана мероприятий по реализации основных направлений данного Закона. С 1999 года в Закон Пермской области "О минимальной бюджетной обеспеченности Пермской области" внесен раздел 1803 "Молодежная политика", в соответствии с которым финансируются учреждения и мероприятия в сфере молодежной политики.
На первом этапе реализации областной целевой программы "Молодежь Прикамья" активно начали решаться многие проблемы в сфере молодежной политики.
В настоящее время наблюдается рост внимания административных органов к проблемам молодежи: во всех исполнительных органах местного самоуправления созданы структуры по работе с молодежью. В двадцати одной из сорока территорий Пермской области представительными органами местного самоуправления приняты и действуют комплексные программы по молодежной политике. За последние два года в тридцати одной территории области создана и развивается сеть учреждений по работе с молодежью: 69 клубов по месту жительства, 3 центра клубов по месту жительства, 7 социально - реабилитационных центров, 8 молодежных информационных центров, 10 дворцов молодежи. Растет осознание необходимости постоянной работы с молодежью у руководителей организаций независимо от их формы собственности (создаются службы по работе с молодежью).
Существенно выросло в 2002 году количество участников культурно-массовых мероприятий, проводимых учреждениями органов по делам молодежи, - фестивалей, смотров, конкурсов. Создаются службы содействия занятости и студенческие отряды. Внедряются конкурсные механизмы поддержки молодежных инициатив как на муниципальном, так и на региональном уровнях. Выявляются инновации в работе с молодыми семьями. С 2002 года становится традиционным проведение фестиваля исторических городов Прикамья. Возрождаются различные формы военно-патриотического воспитания молодежи.
Таким образом, деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления в Пермской области по решению молодежных проблем осуществляется в условиях правового, организационного и финансового обеспечения.
Реализация областной целевой программы "Молодежь Прикамья" позволит осуществить систему экономических, социальных, организационных мер в создании условий для решения проблем молодежи.
3. Цели и задачи Программы
Обеспечение процесса социализации молодежи путем создания и развития правовых, социально-экономических и организационных условий для самореализации и духовно-нравственного развития.
Создание условий для реализации инновационного потенциала молодежи путем развития социального проектирования, лидерства в молодежной среде, поддержки добровольческого движения.
Создание высокоэффективной системы обеспечения молодежной политики в Пермской области.
Организация занятости и снижение безработицы среди молодежи, создание структур и механизмов, обеспечивающих различные формы трудоустройства подростков и молодежи, стимулирование экономической активности молодежи.
Создание системы поиска, поддержки и развития талантливой и одаренной молодежи, содействие развитию самодеятельного и профессионального художественного творчества молодежи, в первую очередь, через организацию конкурсов, фестивалей, смотров.
Создание комплексной системы поддержки молодых семей.
Создание условий для формирования и развития гражданственности и патриотизма в молодежной среде.
Профилактика негативных явлений в подростковой среде, формирование позитивной ценностной ориентации молодежи.
Создание условий для роста и развития молодежных общественных организаций, постепенного делегирования им части полномочий в решении социально значимых проблем.
Развитие волонтерского движения молодежи.
Формирование социально активного слоя молодежи, способного позитивно влиять на развитие социально-экономической ситуации в регионе.
Создание целостной системы изучения молодежных проблем, научно-методического и кадрового обеспечения молодежной политики.
Организационная поддержка социализации молодежи в современных условиях, развитие позитивных форм досуга, сети информационного сопровождения молодежной политики.
Создание региональной системы информационного обеспечения молодежной политики.
4. Этапы и сроки реализации Программы
Программа реализуется в 2 этапа.
Первый этап (2002-2003 годы) предусматривает:
нормативно-методическое обеспечение молодежной политики;
построение системы информационного обеспечения молодежной политики;
создание системы государственной поддержки молодежных общественных инициатив.
Второй этап (2004 - 2005 годы) предусматривает:
развитие и поддержку сети учреждений в территориях области, внедрение современных технологий работы учреждений органов по делам молодежи;
совершенствование системы государственной поддержки молодежных общественных инициатив;
создание системы содействия экономической самостоятельности молодых граждан;
формирование социально активного слоя молодежи, способного позитивно влиять на развитие социально-экономической ситуации в регионе.
5. Ресурсное обеспечение Программы
При реализации программных мероприятий используются финансовые, кадровые, материально-технические ресурсы. Источниками ресурсного обеспечения Программы являются средства областного бюджета, бюджетов муниципальных образований, а также внебюджетные средства. Привлечение средств федерального бюджета за счет федеральных целевых программ возможно при условии участия исполнительных органов государственной власти в конкурсных программах.
Существенную роль в финансировании Программы играют возможности непосредственных исполнителей по привлечению внебюджетных средств. Конкретные объемы выделяемых средств из областного бюджета определяются ежегодно.
6. Механизм реализации Программы
В целях эффективного контроля за реализаций программных мероприятий главным распорядителем кредитов и координатором Программы является комитет по молодежной политике Пермской области. Взаимодействие комитета по молодежной политике Пермской области с другими исполнителями Программы осуществляется путем заключения договоров и соглашений, определяющих взаимные права и обязанности, а также конкретные сроки и объемы финансирования.
7. Контроль за реализацией Программы
Законодательное Собрание и администрация Пермской области осуществляют контроль, координируют деятельность органов государственной власти по вопросам организации, выработке дополнительных управленческих решений с целью наиболее полной реализации Программы.
Комитет по молодежной политике Пермской области:
осуществляет оперативный контроль за реализацией программных мероприятий;
обеспечивает ознакомление с Программой и задачами ее реализации исполнительные государственные органы власти, органы местного самоуправления, общественные организации и объединения;
разрабатывает и утверждает систему статистических показателей, необходимых для осуществления мониторинга за реализацией Программы;
совместно с главным управлением экономики Пермской области проводит ежеквартальный анализ выполнения Программы;
совместно с органами местного самоуправления обеспечивает предоставление информации, необходимой для контроля за реализацией Программы.
8. Методы оценки ожидаемой эффективности
Оценка эффективности реализации программных мероприятий производится путем регулярного анализа показателей эффективности. Особую роль играет проведение социологических исследований, независимой оценки и мониторинга.
Комитет по молодежной политике Пермской области, непосредственные исполнители проводят опросы целевой аудитории мероприятий, анализ публикаций в средствах массовой информации, доступной статистической информации, в том числе в муниципальных образованиях.
Важнейшими показателями для проведения оценки эффективности программных мероприятий являются:
снижение уровня безработицы среди молодежи, реальное содействие трудоустройству 7900 молодых людей;
повышение уровня творческой активности молодежи, вовлечение в творческую деятельность 24000 человек;
улучшение положения молодых семей, снижение уровня разводов до показателя 53 на 100 заключенных браков;
снижение уровня негативных процессов в молодежной среде, снижение уровня молодежной преступности на 15%;
усиление кадрового потенциала в сфере молодежной политике, подготовка и переобучение 810 специалистов учреждений, работающих в сфере молодежной политики;
степень участия молодежи в мероприятиях Программы, участие в мероприятиях Программы 365000 молодых людей;
степень развития конкурсных механизмов, поддержка до 140 различных проектов в сфере молодежной политики;
уровень влияния проводимых мероприятий на процессы в молодежной среде, проведение социологических исследований с охватом не менее 7000 респондентов;
качество информационно-методических материалов, издание необходимых тиражей в объеме 18000 экземпляров;
степень участия молодежных организаций в реализации Программы, участие в мероприятиях не менее 650 молодежных организаций.
9. Ожидаемые результаты реализации Программы
В результате реализации Программы будет получен весомый
социально-экономический эффект:
созданы социально-экономические и организационные условия для самореализации и духовно-нравственного развития молодежи;
созданы условия для реализации инновационного потенциала молодежи путем развития социального проектирования, лидерства в молодежной среде, поддержки добровольческого движения;
создана высокоэффективная система обеспечения молодежной политики в Пермской области.
В результате реализации программных мероприятий происходят институциональные изменения в сфере молодежной политики, обновляется и совершенствуется нормативно-правовая база. Система профессиональной подготовки приобретает возможности саморазвития. Созданные информационно-методические материалы составляют основу для профессиональной деятельности специалистов учреждений органов по делам молодежи.
Материально-технические возможности учреждений органов по делам молодежи резко возрастают и используются для достижения стабильно высокого уровня участия молодежи в решении социальных проблем региона.
В совокупности все это способствует наиболее полному включению молодежи в социально-экономические процессы, ее трудовой и досуговой занятости. Возрастает политическая и социальная стабильность в регионе.
<< Статья 4 Статья 4 |
Раздел I. >> Обеспечение процесса социализации молодежи |
|
Содержание Закон Пермской области от 13 марта 2002 г. N 66-9 "Об областной целевой программе "Молодежь Прикамья" на 2002... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.